Герои повести в п астафьева печальный детектив. Печальный детектив
Виктор Астафьев – Печальный детектив
Виктор Астафьев – Печальный детектив краткое содержание
Печальный детектив читать онлайн бесплатно
Леонид Сошнин возвращался домой в самом дурном расположении духа. И хотя идти было далеко, почти на окраину города, в железнодорожный поселок, он не сел в автобус — пусть ноет раненая нога, зато ходьба его успокоит и он обдумает все, что ему говорили в издательстве, обдумает и рассудит, как ему дальше жить и что делать.
Собственно, издательства, как такового, в городе Вейске не было, от него осталось отделение, само же издательство перевели в город более крупный, и, как, наверное, думалось ликвидаторам, более культурный, обладающий мощной полиграфической базой. Но «база» была такой же точно, как в Вейске, — дряхлое наследство старых русских городов. Типография располагалась в дореволюционном здании из крепкого бурого кирпича, прошитого решетками узких оконец по низу и фасонно изогнутыми по верху, тоже узкими, но уже вознесенными ввысь вроде восклицательного знака. Половина здания вейской типографии, где были наборные цехи и печатные машины, давно уж провалилась в недра земли, и хотя по потолку сплошными рядами лепились лампы дневного света, все равно в наборном и печатном цехах было неуютно, зябко и что-то все время, будто в заложенных ушах, сверчало или работал, закопанный в подземелье, взрывной механизм замедленного действия.
Отделение издательства ютилось в двух с половиной комнатах, со скрипом выделенных областной газетой. В одной из них, окутавшись сигаретным дымом, дергалось, елозило на стуле, хваталось за телефон, сорило пеплом местное культурное светило — Сыроквасова Октябрина Перфильевна, двигая вперед и дальше местную литературу. Сыроквасова считала себя самым сведущим человеком: если не во всей стране, то в Вейске ей по интеллекту равных не было. Она делала доклады и отчеты о текущей литературе, делилась планами издательства через газету, иногда, в газетах же, и рецензировала книги здешних авторов, к месту и не к месту вставляя цитаты из Вергилия и Данте, из Савонаролы, Спинозы, Рабле, Гегеля и Экзюпери, Канта и Эренбурга, Юрия Олеши, Трегуба и Ермилова, впрочем, и прах Эйнштейна с Луначарским иногда тревожила, вождей мирового пролетариата вниманием тоже не обходила.
Все уже давно с книгой Сошнина решено. Рассказы из нее напечатаны пусть и в тонких, но столичных журналах, разочка три их снисходительно упомянули в обзорных критических статьях, он пять лет простоял «в затылок», попал в план, утвердился в нем, осталось отредактировать и оформить книгу.
Назначив время делового свидания ровно в десять, Сыроквасова явилась в отделение издательства к двенадцати. Опахнув Сошнина табачищем, запыхавшаяся, она промчалась мимо него по темному коридору — лампочки кто-то «увел», хрипло бросила «Извините!» и долго хрустела ключом в неисправном замке, вполголоса ругаясь.
Наконец дверь рассерженно крякнула, и старая, плотно не притворяющаяся плица пустила в коридор щель серого, унылого света — па улице вторую неделю шел мелкий дождь, размывший снег в кашу, превративший в катушки улицы и переулки. На речке начался ледоход — в декабре-то!
Тупо и непрерывно ныла нога, жгло и сверлило плечо от недавней раны, долила усталость, тянуло в сон — ночью не спалось, и опять он спасался пером и бумагой. «Неизлечимая это болезнь — графоманство», — усмехнулся Сошнин и, кажется, задремал, но тут встряхнуло тишину стуком в гулкую стену.
— Галя! — с надменностью бросила в пространство Сыроквасова. — Позови ко мне этого гения!
Галя — машинистка, бухгалтер да еще и секретарша. Сошнин осмотрелся: в коридоре больше никого не было, гений, стало быть, он.
— Эй! Где ты тут? — ногой приоткрыв дверь, высунула Галя коротко стриженную голову в коридор. — Иди. Зовут.
Сошнин передернул плечами, поправил на шее новый атласный галстук, пригладил набок ладонью волосы. В минуты волнения он всегда гладил себя по волосам — маленького его много и часто гладили соседки и тетя Лина, вот и приучился оглаживаться. — «Спокойно! Спокойно!» — приказал себе Сошнин и, воспитанно кашлянув, спросил:
— Можно к вам? — Наметанным глазом бывшего оперативника он сразу все в кабинете Сыроквасовой охватил: старинная точеная этажерка в углу; надетая на точеную деревянную пику, горбато висела мокрая, всем в городе примелькавшаяся рыжая шуба. У шубы не было вешалки. За шубой, на струганом, но некрашеном стеллаже расставлена литературная продукция объединенного издательства. На переднем плане красовались несколько совсем недурно оформленных рекламно-подарочных книг в ледериновых переплетах.
— Раздевайтесь, — кивнула Сыроквасова на старый желтый шкаф из толстого теса. — Там вешалок нет, вбиты гвозди. Садитесь, — указала она на стул напротив себя. И когда Сошнин снял плащ, Октябрина Перфильевна с раздражением бросила перед собой папку, вынув ее чуть ли не из-под подола.
Сошнин едва узнал папку со своей рукописью — сложный творческий путь прошла она с тех пор, как сдал он ее в издательство. Взором опять же бывшего оперативника отметил он, что и чайник на нее ставили,и кошка на ней сидела, кто-то пролил на папку чай. Если чай? Вундеркинды Сыроквасовой — у нее трое сыновей от разных творческих производителей — нарисовали на папке голубя мира, танк со звездою и самолет. Помнится, он нарочно подбирал и берег пестренькую папочку для первого своего сборника рассказов, беленькую наклейку в середине сделал, название, пусть и не очень оригинальное, аккуратно вывел фломастером: «Жизнь всего дороже». В ту пору у него были все основания утверждать это, и нес он в издательство папку с чувством неизведанного еще обновления в сердце, и жажду жить, творить, быть полезным людям — так бывает со всеми людьми, воскресшими, выкарабкавшимися из «оттуда».
Беленькая наклейка сделалась за пять лет серенькой, кто-то поковырял ее ногтем, может, клей плохой был, но праздничное настроение и светлость в сердце — где все это? Он видел на столе небрежно хранимую рукопись с двумя рецензиями, на ходу написанными бойкими здешними пьяницами-мыслителями, подрабатывающими у Сыроквасовой и видевшими милицию, которая отражена была в его творчестве в этой вот пестренькой папке, чаще всего в медвытрезвителе. Сошнин знал, как дорого обходится всякой жизни, всякому обществу человеческая небрежность. Что-что, это усвоил. Накрепко. Навсегда.
— Ну-с, значит, дороже всего жизнь, — скривила губы Сыроквасова и затянулась сигареткой, окуталась дымом, быстро пролистывая рецензии, все повторяя и повторяя в раздумчивой отстраненности: — Дороже всего… дороже всего…
Виктор Петрович Астафьев и его роман “Печальный детектив”. 10–11-е классы
Разделы: Литература
Цели урока: дать краткий обзор жизни и творчества писателя; раскрыть проблемы, поставленные в романе; заинтересовать учащихся творчеством В.П.Астафьева; вырабатывать умение вести дискуссию.
Оборудование урока: портрет и выставка книг писателя, фотографии.
Предварительное задание: подготовка индивидуальных заданий (сообщение, выразительное чтение отрывков).
Вступительное слово учителя
Творчество любого писателя невозможно рассматривать отдельно от его биографии, потому что без жизненных трудностей, без опыта, без печалей и радостей не взрастает ни один художник. Та среда, в которой родился и жил человек, несомненно, накладывает отпечаток на его характер, мировоззрение, а у творческой личности – на его произведения. Виктор Петрович Астафьев – один из ярких представителей русской литературы второй половины XX века, чья писательская деятельность постоянно соприкасалась с его судьбой.
Виктор Петрович Астафьев родился в Сибири, в селе Овсянка Красноярского края в ночь на второе мая 1924 года. Он рано лишился матери (она утонула в Енисее), воспитывался в семье бабушки и дедушки, затем в детском доме. Он убегал оттуда, скитался, голодал…Мальчик оказался сиротой при живом отце, который после гибели жены вскоре завел другую семью и о сыне не заботился. Годы детства и отрочества Астафьева были схожи с судьбами его сверстников. Душу спасали книги, которые подросток читал запоем. Об этом писатель расскажет в повестях “Кража” и “Последний поклон”.
