77 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Где снимали гости из будущего. Как снимали “Гостью из будущего”

Статья «АиФ» нашего экскурсовода Татьяны Воронцовой о съемках фильма «Гостья из будущего»

Несостоявшийся социализм 2084 года. Как снимали «Гостью из будущего»

13 апреля 1984 года ученик московской школы № 20 на машине времени попадает в 2084 год. Так начинается любимый миллионами советских подростков сериал «Гостья из будущего» по повести Кира Булычева «Сто лет тому вперед».

Москвовед Татьяна Воронцова провела нас по столичным местам охоты за фантастическим устройством для чтения мыслей – миелофоном.

Весной 1985 года, после выхода на экраны картины «Гостья из будущего», тысячи московских подростков бросились искать сарай с машиной времени. Это здание стояло в окрестностях Самотечной улицы во 2-м Волконском переулке, 8а. Дом снесли вскоре после съемок. Сегодня на его месте – административно-деловой центр ЦАО рядом с недавно построенной станцией метро «Достоевская».

В фильме ученик 6 «В» Коля Герасимов (Алеша Фомкин) на машине времени абсолютно случайно попадает в Московский институт времени 2084 года, где знакомится с биороботом Вертером (Евгений Герасимов). Съемки идут в окрестностях Главного ботанического сада РАН имени Цицина – крупнейшего ботанического сада Европы (Ботаническая ул., 4). Стеклянные киношные конструкции с огромными антеннами на крышах стоят как раз у его главного входа – что можно опознать по буйной растительности.

Этот же сад мы видим и во второй серии в зоопарке будущего КосмоЗоо – здесь Алиса Селезнева (Наталья Гусева) пробует прочесть мысли крокодила, а по дорожкам с говорящим козлом прохаживается сотрудник Электрон Иванович (Игорь Ясулович). Эти сцены, как и похищение миелофона, снимали в Ботаническом саду. В фильме есть момент: Коля, взяв в руки миелофон, убегает от космических пиратов Весельчака У (Вячеслав Невинный) и Крыса (Михаил Кононов). В кадр несколько раз попадают информационные таблички, рассказывающие о деревьях в Главном ботаническом саду: секвойя такая-то, ель такая-то.

Коля отправляется на космодром – там будет встреча Первой звездной экспедиции. Сцены сняты у метро «ВДНХ». В кадре появляются памятник покорителям космоса и Аллея Космонавтов, близ которой стоит декорация красного «мгновенного автобуса», работающего как телепорт: через его двери можно попасть в любую точку Москвы.

В 2084 году люди перемещаются по столице на флипах – кругленьких летательных аппаратах. Кнопки – пункты назначения, куда можно добраться по воздуху, таковы: «Зарядье», «Царицыно», «Бирюлево», «Химки», «Луна-парк» и «КосмоЗоо».

Коля пролетает над Москвой будущего, и мы видим район Останкино – большой корпус гостиницы «Космос» из стекла и камня. Потом герой летит к Большому театру.

Далее появляются прекрасные панорамы Зарядья, Кремля. Любопытно, что в 2084 году, по версии киношников, гостиница «Россия» оставалась на своем месте. В реальности же ее снесли в 2006 году. Над Кремлем алеет красный флаг, исчезнувший оттуда в 1991 году. Останавливается Коля в Космопорте – в роли объекта, где приземляются космические корабли, выступал достаточно узнаваемый по своей архитектуре вестибюль метро «Ботанический сад». Художники-монтажеры пририсовали к нему два купола. Съемка идет издалека, поэтому не видны ни буква «М» (метро), ни скамеечки, стоящие вокруг.

После того как действие картины перемещается обратно в апрель 1984 года, нам достаточно подробно показывают объекты вблизи «Кропоткинской». Видны площадь перед метро и памятник Энгельсу. Коля забегает в магазин «Молоко» на Остоженке, сейчас там тоже продуктовый магазин.

Когда девочка из будущего Алиса Селезнева попадает в Москву 1980-х годов, в кадре появляются Пречистенка, красивая усадьба Хрущевых-Селезнёвых, в которой разместился Государственный музей А.С. Пушкина (ул. Пречистенка, 12/2). Неподалеку от этого особняка Алиса попадает под троллейбус и в результате ДТП оказывается в больнице.

Когда одноклассник Коли Фима Королев (Илья Наумов) встретил сбежавших из больницы Алису Селезневу и Юлю Грибкову (Марианна Ионесян), он срочно звонит другу Герасимову из таксофона на перекрестке Арбата и Серебряного переулка. Телефоны-автоматы, по которым звонили, бросая монеты-двушки, стояли тогда на каждом углу Москвы – это яркая примета того времени. В кадре видим магазин «Продукты» на Арбате, там сейчас кафе. В фильме Арбат – улица, по которой едут машины и есть пешеходные переходы. А сегодня уже трудно себе представить, что по Старому Арбату ходили троллейбусы. Если копнуть еще глубже, то в 1920-1930-е годы там в обе стороны ездили трамваи. Практически сразу после съемок «Гостьи из будущего» начнется реконструкция, превратившая в 1987 году Арбат в пешеходный.

Читать еще:  Заводной апельсин краткий пересказ. Молочный бар Korova: язык «надцатых»

Убегая по городу от космических пиратов, девочки по воле киношников совершают невероятно протяженные забеги – по 3-5 км, если судить по точкам Москвы. Нам показывают проспект Калинина (ныне Новый Арбат). В кадре на этой магистрали много зелени, виднеются магазин «Москвичка», кафе «Валдай».

Когда пираты Весельчак У и Крыс разговаривают с одноклассницей Коли отличницей Милой Руткевич (Екатерина Авербах), действие происходит на Гоголевском бульваре. Они находятся на пешеходной зоне бульвара.

А на углу Сивцева Вражка мы видим интересное здание – двухэтажный кубик из стекла и металла. Таких «кубиков» в Москве было много, в них располагались предприятия службы быта. В фильме же снята одна из самых знаменитых близ Арбата парикмахерских. Сегодня там здание Сбербанка. Многие думают, это особнячок XIX века. На самом деле он построен в 2000-е годы. Школа, где учатся герои – дети из 6-го «В», до сих пор существует в Вспольном переулке, 6. В то время это была английская спецшкола № 20.

Фильм «Гостья из будущего» настолько полюбился зрителям, что на Речном вокзале несколько лет назад установили памятник героям картины, а в парке Дружбы у станции метро «Речной вокзал» даже есть аллея Алисы Селезневой.

Ольга Кравченя: Как снимали «Гостью из будущего»

Детское кино, снятое в СССР и ставшее культовым, можно пересчитать по пальцам. Но зато все шедевры остаются популярными даже 30 лет спустя. Один из таких фильмов – «Гостья из будущего», о котором до сих пор пишут на специально созданных народных сайтах, показывают детям и внукам.

Из чего же создавалась «Гостья»? Как формировались образы, прочно вошедшие в сознание любого жителя СССР? Как без компьютерной графики и спецэффектов удалось показать будущее, которое многие полюбили?

«Летидор» встретился с Ольгой Кравченей, художником-постановщиком «Гостьи из будущего». Именно под ее руководством придумывалась атмосфера, композиция, декорации – все то, что сегодня возникает в памяти, едва раздаются первые аккорды «Прекрасного далёка».

– Что вы чувствовали, когда начали снимать этот фильм? Думали ли вы о том, что кино станет культовым?
– Предложение участвовать в фильме в качестве художника-постановщика я получила от режиссера-постановщика Павла Арсенова. Прочитала литературный сценарий, который привлек необычной фантастической задачей – перехода из настоящего времени в будущее. Как будет выглядеть наше будущее через 100 лет, трудно представить даже сейчас. Ясно было одно: нужно создать вымышленную среду обитания, которая соответствовала бы нашим представлениям, техническим возможностям и, обязательно, сохраняла стиль самого произведения Кира Булычёва: фантастики с лирическим и комедийным оттенком. Конечно же, для художника это была очень интересная задача. Каждый новый фильм – это всегда эксперимент. Новая тема, новый неизведанный материал для изучения.

Никакого предчувствия того, что мы будем участвовать в создании культового фильма, не было. Незадолго до «Гостьи» были созданы фантастические «Москва-Кассиопея», «Через тернии к звездам», «Приключения Электроника». Эти фильмы имели большой зрительский успех. Мы должны были найти свое, отличное решение темы. Сам сценарий позволял легко и с юмором рассказать фантастическую историю, сделать ее живой и доступной. Я не случайно затронула тему технических возможностей.

