Художественная идея картины мишки в лесу шишкин. «Утро в сосновом лесу»
Секреты картины “Утро в сосновом лесу” Шишкина
Мишки сложной судьбы и другие закулисные истории
1 . Первоначально эта знаменитая картина называлась «Медвежье семейство в лесу» . Сейчас же за ней закрепилось название “Утро в сосновом лесу”.
2. После того как фрагмент картины был воспроизведён на обёртке конфет “Мишка косолапый”, у картины возникло народное название “Три медведя” – хотя и на картине, и на обёртке их четыре!
3. На самом деле, у этой картины два автора: Иван Шишкин и Константин Савицкий . Савицкий написал на картине мишек – и в письме родным сообщал об этом так: “Картина продана за 4 тысячи, и я участник в 4-ю долю”.
Вероятно, и идею картины Шишкину подсказал Савицкий (художники дружили, Савицкий крестил детей Шишкина).
Вот что находим в письме Савицкого: “Затеял как-то картину с медведями в лесу, приохотился к ней И. И. Шишкин и взял на себя исполнение пейзажа». Исследователи полагают, что дело было так: Савицкий и Шишкин параллельно разрабатывали эскизы картины про лес и мишек, а потом выяснилось, что у Шишкина композиция выходит интереснее, – вот они и решили, что Шишкин будет главным, а Савицкий мишек добавит.
4. Картину “Утро в сосновом лесу” у Шишкина купил Павел Третьяков. И был сильно недоволен, когда обнаружил на полотне подписи двух художников. По воспоминаниям тогдашнего главного хранителя Третьяковки Николая Мудрогеля, Павел Третьяков, увидев две подписи на картине, возмутился: “Я покупал картину у Шишкина. Почему еще Савицкий? Дайте-ка скипидару!”. И этим скипидаром сам смыл имя Савицкого с полотна.
Теперь угол картины с подписью выглядит так:
Мудрогель оставил и свои соображения насчёт того, почему Третьяков не любил художника Савицкого:
Я думаю, что все недоброжелательство Третьякова против Савицкого возникло из-за другой картины художника –”Встреча иконы”. Эта картина была написала в 1878 году, и вскоре белые облака на ней начали раздираться, появились трещины. Третьяков приказал нам следить за состоянием картины. Трещины год от года заметно увеличивались. Третьяков сказал об этом Савицкому: тот обещал прийти в галерею и исправить дефекты. И вот однажды в отсутствие Третьякова он приходит с красками и поправляет облака. Облака вышли слишком розовыми. А общий тон картины серо-холодный. Третьяков, как увидел такую поправку, потребовал скипидару и тут же смыл новую краску, нанесенную на облака, оставив белые с кракелюрами.
5. Вообще-то, Шишкин и сам умел писать животных . Не только траву и деревья. Вот смотрите:
Так что участие Савицкого в создании картины объясняется, скорее всего, не тем, что Шишкин сам не мог совладать с мишкам, а тем, что он дал возможность другу поучаствовать в реализации идеи – и гонорар разделить, что тоже немаловажно.
История одного шедевра: «Утро в сосновом лесу» Шишкина и Савицкого
Так уж произошло, что для упаковки конфет «Мишка косолапый» и их аналогов век назад дизайнеры выбрали картину Шишкина и Савицкого. И если первый еще известен по лесным пейзажам, то Савицкий широкому зрителю запомнился исключительно медведями. Печальная история ми-ми-мишной картины.
За редким исключением сюжет у картин Шишкина (если смотреть на этот вопрос широко) один — природа. Иван Иванович — восторженный, влюбленный созерцатель. И зритель становится очевидцем свидания живописца с родными просторами.
Шишкин был необыкновенным знатоком леса. О деревьях разных пород он знал все и замечал ошибки в рисунке. На пленэрах ученики художника готовы были в прямом смысле прятаться в кустах, лишь бы не слышать разнос в духе «Такой березы не может быть» или «эти сосны бутафорские».
Что же до людей и животных, то изредка они появлялись на картинах Ивана Ивановича, но были скорее фоном, нежели объектом внимания. «Утро в сосновом лесу» — пожалуй, единственное полотно, где медведи конкурируют с лесом. За это спасибо одному из лучших друзей Шишкина — художнику Константину Савицкому. Он предложил такую композицию и животных изобразил. Правда, Павел Третьяков, купивший полотно, имя Савицкого затер, поэтому долгое время медведей приписывали Шишкину.
Портрет Шишкина кисти И. Н. Крамского. 1880
До Шишкина модно было писать итальянские и швейцарские пейзажи. «Даже и в тех редких случаях, когда художники брались за изображение русских местностей, русская природа итальянизировалась, подтягивалась под идеал итальянской красоты», — вспоминала Александра Комарова, племянница Шишкина. Иван Иванович был первым, кто с таким упоением писал русскую природу реалистично. Чтобы глядя на его картины, человек говорил: «Там русский дух, там Русью пахнет».
Рожь. 1878
А теперь история о том, как полотно Шишкина стало оберткой. Примерно в то же время, когда «Утро в сосновом лесу» было представлено публике, Юлиусу Гейсу, руководителю «Товарищества «Эйнемъ», принесли на пробу конфету: толстый слой миндального пралине между двумя вафельными пластинами и глазированным шоколадом. Кондитеру конфета понравилась. Гейс задумался о названии. Тут его взгляд задержался на репродукции картины Шишкина и Савицкого. Так и появилась идея «Мишка косолапый».
Знакомая же всем обертка появилась в 1913 году, создал ее художник Мануил Андреев. К сюжету Шишкина и Савицкого он добавил обрамление из еловых веток и Вифлеемские звезды — в те годы конфеты были самым дорогим и желанным подарком именно на рождественские праздники. Со временем обертка пережила разные корректировки, но концептуально осталась той же.
«Господи, да неужели же мой сын будет маляром!» — сокрушалась мать Ивана Шишкина, когда поняла, что не переубедить ей сына, решившего стать художником. Мальчик до жути боялся стать чиновником. И, кстати, хорошо, что не стал. Дело в том, что у Шишкина была неконтролируемая тяга к рисованию. Буквально каждый лист, побывавший в руках Ивана, был покрыт рисунками. Только представьте, что мог бы натворить чиновник Шишкин с документами!
Живописи Иван Иванович учился сначала в Москве, затем в Петербурге. Жилось туго. Художник Петр Нерадовский, чей отец учился и жил с Иваном Ивановичем, писал в воспоминаниях: «Шишкин был беден настолько, что у него не бывало часто своих сапог. Чтобы выйти куда-нибудь из дома, случалось, он надевал отцовские сапоги. По воскресеньям они вместе ходили обедать к сестре моего отца».
На севере диком. 1891
Но все забывалось летом на пленэрах. Вместе с Саврасовым и другими однокурсниками они уходили куда-нибудь за город и там писали этюды с натуры. «Там-то, на природе, мы и учились по-настоящему… На природе мы учились, а также отдыхали от гипсов», — вспоминал Шишкин. Уже тогда он выбрал тему жизни: «Люблю я по-настоящему русский лес и только его пишу. Художнику нужно избрать одно, что ему больше всего полюбилось… Разбрасываться никак нельзя». Кстати, мастерски писать русскую природу Шишкин научился за границей. Он занимался в Чехии, Германии, Швейцарии. Привезенные из Европы картины принесли первые приличные деньги.
Тем временем в России передвижники объявили протест академикам. Шишкин был этому несказанно рад. К тому же среди бунтарей многие были друзьями Ивана Ивановича. Правда, со временем он рассорился и с теми, и с другими и очень переживал по этому поводу.
Скончался Шишкин внезапно. Сел за холст, только собирался начать работу, зевнул разок. и все. Именно так живописец и хотел — «моментально, сразу, чтобы не мучиться». Было Ивану Ивановичу 66 лет.
Утро в сосновом лесу описание
Кто написал «Утро в сосновом лесу»
Автором картины «Утро в сосновом лесу» является великий русский художник Иван Иванович Шишкин (1832-1898). Однако его руке принадлежит только сам пейзаж. Главных героев картины — трёх медвежат и медведицу написал другой известный художник Константин Аполлонович Савицкий. Ошибочное представление, что «Утро в сосновом лесу» была написана только Шишкиным, связано с тем, что Павел Михайлович Третьяков, купивший картину для своей коллекции, стёр подпись Савицкого.
История картины
Картина была написана в 1889 году. Холст, масло. Размеры: 139 × 213 см. В настоящее время находится в Третьяковской галерее в Москве. Интересно, что изначально картина имела название «Медвежье семейство в лесу».
Считается, что сюжет картины Иван Шишкин придумал во время посещения острова Городомля, который расположен на озере Селигёр. Здесь живописец увидел нетронутую природу, густой лес, который поражает воображение своей красотой и первозданностью.
Изначально на картине не было медведей, только сам лесной пейзаж. Иван Шишкин был непревзойдённым пейзажистом, однако в анимализме, то есть изображении животных, он был не силён. Поэтому медведей написал другой художник — Константин Савицкий.
Описание картины «Утро в сосновом лесу»
Картина «Утро в сосновом лесу» буквально пленяет зрителя своей необычайной красотой. Вековой лес поражает своей мощью, нетронутой природой. Сосны с толстыми стволами и узловатыми ветвями будто сами собой намекают на свою древнюю природу. Лес тонет в белесом тумане, который рано с утра покрыл всё вокруг молочной завесой.
На картине изображено раннее утро. Солнце только начинает вставать и лес начинает окрашиваться в золотистые оттенки рассвета. Так как солнце бросило свои первые лучи на самые верхушки деревьев, они резко контрастируют с полумраком внутри леса. Такой красивый переход цветов и оттенков завораживает. Оттенки картинки плавно меняются от тёмно-зелёного снизу до ярко-золотого сверху.
На переднем плане находится поваленная сосна. Здесь собралось медвежье семейство. Три беспокойных медвежонка ползают по надломленному стволу. Рядом находится мать-медведица, которая следит за своими детками, которым ещё хочется играть и обследовать всё незнакомое. Один из медвежат встал на задние лапы и всматривается вглубь окутанного туманом леса. Таким образом он интригует зрителя, так что хочется проследить за его взглядом, всмотреться вглубь картины, чтобы увидеть, что такое увидел вдалеке замерший медвежонок.
Источники:
https://zen.yandex.ru/media/id/59d48d3afd96b1ad9f99ce67/5c1d2f2c773fc300ab6f5f38
https://diletant.media/articles/33832966/
https://art-assorty.ru/58790-utro-v-sosnovom-lesu-opisanie.html