Незадолго до Великой Отечественной войны он окончит школу ФЗО, будет работать на железнодорожной станции, а осенью 1942 года уйдёт на фронт. Трижды раненный, контуженный, он всё же выживет, создаст семью. О тяжёлых послевоенных годах он расскажет в повести “Весёлый солдат”. В эти тяжёлые годы В.П.Астафьев с семьёй живёт на Урале – там легче было найти работу.
Свой первый рассказ он написал, коротая ночное дежурство на колбасном заводе. Рассказ о судьбе связиста Моти Савинцева похвалили и напечатали в газете “Чусовской рабочий”. Произошло это в 1951 году. И с этого момента всю свою жизнь В.П.Астафьев посвятил писательскому труду, о котором он скажет так: “Писательский труд – беспрестанный поиск, сложный, изнуряющий, доводящий порой до отчаяния. Лишь посредственности, привыкшей пользоваться “вторичным сырьём”, – живётся легко и вольготно. Я же автор рассказов, повестей, среди которых есть и получившие признание читателей, переведённые на многие языки, всякий раз со страхом приступаю к новой вещи, потом уж “разгоняюсь, вхожу” в неё, пока не закончу, – никакого покоя не знаю”.
Такое отношение к своему труду свидетельствует о высокой ответственности.
Проза Виктора Астафьева развивалась на классических традициях русской литературы Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского. Философское осмысление жизни, роль человека на земле, любовь к родине и родному дому, добро и зло по отношению к миру, особенно к его беззащитным представителям – детям, женщинам, старикам, зверью, природе, роль семьи – вот те далеко не все нравственные вопросы, которые Виктор Астафьев решает в своих произведениях.
У поэта Н.Новикова есть такие стихи:
Никогда ничего не вернуть,
Как на солнце не вытравить пятна,
И, в обратный отправившись путь,
Всё равно не вернётся обратно.
Эта истина очень проста,
И она, точно смерть, непреложна,
Можно в те же вернуться места,
Но вернуться назад
Невозможно…
Да, невозможно вернуть бездумно погубленную природу – дом человека. Она отплатит опустошением души. Виктор Астафьев прекрасно это осознаёт и желает предупредить о надвигающейся катастрофе. Это желание – боль писателя, его тоска и горькая тревога. Послушайте отрывок из заключительной главы “Нет мне ответа” романа “Царь-рыба”.
“Мана! Я поискал глазами рыжий гребешок Манского быка. Нету! Гидростроители смахнули. И сама красавица река ощетинена торосами сплавленного леса. Через Ману проложен мост. Когда в устье реки бурили грунт под опоры, на восемнадцатиметровой глубине попадалась в пробы древесина. Утопленный и зарытый лес, всё больше лиственница – она в воде почти не гниёт. Может, потомки благодарить ещё нас будут за хотя бы таким вот хитрым образом сделанные для них запасы древесины?
Прощай, Мана! И прости нас! Мы истязали не только природу, но и себя, и не всегда по дурости, больше по нужде…
Переменилась моя родная Сибирь. Всё течёт, всё изменяется – свидетельствует седая мудрость. Так было. Так есть. Так будет.
Всему свой час и время всякому делу под небесами;
Время родиться и время умирать;
Время насаждать и время вырывать насаженное;
Время убивать и время исцелять;
Время разрушать и время строить;
Время плакать и время смеяться;
Время разбрасывать камни и время собирать камни;
Время молчать и время говорить.
Так что же я ищу? Отчего мучаюсь? Почему? Зачем? Нет мне ответа”.
Каждое время рождает свои вопросы, на которые должны ответить именно мы. И мучиться этими вопросами и отвечать на них должны мы сегодня для того, чтобы сохранилась жизнь. Об этом говорится и в романе “Печальный детектив”.
“Печальный детектив” был опубликован в 1-ом номере журнала “Октябрь” за 1986 год. Атмосфера тех лет – это начало перестройки. Власть взяла курс на гласность во всех сферах общественной жизни. Во многих произведениях было обращение к материалу современной жизни и невиданная для литературы предшествующих лет активность, даже резкость в выражении авторской позиции. Перед читателем раскрывались неприглядные картины современного быта и духовное обнищание человека. Такой материал обусловил и жанр “Печального детектива” – вариант публицистического обличительного дневника. Именно в публицистике 80-х годов 20 века ярко проявились приметы новой литературно-общественной ситуации. Разве можно считать случайным то обстоятельство, что стилистика романа Астафьева “Печальный детектив” перекликается с принципами письма писателей-шестидесятников 19-го века, которые провозгласили своей целью и назначением литературы воспитание в человеке свободы, ответственности и сознательности. Вот почему роман “Печальный детектив” требует вдумчивого чтения и глубокого осмысления.
Аналитическая беседа
- Попробуйте передать эмоциональное восприятие этого произведения. Какие чувства у вас возникли?
(Чувство тяжести, подавленности из-за вереницы бессмысленно жестоких поступков, из-за того, что попирается человеческое достоинство).
- Как Вы понимаете название романа, почему это печальный детектив? С чем связана печаль автора?
(С тем, что разрушаются жизни дорогих ему людей, умирают деревни, что жизнь в городе и в деревне ограниченная и замкнутая. Печально оттого, что рушатся устои, на которых извечно держалась доброта человека).
- Во многих произведениях Астафьева герои выражают его эстетический идеал и нравственную позицию? Есть ли такие герои в романе “Печальный детектив”?
(Да, прежде всего это Леонид Сошнин, бывший оперуполномоченный милиции. Горестное его повествование о собственных злоключениях и бедах окружающей среды подтверждает емкую значимость заглавия романа. Леонид Сошнин – человек неравнодушный, честный, принципиальный, бескорыстный. Он противостоит злу по совести, а не по службе.
Учащиеся отмечают и таких героев, как тетя Граня, тётя Лина, Маркел Тихонович, Паша Силакова. Приводя примеры из текста, делают выводы, что эти герои для Астафьева – идеал человека, отмечают, что тётя Граня – идеал доброты и сострадания. Скольким детишкам заменила она мать, привила любовь к труду, честности, доброте. А ведь сама жила очень скромно, без достатка. Да и детей своих не имела, но от её доброты рождалась только доброта. Когда жестокие люди обидели тётю Граню, а она их простила, Леонид Сошнин мучился болью от несправедливости совершённого. Ему хотелось всякий раз бежать за тётей Граней и кричать на весь народ, чтобы она его простила “и всех нас”).
- В наше сложное время тоже много сирот и детских домов. Правильно ли поступают те люди, которые помогают детским домам, берут на воспитание детей? Это могут сделать только люди с достатком?
(Отвечая на этот злободневный вопрос, ребята приводят примеры из своих жизненных наблюдений (беспризорники, состояние детских домов, продажа детей за границу и т.п.). Решая непростой вопрос, они, естественно, мыслят позитивно, понимая, что дело не в материальном положении тех людей, кто хочет отдать теплоту своего сердца ребёнку. Смогут ли они когда-нибудь поступить так? Ответа однозначного нет. Но разговор, который состоялся, – это зёрнышко добра, брошенного в их души).
- Почему, ценя доброту и великодушие тёти Грани, автор утверждает: “Вольно…удобно живётся преступнику среди такого добросердечного народа”?
(Пожалуй, это один из самых сложных вопросов в романе. Это попытка и писателя, и читателей осмыслить с беспощадной правдой русскую душу. Становится горько оттого, что доброта перерастает во всепрощенчество. Многие критики упрекали Астафьева в том, что он неуважительно отзывается о русском характере, что всепрощенчество идёт от широты души русского человека. Но это не так. Устами своего героя Леонида Сошнина писатель говорит, что загадку души мы придумали сами и что всепрощенчество идёт от неумения уважать себя. Писатель прав, утверждая, что нельзя праздновать Пасху, не пережив поста. Трезвость авторского взгляда не умаляет сострадания к тем, кто по своей и по нашей вине оказался на краю пропасти. В романе остро поставлена проблема деформации добра и зла. В.П.Астафьев ценит добросердечие, душевную чуткость, готовность защищать слабого, утверждает, что нужно оказывать активное противостояние злу).
- Но как сделать так, чтобы не было возможности зреть человеческому злу?
( Эта мысль очень важна для писателя. Отвечая на этот вопрос, учащиеся отмечают, что, в основе взаимоотношений людей должны быть любовь, доброта, уважение, а совесть будет напоминать об ответственности за всех живущих рядом. Человек, умеющий предотвратить зло добротой, – вот идеал писателя).
- Астафьев писал: “Как часто мы бросаемся высокими словами, не вдумываясь в них. Вот долдоним: дети – счастье, дети – радость, дети – свет в окошке! Но дети – это ещё и мука наша! Дети – это наш суд на миру, наше зеркало, в котором совесть, ум, честность, опрятность нашу – всё наголо видать”. Как вы понимаете слова писателя? Можно ли сказать, что тема семьи в романе тоже одна из главных?
(В результате рассуждений приходим к мысли о том, что писатель с большой горестью рассказывает о случаях семейного разлада, ущербности человеческих отношений. Он обращает наше читательское внимание на то, как воспитывают и чему учат в семье, на “дух” семьи).
- Как воспитывают своих детей Октябрина Сыроквасова, алкоголичка Урна, тёща Леонида Сошнина, жена Сошнина, как воспитывают Юльку мать и бабка Тутыщиха?
(Учащиеся рассказывают эпизоды из романа, анализируют их и приходят к мысли, что Астафьев пишет об опасном типе женщин, стремящихся уподобиться мужчинам. Отвратительна Октябрина Сыроквасова, деятельница от культурного фронта, которая считает, что только она способна выбирать, чьи произведения печатать, а чьи нет. Отвратительна алкоголичка Урна. Она, к сожалению, явление нашей действительности. Женщина-пьяница страшнее мужчины. Отвратительны и те, кто заменяют духовное воспитание материальным благополучием).
- Слушая ваши ответы, хочу заметить, что В.П.Астафьев во многих своих произведениях говорит о женщине-матери с особой чуткостью. Оставшись сиротой, он с собой любовью пронёс через всю жизнь её светлый образ. В своей автобиографической статье “Сопричастный всему живому…” писатель призывает и нас, читателей, бережно относиться к женщине, к матери. О матери он напишет прекрасную повесть “Последний поклон”.
Выступление ученика (отрывок из статьи В.П.Астафьева “Сопричастный всему живому…”)
“…Иногда я плакал от умиления, охватившего меня, неосознанно сожалея, что нет моей мамы и не видит она всего этого мира живого и не может радоваться ему вместе со мной.
Если бы мне дано было повторить жизнь – я бы выбрал ту же самую, очень насыщенную событиями, радостями, победами и поражениями, восторгами и горестями утрат, которые помогают глубже чувствовать доброту. И лишь одно я просил бы у своей судьбы – оставить со мной маму. Её мне не хватало всю жизнь и особенно остро не хватает сейчас, когда возраст как бы сравнивает меня со всеми пожившими людьми, и наступает то успокоение, которого терпеливо ждут матери, надеясь хотя бы в старости прислониться к дитю.
Берегите матерей, люди! Берегите! Они бывают только раз и никогда не возвращаются, и никто их заменить не может. Это говорит вам человек, который имеет право на доверие – он пережил свою мать”.
– Почему в конце романа В.П.Астафьев написал с заглавной буквы только два слова “Земля и Семья”?
(О семье в романе говорится как о фундаменте не только государства, но и цивилизации. Эти два семейных дома нельзя разрушать. Если разрушить семью, разрушится дом Земля, и тогда человек погибнет. Мир семьи и мир природы всегда пребывают в вечном, неразрывном, хотя и противоречивом единстве, нарушение которого грозит вырождением и гибелью).
Эту мысль Астафьев разовьёт в своём романе “Царь-рыба”, с которого мы начали разговор о творчестве писателя. Таким образом, Виктор Петрович Астафьев помогает нам задуматься над многими нравственными проблемами, а главное, он говорит о бездуховности не в смысле отсутствия культурных интересов (хотя и об этом), а в смысле отсутствия ответственности, когда человек забывает спросить с самого себя и перекладывает ответственность на всех: школу, коллектив, государство.
Домашнее задание по выбору
- Сочинение на тему “Тема семьи в романе В.П.Астафьева “Печальный детектив”.
- Сочинение на тему “Как раскрывается тема добра и зла в романе В.П.Астафьева “Печальный детектив”?”
- Сочинение на тему “Какие переклички с русской классикой вы заметили в романе “Печальный детектив”?”
- Прочитать одно из названных произведений Астафьева и дать краткий отзыв о нём.
Литература
- Астафьев В.П. Повести. Рассказы. М.: Дрофа, 2002 (Библиотека отечественной классической художественной литературы).
- Астафьев В.П. “Сопричастный ко всему живому…” // Литература в школе. 1987, №2 .
- Русская литература 20 века. 11 класс, в двух ч. Под редакцией В.В.Агеносова. М,: Дрофа, 2006.
- Зайцев В.А., Герасименко А.П. История русской литературы второй половины 20 века. М., 2004.
- Ершов Л.Ф. История русской советской литературы. М.: Высшая школа, 1988.
- Егорова Н.В., Золотарёва И.В., Поурочные разработки по русской литературе 20 века. 11 класс. М.: Вако, 2004.
- Петрович В.Г., Петрович Н.М. Литература в основной и профильной школе. 11 класс: Книга для учителя. М.: Сфера, 2006.
Краткое содержание «Печальный детектив»
О произведении
Роман «Печальный детектив» Астафьева был написан в 1986 году. В произведении описывается непростой, полный лишений жизненный путь советского милиционера. Утратив смысл жизни, он анализирует прожитые годы, пытаясь понять, где и когда допустил ошибки.
Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Печальный детектив» по главам на нашем сайте. Пересказ книги пригодится для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.
Главные герои
Леонид Сошнин – мужчина средних лет, советский милиционер, вынужденный выйти на пенсию из-за инвалидности.
Другие персонажи
Лерка – жена Леонида, неважная хозяйка, требовательная к мужу, поверхностная женщина.
Светка – дочь Леонида и Светки.
Лина и Граня – тетки Леонида, воспитавшие его после смерти матери.
Федор Лебеда – напарник Сошнина, оперативник.
Венька Фомин – уголовник, пьяница, от которого страдали жители небольшого села.
Тутышиха – соседская старушка, которая умерла, выпис бутылку «Рижского бальзама».
Краткое содержание
Глава 1
Сорокадвухлетний Леонид Сошнин, в прошлом оперативник уголовного розыска, « возвращался домой в самом дурном расположении духа ». Его книга под названием «Жизнь всего дороже» после долгого ожидания была, наконец, допущена к печати. Однако радость от этой новости была испорчена неприятным разговором с высокомерным редактором. По дороге домой его терзали тяжелые мысли, главной из которой была одна – « Как на свете жить одинокому?».
После двух ранений Сошнин был вынужден оставить службу в милиции и уйти на пенсию по инвалидности. Жена Лера ушла от него после очередной ссоры, забрав с собой маленькую дочку Светку.
Глава 2
Леонид медленно брел домой, вспоминая свою жизнь. После смерти матери он остался жить с теткой Линой, которую вскоре осудили и отправили в колонию. Не менее любимой был и тетка Граня, всю жизнь работавшая с детьми.
Однажды, когда Сошнин уже работал в милиции, тетю Граню « снасиловали за что-то » четверо парней, напившихся до беспамятства. Строгий и справедливый судья определил « всем четверым сладострастникам по восемь лет строгого режима ». Но самое удивительное было то, что тетя Граня жалела преступников, и считала, что загубила их молодые жизни.
Глава 3
Уже в подъезде к Сошнину пристала подвыпившая компания. Мужчина пытался погасить конфликт мирным путем, но разгоряченные винными парами парни жаждали иной развязки. Один из них потребовал, чтобы Сошнин извинился перед ними « как следует: четко, отрывисто, внятно ». Однако бывший милиционер не собирался сносить унижение от местной шпаны, и, несмотря на старые травмы, ловко одолел троих хулиганов. Затем Сошнин позвонил в милицию, и сообщил о драке.
Глава 4
Герой вспомнил, как однажды вместе с напарником он преследовал на мотоцикле пьянчугу, угнавшего грузовик. Как потом выяснилось, угонщик прибыл в их городок с Крайнего Севера с внушительной суммой денег. Он « нажрался с радости, подвигов захотелось — и увел самосвал », по дороге калеча человеческие жизни. На его поимку были брошены все силы милиции, на подмогу встал общественный транспорт. Угонщика зажимали, как могли, надеясь, что он врежется в какой-то забор. Никто не решался « стрелять в преступника — народ кругом », лишь по мегафону кричали, предупреждая людей об опасности.
Грузовик удалось выгнать на загородную трассу, но там оказалось не легче – четыре похоронные процессии возле кладбища и большая строительная площадка. « Что мог здесь наделать угонщик — подумать страшно », и Сошнин велел напарнику Федору Лебеде стрелять в него. Перед смертью угонщик успел столкнуть мотоцикл, и Сошнин получил тяжелое ранение – его нога держалась « на одной коже и на жиле ». Ампутации удалось избежать, но мужчина на всю жизнь остался хромым.
Глава 5
Леонида накрыли воспоминания о том, как он познакомился со своей женой. Двадцатидвухлетняя Лерка, студентка фармацевтического факультета, была большой модницей, и носила « тугие, узкие джинсы и гарибальдийскую пышную косынку ». Однажды на нее напали хулиганы, и принялись прямо за киоском стягивать злополучные джинсы. Сошнов « отбил барышню », и вскоре женился на ней.
Пока была взаимная страсть, молодые жили неплохо. Затем « дитя, всеми любимое и единственное, Светка, какое-то время соединяла семью ». Но вскоре взаимные упреки изъели изнутри семью, и без того хлипкую, и супруги разбежались.
Глава 6
Припомнился Сошнину и случай, который поставил крест на его карьере милиционера. Однажды привез Леонид дочурку к родителям жены, жившим в небольшой деревеньке. Он узнал, что местных жителей безнаказанно терроризировал вконец спившийся уголовник Венька Фомин. Он измывался над одинокими, беззащитными старушками, отбирал у них припрятанные на похороны гроши, и на эти деньги « пировал и диковал с друзьями-приятелями ».
Во время задержания Венька Фомин « выхватил из сена вилы с ломаным черенком », и что есть силы всадил их в Сошнина, который неудачно поскользнулся и упал. Раненого милиционера едва успели довезти до больницы, где его спасли от верной смерти. Вторая группа инвалидности поставила крест на дальнейшей карьере Сошнина, и он ушел на пенсию.
Глава 7
Сошнин вспоминал совершенно дикие случаи из своей практики, анализировал судьбы своих знакомых. Он с грустью констатировал факт, что « жизнь разнообразна, и жить в ней можно разнообразно ».
С тоски позвонил Сошнин жене, с которой отношения стали понемногу налаживаться в лучшую сторону. Лерка предложила ему взять на выходные первоклашку Светку – « чтобы разогнать мерехлюндию ». Сама же Лерка торопилась на свидание с соседом-бульдозеристом, который « четыреста в месяц заколачивает ».
Глава 8
Сошнин стал свидетелем большой радости соседской девчонки Юльки, которой родители из Риги привезли модные обновки: бархатный костюмчик, белоснежную водолазку, туфельки, паричок. Леонид невольно сморщился – « опять откупились от родного дитяти ».
Юлька жила с бабушкой, пока родители ездили на заработки. Юлька побежала к подружкам в общежитие хвастаться обновками. Бабка Тутышиха предложила Сошнину дорогой «Рижский бальзам», который она уже распила на радостях. Леонид вежливо отказался, « поднялся к себе — времени без малого два часа ночи ».
Глава 9
Леонид проснулся от истошного крика Юльки. Он поспешил к соседям, и застал перепуганную девчонку над телом бабушки – Тутышиха, на радостях выпив всю бутылку «Рижского бальзама», отправилась в мир иной.
На пышных похоронах Тутышихи Сошнин встретил Лерку с дочерью, которые остались у него ночевать. Светка тихонько посвистывала во сне простуженным носом, « несмело прижавшись к нему, спала Лерка ». Впервые за долгое время Леонид почувствовал себя умиротворенным, счастливым. Он осознал, « что надо как-то налаживать свою жизнь, разбираться в ней ».
Заключение
В своем произведении Астафьев размышляет над человеческими поступками, разбирает запутанные тропы, по которым тот или иной персонаж пришел к подобной жизни. В переломный момент своей жизни главный герой пытается найти ответы на важные вопросы, и в итоге находит их.
После ознакомления с кратким пересказом «Печальный детектив» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.
Тест по роману
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
Источники:
https://nice-books.ru/books/proza/sovremennaja-proza/14747-viktor-astafev-pechalnyi-detektiv.html
https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/413254/
https://obrazovaka.ru/books/astafev/pechalnyy-detektiv