7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Гордость россии: российские ученые в живописи. Что такое импрессионизм в искусстве

МИР ВПЕЧАТЛЕНИЙ

Журнал счастливого путешественника / THE LUCKY TRAVELER JOURNAL

РУССКИЙ ИМПРЕССИОНИЗМ

2 июня 2016 в 11:54, просмотров 2742

Русский импрессионизм — направление русской школы живописи конца XIX — начала XX в., в котором ощутимо присутствует черты творчества французских импрессионистов, однако не менее ярко выражена национальная специфика, для которой характерны: тяготение к углубленному смыслу и значению художественного образа, материальность, предметность, культ этюда.

Фёдор Васильев. Иллюминация в Петербурге, 1869

В нашем искусствоведческом мире термин «русский импрессионизм» считается крайне спорным. Одни авторитетные ценители не признают его в принципе, другие подразумевают под ним живописные работы конца XIX – первой половины XX века, которые отошли от академизма, но при этом не обрели сходства с радикальным авангардом.

К «русскому импрессионизму» относят периоды творчества Исаака Левитана, Ильи Репина, Василия Поленова, Василия Сурикова, Федора Васильева, Константина Коровина, Валентина Серова, Игоря Грабаря, Абрама Архипова, Архипа Куинджи. Также яркие периоды импрессионизма можно отметить у Виктора Борисова-Мусатова, Николая Богданова-Бельского, Петра Нилуса, Константина Юона, Дмитрия Налбандяна и других именитых мастеров.

Клод Моне. Здание парламента в Лондоне

Как известно, зародился импрессионизм во Франции. «Официальной» точкой отсчета в его существовании считается выставка «Салон Отверженных», которую гениальные французские живописцы организовали весной 1874 года в мастерской фотографа Надара — в противовес официальному «Парижскому салону». Парадокс в том, что термин «импрессионизм» (от фр. Impression — впечатление) впервые употребил не слишком авторитетный критик журнала «Le Charivari» Луи Леруа в качестве язвительного заголовка для своего фельетона об этой выставке. Журналиста «вдохновило» название картины Клода Моне «Впечатление. Восход солнца». Разумеется, писака вкладывал в этот термин исключительно уничижительное значение, пытаясь высмеять яркую и неожиданную манеру письма художников-новаторов. Однако обретшие название импрессионисты изящно обернули острое перо «акулы» в творческий эпитет, который в итоге навсегда прижился в мировом искусстве.

Импрессионизм произвел настоящую революцию в живописи на рубеже веков, очень быстро получил признание художников в Европе, Америке и России, где неожиданно обрел совершенно новые черты в исполнении отечественных живописцев.

Русский импрессионизм сохранил внешние приемы французских законодателей школы: письмо чистыми цветами, особое внимание к передаче света, высокая скорость работы, непременно, на пленэре. Отечественная живопись тяготела к созданию картин, наполненных смыслом. За мимолетной эмоцией, непременно должен был раскрываться внутренний мир самого художника.

Основателями русского импрессионизма считаются Репин, Поленов, Левитан. Безусловно, Поленов сыграл особую роль развитии «русского импрессионизма». Именно он воспитал Константина Коровина и Валентина Серова, будучи преподавателем Московского училища живописи.

Мировое признание русский импрессионизм завоевал в 1898 году после организованной Дягилевым выставки в Германии, на которой «Девочка с персиками» Серова и пейзаж «Зимой» Коровина произвели настоящий фурор.

А. Куинджи. Крым. Южный берег. 1887

Что касается гениального пейзажиста Архипа Куинджи, то вплоть до 1876 года он находился под влиянием идей передвижников, однако после поездки во Францию отдался во власть импрессионизма, создавая такие шедевры как «Днепр утром» (1881) и «Север» (1879). Русский художник, историк искусства и художественный критик Александр Бенуа сравнивал Куинджи с Клодом Моне.

Также связано с импрессионизмом начало творчества Борисова-Мусатова в 1890-х гг. Прежде всего, это пленэрные этюды: «Маки в саду» (1894) и «Майские цветы» (1894), в которых угадывается влияние Коровина и Серова.

Некоторые искусствоведы считают, что после Первой мировой войны авангард, с «Чёрным квадратом» Казимира Малевича во главе угла, полностью вытеснил русский импрессионизм, который «умер» также неожиданно, как и зародился.

Читать еще:  Смех продлевает жизнь: цитаты и афоризмы про смех, юмор и улыбку.

На миниатюре: Николай Богданов-Бельский, 1868-1945. Интерьер, 1911

Русский импрессионизм – каким он был?

Всем привет! Сегодня пришло время познакомиться русскими импрессионистами. Хоть и принято считать, что основная масса произведений в стиле импрессионизма было создано во Франции, на самом деле и Россия не отставала от западных коллег. Давайте разбираться!

Был ли русский импрессионизм?

Я уверен, что читатели старшего поколения прочитав заголовок медленно начали крутить пальцем у виска. Мол, молодой человек, вы чего это такое говорите, какой импрессионизм в России? Этож французов только увлечение, у нас таких и мыслей быть не могло. Однако, в постсоветском художественном пространстве историки искусства начинают восстанавливать справедливость и мало-помалу отвоёвывают право называть наших художников, таких как Коровин, Серов, Грабарь и других русскими импрессионистами. А в 2016 году публично открылся музей русского импрессионизма , на Белорусской в Москве.

Ладно, давайте теперь к истокам. Откуда пошёл русский импрессионизм. Началом русского импрессионизма принято считать с картины Константина Коровина – Портрет Хористки.

А дальше – больше. Некоторым художникам стало тесно в рамках движения передвижников, кто-то смог попасть на выставки импрессионистов в Париж. Технические приёмы импрессионизма начали приживаться в России, а точнее в Москве – по большей степени представители русского импрессионизма – выпускники Московского училища живописи, ваяния и зодчества.

Особенности русского импрессионизма

Во все времена модно говорить о том, что у России – особый путь. Не мне судить, насколько это применимо к остальным сферам жизни, но касательно живописи в этом есть доля правды. Я надеюсь, что вы помните про особенности импрессионизма из моей прошлой статьи , поэтому перейду сразу к особенностям его русского ответвления:

  • Первое, и, наверное самое главное отличие русского импрессионизма от западного в том, что наши соотечественники старались не только поймать момент и сиюминутное видение, но и уловить душу изображаемого человека или пейзажа(да, да, у русского пейзажа тоже есть душа!);
  • В отличие от тяготеющего к скорости, динамики и городским жанровым сценам, русский импрессионизм был куда более мягким, склонным показывать сельские зарисовки и пейзажи;
  • В отличие от западных коллег, наши соотечественники начали использовать приёмы экспрессионизма в импрессионизме задолго до того, как это стало модно на Западе. Русские импрессионисты старались в каждой работе передать ещё и своё эмоциональное, субъективное настроение.

А теперь лица!

Говоря о русском импрессионизме, мы всегда будем вспоминать Константина Коровина , о котором я мельком писал выше. Не буду докучать биографией, просто покажу несколько его работ, а если будет интересно – пишите в комментариях и я сделаю отдельный материал про него.

history_of_art

История искусств

Живопись, графика, скульптура, архитектура от древности до ХХ века

“. С канонов классики смахнув частицы пыли,
Перешагнув реальности черту,
Не форточку, а окна в мир открыли,
Родили новых «измов» череду. “

Л.Розанова.
В скором времени в Москве может открыться частный музей русского импрессионизма, который некоторое время назад считался несуществующим в истории русского искусства, упоминания о нем в эпоху соцреализма в искусствоведческой литературе практически не существовали – он исчез из истории искусства, как град Китеж.

