Греческая трагедия и комедия. Разница между комедией и трагедией
Как развлекались древние греки, или 10 малоизвестных фактов об Античном театре
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
И как бы забавно это не звучало, но о популярности и влиянии греческого театра можно судить по тому факту, что многие древнегреческие пьесы до сих пор ставятся и в современных театрах по всему миру, вызывая восторг у публики. А факты об этом великом и прекрасном месте и вовсе поражают воображение, производя неизгладимое впечатление. Ведь если так подумать, то греки были весьма изобретательны в архитектурных сооружениях.
1. Дионисия
Происхождение театра в Древней Греции можно проследить до Большого фестиваля в Афинах, известного как Дионисия. Этот праздник проводился в честь Диониса, греческого бога урожая винограда, вина и плодородия. Это был второй по значимости фестиваль в Древней Греции после Панатинаикоса, на котором проводились игры. Дионисия состояла из двух связанных фестивалей, сельского Дионисия и городского Дионисия. Сельская Дионисия проводилась зимой, и её центральным событием было помпейское шествие. Городская Дионисия проводилась в марте и апреле, скорее всего, чтобы отпраздновать окончание зимы и сбор урожая в этом году, где центральным событием стали драматические представления. Жанры трагедии, комедии и сатиры, как говорят, развились на этом фестивале. Таким образом, современный западный театр можно проследить до театра в Древней Греции.
2. Греческая трагедия оказала огромное влияние на западную цивилизацию
Трагедия – жанр, который сосредотачивается на человеческом страдании, был самой ценной театральной формой в Древней Греции. Первое исполнение трагедии в «Дионисии» приписывается драматургу и актёру Феспису. Говорят, что он получил в качестве приза козу. Слово «трагедия», что означает «козья песня» на классическом греческом языке, возможно, происходит от премии, которую получил Феспис из Икарии. Более того, слово thespian используется даже сегодня для обозначения театрального художника. Греческая трагедия оказала огромное влияние на театр Древнего Рима и Ренессанса в той мере, в какой она, как говорят, сыграла исторически важную роль в самоопределении западной цивилизации. Помимо трагедии, другими основными драматическими формами в греческом театре были комедия, спектакль, который столкнул две группы друг с другом в забавном конфликте; и сатира, пьеса, основанная на греческой мифологии, которая изобиловала притворным пьянством, наглой сексуальностью, шалостями, шутками и общим весельем.
3. Три пьесы фестиваля Дионисия
5 век до н. э. считается золотым веком греческой драмы. К этому времени пять дней фестиваля «Дионисия» были посвящены театрализованным представлениям. По меньшей мере три из этих дней были посвящены трагическим пьесам. Было соревнование между тремя драматургами, в котором каждый представил свой набор из трёх трагедий и одной пьесы сатиры в последующие дни. Большинство сохранившихся греческих трагедий были исполнены во времена Дионисия. Помимо трагедий, был также конкурс между пятью комическими писателями, которые представили по одной пьесе каждый. Хотя комедии имели второстепенное значение и не пользовались таким же высоким уважением, как трагедии, для многих было большой честью получить приз «За лучшую комедию в городе Дионисия».
4. Строение греческого театра
Греческие театральные здания имели три основных элемента: орхестра, скена и театрон. Орхестра была центральным местом в театре, где должна была состояться настоящая пьеса. Обычно оно было прямоугольной или круглой формы. Скена была зданием, расположенным сразу за орхестрой. Она использовалась как закулисная сцена, где актёры меняли свои греческие театральные костюмы и маски. В то время как скена изначально была временным сооружением вроде палатки или хижины, позже она стала постоянным сооружением из камня. Во многих случаях скена была нарисована и служила фоном для пьесы. Theatron, что означает «место для просмотра», относится к зоне отдыха, откуда зрители смотрели пьесу. Кроме того, оркестр обычно располагался на плоской террасе у подножия холма, так что склон создавал естественный театр.
5. Театральные маски
Драматические маски, которые теперь стали символизировать театр, возникли в Древней Греции. Две маски вместе представляют комедию и трагедию, два основных жанра греческого театра. Маска комедии известна как Талия, муза комедии в греческой мифологии, в то время как маска трагедии известна как Мельпомена, муза трагедии. Греческие театральные маски используются с шестого века до нашей эры. Маски были одной из характерных черт классического греческого театра и на то была весомая причина. Большие маски помогали преувеличить эмоции актёров и их черты лица. В театрах, где собирались тысячи людей, это было необходимо. Актёры носили тёмные маски для трагедий и яркие маски во время комедий. Маски были сделаны из органических материалов, благодаря которым не сохранилось никаких физических свидетельств греческих театральных масок. Маски предназначались как для актёров, так и для хора. Поскольку хор представлял один и тот же персонаж, все они носили одну и ту же маску.
6. Женщинам было запрещено играть в древнегреческом театре
В первые годы греческие трагедии имели только одного актёра. Этот актёр носил костюм и маску, изображая богов. Это, пожалуй, самая тесная связь между пьесами и религиозными ритуалами, из которых они возникли. Феспис в 520 году до н. э. создал концепцию хора, где актёр говорил с лидером хора, а хор только пел и танцевал, не говоря ни слова. Затем актёр начинал менять костюмы в скене, что позволило разделить пьесу на различные эпизоды. Через несколько лет число актёров, допущенных в спектакль, было увеличено до трёх. Только к V веку до нашей эры в пьесу было допущено ещё больше актёров. Все роли в греческих театральных пьесах исполняли мужчины. Женщины не играли в древнегреческих пьесах, и до сих пор спорят о том, приходили ли они вообще смотреть пьесы.
7. Хор был неотъемлемой частью древнегреческого театра
Хор был уникальной особенностью греческих театральных пьес, и в первые годы он был неотъемлемой частью пьесы. У членов хора были показные костюмы, предназначенные для привлечения внимания. Хор мог представлять почти всё: от гигантских пчёл до рыцарей и кухонной утвари. Однако он часто играл групповой характер. Он мог бы также представить комментарии, резюме и информацию, которая не является частью диалога. В некоторых случаях члены хора даже озвучивали тайные мысли и страхи персонажей. Хор либо говорил в унисон, либо пел. Это был важный приём, используемый, когда на сцене греческого театра было всего от одного до трёх актёров. Однако к V веку до н. э. значение хора стало снижаться, и он больше не был неотъемлемой частью главной драмы.
8. Нет смерти и насилию на сцене
Греческие трагедии часто имели дело с моральными вопросами и трагическими дилеммами без выигрыша. А их сюжеты почти всегда вдохновлялись греческой мифологией, которая была частью религии. В греческой трагедии были некоторые особенности. Например, существовали определённые ограничения, когда речь заходила о изображении смерти и насилия. Насилие на сцене было полностью запрещено. Более того, персонаж всегда умирал за сценой в скене, и только его голос можно было услышать. А всё потому, что убийство на глазах у зрителей считалось неуместным. Кроме того, в первые годы поэтам было запрещено использовать свои пьесы для высказываний о политике того времени. Однако со временем театр стал использоваться для озвучивания идей и проблем демократической, политической и культурной жизни Древней Греции. Драматурги часто использовали мифы как метафору, чтобы вызвать беспокойство о настоящем.
9. Греческая комедия состоит из 4-х частей
Древнегреческая комедия была разделена на четыре части. Первая часть называлась «парадос», в которой хор, состоявший из двадцати четырёх исполнителей, пел и танцевал. Вторая часть была известна как «агон». Обычно это была словесная дуэль между главными действующими лицами. Сцены менялись быстро, сюжет часто имел фантастические элементы и был простор для импровизации. В третьей части, в parabasis, хор выступал перед аудиторией. Заключительной частью спектакля был «исход», где хор обычно давал зажигательное исполнение песен и танцев. Будучи менее формальными по своей природе, комические пьесы в Древней Греции позволяли поэтам комментировать текущие события в сатирической манере.
10. Отцы греческой трагедии и комедии
Эсхил, Софокл и Еврипид – три самых известных древнегреческих трагика, значительное число пьес которых сохранилось до наших дней. Эсхил сегодня известен как «отец трагедии». Именно с его произведений началось познание жанра трагедии. Более того, он – первый известный драматург, представивший пьесы в виде трилогии. Софокл считается самым знаменитым драматургом своего времени, а его пьеса «Царь Эдип» многими учёными оценивается как шедевр древнегреческой трагедии. Еврипид, считавшийся «самым трагическим из поэтов», стал самым популярным из трёх, благодаря которым сохранилось больше его пьес, чем творений Эсхила и Софокла вместе взятых. Комедия в Древней Греции делится на три периода: старая комедия, средняя комедия и новая комедия. В то время как средняя комедия в основном потеряна, Аристофан и Менандр – самые известные представители старой и новой комедии соответственно. Сохранилось одиннадцать пьес Аристофана, именно поэтому, его часто называют «отцом комедии».
Читайте также о том, какие две древнейшие гробницы были открыты в Луксоре для посетителей со всех уголков планеты.
По материалам сайтов factfile.org и learnodo-newtonic.com
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Разница между комедией и трагедией
Комедия и трагедия как драматические жанры противопоставлены друг другу. Произведения, которыми они представлены, совершенно по-разному воздействуют на зрителя. Чем отличается комедия от трагедии, и что вложено в основу каждой из них? Узнаем это.
Общая информация
Оба жанра принадлежат сразу двум направлениям искусства: литературе и театру. Иными словами, они относятся к драматургии, а наиболее полно раскрываются в сценических постановках, где присутствует игра актеров.
История комедии и трагедии очень давняя. Еще в античные времена разыгрывались представления, вызывающие у публики неизменный интерес. Зачинателем комедии считается Аристофан. А совершенные образцы трагедии были созданы Эсхилом, Еврипидом и Софоклом – корифеями древнегреческой драматургии.
Сравнение
Каждый из жанров примечателен по-своему. Комедийные произведения направлены на то, чтобы заставить зрителя смеяться. Они представляют собой забавные истории, состоящие из недоразумений и курьезов. Комический персонаж зачастую глуповат и непредусмотрителен, ему свойственно попадать в нелепые ситуации.
Одни комедии – добродушные и непринужденные, исполненные в юмористической форме и создающие позитивное настроение. Другие характеризуются сатирическим подходом. В них высмеиваются общественные пороки и недостатки людей. Такие комедии не только веселят зрителя, но и заставляют его призадуматься, вынести какие-то уроки.
В любом случае отличие комедии от трагедии состоит в том, что финал в комедии всегда благополучный. Трагедия же обязательно предполагает печальный исход. Ее главного героя, а иногда и всех персонажей, ждет неминуемая гибель. Сама атмосфера трагедии напряженная. В сюжете присутствуют сложные конфликтные сцены. Тон повествования нередко пафосный.
Трагический герой часто идеализирован. Его нравственная сила велика. Достоинство характера такого персонажа заключается в способности пойти на глубокое страдание ради достижения благородной цели. Но если в комедии обязательно находится выход из затруднительной ситуации, то герой трагедии сталкивается с неразрешимыми проблемами, его судьба предрешена.
Надо сказать, что комедия и трагедия со временем несколько изменялись. Проанализируем, какими они были в далекие античные времена. К слову, первым, кто провел фундаментальное исследование двух жанров, на которое теоретики ссылаются и сегодня, был выдающийся философ Аристотель.
Итак, комедия изначально считалась низким жанром. Чаще всего она приобретала обличительный, сатирический оттенок. Персонажами сценок нередко был «всякий сброд», но иногда высмеивались и представители знати. Сюжет комедии обычно был полностью выдуман. Постепенно статус этого жанра повышался. Ведь комедийные произведения стали посвящаться актуальным общественным проблемам и серьезным вопросам, охватывающим нравственную сферу.
Что касается трагедии, то ее античные образцы создавались преимущественно на материале мифов. Герой такого представления был втянут в неразрешимый конфликт по воле богов или злого рока. Позднее основу трагедии стали составлять исторические события. А в роли главных действующих лиц уже выступали не герои мифов, а обычные люди, чаще высокого положения, с которыми происходили мрачные события, имеющие в финале роковую развязку.
В чем разница между комедией и трагедией? В том, что в современной жизни комедия продолжает свое существование. Сейчас она также является жанром кино. Сюжет в таком фильме может быть построен исключительно на комизме положений, в которые попадают персонажи. Трагедия же в наши дни уступила место драме.
Греческая трагедия: определение жанра, названия, авторы, классическое строение трагедии и самые известные произведения
Греческая трагедия – один из древнейших образцов литературы. В статье освещается история возникновения театра в Греции, специфика трагедии как жанра, законы построения произведения, а также перечисляются самые известные авторы и произведения.
История развития жанра
Истоки греческой трагедии следует искать в ритуальных дионисийских праздниках. Участники этих торжеств изображали из себя самых известных спутников бога вина – сатиров. Чтобы добиться большего сходства, они носили маски, имитирующие козлиные головы. Празднества сопровождались традиционными песнями – дифирамбами, посвященными Дионису. Именно эти песни и легли в основу древнегреческой трагедии. Первые произведения создавались по образцу сказаний о Бахусе. Постепенно на сцену стали переносить и другие мифологические сюжеты.
Само слово «трагедия» образовано от tragos («козел») и ode («песнь»), т. е. «песнь козла».
Греческая трагедия и театр
Первые театральные представления были тесно связаны с культом Диониса и являлись частью ритуала восхваления этого бога. С ростом популярности подобных представлений авторы стали все чаще заимствовать сюжеты из других мифов, и постепенно театр утрачивал свое религиозное значение, приобретая все больше светских черт. Вместе с тем на сцене все чаще начинали звучать пропагандистские идеи, продиктованные действующей властью.
Независимо от того, что ложилось в основу пьесы – государственные события или сказания о богах и героях, театральные представления оставались значительными событиями в жизни общества, навсегда закрепив за трагедией звание высокого жанра, а также главенствующие позиции в жанровой системе всей литературы в целом.
Для театральных представлений сооружались специальные здания. Их вместимость и удобство расположения позволяло организовывать не только выступления актеров, но и народные собрания.
Комедия и трагедия
Ритуальные представления положили начало не только трагедии, но и комедии. И если первая происходит от дифирамба, то вторая берет за основу фаллические песни, как правило, непристойного содержания.
Греческая комедия и трагедия отличились сюжетами и действующими лицами. Трагические представления рассказывали о деяниях богов и героев, а персонажами комедий становились простые люди. Обычно это были недалекие сельские жители или корыстолюбивые политические деятели. Таким образом, комедия могла становиться инструментом выражения общественного мнения. И именно с этим же связана принадлежность этого жанра к «низким», т. е. приземленным и прагматичным. Трагедия же представлялась чем-то возвышенным, произведением, где говорилось о богах, героях, неодолимости рока и месте человека в этом мире.
Согласно теории древнегреческого философа Аристотеля, во время просмотра трагического представления зритель переживает катарсис – очищение. Это происходит благодаря сопереживанию судьбе героя, глубокому эмоциональному потрясению, вызванному гибелью центрального персонажа. Аристотель придавал огромное значение этому процессу, считая его ключевой особенностью жанра трагедии.
Жанровая специфика
Жанр греческой трагедии основан на принципе трех единств: места, времени, действия.
Единство места ограничивает действие пьесы в пространстве. Это означает, что на протяжении всего спектакля герои не покидают одну локацию: все начинается, происходит и завершается в одном месте. Продиктовано такое требование было отсутствием декораций.
Единство времени предполагает, что события, происходящие на сцене, укладываются в 24 часа.
Единство действия – в пьесе может быть только один ключевой сюжет, все второстепенные ответвления сводятся к минимуму.
Обусловлены эти рамки тем, что древнегреческие авторы старались максимально приблизить происходящее на сцене к реальной жизни. О тех событиях, которые нарушают требования триединства, но необходимы для развития действия, зрителю сообщали в декламационном порядке вестники. Это касалось всего, что происходило вне сцены. Однако стоит заметить, что с развитием жанра трагедии эти принципы стали терять свою актуальность.
Эсхил
Отцом греческой трагедии принято считать Эсхила, создавшего около 100 произведений, из которых до нас дошли лишь семь. Он придерживался консервативных взглядов, считая идеалом государственности республику с демократическим рабовладельческим строем. Это накладывает отпечаток на его творчество.
В своих произведениях драматург обращался к основным проблемам своего времени, таким как судьба родового строя, развитие семьи и брака, судьба человека и государства. Будучи глубоко религиозным, он свято верил в силу богов и зависимость судьбы человека от их воли.
Отличительным чертами творчества Эсхила являются: идейная возвышенность содержания, торжественность подачи, актуальность проблематики, величественная стройность формы.
Муза трагедии
В Древней Греции было принято считать, что наукам и искусству покровительствуют девять муз. Они были дочерями Зевса и богини памяти Мнемозины.
Греческой музой трагедии являлась Мельпомена. Ее каноническое изображение – женщина в венке из плюща или виноградных листьев, также ее неизменными атрибутами были трагическая маска, символизирующая сожаление и скорбь, и меч (иногда палица), напоминающий о неизбежности наказания для тех, кто нарушает божественную волю.
Дочери Мельпомены обладали необычайно прекрасными голосами, и их гордыня зашла так далеко, что они бросили вызов другим музам. Конечно, состязание было проиграно. За дерзость и непослушание боги покарали дочерей Мельпомены, превратив их в сирен, а скорбящая мать стала покровительницей трагедии и получила свои отличительные знаки.
Структура трагедии
Театральные представления в Греции проходили трижды в год и выстраивались по принципу соревнований (агонов). В состязании участвовали три автора трагедий, каждый из которых представлял на суд зрителей три трагедии и одну драму, и три комедийных поэта. Актерами театра были только мужчины.
Греческая трагедия имела фиксированную структуру. Действие начиналось с пролога, который выполнял функцию завязки. Затем следовала песня хора – парод. После этого следовали эписодии (эпизоды), которые позднее стали называться актами. Эпизоды перемежались песнями хора – стасимами. Каждый эписодий завершался комосом – песней, исполняемой хором и героем совместно. Вся пьеса заканчивалась эксодом, который пели все актеры и хор.
Хор – участник всех греческих трагедий, он имел огромное значение и выполнял роль повествователя, содействуя в передаче смысла происходящего на сцене, давая оценку поступкам действующих лиц с позиции морали, раскрывая глубину душевных переживаний героев. Хор состоял из 12, а позже 15 человек и на протяжении всего театрального действия своего места не покидал.
Первоначально в трагедии действовал лишь один актер, его называли протагонистом, он вел диалог с хором. Позже Эсхил ввел второго актера, называемого девтерагонистом. Между этими персонажами мог возникать конфликт. Третьего актера – тритагониста – в сценическое представление ввел Софокл. Таким образом, в творчестве Софокла древнегреческая трагедия достигла вершины своего развития.
Традиции Еврипида
Еврипид привносит в действие интригу, применяя для ее разрешения особый искусственный прием, названный deus ex machina, что в переводе означает «бог из машины». Он в корне меняет значение хора в театральном представлении, сводя его роль лишь к музыкальному сопровождению и лишая доминирующей позиции повествователя.
Установленные Еврипидом традиции в построении представления были заимствованы древнеримскими драматургами.
Герои
Кроме хора – участника всех греческих трагедий – зритель мог увидеть на сцене воплощение известных с детства мифологических персонажей. Несмотря на то что в основе сюжета всегда лежал тот или иной миф, авторы часто меняли интерпретацию событий в зависимости от политической обстановки и собственных целей. Никакое насилие не должно было быть показано на сцене, поэтому гибель героя всегда происходила за сценой, о ней возвещалось из-за кулис.
Действующими лицами древнегреческих трагедий становились боги и полубоги, цари и царицы, зачастую имевшие божественное происхождение. Герои – это всегда личности с неординарной силой духа, которые противостоят року, судьбе, бросая вызов предназначению и высшим силам. Основой конфликта является желание самостоятельно выбирать свой жизненный путь. Но в противоборстве с богами герой обречен на поражение и, как следствие, в финале произведения погибает.
Авторы
Среди всех авторов греческих трагедий наиболее значительны Еврипид, Софокл и Эсхил. Их произведения по сей день не сходят с театральных сцен всего мира.
