3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Художественный образ помогает. Изменение форм художественного изображения

Что такое художественный образ в литературе?

Важнейшей категорией литературы, определяющей ее суть и специфику, является художественный образ. Какое значение имеет это понятие? Под ним подразумевают явление, которое творчески воссоздает автор в своем творении. Образ в художественном произведении представляется результатом осмысленных писателем выводов о каком-то процессе или явлении. Особенность этого понятия в том, что оно не только помогает осмыслить действительность, но и создать свой вымышленный мир.

Попробуем проследить, что такое художественный образ, его виды и средства выражения. Ведь любой писатель старается изобразить те или иные явления так, чтобы показать свое видение жизни, ее тенденции и закономерности.

Что такое художественный образ

Отечественное литературоведение заимствовало слово «образ» из киево-церковной лексики. Оно имеет значение — лицо, щека, а переносный его смысл — картина. Но нам важно проанализировать, что такое художественный образ. Под ним имеют в виду конкретную, а иногда обобщенную картину жизни людей, которая несет эстетическое значение и создается с помощью вымысла. Элемент или часть литературного творения, обладающий самостоятельной жизнью — вот, что такое художественный образ.

Такой образ называется художественным не потому, что идентичен реальным предметам и явлениям. Просто автор преобразует действительность с помощью своей фантазии. Задача художественного образа в литературе не просто копировать действительность, а передавать самое важное и существенное.

Так, Достоевский в уста одного из своих героев вложил слова о том, что по фотографии редко можно узнать человека, потому что лицо не всегда говорит о самых важных чертах характера. По фотографиям Наполеон, например, некоторым кажется глупым. Задача писателя — показать в лице и характере самое главное, специфическое. Создавая литературный образ, автор словами отображает человеческие характеры, предметы, явления в индивидуальной форме. Под образом литературоведы подразумевают следующее:

  1. Персонажей художественного произведения, героев, действующих лиц и их характеры.
  2. Изображение действительности в конкретной форме, с помощью словесных образов и тропов.

Каждый образ, созданный писателем, несет собой особую эмоциональность, оригинальность, ассоциативность и емкость.

Изменение форм художественного изображения

По ходу того, как меняется человечество, так происходят изменения в изображении действительности. Существует разница между тем, какой художественный образ был 200 лет назад, и какой он сейчас. В эпоху реализма, сентиментализма, романтизма, модернизма авторы по-разному отображали мир. Действительность и вымысел, реальность и идеал, общее и индивидуальное, рациональное и эмоциональное — все это менялось в ходе развития искусства. В эпоху классицизма писатели выдвигали на первый план борьбу чувств и долга. Часто герои выбирали долг и жертвовали личным счастьем во имя общественных интересов. В эпоху романтизма появились герои-бунтари, которые отвергали общество или оно их.

Реализм внес в литературу рациональное познание мира, научил выявлять причинно-следственные связи между явлениями и предметами. Модернизм призвал писателей познавать мир и человека иррациональными средствами: вдохновением, интуицией, озарением. У реалистов во главе всего стоит человек и его отношения с окружающим миром. Романтики заинтересованы во внутреннем мире своих героев.

Читателей и слушателей тоже можно назвать каким-то образом сотворцами литературных образов, потому что важно их восприятие. В идеале читатель не просто пассивно стоит в стороне, а пропускает образ через свои собственные ощущения, мысли и эмоции. У читателей различных эпох открываются совсем другие стороны того, какой художественный образ изобразил писатель.

Четыре вида литературных образов

Художественный образ в литературе классифицируют по различным основаниям. Все эти классификации только дополняют друг дружку. Если делить образы на виды по количеству слов или знаков, их создающих, то выделяются следующие изображения:

  • Небольшие образы в виде деталей. Примером образа-детали может служить знаменитая куча Плюшкина, сооружение в виде нагромождения. Она очень отчетливо характеризует своего героя.
  • Интерьеры и пейзажи. Иногда они являются частью образа человека. Так, Гоголь интерьеры и пейзажи постоянно меняет, делает их средствами создания характеров. Пейзажную лирику читателю очень легко представить.
  • Образы персонажей. Так, в произведениях Лермонтова человек со своими чувствами и мыслями находится в центре событий. Персонажей еще принято называть литературными героями.
  • Сложные литературные системы. В качестве примера можно назвать образ Москвы в лирике Цветаевой, России в творчестве Блока, Петербурга у Достоевского. Еще более сложной системой является образ мира.

Классификация образов по родовой и стилевой специфике

Все словесно-художественные творения принято делить на три рода. В связи с этим образы могут быть:

У каждого писателя есть свой стиль изображения персонажей. Это дает повод классифицировать образы на:

  • реалистические;
  • романтические;
  • сюрреалистические.

