5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Гипербола в русском примеры. Отличие от подобных языковых средств

Гипербола в литературе: образное преувеличение

Любое писательский труд содержит некоторое количество специальных стилистических приемов, например, таких как метафора, сравнение, гротеск или гипербола. Литература просто не может обойтись без специфических языковых средств, которые придают произведению особенную художественную выразительность. Без стилистических приемов книги любых жанров превратились бы в обычное описание фактов и по содержанию напоминали бы сухие научные труды.

Определение

Гипербола в литературе – средство, с помощью которого явно и намеренно преувеличивают свойства предметов или явлений с целью усиления воздействия на читателей. Этот стилистический прием можно найти практически у любого писателя как у классика, так и у современного автора.

Примеры гиперболы в литературе

— «что взмах – то готова копна» Н. А. Некрасов;

— «шириною с Черное море» Н. В. Гоголь о казацких шароварах;

— «дунул, и поднялся ветер» русские народные сказки;

— «храпит, как трактор» И. Ильф, Е. Петров;

— «мело, мело по всей земле» Б. Пастернак.

Отличие от подобных языковых средств

Гипербола в литературе имеет сходство с другими стилистическими приемами: метафорой, сравнением или гротеском. Но есть существенные отличия. Гротеск – это всегда смесь реальности и фантастики, красоты и уродства с целью создания особого комичного образа. Сравнение и метафора так же, как и гипербола, сравнивают предметы и явления, но гипербола – всегда преувеличение. Примеры: «ноги как у слона», «высотой до неба», «тысячу раз говорили» и т. п.

Языковое средство преуменьшения

Гипербола в литературе имеет свою противоположность – литоту. Этот стилистический прием основан на преуменьшении предметов или явлений, например «мужичек с ноготок», «кот наплакал», «рукой подать». Некоторые лингвисты считают литоту не самостоятельным стилистическим приемом, а частным случаем гиперболы.

Языковые средства в разговорной речи

Не стоит думать, что образные выражения – это изобретение классиков 16-17 века. И гипербола, и другие стилистические приемы известны с самых древнейших времен. Например, в Нагорной проповеди — «скорее верблюд пройдет в игольное ушко» или «махнет – станет улица» в старинных русских былинах об Илье Муромце. Гипербола активно используется в разговорной речи, без нее наш язык был бы намного беднее. Примеры: «сто лет не виделись», «хоть пруд пруди», «целая вечность», «ягода – с кулак», «падаю с ног от усталости» и т. п. Находит она свое применение и в ораторском искусстве – цель все та же, с помощью преувеличения привлечь внимание аудитории и усилить выразительность речи. Гипербола используется и в рекламных слоганах, например, «больше, чем вкус» или «никогда не сможете оторваться».

Читать еще:  Натан сколько ему лет. Певец Natan (Натан) биография, фото, личная жизнь

Визуализация

Существует и визуальный аналог этого стилистического приема, например, на агитационных плакатах советского периода, фигура большевика всегда резко возвышалась не только над людьми, но и над крышами домов. Преуменьшение образов (литоту) можно найти на полотнах Босха, там человек показан мелким и ничтожным, как символ суетности и ничтожности греховной обыденной жизни.

Помните, гипербола в литературе – это образное выражение, поэтому не стоит понимать его буквально. Она является только средством для того, чтобы заострить внимание или усилить выразительность.

Лексические образные средства: сравнение, гипербола, литота, перифраза

В различных языковых стилях, а особенно в стилях худ. лит-ры, в публицистике и разговорной речи, широко используются языковые средства, усиливающие действенность высказывания, прибавляя к чисто логическому содержания текста экспрессивно-эмоциональные оттенки. К таким средствам относятся, в частности, ТРОПЫ. Это такие обороты речи, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении. В основе – сопоставление двух понятий, которые представляются близкими в каком-либо отношении.

Сравнение– сопоставление двух явлений с целью пояснить одно из них с помощью другого. По мысли Л. Толстого, это «одно из естественнейших и действительнейших средств для описания». Стилистическая ф-ция СР. проявляется в худ. выразительности, создании худ. образа.

СР. выражаются следующими способами:

— формой Т.П.: После того, как я пролила на ковер винище, колом он у меня встал

формой сравнительной степени прил. или наречия: Ленин и теперь живее всех живых

— оборотами с различными союзами (как, будто, словно, точно, чем): А Маша, как последний лох, ходит на работу во время отпуска. Впрочем, это скорее какое-то редкое заболевание нервной системы, чем простая дурость.

— лексически (при помощи слов: похожий, подобный): Ее любовь к фиолетовым стульям была подобна безумию.

Читать еще:  Майя плисецкая дети есть. Биография майи плисецкой - великой русской балерины

Но это все мы ведем речь о ПРОСТЫХ ср.-ях (в них два явления сближаются по какому-то общему у них признаку), а есть ведь еще и РАЗВЕРНУТЫЕ ср-я (в них сопоставляются многие схожие черты): Иногда ей казалось, что мозг не выдержит и лопнет, подобно воздушному шару, или улетит куда-то ввысь, или зависнет над потолком.

Гипербола – образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения и т.д. какого-либо явления: В сто сорок солнц закат пылал; Да я этот бред уже сто сорок миллионов раз слышала.

Литота – выражение, содержащее, в противоположность гиперболе, непомерное преуменьшение того же всего самого: Покушай, деточка – совсем спичкой стала! Ниже тоненькой былиночки надо голову склонить

У этой литоты, чтоб ее, оказывается есть еще одно значение – определение какого-либо понятия или предмета путем отрицания противоположного: Не дурак ты, смотрю, милок! (типа умный значитJ)

А вот пример одновременного использования гиперболы и литоты, прикольный кстати: Дивно устроен наш свет…Тот имеет отличного повара, но, к сожалению, такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить (литота); другой имеет рот величиною в арку главного штаба (она самая), но, увы, должен хавать всякую фигнюJ

Перифраза (или перифраз) – оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты: царь зверей (лев), «Каштанка в тесте» (чебурек – с легкого слова Зубарева), голубая луна (Б.Моисеев) и т.д.

Инверсия — это расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный, прямой порядок, с целью усилить выразительность речи (поэтому не каждый обратный порядок слов является инверсией). Инверсия переводит высказывание из нейтрального в экспрессивно-эмоциональное.

ПР: Обеды задавал он отличные!

Умолчание – оборот речи, заключающийся в том, что автор сознательно не до конца выражает мысль, предоставляя читателю (или слушателю) самому догадываться о невысказанном.

ПР.: Нет, я не хотел… быть может, вы… я думал, что уж барону время умереть.

77.243.189.117 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Читать еще:  Сообщение о творчестве фонвизина кратко. Денис иванович фонвизин, краткая биография

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Гипербола — что это такое? Примеры гиперболы в литературе

Гипербола — это намеренное художественное преувеличение. Ее задача — усилить выразительность, подчеркнуть свою мысль. Гипербола активно используется и в литературе, и в ораторском искусстве, и в разговорной речи.

Примеры гиперболы: сто лет не виделись , напугать до смерти , накупили еды на год вперед .

Гиперболическими могут быть целые персонажи и ситуации. Например, преувеличенно жадный помещик Плюшкин и другие персонажи поэмы Гоголя «Мертвые души».

Гипербола часто встречается в народном творчестве. Например, былинный богатырь Илья Муромец громит врагов, взяв в руки « шалыгу железную», весом «ровно сто пудов »: « Да куда ни махнет, улица падет, а назад отмахнет — переулицы… »

Часто гиперболу сочетают с другими стилистическими приемами — например, с метафорой : « Партия – рука миллионопалая, сжатая в один громящий кулак » (В.В. Маяковский).

Что такое литота?

В отличие от гиперболы, намеренное преуменьшение называется литота . Пример литоты: « Прелестный шпиц, не более наперстка! » (А.С. Грибоедов).

Зачем нужны гиперболы?

Гипербола помогает более резко выразить мысль, захватить внимание, подчеркнуть особую значимость предмета. Гипербола может добавить повествованию драматизма или сделать его комичным. Она показывает отношение автора к изображаемым явлениям.

Какими бывают гиперболы?

Количественные гиперболы содержат численные преувеличения: миллион дел, тысячу раз предупреждал .

Лексические гиперболы используют определенные слова: абсолютно непонятный текст, работа никуда не годится .

Метафорические гиперболы содержат метафору, переносящую свойства одного предмета на другой: океан любви , лес рук .

Фразеологические гиперболы — это устойчивые выражения: ежу понятно, море по колено.

Примеры гиперболы

Быстрый как молния
Вечный спорщик
Горы мусора
Ждать целую вечность
Куча денег
Миллион извинений
Море слез
Объехала полмира
Сто раз говорил

Примеры гиперболы в русской литературе

В сто сорок солнц закат пылал. (В.В. Маяковский)

Во сне дворник сделался тяжелым, как комод. (И. Ильф, Е. Петров)

И подарю тебе Большой театр и Малую спортивную арену. (В.В. Высоцкий)

Комара за семь верст ловили. (М.Е. Салтыков-Щедрин)

Разливы рек ее, подобные морям . (М.Ю. Лермонтов)

Редкая птица долетит до середины Днепра. (Н.В. Гоголь)

Источники:

http://www.syl.ru/article/74518/giperbola-v-literature-obraznoe-preuvelichenie
http://studopedia.ru/7_72010_leksicheskie-obraznie-sredstva-sravnenie-giperbola-litota-perifraza.html
http://www.anews.com/p/100793586-giperbola-chto-ehto-takoe-primery-giperboly-v-literature/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector