41 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Горький на дне любовный конфликт. Социальная проблематика пьесы Горького «На дне

Сочинение Конфликты в пьесе На дне Горького

Основной конфликт в пьесе «На дне» это социальный. Критики и специалисты давно обсуждают данную пьесу Горького, а именно данный конфликт. Меняются поколения, время беспощадно бежит и с каждым поколение можно услышать свои мнения по воду данного произведения.

Современное время диктует свои правила, но все же, актуальна ли данная пьеса сегодня? Можно сказать, что, безусловно, да. Независимо от того каких вершин добилось человечество, какие технологии теперь придуманы, какой образ жизни теперь преобладает, всегда будет присутствовать «дно». А на «дне» всегда будут люди, который по каким-то причинам оказались в нем, а выбраться не могут или не хотят.

В пьесе Горького описывается отвратительная, грязная ночлежка, которая стала пристанищем для некоторых людей. Люди разные и кто-то был уважаемым человеком, кто-то был семейный человек, но в жизни пошло что-то не так и все – «дно». Но прежде всего это люди, которые также строят планы, о чем-то думают, на что-то надеются. У каждого есть своя история, которая привела этих людей в ночлежку, но каждому просто плевать на другого человека.

Слои общества, которые относятся к успешным людям, считают людей «дна» недостойными людьми, они брезгуют этими людьми. Отношение как к животным, люди с верхов считают, что ночлежка для низших слоев общества, это то, что они заслуживают.

Проблема социального конфликта становится более ясной, когда приходит понимание того, что люди ничем не отличаются друг от друга. Нет разницы между светскими людьми, и теми людьми кто упал на «дно». Эти люди также переживают любовные чувства, злобу, лицемерие, зависть. Если представить этих людей в дорогой и чистой одежде, то чем не дворяне?

Веры на лучшее нет. Эти люди смирились, и у них уже нет желания что-то изменить. Стоит только оказаться на «дне», то для остальных людей сразу становишься отбросом общества. Словно таракан, которого каждый хочет раздавить или крыса, которая несет заразу. Суть в том, что под грязной и рваной одеждой никто не пытается рассмотреть душу человека.

В обществе такого характера, у тех, кто упал на «дно» просто нет шансов, выбраться не удастся. Социальный конфликт в этом и заключается.

Конфликты в пьесе Горького На дне

Максим Горький – один из крупнейших русских писателей и драматургов 20 века. Его рассказы, романы и пьесы всегда были наполнены глубоким философским подтекстом и острым социальным посылом. Это правило не обошло стороной и его наверное самую знаменитою пьесу “На дне”. Пьеса “На дне” является эталонным представителем такого жанра, как общественно-философская драма. Горький написал её в 1902 году с целью предоставить искушённому читателю настоящие дно жизни.

В этой пьесе, можно выделить несколько типов конфликта. Людской конфликт или можно назвать его бытовой. Главным примером такого типа конфликта служат любовные перепитии между Васькой Пеплом, Наташей и её сестрой Василисой Костылёвой. Суть конфликта в том, что Василиса жената на Костылёве – содержателе ночлежки. Жената она не по любви, а по расчёту. Да и,по правде сказать, глубоко ненавидит мужа, по этой причине она ищет утешения у Васьки Пепла. Но Василиса крайне бездушная девушка, она ревнует Пепла к своей сестре Натальи. И методы её борьбы за Ваську Пепла, просто ужасны: она избивает и психологически давит на Наталью. Васька открыто ей говорит, что никогда не любил её. И Васька уходит к Наташе. Василиса озверев от своего поражения, начинает избивать Наташу с новой силой и ещё большей яростью. Однажды, когда семья Костылёвых в который раз жестоко избивала Наташу, Пепел заступился за возлюбленною и убил хозяина ночлежки. На что Василиса сразу отреагировала дачей показаний против Пепла, хотя Василисе только это и нужно было, ведь теперь вся ночлежка досталось ей. Она даже раньше пыталась уговорить Ваську сделать это. В итоге Васька и попал в тюрьму, а Наташа в больницу.

Также можно выделить конфликт между Настей и другими постояльцами ночлежки. Над Настей все смеются и издеваются, так как она, являясь дамой “легкого поведения”, питает огромную страсть к любовным романам и грезит о чистой любви с каким-нибудь “Раулем”, который сможет её вытащить из этого социального дна. Но все её сожители откровенно смеются над её мечтами и вечно дразнят её.

Этими конфликтами автор показывает нам, что даже будучи в таком незавидном положении можно сохранить чистоту души как Настя. И в то же время, находясь в положении социального бедствия, многие люди теряют своё человеческое лицо и морально скудеют, как Василиса.

Ещё одним родом конфликта, можно назвать конфликт философский. Самый важный конфликт в пьесе происходит между Сатиным и Лукой. Этот конфликт не явный, прямого соперничества между этими персонажами нет, тем не менее данный конфликт проносится вихрем сквозь всю пьесу. А конфликт заключается в насущном вопросе “Что лучше: горькая правда или сладкая ложь”? Лука в этом споре отстаивает позиции сладкой лжи. Лука считает, что человеку нужно утешение, чтобы он духом не упал. Ведь, ложь может быть во блага и подавать надежду в трудной ситуации. Но Сатин категорически против жалости. Он думает, что человек не нуждается в сострадание. Что человек выше сострадания. В самой пьесе не даётся точного ответа, а читателю предоставляется возможность самому принять решение на чьей он стороне: Луки или Сатина.

Также на протяжение всей пьесы прослеживается ярко выраженный конфликт людей с обществом. К примеру Сатин, ведь он не глуп и вполне мог бы вести образ жизни обычного человека, но он намеренно противопоставляет себя обществу. Или конфликт людей внутри себя. Такой конфликт у Актёра более заметен чем у других. Актёр не может справиться со своей алкогольной зависимостью. Его творческая душа хочет отказаться от этого “яда”, но тело не может. В конце пьесы Актёр повесился.

Читать еще:  Аргументы честь и бесчестие литература итоговое. Откуда берутся бесчестные люди

Также читают:

Картинка к сочинению Конфликты в пьесе На дне

Популярные сегодня темы

Известный миллионам читателей роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» полон загадок и неразрешенных вопросов, однако на некоторые из них мы можем дать ответ

Стремление к своей цели, к своему желанию является главным смыслом жизни человека. А не имея своей цели, своей мечты – то вовсе и нет человека, как нет птицы без крыльев.

В комедии Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль» поднимаются проблемы актуальные на все времена. В ней рассказывается о том, что грубость всегда порождает грубость. А глупость, глупость.

Автор остановился во Владыкавказа и ждал оказию в Екатериноград. Оказия – это полроты пехоты с пушками для прикрытия обозов. Пришлось бы все три дня прожить на сухоядении, поскольку бесполезно было заказывать у глупых

Сказка «Петушок и бобовое зернышко» является старинным русско-народным произведением. Она отличается небольшим объемом, поэтому ее легко запомнить.

«Философская проблематика пьесы М. Горького «На дне». Социальный и любовный конфликт пьесы.
план-конспект занятия по литературе (11 класс) на тему

«Философская проблематика пьесы М. Горького «На дне». Социальный и любовный конфликт пьесы.

Цель: углубить представление учащихся о драматургическом произведении, помочь учащимся разобраться в проблеме веры, понимании правды, углубить знания и представления учащихся о социальном конфликте.

I. Проверка домашнего задания.

· Определить романтические черты в обрисовке характеров босяков.(горды, смелы, ненавидят хозяев, хранят человеческое достоинство, тоскуют по лучшей жизни).

· В чем суть противоречий героев-бродяг, героев босяков? (ценность этих людей как личностей и их социальная беспомощность)

2. Дать общую характеристику ранних романтических произведений А.М.Горького.

3. Анализ выполнения индивидуальных заданий ранее названным учеником. Замечания,дополнения.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Тема: «Философская проблематика пьесы «На дне». Социальный и любовный конфликт пьесы.

Цель : углубить представление учащихся о драматургическом произведении, помочь учащимся разобраться в проблеме веры, понимании правды, углубить знания и представления учащихся о социальном конфликте.

  1. Проверка домашнего задания.
  • Определить романтические черты в обрисовке характеров босяков.(горды, смелы, ненавидят хозяев, хранят человеческое достоинство, тоскуют по лучшей жизни).
  • В чем суть противоречий героев-бродяг, героев босяков? (ценность этих людей как личностей и их социальная беспомощность)

2. Дать общую характеристику ранних романтических произведений А.М.Горького.

3. Анализ выполнения индивидуальных заданий ранее названным учеником. Замечания,дополнения.

II. Переход к основной части урока.

1.Выступление учащихся с сообщением об особенностях произведений, написанных для постановки на сцене.

Пьеса «на дне» была написана и поставлена на сцене Художественного театра в 1902 году. Она обошла лучшие театры мира. Вспоминая день ее первой постановки, выдающийся актер В.Качалов писал: «…зрительным залом пьеса принималась бурно и восторженно… Шумным овациям и вызовам, казалось, не будет конца- по адресу исполнителей, режиссеров К.С.Станиславского и В.Н. Немировича-Данченко и особенно автора. Он выходил на сцену немного сконфужен, с папироской в зубах и не кланялся публике, а только смущенно и в то же время лукаво-весело и вызывающе смотрел в зрительный зал.»

Такое восторженно отношение к пьесе вполне объяснимо. Во-первых, она была написана и поставлена на сцене в годы предреволюционной ситуации, поэтому воспринималась как пьеса-буревестник. Во-вторых, при всей ее очевидной революционной направленности она отличается глубоким идейно-философским содержанием. Замысел Горького не сводился к задаче изображения людей «дна», искалеченных общественным строем. Этот обличительный план очевиден, но вместе с тем пьеса является страстным и взволнованным спором о человеке, о различных путях к человеческому счастью.

Приход Горького в драматургию не был случайным. Испробовать свои силы в этом виде творчества его уговаривал А.П.Чехов, и горьковская драматургическая манера весьма близка чеховской. В 1898 году в рассказе Крыжовник» Чехов с гневом и возмущением писал о жизни провинциального города, где царят «наглость и праздность сильных, невежество слабых» и где в то же время так много «довольных, счастливых людей»: из «пятидесяти тысяч, живущих в городе, ни одного, который бы вскрикнул, громко возмутился». Горький разделял это гнев и это презрение, но он видел, что мертвый застой начинает нарушаться, что почва под ногами «сильных» заколебалась.

Говоря о горьковской драматургии, необходимо помнить, что драматургия сама по себе невозможна без действия, а действие невозможно без конфликта, без столкновения. Читатель, зритель должен постоянно задумываться над характером действия, который менялся, приобретая новые черты, на протяжении разных эпох. Так в эпоху античности действие строилось на столкновениях человека и Бога. Во времена Шекспира –судьбы людей стали определяться силами, заложенными в самих людях, в их характере, разуме, страстях. В 19 веке основу драматургического конфликта составляла борьба человека со средой. Изображение взаимоотношений человека со средой явилось замечательным вкладом в искусство, изменившем все его виды и роды. Художественные открытия, сделанные на этом пути в драматургии , привели к рождению такого своеобразного явления, как пьесы А.П.Чехова -пьесы о жизни, которая кажется совершенно неподвижной, застойной, лишенной значительных столкновений, но которая таит за этой неподвижностью, за поражением без битв- таит в своем 2подводном течении», в глубинных пластах духовного мира людей- острейший, напряженный драматизм.

III.Работа над анализом пьесы «На дне».

Читать еще:  Халцедон для тельца женщины. Камень для женщин тельцов по гороскопу

1.Лексическое значение слова «дно» (по словарю Ожегова)

-почва под водой водоема;

-нижняя часть углубления, выемка;

-среда опустившихся людей.

2.Социальный конфликт в пьесе.

– Почему А.М.Горький назвал свою пьесу «На дне?»

-Анализ обстановки, в которой происходит действие. (учащиеся перечитывают ремарку к 1 акту)

-Как вы оцениваете бытовые условия, в которых находятся люди?

-Возможно ли, чтобы по своей воле человек оказался в таких условиях?

-На какие две группы вы бы разделили действующих лиц пьесы? (ночлежники и хозяева)

-В каких отношениях находятся ночлежники и хозяева?

-Обрисуйте портрет и характер Костылева и его жены Василисы. Кого из героев литературы 19 века напоминает Костылев?

-Представьте путь героев пьесы на дно. Каковы их жизненные позиции?

Учитель: Итак, на «дне жизни», показанном Горьким собирается пестрая компания людей, обездоленных, отвергнутых и искалеченных буржуазным обществом. Тут и трудолюбивый слесарь Клещ, мечтающий путем упорного труда вернуться к нормальному существованию; и философствующий протестант Сатин, и равнодушные Бубнов и Барон; тут и проститутка Настя, лелеющая мечту о благородной любви; тут и Васька Пепел- сильная натура среди «обломков жизни»

Почти все отверженные то надеются выкарабкаться со дна жизни, то предаются полному отчаянию. Всей логикой пьесы Горький ставит вопрос: что нужнее этим людям- правда, понимание того, почему они очутились на «дне жизни», или же угнетательство, которое скроет от них правду, примирит их с жалким существованием, лишит их в конечном счете всяких средств борьбы с социальным злом.

-Какое место в системе персонажей занимает Лука? Опишите его портрет, охарактеризуйте особенности речи, дайте его сюжетную характеристику.

Но что собой представляет гуманизм Луки?

( После обсуждения запись: «Лука-скептик. Для него нет объективных истин и ценностей, а есть столько истин, сколько людей. («Во что веришь, то и есть»). У Луки нет еры в человека; для него все люди равно ничтожны, слабы, жалки, нуждаются лишь в сострадании и утешении: «Мне все равно!- Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха-не плоха:все черненькие, все-прыгают…» Тайное убеждение Луки-реальное положение человека изменить нельзя; можно изменить отношение к себе и к окружающему, изменить его сознание, самочувствие, примирить его с жизнью; этому и служит утещающая ложь, к которой он прибегает.»)

-Кто из обитателей ночлежки особо откликается на утешение Луки? К чему привела ночлежников проповедь Луки?

-Авторская позиция по отношению к Луке?

-Лука и Сатин. Правда Сатина и правда Луки.

– Представления Сатина о человеке и его жизненная позиция.

Сообщение учащегося: «Монолог Сатина и поэма Горького «Человек». Зарождение новой концепции личности. Позиция Горького в философском споре героев.»

IV.Домашнее задание: Размышление на тему: «В чем я вижу современность пьесы «На дне?»

Социальная проблематика пьесы М. Горького «На дне»

Творчество Максима Горького отличает многожанровость. Талантливым художником слова показывает он себя и в романах, и в повестях, и в рассказах, и в публицистике, и в драматургии.

Пьеса М. Горького «На дне» написана в 1902 году, но она до сих пор так и не сходит со сцены и обошла крупнейшие театры мира. Пьеса остро ставит соци­альные проблемы, коими чрезвычайно богата была современная драматургу действительность. М. Горь­кий, продолжая чеховские традиции, изображает жизнь в ее повседневном течении. Великий драматург глубоко переживал унижение человеческой личности и ее распад. В пьесе «На дне» он изобразил жизнь так называемых босяков, населяющих костылевскую ночлежку. Ночлежка похожа на пещеру, на тюрьму. Здесь нашли свой приют старые и молодые, мужчины и женщины, здоровые и больные. Все они живут вместе.

Социальный конфликт пьесы неоднозначен. Во-первых, это конфликт между жителями ночлежки и ее хозяевами, четой Костылевых. Во-вторых, это со­циальный конфликт каждого из героев, в результате которого тот и оказался «на дне».

Итак, нищие, потерявшие свое «я» в жизни нашли для себя угол в названной ночлежке. Кто же такие ее хозяева и почему взаимоотношения их с «квартиран­тами» столь напряженны?

Пятидесятичетырехлетний Михаил Костылев но­сит маску добродетеля и, прикрываясь лицемерием, сдирает с нищих последние гроши. Смягчить его ни­кто и ничто не в силах, а потому и отзывы ночлежников о нем отнюдь не лестны. «Шельма ты, старец,— говорят они,— Кто тебя — кроме черта — любит. Издохнешь скоро, а все о полтинниках думаешь». Жажда стяжательства, жестокосердие отличают Костылева.

Его жена не во многом уступает мужу. Она злая, жестокая с презрением относится к обитателям ноч­лежки. «Сколько в ней зверства, в бабе этой!» — удив­ляются окружающие. Даже в любви, в самом светлом и красивом чувстве Василиса проявляет себя не луч­шим образом. Она любит вора, Ваську Пепла, и ревну­ет его к своей сестре Наташе. Костылева мстительна, она постоянно мучает Наташу. Василиса «. баба — лютая», ее не трогает то, что Наташа абсолютно бес­правна, что она полностью зависит от сестры. «Ах, баба. гадюка ядовитая»,— справедливо говорят о ней. В ненависти и злости муж ей хороший помощ­ник. Он «Наташку теснит, измывается над ней, ни­щая, говорит! И для всех он — яд. ».

Наташа, в отличие от сестры, «славная девка», «де­вица строгая, хорошая, надежный человек», и при­теснение ее, конечно, несправедливо. Рисуя судьбу Наташи, драматург подчеркивает, что разность соци­ального положения позволяет одному человеку уни­жать и оскорблять другого.

Васька Пепел о себе говорит: «Я когда маленький был, так уж в ту пору меня звали вор, воров сын». Этим живет Пепел, этим промышляет, ничему друго­му он родителями не научен, поэтому и обитает «на дне». Василиса способствует процветанию ремесла Пепла — она скупает у него краденое.

Читать еще:  Характеристика главных героев поэмы евгений онегин. Характеристика евгения онегина

Помощь и опора Костылевым в их грязных делиш­ках и противостоянии босякам — Медведев, их дядя, полицейский, самодовольный и глупый. Он злоупот­ребляет своим служебным положением, не пресекая преступной деятельности, а потакая ей и наживаясь на этом.

Кому же еще так яростно противостоят Костылевы, кого они пытаются унизить и задавить своей властью? Живет у Костылевых Анна, большая «терпеливица». Она смертельно больна. Это добрый и несчастный человек. Ее муж, Клещ — слесарь с малых лет — толь­ко и мечтает о смерти жены, чтобы побыстрее поки­нуть ночлежку. Он всю жизнь Анну бил, нет у него к ней сочувствия и теперь. Босяки удивляются Анне: «И как ты, мать моя, с таким злыднем жила?». Нече­го ей на это сказать, кроме горьких слов признания: «Побои. обиды. ничего кроме — не видела я. ниче­го не видела!». «Жена твоя зачахла от твоего злодей­ства»,— упрекают Клеща ночлежники, но едва ли до него уже можно достучаться. Думая о прежней жиз­ни, Анна не находит в ней ничего утешительного. Она не помнит, когда сыта была, когда надевала на себя что-либо, кроме отрепьев. Суровой жизнью раздавле­на судьба этой обездоленной женщины.

Слесарь Клещ почитал ночлежку лишь временным своим пристанищем. Он надеялся, что упорный чест­ный труд спасет его, выведет на честную, прямую, счастливую дорогу. Сначала он даже презрительно от­носился к ночлежникам, считая себя выше их, дос­тойнее, противопоставляя им себя во всем. Но планы Клеща неосуществимы. У него нет работы, продан весь инструмент, его одолевает бессилие. Вопреки своим устремлениям, Клещ вынужден стать обычным обитателем трущобы.

Опустился на самое дно жизни и Сатин, который, еще когда был мальчишкой, служил на телеграфе, в детстве он много читал, а вот теперь прозябает в пол­ной нищете, не сумев применить во взрослой жизни приобретенные умения. Они еще как-то напоминают о себе, хвалебным словцом появляясь в речи героя. Желая и в чужих, и в своих собственных глазах ка­заться выше, Сатин употребляет то замысловатые, то иностранные слова.

Проститутка Настя мучается от насмешек ночлеж­ников. «Эй, ты, роковая любовь! Очнись!» — иронич­но кричат они ей вслед. Вынужденная ради куска хле­ба продавать свое тело, эта молодая девушка верит в существование роковой любви, читает любовные ро­маны и воображает себя их героиней. Это единствен­ное, что согревает ее изнутри, что придает ее жалкому существованию хоть какой-то смысл. У Насти нико­гда не было ни родителей, ни семьи, не знала и не зна­ет она ни настоящего тепла, ни ласки, ни заботы.

Обитает у Костылевых и Бубнов, бывший скорняк. «Руки у меня были такие желтые — от краски: меха подкрашивал я. » — говорит он, вспоминая прошлую жизнь. Узнав об измене жены, Бубнов хотел убить ее, но вовремя спохватился и, не предприняв ничего, по­шел в ночлежку.

Пожалуй, самым страшным и резким было паде­ние на дно Барона, опустившегося дворянина и быв­шего чиновника в казенной палате. Ночлежники го­ворят Барону: «. было у тебя время, когда ты нашего брата за человека не считал». Да, наверное, было, а те­перь он лежит с ними на соседних нарах. Безутешно вспоминает Барон свое прошлое: «при Николае Пер­вом дед мой, Густав Дебиль. занимал высокий пост-Богатство. сотни крепостных., лошади. повара. ». Сытая жизнь и сейчас в Бароне дает о себе знать: он высокомерно разговаривает с Лукой, резко высказы­вается о других ночлежниках.

Актер, некогда ведавший звук аплодисментов и имевший, наверное, поклонников, спился и тоже по­пал к Костылевым. Он опустился до того, что забыл свое любимое стихотворение. А ведь когда-то он отли­чался великолепной памятью, в чем он сам признается ночлежникам. Причину своего беспамятства Ак­тер не скрывает. «Раньше, когда мой организм не был отравлен алкоголем, у меня. была хорошая па­мять»,— говорит он.

Попавшие к Костылевым принадлежат к разным слоям общества, но их сближает общая судьба, участь отщепенцев общества. Все они равны в своей нищете и полном бесправии. Самое страшное, что никому не удается выбраться из ночлежки, потому что так уст­роена окружающая босяков жизнь и потому что сами ночлежники лишены чувства социального бунтарст­ва. Настоящее ночлежников беспросветно, пусто, ужасно, а будущего у них нет. Все лучшее, если оно, конечно, было у обитателей «дна», в прошлом, а «в ка­рете прошлого — никуда не уедешь». Живя в ночлеж­ке, бывшие работяги, дворяне, артисты меняются. В их речи уже по-хозяйски себя чувствуют бранные и жаргонные выражения. И удел ночлежников — ка­титься все дальше и дальше вниз. Унизительно низ­кий уровень жизни разрушает человеческую лич­ность, раздавливая ее своим прессом и порождая не только социальные, но и нравственные проблемы.

На миг освещает светом надежды жизнь Костылевской ночлежки внезапно появившийся и так же вне­запно ушедший странник Лука. Но ни у кого из бося­ков не находится сил, чтобы, воспрянув, начать борьбу за свое «я», за возвращение к нормальному человече­скому существованию. Актер, трезво посмотрев на жизнь, кончает ее самоубийством, Пепел попадает в тюрьму и остальных нищих ждет не лучшая участь.

Горький, создавая пьесу, стремился обратить вни­мание современного ему общества на то, как остро сто­ят в нем социальные проблемы, как в нем унижен и бесправен порой человек. Драматург подчеркивал, что жизнь требует коренных изменений, что только после них слово «человек» зазвучит действительно гордо.

Источники:

https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/gorkij/konflikty-v-pese-na-dne-gorkogo
https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2017/12/18/filosofskaya-problematika-pesy-m-gorkogo-na-dne-sotsialnyy-i
https://5litra.ru/soch/245-socialnaya-problematika-pesy-m-gorkogo-na-dne.html

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Для любых предложений по сайту: [email protected]