Все образы создаются по определенной системе и законам.

Деление литературных изображений по характеру обобщенности

Неповторимостью и самобытностью характеризуются индивидуальные образы. Они придуманы воображением самого автора. Индивидуальные образы применяют романтики и писатели-фантасты. В произведении Гюго «Собор Парижской Богоматери» читатели могут видеть необычного Квазимодо. Индивидуальным является Волан в романе Булгакова «Мастер и Маргарита», Демон в одноименном произведении Лермонтова.

Обобщающим образом, противополжным индивидуальному, является характерный. Он содержит в себе характеры и нравы, имеющиеся у людей определенной эпохи. Таким являются литературные герои Достоевского в «Братьях Карамазовых», «Преступлении и наказании», в пьесах Островского, в «Сагах о Форсайтах» Голсуорси.

Высшей ступенью характерных персонажей являются типичные образы. Они были самыми вероятными для той или иной эпохи. Именно типичные герои встречаются чаще всего в реалистическойой литературе XIX века. Это отец Горио и Гобсек Бальзака, Платон Каратаев и Анна Каренина Толстого, мадам Бовари Флобера. Порой создание художественного образа предназначено для того, чтобы запечатлеть социально-исторические признаки эпохи, общечеловеческие черты характера. В перечень таких вечных образов можно занести Дон Кихота, Дон Жуана, Гамлета, Обломова, Тартюфа.

Из рамок индивидуальных персонажей выходят образы-мотивы. Они постоянно повторяются в тематике произведений какого-то автора. В качестве примера можно привести «деревенскую Русь» у Есенина или «Прекрасную Даму» у Блока.

Типичные образы, встречаемые не только в литературе отдельных писателей, но и наций, эпох, называют топосом. Такие русские писатели как Гоголь, Пушкин, Зощенко, Платонов использовали в своих сочинениях топосный образ «маленького человека».

Общечеловеческий образ, который бессознательно передается от поколения к поколению, называется архетипом. К нему относят мифологических персонажей.

Средства создания художественного образа

Каждый писатель в меру своего таланта раскрывает образы доступными ему средствами. Чаще всего, он делает это через поведение героев в определенных ситуациях, через его взаимосвязь с окружающим миром. Из всех средств художественного образа немаловажную роль играет речевая характеристика героев. Автор может использовать монологи, диалоги, внутренние высказывания человека. К событиям, происходящим в книге, писатель может давать свою авторскую характеристику.

Иногда читатели наблюдают в произведениях неявный, потаенный смысл, что называется подтекстом. Большое значение имеет внешняя характеристика героев: рост, одежда, фигура, мимика, жесты, тембр голоса. Проще это назвать портретом. Большую смысловую и эмоциональную нагрузку несут в произведениях детали, выражающие подробности. Чтобы выразить смысл какого-то явления в предметной форме, авторы используют символы. Представление о среде обитания того или иного героя дает описание внутренней обстановки помещения — интерьер.

В каком порядке характеризуется литературный

образ персонажа?

Создать художественный образ человека одна из важнейших задач любого автора. Вот по какому плану можно охарактеризовать того или иного персонажа:

  1. Укажите место персонажа в системе образов произведения.
  2. Охарактеризуйте его с точки зрения социального типа.
  3. Опишите внешность героя, портрет.
  4. Назовите особенности его мировосприятия и мировоззрения, умственные интересы, способности и привычки. Опишите, чем он занимается, его жизненные принципы и влияние на окружающих.
  5. Охарактеризуйте сферу чувств героя, особенности внутренних переживаний.
  6. Проанализируйте авторское отношение к персонажу.
  7. Раскройте самые важные черты характера героя. Как их открывает автор, другие персонажи.
  8. Проанализируйте поступки героя.
  9. Назовите индивидуальности речи персонажа.
  10. Каково его отношение к природе?

Мега, макро и микро-образы

Иногда текст литературного творения воспринимается как мегаобраз. У него есть самостоятельная эстетическая ценность. Литературоведы отдают ему высшую родовую и неделимую величину.

Читать еще:  Хоть топор вешай значение. История и значение выражения "хоть топор вешай"

Для изображения жизни в больших или меньших отрезках, картинах или частях используют макрообразы. Композицию макрообраза составляют небольшие однородные образы.

Самым малым размером текста отличается микрообраз. Он может быть в виде небольшого отрезка изображенной художником действительности. Это может быть одно фразовое слово (Зима. Мороз. Утро.) или предложение, абзац.

Образы-символы

Характерной чертой таких образов является метафоричность. Они несут собой смысловую глубину. Так, герой Данко из произведения Горького «Старуха Изергиль» является символом абсолютной самоотверженности. Ему противостоит в книге другой герой — Ларра, который является символом эгоизма. Писатель создает литературный образ-символ для скрытого сравнения, чтобы показать переносный его смысл. Чаще всего символика встречается в лирических творениях. Стоит вспомнить стихотворения Лермонтова «Утес», «На севере диком стоит одиноко. «, «Листок», поэму «Демон», балладу «Три пальмы».

Вечные образы

Существуют изображения неувядаемые, в них сочетается единство исторических и общественных элементов. Такие персонажи мировой литературы называют вечными. Сразу приходят на ум Прометей, Эдип, Кассандра. Любой интеллигентный человек добавит сюда Гамлета, Ромео и Джульетту, Искандера, Робинзона. Существуют бессмертные романы, новеллы, лирика, в которых новые поколения читателей открывают небывалые глубины.

Художественные образы в лирике

Необычным взглядом на обычные вещи позволяет посмотреть лирика. Зоркий взгляд поэта замечает самые каждодневные вещи, приносящие счастье. Художественный образ в стихотворении может быть самым неожиданным. У некоторых это небо, день, свет. У Бунина и Есенина — береза. Особой нежностью наделены образы любимой или любимого. Очень часто встречаются образы-мотивы, такие как: женщина-мать, жена, невеста, возлюбленная.

Художественный образ фотографии

Сегодня у нас не совсем обычная фотографическая тема и, следовательно, разговор будет призывающим к спору и размышлению. Предыдущие наши «Практикумы» рассказывали о том, как лучше всего передать то, что вы увидели (то есть об объективных признаках хорошей фотографии). В этот раз мы добавим эмоций и, следовательно, – субъективизма, немного пофилософствуем, поговорим об умении видеть и создавать впечатляющие образы, о том, что делает фотографию авторской, а фотографа – мастером.

«Краски морозного утра»

создание художественного образа

Светлая во всех отношениях и очень добрая фотография. Заснеженные деревья, птицы, река, церковь – вполне обычные атрибуты зимнего пейзажа средней полосы. Что делает эту фотографию интересной, наполняет эмоциями? Опять же социальный опыт зрителя. Два одинаково заснеженных и очень разных по форме дерева на переднем плане, как будто молча общаются друг с другом подсознательно ассоциируясь с парами – противопоставлениями: молодость/зрелость, мужское-женское, прямое-изогнутое. Очень удачно для подсознательного восприятия расположены птицы на ветках. Здесь и треугольник, и ритм и оппозиция одного к трем. Они не забирают на себя всего внимания, но вполне отчетливо читаются, оживляя цветными пятнами передний план и корреспондируя в диагонали с церковью на заднем плане. Церковь сама по себе очень яркий символ для абсолютного большинства людей. Многоплановость снимка создает очень глубокую перспективу, как бы подталкивая сознание к движению. Небольшой наклон русла реки и воздушная перспектива дополняют кадр спокойным движением.

Любая фотография – это, как сегодня принято говорить, «message», послание. И чтобы оно нашло своего адресата, фотограф должен быть мало-мальски психологом, отдавать себе отчет, к кому послание обращено и как оно будет воспринято. Человеческое восприятие – штука сложная и субъективная (у каждого протекает по-своему) – тем не менее, имеет некие характерные, общие для всех людей черты.

Да простят нас психологи за упрощение и возможные огрехи, но, поскольку речь пойдет о восприятии, придется вторгаться на их территорию. Так же как и всю окружающую действительность, человек воспринимает фотографию одновременно на нескольких уровнях: сознательном, подсознательном и бессознательном. На первом, зритель анализирует информационную составляющую, иначе говоря, смысловую нагрузку предметов и объектов, изображенных на фотографии. Телефон, авторучка, часы, очки, автомобиль, штакетины забора, кресло, телевизор, яблоки… все объекты, окружающие нас, имеют вполне определенную функциональную и социальную нагрузку. Человеческое сознание «распознает» объекты, анализирует их форму, фактуру, цвет, взаиморасположение и «генерит» гипотезу отношений, рождая первичные эмоции. Параллельно, в подсознании идет куда более сложный процесс: все то, что составляет фотографию, вписывается в контекст человеческой культуры и отдельно взятого социального опыта. Взять хотя бы яблоко – тут и Эдемский сад, и Елена Троянская, и бунинские антоновские яблоки, и дедушкина дача, на которой приключилась первая любовь. В глубинах памяти рождаются ассоциации, как правило, у каждого свои. Некоторые из них всплывают в локус* сознания, каждый со всей своей эмоциональной окраской, другие «нагружают» эмоциональную сферу зрителя непосредственно, минуя осознавание.

