Грузинские эпизоды в мертвых душах гоголя. Анализ поэмы Гоголя «Мертвые души
Анализ поэмы Гоголя Мертвые души
Сюжет произведения основывается на идее, подсказанной писателю Пушкиным А.С., и воплощаемой на бумаге на протяжении семнадцати лет. При этом история написания произведения характеризуется многочисленными пробелами, загадками, мистическими совпадениями. По идее поэма задумывается в трех томах, однако для читателей представляется лишь первый том. Второй том, якобы, писатель сам подвергает сожжению, однако по некоторым сведениям, он передается близким знакомым, а затем теряется.
Суть произведения заключается в поездке коллежского советника Чичикова в провинцию с целью покупки крепостных, однако его интерес представляют не люди, а фамилии умерших, поскольку таким образом герой может стать состоятельным человеком.
Смысловое значение названия произведения заключается в его символичности, выраженной приемом оксюморона в виде прямого понимания в качестве простых людей, ушедших в мир иной, которые затем превращаются в реальных крепостных, имеющих недостатки и привычки, отличающиеся определенными характерными качествами. Также название имеет метафорический смысл, выраженный в портретах помещиков, являющихся представителями высшего света, которые отличаются мертвенностью собственной души.
Главным героем произведения является Павел Чичиков, представленный в образе незаметного человека средних лет, отличающегося лицемерием, расчетливостью, предприимчивостью.
Также героями поэмы являются помещики, у которых главный герой пытается выкупить мертвые души, в лице Манилова, сладкого голубоглазого бездумного болтуна, отличающегося скудностью мыслей, не принимающего жизненные трудности, Ноздрева, пошлого, тупого, жадного самодура, Собакевича, неповоротливого, толстого помещика, неспособного понять самого элементарного, Коробочки, энергичной пожилой женщины, жадно до денег, а также Плюшкина, утратившего полностью нравственный облик, скряги и маниакального накопителя.
Жанровая направленность произведения представляет собой поэму в прозе, отличающуюся плутовским романтизмом и авантюрностью, большим количеством лирических отступлений, авторских замечаний и комментариев.
Композиционная структура произведения выстраивается с помощью одиннадцати глав, первая из которых представляет главного героя, вторая и последующие до шестой являются изображение портретной характеристики помещиков, а оставшиеся описываются жизнь чиновников в виде взяточничества, самоуправства, самодурства, сплетней.
Цель получения Чичиковым мертвых душ заключается в его хитрости и прагматичности, выраженных в простом обмане для получения достаточно состояния для достойной жизни в качестве представителя высшего общества.
Основной идеей поэмы является изобличение пороков существующего общества в виде невежества, лицемерия, бездеятельности.
Уничтожение второго тома произведения объясняется по некоторым данным разочарованием автора в своем главном герое, которого он надеялся исправить и представить в продолжении как идеального человека.
Многочисленными проблемами произведения писатель представляет в виде человеческой нравственности, кризисе гуманности.
Своеобразием произведения является изображение реальной действительности того периода времени с использованием юмора, авантюрности, мистических элементов. Поэма насыщена философскими отступлениями автора и лирическим вставками, а также неповторимым образом дороги, символизирующим человеческое самосовершенствование и демонстрирующим движение страны на встречу изменениям.
2 вариант
«Мертвые души» – главное произведение Гоголя, он работал над ним долгих семнадцать лет. Эти годы прошли в тяжелых сомнениях – дважды Гоголь сжигал рукопись второго тома. И до нас дошел и переиздается только первый том – он написан так, чтобы показать все отрицательные стороны тогдашней России. Раньше «мертвой душой» называли умершего крестьянина на Руси. Это, наверное, первая причина, почему Гоголь так назвал свое произведение. И еще в поэме речь идет о духовном оскудении, когда люди, продолжающие жить, фактически являются мертвецами. Эгоизм, расточительность, скупость, суетность являются отличительными чертами всех героев произведения. И лишь «живая душа» народа в небольших отступлениях противостоит этому мертвому миру.
Гоголь рисует жуткую картину деградации тогдашней России, показывает всевозможные пороки и, часто, гиперболизирует их: экономность Плюшкина превращает в скупость, мечтательность Манилова – в оправдание лени. Гоголь развивает тему «пустомыслия и пустословия», показывает всю тяжелое положение России того времени. Ведь люди любят философствовать чаще, чем что-нибудь делать: доедет колесо брички Чичикова до Москвы или нет, выбрать такой галстук или другой – об этом можно говорить часами, ведь других интересов просто не существует.
Все герои произведения Гоголя разные, их объединяет только покупка «мертвых душ». Первыми мы знакомимся с Маниловым. Праздность, безделье, мечтательность и скука – вот, что заполняет его жизнь. Он погряз в этой иллюзорной жизни, и она доставляет ему удовольствие. Он считает, что «умершие души» – дрянь. И это отсутствие моральных ценностей доказывает то, что душа самого Манилова давно умерла.
Помещица Коробочка – следующая, с кем встречается Чичиков. Вроде бы хозяйственная, домовитая, заботливая, всегда в хлопотах. Но это – не проявление живого ума, а просто выполнение заложенной в мозг определенной программы. Узкость мышления, невежество, тупость и бестолковость – вот основные черты этой героини.
Ноздрев предстает пред нами темпераментным и энергичным человеком. Но его энергия растрачивается впустую – он не любит доводить дело до конца. И у него нет никаких обязанностей и ценностей. Бравый и удалой, он измельчал и выродился.
Собакевич – хороший рачительный хозяин, практичный и непритязательный. Но душа в нем, как пишет Гоголь, тоже отсутствует.
И последний – Плюшкин: это имя давно уже стало именем нарицательным. Да, он – богатейший из помещиков. Но какая же мерзость запустения творится повсюду! Горы хлама в душе и в доме. И хотя не надо копить, собирать и прятать – все уже есть, но остановиться Плюшкину невозможно. Но, несмотря на такую явную патологию, душа его еще теплится, и Гоголь показывает это.
Безжалостно и ярко показаны Гоголем чиновники России – «корпорация мошенников», которые живут, не помня о своем долге, без духовных ценностей и запросов.
Образ главного Героя, Павла Ивановича Чичикова, Гоголь выводит не в начале, как обычно, а в конце. Он описывает его детство, отцовские наставления, которые сызмальства заложили в Павлушу определенные ценности – угодить, угадать, устроиться, дружить только с богатыми. И он пытается не выучиться хорошо, не завести верных друзей, а находит слабые места окружающих и умело «давит» на них. И, иногда, очень успешно – не учит урок, а просто подает учителю шапку. Стремление к успеху любой ценой и практицизм становятся основными чертами Чичикова. Но жажда к приобретательству уничтожает в Чичикове все живое. И в результате, мы имеем еще одну «мертвую душу».
Это произведение понравится далеко не всем: кому-то покажется слишком длинным, кому-то – скучным. Но, несомненно, поэма «Мертвые души» является великим итогом жизни великого Гоголя.
Вариант 3
Произведение «Мертвые души» – одно из самых знаменитых творений русского писателя Гоголя. Над произведением автор трудился целых 17 лет. Работа была трудной и кропотливой. Гоголь не один раз менял концепцию произведения и переписывал некоторые части. Однако, совершенно за несколько дней до кончины Гоголь сжег второй том произведения, а третий том он так и не начал.
Изначально Гоголь думал, что «Мертвые души» будет сатирическим романом. Автор думал, что в первом томе произведения должно быть показано крепостническое общество, которое разлагалось. Во втором томе должна была быть надежда на очищение «мертвых душ», а в третьем томе уже само возрождение новой Российской империи.
В основу сюжета была положена афера такого чиновника, как Павла Чичикова. Суть была такова: перепись населения крепостных проводилась раз в 10 лет, поэтому крестьяне, которые умирали в этом промежутке времени, некоторое время считались, как живые. Чичиков хотел скупить эти «мертвые души» по низкой стоимости, а потом заложить их в опекунском совете, чтобы получить еще больше денег.
Помещики в данном произведении – это типичные представители людей того времени. Главный герой поэму – это настоящий жулик, в котором есть черты и от других героев произведения. Он такой же любезный, как Манилов, мелочен и алчен, как Коробочка, жадный как чиновник Плюшкин. Среди всей этой среды обитаний Павел Иванович чувствовал себя, как в своей тарелке, так как отлично знал все азы мошенничества и взяточничества. Однако, можно сказать, что Чичикова все-таки умнее всех свои коллег, к тому же еще и прекрасный психолог.