Несмотря на то что творческое наследие Еврипида считается образцовым, при жизни его постановки не пользовались особым успехом. Возможно, это обусловлено тем, что он жил в период упадка и кризиса афинской демократии и предпочитал уединение участию в общественной жизни.
Творчество Софокла отличается идеалистическим изображением героев. Его трагедии – своеобразный гимн величию человеческого духа, его благородству и силе разума. Трагик ввел принципиально новый прием в развитие сценического действия – перипетию. Это внезапный поворот, исчезновение удачи, вызванное реакцией богов на чрезмерную самоуверенность героя. «Антигона» и «Эдип-царь» являются самыми совершенными и известными пьесами Софокла.
Эсхил первым среди греческих трагиков получил мировое признание. Постановки его произведений отличались не только монументальностью замысла, но и роскошью воплощения. Сам Эсхил считал свои военные и гражданские свершения более значительными, чем достижения в соревнованиях трагиков.
«Семеро против Фив»
Постановка греческой трагедии Эсхила «Семеро против Фив» состоялась в 467 г до н. э. В основе сюжета лежит противостояние Полиника и Этеокла – сыновей Эдипа, известного персонажа греческой мифологии. Когда-то Этеокл изгнал своего брата из Фив, чтобы единолично править городом. Прошли годы, Полинику удалось заручиться поддержкой шестерых знаменитых героев и с их помощью он надеется вернуть себе трон. Заканчивается пьеса гибелью обоих братьев и возвышенно-печальной похоронной песнью.
В этой трагедии Эсхил обращается к теме разрушения общинно-родового строя. Причиной гибели героев становится родовое проклятие, т. е. семья в произведении выступает не как опора и священный институт, а как неотвратимое орудие рока.
«Антигона»
Софокл, греческий драматург и автор трагедии «Антигона», был одним из известнейших писателей своего времени. За основу своей пьесы он взял сюжет из фиванского мифологического цикла и продемонстрировал в ней противостояние между человеческим произволом и божественными законами.
Трагедия, так же как и предыдущая, рассказывает о судьбе отпрысков Эдипа. Но на сей раз в центре повествования оказывается его дочь – Антигона. Действие разворачивается после Похода Семерых. Тело Полиника, который после своей смерти был признан преступником, Креонт, нынешний правитель Фив, приказывает оставить на растерзание зверям и птицам. Но Антигона, вопреки этому приказу, совершает похоронный обряд над телом своего брата, как велит ей долг и непреложные законы богов. За что и принимает страшное наказание – ее заживо замуровывают в пещере. Трагедия заканчивается самоубийством сына Креонта Гемона, жениха Антигоны. В финале жестокому царю приходится признать свое ничтожество и раскаяться в жестокости. Таким образом, Антигона предстает исполнительницей воли богов, а в образе Креонта воплощаются человеческий произвол и бессмысленная жестокость.
Отметим, что к этому мифу обращались многие драматурги не только Греции, но и Рима, а позднее этот сюжет получил новое воплощение уже в европейской литературе нашей эры.
Список греческих трагедий
К сожалению, большая часть текстов трагедий не дошла до наших дней. Среди полностью сохранившихся пьес Эсхила можно назвать только семь произведений:
- «Просительницы»;
- «Персы»;
- «Прометей прикованный»;
- «Семеро против Фив»;
- трилогия «Орестея» («Эвмениды», «Хоэфоры», «Агамемнон»).
Литературное наследие Софокла также представлено семью дошедшими до нас текстами:
Среди произведений, созданных Еврипидом, для потомков сохранилось восемнадцать. Самые известные из них:
Невозможно переоценить роль, которую сыграли древнегреческие трагедии в дальнейшем развитии не только европейской, но и мировой литературы в целом.
Источники:
https://kulturologia.ru/blogs/281119/44658/
https://thedifference.ru/chem-otlichaetsya-komediya-ot-tragedii/
https://fb.ru/article/413863/grecheskaya-tragediya-opredelenie-janra-nazvaniya-avtoryi-klassicheskoe-stroenie-tragedii-i-samyie-izvestnyie-proizvedeniya