Да и сегодня многие искусствоведы считают, что большую часть художников, считавшихся импрессионистами, скорее можно назвать “русско-советскими живописцами, испытавшими влияние импрессионизма”. И я, со своей дилетантской точки зрения, с этим мнением частично согласна. Частично – потому, что импрессионизм в России был, пусть не такой “бурлящий”, динамичный, всеохватный, покоряющий умы и сердца, как в Европе, но у него было свое неповторимое, немного “грустное”, чаще деревенское лицо.

Читать еще:  Самая большая национальность в мире. Самые многочисленные народы мира

Его рождение было результатом не только влияния французского импрессионизма, но и внутренними изменениями во взглядах на искусство русских художников, которые часто нагружали свои произведения большей содержательностью и предметностью, чем европейцы.
Одним из первых предшественников русского импрессионизма можно смело считать Илью Репина, как бы странно это ни звучало. И хотя этот классик русского реализма, посетив выставку импрессионистов в 1871 году, счел представленные картины интересными «с точки зрения техники, но решительно пустыми по смыслу», и он не смог избежать их влияния, увлекся на время Э.Мане и писал из Парижа: «…Обожаю всех импрессионистов, которые все более и более завоевывают себе здесь прав. ».

Не изменяя реалистическому методу в основном, Репин привносил в свои работы того периода богатство и чистоту палитры, солнечный свет и воздух, густоту и “размашистость” мазка, характерные для импрессионизма.

Эти же свойства мы можем видеть в некоторых работах Поленова, который был дружен с Репиным и вместе с ним ощутил на себе влияние французских импрессионистов во время их совместного пребывания в Париже.

Его роль в распространении импрессионизма в России даже более значительна – Серов и Коровин были одно время его учениками.

У многих российских художников-передвижников мы видим иногда в их творчестве черты импрессионизма, особенно у Левитана, Борирсова-Мусатова, Сурикова.

Серов Валентин (1865 – 1911), ученик Ильи Репина, заявил о себе первым же шедевром, написанным в усадьбе Мамонтова в Абрамцево, где он с детства проводил много времени. Это была “Девочка с персиками”, картина, наполненная светом и воздухом, радостным настроением и покоем, ее можно назвать первым крупным произведением в русской живописии, написанным в импрессионистическом духе.

Большое влияние на Серова оказало творчество его друзей – Михаила Врубеля и, особенно, Константина Коровина, вместе с которыми он снимал мастерскую. С Коровиным они вместе путешествовали по русскому северу, потом по Владимирской губернии и Крыму.

Всюду Серов пишет небольшие этюды и натурные композиции, пытаясь постичь жизнь во всех ее многообразных проявлениях. Особое место в его творчестве занимали портреты,

Шаляпин сказал о них: “В этих портретах он сказал о своей эпохе больше, чем сказали многие книги. Каждый его портрет – почти биография.”

За свою сравнительно недолгую творческую жизнь Серов создал сотни портретов, но ему были подвластны и другие жанры, особенно пейзажи. Поэт Валерий Брюсов писал: “Серов был реалистом в истинном смысле этого слова. Он безошибочно видел тайну жизни, и то, что он нам показывал, представляло собой саму сущность явлений, которую другие художники увидеть не могут”.

Конечно, причислить Серова к импрессионистам мы не можем, но с полным правом можем считать его предвестником, предтечей того влияния, которое оказал и до сих пор оказывает импрессионизм на творчество русских художников.
Константин Коровин (1861-1939) может быть по праву назван ярчайшим представителем русского импрессионизма, достигшим новых, небывалых высот в живописном мастерстве.

Александр Бенуа писал о творчестве Константина Коровина: “Живопись Коровина – дерзко-небрежная, грубая – казалась в XIX веке многим просто неумелой. Никто тогда не подозревал, что и живопись, и краски в этих картинах – высокого достоинства, что автор их – настоящий живописец. Недоразумение в отношении к К. Коровину – самого плачевного свойства. Оно лучше всего доказывает, как далека русская публика вообще от какого-либо понимания живописи.”

