4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Хронотоп в литературе. Понятие хронотопа и его роль в социально-гуманитарном познании

Понятие хронотопа в социогуманитарном познании

Тренажер “Простое сравнение”. В игровой форме помогает улучшить навыки памяти, внимания. Совершенно бесплатно, уделяя всего 20 минут в день – Вы получите положительный эффект через 2 недели.

Хронотоп– это понятие, показывающее единство пространства времени или пространства временных координа. Существуют три представления о хронотопе: 1. Генетический хронотоп., означает движение биологических образцов и генетических программ в биологическом времени и пространстве. Ареал обитания данной популяции-цветка лютика и др.2.Биологический или личностный хронотоп, означает движение смыслов, освоенных данной личностью. Это протекание духовной жизни человека человека, формируемое в процессе его жизнедеятельности. 3. Социальный хронотоп, это движение смыслов в социальном времени и пространстве, в определенном человеческом обществе. Качественное исследование социологии- детальное расположения места домов, загороженных забором и т.д.

Социальное пространство- изменения общественных групп и движения социальных отношения; эта система социальных отношений между людьми плюс субъективное ощущение, установки по поводу этих отношения. Социальному пространству свойственна многомерность с точки зрения многообразия субъективных установок, многообразия социальных отношения. Социальное пространство может включать множество социальных полей, в каждом из которых социальный объект может занимать разные позиции. Социальное поле- это специальная система объективных связей между различными позициями, находящиеся в согласии или конфликте.

Особая тема, которой пока посвящено незаслуженно мало работ, -это введение фактора времени в художественные тексты, выяснение его роли, образа и способов присутствия, обратимости, изменения скорости проте­кания и многих других свойств, не присущих реальному физическому времени, но значимых в искусстве, культуре в целом. Так, М.М. Бахтин соединяет сознание и «все мыслимые пространственные и временные от­ношения» в единый центр. Переосмысливая категории пространства и времени в гуманитарном контексте, он ввел понятие хронотопа как кон­кретного единства пространственно-временных характеристик для кон­кретной ситуации. Бахтин оставил своего рода модель анализа темпораль­ных и пространственных отношений и способов их «введения» в художественные и литературоведческие тексты. Взяв термин «хронотоп» из естественно-научных текстов А.А. Ухтомского, Бахтин не ограничился натуралистическим представлением о хронотопе как физическом единст­ве, целостности времени и пространства, но наполнил его гуманистичес­кими, культурно-историческими и ценностными смыслами. Он стремит­ся раскрыть роль этих форм в процессе художественного познания, «художественного видения». Обосновывая также необходимость единого термина, Бахтин объясняет, что в «художественном хронотопе» происхо­дит «пересечение рядов и слияние примет» — «время здесь сгущается, уп­лотняется, становится художественно-зримым; пространство же интен­сифицируется, втягивается в движение времени, сюжета, истории. Приметы времени раскрываются в пространстве, и пространство осмыс­ливается и измеряется временем»

Читать еще:  В сторону свана краткое содержание по главам. По направлению к свану

Богатые возможности для эпистемологии таит в себе также бахтинский текст о времени и пространстве в произведениях Гете, обладавшего «исклю­чительной хронотопичностью видения и мышления», хотя умение видеть время в пространстве, в природе отмечалось Бахтиным также у О. де Баль­зака, Ж.Ж. Руссо и В. Скотта. Он по-особому прочитал гетевские тексты. На первое место поставил его «умение видеть время», идеи о зримой форме времени в пространстве, полноте времени как синхронизме, сосуществова­нии времен в одной точке пространства, например тысячелетнем Риме -«великом хронотопе человеческой истории». Вслед за Гете он подчеркивал, что само прошлое должно быть творческим, т.е. действенным в настоящем; Бахтин отмечал, что Гете «разносил рядом лежащее в пространстве по раз­ным временньш ступеням», раскрывал современность одновременно как разновременность — остатки прошлого и зачатки будущего; размышлял о бытовых и национальных особенностях «чувства времени»1.

В целом размышления над текстами Бахтина о формах времени и пространства в художественных и гуманитарных текстах приводят к мысли о возможности превращения хронотопа в универсальную, фунда­ментальную категорию, которая может стать одним из принципиально новых оснований эпистемологии, до сих пор в полной мере не освоив­шей и даже избегающей конкретных пространственно-временных ха­рактеристик знания и познавательной деятельности.

3.2. Понятие хронотопа в социогуманитарном познании.

Хронотоп– это понятие, показывающее единство пространства времени или пространства временных координа. Существуют три представления о хронотопе: 1. Генетический хронотоп., означает движение биологических образцов и генетических программ в биологическом времени и пространстве. Ареал обитания данной популяции-цветка лютика и др.2.Биологический или личностный хронотоп, означает движение смыслов, освоенных данной личностью. Это протекание духовной жизни человека человека, формируемое в процессе его жизнедеятельности. 3. Социальный хронотоп, это движение смыслов в социальном времени и пространстве, в определенном человеческом обществе. Качественное исследование социологии- детальное расположения места домов, загороженных забором и т.д.

Социальное пространство- изменения общественных групп и движения социальных отношения; эта система социальных отношений между людьми плюс субъективное ощущение, установки по поводу этих отношения. Социальному пространству свойственна многомерность с точки зрения многообразия субъективных установок, многообразия социальных отношения. Социальное пространство может включать множество социальных полей, в каждом из которых социальный объект может занимать разные позиции. Социальное поле- это специальная система объективных связей между различными позициями, находящиеся в согласии или конфликте.

Читать еще:  Основные понятия древнерусская литература. О древнерусской литературе

Особая тема, которой пока посвящено незаслуженно мало работ, -это введение фактора времени в художественные тексты, выяснение его роли, образа и способов присутствия, обратимости, изменения скорости проте­кания и многих других свойств, не присущих реальному физическому времени, но значимых в искусстве, культуре в целом. Так, М.М. Бахтин соединяет сознание и «все мыслимые пространственные и временные от­ношения» в единый центр. Переосмысливая категории пространства и времени в гуманитарном контексте, он ввел понятие хронотопа как кон­кретного единства пространственно-временных характеристик для кон­кретной ситуации. Бахтин оставил своего рода модель анализа темпораль­ных и пространственных отношений и способов их «введения» в художественные и литературоведческие тексты. Взяв термин «хронотоп» из естественно-научных текстов А.А. Ухтомского, Бахтин не ограничился натуралистическим представлением о хронотопе как физическом единст­ве, целостности времени и пространства, но наполнил его гуманистичес­кими, культурно-историческими и ценностными смыслами. Он стремит­ся раскрыть роль этих форм в процессе художественного познания, «художественного видения». Обосновывая также необходимость единого термина, Бахтин объясняет, что в «художественном хронотопе» происхо­дит «пересечение рядов и слияние примет» — «время здесь сгущается, уп­лотняется, становится художественно-зримым; пространство же интен­сифицируется, втягивается в движение времени, сюжета, истории. Приметы времени раскрываются в пространстве, и пространство осмыс­ливается и измеряется временем»

Богатые возможности для эпистемологии таит в себе также бахтинский текст о времени и пространстве в произведениях Гете, обладавшего «исклю­чительной хронотопичностью видения и мышления», хотя умение видеть время в пространстве, в природе отмечалось Бахтиным также у О. де Баль­зака, Ж.Ж. Руссо и В. Скотта. Он по-особому прочитал гетевские тексты. На первое место поставил его «умение видеть время», идеи о зримой форме времени в пространстве, полноте времени как синхронизме, сосуществова­нии времен в одной точке пространства, например тысячелетнем Риме -«великом хронотопе человеческой истории». Вслед за Гете он подчеркивал, что само прошлое должно быть творческим, т.е. действенным в настоящем; Бахтин отмечал, что Гете «разносил рядом лежащее в пространстве по раз­ным временньш ступеням», раскрывал современность одновременно как разновременность — остатки прошлого и зачатки будущего; размышлял о бытовых и национальных особенностях «чувства времени» 1 .

Читать еще:  Рисунки в разных техниках. Картинка с двух сторон техника разбрызгивания

В целом размышления над текстами Бахтина о формах времени и пространства в художественных и гуманитарных текстах приводят к мысли о возможности превращения хронотопа в универсальную, фунда­ментальную категорию, которая может стать одним из принципиально новых оснований эпистемологии, до сих пор в полной мере не освоив­шей и даже избегающей конкретных пространственно-временных ха­рактеристик знания и познавательной деятельности.

Понятие «хронотоп»

В современной науке пространство и время рассматриваются в тесном единстве, образующем неделимый континуум. Континуальное единство физического пространства и времени диалектически обосновал еще Гегель задолго до теории относительности Эйнштейна. Это единство стало обозначаться термином «хронотоп» (гр. chronos — время + topos — место). Одним из первых использовал этот термин в науке нейрофизиолог А. Ухтомский для описания конкретного единства пространственно-временных характеристик нейрофизиологического центра возбуждения, побуждающего организм к определенным действиям в конкретной ситуации.

«Социальное пространство» и «социальное время» также образуют «хронотоп». Понятие «хронотоп» в социально-гуманитарных науках выражает континуальное единство пространственно-временной размерности, связанной с культурно-историческим смыслом событий и явлений. Оно используется в контексте определенной конкретно-исторической культуры, эпохи, цивилизации, а потому передает не просто факт единства «социального пространства» и «социального времени», но акцентирует в этом единстве историко-культурные смыслы.

Одним из первых использовал понятие «хронотоп» в гуманитарном познании М.М. Бахтин. Он ввел понятие «художественный хронотоп», определяя его как «существенную взаимосвязь временных и пространственных отношений, художественно освоенных в литературе». «Художественный хронотоп», как показал Бахтин, предопределяет особенности художественного освоения реальности в разные исторические эпохи. В нем «время сгущается, уплотняется, становится художественно-зримым; пространство же интенсифицируется, втягивается в движение времени, сюжета, истории. Приметы времени раскрываются в пространстве, и пространство осмысливается и измеряется временем. Понятие «хронотоп» изменяет наши представления, согласно которым социокультурное пространство мы познаем, а социокультурное время ценностно переживаем. Культурноисторическое время впрессовано в пространственные образы, а потому мы переживаем не время, а целостное пространственно-временное бытие культуры ушедших эпох, объективированное в произведениях искусства.

Понятие «художественный хронотоп» помогает решать герменевтическую проблему понимания других культур, так как дает возможность изучать сосуществование различных эпох в едином «большом времени», в котором время героя, автора и читателя (слушателя) сопрягаются.

Источники:

https://ifilosofia.ru/voprosy-otvety-po-predmetu-filosofii-nauki/416-ponjatie-hronotopa-v-sociogumanitarnom-poznanii.html
https://studfile.net/preview/5197426/page:6/
https://bstudy.net/605929/filosofiya/ponyatie_hronotop

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Для любых предложений по сайту: [email protected]