Читать еще:  Сергеем дроботенко и максим галкин. Задорнов: Галкин и Дроботенко — закоренелые геи

В 80-годы у нас только еще начали осваивать компьютерные технологии в кино. Как правило, использовали так называемые комбинированные съемки. С помощью них на экране происходили чудесные превращения, сказочные полеты, трансформации пространства и времени. Однако все эти фокусы требовали изготовления дополнительных приспособлений, особенных съемочных камер и дополнительных временных и финансовых затрат. Не все творческие задачи были выполнимы в те сроки, которые были определены производством фильма.

Поэтому, работая над режиссерским сценарием вместе с режиссером, оператор и художник участвовали в доработке и придумывании новых объектов, которые могли бы иногда заменить, иногда упростить, а иногда дополнить литературный сценарий. То, что в «будущее» попадают дети, давало возможность немного по-детски представить места действия, сделать их более живыми, и одновременно менее реальными и традиционными.

– Как создавались декорации к фильму?
– Декорации создаются, как правило, для тех объектов, которые нельзя найти в реальной жизни. В «Гостье» декорации служили переходными объектами, переходными из настоящего в будущее. Сначала был найден обветшалый, выселенный дом в центре Москвы. А потом придуман подвал по принципу несоответствия. Подвал с остатками первобытных росписей на стенах и шкафом, дверь которого вела в «Институт времени». Кроме того, в этом подвале происходила перестрелка с разрушениями. Такие сцены можно снимать только в декорации, где падающие детали изготавливаются из облегченных материалов и не могут быть опасны для актеров.

Декорации «Институт времени» и «Космопорт» относились к объектам из будущего. Изучая материалы, я обратила внимание на тенденцию световых эффектов в архитектуре 80-х. Это подсветки стен в интерьерах, игры со стеклянными поверхностями, отражения в зеркалах. Институт времени представился неким лабиринтом с множеством коридоров, ведущих в неизвестность. Подсветки в коридорах создавали рисунок перспективы и одновременно помогали восприятию пространства как бесконечности.

В настоящее время в строительстве используются специальные лампы-подсветки разных видов и цветов. Они заполонили строительный рынок. В фильме мы использовали самые примитивные лампочки из подъездов, вставляли их в короба с матовыми стеклами и выдавали за светильники будущего. Не знаю, стоит ли разочаровывать поклонников «Гостьи из будущего» тем, что будущее создавалось очень примитивными методами, но так оно и было.

В то время не существовало даже столь популярной в наше время клейкой ленты под названием скотч. Теперь о ней знает каждый школьник. А такой объект, как «Космопорт» создавался из стеклянных труб, которые использовали на химических заводах. Каждая декорация – это эксперимент с использованием новых материалов. Конечно, декорация живет только до окончания в ней съемок. Поэтому говорить о прочности на годы не приходится. Прочность нужна только на 3-5 дней. И то, порой приходится переживать о том, чтобы декорация не рассыпалась до окончания съемок.

Как снимали “Гостью из будущего”. Часть 4

Евгений Герасимов мастерски воплотил на экране робота Вертера — герой, от А до Я придуманный специально для фильма. Зачем изобретать сложные механизмы или прибегать к помощи дорогостоящей анимации, если одному человеку с помощью походки и специально поставленной речи удалось показать идеального робота будущего? Плюс, разумеется, костюм, парик и грим

В сцене убийства Вертера в костюм актера вставили пару металлических пластин с прикрепленными к ним пиропатронами. Евгений Герасимов сам нажимал кнопку, активирующую запал, и таким образом «поджигал» себя в течение около полутора минут, пока пираты в него стреляли. К слову, лазерные лучи — обычная нарисованная вручную мультипликация, которая экспозицией накладывалась на готовые кадры с пластмассовыми «бластерами» в руках Крыса и Весельчака У

В буквальном смысле тяжелую ношу пришлось нести Алексею Фомкину, неподражаемому Коле Герасимову. Помните четвертую серию, в которой Алиса, взгромоздясь на плечи своей подруги Юли Грибковой и надев длинный плащ, изображает высоченную даму в огромных темных очках? Исполнительница роли Юли физически не могла носить Наташу Гусеву. На помощь пришел Алексей Фомкин. На него надели гольфы, сандалии, школьную форму, усадили ему на плечи Алису и отправили дефилировать по улице