Такой персонаж, как Манилов, по мнению Гоголя, особо удачный. Со всеми он обращается довольно мягко, его так же можно назвать позером. Гоголь показал Манилова как глупого и мечтательного человека, который живёт только своими фантазиями.
Образ Ноздрева очень активен. У него много энергии, однако, не весь его запал направлен в нужное русло
Настасья Коробка – это хозяйка, консервативный человек. У нее очень мало интересов, все ее мысли сосредоточены на ее поместье.
В само название «Мертвые души» Гоголь вложил особый смысл. Ведь это не только о крестьянах, которые умерли. Под данным названием автор подразумевает людей, которые совсем не имеют никаких моральных устоев.
Со всем по-другому уже выглядят помещики во втором томе произведения. Однако, к сожалению, того самого перерождения нашего главного героя так и не замечается. Чичиков не смог измениться и стать на путь истинный, на путь исправления. Произведение « Мертвые души» отожествление тех событий, что происходили в России во времена Гоголя, не всегда позитивные, а наоборот, даже мрачные.
Мертвые души. Анализ
Как известно, гоголь предполагал создать цикл произведений – три тома, которые были бы немного похожи на Божественную комедию Данте. Тем самым мы можем легко понять содержательную часть поэмы Мертвые души, которая бы состояла из: ада, чистилища и рая.
Таким образом, единственный изданный первый том представляет собой ад. Собственно, об этом писал и сам Гоголь в письмах, когда говорил о намерении представить всю Россию полностью, с определенной стороны. Помимо этого именно адская сторона содержания легко прослеживается и в самом повествовании: тут есть и список грехов, которые олицетворяются помещиками и Чичиков, которого сравнивают с антихристом или просто представителем инфернального мира, и много других деталей.
Структурно произведение состоит из разных глав, которые условно подразделяются на две части. В первой части Чичиков (главный герой) объезжает помещиков, для того чтобы приобрести мертвые души, то есть бумаги на погибших крепостных, которые позволят ему получить статус. Каждый отдельный помещик представляет собой некий человеческий порок, также может трактоваться как олицетворение определенного возраста человека.
Во второй части Чичиков общается с городскими чиновниками, налаживает связи. Гоголь тут представляет различные негативные стороны российской действительности: коррумпированность, бюрократию и подобное. Завершается произведение бегством Чичикова из города, его раскрывают, но все-таки не могут полностью понять кем он был на самом деле.
Назвав Мертвые души поэмой Гоголь весьма верно указал жанровую принадлежность. Хотя произведение написано полностью в прозе, оно полно различных поэтических сравнений, изобилует иносказаниями и там отсутствуют элементы, которые было бы возможно убрать без ущерба для содержания и сохранности структуры – эти признаки определяют именно поэму, так как не поэма может и сокращаться и не имеет такого поэтического языка. По сути, перед нами эпическое произведение, которое рассказывает о путешествии главного героя и этим оно вполне близко к такой классике жанра как например Одиссея.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ произведения Мертвые души
Популярные сегодня темы
Эпизод боя Мцыри с барсом является центральным и главным в произведении. Это своего рода кульминация поэмы. Данный эпизод помогает раскрыть характер главного героя более полно и подробно.
Короткий рассказ Бунина Красавица, который занимает не более страницы, порождает гораздо больше рассуждений, которым может не хватить и джины страниц. В основе сюжета новое обручение пожилого чиновника с красивой девушкой
Услышав слово « снегопад» на душе, почему – то теплеет. То ли от того, что сразу в голове появляются какие – то размытые образы белого, пушистого, свежего и невесомо – радостного. То ли от предвкушения последствий
Проблема взаимоотношений природы и человека прослеживается во многих произведениях русских писателей. Рассмотрим, как подошёл к этой проблеме Куприн в произведении «Олеся».
На картине Михаила Сатарова Мороз зритель видит зимний лесной пейзаж. На заднем плане полотна небо ещё освещается лучами солнца, которое садится за далёким горизонтом. Чистое небо переливается оттенками жёлтого и оранжевого цветов
«Мертвые души», анализ произведения Гоголя
Над этим произведением Николай Васильевич Гоголь работал 17 лет. По замыслу писателя грандиозный литературный труд должен был состоять из трех томов. Сам Гоголь не раз сообщал, что идею произведения ему предложил Пушкин. Александр Сергеевич был также одним из первых слушателей поэмы.
