Где хранится оригинал картины княжна тараканова. Константин Дмитриевич Флавицкий
Флавицкий. Княжна Тараканова. Две или одна?
Флавицкий Княжна Тараканова ,1864г.Третьяковская галерея.
Всем нам с детства знакома эта картина.Помню только,что мне было очень жаль эту испуганную девушку.Сколько страха и отчаяния на её лице.
Русский художник К. Д. Флавицкий (1830-1866) вошел в историю русской живописи как художник одной картины — «Княжна Тараканова», за которую автора удостоили звания профессора исторической живописи. И поныне это полотно в числе самых популярных экспонатов Третьяковской галереи.
Флавицкий ещё за рубежом о задумал написать картину, посвященную злосчастной судьбе знаменитой авантюристки. Об этом свидетельствует рисунок, сделанный в Италии и ныне хранящийся в Государственном Русском музее. Возвратившись из-за границы, Флавицкий в течение двух, лет писал “Княжну Тараканову”, показав последний её час.
Картина была написана в 1864 году, и в этом же году впервые выставлена в Академии художеств.В. В. Стасов, известный критик того времени, высоко ценивший картину, назвал полотно Флавицкого: «чудесной картиной, славой нашей школы, блистательнейшим творением русской живописи».Она имела огромнейший успех и в Петербурге, и в Москве, и за рубежом, в том числе на Всемирной выставке в Париже
Работу приобрёл Павел Третьяков для его коллекции уже после смерти художника. Сюжетом для картины послужило предание о гибели Таракановой во время наводнения в Санкт-Петербурге 21 сентября 1777 года.
Неточности в написании картины
Наводнение, которое покрыло волнами территорию Петропавловской крепости, третье по своей силе за всю историю Петербурга , произошло 21 сентября 1777 года, когда вода поднялась на 310 сантиметров выше ординара. Умерла же Тараканова почти за два года до этого наводнения.
Согласно источникам Тараканова была заключена в деревянную тюрьму Алексеевского равелина. На картине же — каменный каземат с большим для тюрьмы окном.
При Таракановой по личному приказу императрицы находились неотлучно трое стражников. На полотне она в одиночестве. Стража под страхом смерти не могла покинуть столь важную преступницу.
На полотне изображён каземат Петропавловской крепости, за стенами которой бушует наводнение. Морозный поток воды из зарешеченного окна уже затопил пол и подступает к краю постели, где копошатся встревоженные крысы.
В заплесневевшей камере видны обычные жалкие предметы арестантского обихода — грубая овчина, заменяющая одеяло, простой деревянный стол, на нем разломанная краюха хлеба и глиняная кружка. Ветхая деревянная кровать вот-вот скроется под водой. А на постели почти без чувств от ужаса и отчаяния стоит, откинувшись к стене прекрасная молодая черноволосая женщина в пышном бархатном платье.
Ее поза, воскового цвета лицо, полузакрытые глаза — все говорит о том, что силы покидают ее. Но и в эти последние минуты перед неотвратимой смертью она кажется прекрасной.
История обошлась с ней жестоко, не донеся до нас даже подлинного её имени, было много имён : госпожа Франк, Шель, Тремуйль, Али-Эмете, принцесса Владомир, Элеонора, принцесса Азовская, принцесса Елизавета Владимирская.
Мы же знаем ее как княжну Тараканову. Знаем, прежде всего, по одноименному роману Г. Данилевского и известной картине художника К. Флавицкого.
Сохранились воспоминания очевидцев.
