0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Где находится памятник достоевскому. Памятник достоевскому возле ргб

Памятник Фёдору Достоевскому у здания РГБ

Памятник Фёдору Достоевскому — один из наиболее известных памятников Москвы, расположенный на ступенях у здания Российской государственной библиотеки, бывшей «Ленинки» — Государственной библиотеки имени Ленина. Памятник открыт в 1997 году в преддверии 850-летия Москвы.

Фёдор Михайлович Достоевский (1821 — 1881) — известный русский писатель, мыслитель и публицист, вошедший в историю как новатор русского реализма и один из лучших романистов мирового значения. Наиболее значительными произведениями писателя, благодаря которым он прославился в России и за рубежом, стали «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы» и «Бесы», многие из его трудов были экранизированы или поставлены в театре. Местами ужасающий реализм произведений Достоевского сделал его популярным ещё при жизни (хотя современники оценивали его творчество весьма неоднозначно), но и после смерти писателя поднятые в них темы не утратили своей актуальности. За участие в «кружке Петрашевского» Достоевский был осуждён на 4 года каторги и сослан; примечательно, что суд приговорил его и ряд других членов кружка к смертной казни через расстрел, но позже приговор был смягчён: сначала до 8 лет каторги, затем, когда император Николай I утверждал подготовленный приговор, до 4 лет каторги. Тем не менее, приговорённым о смягчении приговора сказали в самый последний момент, после переломления над головой шпаги. Позднее Достоевский был полностью амнистирован.

Скульптура изображает писателя в довольно неловкой позе: Достоевский восседает на покрытой тканью скамье, тело откинуто назад и сгорблено, на его лице — выражение глубокой задумчивости, безысходности и грусти; одна рука уложена на колено, другой он неловко опирается о скамью. Удивительно выразительны глаза писателя: на первый взгляд кажется, что он их прячет, но при этом бронзовый Достоевский словно провожает взглядом каждого, кто на него смотрит. Памятник отлит из бронзы и размещён на фигурном гранитном постаменте, спереди которого высечена надпись «Достоевский», а на боковых гранях — рельефное изображение набережной Невы (Санкт-Петербург).

Авторы монумента: скульптор Александр Рукавишников, архитекторы Михаил М. Посохин и Александр Кочековский, художник Сергей Шаров.

«Памятник русскому геморрою»

Любопытно, что неловкая поза Достоевского, которую демонстрирует скульптура, стала объектом для насмешек — вероятно, наиболее жестоких среди прочих «неоднозначных» монументов.

Дело в том, что в народе скульптура прославилась как «памятник русскому геморрою»: Достоевский, полуприсевший и сгорбленный, опирающийся о скамью, словно вот-вот упадёт назад из-за своей неудобной позы, со сведёнными ногами и скорбным лицом выглядит так, словно пришёл на приём к проктологу.

Тем не менее, скульптора Рукавишникова такие народные ассоциации не смутили. По его мнению, это лишь иллюстрирует культуру жителей.

Памятник Фёдору Достоевскому перед зданием РГБ (Библиотеки имени Ленина) расположен на углу Моховой улицы и Воздвиженки. Добраться до него можно пешком от станций метро «Библиотека имени Ленина» Сокольнической линии, «Арбатская» Арбатско-Покровской и «Александровский сад» Филёвской.

Читать еще:  Пять стадий эволюции анимешника. Кто такие анимешники и что они делают

Памятник Ф.М. Достоевскому

Написать свою историю памятника и прислать её нам

Памятник Ф.М. Достоевскому, 1914 год.

Скульптор Сергей Дмитриевич Меркуров (1914 г), архитектор И.А. Француз (1956 г)

На нынешней улице Достоевского, в одном из флигелей бывшей Мариинской больницы для бедных в семье штаб-лекаря М. А. Достоевского в 1821 году родился будущий великий русский писатель – Федор Михайлович Достоевский. Здесь он провел первые 16 лет своей жизни, здесь же, с 1928 года размещается уникальный музей-квартира писателя. А во дворе, с 1936 года, стоит интереснейший памятник работы скульптора С.Д. Меркурова.

История создания памятника невероятно интересна. Задуман он был скульптором еще в 1905 году, тогда Сергей Дмитриевич около 20 бюстов, прежде чем перешел к материалу – шведскому граниту. Скульптор писал: «Мне кажется, что я открыл законы, которым подчиняются настоящие произведения искусства. В своих теориях зацепился кончиком за четвертое измерение. Достоевского сделаю уже сознательно». Позднее он определил свое творение как фигуру «о двух осях и об одном центре, причем центр вне фигуры. «. Силуэт писателя меняется вместе с изменением ракурса, словно перед нами актер пантомимы. Не случайно моделью послужил А.Н. Вертинский. «Отличный был натурщик, — вспоминал Меркуров. — Усвоил мой замысел, принял правильную позу. А как держал свои изумительные пластичные руки!». В 1914 году памятник, выполненный по заказу миллионера Шахова, был готов, хранился в мастерской скульптора.

Казалось бы, шансов увидеть свет у памятника было очень немного. Но в 1918 году советская власть приняла декрет о памятниках историческим деятелям. 2 августа 1918 года в газете «Известия ВЦИК» публикуется список лиц, которым намечалось поставить памятники в Москве и других городах Российской Федерации, где, в частности, значилось и имя Ф. М. Достоевского. Сергей Дмитриевич предложил Моссовету готовую статую. Была создана специальная комиссия во главе с А.В. Луначарским, которая, посетив мастерскую скульптора, помимо статуи Достоевского сочла возможным приобрести у автора еще две работы. Один из членов комиссии, Н. Д. Виноградов рассказывал в 1939 году: «Этот памятник был выполнен скульптором С.Д. Меркуровым еще до Великой Октябрьской революции и находился у него в мастерской на Цветном бульваре, д. 9. Поскольку в списке новых памятников стоял памятник Достоевскому, Меркуров предложил Моссовету приобрести у него уже готовую статую. Была образована комиссия в составе товарищей А.В. Луначарского, В.М. Фриче и меня. При осмотре фигуры Достоевского, признанной вполне приемлемой, были намечены к приобретению еще две фигуры: Льва Толстого (что стоит теперь в Новодевичьем сквере) из красного гранита и фигура задумавшегося человека (из черного гранита), которую автор назвал «Мысль». От платы за фигуру Льва Толстого автор отказался, сообщив, что она давно оплачена известным филантропом Н.А. Шаховым, но не была поставлена, будучи запрещена к постановке царской властью. Фигура Достоевского, представляющая собой громадную гранитную глыбу в три метра высотой, была передвинута из мастерской на место постановки — у фонтана на Цветном бульваре — способом, который применялся еще в Древнем Египте. Она была уложена на два бревна, связанные в форме саней. Под бревна подкладывались вальки, по которым «сани» катились с помощью ворота, укреплявшегося по пути движения статуи. Вся эта операция была проделана тремя рабочими вместе с самим автором. Передвижение статуи привлекло большие толпы зрителей. Памятник был установлен на временном кирпичном цоколе, на котором он простоял до переноса его в сквер больницы им. Достоевского на Старой Божедомке. Статуя «Мысль» стояла у входа на Цветной бульвар со стороны Трубной площади».

Читать еще:  Драгунский рассказы для детей читать короткие. Красный шарик в синем небе

Действительно, первоначально монумент был установлен на Цветном бульваре 7 ноября 1918 года, затем, в 1936 году, в связи с реконструкцией бульвара, памятник перенесли в сквер Мариинской больницы. Двадцать лет скульптура стояла прямо на земле, в 1956 году архитектор Исидор Аронович Француз соорудил для нее невысокий постамент темного гранита.

Мнения о памятниках Меркурова были различные. Сергей Городецкий, к примеру, писал: «Все линии статуи Достоевского бегут изнутри. Впечатление искания, вечного беспокойства, мучительной тревоги дают эти линии. Нервные руки, соединенные на груди. Голова тянется куда-то в сторону, словно великий прозорливец вглядывается в последние бездны человеческого духа». А Демьян Бедный выразился стихотворным образом:

«Глубже и ниже, к подъему крутому,
где отдается с букетом в руке
Трубная площадь бульвару Цветному,
где Достоевский застыл в столбняке…»

Оценить удивительный памятник можно и сегодня, если доехать до станции метро «Достоевская» и пройти к музею (который заслуживает отдельного посещения!) писателя.

844. С.Д. Меркуров. Памятник Ф.М. Достоевскому (Москва)

Скульптура «Достоевский», скульптор С.Д, Меркуров, арх. И.А. Француз, гранит, 1911-14.
Москва, ул. Достоевского, 4к1.

Скульптура Достоевского была выполнена Меркуровым в 1911-14 гг. по заказу миллионера Шарова, но задумана много раньше, в 1905-м. Тогда он вылепил около 20 бюстов писателя, прежде чем перейти к материалу статуи — шведскому граниту. Еще до работы над памятником Меркуров писал: «Мне кажется, что я открыл законы, которым подчиняются настоящие произведения искусства. В своих теориях зацепился кончиком за четвертое измерение. Достоевского сделаю уже сознательно». Позднее он определял свое творение как фигуру «о двух осях и об одном центре, причем центр вне фигуры. «. Скульптура писателя при взгляде на нее с разных ракурсов будто находится в постоянном, тягучем и трагическом движении.

Моделью для статуи Достоевского был А. Н. Вертинский. «Отличный был натурщик, — вспоминал впоследствии Меркуров. — Усвоил мой замысел, принял правильную позу. А как держал свои изумительные пластичные руки!».

А.Н. Вертинский позирует в образе Достоевского.

До революции фигура пребывала в мастерской Меркурова. В 1918 году разворачиваются работы по плану монументальной пропаганды. 12 апреля 1918 года СНК принял декрет «О памятниках республики», а 30 июля 1918 года утвердил список имен исторических деятелей, монументы которым предполагалось установить в городах России. Поскольку в списке были имена Толстого и Достоевского, Меркуров удачно предложил Моссовету имеющиеся у него готовые статуи Достоевского (1914), Толстого (1912), а заодно и «Мысль» (1913). Специальная комиссия во главе с наркомом просвещения республики А.В. Луначарским одобрила их по представлению помощника наркома имуществ республики Н.Д. Виноградова. В первую годовщину революции Достоевский и «Мысль» были установлены и открыты на Цветном бул., образовав друг с другом своебразную пару. C Толстым вышла заминка, ибо он был уже ранее приобретен Толстовским обществом, которое не было намерено отказываться от своих прав на скульптуру.

Н.Д. Виноградов рассказывает в своих воспоминаниях: «Памятник Ф.М. Достоевскому работы скульптора С.Д. Меркурова был открыт на Цветном бульваре. Этот памятник был выполнен скульптором С.Д. Меркуровым еще до Великой Октябрьской революции и находился у него в мастерской на Цветном бульваре, д. 9. Поскольку в списке новых памятников стоял памятник Достоевскому, Меркуров предложил Моссовету приобрести у него уже готовую статую. Была образована комиссия в составе товарищей А.В. Луначарского, В.М. Фриче и меня. При осмотре фигуры Достоевского, признанной вполне приемлемой, были намечены к приобретению еще две фигуры: Льва Толстого (что стоит теперь в Новодевичьем сквере) из красного гранита и фигура задумавшегося человека (из черного гранита), которую автор назвал «Мысль». От платы за фигуру Льва Толстого автор отказался, сообщив, что она давно оплачена известным филантропом Н.А. Шаховым, но не была поставлена, будучи запрещена к постановке царской властью. Фигура Достоевского, представляющая собой громадную гранитную глыбу в три метра высотой, была передвинута из мастерской на место постановки — у фонтана на Цветном бульваре — способом, который применялся еще в Древнем Египте. Она была уложена на два бревна, связанные в форме саней. Под бревна подкладывались вальки, по которым «сани» катились с помощью ворота, укреплявшегося по пути движения статуи. Вся эта операция была проделана тремя рабочими вместе с самим автором. Передвижение статуи привлекло большие толпы зрителей. Памятник был установлен на временном кирпичном цоколе, на котором он простоял до переноса его в сквер больницы им. Достоевского на Старой Божедомке. Статуя «Мысль» стояла у входа на Цветной бульвар со стороны Трубной площади» («Искусство». 1939. № 1. С. 37-38).

Мнения о памятниках Меркурова были различные. Сергей Городецкий, к примеру, писал: «Все линии статуи Достоевского бегут изнутри. Впечатление искания, вечного беспокойства, мучительной тревоги дают эти линии. Нервные руки, соединенные на груди. Голова тянется куда-то в сторону, словно великий прозорливец вглядывается в последние бездны человеческого духа». А Демьян Бедный выразился стихотворным образом:

«Глубже и ниже, к подъему крутому,
где отдается с букетом в руке
Трубная площадь бульвару Цветному,
где Достоевский застыл в столбняке…»

В 1936 году, когда на Цветном бул. прокладывали трамвайные рельсы, Достоевского перенесли во двор Мариинской больницы на Старой Божедомке, где он и пребывает по настоящее время. Двадцать лет скульптура стояла прямо на земле, в 1956 году арх. И.А. Француз соорудил для нее невысокий постамент темного гранита, который гармонично с ней сочетается.

Источники:

http://mosprogulka.ru/places/pamjatnik_dostoevskomu_rgb
http://um.mos.ru/monuments/pamyatnik-f-m-dostoevskomu/
http://synthart.livejournal.com/250298.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector