1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Герой нашего времени» как психологический роман. Женские образы

Женские образы в романе М. Ю. Лермонтова Герой наш

Какую роль в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
играют женские образы?

«Герой нашего времени» — первый социально-психологический и философский роман девятнадцатого века, который, несомненно, стал началом развития данного жанра в русской литературе. Текст молодого поэта-романтика М.Ю. Лермонтова, написанный в традициях такого литературного течения как реализм, интересен многим фигурой главного героя, Григория Александровича Печорина, характеризующего интересным и нестандартным, циничным и острым взглядом на все его окружающее: людей, эмоции, человеческие чувства и поступки, моральные ценности и ориентиры.
Особенно интересна модель поведения офицера Печорина с женщинами, так образно и ярко запечатленными в данном произведении. И действительно, на страницах романа обнаруживается галерея женских образов, отличающихся разнообразием. Можно предположить, что они помогают дать более четкую характеристику самому Печорину, натуре поистине непонятной и загадочной, чья «история души» не так проста. Данные образы дают возможность рассмотреть Печорина с разных граней, ведь в художественном тексте персонаж раскрывается и за счет взаимодействия с другими действующими лицами.
Во-первых, отношения Печорина с Бэлой дают читателю понять, что Григорий Александрович – человек целеустремленный, стремящийся к достижению установленных высот. Он захотел, чтобы Бэла стала его женой, чтобы она его полюбила, и он сделал все, чтобы воплотить свою мечту в жизнь: похитил её, заточил в своей комнате, одаривал дорогими подарками. Однако он, словно опытный охотник, потерял интерес к цели, как только её достиг (глава «Бэла»).
Во-вторых, отношения Печорина с княжной Мери характеризуют Григория Александровича как эгоиста, реалиста, самовлюбленного охотника «за дичью», желающего, чтобы весь мир кружился вокруг него. Он осознает разумом, что Мери не нужна ему, но все равно стремится обратить её внимание, притянуть её взгляд к себе. Он дышит тем цветком, чтобы «потом выбросить на дорогу»: он насыщает только себя, не давая ничего взамен. Он пользуется ей для удовлетворения собственного самолюбия и гордости, осознавая свое превосходство, он играет бедной девушкой, чтобы отвлечь себя от гнетущей и страшной скуки (глава «Княжна Мери»).
В-третьих, отношения с Верой показывают настоящего Печорина: она приняла его таким, каков он есть: с его пороками, страстями и его мизантропической натурой. И с ней он предельно честен и искренен, Григорий Александрович не может ей лгать. Так читатель понимает, что Печорин все еще способен чувствовать, любить и испытывать хоть какие-то человеческие эмоции, что в нем есть то чуткое сердце, хоть оно и тщательно скрыто под пеленами ненависти и цинизма (глава «Княжна Мери»).
Таким образом, галерея женских образов романа помогает детально рассмотреть характер главного героя, Григория Александровича Печорина, раскрыть его со всех сторон в акте взаимодействия с второстепенными действующими лицами.

Герой нашего времени» как психологический роман. Женские образы

Предромантизм и «высокий» романтизм: в чем смысл различия.

Билет 8

Предромантизм, преромантизм, комплекс идейно-стилевых тенденций в западноевропейской литературе 2-й половины 18 — начала 19 вв. и изобразительном искусстве конца 18 — начала 19 вв.; генетически предвосхищая романтизм, Предромантизм сохраняет преемственность некоторых мотивов и идей литературы сентиментализма (апелляция к «чувству», апология «естественного» существования, поэтизация «мирной» природы и др.), однако это идеологически разные течения: в рамках сентиментализма осуществляется критика рационализма Просвещения, тогда как Предромантизм — начало его полного и бескомпромиссного отрицания. «Зыбкая», переходная природа Предромантизм находит подтверждение в творческих судьбах «предромантиков», часто относимых либо уже к романтизму (У. Блейк), либо ещё к сентиментализму (Ж. А. Бернарден де Сен-Пьер). Связанный с выдвижением третьего сословия, Предромантизм проникнут пафосом самоопределения и утверждения личности («Влюблённый дьявол» Ж. Казота; в известной мере произведения маркиза де Сада). В предреволюционные годы французскийПредромантизм обретает гражданственное антифеодальное звучание.

В России Предромантизм не получил законченного выражения; синкретизм русской литературы конца 18 в. (одновременное присутствие различных идейно-художественных тенденций) свёл его к отдельным мотивам в поэзии Г. Р. Державина, Н. И. Гнедича, В. А. Жуковского.

«ГНВ»- вершина творчества. Пример ограниченного сочетания 2-ух худ методов (романт и реалист). Из этого романа вырастала тема «лишнего человека» в разных планах. Печорин — Альтер эго (второе я) Лермонтова. В благородно-полож. Содержании и в плане укоризненного мученичества, и в иронич отриц трактовке..

«ГНВ»-первый в Росии соц-психолог и философский роман.

Печорин безусловно более аналитический герой, чем Онегин. В нём более внутр самокритики, мучительных раздумий, переживания разлада с об-вом, трагизм своего положения в обществе. Печорин- своеобразный демон, полностью проявл в условиях обыкновенного быта. Он лишний по праву своей исключительности, и это не насмешка, а избранный им самим жребий. Печорин — как сам Лермонтов, борется ещё и с самим собой, с противоречиями своегособств «Я».

Читать еще:  Cочинение «Бегство Тальберга. (Анализ эпизода романа Булгакова «Белая гвардия»)

Подлинная драма Печорина- в области духа: между тем, чем наделила его пошлая действительность и выс духовн, беспощадный анализ.

Столкновение с простыми людьми. По композиции – фабула и сюжет не совпадает, по сюжету роман очень насыщен

Стиль «Героя нашего времени», построение каждой из пяти глав, составляющих роман, — в высшей степени «байронические». И «Тамань», и «Бэла», и «Фаталист» построены на заострениях, на кульминациях — везде смерть или опасность смерти. Каждая глава — законченное целое. И фабульная последовательность событий нарушена: эпизоды перетасованы с целью придания большей загадочности главному герою, и не случайно «Фаталист» поставлен в конце.

История «Героя нашего времени» начинается с 1839 году, когда в «Отечественных записках» появилась повесть «Бэла» с подзаголовком «Из записок офицера с Кавказа». В конце того же года в том же журнале увидела свет последняя часть будущего романа – «Фаталист». В 1840 году там же была напечатана «Тамань». Вслед за этим вышло и отдельное издание романа в его полном составе.

«Герой нашего времени» не просто психологический, а в первую очередь социально-психологический роман – и по характеру психологизма в раскрытии главного героя, и по широте и многообразию отображенной в нем социальной действительности, представленной рельефно выписанными образами персонажей, каждый из которых является, в свою очередь, определенным социально-психологическим типом. Однако психологизм романа не только социален, но и в тоже время глубоко философичен. Отношение человека с человеком, личности с обществом и природой, с миром, человеческие устремления, возможности и действительность, свобода воли и необходимость – все эти, по сути, философские проблемы ставятся в «Герое нашего времени». А это делает его романом не только социально-психологическим, но и философским.

Проблема личности – центральная в романе. Личность в ее отношении к обществу, в ее обусловленности социально-историческими обстоятельствами и в то же время противодействии им – таков особый, двусторонний подход Лермонтова к проблеме. Человек и судьба, человек и его назначение, цель и смысл человеческой жизни, ее возможности и действительность – все эти вопросы получают в романе многогранное образное воплощение.

В романе органически сочетаются социально-психологическая проблематика и нравственно-философская, острая сюжетность и беспощадный самоанализ героя, очерковость отдельных описаний и новеллистическая стремительность поворотов в развитии событий, философские размышления и необычные эксперименты героя; его любовные, светские и иные похождения оборачиваются трагедией несостоявшейся в полной мере судьбы незаурядного человека. Тем самым, роман при своей необычайной сжатости, отличается исключительной насыщенностью содержания, многообразием проблематики, органичным единством основной художественной идеи, которая развивается в главном герое – Печорине. Именно герой является основой произведения. Раскрытие героя — цель всей системы повестей, она определяет и построение сюжета.

“Герой нашего времени” — первый в русской литературе роман, в центре которого представлена не биография человека, а именно личность человека — его душевная и умственная жизнь как процесс. Произведение не случайно представляет собой цикл повестей, сконцентрированных вокруг одного героя. Хронология жизни героя нарушена, но четко выстроена хронология повествования: читатель постепенно постигает мир главного героя романа, Григория Александровича Печорина, от первоначальной характеристики, которую дает Максим Максимыч, через авторскую характеристику к исповеди в “Журнале Печорина”. Второстепенные герои также нужны прежде всего для того, чтобы полнее раскрыть характер Печорина. Итак, главная задача М. Ю. Лермонтова в романе “Герой нашего времени” — рассказать “историю души человеческой”, увидев в ней признаки эпохи. В предисловии к “Журналу Печорина” автор подчеркнул, что в образе героя дан портрет не одного человека, а художественный тип, вобравший в себя черты целого поколения молодых людей начала века.

Печорин Григорий Александрович — главный герой романа. Его характер сформировался в обстановке высшего света, что роднит его с героем романа “Евгений Онегин”. Но суета и безнравственность общества “приличьем стянутых масок” наскучили герою. Печорин — офицер. Он служит, но не выслуживается, не занимается музыкой, не изучает философию или военное дело, то есть не стремится произвести впечатление средствами, доступными обычным людям. М. Ю. Лермонтов намекает на политический характер ссылки Печорина на Кавказ, некоторые замечания в тексте позволяют говорить о его близости к идеологии декабризма. Так в романе возникает тема личной героики в том трагическом осмыслении, которое она получает в 30-е годы XIX века. С образом Печорина в романе связана проблема нравственности. Во всех новеллах, которые Лермонтов объединит в романе, Печорин предстает перед нами как разрушитель жизней и судеб других людей: из-за него лишается крова и погибает черкешенка Бэла, разочаровывается в дружбе с ним Максим Максимыч, страдают Мери и Вера, погибает от его руки Грушницкий, вынуждены покинуть родной дом “честные контрабандисты”, погибает молодой офицер Вулич. Сам герой романа осознает: “Как орудие казни, я упадал на головы обреченных жертв, часто без злобы, всегда без сожаленья. ” Вся его жизнь — постоянный эксперимент, игра с судьбой, причем Печорин позволяет себе рисковать не только своей жизнью, но и жизнями тех, кто оказался рядом. Ему свойственны неверие и индивидуализм. Печорин, по сути, считает себя сверхчеловеком, сумевшим подняться над обычной нравственностью. Впрочем, он не желает ни добра, ни зла, а лишь хочет понять, что это такое. Все это не может не отталкивать читателя. И Лермонтов не идеализирует своего героя. Впрочем, в названии романа, на мой взгляд, заключена “злая ирония” не над словом “герой”, а над словами “наше время”.

Читать еще:  Абсолютная и относительная истина. Что такое истина? Примеры относительной истины

Женские образы произведения проясняют противоречивый душевный мир главного персонажа; выявляют скрытые мотива поступков и побуждений Печорина. При сравнительно небольшом объеме роман Лермонтова, как никакой другой в русской литературе, насыщен женскими образами и отличается обилием любовных коллизий с участием одного и того же действующего лица. Разноплановость женских типов позволяет раскрыть различные ипостаси натуры Печорина. В «Тамани» попытка разгадать тайну девушки чуть было не привела героя к гибели. Любовь Печорина к Бэле позволяет автору изобразить душу, движимую искренними побуждениями и пресыщением. Отношения с княжной Мери строятся в соответствии с известным по романтической литературе сюжетом любовного соперничества, развивающегося в словесных дуэлях, полунамеках, недоговоренности, изощренной психологической тактике. Неискренность чувства подчеркивается фоном, на котором оно развивается. Декорациями эмоционально-риторических состязаний становятся «водяное» общество, фальшивая мораль, лицемерные разговоры и поступки окружающих.

Глава «Фаталист» на уровне задействованности привычных интриг и действующих конфликтных пар отличается от предшествующих. В ней отсутствуют женские образы; упоминается только дочь хозяина дома, в котором остановился Печорин. Однако именно в этой части романа автор создает ситуацию символического кульминирования женского начала, выражающегося в том, что герой противопоставлен не конкретному стечению обстоятельств, не частным случайностям, инициатором которых во многом был он сам. Воздвигается грандиозная по философской наполненности антиномия «герой – судьба», выводящая конфликт из сферы обыденности и повседневности в пространство символического обобщения. Однако и здесь Печорин оказывается верным парадоксальности собственного мышления: «Я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает». Это признание не может являться кодом, поясняющим внутренний мир персонажа. Исповедь героя драматизируется осознанием того, что он является топором в руках судьбы, разрушающим жизни всех, с кем его сводит случай.

Символична сцена ночной погони за ускользающим счастьем. Драматическая кульминация сопровождается образами темного неба и одиноких звезд. Этот пейзаж знаком читателю по стихотворению «Выхожу один я на дорогу. », но трагический пафос романного эпизода снимает какую-либо возможность умиротворения. В исповеди Печорина заключено противопоставление идеальных порывов и мира, исключающего любые проявления чистоты помыслов. Тема внутренней раздробленности проявляется и в структуре романа. Дневник Печорина открывается главою «Тамань», воплощающей идею свободной личности, способной вступить в борьбу с силами намного превышающими ее собственные возможности. «Фаталист» заключает в себе мысль о полной зависимости человека от судьбы, предопределенности его трагического финала. Именно борьба двух начал – свободы и несвободы – является источником нравственной болезни персонажа, его постоянной борьбы с самим собой.

Смерть Печорина не обставляется автором элегическими декорациями, привычными по романтическим романам. Герой умирает на дороге, неизвестный и ненужный никому. В этом, по мысли Лермонтова, заключен трагический пафос современности, безразличной к человеку, рожденному, возможно, для великих деяний. Печорин стал своеобразным символом русской культуры, персонифицирующим один из самых противоречивых моментов движения индивидуального и общественного самосознания.

Гениальность М. Ю. Лермонтова выразилась прежде всего в том, что он создал бессмертный образ героя, воплотившего все противоречия своей эпохи. Не случайно В. Г. Белинский увидел в характере Печорина “переходное состояние духа, в котором для человека все старое разрушено, а нового еще нет и в котором человек есть только возможность чего-то действительного в будущем и совершенный призрак в настоящем»

Все жен. образы- представительницы разных миров. Бэла. От нее веет душевной чистотой, добротой. Но она горда, имеет чувство собств. дост. Он так страстно и глубоко любит Печорина, что ее любовь кажется ему несерьезной. Такой чистой любви мало П. для искреннего ответного чувства! Мери– умна, начитана, нравственно чиста, романтик по натуре, наивна. Ей интересно то, что загадочно, недоступно. П. быстро это понял. Он, сам не зная почему влюбил в себя Мери. Лермонтов показал с пом. Мери страсть П. властвовать над людьми, возб. чувства, принося страданья. Вера – единст. жен. образ, кот. сопост с П. Он неясный образ. Но Вера – единств. человек, понявший сущность П., любящая его с достоинствами и недостатками. Эту верность и проницат. Сам П. не мог не оценить. В образе Веры: покорность, жертвенность, нет ярко выраж. чувства соб. дост. Лермонтов с пом. Веры показал эгоизм П. , его боязнь потерять гл. в его жизни – свободу.

Читать еще:  Цитаты славянские. Мудрые высказывания, цитаты, афоризмы и изречения

Женский образ в романе «Герой нашего времени». Главные герои романа

Роман Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» вышел в свет в 1840 году, однако он по-прежнему читаем и любим людьми разных возрастных категорий. Что же привлекает современного читателя к роману, написанному в позапрошлом веке?

Композиция произведения

Необычна композиция произведения.

Роман состоит из нескольких частей, включающих в себя рассказ странствующего по Кавказу офицера («Бэла» и «Максим Максимыч») и записки самого Печорина, которые попали в руки этого офицера: «Тамань», «Княжна Мери» и «Фаталист».

Вечные вопросы в романе

Великолепные пейзажные зарисовки, язык романа, который приводил в восхищение таких мастеров слова, как Гоголь и Чехов, интересная композиция — всё это придает роману самобытность.

Но, самое главное в романе — это проникновение в сердца и души человеческие и поиски ответов на извечные вопросы о предназначении человека. Зачем человек приходит в этот мир? Что такое дружба, любовь, жизнь и смерть? Что такое судьба? Ответы на все эти вопросы ищет Григорий Александрович Печорин.

Главный герой романа

Григорий Александрович Печорин — главный герой произведения. Он — человек сложный и противоречивый. По его собственным словам, в нем как бы живут два человека, один из которых совершает поступки, а второй является самым строгим судьей.

Женские образы романа

Главными героями, а точнее героинями, помогающими глубже понять суть Печорина, являются четыре женских образа, которым по воле судьбы была уготована встреча с Григорием Александровичем. Женщины — это самая сильная страсть героя, он честно признается, что » кроме их на свете ничего не любил».

Женщины, которые привлекают его, — молодые, красивые, яркие, самобытные, сильные, под стать герою романа. А самое главное, у них есть то, чего нет у самого Печорина и что он так жадно пытается найти — умение любить верно, преданно, самозабвенно. Героини не находят счастья в любви, но перенесенные страдания раскрывают в полной мере все качества их души. Они любят, ненавидят, ревнуют, сострадают. Они живут, а не убегают от жизни. Каждый женский образ , представленный в романе, — это один из ликов Вечной Женственности, облагораживающей человека и поднимающей его над суетностью бытия.

Первой на страницах романа «Герой нашего времени» появляется поэтический образ черкешенки Бэлы. Шестнадцатилетняя дочь черкесского князя привлекает сердце героя своей непохожестью на светских женщин его круга. Она непосредственна, открыта.

Чуткое сердце девы гор чувствует охлаждение Печорина, она сама начинает вянуть и угасать. Но даже страдая от равнодушия, она ни в чем не упрекает героя, ни выпрашивает его внимания, не навязывает ему себя, сохраняет чувство собственного достоинства, гордость. Любовь приносит Бэле одни страдания: двое мужчин любят её, один изводит её своим безразличием, а другой наносит смертельный удар кинжалом. Перед смертью все мысли девушки обращены к любимому — она переживает , что разная вера не даст им встретиться на небесах, что другая женщина будет рядом с ним в раю. Целует его так, как будто в поцелуе старается передать ему свою душу. Ни жалоб, ни обвинений, ни упреков. Сильная, гордая, страстная, нежная, трепетная — воплощенная женственность! Бэла — самый трагический женский образ в романе «Герой нашего времени».

Следующий женский образ в романе «Герой нашего времени»- это образ Веры. Предыстория отношений Печорина и Веры нам мало известна, но мы понимаем, что её любовь к герою прошла испытание разлукой и временем. Умница Вера — единственная женщина в «Герое нашего времени», которая поняла сущность души Печорина, поняла и приняла его со всеми достоинствами и недостатками.

Княжна Мери

Мери Лиговская — молодая аристократка, воспитанная в светском обществе.Она хорошо образованна, умна. Вокруг неё всегда толпа поклонников, но сердце Мэри свободно, пока на её жизненном пути не появляется Печорин, для которого юная неопытная девушка становится игрушкой от скуки. Печорину ничего не стоит влюбить в себя княжну. Любовь преображает девушку, пробуждая лучшие качества её сердца, с неё слетает светский лоск, перед нами открывается живая душа, способная на сильные чувства. Она искренне благодарна герою за помощь на балу, она со слезами на глазах слушает слова о его печальной участи быть непонятым и одиноким в толпе.

Ундина

Есть ещё один необычный женский образ в «Герое нашего времени» — девушка-контрабандистка. Ундина — так назвал её герой за внешнее сходство с русалкой. Её обворожительная внешность и необычное поведение сразу привлекают внимание Печорина и сулят ему интересное приключение.

В романе Лермонтова показаны образы его современниц, они очень разные и по вере, и по социальному статусу, но каждая из них по- своему прекрасна благодаря сердцу, способному к настоящей и верной любви.

Источники:

http://www.proza.ru/2012/01/18/1801
http://studopedia.ru/1_9053_geroy-nashego-vremeni-kak-psihologicheskiy-roman-zhenskie-obrazi.html
http://www.syl.ru/article/354529/jenskiy-obraz-v-romane-geroy-nashego-vremeni-glavnyie-geroi-romana

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector