Художники белоруссии живопись. Знай наших: знаменитые выходцы из Беларуси
Россиянин собрал уникальную коллекцию картин художников-эмигрантов из Беларуси
28 января 2011 в 20:52
Кастусь ЛАШКЕВИЧ, TUT.BY
Белорусский интерес российского галериста
Александр Хочинский — антиквар и коллекционер живописи, владелец крупнейшей частной галереи Москвы “Богема”, что на Новом Арбате. Предметы из коллекции галереи, приобретенные за годы у наследников знаменитостей и частных лиц, выставлялись на престижнейших выставках в России и за рубежом.
Вместе с тем имя собирателя искусства не однажды упоминалось в связи со скандалами. “До недавнего времени Александр Хочинский занимал особую нишу в российской столице, которая в равной мере известна и своим богатством, и своей коррупцией. Он был антикваром и специализировался на том, что поставлял шикарную “смазку”, чтобы подмазывать людей со связями в правительстве и других высокопоставленных кругах”, — писала осенью 2009-го авторитетная The New York Times.
Уникально другое. Хочинский собрал богатую коллекцию картин выходцев из Беларуси, обретших мировую славу в качестве воспитанников “Парижской школы” (L’École de Paris). Под последней подразумевается интернациональное сообщество художников, сложившееся в основном в 1910-20-е годы в парижском районе артистической богемы Монпарнас.
Поясним, по доле мировых знаменитостей на душу населения, появившихся на свет на нашей земле, Беларусь занимает одно из первых мест в планетарном рейтинге. Однако до последнего времени наследие наших великих земляков оспаривал кто угодно, только не мы сами. И вот человек, не имеющий прямого отношения к Беларуси, берется за дело с белорусских национальных позиций…
Имя одного из “учеников” “Парижской школы”, прославившего на весь мир родной Витебск, давно известно каждому. Это Марк Шагал. Его младший товарищ уроженец Смиловичей Хаим Сутин стал по-настоящему известен на родине лишь в последнее десятилетие. А вот Михаил Кикоин, Осип Любич, Шрага Файбиш (Сэм) Зарфин и Пинхус (Павел) Кремень в Беларуси знакомы лишь специалистам-искусствоведам.
Дабы исправить несправедливость, Александр Хочинский на безвозмездной основе предложил Национальному художественному музею Беларуси картины Сутина, Кикоина, Любича, Зарфина и Кременя из собственной коллекции для организации первой в истории Беларуси подобной выставки. Но…
“Где его наследие, мы не знаем”. — “Все у меня!”
— Александр Яковлевич, вы как-то связаны с Беларусью? — корреспондент TUT.BY нашел известного галериста в Нью-Йорке.
— Только гипотетически. Есть версия, согласно которой фамилия Хочинский происходит от одноименных лесов в Беларуси. Возможно, в одном из близлежащих к ним еврейских местечек когда-то жили мои предки.
— Вышеупомянутых художников вы называете белорусскими, а во Франции их считают французскими, в Израиле — еврейскими, а в России — русскими…
— Самого знаменитого уроженца Беларуси Марка Шагала, конечно, трудно назвать только белорусским или только французским. Однако, на мой взгляд, в первую очередь он белорусский. Он родился, вырос, впитал соль белорусской земли, которая стала основой его творчества.
Долгое время все думали, что Беларусь ничего не дала миру. Оказалось, что очень даже много. И Шагалом это “много” не ограничивается. Об этом нужно помнить! Государство, которое забывает свою историю, обречено.
— Как давно вы заинтересовались белорусской темой?
— Лет десять назад. Конечно, все начиналось не с Беларуси, а с самих художников. Когда тебе что-то нравится, начинаешь интересоваться, копать. Тогда в российских источниках ни про кого из них, кроме Сутина, практически ничего не было.
Искал в основном во Франции. Только представьте: “Парижская школа” насчитывала, может, полторы тысячи художников со всего мира! В поисках лучшей жизни, творческой свободы и желания реализовать свой талант они поселились в парижском районе Монпарнас. Одни получили образование во Франции, другие, самородки, нигде не учились. Богатые и успешные помогали бедным и неизвестным. Они делили жилье, пищу, выпивку и женщин. И среди них было немало выходцев из Беларуси.
Используя свои грандиозные связи среди западных искусствоведов, мне удалось собрать коллекцию примерно из 200 картин белорусских мастеров. И это не только Сутин, Кикоин, Любич, Зарфин и Кремень. Просто эти пятеро были в самом “центряке” Монпарнаса.
— Трудно ли было собрать эту коллекцию?
— Когда я только начинал этим интересоваться, покупал недорого — к примеру, 2 тысячи евро за картину и т.д. Сегодня все знают Хаима Сутина, а его земляка из Смиловичей Сэма Зарфина, по сути, я и открыл. Еще год назад покупал его буквально за копейки — 300-500 евро. Теперь уже ничего купить невозможно — все либо в музеях, либо в частных коллекциях, да и цены другие.
В Национальном художественном музее Беларуси нет ни одной картины земляков – воспитанников “Парижской школы”. Руководство музея мне жаловалось: “Мы пытались что-то приобрести. Нашли родственников Кикоина, но у них ничего нет. Где его наследие, не знаем”. На что я ответил: “Все у меня”. Скажем, работ Павла Кременя — более полусотни. Кикоина, конечно, меньше, но он и подороже.
Конечно, самый дорогой в этой коллекции Сутин. Сегодня он дороже обычных вещей Шагала. “Обычными” я называю поздние работы витебчанина. Ранние (витебский период) — либо в частных коллекциях, либо в музеях. Так вот, хорошие поздние картины Шагала стоят 2,5-3,5 млн евро, а Сутина – 7, 8, 13 млн…
— Когда и на кого вы выходили с предложением организовать выставку белорусских художников “Парижской школы”?
— В 2009 году я разговаривал и с директором, и с заместителем Национального художественного музея Беларуси. Услышав про мою коллекцию, они прямо обалдели — не представляли, что такое может быть. Я им и говорю: “Выставку хотите? Будет мировая сенсация. Люди приедут из Парижа, Нью-Йорка… Почти вся коллекция — в моей галерее на Новом Арбате. Всего 700 метров от здания правительства. Приезжайте, смотрите!”. Они сразу: “Да, да!”. И тишина.
Была соответствующая публикация в журнале Союзного государства, после которой — мне достоверно известно — моя идея нашла поддержку у руководства Беларуси. Однако никаких действий со стороны Национального музея не последовало.
— Что вы готовы предложить для показа?
— Нормальная выставка — это 50 картин. Я готов безвозмездно предложить 100 полотен авторства пяти вышеназванных мастеров, а также других художников родом из Беларуси, принадлежавших “Парижской школе”. Никто никогда не объединял их по белорусскому признаку. Никто никогда не выставлял их вместе. Очевидно, что это бы стало историческим событием не только для белорусского, но и для европейского искусства.
НХМ: “Решили не связываться с коллекционерами, тем более московскими”
“Как вы сказали… Хочинский? Я знаю других российских коллекционеров, а такого что-то не припомню, — ответил на вопрос корреспондента TUT.BY генеральный директор Национального художественного музея Владимир Прокопцов. — Может быть, он загнул большую страховку, потому мы и отказали… Если у него есть оригиналы Шагала, Сутина, пусть мне позвонит”.
Правда, найти след переговоров между российским галеристом и руководством главного белорусского музея нам все же удалось.
“Да, был такой разговор, — припомнила в беседе с корреспондентом TUT.BY заместитель Прокопцова по научной работе Надежда Усова. — Возможно, у него и хорошая коллекция, но она частная и в любом случае нуждается в проверке. Для этого потребуется высылать в Москву эксперта. Да и что мы будем делать ему рекламу, чтобы потом подороже продать свои картины? Потому решили не связываться с коллекционерами, а тем более московскими. У нас же Национальный художественный музей!”
Однако, как оказалось, в плане музея на 2012 год все же запланирована выставка “Белорусские выходцы “Парижской школы”.