«Трудный выбор, которого нет»

создание художественного образа

Очень символичный и легко наполняющийся богатым смысловым содержанием снимок. Дорога, снег, кусты и три очень разных персонажа в кадре сразу наводят на грустно-лирические размышления. Однако при всем спокойствии и пасмурности снимка он наполнен движением жизни. Сознание «идентифицирует» с социальных позиций и оценивает роли персонажей в кадре: собака как будто остановившаяся в задумчивости «куда идти» и ее возможная принадлежность к другим персонажам или, напротив – потенциальная опасность; старушка не просто бредущая по обочине, а буквально уходящая «с дороги жизни»; мужчина нагруженный бременем забот, уверенно шагающий по «дороге жизни». Заснеженность, монотонность фона и невыразительные кусты только усиливают общее впечатление, не отвлекая внимания на себя. Подсознательно воспринимаемая диагональ дороги из правого нижнего угла в левый верхний, дополняет ощущение движения и преодоления. Равносторонний треугольник, образованный фигурантами этого кадра, гармонизирует снимок, а его наклон добавляет динамики. Глядя на эту работу, впору поразмышлять о трудностях жизненного пути и сложности человеческих отношений.

Кстати говоря, название фотографии или текст, присутствующий в изображении, идут по другому каналу восприятия (вербальных коммуникаций) и потому затрагивают иные струны человеческой души. Часто название (или комментарий) могут усилить впечатление, иногда изменить, а порой и ухудшить. Поэтому продумыванию соответствия названия картинке стоит уделять больше времени.

Но и это еще не все. Одновременно с этими процессами работает бессознательное «Я», о котором так много говорил Зигмунд Фрейд. Например, то же самое «золотое сечение» несет позитивные эмоции буквально на физиологическом уровне. Похожим образом могут «работать» и тональность снимка, характер линий, углы и контрасты, цветовая гамма и многое другое, неспособное достучаться до сознания, но вторгающееся со своим багажом в эмоциональную сферу. Так и рождается художественный образ, дающий неповторимый эмоциональный контекст, связанный с фотографией. То, насколько масштабны эмоции зрителя и определяет, в конечном счете, уровень художественности конкретного зрительного образа для конкретного человека.

«Светлое и темное»

восприятие художественного образа

Весьма лаконичный снимок, просто передающий красоту природного объекта. Здесь хочется остановиться только на одной интересной детали – зеленые травинки не несут смысловой нагрузки. Однако, расфокусированные и с трудом читающиеся на заднем плане, они одновременно поддерживают цветок и вносят толику движения в кадр. Белый цветок на темном фоне – сама чистота и нежность. Какие этот кадр вызывает ассоциации, как действует на подсознание? Здесь вряд ли разумны обобщения, поскольку красота природы абстрактна и действует на каждого из нас очень субъективно.

Согласитесь, по большому счету, не важно, какие эмоции, вызванные сильной фотоработой, преобладают: светлая радость или не менее светлая печаль, или гнев, или злость. Ведь искусство для того и существует, чтобы будить чувства и давать эмоциональный опыт, предостерегать и поддерживать, вселять надежду и облагораживать. Хотя, конечно же, любому нормальному человеку хочется положительных эмоций, и потому так естественно стремление к красоте, свету и радости.
Эмоции! Почему мы ставим их во главу угла? Наверное, потому, что все, к чему стремится человек, так или иначе связано со стремлением к определенному состоянию. У каждого это состояние свое, кому-то нужен адреналиновый драйв, кому-то уединение и покой, но все мы хотим именно эмоционального комфорта. Так нас запрограммировала природа. Попробуйте опровергнуть, если несогласны.
Но вернемся к практике. Вопрос: как добиться ярких, эмоциональных снимков? Конечно, универсального рецепта нет, и мы не ставили себе цели найти его. Сегодня мы хотим сформулировать одно простое и самое важное правило: фотография должна быть эмоциональной. Она может быть сделана в нарушение всех законов и принципов, но никогда хороший снимок не должен оставлять зрителя равнодушным. Именно к чувствам зрителя должен обращаться художник, поскольку восприятие на сознательном уровне, как это не парадоксально прозвучит, более субъективно и менее эмоционально, чем на бессознательном. Но это о фотографии как искусстве, об обращении к большим аудиториям, если взять совсем глобально – ко всему человечеству.

Читать еще:  История развития культуры и искусства. История культуры и искусств: Конспект лекций

«Не подходи ко мне…»

восприятие художественного образа

Эту фотографию трудно назвать портретом в прямом смысле, но она интересна для рассмотрения. Первое, что бросается в глаза – несоразмерно большая рука на переднем плане. По размеру и весу она не просто спорит с лицом, она доминирует. Такое положение руки явно не добавляет женственности и привлекательности образу. Бокал с коньяком тоже не вполне женский атрибут и тоже на переднем плане. Такой снимок можно было бы назвать «портрет руки с коньяком». Однако вместе с положением головы и выражением лица создается достаточно целостный образ отрешенности и независимости, как бы отгороженности от зрителя. Даже не очень явно присутствующий в кадре перстень в форме крестика словно отгоняет злых духов. И согласитесь, что-то в этом образе притягивает. Возникает подсознательное желание нарушить это отрешенное уединение.

Правда, большинство фотолюбителей таких целей не ставят, а фотографируют для удовольствия – как собственного, так и близких людей. Что важно в этом случае? Чаще всего фотографируют портреты – индивидуальные или групповые: Вася, Маша и Петя на природе, мы с Машей на фоне Рейнского собора, просто Маша на пленэре. И здесь одной констатацией – я, Маша и собор не обойтись, нужно, чтобы Маша осталась довольна тем, как цвет соборной кладки оттеняет природную белизну (или мягкую теплоту загара) ее кожи. Проще говоря, нужно сделать комплимент. И чем лучше вы будете знать персонаж, который фотографируете, чем лучше будете представлять, каким он сам хотел бы себя видеть, тем выше вероятность, что впоследствии ваша Маша поместит карточку в семейный фотоальбом и будет глядеть на нее с удовольствием, а на вас с восхищением. Эмоции на первом месте!

Проходит время, накапливается опыт и у человека с фотоаппаратом появляется желание сделать фотообраз, передающий его настроение, состояние души. Появляется желание поделиться увиденным, стремление к самовыражению и самореализации через фотоискусство. Вот тогда, собственно, и рождается Фотограф.

И под занавес темы несколько слов о сознательном и бессознательном в работе фотографа. О том, можно ли измерить алгеброй гармонию и стоит ли к этому стремиться. Можно взять фотоаппарат, навести его на любой объект и пытаться выстроить композицию: согласуясь с правилом трех третей, выискивая диагонали, треугольники, «точки внимания», делая акцент на переднем или заднем плане (подробно о построении гармоничной композиции мы писали в номере) – это осознаваемая часть работы. Можно поступить иначе: не строить кадр из того, что первым туда попало, да и вовсе его не строить, а поискать видоискателем какой-то красивый объект, фрагмент действительности, который не оставит вас равнодушным и не оставит равнодушным зрителя, будучи вырванным из событийного контекста. Постоянно практикующий фотограф вычленяет подобные «картинки» даже не имея в руках фотоаппарата. Он не пытается слепить «красоту» посредством технических приемов, а видит ее, а уже затем при помощи знаний и опыта, используя технические приемы и правила композиции, старается подчеркнуть, сделать ярче, максимально передать свои впечатления зрителю. В этом случае основная работа происходит на подсознательном уровне, а значит больше шансов, что снимок найдет отклик в сердцах зрителей: повторим еще раз, бессознательное восприятие более объективно, чем сознательное. Таким образом, мастерство фотографа проявляется в умении необыденно фотографировать (а прежде всего видеть) обыденные вещи, именно обыденные, тысячи и тысячи раз виденные, и только на фотографии впервые «заигравшие» по-особому, заряжающие яркими эмоциями. Тут надо оговориться: умение видеть – это как музыкальный слух – у кого-то он лучше, у кого-то хуже, у кого-то он абсолютный. Те, кто этой способности лишен, используя нехитрые правила, о многих из них мы уже рассказывали, могут создавать добротные качественные снимки, технически безупречные. Но для создания талантливых фотографий, для фотографий как произведений искусства умение видеть обязательно, и его, как и музыкальный слух, можно и нужно развивать, превращая в точный инструмент. А самое главное «душа обязана трудиться…», тогда будет развиваться и вИдение и мастерство.

«Один в поле воин» — восприятие художественного образа

Очень динамичная, экспрессивная фотография. Одиночество, пронзительность света, колючесть холода. Наклон линии горизонта, как правило, нежелателен, однако здесь именно этот прием наполняет снимок движением, борьбой и преодолением. Какие у вас возникают ассоциации, мысли, эмоции? Попробуйте сформулировать сами.

В немалой степени на подсознательное восприятие изображения влияет конечно же цвет. Как известно, цвет может быть спокойным и агрессивным, теплым и холодным.
Включая в свой кадр, определенный набор цветов, гармонизируя общую тональность или создавая контрастную, противоречивую гамму, можно настроить зрителя на то или иное эмоциональное состояние. Создать своего рода прелюдию для последующего восприятия.
Еще больше усилить эмоциональную нагрузку кадра можно и формой включаемых в кадр объектов. От того, какие линии формы предметов будут преобладать в кадре, будет зависеть и эмоциональное воздействие на зрителя.
Плавные, округлые формы и линии в кадре настраивают на спокойные, положительные эмоции на бессознательном уровне, а острые углы и жесткие линии способны наоборот – подчеркнуть ритм, движение, экспрессию и даже агрессию фотографии.

Художественный образ произведения как одна из форм отражения реальной

Усова Ирина Викторовнакандидат филологических наук, доцент кафедры «Социально-культурный сервис», Волгодонский филиал, Донской государственный технический университет, г. Волгодонск, Россия

Образ — понятие литературоведческое. Художественный образ является основной клеточкой, из которой вырастает система образов, составляющих целостное произведение. Обычно под художественным образом понимают воспроизведение типических явлений жизни в конкретно-индивидуальной форме. Такое воспроизведение или отражение жизни свойственно искусству, идеологии, художественно осваивающей мир. Художественный образ несет в себе «обобщение», поскольку выступает как специфический способ воспроизведения объективной реальности с позиции определенного эстетического идеала конкретно чувственной, непосредственно воспринимаемой зримой форме. Эстетическое создание художественного образа создается посредством воплощения реального содержания человеческой жизни [8, c. 54] .

Признание диалектической природы, многослойности художественного стало общепринятым в нашей эстетике. Но далеко не все составные, слагающие его, исследованы в полной мере. Одной из составляюзщих художественного образа является соотношение в нем общественно необходимого, выступающего как социально-детерминированное и художественно-обусловленное, с одной стороны, и неповторимого, уникального, новаторского, идущего от творческой индивидуальности художника, с другой стороны.

Однако мало признать наличие в художественном образе общественно необходимого и индивидуально неповторимого, задача заключается в том, чтобы обнаружить органический характер их взаимопроникновения, их диалектическое единство [9, c. 32] .

Индивидуальная неповторимость образа не означает какую-то оригинальность, принципиальную обособленность от общезначимого, общественно необходимого. Она лишь указывает на его единственность, невозможность равнозначного повторения, замещения другим образом. В то же время это не мешает художественному образу нести и в себе и в содержании, и в форме, всеобщее, близкое и понятное людям, выражающее общественные потребности, являющееся одной из форм общественной коммуникации [2, c. 87] .

Диалектическое единство индивидуально неповторимого и общественно необходимого проявляется на разных уровнях художественного образа, начиная с предмета искусства и включая содержание и форму. Непосредственно представить механизм этого сопряжения на уровне предмета искусства позволяет категория «общеинтересного», выдвинутая Н.Г. Чернышевским. Сознает это или нет художник, но его выбор темы, сюжета и т.д. обусловлен. Будучи сыном своего времени, представителем той или социальной группы, художник вольно или невольно воплощает в своем творчестве то, что волнует или только начинает волновать его современников. «Общеинтересное», выступающее как предмет искусства, формируется в ходе социального развития общества. Это те или иные проблемные вопросы общественного развития, взятые в аспекте их «человеческой» значимости. Безусловно, формы непосредственного проявления «общеинтересного» бесконечно разнообразны и всегда носят конкретно-исторический характер, но, тем не менее, можно выделить два уровня существования «общеинтересного», конечно, теснейшим образом связанных между собой [9, c.36] .

Первый, более подвижный, уровень «общеинтересного» порождается измениями, происходящими в общественном бытии, в образе жизни людей, их практической жизнедеятельности. Это познавательно-тематическая форма «общеинтересного». Отвечая на эту общественную потребность, образное мышление творцов искусства пытается художественно обобщить и осмыслить новые явления социального бытия людей, вскрыть их значимость для совершенствования человеческой жизнедеятельности.

Второй уровень «общеинтересного», который можно определить как идейно-эмоциональный, порождается изменениями, происходящими в сфере общественного сознания, общественной психологии. В этом случае стрелка общественного интереса указывает не столько на реальные жизненные события, выражающие собой изменения в сфере социально-экономического состояния общества, сколько на вызванные этими изменениями (или переоценивающиеся) идеи и настроения, мысли и чувства [3, c. 14] .

Оба эти слоя теснейшим образом связаны между собой и подчинены задаче правдивого воспроизведения жизни. Конечно, идейно-эмоциональный слой очень важен, он занимает ведущее положение, так как искусство есть форма познания прежде всего духовного содержания жизни и отстаивания посредством этого познания человеческих идеалов.

Читать еще:  Пример силы воли в литературе. Проблема роли музыки в жизни человека

Но познавательно-тематический «слой» произведения также очень важен. В нем заключено исследование событийной, конфликтной, объектной стороны жизни. Искусство не сводится к абстрактной интерпретации человека, в которой оказываются неразличимы профессиональные, возрастные и другие черты людей, особенности той или иной социальной группы [7, c. 68] .

«Общеинтересное» никогда не может быть общеизвестным и общепринятым, в нем проявляется то, что составляет для общества нерешенную проблему.

Можно выделить несколько этапов в осознании людьми «общеинтересного», оно начинается с его выявления. Часто бывает необходимо обнаружить само возникновение проблемного явления, скрытого до времени в повседневном течении жизни. Для этого нужно выйти за рамки устоявшегося, общепринятого, освободиться от инертного, проникнуть через поверхностную видимость, «кажимость» в подспудное существо развивающегося явления. Выполнить эту роль по силам лишь неповторимой творческой индивидуальности, способной вырваться из плена привычных представлений, и в тоже время в силу своей социальной представительностии, принадлежности к передовым общественным силам, чутко ощущающей глубинное движение общественного развития. Таким образом, явление часто начинает осознаваться как «общеинтересное» после того, как оно оказывается открытым и художественно осмысленным, благодаря зоркой наблюдательности, своеобразности взгляда на мир художника, его умению в особенном, единичном увидеть проявление развивающейся тенденции.

Нередко искусству удавалось быть впереди. Но в этом случае художественный образ обычно лишь ставит проблему, дает первоначальный материал теоретикам и политикам для изучения общественных движений своего времени [9, c. 37] .

Итак, основной сферой проявления эстетической функции языка является художественная литература, которая отражает окружающий нас мир в особом образном строе. Образ выступает основным средством художественного обобщения действительности, знаком объективного коррелята человеческих переживаний и особой формой общественного сознания. К тому же образ в искусстве — это субъективное отражение реальности [4, c. 74] .

Такие фразы как, «художник мыслит образами, искусство — это отражение действительности в форме чувственных образов, образ — первооснова художественного творчества» и тому подобное легко обнаружить в любом исследовании по эстетике, теории литературы, стилистике художественной речи. Ни одна из них не вызывает возражений, и все они, в общем, подчеркивают специфику художественного мышления, воплощенную в произведении. Все приведенные выше высказывания оперируют словом «образ» в его главном, общеэстетическом значении: в прекрасном идея должна нам явиться воплотившейся в отдельном чувственном существе; это существо, как полное проявление идеи, называется образом [1, c. 216] .

Под художественным образом понимается не просто форма наглядного представления о действительности, но способ воспроизведения действительности в живой, конкретно-чувственной форме с позицией определенного эстетического идеала. Создавая художественный образ, автор опирается на образный потенциал слов, на их способность выразить представления о денотате: зрительные, осязательные, слуховые, моторно-двигательные и т.д.

Образный потенциал слов определяется их выразительными возможностями. Выразительные возможности слов — это языковая основа их образности (смысловая, стилистическая, грамматическая, звуковая). Образный потенциал лексических единиц трактуется как психологическая основа их образности, т.е. их способность выразить конкретно-чувственные и эмоционально-оценочные представления об обозначаемом, возникающем в сознании носителей языка при восприятии слова вне контекста. Значимость этих понятий обусловлена тем, что «образность» художественной литературы рассчитана на ассоциативность представлений. Важно и то, что художественный образ в тексте формируется на базе представлений, порождаемых словами вне контекстной реализации [3, c. 10] .

Образ формируется в сознании читателя, воспринимающего текст. Он создается на основе слова в тексте при участии других языковых средств разных уровней. Динамику образа можно проследить, основываясь на его анализе во все более расширяющихся контекстах. Поскольку образность получает твердую смысловую базу в значениях слов, особенно важна семантическая связь различных языковых средств текста. При этом в восприятии читателя слово обрастает различными смысловыми и эмоционально-оценочными оттенками, то сгущенными контекстом, то ослабленными им. Активность разных языковых единиц неодинакова: образную перспективу имеет каждое слово, но «длина» образуемых им в сознании читателя ассоциативных линий различна, как различно участие слов в создании образа. Это зависит от их выразительных возможностей и специфики конкретного употребления. То и другое, т.е. отбор языковых единиц и характер их функционирования, всецело определены замыслом писателя [5, c. 73] .

В художественном произведении языковая структура является средством формирования «общей образности», предполагающей «неизбежную образность каждого слова», каждого элемента текста. В образной структуре произведения языковая форма выступает как содержательная. Контекстуальная сочетаемость элементов, эстетически мотивированная, создает условия для установления особых в их языковой или графической оболочке, и внетекстовыми, символическими значениями, взаимодействие которых ведет к образованию лингвоэстетического подтекста, образной смысловой структуры произведения [7, c. 70] .

Нужно отметить, что для художественного изображения действующих лиц автор пользуется наряду с другими средствами речевой характеристикой, т.е. особым набором слов, выражений, синтаксиса, отображающими как речь социальной среды, к которой принадлежит персонаж, так и его индивидуальный характер. Речевая характеристика персонажа не ограничивается его прямой речью. Речь персонажа различными способами проникает в авторскую и переплетается с ней.

Работа автора над словом как средством выражения образа многогранна и сложна, так как в этой работе приходится следить за тем, чтобы даже и звуковая оболочка не мешала восприятию образа, заключенного в слове. Характер образа определяет, какие формы языковой передачи речи персонажа выбраны, — прямая речь, косвенная речь или несобственно-прямая речь. Если писателю речь героя нужна как средство его характеристики через самый строй его речи, его интонации, подбор слов, он прибегает к форме прямой речи. Если эта сторона для него в данном случае не так важна, если для него важнее смысловое содержание его высказывания, он прибегает к косвенной или собственно-прямой речи [9, c. 41] .

Речевая партия персонажа может быть представлена в двух видах -произнесенной (внешней) и непроизнесенной (внутренней) речи. Первая играет существенную роль в движении сюжета. Вторая непосредственного участия в развитии событий не принимает, но сосредотачивает в себе их мотивировку, вскрывает их причинно-следственные связи и истинные отношения, обнажает их сущность.

При изображении внутренних переживаний персонажа, его мыслей, его впечатлений от происходящего используется внутренний монолог или пережитая речь, несобственно-прямая речь. Основная ее функция -изображение ситуации изнутри с позиции лица, ее непосредственного переживающего, а ее звуковое выражение представляет собой сплав речи персонажей и речи автора. Внутренняя речь — категория не лингвистики, а психологии. Она выполняет функцию реализации мысли.

Основная характеристика героя разворачивается в его речевой партии, которая представлена диалогом и внутренней речью. Здесь обуславливаются причинно-следственные связи явлений и фактов и явно или скрыто раскрывается характер персонажа. Несобственно-прямая речь и по форме, и по содержанию занимает промежуточное место между авторским повествованием и речью героя. В прозаических произведениях нередко обнаруживаются все типы изложения и их разновидности.

Другие функции выполняет еще один вид внутренней речи, который можно называть внутренней реакцией персонажа. Внутренняя реакция обычно выделяется скобками или тире из диалога или авторского повествования. Отражая эмоциональное восприятие события героем, малые вкрапления внутренней речи постоянно имеют в своем составе эмоционально или стилистические окрашенные единицы [6, c. 110] .

Конечно, существует множество лингвистических средств для создания художественных образов в арсенале писателя. Выбор тех или иных средств характеризует индивидуальный стиль писателя.

Список литературы

1. Бабенко Л.Г. Казарин Ю.В. Лингвистический анализ художественного текста/Л.Г. Бабенко, Ю.В. Казарин. — М.: Флинта наука, 2004. — С. 216.

2. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики/М.М. Бахтин. — М.: Просвещение, 1975. — С. 87.

3. Белянин В.П. Психологическое литературоведение/В.П. Белянин. — М.: Генезис, 2006. — С. 10, 14.

4. Виноградов В.В. Проблемы содержания и формы литературного произведения/В.В. Виноградов. — М., 1955. — С. 54, 74.

5. Дмитриева Н.А. Изображение и слово/Н.А. Дмитриева. — М.: Просвещение, 1962. — С. 73.

6. Кухаренко В.А. Интерпретация текста/В.А. Кухаренко. — Л., 1979. — С. 110.

7. Лосев А.Б. Диалектика художественной формы/А.Б. Лосев. — М.: Просвещение, 1927. — С. 68, 70.

8. Матиев К.В. Природа художественного образа/К.В. Матиев. — М.: Наука, 1985. — С.54.

9. Панпурин В.А. Художественный образ/В.А. Панпурин. — М.: МГУ, 1997.—53 с.

Источники:

http://www.syl.ru/article/365875/chto-takoe-hudojestvennyiy-obraz-v-literature
http://fotokto.ru/blogs/hudozhestvennii-obraz-fotografii-12593.html
http://www.alba-translating.ru/ru/ru/articles/2016/usova.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector