1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Героизм в рассказе василий теркин. Прославление воинского подвига в поэме А.Т

Поэма А. Т. Твардовского Василий Тёркин

Прославление воинского подвига в поэме (глава «Поединок»).

Целью Твардовского при написании поэмы было изображение ратного труда простого русского солдата, четырёх лет жизни людей в условиях войны, когда героические поступки совершаются не каждый день, но уже само стремление жить и побеждать, приближая День Победы над фашистскими захватчиками, – это и есть подвиг.
Обыкновенный парень Василий Тёркин, как и все солдаты, участвовал в боях, приходилось рисковать жизнью, терпеть смертельную усталость при переходах на новые позиции и ночевать то в окопах, то прямо на земле, «заслонясь от смерти чёрной только собственной спиной». Силу духа советского солдата, его высокое чувство долга перед людьми и перед страной, тот особый патриотизм, свойственный участникам Великой Отечественной войны, Твардовский показал в главе «Поединок».

Василию Тёркину, возвращавшемуся из разведки, пришлось вступить в рукопашную схватку с немцем. Чем-то этот поединок напоминает бой с барсом в поэме Лермонтова «Мцыри». Враг тоже более сильный, мощный, тренированный, но побеждает человек, у которого стремление к свободе, жажда жизни и воля к победе выше, чем у противника.

Немец был силён и ловок,
Ладно скроен, крепко сшит.

Сытый, бритый, бережёный,
Дармовым добром кормлёный.

Тёркин знал, что в этой схватке
Он слабей: не те харчи.

Автор не скрывает, что Василий героем себя не чувствует, он поначалу и «под вздох» получил так, что отлетел, но «устоял – и сам с испугу. немцу дал леща». И зубам у него уже «не полон счёт».

Но и немец левым глазом
Наблюденья не ведёт.

Во время поединка Тёркин всё более озлобляется, припоминая врагу, как нагло и жестоко ведут себя немцы на русской земле:

Ты наводишь свой порядок.

Со старухой сладить в силе.

Василий убеждает и себя, и немца, что фашисты не люди, а звери, преступники, посягнувшие на жизнь миллионов людей, на их землю и на их добро. Поэтому

Бьётся насмерть парень бравый.
Словно вся страна-держава
Видит Тёркина:
– Герой!

Парень одёргивает себя, понимая, что не к лицу ему показная удаль:
Не за тем на смерть идёшь,
Чтобы кто-нибудь увидел.

Конечно, бойцу хотелось, чтобы его товарищи узнали, как храбро он сражался, но это не главное. Поэтому он рад победе над сильным противником и тому, что остался жив. Он уверен также в том, как радостно будут встречать его однополчане:

Видеть, знать, что каждый встречный –
Поперечный – это свой,
Не знаком, а рад сердечно,
Что вернулся ты живой.

А.Т.Твардовский показал и обыденность воинской доблести, и величие, героизм солдата на войне, когда

Страшный бой идёт, кровавый,
Смертный бой не ради славы,
Ради жизни на земле.

Автор поэмы «Василий Тёркин» постоянно подчёркивает «обыкновенность» своего героя. Он создал образ солдата, взяв типичные черты личности, характерные для многих парней, призванных на защиту Отечества. Целью автора было создание знакомого всем образа рядового, не думавшего о героизме, но готового к подвигу, чтобы не пропустить врага к отчему дому. И эта цель была достигнута. Подтверждением тому стали письма в редакцию от фронтовиков, которые сообщали, что в их роте служит такой парень, о котором написал Твардовский, только имя и фамилия у него другие.

Реального прототипа у Тёркина нет, потому что это собирательный образ, вобравший в себя распространённые качества характера русского солдата: смелость и находчивость, упорство и самоотверженность, оптимизм и любовь к Родине. С первого взгляда можно и не отметить ничего примечательного в его облике:
«. Просто парень сам собой он обыкновенный. »

Читать еще:  Дошколёнок - развитие ребенка, подготовка к школе в киеве. Четыре художника

Подвиг солдата на войне показан в поэме как каждодневный, упорный и тяжкий воинский труд, когда и окопы рыть надо, и ползти по грязи или снегу, и стрелять, и снова преодолевать препятствия, возможно, даже вплавь. Вынести тяжёлые будни войны человеку не просто. В минуты отдыха, если думать только о потерях, страданиях, трудностях, сил для нового боя не набраться. Спасало умение отвлечься, вспомнить что-то хорошее, пошутить, как делал это Василий:

Человек простой закваски,
Что в бою не чужд опаски.

То серьёзный, то потешный,
Он идет – святой и грешный.

Уверенность таких ребят в правоте своего воинского дела и долга перед Родиной придавала им силы, и они снова шли в бой «не ради славы, ради жизни на Земле».
Доказательством того, что замысел автора (показать «обыкновенность» героя) претворён в поэме успешно, стала огромная популярность Тёркина. Поэма А.Т.Твардовского «Василий Тёркин» получила всенародное признание и прежде всего среди самих участников Великой Отечественной войны.

Как в поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин» изображен героизм русских солдат? (ЕГЭ по литературе)

Великая Отечественная война — это одно из самых страшных и ужасающих событий в истории человечества. Мы не видели войны, но мы знаем о ней. Мы обязаны помнить, какой ценой завоевана победа и какие жертвы пришлось понести во имя свободы. Поэтому книги о героях ВОВ всегда останутся актуальными. Одна из них — поэма А. Т. Твардовского «Василий Тёркин».

Обратимся к чудесным страницам этого неувядаемого памятника героизму русского солдата.

Все главы поэмы пронизаны восхищением по отношению к простому человеку, который смог победить фашистов. Василий Тёркин, главный герой, особенно ярко воплощает в себе храбрость, стойкость и бесстрашие, так как является собирательным образом доблестного воина. Докажу свою точку зрения на примере двух глав — «Кто стрелял?» и «Переправа».

Вспомним сюжет, положенный в основу главы «Переправа»: атака бойцов не удалась, враги разбили понтонный мост.»Люди теплые, живые Шли на дно, на дно, на дно. «. Взвод, который закрепился на другом берегу вот-вот будет уничтожен, если не прибудет помощь. Кто же выручит бойцов? Конечно, наш герой, Вася Тёркин, который переплывет реку в ноябре, рискуя своей жизнью, спасет товарищей. Он демонстрирует небывалую силу духа, выносливость и решительность. У него еще хватает сил шутить, когда он достиг берега и просить «Доктор, доктор, а нельзя ли Изнутри погреться мне, Чтоб не все на кожу тратить?».

Мы знаем, что не один конкретный человек проявлял на войне подобное мужество ради своих боевых товарищей, ради Родины. Сам Твардовский, будучи военным корреспондентом, видел подъем всеобщего патриотизма. Он часто и сам был в первых рядах и собственными глазами наблюдал многочисленные подвиги русских солдат. Твардовский создавал поэму по горячим следам и бойцы видели отражение себя в образе Васи Тёркина, и шли дальше воевать за мирное небо над головой.

Глава «Кто стрелял?» рисует другой подвиг простого солдата. Подбитый из винтовки, рядовым бойцом, фашистский самолет- это символ непобедимости духа нашей армии.

Автор изображает здесь не только смелость и решительность Тёркина, но и его находчивость и смекалку. Главный герой не кичиться тем, что совершил героический поступок. Для объявления о награде, Васю приходиться разыскивать, ведь ему совсем не интересны почести. Он проявляет себя скромным и молчаливым парнем. И эти качества были свойственны многим русским солдатам. Они отдавали свою жизнь просто и без громких слов во имя победы, не мечтая о наградах и чинах.

Таким образом, героика войны показан А. Т. Твардовским на примере Василия Тёркина — собирательного образа русского солдата и буднях бойцов, мерзнувших в окопах, мокших под дождём, но не теряющих веры и надежды.

Читать еще:  Участником кружка петрашевцев был. Петрашевцы кратко и понятно – самое главное

Прославление воинского подвига в поэме А.Т.Твардовского «Василий Тёркин» (глава «Поединок»). Чтение отрывка наизусть

Чтобы достичь высокой степени обобщенности в образе главного героя, автор создаёт целую систему рифм, используемых по отношению к его имени и фамилии. Твардовский изобретательно использует рифмы, которые характеризуют как обстоятельства армейского быта, так и эмоциональное состояние героя (Теркин — горькой, махорки, поговорки, на взгорке, в гимнастерке, коркой, в каптерке и т.д.). Однако наиболее ответственной в книге является рифма «Василий — Россия», несколько раз повторенная в тексте. Тем самым подчеркнуто, что герой представительствует за весь народ и является своеобразным воплощением богатырства русского народа. Теркин, ни много ни мало, — это «герой-народ». И здесь важно подчеркнуть не столько собирательный образ героя, сколько его сопричастность общему народному делу: борьбе с общим врагом. Врагом страшным и опасным.

Глава начинается с противопоставления: Тёркин противопоставлен немцу

Немец был силён и ловок,

Ладно скроен, крепко сшит…

Сытый, бритый, бережёный,

Дармовым добром кормлённый…

Теркин вступает в единоборство с сильным, физически превосходящим его противником:

Теркин знал, что в этой схватке

Он слабей: не те харчи.

Автор умышленно подчёркивает, что его герой слабее, показывая тем самым не столько превосходство в физической силе одного отдельно взятого немца над одним отдельно взятым русским солдатом, сколько превосходство объединённых сил Европы, попавшей под пяту гитлеровской Германии, над только что созданной промышленностью молодой Советской Республики. Огромные промышленные комплексы, питаемые мощнейшими нефте-угленосными бассейнами всей Европы, бросили вызов только-только встающей на ноги, едва окрепшей советской металлургии.

Однако Тёркин не уклоняется от поединка, он вступает в неравную схватку, как и вся его страна, ведёт тяжелейшие бои с «непобедимой» до этого армией вермахта. А для борьбы, и особенно для победы нужно разбудить в себе дремлющие силы, какие-то скрытые резервы. И совсем не случайно здесь обращение автора к былинному эпосу:

Как на древнем поле боя,

Грудь на грудь, что щит на щит, —

Вместо тысяч бьются двое,

Словно схватка всё решит.

С одной стороны, Твардовский выделяет и укрупняет эпизод битвы, обращая взгляд читателя в глубь веков, к далёким корням древнейших побед, и, кажется, находит источник силы: биться нужно так, «словно схватка всё решит».

С другой стороны былинная торжественность сцены уравновешивается щедро рассыпанными «технологическими» подробностями тёркинской смекалки и самой просторечивой лексикой, использованной в главе («хрястнул немца промеж глаз», «в санки сунул», «с испугу. дал леща» и т.п.). Тем самым эпизод поединка, не утрачивая символического смыслового потенциала, «заземляется», бой приобретает характер отчаянной драки.

А «драка – драка не игрушка!», здесь выкладываться Тёркину приходится по-полной, до конца, используя не только свою силу и ловкость. Понимая, что силы не равны, Тёркин

подстёгивает себя ненавистью к врагу. Он не просто ненавидит незваного пришельца на свою землю, он его люто ненавидит некой звериной ненавистью:

И глядят в глаза друг другу: Зверю – зверь и враг – врагу.

Твардовский даёт максимально чёткий и ёмкий образ противника, усиливая клокотание ненависти у своего героя:

Вот он — в полвершке — противник.

Носом к носу. Теснота.

До чего же он противный —

Дух у немца изо рта.

Злобно Теркин сплюнул кровью.

Ну и запах! Валит с ног.

Ах ты, сволочь, для здоровья,

Не иначе, жрёшь чеснок!

Дальше степень накала достигает своего пика:

Ты куда спешил — к хозяйке?

Матка, млеко? Матка, яйки?

Оказать решил нам честь?

Подавай! А кто ты есть,

Кто ты есть, что к нашей бабке

Заявился на порог,

Не спросясь, не скинув шапки

И не вытерши сапог?

Со старухой сладить в силе?

Подавай! Нет, кто ты есть,

Что должны тебе в России

Подавать мы пить и есть?

Читать еще:  Николай козлов философские сказки читать. Китайский балет и эстетическое наслаждение

Не калека ли убогий,

Или добрый человек —

Добрым людям люди рады.

Нет, ты сам себе силен.

Кто ж ты есть? Мне толку нету,

Чей ты сын и чей отец.

Человек по всем приметам,—

Человек ты? Нет. Подлец!

И постоянно распаляя себя этой ненавистью, Тёркин вдруг становится сильнее: теперь он действительно «держит фронт» за всю Россию, как мудро подметил автор. Кто, как не он, отомстит теперь за страдания этой старухи, чьей-то матери, между прочим, обиженной этим поганым завоевателем? За страдания сотен тысяч стариков и старух, детей и матерей? Кому, как не ему, «русскому труженику солдату» дать отпор всей бесчеловечной машине зла, созданной для уничтожения гуманизма, любого воспоминания о человеколюбии, милосердии и т. д.

Автор опять применяет приём противопоставления, как бы сравнивая два образа сражающихся сторон. Один – бесконечно человеколюбивый, дружелюбный с необъятной широтой русского гостеприимства:

Не калека ли убогий,

Или добрый человек —

Добрым людям люди рады.

Другой – бесконечно человеконенавистнический, вероломный:

Твардовский, как никто, понимает и чувствует, будто два вселенских начала, — Добро и Зло, — сцепились насмерть в этой схватке, поэтому всю главу держит читателя в напряжении. Зло тотальное, беспредельное, абсолютное, несущее человечеству новый «мировой порядок», несовместимый с жизнью миллионов людей, уничтожающий идеи развития, прогресса и гуманизма на корню.

Что же противостоит этому злу, что лежит на другой чаше весов? Правда! Святая русская правда, уходящая своими корнями в вековую глубь былинных богатырей, и черпающая там из неиссякаемого полноводного источника животворящую силу для борьбы за свои святыни. Недаром на Руси говорится: «Не в силе бог, а в правде».

А правда в том, что Человек никогда не будет попирать права другого человека, и именно она, эта правда, переламывает ход поединка. «Кто ты есть?» — спрашивает автор устами своего героя, кто наделил тебя правом распоряжаться на чужой земле? И отвечает:

Кто ж ты есть? Мне толку нету,

Чей ты сын и чей отец.

Человек по всем приметам,—

Человек ты? Нет. Подлец! –

Этот вывод удесятеряет силы Тёркина, правда укрепляет его дух.

– Раз ты пёс, так я – собака,

Так сам я – чёрт!

Ты не знал мою натуру,

А натура – первый сорт.

Не попросит. Вот где чёрт!

Бьется насмерть парень бравый,

Так что дым стоит горой,

Словно вся страна-держава

И когда немец, теряя последние силы под натиском безудержной воли правды, прибегает к «военной хитрости» — пытается помочь себе каской, Тёркин завершает поединок «незаряженной гранатой» и берёт немца в плен.

Ах, ты вон как! Драться каской?

Ну не подлый ли народ!

Злость и боль забрав в кулак,

Теркин немца — с левой — шмяк!

Немец охнул и обмяк.

Бой окончен и снова поэт возвращает читателя к реалиям армейского быта:

Старшина отпустит чарку,

Строгий глаз в нее кося.

А потом у печки жаркой

Ляг, поспи. Война не вся.

«Война не вся» — подчёркивает автор, она ещё не окончена, но на метафизическом уровне Тёркиным, а в его лице и всем русским народом, одержана очень важная победа – победа Духа, не сломленного ни первыми очень тяжёлыми месяцами войны, ни ужасным натиском чудовищной силы. Победа всегда добывается очень тяжёлой ценой: в кровопролитнейших боях, в тяготах и лишениях тыловой жизни, она достигается путём предельной концентрации всех сил, мобилизации всего организма, потому и говорится, что победу куют. Но без победы Духа никакая победа вообще невозможна.

Заканчивает Твардовский главу следующим образом, снова предельно обобщая вышеизложенное и подчёркивая планетарный масштаб катастрофы:

Страшный бой идет, кровавый,

Смертный бой не ради славы,

Ради жизни на земле.

Дата добавления: 2018-04-04 ; просмотров: 523 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Источники:

http://www.proza.ru/2015/02/17/565
http://www.kritika24.ru/page.php?id=67826
http://studopedia.net/3_2440_proslavlenie-voinskogo-podviga-v-poeme-attvardovskogo-vasiliy-terkin-glava-poedinok-chtenie-otrivka-naizust.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector
×
×