Читать еще:  Высказывания о писателях и их творчестве. Афоризмы и цитаты о писателях

Коровин был одним из первых, кто преодолел унылую назидательность, присущую некоторым поздним передвижникам, литературную описательность, освободил живопись от рутины и серо-коричневых красок, настежь открыл двери воздуху, солнцу и свету, вернул цвету его громадные эмоционально-образные возможности.

Его яркие, сочные, жизнерадостные картины напоминали и говорили всем о светлом и радостном начале, которое всегда присутствует в жизни. Сам К.Коровин говорил: “Напрасно думать, что живопись одному дается просто, без труда, а другому трудно. Вся суть в тайне дара, в характере и трудоспособности. То, на что обращает внимание сам автор, этому нельзя выучиться. Жизнь художника была насыщенной, полной трудов и творческих исканий.”

При довольно слабом здоровьи художнику удавалось успевать так много: трудиться в театре, делать эскизы для обоев, проектировать мебель, постоянно работать как живописец-станковист и преподавать в портретно-пейзажном классе Училища живописи, а затем еще и в Строгановском училище. При этом его хватало и «на бурное времяпрепровождение артистической богемы, и на отшельническую жизнь охотника и рыболова в деревне; на яркие и мимолетные вспышки сердечных увлечений и глубокие сердечные чувства». Коровин был «артист-художник до мозга костей», и этим объясняется поразительная безмерность его жизненных и творческих сил.

Глубоко справедливы слова С.А.Щербатова об этом замечательном художнике: «Трем предметам глубокой искренней своей любви Коровин остался верен всю свою жизнь, а именно: России, искусству и природе». В каждой работе, будь то большая картина, эскиз декорации или этюд с натуры, открыто, непосредственно, с замечательной цельностью выступают личность художника, его видение мира, талант, неуемная радость бытия.

«Живопись Коровина,— писал его ученик К. Юон,— образное воплощение счастья живописца и радости жизни. Его манили и ему улыбались все краски мира».
Абрам Архипов (1862 — 1930), родившийся в Рязанской губернии, в крестьянской семье, учившийся у Перова и Поленова, всю свою жизнь посвятил отображению в живописи почвенно-бытовой, деревенской тематики.

Он начинал как член Товарищества передвижников с бытового жанра, но его самобытный темпераментный дар колориста привел его к импрессионизму, к проникновенной передаче цветом атмосферы и духа сюжета. Фигуры крестьян предстают у художника средоточиями красочной природной стихии.

Воздухом и светом наполнены его пейзажи, сочная импрессионистическая манера письма, собственный стиль, тесная связь с сельской “почвой”, поморской и среднерусской глубинкой выдвинули его в число основоположников особой “деревенской” линии русской живописи в ее импрессионистском варианте.

Мещерин Николай (1854 – 1916), почти забытый сегодня, но популярный в свое время у коллекционеров и профессионалов художник, не получивший художественного образования, хотя и брал частные уроки, в том числе и у И.Левитана.

Начинал он свое творчество под влиянием импрессионизма, позже увлекся пуантилизмом, но сумел сохранить и свое мироощущение и свои особенности манеры исполнения – лиризм и внуртеннюю теплоту. В большинстве его работ представлены неброские красоты среднерусской природы.

Подводя итоги творчества Н.В. Мещерина, И.Э. Грабарь писал: «Его искусство было как две капли воды похоже на его жизнь – такое же сдержанное, как его речь, такое же тихое, как его голос, – ничего порывистого, резкого, рискованного, никаких диссонансов и ни малейшего желания во что бы то ни стало выделиться. он беззаветно любил русскую природу и знал ее так, как знали немногие. ».

Источники:

https://mir-vpechatleniy.ru/russkij-impressionizm/
https://zen.yandex.ru/media/id/5c503f72c9fd5600ae460c88/5cdbc27791662900b373923d
https://history-of-art.livejournal.com/886713.html

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Для любых предложений по сайту: [email protected]