Хозяйство, социальный строй, духовная культура урала эпохи неолита. Неолит севера
Развития культуры в эпоху неолита;
Человечество эпох мезолита, неолита и бронзы в значительной мере сохранило духовные достижения предыдущей эпохи, и на этой основе происходило дальнейшее развитие культуры.
Приблизительно 12 тыс. лет до н. э. палеолит на территории современной Украине переходит в мезолит. Самым существенным достижением эпохи мезолита было изобретение лука и стрел, что улучшило качество охоты. Охота стала ведущей отраслью хозяйства. На Волыни и Прикарпатье охотились главным образом на северных оленей, а в степной зоне Украины – на быков-туров, диких коней, свиней и других животных.
Значительно усовершенствовалась техника изготовления каменных орудий труда, что сделало их более специализированными. Кроме того, был сделан шаг к скотоводству. Человек приручил собаку – первое домашнее животное. В разных регионах Земли были одомашнены свинья, овца, коза, корова, о чем свидетельствуют археологические материалы, найденные на мезолитических стоянках. Наиболее интересные из них Журавская стоянка на Черниговщине, Кирилловская в Киеве, Гребеники в Одесской области, Фатьма-Коба и Мурзак-Коба в Крыму.
В эту эпоху формируются некоторые специфические черты разных культур. В это время наряду с развитием производительных сил происходят и значительные демографические изменения, увеличивается численность населения. В мезолите происходят существенные изменения и в общественной организации людей, которая приобрела высшую форму этой организации, – племенную. С появлением племен завершается длительный процесс формирования родоплеменного строя, который основывался на общинной собственности на средства производства и уравнительном распределении продуктов среди членов рода племени.
Расцвет родоплеменного строя приходится на время неолита, который начался в Украине приблизительно 7 тыс. лет назад.
Большое значение для развития производительных сил первобытного общества имело зарождения земледелия и животноводства, что способствовало возникновению общественного разделения труда.
Первое крупное общественное разделение труда – выделение пастушьих племен – значительно повысило производительность труда и создало возможность для производства прибавочного продукта и развития обмена.
Второе крупное общественное разделение труда– выделение ремесла – способствовал дальнейшему совершенствованию и повышению его производительности. Новые орудия труда (мотыга, плуг) были рассчитаны не на коллективное, а на индивидуальное использование. Начал использоваться индивидуальный труд, на основе которого постепенно возникли частная собственность и частное хозяйство, что обусловило имущественное неравенство и эксплуатацию. Первой формой эксплуатации была эксплуатация рабов.
Утверждение родоплеменного строя содействовало развитию не только материальной культуры, но и духовной жизни первобытного человека. Значительные успехи были достигнуты в развитии мышления, языка, искусства, основ прикладных знаний и элементов идеологических представлений.
В становлении человека, генезиса общественной организации, развития культуры важную роль сыграли мышление и язык. Мышление и язык – это две стороны процесса становления человека, процесса происхождения и развития трудовой деятельности и овладения человеком силами природы.
Мышление и язык возникли одновременно. С появлением самых простых представлений возникла и самая простая форма передачи информации – звуковые сигналы. Основой для возникновения таких звуковых сигналов стали звуковые сигналы гоминидов – непосредственных предков человека. Эти звуковые сигналы и жизненные шумы стали той базой, на которой развился звуковой язык. Понятно, что лексический запас его увеличивался с развитием трудовой деятельности человека.
Мышление и звуковой язык сделали значительный вклад в становление человека в период «неолитической революции». Вероятно, именно с этого времени начали формироваться языковые системы, которые мало чем отличаются от существующих в настоящее время. Впоследствии с превращением языков племен в языки народностей и с распадом первобытного общества начали складываться языковые семьи, т.е. совокупность языков с типичным грамматическим строем и основным словарным фондом, который происходил от общих корней.
Уже в конце первобытного общества существовали наибольшие языковые семьи. В частности, в Северной и Восточной Африке, в Передней Азии определилась семито-хамитская семья. К северу от нее сложилась кавказская языковая семья, в Центральной, а в дальнейшем и южной Африке – языковая семья банту.
В Южной Азии сложились языковые семьи дравидов, а в Юго-восточной Азии и Океании – австронезийская семья. В Восточной Азии сформировалась китайско-тибетская семья, Центральной Азии – алтайская языковая семья, Юго-3ападной Сибири – языки уральской семьи. Между Балтийским морем и Средней Азией возникла наибольшая в мире индоевропейская языковая семья, к которой принадлежат современные славянские, балтийские, германские, кельтские, романские, иранские, индоарийские, а также армянский, греческий и албанский языки.
Наибольшего развития материальная и духовная культура в условиях первобытного строя достигла в период неолита.Именно в это время улучшилась техника изготовления орудий труда из камня. Они обрабатывались способами шлифования и полирования, а также пиления и сверления. Самым эффективным орудием труда эпохи неолита был топор. Одной из самых характерных черт неолита было производство керамической посуды. Керамика стала новым искусственным продуктом. А это, в свою очередь, вызывало к жизни новый комплекс представлений в духовной культуре. Форма и орнамент посуды разных культур отразили 300 антропоморфных персонажей, растительных и космических символов. Многочисленные примеры показывают: посуда стала одним из важнейших символов Солнца, неба, Вселенной. Керамику изготовляли специально назначенные люди в определенные дни года, что сопровождалось специальными обрядами. Гончары пользовались большим уважением.
Новым видом хозяйства стало прядение.Оно побуждало к изобретению первого колеса (которое, возможно, было прообразом колеса на транспорте) – прясла, которое служило маховиком и грузом для веретена. Вместе с прядением возникло и ткачество, в результате чего был создан еще один искусственный продукт – ткань. С появлением ткачества в Северном Причерноморье появился и первый ткацкий станок. Возникновение этих новых производств (прядение, ткачество, земледелие, скотоводство) обусловило появление представлений о нити судьбы и связанных с ней божественных ткачих-мойр, или парок, о нити как основе Вселенной, о ткани как Вселенной.
Значительно развился в неолите водный и наземный транспорт. Лодки из стволов дерева стали обычным явлением. Так, на территории Украины – на Южном Буге и на Осколе – обнаружены две лодки этого времени. Как наземный транспорт использовали сани, волокуши, в которые, возможно, впрягали быков. Именно в этой эпохе скот становится не только источником мяса, костей, рога, шерсти, но и тягловой силой.
Важнейшей чертой неолита считают утверждение разных отраслей воспроизводящего хозяйства. Речь идет о распространении земледелия и скотоводства. Эти два крупных достижения первобытной экономики часто называют «неолитической революцией». В духовной культуре это отразилось в распространении представлений, связанных с культом животной и человеческой рождаемости. Такими символами плодородия были статуэтки женщин и животных (Трипольская культура, Каменная Могила и др.). Однако воспроизводящее хозяйство существовало лишь у южных и части западных племен Украины и играло вспомогательную роль. Объясняется это неравномерностью развития разных культур и локальным своеобразием их на разных территориях. Археологические культуры этой эпохи обнаружены в Европе, Азии, на Ближнем Востоке.
Ускоренными темпами неолитическая культура развивалась на Ближнем Востоке. Именно там возникли земледелие и скотоводство. В V тыс. до н. э. (ранний неолит) на Ближнем Востоке начали изготовлять орудия труда из меди. В начале III тыс. до н. э. в Двуречье из кирпича-сырца строили не только жилье, но и общественные сооружения, дворцы, храмы, оросительные системы. Кроме того, был изобретен гончарный круг и колесный транспорт.
Европа в эпоху неолита развивалась под воздействием Ближнего Востока и Египта, откуда, вероятно, в Европу попали многие виды культурных растений, ряд домашних животных. Развитие математических знаний обусловило появление первых счетных устройств – сначала вязанки соломы или кучки камней, потом шнуров с узелками. Зарождение географических знаний привело к созданию первых карт – обозначения маршрутов, нанесенных на кору дерева или кожу. В неолите приобрела развитие пиктография, с помощью которой делали разные записи.
В изобразительном искусстве неолитических племен распространяется декоративное направление (украшение посуды, одежды, оружия и т.п. художественной росписью, вышивкой, резьбой).
В V тыс. до н. э. на юго-востоке Европы возникла большая культурно-историческая область земледельческо-скотоводческих племен, которая протянулась до территории современной Украины. Здесь существовала земледельческая культура со своеобразной керамикой, украшенной линейно-ленточным орнаментом, в силу чего эта культура получила название – культура линейно-ленточной керамики. В основе хозяйства племен этой культуры лежало выращивание ячменя, пшеницы, гороха, бобов, льна. Животных держало мало.
Близкой по типу хозяйства к культуре линейно-ленточной керамики была распространенная в Украине Трипольская культура. Она занимала огромное пространство Восточной Европы от Слободской Украины до Словакии и Румынии, от Черниговщины до Черного моря и Балканского полуострова.
Трипольский поселок состоял из десятков домов, размещенных по кругу. Свои дома трипольцы сооружали из глины на деревянном каркасе. Они имели прямоугольную форму размером от 20 до 150 м 2 . Дома имели круглые окна, двускатную крышу, печь с лежанкой, амбар, жертвенник и место для работы. Фасад в помещении красили в желтый или красный цвет. Застройку поселений осуществляли по кругу, с загоном для скота в центре. В искусстве употребляли любимые красные и черные краски. Трипольцы имели культы (вола, козы, гадюки) и языческие обряды. В производстве ковров, гончарстве, вышивках использовали геометрические и растительные орнаменты. Одним из наиболее высоких проявлений материального и культурного развития трипольцев было их керамическое производство. Посуду разделяли на две больших группы: кухонную и столовую. Кухонную изготовляли из глины; орнамент состоял из отдельных лепных элементов на шейке. Столовую – более изысканную – из очищенной глины. Типы были разнообразными: горшки, миски, кринки и др. Орнамент преимущественно спиралевидный. Среди орнаментальных схем встречаются изображения животных и людей. Значительное развитие у трипольцев получила пластика. Они лепили из глины женские статуэтки, фигурки животных, модели жилья.
Орудия труда изготовляли в основном из камня, кости, рога. Металлических изделий было еще мало. Однако они свидетельствуют, что трипольцы занимались ковкой меди, а впоследствии – литьем ее и серебра. Важно отметить, что хозяйство трипольских племен было высокоразвитым. Его основой были земледелие и скотоводство. Трипольцы выращивали пшеницу, ячмень, овес, разводили большой и мелкий рогатый скот, коней, свиней. Кроме того, занимались охотой и рыболовством.
Трипольская культура имела широкие связи с культурами Малой Азии, Восточной Европы, Кавказа и особенно с самой распространенной и самой влиятельной Крито-Микенской, культурой, которая появилась около 6000 лет до н. э. в бассейне Средиземного моря. Следовательно, территория Украины еще во времена неолита была объединена могучей культурой, которая была не автономной, а связанной с другими культурами Европы, Западной Азии.
Учитывая содержание, роль и значение Трипольской культуры в истории Украины и мира, считаем, что украинский народ является непосредственным наследником культурного достояния трипольцев. Целый ряд элементов Трипольской культуры – система хозяйства, топография поселений, декоративная роспись домов, быт, приготовление кушаний, одежды, характер орнаментальных мотивов керамики, свадебная и похоронная обрядность, верования и т.п. – стали органической принадлежностью культуры украинского народа.
Со времен неолита берет свое начало мифология. Ярким ее примером являются мифы о священном браке, представленные широко известными мифами о браках Зевса с богинями. В Украине эти сюжеты воплощены в трипольских женских статуэтках – или обвитых телом змея-дракона. Символика священного брака была практически всеобъемлющей. У древних индоевропейцев и семитов обряд брака выполнялся представителями высшей знати в начале астрономической весны и символизировал возрождение Вселенной и времени в акте единения неба и Земли, Солнца и Луны. Идея такого брака сохранилась до наших дней в фольклоре славян и других этнических групп.
Таким образом, можно сделать вывод, что материальная и духовная культура индоевропейцев, в том числе предков украинцев, на землях Украины в эпоху неолита развивалась в соответствии с новой социально-экономической ситуацией, обозначенной развитием земледелия и постепенным переходом племен к оседлому образу жизни. Повышение культуры земледелия повлекло развитие ремесел, что, в свою очередь, способствовало развитию прикладного искусства. В это же время впервые появились образцы устного народного творчества. Культура неолита была важным периодом становления восточноевропейской культуры.
Искусство эпохи неолита в северных регионах
После того, как мезолит ушел в века, наступила эра неолита. Ледниковый период закончен, появилось большее разнообразие животных, а человек вышел на принципиально новый уровень развития. Неандертальцы – покинули сцену, и их заменили более умные и сильные кроманьонцы. Именно с этой эпохи, эпохи неолита, началась история современного человека.
Развитие духовных потребностей
К этому времени, люди расселились на большой территории, где только нашли источники для существования. Находки гончарных предметов обихода и развитие строительства говорит о том, что люди перешли от кочевого способа жизни к оседлому. Также появляются зачатки ткачества и обработки шкур.
В северной части Европы неолит наступает чуть позже. Это связано с менее благоприятными климатическими условиями. Человек здесь не мог так быстро отойти от старых методов добывать пропитание. Эпоха неолита на Севере продолжается до II тыс. дон.э.
Именно в эпоху неолита у человека стали развиваться, кроме физических потребностей -духовные. Появляется сложная система верований. Различные племена поклоняются тотемам и стихиям, от которых зависит их пропитание и жизнь.
У племен, которые занимаются охотой и рыболовлей, сохраняется матриархат. Скотоводы напротив – начинают чтить силу мужчины, а женщина, как более слабое существо, уходит на второй план. Исследователи делают вывод, что в эпоху неолита, даже, появляется классовое разделение общества. Но это происходит только в некоторых племенах и заключается в выделении класса вождей, самых сильных и смелых представителей общества, которые стремятся к власти.
Искусство неолита в северных регионах
В эпоху неолита развитие искусства начинает идти в каждом регионе по-своему. Общим является то, что в это время человек учится обрабатывать камень, кость, рога и глину. Появляются, уже похожие на оригинал, фигурки различных животных. Также археологи находят женские фигурки, некоторые из которых покрыты несложным орнаментом. Почти во всех местах Земли, исследователи отмечают появление у человека желания украсить все, что находится в его повседневном использовании.
Чаще всего ученые находили глиняную посуду с орнаментами. Посуда, которую находят в различных регионах, отличалась друг от друга не только нанесенным рисунком, но и формой. Благодаря находкам, можно проследить за развитием изобразительного искусства в эпоху неолита. Чем старше глиняное изделие – тем проще рисунок на нем и тем проще само изделие.
Одним из самых ярких примеров зарождающейся культуры неолита на севере и во всем мире, считается Триполье. Находки датируются IV-III тыс. до н.э. Трипольцы расселялись на берегах рек. Население, по большей части, занималось земледелием. Их прямоугольные дома были деревянными или строились из глины. Предполагается, что внутри они были расписаны орнаментом. С внешней стороны их тоже мог покрывать рисунок. В селениях нашли женские статуэтки из глины и модели домов.
Особенно стоит обратить внимание на то, что народ Триполья эпохи неолита, сумел развить керамику. Археологи нашли большое разнообразие керамических изделий, которые принадлежали мастерским рукам трипольских гончаров. Трипольская керамика, по своему исполнению, не уступает керамике южных народностей.
Трипольцы, в своих керамических изделиях, использовали желтую и оранжевую глину. Также они расписывали изготовляемые предметы быта волнообразными линиями, геометрическим рисунком. Использовали белую, красную, черную и коричневую краски.
Неолит
Особое место в истории цивилизации занимает эпоха неолита, исполняющая роль завершающего аккорда каменного века с его образом жизни, каменными, деревянными и костными орудиями труда. Но до того момента, когда эстафету времени удалось окончательно перехватить изделиям из меди и её сплавов, неолит характеризовался размытостью хронологических границ, зависящих от особенностей развития в разных климатических зонах. К примеру: наступление неолита на Ближнем Востоке и в Северной Африке датируется VIII-VII тыс. до н.э., в средней Азии и на юге Европы – VII-IV тыс. до н.э., на лесистых территориях Евразии – VI-V тыс. до н.э., а на некоторых территориях этот период растянулся до III-II века до н.э.
Чем удивителен неолит
Не смотря на традиционное тяготение к камню, дереву и кости, эпоха неолита способна удивить прогрессивностью техник обработки такими способами, как шлифование, сверление, пиление. Каменный век легко выделить в истории не только по изделиям из шлифованного камня, но и по керамике во всех сферах жизни (посуда, пряслицы, грузила, мелкая пластика и т.д.). Кроме того, неолит характеризуется как эпоха прочного внедрения в жизнь земледелия и скотоводства, начавшего свой путь от Ближнего Востока, и со временем уверенно завоёвывающего территории Евразии и всей планеты.
Разве могли такие перемены оставить не тронутыми и другие социально-экономические области человеческой жизни и деятельности? Время этого периода в истории принято считать неолитической революцией, преобразившей не только социальное устройство общества того времени, но и мировоззрение. Основными характеристиками, по которым оценивают достижения эпохи неолита, считаются изделия из керамики и новые группы орудий труда. Ещё одним эталоном для измерения достижений неолита, признаётся внедрение производящих типов хозяйства.
Природные условия эпохи неолита
Тепло и влажность атлантического периода, коснувшегося планеты 6000-2600 лет до н.э., наложило отпечаток, как на мир флоры и фауны, так и на физико-географические зоны, сдвинувшиеся в северную сторону. Прояснить картину относительно видов растительности того времени, помогает анализ спорово-пыльцевых следов, показавший преобладание теплолюбивых растений, смешанных и хвойных лесов, буйства разных трав степных просторов. Как раз в период неолита происходит формирование чернозёмов на южных территориях – и подзолистых, болотных почвенных покровов в северных широтах. Богатством и разнообразием удивляет и мир фауны. В то время даже на севере обитали стада туров, благородных оленей и лосей. Древние леса служили надёжным приютом и для кабанов, медведей, бобров, куниц, белок и др. животных. А озёра, моря и реки неолита, были переполнены рыбой, моллюсками и морским зверем. Объектом промысла служили и водоплавающие птицы, занимающие достойное место в когорте многочисленных пернатых разных видов.
Правда, с наступлением суббореального периода (2600-1200 лет до н.э.), дохнувшего на Землю холодком понижения температур и сокращения биологической продуктивности экосистем, человеку опять пришлось адаптироваться к ужесточившимся условиям.
Хозяйственные и бытовые характеристики неолита
Традиции хозяйства присваивающего типа пережили себя, отчего люди неолита перестали ждать милости от природы – и взяли курс на хозяйство производящей формы. Приблизительно 10-11 тыс. лет назад, человечество пришло к необходимости расширения источников пищевых ресурсов через земледелие и скотоводство. Но период хозяйственных изменений зависел от географических характеристик местности. На некоторых территориях, этот переход растянулся до наступления века железа, а в иных местах, производящее хозяйство появилось ещё до появления керамики (докерамический неолит).
Несмотря на географические различия, процесс следования к новой форме хозяйствования, характеризуется рядом определяющих моментов. Немаловажную роль в этом сыграли естественные предпосылки типа разнообразия или скудности царства растительного и животного мира определённых территорий. Как раз этими причинами и объясняется возникновение нескольких главных центров приручения животных, их селекции и культивирования растений.
Стоит обратить особое внимание на междуречье Янцзы и Хуанхе, на долину Инда, которые принято считать родиной бобовых и рисовых культур. Пшеница и ячмень начали завоёвывать планету с земель севера Африки, Переднего Востока и Северного Ирана. Родиной маиса и всеми нами любимого картофеля, считается Мезоамерика.
Насчёт центров одомашнивания животных у учёных нет единого мнения до сих пор, хоть пунктом «А», из которого вышел приручённый крупнорогатый и мелкий скот, а также парнокопытные свиньи, считается Малая Азия и Иран. В вопросе, где и когда впервые одомашнены лошади, учёные пока не пришли к общему мнению. А чтобы максимально сохранить собранный урожай, человек приручил кошку, в Египте причисленную к божествам, о чём свидетельствует наличие у богини Бастет кошачьей головы.
Рис. 1 – Хозяйство эпохи неолит
Скорее всего, первые навыки одомашнивания животных были получены во время ухода за их раненными и малолетними собратьями, пойманными человеком и сохраняемыми в качестве запаса пищи. А опыт примитивной селекции получен уже во время собирательства, вдохновляющего на желание увеличить урожай. Притом, свою роль сыграло и увеличение численности сородичей, как и снижение продуктивности в результате изменений климата. А пример в виде чрезмерной активности охотников, приведшей к снижению поголовья животных, можно считать доказательством вреда, нанесённого природе самим человеком.
Становление на путь производящего хозяйства условно делится на два направления:
- селекция растений, богатых углеводами и белками;
- доместикация животных, дающих человеку мясо и молоко.
Чтобы выжить в суровых условиях, люди неолита вели комплексное хозяйство, включающее земледелие, скотоводство, а также собирательство, рыбную ловлю и охотничий промысел. Пропорциональное соотношение разных видов деятельности, напрямую зависело от ландшафтно-климатических особенностей места обитания. В эту историческую эпоху, общества скотоводов и земледельцев делили планету с приверженцами традиционных видов деятельности, так как в некоторых регионах они были весьма успешны, и у людей не возникало объективных причин для перехода на иную форму хозяйствования.
Укреплённые поселения периода неолит
Причиной оседлости населения становится переход к занятию земледелием, что привязывает к одному месту и приводит к строительству основательных жилищ из того материала, которым богата конкретная территория. В качестве примера стоит упомянуть жилища южных регионов из кирпича-сырца, высушенного под палящим солнцем. Обитатели горной местности хорошо поняли удобство добычи камня и пользовались им в строительстве. В лесных поселениях возводились деревянные постройки, в лесостепях – обмазанные глиной сооружения на плетеном каркасе. Свои предпочтения оказывались размерам и форме построек, что зависело от климатических особенностей и культурных традиций.
Рис. 2 – Деревянный дом периода неолит
Притом, поселения, где хранилось много пищевых припасов, могло привлечь людей разного толка, защититься от которых помогали укреплённые постройки. Имело значение и выгодное местоположение местности, играющей административно-хозяйственную роль. Именно такие посёлки, где концентрировались ремёсла, возводились культовые сооружения и для обмена товарам собирался народ, стали прародителями больших городов. Для надёжности и защиты, поселения вроде Иерихона окружались семиметровыми стенами и оборонительными башнями, что позволяло безбедно пережить тяготы осады и прочие превратности судьбы.
Важным было не только укрепление глинобитных стен штукатуркой, но и отдавалась дань эстетическому наслаждению – украшение росписью.
Большой выбор орудий труда
Ведение комплексного хозяйства было бы невозможным без наличия разнообразных орудий труда. Во времена неолита человек пользовался скребками, резцами, проколками, скобелями, как и рядом орудий зубчатого и выемчатого типа, без которых нельзя было обойтись в выделке кож, шкур, пошива одежды и обуви. Не обходился человек и без рубящих орудий, ножей, наконечников стрел, серпов, мотыг, каменных и сланцевых топоров. Также до нас дошли молоты, тесла, долота, струги, кирки, крючки и гарпуны, верши и др. конструкции для ловли рыбы.
Рис. 3 – Каменные орудия неолита: 1-6 – наконечники стрел; 7 – нож; 8 – рубящее орудие; 9-11 – наконечники; 12-14 – негеометрические микролиты (пластинки с ретушью); 15-18 – геометрические микролиты; 19-21 – скребки; 22, 23, 27 – шлифованные топоры из сланца; 24 – кремневый топор; 25, 26 – нуклеусы
Распространёнными техниками в то время считались:
- двусторонняя обивка;
- струйчатая ретушь;
- шлифование;
- пиление;
- сверление.
Потребность в камне
Заметный прирост населения и усложнённость хозяйствования, неразрывно связаны с увеличением потребности в материалах. Кроме использования в производстве, добываемый в эпоху неолита кварцит, обсидиан, сланец, яшма, нефрит, горный хрусталь и другие горные породы, также служили предметами обмена. Места разработок (колодцы и шахты с подпорками) нередко использовались и для первичной обработки.
Ткацкое дело
В эпоху неолита человеку удалось найти другие способы обеспечения одеждой, когда помимо кожи и меха в ход шли материалы, изготовленные посредством ткацких станов с пряслицами и грузиками из мягкого камня. В это же время появилось и веретено, с применение которого решался вопрос прядения и наматывания нитей из крапивы, конопли, клещевины, хлопка, льна.
Керамика
Возможности изготовления посуды значительно выросли с умением пользоваться керамическим тестом, куда помимо глины входили примеси талька, асбеста, песка, толчёной ракушки, дресва или соломы, что позволяло устранить растрескивание во время обжига. Для украшения изделий орнаментом, мастера пользовались гребенчатыми штампами, лопаточками, палочками, трубочками и пр. приспособлениями. А на смену костру, на котором не так просто достичь нужной температуры и обеспечить равномерность обжига, постепенно пришли гончарные горны.
Рис. 4 – Керамика неолита
Культура неолита
Люди неолита, вставшие на путь изменения хозяйствования, не могли не претерпеть изменений и в духовных представлениях, послуживших созданию религиозных верований и культов сил природы. Под влиянием множества обрядов развивались культуры неолита, связанные с тотемизмом и анимизмом.
Некоторые представления о духовных устремления тех времён, говорят погребения. В долгие столетия неолита люди пользовались стандартными обрядами, погребальными сооружениями, наборами сопровождающего инвентаря и общепринятыми позами умерших. К примеру: в земледельческих общинах умершие считались защитниками живых, из-за чего захоронения делались под полом жилища. О зарождении социального неравенства говорит наличие богатого инвентаря в захоронениях, что имело место во времена позднего неолита.
В зонах степей и лесостепных районах Восточной Европы появляются погребальные памятники вроде скифских курганов. Но здесь уже мёртвые сохраняют вытянутое положение, а не лежат скрючившись на боку. Захоронения лесных собирателей представляют собой, как погребения в пределах стоянок, так и за их территориями. Обычно трупы хоронили в грунтовых ямах вместе с инвентарём, оружием и украшениями.
Искусство неолита
Как особенности жилых построек и образа жизни зависели от территориальных особенностей, так и культуры неолита не разъединить с деятельностью человека и вековыми традициями. К примеру: уважением к матери-прародительнице перешло в культ плодородия, олицетворённый в женских фигурках. Правда, в эпоху неолита, этот образ схематичен, если не сказать, абстрактен, так как представлен в виде стерженька со следами признаков пола.
Свидетельствами развития искусства неолита является мелкая пластика, предметы прикладного искусства и монументальная живопись, дошедшая до нас в виде наскальной росписи, где главными действующими лицами являются воины и охотники в конусовидных накидках и «страусовых» масках. Вооружённые топорами, луками и бумерангами, они вместе с собаками преследуют быков, джейранов и кабанов. А фантастических существ, присутствующих в охотничьих сюжетах, учёные склонны считать духами, покровительствующими диким зверям и охотникам.
Характерной чертой наскальной живописи Евразии являются писанцы и петроглифы. Незабываемые впечатления производит изображение танцующих людей, лыжников, загарпунивших большую рыбину охотников на лодке.
Предметы мелкой пластики предстают перед нами в виде фигурок животных, змей, рыб, водоплавающих птиц. До наших дней дожил деревянный черпак с ручкой в виде птицы, головы лося или изображения медведя в качестве оформления наверший. А прикладное искусство неолита живёт в богатстве орнаментных массивов, украшающих керамические изделия и предметы из кости, а также дерева.
В эпоху неолита человечество уверенно заселяет разные географические зоны, форсирует новые формы хозяйствования, социального устройства общества и воззрения на мир.
Источники:
https://studopedia.su/10_115915_razvitiya-kulturi-v-epohu-neolita.html
https://www.istmira.com/drugoe-drevniy-mir/7281-iskusstvo-epohi-neolita-v-severnyh-regionah.html
https://vse-lekcii.ru/lekcii-po-istorii/istoriya-kamennogo-veka/neolit