“Это будет выставка прямо из Парижа, а не из частной коллекции. Семь художников: Сутин, Кикоин, Кремень и другие. ” — сообщила Надежда Усова.
По словам представителя НХМ, на ее организацию потребуется год, и сегодня переговоры с французскими музейщиками и потенциальными спонсорами находятся на начальной стадии.
“Мои мечты и желания — это одно, но пока не решен финансовый вопрос, говорить о конкретике нет смысла, — отмечает представитель музея. — Транспортировка из Парижа, страховка — все это очень дорого, десятки тысяч евро. Потому, думаю, придется ограничиться парой живописных картин каждого художника и большим числом графических работ”.
“Реклама больше нужна Беларуси, а не мне”
“По пару акварелей — смешно. Опять политика важнее качества, — отреагировал на заявление представителя НХМ Александр Хочинский. — Все картины из моей коллекции подтверждены французскими экспертами и каталогами, участвовали в выставках. А реклама больше нужна Беларуси, а не мне. У меня ее достаточно — и хорошей, и не очень (конкуренты клеветой не брезгуют)”.
По словам коллекционера, во всем цивилизованном мире организаторы выставок (принимающая сторона) должны гарантировать возврат собственности владельцу при любых обстоятельствах. В счет этой гарантии входит и страховка.
“В зависимости от размера и характера выставки моей коллекции, общая оценка картин может составить, скажем, 5 млн евро, — объясняет Хочинский. — Если страховой случай — 0,5%, то страховой взнос навскидку — 10-15 тысяч евро. Поскольку возможности самих музеев ограничены, страховка обычно покрывается либо спонсорами, либо самими страховочными компаниями в обмен на рекламу. Это не бог весть какие деньги, и уверен, найти спонсора на такую выставку не проблема”.
Художники белорусской земли: часть первая
Когда разговор заходит об известных белорусских художниках, то редко продвигается дальше пары-тройки фамилий. И не потому, что не было в нашей стране больше талантливых мастеров, просто не так много мы говорим о белорусском искусстве. В трендах держатся всемирно признанные творцы, а лидеры национального искусства остаются в тени. Адукар решил исправить эту оплошность и рассказать о прекрасных белорусских художниках, знать о которых стоит.
Иван Хруцкий (1810—1885) — известен своими натюрмортами и групповыми портретами, работал в русле русской академической школы. Родился на Витебщине в семье греко-католического священника. Среднее художественное образование получил в Полоцке. В 17 лет переехал в Санкт-Петербург, где брал уроки английского живописца Джорджа Доу, одновременно занимаясь в Императорской Академии художеств.
Известнейшее полотно художника — «Портрет неизвестной с цветами и фруктами» (1838), фрагмент которого изображён на купюре в 1000 рублей 2000 года
После смерти отца Хруцкий вынужден был уехать из культурной столицы, ведь без главной опоры осталась его мать и пятеро младших братьев и сестёр. Мальчишек художник забирает в Петербург, где сам продолжает трудиться в поте лица, зарабатывая на жизнь написанием портретов. А после возвращается в родные места и покупает под Полоцком землю, где по своему проекту строит дом и разбивает сад. Если ознакомиться с дальнейшими событиями в жизни живописца, можно сделать вывод, что множество тайн его биографии так и не было раскрыто.
Иван Хруцкий. «Портрет мальчика в соломенной шляпе»
Леон Бакст (1866—1924) — художник, сценограф, иллюстратор и дизайнер, один из законодателей европейской моды на экзотику, участник знаменитого объединения «Мир искусства». Произвёл в своё время настоящий фурор во Франции. А родился в Гродно, в ортодоксальной еврейской семье. После окончания гимназии уехал в Санкт-Петербург, был вольнослушателем в Академии Художеств. В свободное время подрабатывал созданием книжных иллюстраций. Дальше Бакста ждала целая вереница событий: художественные выставки, жизнь в Париже, общение с единомышленниками, преподавание живописи детям великого князя Владимира, брак с дочерью основателя знаменитой Третьяковской галереи и связанное с этим принятие другой веры, развод и возвращение к иудаизму…
Леон Бакст. «Древний ужас» (1908). Одна из наиболее известных картин художника
С 1910 года Бакст живёт в Париже, где раскрывает свой талант в создании театральных декораций.
Эскиз к балету Сергея Дягилева «Шахерезада» (1910) Эскиз костюма Жар-птицы к балету «Жар-птица» (1922). Одно из немногочисленных произведений художника, возвращённых на родину, в Беларусь
Язеп Дроздович (1888—1954) — один из самых необычных белорусских мастеров ХХ века. Родился в бедной дворянской семье на хуторе Пуньки Глубокского района. Учился в Виленской рисовальной школе у профессора живописи Ивана Трутнева. Служил в армии, работал учителем рисования в столичной женской гимназии, как иллюстратор активно сотрудничал с журналами и газетами. Писал ковры, собирал народные песни и обрабатывал для словарей лексику народного языка. Издал популярную книгу по астрономии «Нябесныя бегі», написал графическую серию картин на космическую тему.
Язеп Дроздович «„Сатурнианский“ пейзаж» (1931)
Вышеперечисленные факты дают право утверждать, что Язеп Дроздович был всесторонне развитой личностью. В наши дни его сравнивают с Константином Циолковским, Микалоюсом Чюрлёнисом и даже Леонардо да Винчи. Тем не менее, необычный и многогранный талант художника был не понят его современниками. Он умер в возрасте 65 лет в крайней нужде.
Витольд Бялыницкий-Бируля (1872—1957) — живописец-пейзажист конца XIX — первой половины XX века, представитель лирического направления. Уроженец Могилёвщины. Родился в семье мелкого арендатора. Отец мальчика работал в днепровском пароходстве и часто брал его на плавание по Днепру, Припяти и Сожи. Бялыницкий-Бируля учился сначала в Киевском кадетском корпусе, а затем перешёл в Киевскую рисовальную школу. Позже поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В Москве познакомился с Исааком Левитаном, работал в его мастерской. Под влиянием педагогов увлёкся пейзажем.
Витольд Бялыницкий-Бируля. «Зимний сон» (1911)
Художник постепенно набирал популярность, демонстрируя свои картины на различных выставках, удостаиваясь высоких званий и наград. Большую часть своей жизни мастер провёл в небольшой усадьбе в Тверской губернии под названием «Чайка», которую сам и отстроил. Белорусским писателем Виктором Карамазовым была написана повесть «Крыж на зямлі і поўня ў небе», посвящённая жизненному и творческому пути живописца.
Витольд Бялыницкий-Бируля. «Ранняя весна» (1913)
Виталий Цвирко (1913—1993) — белорусский живописец и педагог, лауреат Государственной премии БССР. Родился на Гомельщине в семье сельских учителей. Отец будущего художника во многом содействовал формированию художественного вкуса у своего сына: стены дома семьи Цвирко были увешаны репродукциями работ таких русских художников, как Василий Перов, Илья Репин, Иван Крамской. Когда они переехали в Минск, рисунки Виталия Цвирко были замечены школьными педагогами, которые стали давать ему частные уроки. Особое влияние на развитие творческой личности художника, к слову, оказал белорусский писатель, поэт и драматург Кондрат Крапива.
Виталий Цвирко. «Зимний пейзаж» (1976)
В 1929 году будущий художник поступил в Витебский художественный техникум, по окончании его жил и работал в Минске. Колоссальный успех на выставке в Москве приводит его в Московский Художественный институт имени Сурикова, где он учится у известных мастеров русского пейзажа. В 1944 году Цвирко вернулся в Минск и активно занялся творчеством и преподавательской деятельностью.
Виталий Цвирко. «Бабье лето» (1980)
Михаил Савицкий (1922—2010) — культовая фигура в белорусском искусстве. Родился в деревне Звенячи Толочинского района Витебской области. Юность будущего Народного художника Беларуси совпала с кровавыми событиями Великой Отечественной войны. В возрасте 20-ти лет он участвовал в боях за Севастополь, прошёл несколько концлагерей — эти события оказали мощное влияние на мировоззрение Савицкого, что и отразилось позже в его творчестве. Художественное образование он получил после демобилизации: окончил Минское художественное училище в 1951 году, затем учился в Московском художественном институте имени В. И. Сурикова. Жил и работал в Минске. Первым в стране награждён орденом Франциска Скорины (в 1997 году).
Савицкий — создатель уникальной серии картин «Цифры на сердце», посвящённой узникам концлагерей. «Проклятие фашизму» (1979) — одна из картин этой серии) Михаил Савицкий. «Партизанская мадонна» (1978). Одна из известнейших работ мастера
Многие работы Михаила Савицкого получили мировую известность. В центре творчества художника были как исторические, так и современные темы. Раскрывал он их публицистически, с экспрессией. В 2012 году в Минске была открыта Художественная галерея Михаила Савицкого, с экспозицией которого Адукар советует ознакомиться.
Художники белоруссии живопись. Знай наших: знаменитые выходцы из Беларуси
В последние годы многие СМИ Беларуси не могут удержаться от соблазна выискать далеких белорусских предков всевозможным зарубежным знаменитостям. То бабушка найдется, то дедушка, о которых сами звезды даже не подозревают. Но давайте остановимся на тех наших известных соотечественниках и более-менее современниках, которые хотя бы были в курсе, где находится их родина.
Ревнивые французы с угрюмым упорством замалчивают, что знаменитый художник Марк Шагал – белорусский еврей, очень уж им хочется получить его в безраздельную собственность. Во время экскурсии по Гранд-опера в Париже, плафоны театрального зала которой расписывал наш всемирно признанный соотечественник, гид так упорно не вспоминал о белорусскости Шагала, что обозревателю портала www.interfax.by пришлось задать наводящий вопрос. Экскурсовод изменился в лице и экспрессивно воскликнул: «Он от вас уехал!» Но, как бы ни хотели французы присвоить себе нашего художника, никуда им не деться от того, что витебское детство мастера стало главной темой его творчества на протяжении всей жизни, причем не только живописного, но и литературного – автобиографической книги «Моя жизнь». Печально, но в Беларуси не издаются альбомы с репродукциями картин Марка Шагала, потому что французские правообладатели в этом не заинтересованы. Зато все желающие могут посетить арт-центр Шагала в Витебске и осмотреть домик, где он родился и рос.
Стальная муза Леже
Другая белоруска Надежда Ходасевич-Леже, уроженка белорусской деревни Зембин, стала известной французской художницей и музой знаменитого живописца и скульптора Фернана Леже. В этой женщине было огромное количество воли и упорства. Она с самого детства хотела рисовать и жить в Париже. В деревеньке, где она родилась, такую идею воспринимали исключительно как вид сумасшествия. Надя без разрешения родителей сбежала учиться живописи в Смоленск, оттуда – в Варшаву, где вышла замуж, и уже вместе с мужем отправилась в Париж, в академию своего кумира Фернана Леже, который сам их пригласил. После ссоры с супругом, который вернулся в Варшаву, оставшись без денег, с маленькой дочкой на руках, Надя Ходасевич стала работать прислугой. Но при этом на свои крохотные средства издавала журнал о живописи, где публиковались работы Пикассо, Ле Корбюзье, Леже…
Во время Второй мировой войны активная участница французского Сопротивления Ходасевич днем работает преподавателем в академии, а ночью – расклеивает по городу листовки. После войны она помогала русским эмигрантам, организовав аукцион, на котором выставлялись картины все тех же Пикассо и Леже. После смерти жены учителя Надежда Ходасевич выходит за него замуж и прибавляет к фамилии Леже, а в их доме собираются самые известные люди России и Франции. После смерти мэтра Надежда вернулась к своему первому мужу, и вместе они открыли музей в память о мастере, который передали в дар Франции. Сама Ходасевич-Леже стала известной в монументальном искусстве, ее мозаичные портреты современников выставляются во многих галереях мира. Была активной сторонницей развития франко-советских отношений, за что удостоена ордена Трудового Красного Знамени и ордена Почетного легиона Франции.
Величайший фантаст
Писатель Айзек Азимов, который вместе с Артуром Кларком и Робертом Хайнлайном составляет тройку лучших фантастов мира, родился в деревне Петровичи Могилевской области и при рождении получил имя Исаак Озимов. Его родители, трудившиеся в Беларуси мельниками, через три года после рождения Исаака увезли будущее светило научной фантастики в США, где, сохраняя любовь к муке, открыли кондитерский магазин.
Айзек вырос, приобрел профессию биохимика и стал уникальным, многоплановым автором научной фантастики, в произведениях которого синтезировались все стили и направления науки и литературы: детектив, юмор, астрономия, генетика, химия, история. Не говоря уже о том, что именно Азимов изобрел понятия, которые только через много лет появились в реальной жизни и были названы словами, которые придумал он: роботы, робототехника, позитронный, психоистория.
Король эфира
Суперпопулярный американский телеведущий Ларри Кинг также выходец из Беларуси. Его мать Дженни была родом из Минска, а отец Эдди Зейгер – из Пинска (можно предположить, что до эмиграции их звали Женя и Эдик). Они уехали в Америку, где и родилась будущая звезда экрана. Ларри Кинг – признанный король новостной журналистики и ток-шоу, которые ведет в довольно жесткой манере. Именно Кинг задал Владимиру Путину неудобный вопрос: «Так что же случилось с подлодкой «Курск»?», на который тогдашний президент России ответил: «Она утонула».
Ларри Кинг – автор практического пособия «Как разговаривать с кем угодно, когда угодно, где угодно», призванного помочь не только журналистам, но и обычным людям, которые часто не могут преодолеть свою нерешительность.
Радиолюбитель и телепрофессионал
Крайне неординарный, опережавший свое время проницательный бизнесмен Дэвид Сарнофф до отъезда в Нью-Йорк звался Давидом Сарновым и жил в белорусской деревне Узляны.
Уже в 15 лет предприимчивый Дэвид владел газетным киоском, дальше его судьба развивалась по нарастающей. Сначала Сарнов работал в компании знаменитого итальянца Маркони, и именно он еще в 1915 году предложил использовать радио для развлечения и начать изготовление бытовых радиоприемников. Но тогда эта идея, принесшая впоследствии миллиарды, показалась настолько безумной, что ее реализацию отложили на десятилетия. Работая президентом фирмы Radiocorporation of America, Сарнов дал зеленый свет и обеспечил условия для разработок другого эмигранта Владимира Зворыкина, который изобрел кинескоп и на многие годы определил направление развития медиабизнеса.
Рычащий лев киноиндустрии
Самая запоминающаяся заставка кинокомпании – рычащая голова льва – принадлежит корпорации «Метро Голдвин Майер», которую основал родившийся в Минске Лазарь Меир. После эмиграции, превратившись в Луиса Барта Майера, он стал постепенно осуществлять свою американскую мечту, торгуя металлоломом. Но так любил кино, что ради него предал цветные металлы и купил разваливающийся кинотеатрик в заштатном городке. И уже через несколько лет перевез свою небольшую фирму в Лос-Анджелес, где, для закрепления успеха, переманил с другой студии первую красавицу тех времен – актрису Аниту Стюарт. А потом долгие годы трудился над львиной долей того, что потом назовут Голливудом. Кроме того, именно Майер основал Американскую киноакадемию и изобрел то, чего каждый год ждут миллионы любителей кино, – премию «Оскар».
Президенты Израиля
Первый президент Израиля Хаим Вейцман родился под Пинском, в деревне Мотоль, где окончил хедер. После поступил в пинское реальное училище, по окончании которого продолжил образование в Германии и начал свой путь к формированию государства Израиль.
Шимон Перес, нынешний президент Израиля, занявший этот пост в 2007 году, тоже уроженец нашей страны: он родился в деревне Вишнево Воложинского района Минской области. Его отец торговал пиломатериалами, мать была преподавателем русского языка и библиотекарем. Любовь к культуре еврейского народа будущему президенту привил его дедушка-раввин. С детства Шимон Перес писал стихи, причем не оставил свое увлечение литературой и став политиком. Его книги издавались в Израиле и имели успех, причем одна из них была написана под женским псевдонимом и от имени женщины.
Ближе к небу
Знаменитый конструктор истребителей, изобретатель Павел Сухой родился в городе Глубокое Витебской области. Его родители были учителями. Павел Сухой окончил гомельскую гимназию, уехал учиться в Москву и вошел в историю как генеральный конструктор бюро имени себя самого. Под руководством Сухого была создана линейка боевых самолетов «Су».
Космонавт Петр Климук родился в деревне Комаровка Брестской области. Совершил три полета в космос в качестве главы экипажа, проведя за орбитой Земли в общей сложности более 2,5 месяца. На родине космонавта, которая за время освоения космоса из Комаровки превратилась в Томашовку, открыт Музей космонавтики, в котором собраны уникальные экспонаты, многие из которых побывали в космосе вместе с Климуком.
Кроме того, о космических путешествиях можно прочитать в двух книгах, которые написал Петр Климук: «Рядом со звездами» и «Атака на невесомость».
Российские бизнесмены
Главный реформатор российской энергетической системы Анатолий Чубайс родился в городе Борисове в семье полковника в отставке, трудившегося преподавателем философии. После множества высоких постов стал председателем РАО «ЕЭС». Главный проект Чубайса – приватизация – оказался очень неоднозначным и был признан неудавшимся. Неудивительно, что ничего не получилось, но народ был голоден после коммунистического прошлого и свято поверил в обещания Чубайса, которые гласили, что каждый ваучер со временем будет стоить как две машины.
Предприниматель Андрей Мельниченко родился и вырос в Гомеле, где до сих пор живет его бабушка, которую он навещает на личном самолете. Начав свою карьеру с торговли валютой в 90-е, Мельниченко впоследствии стал соучредителем банка «МДМ», а потом единственным его акционером. Сейчас Андрей Мельниченко – председатель совета директоров компании «Еврохим». Его личное состояние до наступления кризиса оценивалось в 10,3 миллиарда долларов. Андрей Мельниченко женат на модели Александре Николич, которую называют самой красивой сербкой планеты.
Вице-президент концерна «Лукойл» Сергей Кукура родился в Бресте. Об этом бизнесмене известно очень мало, но в 2002 году его имя прогремело в связи с громким похищением: Сергея Кукуру на железнодорожном переезде атаковали неизвестные, одетые сотрудниками милиции, и держали две недели в заброшенной белорусской деревне, потребовав за его освобождение $3 000 000 и EUR3 000 000. Такое возвращение на родину Кукуре вряд ли понравилось, но потом похитители отвезли бизнесмена в Брянск, снабдили деньгами и отпустили, по словам Сергея Кукуры – по неизвестным ему причинам.
Нобелевские лауреаты
Академик Жорес Алферов, родившийся в Витебске и окончивший школу в Минске, получил Нобелевскую премию по физике за разработку полупроводниковых гетероструктур и создание быстрых опто- и микроэлектронных компонентов. Мы каждый день пользуемся изобретениями Алферова. Без них не была бы возможной работа мобильных телефонов и дисководов, лазер Алферова используется даже в магазинных «считывателях» штрихкодов товара.
Алферов не первый белорус, получивший Нобелевскую премию. В 1971 году ее обладателем стал экономист Саймон Кузнец, уроженец Пинска, который ввел в обращение термины «валовый национальный продукт», «человеческий капитал», а также изобрел и доказал «закон Кузнеца» для экономики развивающихся стран: в первые 10 лет развития неравенство в распределении доходов будет резко возрастать, затем появятся тенденции к выравниванию. Он многое сделал для современной мировой экономики.
Источники:
https://news.tut.by/culture/213134.html
https://adukar.by/news/belorusskie-hudozhniki-1
https://gazetaby.com/post/znamenitye-vyxodcy-iz-belarusi/27149/