Работа над «Мертвыми душами» шла сложно. Писатель несколько раз менял концепцию, переделывал отдельные части. Только над первым томом, который был опубликован в 1842 году, Гоголь трудился шесть лет.
За несколько дней до смерти писатель сжег рукопись второго тома, от которого уцелели лишь черновики первых четырех и одной из последних глав. Третий том автор так и не успел начать.
Поначалу Гоголь считал «Мертвые души» сатирическим романом, в котором намеревался показать «всю Русь». Но в 1840 году писатель серьезно заболел, а исцелился буквально чудом. Николай Васильевич решил, что это знамение – сам Творец требует, чтобы он создал нечто служащее духовному возрождению России. Таким образом, замысел «Мертвых душ» был переосмыслен. Появилась идея создать трилогию по типу «Божественной комедии» Данте. Отсюда и возникло жанровое определение автора – поэма.
Гоголь считал, что в первом томе нужно показать разложение крепостнического общества, его духовное обнищание. Во втором дать надежду на очищение «мертвых душ». В третьем уже планировалось возрождение новой России.
Основой сюжета поэмы стала афера чиновника Павла Ивановича Чичикова. Суть ее заключалась в следующем. Перепись крепостных проводилась в России через каждые 10 лет. Поэтому крестьяне, умершие в период между переписями, по официальным документам (ревизской сказке) числились живыми. Цель Чичикова – скупить «мертвые души» по низкой цене, а затем заложить их в опекунском совете и получить большие деньги. Мошенник рассчитывает на то, что помещикам такая сделка выгодна: не нужно до следующей ревизии платить за усопших налоги. В поисках «мертвых душ» Чичиков и путешествует по России.
Такая сюжетная канва позволила автору создать социальную панораму России. В первой главе происходит знакомство с Чичиковым, затем автор описывает его встречи с помещиками и чиновниками. Последняя глава снова посвящена аферисту. Образ Чичикова и его покупка мертвых душ объединяют сюжетную линию произведения.
Помещики в поэме – типичные представители людей своего круга и времени: расточители (Манилов и Ноздрев), накопители (Собакевич и Коробочка). Завершает эту галерею расточитель и накопитель в одном лице – Плюшкин.
Образ Манилова особенно удался. Этот герой дал название целому явлению российской действительности – «маниловщина». В общении с окружающими Манилов мягкий до приторности, любящий позерство во всем, но пустой и совершенно бездеятельный хозяин. Гоголь показал сентиментального мечтателя, который способен лишь выстраивать красивыми рядками выбитый из трубки пепел. Манилов глуп и живет в мире своих бесполезных фантазий.
Помещик Ноздрев, напротив, очень деятелен. Но его кипучая энергия направлена вовсе не на хозяйственные заботы. Ноздрев игрок, мот, гуляка, хвастун, пустой и легкомысленный человек. Если Манилов стремится всем угодить, то Ноздрев постоянно пакостит. Не со зла, правда, такова его натура.
Настасья Петровна Коробочка – тип хозяйственной, но недалекой и консервативной помещицы, достаточно прижимистой. Круг ее интересов: кладовая, амбары и птичник. Даже в ближайший город Коробочка выбиралась два раза в жизни. Во всем, что выходит за пределы ее каждодневных забот, помещица непроходимо тупа. Автор называет ее «дубинноголовой».
Михаила Семеновича Собакевича писатель отождествляет с медведем: он неповоротливый и неуклюжий, но крепкий и сильный. Помещика в первую очередь интересуют практичность и долговечность вещей, а не их красота. Собакевич, несмотря на грубую внешность, обладает острым умом и хитростью. Это злобный и опасный хищник, единственный из помещиков способный принять новый капиталистический уклад. Гоголь замечает, что приходит время таких жестоких деловых людей.
Образ Плюшкина не вписывается ни в какие рамки. Старик недоедает сам, морит голодом крестьян, а в его кладовых гниет множество продуктов, сундуки Плюшкина забиты дорогими вещами, которые приходят в негодность. Невероятная скупость лишает этого человека семьи.
Чиновничество в «Мертвых душах» – насквозь продажная компания воров и жуликов. В системе городской бюрократии писатель крупными мазками рисует образ «кувшинного рыла», готового мать родную продать за взятку. Не лучше недалекий полицмейстер и паникер-прокурор, который умер от страха из-за аферы Чичикова.
Главный герой – проходимец, в котором угадываются некоторые черты других персонажей. Он любезен и склонен к позерству (Манилов), мелочен (Коробочка), жаден (Плюшкин), предприимчив (Собакевич), самовлюблен (Ноздрев). В среде чиновников Павел Иванович чувствует себя уверенно, поскольку прошел все университеты мошенничества и взяточничества. Но Чичиков умнее и образованнее тех, с кем имеет дело. Он – прекрасный психолог: приводит в восторг губернское общество, мастерски ведет торг с каждым помещиком.
В название поэмы писатель вкладывал особый смысл. Это не только умершие крестьяне, которых скупает Чичиков. Под «мертвыми душами» Гоголь понимает опустошенность и бездуховность своих персонажей. Нет ничего святого для стяжателя Чичикова. Утратил всякое человеческое подобие Плюшкин. Коробочка ради наживы не против и гробы выкапывать. У Ноздрева хорошо живется только собакам, собственные дети заброшены. Беспробудным сном спит душа Манилова. Нет ни капли порядочности и благородства у Собакевича.
Иначе выглядят помещики во втором томе. Тентетников – разочаровавшийся во всем философ. Он погружен в размышления и не занимается хозяйством, но умен и талантлив. Костанжогло и вовсе образцовый помещик. Миллионер Муразов тоже вызывает симпатию. Он прощает Чичикова и заступается за него, помогает Хлобуеву.
Но перерождения главного героя мы так и не увидели. Человек, пустивший в свою душу «золотого тельца», взяточник, казнокрад и мошенник вряд ли сможет стать другим.
Писатель не нашел в течение жизни ответ на главный вопрос: куда несется, как быстрая тройка, Русь? Но «Мертвые души» остаются отражением России 30-х годов XIX века и удивительной галереей сатирических образов, многие из которых стали нарицательными. «Мертвые души» – яркое явление в русской литературе. Поэма открыла в ней целое направление, которое Белинский назвал «критическим реализмом».
Анализ поэмы Гоголя «Мертвые души»
Автор: Guru · Опубликовано 03.08.2017 · Обновлено 08.10.2017
«Мертвые души» — поэма на века. Пластика изображаемой действительности, комичность ситуаций и художественное мастерство Н.В. Гоголя рисуют образ России не только прошлого, но и будущего. Гротескная сатирическая реальность в созвучии с патриотическими нотками создают незабываемую мелодию жизни, которая звучит сквозь столетия.
Суть произведения
Коллежский советник Павел Иванович Чичиков отправляется в дальние губернии, чтобы купить крепостных. Однако его интересуют не люди, а только фамилии умерших. Это необходимо для подачи списка в опекунский совет, что «обещает» большие деньги. Дворянину с таким количеством крестьян были все двери открыты. Для реализации задуманного он наносит визиты помещикам и чиновникам города NN. Все они обнаруживают свой корыстный нрав, поэтому герою удается заполучить желаемое. Также он планирует выгодную женитьбу. Однако итог плачевен: герой вынужден бежать, так как его планы становятся общеизвестными благодаря помещице Коробочке.
История создания
Н.В. Гоголь считал А.С. Пушкина своим учителем, «подарившем» благодарному ученику сюжет о похождениях Чичикова. Поэт был уверен, что только Николаю Васильевичу, обладающему от бога неповторимым талантом, подвластно реализовать эту «задумку».
Писатель любил Италию, Рим. На земле великого Данте он приступил к работе над книгой, предполагающей трёхчастную композицию, в 1835 году. Поэма должна была быть похожей на «Божественную комедию» Данте, изображать погружение героя в ад, его странствия в чистилище и воскрешение его души в раю.
Творческий процесс продолжался в течение шести лет. Замысел грандиозной картины, изображающей не только «всю Русь» настоящую, но и будущую, раскрывал «несметные богатства русского духа». В феврале 1837 года умирает Пушкин, «священным завещанием» которого для Гоголя становятся «Мертвые души»: «Ни одна строка не писалась без того, чтобы я не воображал его перед собою». Первый том был завершён летом 1841 года, однако не сразу нашёл своего читателя. У цензуры вызвала возмущение «Повесть о капитане Копейкине», а название привело в недоумение. Пришлось пойти на уступки, начав заголовок с интригующей фразы «Похождения Чичикова». Поэтому книга была опубликована лишь в 1842 году.
Спустя некоторое время, Гоголь пишет второй том, но, недовольный получившимся результатом, сжигает его.
Смысл названия
Название произведения вызывает противоречивые толкования. Использованный приём оксюморона рождает многочисленные вопросы, на которые хочется поскорее получить ответы. Заголовок символичен и многозначен, поэтому «тайна» открывается не каждому.
В прямом значении, «мертвые души» — это представители простого народа, ушедшие в мир иной, но ещё числящиеся за своими хозяевами. Постепенно происходит переосмысление понятия. «Форма» как бы «оживает»: реальные крепостные, со своими привычками и недостатками, предстают перед читательским взором.
С метафорической точки зрения, «галерея» портретов правящего класса отличается мертвенностью собственных чувств и мыслей, подавляющих всё цветущее. «Хозяева жизни» просто «коптят землю», ведь человеческое естество немыслимо без истинных духовных движений. Потому их души истинно мертвы, а вот крепостные обладают созидательной, живой силой, способной изменить страну к лучшему. Подробнее об этом мы написали в сочинении: Смысл названия поэмы «Мертвые души».
Характеристика главных героев
- Павел Иванович Чичиков – «господин средней руки». Несколько приторные в обращении с людьми манеры не лишены изысканности. Воспитан, опрятен и деликатен. «Не красавец, но и не дурной наружности, не … толст, ни …. тонок…». Расчетлив и осторожен. Коллекционирует ненужные безделушки в своем ларчике: авось, пригодится! Во всем ищет выгоду. Порождение худших сторон предприимчивого и энергичного человека нового типа, противопоставленного помещикам и чиновникам. О нем мы написали подробнее в сочинении «Образ Чичикова».
Жанр и композиция
Изначально произведение зарождалось как авантюрно — плутовской роман. Но широта описываемых событий и историческая правдивость, будто «спрессованные» между собой, дали повод «заговорить» о реалистическом методе. Делая точные замечания, вставляя философские рассуждения, обращаясь к разным поколениям, Гоголь насыщал «своё детище» лирическими отступлениями. Нельзя не согласиться с тем мнением, что творение Николая Васильевича — комедия, так как в ней активно используются приемы иронии, юмора и сатиры, наиболее полно отражающие абсурд и произвол «эскадрона мух, господствующего на Руси».
Композиция кольцевая: бричка, въехавшая в город NN в начале повествования, покидает его после всех перипетий, произошедших с героем. В это «кольцо» вплетаются эпизоды, без которых целостность поэмы нарушается. В первой главе даётся описание губернского города NN и местного чиновничества. Со второй по шестую главы автор знакомит читателей с помещичьими усадьбами Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича и Плюшкина. Седьмая – десятая главы — сатирическое изображение чиновников, оформление состоявшихся сделок. Вереница перечисленных событий завершается балом, где Ноздрев «повествует» об афёре Чичикова. Реакция общества на его заявление однозначна — сплетни, которые, как снежный ком, обрастают небылицами, нашедшими преломление, в том числе, в новелле («Повесть о капитане Копейкине») и притче (о Кифе Мокиевиче и Мокии Кифовиче). Ввод этих эпизодов позволяет подчеркнуть, что судьба отчизны напрямую зависит от людей, в ней проживающих. Нельзя равнодушно взирать на творящиеся вокруг безобразия. Определённые формы протеста в стране зреют. Одиннадцатая глава — биография образующего сюжет героя, разъясняющая, чем он руководствовался, совершая то или иное деяние.
Связующей композиционной нитью является образ дороги (вы можете больше узнать об этом, прочитав сочинение «Образ дороги в поэме Мертвые души»), символизирующий собой путь, который проходит в своём развитии государство «под скромным названием Русь».
Зачем Чичикову мертвые души?
Чичиков не просто хитрый, но и прагматичный. Его изощрённый ум готов из ничего «слепить конфетку». Не имея достаточного капитала, он, будучи неплохим психологом, пройдя хорошую жизненную школу, владея искусством «польстить каждому» и выполняя завет отца «беречь копейку», затевает великую спекуляцию. Она заключается в простом обмане «власть имущих», чтобы «нагреть руки», иначе говоря, выручить огромную сумму денег, обеспечив тем самым себя и свою будущую семью, о которой Павел Иванович мечтал.