Вот как ее описывает граф Валишевский:
«Она юна, прекрасна и удивительно грациозна. У нее пепельные волосы, как у Елизаветы, цвет глаз постоянно меняется — они то синие, то иссиня-черные, что придает ее лицу некую загадочность и мечтательность,и, глядя на нее, кажется, будто и сама она вся соткана из грез. У нее благородные манеры — похоже, она получила прекрасное воспитание. Она выдает себя за черкешенку,точнее, так называют ее многие,— племянницу знатного, богатого перса. »
«Насколько можно судить, она — натура чувствительная и пылкая. У нее живой ум, она обладает широкими познаниями, свободно владеет французским и немецким и говорит без всякого акцента. По ее словам, эту удивительную способность к языкам она открыла в себе, когда странствовала по разным государствам. За довольно короткий срок ей удалось выучить английский и итальянский, а будучи в Персии, она научилась говорить по-персидски и по-арабски».
В тюрьме у неё тоже были поклонники: польский граф Огинский и другой верный поклонник – граф де Рошфор-Валькур, которого ее красота буквально пленила. Граф признался княжне в любви, и та, похоже, не осталась равнодушной к его чувству.
Умерла она в стенах тюрьмы 4 декабря 1775 года от чахотки. Странная судьба. Тараканова могла бы выйти из каземата и жить. Возможно не на воле, возможно в монастыре, но жить! Убить ее Екатерина бы не осмелилась. Слишком опасно. Ей нужно было только признать свои притязания незаконными и назвать свое настоящее имя, но она предпочла умереть в ранге непризнанной русской принцессы, оставив в нашей истории удивительную загадку:
«Кто же Вы такая, госпожа Тараканова?»
История сохранила сведения и о другой княжне Таракановой.
Августа Тимофеевна Тараканова.
Вступив на престол 6 декабря 1741 года, Елизавета Петровна приблизила к себе своего любимца Алексея Григорьевича Разумовского, недавнего церковного певчего, обладавшего дивным голосом и буйным молодецким характером.
Он стал действительным камергером, управляющим имениями, императрица возложила на него андреевскую ленту и пожаловала своему фавориту графское достоинство, позже звание генерал-фельдмаршала.По воспоминаниям иностранных писателей, современников и знакомых этой четы, у Елизаветы Петровны от брака с Разумовским были дети – сын и дочь. По законам, рождённые от морганатического брака, даже и законного, не имели права на престолонаследие.
Более того, с течением времени они должны были утвердиться в мысли о необходимости добровольно отказаться от света и посвятить жизнь свою Богу, дабы нечестивые люди не смогли использовать их имена в корыстных целях и политических интригах. О сыне письменных свидетельств не сохранилось.По слухам, жил он до самой своей кончины в одном из монастырей Переславля-Залесского и горько жаловался на свою участь.
Дочь императрицы носила имя Августа. Она, как и брат, получила фамилию Тараканова. По отчеству звалась Матвеевной. И фамилия, и отчество вымышленные. Никаких документальных известий о жизни Августы до 1785 года нет.Была Досифея нрава кроткого и, говорят, после свидания с Екатериной II сама дала согласие на постриг.
Лишь в тот год, когда ей исполнилось сорок лет, по именному повелению Екатерины II её привезли в Ивановский монастырь Москвы, где она была пострижена в монахини с именем Досифея. 25 лет пребывала она в монастыре.
Зналась лишь с игуменьей, духовником и московским купцом Филиппом Шепелевым. Жила в одноэтажных каменных келиях, в помещении, составлявшем две уютные комнаты и прихожую для келейницы. На содержание её отпускалась особенная сумма из казначейства.
По смерти Екатерины II Досифею навещали известные люди, приезжая поздравлять по большим праздникам. Но до самой смерти Досифея жила неспокойно, вздрагивала при каждом шорохе и стуке.
Был у неё портрет Елизаветы Петровны и какие-то бумаги, которые она однажды сожгла. В молитвах и постах прошла её жизнь. Как пишут, была она очень похожа на свою мать, аристократически воспитана, хорошо знала иностранные языки.
Преставилась Досифея 64 лет от роду в 1810 году. Её проводы были пышными, похоронили Досифею в Новоспасском монастыре в усыпальнице рода бояр Романовых, где похоронены родственники царственного дома.
Две княжны Таракановы и две печальные судьбы. Какая из них достоверная ?
Где хранится оригинал картины княжна тараканова. Константин Дмитриевич Флавицкий
ВПЕРВЫЕ эту, в свое время нашумевшую картину, до сих пор привлекающую внимание множества посетителей Третьяковской галереи, увидели на выставке Академии художеств в 1864 году. Полотно К.Флавицкого волновало своим остродраматичеким сюжетом.
Живописец изобразил каземат в Петропавловской крепости, за стенами бушует буря, высоко поднялись воды разъяренной Невы, началось наводнение.
Вода уже врывается в темницу. На кровати стоит прислонившаяся к стене красивая, грациозная женщина. Она в отчаянии, близок ее смертный час. Мокрые крысы выбираются из воды и ищут спасения на постели узницы.
На знаменитой картине Флавицкого под именем княжны Таракановой изображена, действительно жившая во времена императрицы Екатерины II, молодая красивая авантюристка, непроглядно-темного происхождения, которая выдавала себя за дочь императрицы Елизаветы Петровны и одновременно за родную сестру Емельяна Пугачева. Она была арестована в Италии по приказу Екатерины II и умерла в каземате Петропавловской крепости в конце 1775 года.
В истории России немало легенд и былей, но эта, благодаря картине, интересует каждого, кто видит её в галерее.
Константин Дмитриевич Флавицкий (1830-1866) краткая биография
Автор картины �Княжна Тараканова�, Константин Дмитриевич Флавицкий, родился в Москве 13 сентября 1830 года в семье чиновника. Мальчик вскоре осиротел и целых семь лет провел в воспитательном доме для бедных детей. Способности к рисованию у него проявились рано, и это не осталось незамеченным. Флавицкий стал пенсионером Общества поощрения художников, а затем поступил в Академию художеств в Петербурге, где учился у профессора Ф. А. Бруни.
Первая крупная работа Флавицкого �Христианские мученини в Колизее� (1862 г., Русский музей) не имела успеха. Крамской справедливо назвал ее �трескучей и театральной, лишенной всякого самостоятельного отношения к действительности�. Появившаяся на свет, два года спустя, картина �Княжна Тараканова� принесла художнику большую известность.
Картина была написана на сюжет из русской истории. В основу ее положено событие, носящее полулегендарный характер. Таракановыми называли незаконных детей Елизаветы Петровны, дочери Петра I. Точных исторических данных о них не существует. Правда, было известно, что в одном из монастырей в уединении жила какая-то монахиня, �в миру� носившая фамилию Таракановой. Эта женщина для всех оставалась загадкой, находилась под постоянной охраной, но ей оказывались большие почести. Умерла она в монастыре.
Еще за рубежом он задумал написать картину, посвященную злосчастной судьбе знаменитой авантюристки. Об этом свидетельствует рисунок, сделанный в Италии и ныне хранящийся в Государственном Русском музее. Возвратившись из-за границы, Флавицкий в течение двух, лет писал “Княжну Таракановe”, показав последний час княжны Таракановой не таким, каким он был в действительности.
На полотне была запечатлена легенда, а не историческая действительность. Наводнение, которое покрыло волнами территорию Петропавловской крепости, третье по своей силе за всю историю Петербурга , произошло 21 сентября 1777 года, когда вода поднялась на 310 сантиметров выше ординара. Умерла же Тараканова почти за два года до этого наводнения.
Как свидетельствует кандидат исторических наук П.Канн, Тараканова была заключена в деревянную тюрьму Алексеевского равелина. На картине же � каменный каземат с большим для тюрьмы окном.
При Таракановой по личному приказу императрицы на ходились неотлучно трое стражников. На полотне она в одиночестве. Стража под страхом смерти не могла покинуть столь важную преступницу.
Выставку посетил Александр II. Его величество поморщился, увидев полотно, Флавицкого. Как-никак, ведь картина касалась деяний его прабабки. И царь повелелел в каталоге картин против произведения Флавицкого �Княжна Тараканова� сделать отметку, что сюжет этой картины заимствован из романа, не имеющего никакой исторической истины�.
Но широкий круг зрителей встретил картину восторженно. В.В.Стасов, выдающийся русский критик и деятель искусства, увидев иа выставе полотно Флавицкого, назвал его, �чудесной картиной, славой нашей школы, блистательнейшим творением русской живописи�. Картина имела огромнейший успех и в Петербурге, и в Москве, и за рубежом, в том числе на Всемирной выставке в Париже.
Действительно, несмотря на некоторую идеализацию образа героини, художник вносит в картину ощущение реальной жизни, изображает �низменные� детали, которые раньше не осмелился бы ввести в историческое полотно художник-академист.
На картине � легенда, долго бытовавшая и, как мы видим, и продолжающая бытовать, даже в наше время. Но разве от этого умаляется та большая художественная сила полотна, с которой действует она на обозревающих ее посетителей Третьяковки?
Знаменитый собиратель произведений русской живописи Павел Третьяков обладал огромным художественным вкусом и пониманием подлинного, искусства. Вот почему, увидев �Княжну Тараканову�, он зажегся желанием приобрести ее. Переговоры начались с автором, а закончились с братьями Флавицкого.
Флавицкий умер 3 сентября 1866 года, тридцати шести лет,умер от чахотки в зените своей славы. Он работал в традициях академической школы и оставался в плену у историко-религиозных сюжетов. Место в истории русского искусства художник завоевал картиной �Княжна Тараканова�, которая и в наши дни пользуется любовью зрителя.
«Княжна Тараканова», картина К. Флавицкого: история, создание, описание
На русский престол часто претендовали самозванцы без роду и племени. Все сведения о них хранились в архивах, к которым никого не допускали. Но какие-то известия просачивались. В 1859 году было напечатано в журнале «Русская беседа» наполненное домыслами произведение о русской «принцессе». Картина Флавицкого «Княжна Тараканова» берет, скорее всего, свой сюжет из него.
Действия самозваной принцессы
До Екатерины II посланники стали доносить сведения, что по Европе передвигается особа, которая называет себя то фройляйн Франк, то госпожой де Тремуйль, то султаншей Али-Эмете, то дочерью покойной Елизаветы Петровны и Разумовского, то именует себя принцессой Елизаветой Владимирской. Медлить с ее взятием под стражу императрица не стала. Особенно обеспокоило государыню, что «побродяжка» имеет деньги и связи с Речью Посполитой. Мало того, она предлагала признать себя принцессой графу Алексею Орлову, писала письма Никите Панину, вела переговоры с турками, английским послом в Неаполе. В Риме приняла католичество и предъявила свои права на российский престол.
Поимка авантюристки
Граф Алексей Орлов, получив указание захватить лгунью, притворился влюбленным в нее и предложил ей руку и сердце. Бракосочетание состоялось на корабле, стоявшем в Ливорно. Батюшка запинался во время таинства, но счастливая новобрачная ничего не замечала. А вечером она была уже арестована. Граф Орлов сообщил, что их венчал Ванька, кок корабля, и эскадра двинулась в Кронштадт. Там ее перевели в Равелин. Такова фактическая картина. Княжна Тараканова, история которой окончится смертью в заключении, безусловно, не могла померяться силами с российской государыней.
Краткая фактическая история самозванки
Когда она уже сидела в крепости, то на допросах выяснилось, что она не знает, кто она, откуда родом, но ей 23 года и зовут ее Елизаветой. По-русски она не говорила, по-польски плохо, французским владела свободно. Допрашивавший ее Голицын отметил, что она может вскружить голову. Он хорошо ее рассмотрел и описал. Это была высокая, стройная женщина с очень белой кожей и прекрасным цветом лица. Глаза немного косили. Она умна и образована и хорошо знакома с политическими отношениями. Елизавета, уверявшая всех, что она дочь Елизаветы Петровны и сестра Емельяна Пугачева, перед смертью от скоротечной чахотки на исповеди, а с петровских времен для светской власти тайны исповеди не существовало, так себя и не назвала и вины за собой никакой не признала. Грехи ей не отпустили. «Княжна Тараканова», картина, описание которой мы дадим ниже, очень романтична, но фактическим сведениям не соответствует.
Картина К. Д. Флавицкого
Каждый, кто бывал в ГТГ, обязательно останавливался перед написанным в 1864 году большим полотном «Княжна Тараканова». Картина создана с большим сочувствием к красавице, которая должна погибнуть от наводнения в сентябре 1777 года, когда Нева вышла из берегов. На самом деле она умерла за два года до этого чрезвычайного события.
При ее смерти не было наводнения, омерзительных крыс, только взгляды непрерывно смотрящих в камеру солдат. В тишине слышался хрип погибающей от удушья женщины и потрескивание свечей. Она – жертва тех, кто толкал ее к короне, и собственных страстей. Не была она дочерью Разумовского и Елизаветы Петровны. Другую самозваную дочь найдут сыщики Екатерины II, насильно постригут и сделают инокиней в Иоанно-Предтеченском монастыре в Москве. Она смиренно проведет в нем всю оставшуюся жизнь – двадцать пять лет.
Художник Константин Флавицкий
Константин Дмитриевич, выпускник академии, избрал для себя исторический жанр. Побывав в Италии, он за свою короткую, всего 35 лет, жизнь написал не более шести полотен. Истинную славу принесла ему, уже тяжело больному чахоткой, «Княжна Тараканова», картина мелодраматическая, но исполненная с талантом и блеском. На выставке в 1864 году это полотно будет восторженно встречено публикой и весьма холодно – императором. После того как было написано произведение «Княжна Тараканова» – картина, автор ее сразу стал профессором Академии художеств, минуя более низкую ступень – звание академика. Она стала последним полотном подававшего большие надежды К. Д. Флавицкого.
Описание картины «Княжна Тараканова»
В духе носящихся в воздухе либеральных идей и мыслей о свободе живописец рисует образ невинной жертвы. Это не мошенница и авантюристка, всеми правдами и неправдами добивавшаяся престола, а несчастная красавица, которая, самозабвенно любя, потеряла свободу и вот-вот потеряет жизнь от надвигающейся слепой стихии.
В холодной каменной мрачной камере с темными углами луч света выхватывает высокую фигуру женщины. Это несчастная княжна Тараканова. Картина показывает, как растрепаны ее волосы и одежда. Голова запрокинута, руки опущены вдоль тела. Ее некогда красивое платье совершенно заношено. От пронизывающего до костей холода она пряталась под тулупом, но теперь он сброшен – она не чувствует ледяного дыхания темницы. Вся ее фигура пронизана ужасом и безнадежностью. Вода непрерывным потоком хлещет через окно и залила пол на треть. Пленница не обращает внимания на суетящихся возле нее крыс, которых раньше боялась. Они равны в своей трагедии. Кто ей придет на помощь? О ней все забыли, оберегая себя. Ей суждено погибнуть, если провидение чудом не спасет узницу.
Колорит полотна со сверкающей изумрудом водой на темном фоне стен и бордового с белыми вставками платья, света, льющийся с улицы, говорят о незаурядном чувстве цвета художника.
Новые тенденции разрабатывал К. Флавицкий, сплавляя их воедино:
- Романтику К. Брюллова.
- Строгость академизма.
- Набирающий силы реализм.
Он держал руку на пульсе времени и пытался примирить борющиеся стороны.
Источники:
https://www.proza.ru/2015/03/04/1783
https://www.starakanova.narod.ru/original.htm
https://www.syl.ru/article/305733/knyajna-tarakanova-kartina-k-flavitskogo-istoriya-sozdanie-opisanie