Читать еще:  Пшеничное поле рисунок карандашом. Как нарисовать пшеницу карандашом поэтапно

Вот что про это рассказывает Наташа Гусева

Саму Наташу Гусеву учили правильно разбегаться, чтобы снять эффектный шестиметровый прыжок в длину на уроке физкультуры. Девочка должна была сигануть через камеру с оператором, которых припорошили песком. Исполнительница роли Алисы Селезневой потом рассказывала, что жутко боялась упасть на оператора и сломать ему шею или спину. К счастью, все обошлось

А вот в эпизоде, где Алису сбивает троллейбус, снималась девочка-каскадер. Она бежала с одной скоростью, а прямо перед «ударом» троллейбуса ускорялась, убегая дальше. При этом зритель не видит момент «столкновения», поскольку кадр перекрыт троллейбусом. Впрочем, если вы внимательно посмотрите, то увидите и легкий бег, и момент ускорения, и мелькающие за троллейбусом ноги

Таких «киноляпов» в фильме немало. Например, съемочной группе не понравилось, каким получился эпизод в Космозоо, когда Алиса пытается прочитать мысли крокодила. Хищника смастерили из пенопласта, и, в принципе, он был очень похож на настоящего аллигатора. Но водолазы, управлявшие макетом, недостаточно глубоко опустили его в воду. Было видно, что это ненастоящий крокодил, да еще слишком легкий, плавающий на самой поверхности. Особо внимательные зрители могут даже рассмотреть водолазов

С Космозоо вообще связано много забавных моментов. Актёру Игорю Ясуловичу приходилось приманивать козла Наполеона сигаретами. Козёл бегал за пачкой как на верёвочке и с удовольствием жевал табачные изделия

По сценарию в сцене похищения миелофона пираты должны были столкнуть Алису в пруд к «крокодилу». Но вода в пруду была слишком холодной, и от сцены отказались, опасаясь, что Наташа может простудиться и сорвать график съёмок

В сценарии есть эпизод, когда Алиса выигрывает в шахматы у гроссмейстера, проводящего в школе сеанс одновременной игры. Он был снят, гроссмейстера играл Раднэр Муратов, широко известный как Василий Алибабаевич из культового фильма «Джентльмены удачи». По неизвестной причине в окончательную версию фильма этот эпизод не вошёл.

Когда снимали жизнь Алисы в квартире Юли Грибковой, оператору пришло в голову сделать эпизод купания обеих девочек в ванне с пеной. Надо ли говорить, как были рады Наташа Гусева и Марьяна Ионесян, когда от этой идеи всё-таки отказались

Когда во время одного из интервью у теперь уже взрослого исполнителя роли Бори Мессерера спросили, хотел бы он жить в будущем, показанном в фильме, актер ответил: «Вопрос поставлен некорректно. Жить в этом мире невозможно, потому что он настолько нереальный…» «Было ясно даже в 1984 году, что все, что там изображается, это не футурология. Нет. Это какой-то абсолютно стерильный мир, который нужен был только для воплощения определенных идей. Он нечеткий и нереальный. Как будто в центре фокус, а по краям все расплывается… Этот мир носит, к сожалению, на мой взгляд, некий отпечаток утопий шестидесятых годов, из той же серии, что и Стругацкие. Кругом там наука, научно-технический прогресс рванул, маленькие дети занимаются наукой. А сейчас мы видим, что наука и у нас, и за границей совершенно не имеет тенденции к занятию ею того места, которое мечталось Булычевым и другими. Реальность состоит в том, что 85% интересуются не серьезными вещами, а всякой дребеденью. А остальные так завалены жизненными проблемами, что больше ни на что времени не остается», — добавил он

Источники:

https://moscowsteps.com/tatyana-voroncova-gostya-iz-budushego
https://letidor.ru/obrazovanie/olga-kravchenya-kak-snimali-gostyu-iz-buduschego.htm
https://zen.yandex.ru/media/id/5a1fa02e1410c39e30f6ef82/5abb78ca8139baba31d25277

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Для любых предложений по сайту: [email protected]