Имена купленных за бесценок мертвых крестьян заносились в документ, который Чичиков мог отвести в казенную палату под видом залога в целях получения кредита. Он заложил бы крепостных, как брошь в ломбарде, и мог перезакладывать их всю жизнь, благо никто из чиновников не проверял физического состояния людей. За эти деньги делец купил бы и настоящих работников, и имение, и зажил бы на широкую ногу, пользуясь благосклонностью вельмож, ведь богатство помещика представители знати измеряли в количестве душ (крестьян тогда на дворянском сленге именовали «душами»). Кроме того, герой Гоголя рассчитывал снискать доверие в обществе и выгодно жениться на богатой наследнице.
Основная идея
Гимн родине и народу, отличительная черта которого трудолюбие, звучит на страницах поэмы. Золотых рук мастера прославились своими изобретениями, своим творчеством. Русский мужик всегда «на выдумку богат». Но есть и те граждане, которые тормозят развитие страны. Это порочные чиновники, невежественные и бездеятельные помещики и аферисты вроде Чичикова. Для своего же блага, блага России и мира они должны встать на путь исправления, поняв уродство своего внутреннего мира. Для этого Гоголь безжалостно высмеивает их весь первый том, однако в последующих частях произведения автор намеревался показать воскрешение духа этих людей на примере главного героя. Возможно, он почувствовал фальшь последующих глав, разуверился в том, что его мечта осуществима, поэтому сжег ее вместе со второй частью «Мертвых душ».
Тем не менее, автор показал, что главное богатство страны — широкая душа народа. Не случайно это слово вынесено в название. Писатель верил, что возрождение России начнётся с возрождения человеческих душ, чистых, незапятнанных никакими грехами, самоотверженных. Не просто верящих в свободное будущее страны, но прилагающих немало усилий на этой стремительной дороге к счастью. «Русь, куда ж несёшься ты?». Этот вопрос рефреном проходит через всю книгу и подчёркивает главное: страна должна жить в постоянном движении к лучшему, передовому, прогрессивному. Лишь на этом пути «дают ей дорогу другие народы и государства». О пути России мы написали отдельное сочинение: Какой нравственный путь Гоголь намечает своей стране?
Почему Гоголь сжег второй том «Мертвых душ»?
В какой-то момент в сознании писателя начинает преобладать мысль о мессии, позволяющая «предвидеть» возрождение Чичикова и даже Плюшкина. Прогрессирующее «превращение» человека в «мертвеца» Гоголь надеется повернуть вспять. Но, столкнувшись с реальностью, автор переживает глубокое разочарование: герои и их судьбы выходят из-под пера надуманными, безжизненными. Не получилось. Надвигающийся кризис в мировосприятии и стал причиной уничтожения второй книги.
В сохранившихся отрывках из второго тома отчетливо видно, что писатель изображает Чичикова не в процессе раскаяния, а в полете к пропасти. Он все-таки преуспевает в авантюрах, облачается в дьявольски-красный фрак и преступает закон. Его разоблачение не предвещает ничего хорошего, ведь в его реакции читатель не увидит внезапного прозрения или краски стыда. Ему даже не верится в возможность существования таких фрагментов хоть когда-либо. Гоголь не хотел жертвовать художественной правдой даже ради воплощения собственного замысла.
Проблематика
- Тернии на пути развития Родины — основная проблема в поэме «Мертвые души», о которой беспокоился автор. К ним относятся взяточничество и казнокрадство чиновников, инфантильность и бездеятельность дворянства, невежество и нищета крестьян. Писатель стремился внести свой посильный вклад в процветание России, осуждая и высмеивая пороки, воспитывая новые поколения людей. Например, Гоголь презирал славословие как прикрытие пустоты и праздности существования. Жизнь гражданина должна быть полезной для общества, а большинство героев поэмы откровенно вредны.
- Нравственные проблемы. Отсутствие норм нравственности у представителей господствующего класса он рассматривает как результат их уродливой страсти к накопительству. Помещики готовы душу вытрясти из крестьянина ради выгоды. Также на первый план выходит проблема эгоизма: дворяне, как и чиновники, думают только о своих интересах, родина для них – пустое невесомое слово. Высшее общество не заботится о простом народе, просто использует его в своих целях.
- Кризис гуманизма. Людей продают, как животных, проигрывают в карты, как вещи, закладывают, как украшения. Рабство узаконено и не считается чем-то безнравственным или противоестественным. Гоголь осветил проблему крепостного права в России глобально, показав обе стороны медали: менталитет холопа, присущий крепостному, и самодурство хозяина, уверенного в своем превосходстве. Все это последствия тирании, пронизывающей взаимоотношения во всех слоях общества. Она разлагает людей и губит страну.
- Гуманизм автора проявляется во внимании к «маленькому человеку», критическом разоблачении пороков государственного устройства. Политические проблемы Гоголь даже не старался обходить. Он описал бюрократический аппарат, функционирующий только на основе взяточничества, кумовства, казнокрадства и лицемерия.
- Гоголевским персонажам присуща проблема невежества, нравственной слепоты. Из-за нее они не видят своего морального убожества и не способны самостоятельно выбраться из затягивающей их трясины пошлости.
В чём своеобразие произведения?
Авантюрность, реалистическая действительность, ощущение присутствия иррационального, философские рассуждения о земном благе – всё это тесно переплетается, создавая «энциклопедическую» картину первой половины XIX столетия.
Гоголь добивается этого использованием различных приёмов сатиры, юмора, изобразительных средств, многочисленными деталями, богатством словарного запаса, особенностями композиции.
- Важную роль играет символика. Падение в грязь «предсказывает» будущее разоблачение главного персонажа. Паук плетёт свои сети, чтобы захватить очередную жертву. Подобно «неприятному» насекомому, Чичиков искусно ведёт своё «дельце», «оплетая» помещиков и чиновников благородной ложью. Образ дороги«звучит» как пафос движения вперёд Руси и утверждает человеческое самосовершенствование.
- Мы наблюдаем за героями через призму «комических» ситуаций, метких авторских выражений и характеристик, данных другими персонажами, порою построенных на антитезе: «он был человек видный» — но только «на взгляд».
- Пороки героев «Мертвых душ» становятся продолжением положительных свойств характера. Например, чудовищная скупость Плюшкина – искажение былой бережливости и хозяйственности.
- В небольших по объёму лирических «вставках» — мысли писателя, нелёгкие думы, тревожное «я». В них мы чувствуем высший творческий посыл: помочь человечеству измениться к лучшему.
- Судьба людей, создающих произведения для народа или не в угоду «власть имущим», не оставляет Гоголя равнодушным, ведь в литературе он видел силу, способную «перевоспитать» общество и способствовать его цивилизованному развитию. Социальные слои социума, их позиция в отношении ко всему национальному: культуре, языку, традициям – занимают серьёзное место в авторских отступлениях. Когда же речь заходит о Руси и её будущем, сквозь века мы слышим уверенный голос «пророка», предсказывающего нелёгкую, но устремлённую в светлую мечту будущность Отечества.
- Навевают грусть философские размышления о бренности бытия, об ушедшей молодости и надвигающейся старости. Поэтому так закономерно нежное «отцовское» обращение к юношеству, от энергии, трудолюбия и образованности которого зависит, по какому «пути» пойдёт развитие России.
- Язык подлинно народен. Формы разговорной, книжной и письменно–деловой речи гармонично вплетаются в ткань поэмы. Риторические вопросы и восклицания, ритмическое построение отдельных фраз, употребление славянизмов, архаизмов, звучных эпитетов создают определённый строй речи, которая звучит торжественно, взволнованно и задушевно, без тени иронии. При описании помещичьих усадеб и их хозяев используется лексика, характерная для бытовой речи. Изображение чиновничьего мира насыщается лексикой изображаемой среды. Образы чиновников мы описали в одноименном сочинении.
- Торжественность сравнений, высокий стиль в сочетании с самобытной речью создают возвышенно–ироническую манеру повествования, служащую развенчанию низменного, пошлого мира хозяев.
Источники:
https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/gogol/analiz-proizvedeniya-mertvye-dushi
https://goldlit.ru/gogol/633-mertvye-dushi-analiz
https://literaguru.ru/analiz-poemy-gogolya-mertvye-dushi/