64 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Говорящая фамилия в кавычках. Говорящие фамилии в творчестве писателей XIX века

Говорящая фамилия в кавычках. Говорящие фамилии в творчестве писателей XIX века

В процессе исследовательской работы по литературе ««Говорящие фамилии» в произведениях русских писателей XVIII-XIX веков» учеником 9 класса была поставлена цель доказать, что «говорящие» фамилии являются активным художественным приёмом в творчестве писателей 18 — 19 вв.

Подробнее о работе:

В предложенном проекте по литературе ««Говорящие фамилии» в произведениях русских писателей XVIII-XIX веков» автор изучает историю появления фамилий в русском языке, дает определение слову «фамилия» по словарям русского языка, определяет значение художественного приема использования «говорящих» фамилий в произведениях русской литературы.

Результаты исследовательского проекта на тему ««Говорящие фамилии» в произведениях русских писателей XVIII-XIX веков» могут быть использованы обучающимися на уроках литературы, при подготовке к экзаменам и контрольным работам, а также для расширения кругозора в области литературы.

Оглавление

Введение
1. Появление фамилий в русском языке.
2. Понятие «фамилия» в толковых словарях русского языка.
3. «Говорящие» фамилии как художественный прием в произведениях русской литературы.
4. Практические исследования «говорящих» фамилий в литературе.
4.1. Говорящие фамилии в комедии «Недоросль» Д.И. Фонвизина.
4.2. Говорящие фамилии в комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова.
4.3. Говорящие фамилии в поэме «Мертвые души» Н.В. Гоголя.
Заключение
Список использованной литературы
Приложение. Словарь «говорящих фамилий»

Введение

Собственные имена давно привлекали внимание ученых. Их возникновение, историю, различные преобразования, распространение, назначение изучают историки, литературоведы, психологи, этнографы, географы, языковеды. К собственным именам относятся имена как реально существующие, так и созданные фантазией человека, имена и фамилии персонажей фольклора и художественной литературы.

Глубокое и всестороннее познание художественного произведения невозможно без осмысления использования автором системы собственных имен. В любом литературном произведении ничего случайного не бывает. А значит, неслучаен и выбор фамилий персонажей, использующихся как художественная деталь.

Актуальность проекта продиктована временем: меняются эпохи, но «говорящие» фамилии активно используются современными писателями и сейчас. Благодаря этому приёму читатель может проследить отношение автора к конкретному персонажу, а самое главное — увидеть сущность героя, его характер.

Гипотеза: «говорящие» фамилии — это прекрасный приём для раскрытия как положительных, так и отрицательных образов, с помощью которого можно увидеть сущность и характер героев с первых страниц произведения.

Объект исследования: «говорящие» фамилии в произведениях русских писателей XVIII-XIX веков.

Цель — доказать, что «говорящие» фамилии являются активным художественным приёмом в творчестве писателей, рассмотрев использование и раскрыв значение «говорящих» фамилий в произведениях русской литературы: Д. И. Фонвизин «Недоросль», А. С. Грибоедов «Горе от ума», Н. В. Гоголь «Мёртвые души»

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

  • определить круг понятий, необходимых для решения поставленной цели.
  • найти информацию об истории возникновения фамилий; о функциях фамилий в литературе;
  • проанализировать использование «говорящих» фамилий в произведениях Д.И. Фонвизина, А.С.Грибоедова, Н.В. Гоголя;
  • составить свою классификацию «говорящих фамилий» из
  • составить словарь «говорящих» фамилий (Приложение 1).

Появление фамилий в русском языке

Слово «фамилия» внедрилось в России в повседневную жизнь после указов Петра I. Становление же фамилий как элемента именования русских людей (хотя это слово тогда и не употреблялось) на Руси датируется XIV-XV веками, а назывались они прозвищами, прозваниями. В царских указах о проведении переписей населения обычно говорилось, что следует записать всех людей, проживающих в таких-то местностях, «по именем с отцы и с прозвищи», т. е. по имени, отчеству и фамилии.

У различных общественных групп официальные фамилии появились в разное время.

  1. В XIV-XV веках первыми получили фамилии представители знати, князья, бояре.
  2. В XVI-XVIII веках складываются фамилии дворян.
  3. В XVII-XIX веках появляются фамилии у торговых и служащих людей.
  4. В XIX веке складывались фамилии русского духовенства.
  5. В конце XIX века самая многочисленная часть русского населения – крестьянство – стала получать фамилии, продолжалось это до 1930-х годов.

Непросто порой бывает узнать и объяснить значение той или иной фамилии. Иногда кажется, что фамилия простейшая, но за ней, за этой фамилией может скрываться любопытнейшая тайна, которую, как оказалось, не так легко раскрыть. Помочь в разгадке нам может наука этимология, изучающая происхождение слов.

Читать еще:  Человек и общество мертвые души. Души "мертвые" и "живые" в поэме Н.В

ЕГЭ. Литература. Материал к заданию № 9. «Говорящие» имена и фамилии в художественной литературе

Приём использования « говорящих» фамилий и имён часто используется авторами произведений. Особенно он был популярен в первой половине 19 века, хотя во все времена он помогает писателям при создании их творений.

Известно, что на Руси вплоть до XVII-XVIII вв. бытовали имена, напоминающие современные прозвища; такие наименования служили одновременно и своеобразной характеристикой человека, основных качеств его характера: Балуй, Баламут, Бирюк, Грязнин, Лютой, Молчан, Несмеян, Плох, Плакса, и др.

А в литературе началось всё с классицизма в литературе – методе, при котором герои чётко делятся на положительные и отрицательные. Поэтому писатели и драматурги часто давали им фамилии, которые подчёркивали те или иные особенности характера.

Писатели 19 века продолжили эту традицию. Столько «говорящих» фамилий было ими придумано! Многие стали нарицательными, так как их характеры были свойственны многим людям. Да и сегодня эти слова актуальны, так как есть, к сожалению, среди нас и обломовы, и молчалины, и скотинины и многие другие.

Сами фамилии , их роль тоже менялись: от простого прозвища, которое ярко, выпукло давало характеристику герою, до глубокого, порой завуалированного смысла, понятного лишь при изучении истории того или иного имени или фамилии.

Типы «говорящих» фамилий:

  • Фамилии, по которым открыто можно понять отношение автора к героям, какие черты он выделяет в них (Скотинин, Скалозуб, Обломов, Собакевич и другие)
  • Фамилии и имена значение которых понимается по этимологии слова (Фамусов, Простакова, Митрофан. Софья, Лариса).
  • Фамилия может подсказать род деятельности героя: профессор Преображенский в «Собачьем сердце» М.Булгакова.
  • Некоторые придуманные авторами фамилии не прямо указывают на черты данного героя, а словно помогают понять целое социальное явление, которое раскрывается этим образом ( имя сына героя рассказа А.П.Чехова « Толстый и Тонкий» — Нафанаил, Акакий Акакиевич Башмачкин в «Шинели Н.В.Гоголя, Лоханкин Васисуалий И.Ильфа и Е.Петрова из «Золотого телёнка»)
  • Фамилии героев могут создавать и своеобразную атмосферу произведения. Так в рассказе А.Чехова « Страшная ночь» есть Черепов, Челюстов, Панихидин, Трупов, Погостов. Они добавляют страха в рассказ.

С какой целью авторы используют в произведениях «говорящие» фамилии?

  • Самая главная цель – выразить отношение автора к герою. Писатели фамилиями персонажей уже нацеливают читателей на то, о каком характере будет идти речь.
  • Немаловажная цель подобных фамилий — подчеркнуть , сконцентрировать внимание на каком-то социальном явлении. Они являются своеобразной метафорой, например, Ляпкин –Тяпкин из «Ревизора».
  • Фамилии героев созвучны с фамилиями реальных лиц. В данном случае это всегда герои положительные ( Мересьев в «Повести о настоящем человеке» Б.Полевого, Добросклонов в «Кому на Руси жить хорошо» Н.А.Некрасова, Кулигин в «Грозе» А.Островского)

Таким образом, роль «говорящих» имён и фамилий в литературе велика. Они играют существенную роль при создании литературно-художественного текста, являются неотъемлемыми составляющими стиля и языка писателя, тесно связаны с темой произведения, идеями автора, изображаемым временем и пространством, сутью создаваемых образов.

Произведения, которые можно привести в качестве аргументов в задании № 9 по теме «говорящие» фамилии:

  • Д.И.Фонвизин «Недоросль» (Скотинин, Правдин, Милон и другие)
  • А.С.Грибоедов «Горе от ума» ( Молчалин, Чацкий, Фамусов)
  • Н.В.Гоголь «Мёртвые души» ( Манилов, Собакевич, Коробочка и другие), «Ревизор» (Держиморда, Земляника, Ляпкин-Тяпкин и др.)
  • Н.А.Некрасов « Кому на Руси жить хорошо?» ( Алтынников, Грош, Добросклонов)
  • М.Е.Салтыков- Щедрин ( Прыщ из «Истории одного города» и др.)
  • М.Булгаков « Собачье сердце (Ф.Ф.Преображенский)
  • Герои пьес А.Н.Островского( Кабанова. Тихон, Лариса, Катерина и др.)
  • А.П.Чехов (смотритель училищ Хамов («Экзамен на чин»), дьячок Вонмигласов из «Хирургии», Невыразимов в «Мелюзге»). Героев А.Чехова можно даже разделить по типам « говорящих « фамилий: пища — Пивомёдов( «Экзамен на чин»), части тела — Желваков, Челюстин, Грязноруков, животные- Клещев, Гускин, Курятин («Хирургия»), Гнилорыбенков. А.Чехов был настоящим матсером придумывать фамилии.

Ещё герои А.Чехова : унтер Пришибеев в одноимённом рассказе, чиновник Червяков в « Смерти чиновника», актёр Унылов в « После бенефиса», надзиратель Очумелов и золотых дел мастер Хрюкин «Хамелеоне».

Примечание: по данным произведениям со временем будут написаны отдельные статьи.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

«ГОВОРЯЩИЕ» ФАМИЛИИ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX ВЕКА

Транскрипт

1 «ГОВОРЯЩИЕ» ФАМИЛИИ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX ВЕКА ВЫПОЛНИЛ: УЧЕНИК 10 КЛАССА РЕМИЗОВ ИВАН РУКОВОДИТЕЛЬ: ВАЛУЗИНА НАТАЛЬЯ ВАСИЛЬЕВНА

2 Имена играют важную роль в понимании произведения и потому должны тщательно изучаться В. В. ВИНОГРАДОВ

Читать еще:  Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Рисование мятой бумагой

3 Содержание Цель и задачи проекта Особенности русской литературы XIX века Анализ «говорящих» фамилий в произведениях русских писателей XIX века Роль «говорящих» фамилий в произведениях русских писателей XIX века Опрос-исследование. Выводы Заключение Список литературы

4 Цель проекта Объект моего исследования: «говорящие» фамилии в русской литературе XIX века. Цель проекта: выявить роль «говорящих» фамилий в произведениях русских писателей XIX века.

5 В начало Задачи проекта Рассмотреть особенности русской литературы XIX века. Провести сравнительный анализ ранее изученных произведений («Недоросль» Д.И. Фонвизина, «Горе от ума» А.С. Грибоедова, «Мертвые души» Н.В. Гоголя, «Гроза» А.Н. Островского, «Вишневый сад» А.П. Чехова). Рассмотреть использование «говорящих» фамилий в этих произведениях. Выявить роль «говорящих» фамилий в произведениях русских писателей XIX века. Провести исследование с целью выявления знаний литературных произведений русских писателей XIX века и понимания «говорящих» фамилий среди моих современников, учеников 10 «А» и 10 «Б» классов.

6 Особенности русской литературы XIX века КЛАССИЦИЗМ Идея служению государю и Отечеству Обращение к образам античной литературы и искусства Интерес к русской летописной истории РОМАНТИЗМ Противопоставление романтического образа реальной жизни Интерес к национальной самобытности Интерес к утверждению сильной личности

7 Особенности русской литературы XIX века СЕНТИМЕНТАЛИЗМ Сентиментальная идеализация действительности Чувствительность Внимание к личности человека, его душевным переживаниям РЕАЛИЗМ Правдивое отражение реальной жизни Истинная, а не показная народность Широкая постановка социальных и нравственных проблем

8 В начало Особенности русской литературы XIX века XIX век это «золотой век» в развитии русской литературы. Русская литература XIX века является одной из основ русской национальной культуры. Именно со страниц литературных произведений этого периода русский читатель получает представления о полноте и совершенстве художественного произведения.

9 Анализ «говорящих» фамилий в произведениях русских писателей XIX века Глубокое и всестороннее познание художественного произведения невозможно без осмысления использования автором системы собственных имен. Проведем сравнительный анализ ранее изученных произведений («Недоросль» Д.И. Фонвизина, «Горе от ума» А.С. Грибоедова, «Мертвые души» Н.В. Гоголя, «Гроза» А.Н. Островского, «Вишневый сад» А.П. Чехова). Рассмотрим использование «говорящих» фамилий в этих произведениях.

10 «Говорящие» фамилии в «Недоросле» Д.И. Фонвизина Простаков простак, во всем слушается свою жену. Простакова (девичья фамилия Скотинина) поскотски обращается с крепостными, как и ее брат. Правдин всегда говорит правду. Стародум по-старому думает, мудрый человек. Кутейкин церковный человек. Кутья поминальное кушанье. Цыфиркин обучает Митрофана арифметике и др. Простакова

11 «Говорящие» фамилии в «Недоросле» Д.И. Фонвизина Исходя из фамилий, персонажей «Недоросля» Д.И. Фонвизина можно легко отнести либо к положительным (Стародум, Правдин), либо к отрицательным героям (Простаков, Скотинин), что типично для классицизма. Фамилии Цыфиркин и Кутейкин являются лексически нейтральными, говорят лишь о роде занятий героев. Д.И. Фонвизин

12 «Говорящие» фамилии в «Горе от ума» А.С. Грибоедова Фамусов (от фр. fameus) известный; боящийся молвы (от лат. fame). Молчалин не произносит лишних слов. Тугоуховский туг на ухо. Скалозуб не к месту острит и хохочет, скалит зубы. Чацкий указывает на прототип, П.Я. Чаадаева. В черновых вариантах «Горя от ума» Грибоедов писал имя героя иначе: «Чадский». Фамилию Чаадаева также произносили с одним «а»: Чадаев. Иллюстрация к комедии

13 «Говорящие» фамилии в «Горе от ума» А.С. Грибоедова Находим влияние классицизма на типы «говорящих» фамилий: фамилии, сообщающие об одной важной черте героя (Фамусов, Тугоуховский, Молчалин), оценивающие фамилии (Скалозуб), ассоциативные (Чацкий). Однако отмечается осложнение понимания характера. Такие фамилии, как Молчалин, становятся нарицательными. А.С. Грибоедов

14 «Говорящие» фамилии в «Мертвых душах» Н.В. Гоголя Ноздрев его чуткий нос слышал за несколько десятков верст, где была ярмарка. Собакевич ругает всех подряд, лает, как собака. Манилов (от глагола «манить», «заманивать») ленив, мечтателен, сентиментален. Коробочка бережлива, накапливает и складывает в «пестрядевые мешочки» деньги: в один «целковики», в другой «полтиннички», в третий «четвертачки». Плюшкин тащит к себе все подряд. Образ заплесневелого сухаря, оставшегося от кулича, обратная метафора фамилии. Ноздрев

15 «Говорящие» фамилии в «Мертвых душах» Н.В. Гоголя В творчестве Н.В. Гоголя «говорящие» фамилии получили дальнейшее развитие, стали еще значимее, начали приобретать пародийное звучание. Н.В. Гоголь

16 «Говорящие» фамилии в «Грозе» А.Н. Островского Дикой купец-самодур, невежественный, грубый, дикарь. Кабаниха богатая купчиха, свирепа, жестока. Тихон тихий, не любит ни с кем спорить. Катерина по-гречески означает «чистая», возмущена несправедливостями жизни, не хочет мириться с равнодушием и деспотизмом. Кулигин указывает на прототип, Ивана Петровича Кулибина, известного изобретателя-самоучки. Кабаниха на прогулке

17 «Говорящие» фамилии в «Грозе» А.Н. Островского В пьесах А.Н. Островского «говорящие» фамилии настолько точны и значительны, что впору говорить о виртуозном владении драматургом этим приемом. А.Н. Островский

Читать еще:  Толстого "После бала" (8 класс). Тест по рассказу Л.Н.Толстого "После бала"

18 «Говорящие» фамилии в «Вишневом саду» А.П. Чехова Любовь Раневская (в девичестве Гаева) и рана, и любовь, и гай (по Далю «дуброва, роща, чернолесье»). Симеонов-Пищик комичная фамилия. Слово «пищик» имеет два значения: 1) писарь, писец, 2) дудка, свисток. Имя Трофимова Петя скала, утес. Он «силен и горд» тем, что свободен от власти житейского, материального, овеществленного. Он символизирует надежду на возрождение Россиисада. «Вся Россия наш сад». Иллюстрация к пьесе

19 В начало «Говорящие» фамилии в «Вишневом саду» А.П. Чехова Творчество А.П. Чехова в высочайшей мере отвечало его эпохе, самой потребности людей постигать жизнь, быть причастными к ходу истории, искать разумной цели существования, средств изменения нескладной жизни и путей к будущему. Этим он особенно близок и нашим современникам. А.П. Чехов

20 Роль «говорящих» фамилий в произведениях русских писателей XIX века «Говорящие» фамилии подчинены главной цели наиболее удачному выражению художественного содержания произведения. Посредством «говорящих» имен писатели выражают субъективное отношение к создаваемому персонажу, изображаемым характерам, типам личности.

21 В начало Роль «говорящих» фамилий в произведениях русских писателей XIX века «Говорящие» фамилии у Д.И. Фонвизина (конец XVIII века) это наследие классицизма, резкое деление героев на положительных и отрицательных. В произведениях русских писателей XIX века «говорящие» имена усложняют понимание характера. «Говорящие» фамилии становятся потенциально нарицательными, начинают приобретать пародийное звучание.

22 Опрос-исследование Проведем опрос-исследование с целью выявления знаний литературных произведений русских писателей XIX века и понимания «говорящих» фамилий среди моих современников, учеников 10 «А» и 10 «Б» классов по образцу: Характеристика героя Не произносит лишних слов Тихий, ни с кем не спорит Указывает на прототип Чаадаева Собирает все подряд Чуткий нос Задание 1 «Говорящая» фамилия героя «Говорящая» фамилия героя Кабаниха Фамусов Коробочка Любовь Раневская (Гаева) Кулигин Задание 2 Характеристика героя

23 Выявление знаний литературных произведений русских писателей XIX века (Задание 1) и понимание «говорящих» фамилий (Задание 2) среди моих современников, учеников 10 «А» и 10 «Б» классов Опрос-исследование 100 % 80 % 81 % 88 % 90 % 95 % 68 % 74 % 81 % 75 % 60 % 40 % 20 % 0 % Мальчики 10 «А» Девочки 10 «А» Мальчики 10 «Б» Девочки 10 «Б» Задание 1 Задание 2

24 В начало Опрос-исследование. Выводы В опросе-исследовании участвовали ученики 10 «А» класса (36 человек, из них 16 мальчиков и 20 девочек) и ученики 10 «Б» класса (35 человек, из них 19 мальчиков и 16 девочек). Основные трудности возникли с опознаванием ассоциативных фамилий (Чацкий, Кулигин) и определением характеристики при осмыслении «говорящей» фамилии, Любови Раневской (Гаевой). Знания литературных произведений русских писателей XIX века и понимания «говорящих» фамилий у учеников 10 «А» класса несколько выше. Это связано с гуманитарным направлением обучения.

25 Заключение «Говорящие» фамилии подчинены главной цели наиболее удачному выражению художественного содержания произведения. В произведениях русских писателей XIX века «говорящие» имена усложняют понимание характера. «Говорящие» фамилии становятся потенциально нарицательными, начинают приобретать пародийное звучание.

26 Заключение Мои современники, ученики 10 «А» и 10 «Б» классов, в целом легко определяют «говорящую» фамилию по характеристике героя литературных произведений русских писателей XIX века и также успешно выполняют обратную задачу: дают правильную характеристику герою, исходя из его «говорящей» фамилии. Следовательно, мои одноклассники хорошо ориентируются в «говорящих» фамилиях героев, что помогает им понимать литературные произведения русских писателей XIX века.

27 В начало Заключение Однако отмечается тенденция снижения интереса к прочтению литературных произведений русских писателей XIX века, затруднения в определении значения «говорящей» фамилии героя подростками в возрасте 16 лет, не имеющими гуманитарного профиля обучения. Идет упрощение языка. Это серьезная проблема. Связана она с тем, что в настоящее время идет глобальный процесс вовлечения подростков в социальные сети Интернета.

28 Список литературы Азаров Н.М. Текст. Пособие по русской литературе XIX века, ч. 1. М.: Прометей, Введенская Л.А., Колесников Н.П. От собственных имен к нарицательным. М.: Просвещение, Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М.: наука, Гоголь Н.В. Мертвые души. М.: Детиздат, Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Т. 1: А З. М.: ТЕРРА, 1994.

29 В начало Список литературы Монахова О.П., Малхазова М.В. Русская литература XIX века, ч. 1 М.: Марк, Никонов В.А. Имена персонажей. В кн.: «Поэтика и стилистика русской литературы». Л.: Наука, Фонвизин Д.И., Грибоедов А.С., Островский А.Н. Избранные сочинения. М.: Худож. лит., Чехов А.П. Избранные сочинения. М.: Худож. лит., 1988.

Источники:

http://obuchonok.ru/node/5331
http://literatura-ege.ru/%D0%B5%D0%B3%D1%8D-%D0%B7%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%E2%84%96-9-%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8-%D0%BF%D0%BE-%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B3%D0%BE%D1%82/%D0%B5%D0%B3%D1%8D-%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0-%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB-%D0%BA-%D0%B7%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8E-%E2%84%96-9-2/
http://docplayer.ru/30436351-Govoryashchie-familii-v-russkoy-literature-xix-veka.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector