Грачи прилетели описание. Картина «Грачи прилетели» Алексея Саврасова, описание
Описание картины «Грачи прилетели» А.Саврасова
История художника А. Саврасова – одна из многих, подтверждающих идею о том, что человек должен найти свое истинное призвание. Будучи подростком, он продавал свои акварели торговцам из Москвы, а после, поступил в училище живописи, ваяния и зодчества. Сильное влияние на мировоззрение живописца оказало творчество Венецианова – гармония его полотен затронула душу Саврасова.
Московское общество любителей художеств предоставило талантливому молодому человеку средства на обучение в Европе. По возвращению домой, он обратился к мотивам деревенской жизни. До Саврасова неброская красота природы считалась недостойной внимания – общество того времени боготворило итальянские виды, руины Древнего Рима, заграничные закаты и восходы, полные романтики. Так что картина «Грачи прилетели» произвела настоящую революцию в искусстве того времени.
Интересна история появления на свет этого полотна. Село Молвитино неподалеку от Костромы было большим живым центром с красивой церковью, построенной в начале XVIII века. Ее колокольня с кокошниками, украшавшая остроконечный шатер, небольшие купола белого храма были одними из тысяч на просторах царской России. Легенды села рассказывали, что именно отсюда родом Иван Сусанин.
Саврасов оказался в Молвитино весной 1871 года и практически сразу начал работать над этюдами глубинки. Художник любил весну, и на его карандашных набросках оживали березы, освещаемые солнцем, и слышалась музыка капели с крыш домов, журчания первых весенних ручейков.
Церковь живописец хотел изобразить давно. Он искал точку, с которой она будет лучше всего просматриваться и однажды остался там до самого вечера. Произошло то, что должно было рано или поздно произойти – природа околицы, пьянящий аромат мартовского воздуха подарили ему вдохновение. Этюд будущей картины был нарисован на удивление быстро.
«Грачи прилетели». Уже само название дарит каждому из нас ощущение весны, поры рассвета природы, жизненной энергии и целую гамму непонятных, но прекрасных и захватывающих чувств. Картина не представляет на суть зрителя символичные образы, она проста и понятна, а поэтому, близка каждому человеку.
Обычный весенний немного сероватый день. Коряво изогнутые березки на холме просто облепили грачи. Они галдят и деловито вьют новые гнезда или обновляют старые. Весенняя свежесть витает в воздухе, а проталины на снегу отражают голубое небо, спрятанное за сизыми облаками. Дощатые заборы домов не могут скрыть маленькую церквушку с облупленными стенами. Купол ее лишь подчеркивает типичность русской деревни и широту русской души. Чуть дальше видны поля, на которых скоро будет пахота, но пока на них еще лежит снег. Нежно-лиловые перелески дополняют горизонт. Где-то там, вдалеке течет своим чередом повседневный ход жизни, и лишь легкий ветерок объединяет его и природу в единое целое.
На переднем плане полотна – снег. Он грязный и тусклый, без бликов, на нем – лишь серые тени берез, унылых и изломанных. По мутному пепельному небу плывут облака. Из-за обилия серых красок деревенский пейзаж на первый взгляд довольно зауряден. Однако, это лишь поначалу. Яркие живые краски в него вносит светлая церквушка, проталина с водой и чудом прорвавшийся луч света. Кроме этого, Саврасов – один из немногих художников, кто умел изображать воздух. Полотно дышит, оно наполно свежестью весны и ее теплым дыханием, это подчеркивает необычность освещения. Передний план картины написан так, что березы, снег и галдящие грачи изображены против света. Таким образом, картина кажется исполненной приглушенными красками, что лишь подчеркивает неизбежность будущей весны.
Утро года здесь основное действующее лицо, оно гармонично во всей картине. Живописец сумел изобразить не просто статичный пейзаж, а охватить неуловимые явления природы, создав поразительное ощущение жизни. Энергия единит все – птиц, талый снег, дымок из труб на избах, их невидимых обитателей, купола церкви. В картине присутствует движение, что проявляется уже в ее названии – «Грачи прилетели», птицы летают над гнездами, березы кажутся живыми, они тянуться к небу. Звуковых эффектов автор достигает невероятных – вы уже слышите, как галдят беспокойные вестники весны, как журчит вода и падает с крыш изб капель, то есть, ощущаете эту прелесть весеннего настроения.
Сейчас картины на весеннюю тематику настолько растиражированы, что от них рябит в глазах. Некоторые художники зарабатывают на хлеб тем, что раз в год пишут серию полотен весеннего цикла. Однако в 1871 году, когда эта картина предстала перед глазами публики на выставке в Петербурге, ей не нашлось равных. Это была революция, новое видение мира, которое смогло уместиться на небольшом полотне (каталоги называют его «масло, холст, 62 см в высоту и 48, 5 в ширину»). Величавые пейзажи Шишкина, Куинджи, Крамского и Перова были больше не актуальны. Скромный деревенский вид превзошел классику, и на сегодняшний день эта картина бешено популярна. Петр Третьяков сразу же приобрел полотно, а через год Саврасову поступил заказ на повторение работы. С тех пор художник сделал более 10 реплик картины – каждый хотел иметь в своем доме кусочек весны.
Интересно, что в 1997 году Центральный банк России выпустил двухрублевую монету, на которой изображен портрет художника и фрагмент из его «Грачей». Этот дензнак был приурочен к 100-летию со дня смерти автора данной картины. Еще один не менее поразительный факт – в той самой молвитинской церкви с полотна Саврасова сейчас находится музей Ивана Сусанина.
Повторить подобный успех и стиль картины «Грачи прилетели» не удавалось никому, даже самому художнику. Полотно – порождение его минутного порыва, вдохновения, подкрепленного истинным талантом, а вдохновение, как известно, особое чувство.
В русском фольклоре есть поговорка о том, что грач может расклевать зиму – так начинается встреча весны. Саврасовский холст и поражает тем, что автор передал не только преображение всего живого, а и обновление внутреннего мира человека, который живет в единении с природой.
“Грачи прилетели” – описание картины Алексея Кондратьевича Саврасова
Описание картины Саврасова «Грачи прилетели» будет полезным для учеников 3- 4 класса средней школы. Это хрестоматийная работа Алексея Кондратьевича, созданная в 1871 г. Картина показывает, что человек должен найти свое истинное призвание.
История создания картины
Художник начал работу над произведением в 1871 г. Этюды к этому полотну были написаны во время поездки в село Молотвино Костромской губернии. Это село имело красивую церковь XVIII века. Подобных церквей было очень много на русских просторах. Согласно легендам, из этой деревни был родом Иван Сусанин.
Автор любил весну, и на его набросках оживала красивейшая природа русской глубинки. Природа с ее пьянящим весенним воздухом подарила ему вдохновение, и он изобразил картину вместе с церковью, которая прекрасно просматривается на фоне чарующей весны.
Краткое описание картины «Грачи прилетели»
Сочинение на тему этой художественного произведения лучше всего передает эмоции, которые переживал Алексей Саврасов. Мы видим весенний день, немного сероватый, напоминающий даже позднюю осень. Белые березки облепили первые весенние птицы – грачи. Они деловитые и заняты своими делами – сооружением новых гнезд и обновлением старых.
Весенний воздух дарит ощущение весны и огромную гамму прекрасных чувств. На снегу видны проталины, в которых отражается беспредельно голубое небо. Вдали видна старая церквушка, которую не скрывают старые дома. Ее купол типичен для старой деревни: он словно отображает неподдельную широту души русского человека.
Еще дальше виднеются поля. Пока они покрыты снегом, но близость весны показывает, что скоро начнется пахота. Дополняя рассказ, можно предположить, что где-то там, за горизонтом, идет своей неспешной чередой деревенская жизнь.
На переднем плане виден тусклый и грязноватый снег. Но он мрачный только на первый взгляд. Яркие краски в сюжет картины вносит церковь и луч света. Саврасову удалось изобразить здесь и весенний воздух. Из-за этого картина дышит теплотой и свежестью весны. Передний план создает впечатление неизбежности весны с ее яркими красками.
Когда эта картина была представлена публике Петербурга, ей не оказалось равных. Саврасов показал пример нового видения мира, очень реалистичного и превосходящего классику. И даже на сегодняшний день картина не утрачивает своей популярности.
“Грачи прилетели”, Саврасов. “Грачи прилетели” – описание картины
«Грачи прилетели» – картина знаменитого художника Алексея Кондратьевича Саврасова. Прежде чем начинать говорить о ней, следует обмолвиться о ее авторе.
Детство и молодость художника
А. К. Саврасов появился на свет в семье человека, занимавшегося торговлей, купца третьей гильдии.
Творчество, заказы известных людей
В 1850 году, после выпуска, жизнь Алексея складывалась как нельзя лучше. В работу он вкладывал всю свою душу, часто известные люди заказывали ему картины. А однажды княгиня Мария Николаевна попросила его изобразить живописную местность возле ее дачи, расположенной недалеко от северной столицы. Картины Саврасова многим приходились по душе, благодаря им художник стал знаменитым в определенных кругах, многие к нему относились как к настоящему таланту, мастеру своего дела. Вскоре Алексей женился на хорошей девушке. Вот так жил и творил Саврасов. «Грачи прилетели» – картина, которая вскоре увековечит его имя, пока была только у него в мыслях.
Работа и страсть к путешествиям
Через четыре года Саврасов стал академиком, а в 1857 году удостоился чести преподавать живопись в родном учебном заведении. Он никогда не был строг к студентам и зачастую делился с ними собственным опытом, много рассказывал о природе.
Новая веха в изобразительном искусстве, создание картины «Проселок»
Судьбоносным для Алексея стал 1871 год, именно тогда проводилась экспозиция Товарищества передвижных художественных выставок, в организацию которой он внес посильный вклад. Демонстрировалось, в частности, его полотно «Грачи прилетели», в основу которого был положен простенький и незамысловатый мотив (картина создавалась в селе Молвитино, находящемся в Ярославской губернии). Но Саврасов смог с удивительной любовью и трепетом рассказать о весне, когда природа оправляется от зимних холодов. «Грачи прилетели», а также «Оттепель», написанная Ф. А. Васильевым (продемонстрированная на той же экспозиции), открыв дорогу лирическому стилю в российской живописи, ознаменовали собой новую веху в изобразительном искусстве.
Алкоголизм и увольнение с работы
Если спросить любого человека о том, какая картина Саврасова ему известна, то он назовет, несомненно, «Грачи прилетели». Художник и правда не смог написать больше ничего, что могло бы с ней сравниться, за исключением, пожалуй, «Проселка», который ему, скорее всего, не особенно нравился.
«Грачи прилетели»: описание картины
Давайте рассмотрим известное полотно, которое прославило Саврасова. На нем изображена русская весна: в это время воздух уже становится теплым, а небо – ярким и необыкновенно притягательным. Снег чернеет, а потом совсем пропадает. И прилетают грачи. Вскоре они осваиваются и начинают вить гнезда.
Саврасов был высоким и плотным человеком, но в этом теле была заключена детская душа. Лишь ребенок мог настолько ярко чувствовать приближение весны после затяжных морозов и метелей. Именно так ощущал это Саврасов. «Грачи прилетели» – картина, которая удивительно точно передает его мировосприятие.
В водоеме, который уже избавился ото льда, отражаются сине-серые небеса. Видны в нем также еще голые деревья. На тот участок, где в воде заметен можжевеловый куст, Саврасов добавил немного бледно-зеленого цвета. Все потрясающе гармонично. Картина поразительно точно передает ощущение весны, возможно, немного наивное, но искреннее.
На картине «Грачи прилетели» небеса разрезаны ветками берез, еще без листьев. Также на них заметны птичьи гнезда. Грачи летают возле них, занятые какими-то своими хлопотами. Совсем скоро, когда солнце пригреет еще сильнее, вылупятся их птенцы. Необходимо основательно к этому подготовиться. На переднем плане можно заметить двух крупных самок, которые деловито уселись на яйца и согревают их теплом своего тела. Они берегут своих будущих птенцов от весеннего ветра, хоть и теплого, но резкого. Картина написана с чувством и с любовью, и вы наверняка это понимаете, читая описание. «Грачи прилетели» – полотно, которое открывает нам душу художника.
А ведь весной иногда сыплет мелкий снег.
Передний план
Если говорить о композиции, то полотно имеет несколько планов. Обратите внимание на передний: здесь сугробы, по которым разлит свет и рассыпаны серые тени. Тут же находятся деревья. Некоторые из них имеют далеко не идеальный вид, особенно те, которые погнулись под воздействием непогоды и ветра. Но есть также ровные и изящные березки. Но самое главное здесь – птицы. Целая стая кричащих, сидящих и летящих грачей.
Задний план
Продолжим осматривать картину. На заднем плане можно увидеть небеса, которые изображены в характерном для художника стиле. Никто другой не смог бы написать их столь великолепно. Они неподвижны, но наблюдателю кажется, что облака плывут по небу, гонимые ветром. Какие ощущения появляются, когда смотришь на них? Однозначно ответить нельзя. Здесь что-то смешанное: и покой, и тревога одновременно. К этому добавляется ощущение детского счастья и волнения. На среднем плане мы видим серое пятно. Единственная яркая деталь здесь – это красивая колокольня и низенькое строение под сияющим куполом одного из столичных храмов. Нет никаких сомнений в том, что «Грачи прилетели» Саврасова – это настоящий шедевр на все времена.
Источники:
https://5sec.info/kartiny/kartina-savrasova-grachi-prileteli/
https://nauka.club/literatura/sochineniya/savrasov-grachi-prileteli.html
https://fb.ru/article/138372/grachi-prileteli-savrasov-grachi-prileteli—opisanie-kartinyi