1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Где был запатентован саксофон в каком городе. Строение саксофона

Саксофон

Саксофон – духовой музыкальный инструмент, востребованный, популярный, обладающий неповторимым звуком; при этом он уникален не только своим строением и характеристиками, но и историей, ведь был создан в середине XIX века, что большая редкость для музыкального мира. Интересно, что он используется в духовых оркестрах или в музыкальных направлениях типа Jazz, но намного реже встречается в оркестрах симфонических. Сейчас получает распространение ансамблевое использование саксофона; кроме того, специалисты отмечают высокую важность и применимость в современной эстрадной музыке, где сакс может играть как центральную, так и вспомогательную роль. В различных культурах саксофон играет свою роль, но в некоторых странах – первостепенную.

Если конкретней, то данный инструмент имеет следующие номенклатурные определители:

  • язычковый;
  • духовой;
  • тростевой.

Краткая история происхождения

Название связано с именем изобретателя – А. Сакс стал прародителем новой линейки духовых инструментов. Речь идет о семействе – сопраниссимо-контрабас, которое представлено в современное время 8-ю (различными по конструкции и звучанию) «саксами». Так было не всегда, и на разработку новых представителей «семьи» ушло более 150-ти лет. Впервые саксофон был показан на «Брюссельской промышленной выставке» в 1841 году, но тогда он не имел современного названия и позиционировался как «офиклеид мундштучный». Строение было похоже на нынешнее: металлический корпус конической формы, одинарная «трость» (которая была взята от кларнета и мало чем отличалась от оригинала), мундштук. Специалисты сразу отметили наличие ветвистой змееобразной формы – переплетенной и скрученной. Система кольцевых клапанов была установлена по принципу Т. Бёма.

Появление саксофона в классике и на эстраде

Изобретатель через несколько лет получил патент на новую систему духовых инструментов, куда вошли 8 разновидностей саксофона. Интересно , что впервые эти модели появились во французских военных оркестрах, что сразу же стало отличать их от других национальных милитаризированных коллективов. Позже многие европейские композиторы включали саксофон в свои аранжировки и концерты. Инструмент получил немалую популярность и появлялись мастера, которые показывали высокий класс игры на новой «трубе». Интересно, что класс саксофона был открыт только в середине XX века во время второй мировой войны в «Парижской консерватории». Эстафета перешла к американским музыкантам, которые сразу разглядели уникальные качества семейства.

Саксофон в джазе

Направление Jazz выбрало доминирующим музыкальным инструментом саксофон неспроста, так как оно по своему духу было революционно и стремилось использовать самые передовые музыкальные средства и инструменты на то время. То есть спустя 100 лет инструмент вернулся и пережил второе рождение. Он снова стал изготавливаться в промышленных масштабов и успешно покупался, несмотря на сложность сборки и существенную цену. Можно послушать, как известный саксофонист Felix Slovacek исполняет мелодию из фильма «Крестный отец», чтобы прочувствовать весь неповторимый шарм, который создает саксофон.

Строение

Существует специальный сплав, томпак, который служит основой для конической трубы саксoфона, это медь и цинк, соединенные в специальной пропорции. Также применяется пакфонг – когда в томпак добавляется небольшая доля никеля. Некоторые детали целесообразно делать из латуни, так и поступают. Форма «чубук» использована для того, чтобы загнутая труба была более компактной. Немногие знают, что саксофоны «сопрано» не загибаются , потому что нет необходимости в большой длине трубки.

Инструмент имеет три основных конструктивных составляющих:

На эску можно надевать один из нескольких видов мундштуков – тут уже решает сам музыкант, в зависимости от индивидуальных предпочтений. Применяют пластик или черный эбонит; как говорилось выше, форма и строение мундштука полностью совпадает с кларнетовским. Мундштук влияет на звучание, поэтому иногда может быть сменен во время исполнения конкретного произведения несколько раз. Звукообразующий элемент – язычок, его изготавливают из особых сортов «дерева», например из бамбука, тростника или камыша. Инструмент имеет сложную клапанную систему , их количество может варьироваться. Именно из-за этой конструктивной сложности стоимость саксофона так высока. Всего существует 14 типов этого музыкального инструмента, но из них 6 практически никогда не используются, и встретить их очень сложно. Разве что у коллекционеров или «винтажных» музыкантов.

Квартет саксофонов

Существуют самые популярные модификации, они составляют квартет и могут играть вместе, получается интересный и своеобразный звук.

Отметим, какие саксофоны используются в данном случае:

  • сопрановый;
  • альтовый;
  • теноровый;
  • баритоновый.

Если рассмотреть аппликатуру, то станет ясно, что она очень схоже с гобойной. Но это лишь видимость, так как звукоизивлечение происходит все-таки по принципу кларнета. Специалисты отмечают, что на нашем инструменте регистры более однородны, нежели на кларнете. Возможна большая амплитудная вибрация звука при помощи использования клапанов и мундштука. Интересно, что основным достоинством саксофона считают способность сливаться с деревянными духовыми, а также с «медными». Сила звука его очень высока, почти как у валторны.

Перечислим основные приемы игры, которые применяются классиками и современными виртуозами в джазе:

  • фруллато (трубное тремоло);
  • резонансное звучание;
  • многоголосье;
  • флажолетная техника;
  • игра в сверхвысоком регистре и др.

Роль и значение саксофона

Если спросить у экспертов, какое значение имеет саксофон и что он принес в современную музыку, то ответ будет скорей всего таким: никакой другой инструмент не может дать такой высокий уровень чувственности, именно поэтому он задает такие высокие рамки восприятия музыкальных произведений современности. Композиторы стараются затронуть глубинные струны души слушателя, поэтому им нужны самые новейшие инструменты и технологии. Недаром саксфон называют инструментом для души , в этом солидарны многие меломаны по всему миру, он может передать переживания героев, чувства, волнение, ощущение страха, восторга и др. Разумеется, играть на саксофоне непросто, нужно учиться, но современные консерватории обладают соответствующими классами, и дают образование студентам. Проблема заключается в том, что на отечественном пространстве не так много магазинов, где можно купить саксофон, и популярность его остается лишь элитной, но никак не народной. В каждом доме можно встретить гитару или синтезатор, пианино, но никак не саксофон. Нужно помнить, что в прежние времена этот инструмент был запрещенным по всему СНГ, достаточно вспомнить крылатое выражение «сегодня он играет джаз, а завтра родину продаст». Сейчас ситуация изменилась в лучшую сторону и меломаны могут наслаждаться саксофонной музыкой – как в аудио, так и в видео формате. В заключение можно сказать, что, возможно, этот музыкальный инструмент будет продолжать развиваться и появятся новые модели, разновидности, типы, которые сыграют свою роль в непрекращающейся музыкальной революции.

Видео

Слушать саксофон

МирТесен

Музыка, клипы, дискография, тексты песен и многое другое.

История Саксофона.

язычковый деревянный духовой музыкальный инструмент с одинарной тростью

Саксофо́н — тростевой духовой музыкальный инструмент, по принципу звукоизвлечения принадлежащий к семействуязычковых деревянных духовых музыкальных инструментов. Семейство саксофонов сконструировано в 1842 годубельгийским музыкальным мастером Адольфом Саксом и запатентовано им четыре года спустя. С середины XIX века саксофон используется в духовом оркестре, реже — в симфоническом, также в качестве солирующего инструмента в сопровождении оркестра (ансамбля). Является одним из основных инструментов джаза и родственных ему жанров, а также эстрадной музыки. Инструмент обладает полным и мощным звучанием, певучим тембром и большой технической подвижностью.

Изобретение саксофона относится к началу 1840-х годов. В это время Сакс, работавший в музыкальной мастерской своего отца в Динане и уже получивший несколько патентов, искал возможности устранить интонационные расхождения междудеревянными и медными инструментами духовых оркестров, заполнить тембровое пространство между ними и заменить громоздкие и несовершенные басовые офиклеиды. Именно под названием «мундштучный офиклеид» новый инструмент был впервые представлен на Брюссельской промышленной выставке в августе 1841 года. Этот инструмент обладал металлическим коническим корпусом, мундштуком с одинарной тростью (почти без изменения заимствованным у кларнета), системой кольцевых клапанов Теобальда Бёма, но при этом имел «змееобразную» (скрученную) форму.

В 1842 Сакс прибыл в Париж, где также планировал продвигать своё новое изобретение. 12 июня композитор Гектор Берлиоз, друг Сакса и музыкальный новатор, публикует в парижском « Journal des Debats » статью, посвящённую новому инструменту, к которому впервые применяет название « саксофон », вскоре получившее широкое распространение. Берлиоз же стал автором первого сочинения с участием саксофона — Хорала для голоса и шести духовых инструментов, в котором помимо саксофона использовались и другие инструменты, сконструированные или усовершенствованные Саксом (например, бас-кларнет). 3 февраля 1844 композитор сам продирижировал этим произведением, а уже в декабре саксофон впервые появился в оперном оркестре на премьере оперы Жоржа Кастнера «Последний царь Иудеи». В том же году саксофон был представлен на промышленной выставке в Париже.

21 марта 1846 года Сакс получил во Франции патент на «систему духовых инструментов, называемых саксофонами», включавшую восемь разновидностей. За год до того саксофоны вместе с другими инструментами, сконструированными Саксом (саксгорнами и саксотрубами), были введены во французские военные оркестры для замены гобоев, фаготов и валторн.

Будучи знатоком оркестровки и возможностей инструментов, Берлиоз включил в свой труд «Искусство инструментовки» достаточно обширную статью о саксофонах и дал этим инструментам положительную характеристику. Композиторы периодически включали саксофон в оркестр (как правило, в операх): Галеви — «Вечный жид» (1852), Мейербер — «Африканка» (1865), Тома — «Гамлет» (1868) и «Франческа да Римини» (1882), Делиб — «Сильвия» (1876), Массне — «Король Лахорский» (1877), «Иродиада» (1881) и «Вертер» (1886), Сен-Санс — «Генрих VIII» (1883), Венсан д’Энди — «Фервааль» (1895) и др. В симфоническом оркестре саксофон использовался намного реже, один из самых известных случаев его применения — музыка Жоржа Бизе к драме Альфонса Доде «Арлезианка» (1874), где этому инструменту поручены два больших сольных эпизода.

В 1857—1870 годах Сакс преподавал игру на саксофоне в военном училище при Парижской консерватории. За эти годы он подготовил множество первоклассных музыкантов и вдохновил композиторов на создание сочинений, написанных специально для саксофона (в частности, постоянное сотрудничество связывало Сакса с его другом юности Жаном-Батистом Синжеле, регулярно писавшим Саксу конкурсные пьесы для экзаменов). Но в 1870 году разразилась война, большинство учеников училища ушли на фронт, и спустя некоторое время оно было закрыто. Класс саксофона в Парижской консерватории был открыт лишь в 1942 году. После 1870 года в Европе начался период упадка интереса к инструменту, однако «эстафету» приняли американские музыканты, в частности, Элиза Холл, успешно выступавшая в качестве сольного исполнителя.

Начало XX века отмечено новым всплеском интереса классических композиторов к саксофону. В 1920-е годы в свои сочинения его ввели Дариюс Мийо (балет «Сотворение мира»), Жермен Тайфер, Морис Равель (в его «Болеро» используется сразу три саксофона — сопранино, сопрано и тенор), Мануэль Розенталь и другие. Кроме того, проникавший в Европу джаз, где саксофон уже стал одним из доминирующих инструментов, имел большой успех. Это и предопределило триумфальное возвращение саксофона и его необычайную популярность в музыке XX века.

Среди других сочинений этого времени, в которых задействован саксофон, можно упомянуть оперу «Кардильяк» (1926) Пауля Хиндемита, балет «Золотой век» Дмитрия Шостаковича (1930), сюиту «Поручик Киже» (1934) и балет «Ромео и Джульетта» (1938)Сергея Прокофьева, ораторию «Жанна д’Арк на костре» (1935) Артюра Онеггера, Скрипичный Концерт и оперу «Лулу» Альбана Берга, балет «Гаянэ» Хачатуряна а также многие другие произведения. Саксофон исполняет главную тему в пьесе «Старый замок» из цикла «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского в оркестровке Мориса Равеля, а также лиричное соло в среднем разделе первой части «Симфонических танцев» Сергея Рахманинова.

Был написан также ряд сольных сочинений для саксофона: Рапсодия Дебюсси (1903, оркестрованная Жаном Роже-Дюкассом в1911); Концерт, соч. 109 Александра Глазунова; две Баллады Франка Мартена, Хорал с вариациями, соч. 55 Венсана д’Энди; Камерное концертино Ибера; «Легенда» Флорана Шмитта; Концерт Ларса-Эрика Ларссона; Концерт для двух фортепиано, хора и квартета саксофонов с оркестром (1934) Жермен Тайфер; Сюита для саксофона и гитары, соч. 291 (1976), Трио для трех саксофонов, соч. 331 (1979),Концерт для саксофона и струнного оркестра, соч. 344 (1980) Алана Хованесса; Концерт для квартета саксофонов с оркестром Филипа Гласса (1995); Концерт для саксофона и виолончели с оркестром Майкла Наймана (1996); а также произведения менее известных авторов, таких как Жан Абсиль, Хенк Бадингс, Эжен Бозза, Гастон Брента, Андре Капле, Рэймон Шеврёй, Мариус Констан, Уилл Эйзенман, Анри Томази и многих других. Среди русских композиторов, создававших произведения для саксофона (соло и ансамбли), — Эдисон Денисов, София Губайдулина, Вячеслав Артёмов, Николай Пейко, Андрей Эшпай, Татьяна Чудова, Юрий Каспаров, Дмитрий Капырин.

С 1969 года регулярно проводятся Всемирные конгрессы саксофонистов, в рамках которых проходят конкурсы и фестивали, издаются книги и периодические издания. В 1995 году в Бордо был открыт Европейский центр саксофона, задачей которого является сбор всех существующих материалов, имеющих отношение к саксофону, и дальнейшее продвижение этого инструмента в рамках современной музыки.

В конце XIX века в США зародился новый музыкальный стиль — джаз, и саксофон почти сразу стал одним из основных его инструментов. Специфичное звучание инструмента и огромные выразительные возможности как нельзя лучше подходили для этого стиля. Примерно с 1918 года, по выражению одного из критиков, страну захлестнула «саксофономания». Налаженное массовое производство этих инструментов способствовало их быстрому распространению, и уже по самым ранним из сохранившихся записей джазовых музыкантов конца 1910-х — начала 1920-х годов можно услышать, что саксофон пользуется огромной популярностью в этом жанре.

В эпоху свинга (с середины 1930-х годов) в моду вошли джазовые оркестры (биг-бэнды), в которых группа саксофонов стала обязательной частью. Как правило, в состав такого оркестра входили не менее пяти саксофонов (два альтовых, два теноровых и один баритоновый), однако состав мог варьироваться, при этом один из саксофонистов также иногда играл на кларнете, флейте или более высокой разновидности саксофона (сопрано или сопранино). Среди выдающихся саксофонистов этого времени, игравших соло, — Лестер Янг (1909—1954), Коулмен Хоукинс (1904—1969), позднее — Чарли Паркер (1920—1955).

В современном джазе саксофон остаётся одним из ведущих инструментов. Во второй половине XX века крупными исполнителями были Джулиан «Кэннонболл» Эддерли (1928—1975), Джон Колтрейн (1926—1967), Джерри Маллигэн, Бад Шенк, Фил Вудс, Орнетт Коулман, Стэн Гетц, Пол Дезмонд и многие другие.

Строение саксофона

Саксофон представляет собой коническую трубку, изготавливаемую, как правило, из специальных сплавов: томпака (сплав меди ицинка), пакфонга (тот же состав, с добавлением никеля) или латуни. Для компактности трубка саксофона изогнута в форме чубка. Высокие разновидности саксофона (сопрано и сопранино) имеют небольшую длину и поэтому обычно не изгибаются. Современные фирмы-изготовители музыкальных инструментов иногда выпускают прямые басовые саксофоны и, наоборот, изогнутые сопрановые, но это практикуется лишь в качестве эксперимента.

Саксофон состоит из трёх частей: раструба, собственно корпуса, и «эски» (тонкой трубки, продолжающей собой корпус). На эску насаживается мундштук, строение которого очень похоже на строение мундштука кларнета: он также имеет клювообразную форму, изготавливается из чёрного эбонита или пластика, а иногда из металла. Многообразие жанров и направлений, в которых используется саксофон, определило большое количество вариантов строения самого мундштука в зависимости от требуемого звучания.

Мундштуки отличаются друг от друга по таким параметрам, как «пасть» (расстояние от кончика трости до верхнего кончика мундштука) и длина выемки (длина свободной части прижатой к мундштуку трости). Для классического исполнения используются мундштуки с меньшими пастями, для других жанров — с более широкими.

Звукообразующим элементом на саксофоне является трость (язычок), которая тоже схожа по строению с тростью кларнета. Обычно для её изготовления применяется бамбук, камыш или тростник, однако некоторые модели делаются из синтетических материалов. В зависимости от разновидности саксофона, для которой они предназначены, трости имеют разные размеры.

Трость прикрепляется к мундштуку с помощью особого приспособления — лигатуры (машинки), представляющей собой небольшой хомутик с двумя винтами. Лигатура для классического саксофона делается из металла, музыканты джаза и других жанров используют наравне с металлическими лигатурами кожаные, дающие трости более свободное колебание.

Для предохранения трости от случайного повреждения используется специальный металлический или пластмассовый колпачок, который надевается на мундштук, если инструмент долго не используется.

Саксофон снабжён сложной системой клапанов, закрывающих и открывающих отверстия на его корпусе. Их количество варьируется от 19 до 22 в зависимости от разновидности инструмента.

Семейство саксофонов

Семейство саксофонов, сконструированных Саксом, состояло из четырнадцати разновидностей. В наше время используется только семь:

Немного об инструментах. Саксофон. Часть первая. История создания.

Саксофон изобрел бельгиец Адольф Сакс в середине XIX века. Инструменту пришлось пройти долгий путь, чтобы завоевать признание музыкантов. Преодолев насмешки и критику, саксофон в конце концов добился популярности и огромного успеха.

Своим успехом он обязан тому, что, несмотря на металлический корпус, он обладает всеми преимуществами деревянных духовых инструментов — технической подвижностью, певучестью, меньшей резкостью звука по сравнению с медными инструментами.

Саксофон — самый «молодой» и один из немногих изобретенных инструментов в оркестре. Его придумал бельгийский производитель музыкальных инструментов Антуан Жозеф Сакс (1814 — 1894). Сакс родился в бельгийском городе Динан ,известном изделиями из меди. Его отец занимался производством музыкальных инструментов. Антуан, которого прозвали Адольфом, пошел по его стопам.

Первый саксофон мастер изобрел в 1840 году. Начальный вариант инструмента был очень похож на современный баритоновый саксофон. Изобретатель продолжал работу над усовершенствованием инструмента. Так на свет появилось большое семейство саксофонов. В 1846 году Адольф Сакс получил свой первый патент.

Некоторые из коллег Сакса насмехались над его изобретением и называли «чудовищем» и «гибридом», так как по характеристикам и звуковым возможностям он находится на полпути между деревянными и духовыми инструментами.

Но несмотря на критику, Адольф Сакс получал и поддержку со стороны многих представителей музыкальной элиты того времени. Например, композиторы Россини и Берлиоз высоко оценили новый инструмент и вводили его в свои произведения.

Кроме того, инструмент начал использоваться в духовых оркестрах пехотных полков. В военном училище при Парижской консерватории стали преподавать игру на саксофоне. А вот симфонические оркестры с неохотой принимали саксофон в свои ряды.

Адольф Сакс создал большое семейство инструментов, насчитывающее от 9 до 14 представителей( на этот счет существуют некоторые разногласия). Он разделил их на две группы по строю. Пять из них в строях «си-бемоль» и «ми-бемоль» предназначались для военных духовых оркестров. Остальные инструменты в строях «фа» и «до» создавались для симфонических оркестров.

Так как в симфоническом оркестре саксофон был мало популярен, Сакс решил сосредоточиться на совершенствовании первой группы. Семь инструментов из нее дошли до наших дней. Это сопранино и сопрано ( обычно прямые, их трубка не имеет характерной изогнутой формы), альтовый саксофон, саксофон тенор, баритон, басовый и контрабасовый саксофоны(обычно используются только в военных оркестрах).

Постепенно саксофон стал больше использоваться композиторами в произведениях и к концу XIX века был включен в состав симфонического оркестра. Но на вершину успеха его привел джаз. Джазовые группы начали широко использовать этот инструмент с 1920-х годов.

Источники:

http://www.legato.su/stati/saksofon.html
http://s30421808267.mirtesen.ru/blog/43033177378
http://zen.yandex.ru/media/id/5afd43015f4967a269c245c3/5b233c097ddde8d1ca77d0c5

Читать еще:  Скрипка Страдивари и её история. Чем прославился Антонио Страдивари
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector