1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Идиот достоевский разбор произведения. Проблематика и идейный смысл романа Ф.М

Анализ романа Достоевского Идиот

Федор Михайлович Достоевский вошел в историю литературы как мастер философского романа. Внутренний мир, душевные терзания, поступки его героев – не что иное, как плод для размышления для читателя.

Роман «Идиот» Достоевского известен на весь мир. Его до сих пор читают и инсценируют в театрах и кино не только в России, но и за рубежом. Автор попытался показать, насколько было разложено интеллигентное общество в этот период 19-го столетия. Даже самые образованные люди не могли ничего добиться в жизни без связей, денег, поддержки, впрочем, как и в настоящее время. Роман будет актуален всегда, так как до сих пор эти злободневные проблемы присутствуют в современном обществе.

Князь Мышкин – главный герой – человек необычайной душевной организации. Человек – солнце, взрослый ребенок. В его душе нет места подлости и лжи. Он удивительно правильно воспитан, и, тем самым, совершенно неприспособлен к этому жестокому миру.

Попадая в Россию, он, со своей неколебимой верой в прекрасное, сталкивается с совершенно другим пониманием жизни, чести, достоинства. Он потрясен, но измениться, увы, не в состоянии.

В противопоставление князю Мышкину в романе присутствует образ Парфена Рогожина, с которым судьба сводит главного героя в самом начале повествования. Состоятельный купец, открытый, безумно желающий падшую красавицу Настасью Филипповну, плюющий на общественное мнение и откровенно презирающий предрассудки общества. Он закален жизнью в этом разложившимся обществе, у него есть свое понятие чести и финансовая независимость. Его судьба тоже не завидна. Не в состоянии делить любимую женщину и жить в страхе, останется она с ним или нет, Рогожин убивает Настасью, а сам сходит с ума от собственной страсти.

Мышкин тоже влюбился в роковую красавицу Настасью, но какую-то часть его души заполнила и Аглая, девушка мечтающая вырваться из этого болота. В князе она увидела своего спасителя и потянулась к нему всей душой, несмотря на то, что все вокруг считали его чудаком.

Любовь князя и его метания между двух женщин, к которым он относился с благоговейным трепетом, еще более усилили терзания души главного героя, но показали читателю, насколько человек может быть внимательным и чутким по отношению к предмету своего обожания. В итоге князь расстается с Аглаей, а позже узнает от Рогожина страшную правду о кончине Настасьи Филипповны. Успокаивая несколько дней несчастного Парфена перед трупом любимой женщины, князь сам сходит с ума.

Однако, личность главного героя, его поступки и мировоззрение не прошло бесследно мимо тех, с кем он соприкоснулся. Князь помог увидеть другим свое искривленное отражение в зеркале души. Да, общество его не оценило. Князь так и не смог приспособиться к местному обществу, рассудок его не выдержал такого психологического надлома. Единственный чистый, мудрый и светлый человек был сломан душевно и физически. Его так не хватало России! Князь является прообразом Христа, положившим голову на плаху ради спасения людей.

До тех пор, пока в нашем обществе будут существовать такие мышкины – есть надежда на то, что люди будут становиться чище и лучше.

Вариант 2

Роман «Идиот» Ф. И. Достоевского – великое произведение всех времен, давняя задумка и важная творческая часть его жизни.

Главный герой – князь по фамилии Мышкин является олицетворением высокой морали и бескорыстности. По мнению самого автора это человек – моралист, добросердечен и открыт для общества. Он честен перед собой и людьми, несмотря на то, что живет в мире материальных ценностей и лицемерия. По мнению же людей, которые его окружают, князь Мышкин является простым «идиотом».

Треть своей жизни князь не посещал светские мероприятия, он жил обособленно, замкнуто. Выход в свет стал для него ужасным открытием. Все что он увидел, привело Мышкина в недоумение и замешательство. Все что его окружало, было для Мышкина антигуманным, противоестественным, люди поразжали своими пороками, жадностью к деньгам и лицемерием.

Автор сопоставлял князя Мышкина с Иисусом Христом, который пытался вразумить людей и стать на путь исправления своих ошибок. Так и князь пытался сделать помыслы людей чище и добрее. Он так и погибает в стремлении сделать мир лучше, донести до общества принципы морали и искренних помыслов, которые бы не порочили его.

В отличие от других персонажей, таких как Рогожин, Настасья Филипповна, Ипполит т.д., не обладающих ничем кроме самолюбия, Мышкин является счастливым человеком. Он говорит о том, что счастлив тот, кто умеет любить, именно любящий человек ищет радости, а разве ни это ли счастье? У других же играет гордость, и стремление обладать властью и превосходством. Именно это внутреннее состояние души мешает людям открыть свое доброе сердце.

Широта души, простодушие и открытость никак не принимается обществом, его поведение кажется смешным и нелепым. У людей другие ценности и нормы поведения, в которые князь Мышкин со своим мнением и отношением никак не вписывается. Но есть и те люди, которые искренне любят князя и всякий раз злятся и негодуют на него. Они считают глупым поведением его распирания и откровенные речи перед недостойными его людьми.

Читать еще:  Умирая культура превращается в цивилизацию кто. Вопросы для повторения

Любовь к двум женщинам – Аглае и Настасье Филипповне, разрывает его изнутри. Аглаю он любит больше как женщину, к Настасье же относиться просто сострадательно и всепрощающе. В конце концов, волею судьбы и понимая, что он нужен Настасье Филипповне, он остается с ней.

Князь Мышкин – это олицетворение чистой христианской веры, высокой морали и просто искреннего и настоящего человека. Он так и не смог донести до общества, что материальные блага и гордыня есть не что иное, как слабость духа и беспомощность. Человек должен жить в мире и согласии с самим собой, уважать и ценить мнение другого. Финальная часть произведения достаточно трагична и к этому приводит человеческая безнравственность и полное отсутствие веры.

Анализ 3

Данный роман приобрел широкую известность, автор разоблачает истинное состояние общества интеллигенции девятнадцатого века. Оно уже давно прогнило, потеряло нравственные устои. Проблема денег и наличия связей в высших кругах появилась уже тогда. Даже если человек имел образование, этого было недостаточно. Нужны были знакомства и деньги для решений подобной проблемы, иначе человек как специалист не рассматривался. По этой причине произведение очень актуально и в современном мире, когда эти проблемы набрали еще большие обороты.

Главный герой имеет удивительные качества, которые не характерны для остальных персонажей. Им является князь по фамилии Мышкин. Это открытый и светлый человек, который, несмотря на то, что вырос — смог не предаться мерзости и лжи. Герой воспитан, он не может жить в соответствии с теми правилами, которые диктует нынешняя жизнь.

Герой верит в прекрасное, однако, когда он оказывается в России, он видит совсем другую правду жизни, не ту, которой его учили. Он видит, что живущие здесь люди имеют совершенно иное представление о том, как следует жить. Мышкин испытывает потрясение, но изменяться под эти правила он не собирается.

В романе также есть и противопоставление главному герою, коим является Рогожин. Этот человек богат и состоятелен, у него есть цель и он идет к ней любыми способами. И Мышкин и Рогожин влюбляются в Настасью Филипповну. Рогожин разжигается страстью и хочет обладать своим объектом воздыхания. Судьба Рогожина была печальной, не в состоянии жить в неопределенности и страхи, герой доходит до убийства возлюбленной, после чего теряет рассудок. Вот до чего его довела страсть.

Мышкин тоже очень любил Настасью, но к нему очень тянулась девушка по имени Аглая, которая полюбила его всем сердцем. Она смогла заполнить какую-то пустоту. Девушку не смущал тот факт, что все окружающие воспринимали князя, как чудака.

Князь любил двух девушек, в итоге, он разорвал отношения с Аглаей. Позже узнал, что его возлюбленная Настасья убита. Герой долго успокаивал Порфена, после чего и сам не выдержал и потерял рассудок.

Мышкин помог многим людям, он не мог пройти мимо чужого горя. В жизни каждого, с кем соприкасался, оставлял добрый след. К сожалению, жестокие реалии жизни сломили и его. Очень больно и страшно терять таких людей, ведь он столько пользы еще принести.

Такие люди очень жертвенные, они в первую очередь думают о других, а не о себе. Обществу очень необходимы такие люди.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ романа Идиот

Популярные сегодня темы

20 марта 1809 г. – Н. В. Гоголь рождается в Великих Сорочинцах Миргородского уезда Полтавской губернии (Российская империя).

Москва, возможно, любимый город Пушкина, сердце страны, которое пытались завоевать все нации, воевавшие с Россией. При его жизни, столицей Российской империи был Санкт-Петербург

За свою жизнь Николай Васильевич Гоголь создал множество прекрасных произведений. На его книги повлияли фольклорные традиции, обычаи и ритуалы, а также народное творчество: былины, легенды, сказки, поверья, песни.

«Старуха Изергиль» — это замечательная и поучительная история в стиле знаменитого романтизма, которая была написана ещё юным Максимом Горьким на закате девятнадцатого века (1895 год).

Мой папа служил в армии с 1996 по 1998 год в Воронеже во внутренних войсках. Он сопровождал поезда, на которых перевозили преступников. Раньше служили 2 года, вернулся он в звании старшего сержанта.

Смысл произведения Идиот — Фёдор Достоевский

Книги русского классика Федора Михайловича Достоевского покорили мир глубоким психологизмом, раскрытием тайн человеческих душ и постоянной необходимостью читателя делать моральны выбор вместе с героями произведений. Одним из самых известных произведений считается роман «Идиот», в котором Достоевский отразил свои размышления о человеческой жизни, ее сложностях, гибели и надежде, которая никогда не гаснет в людях, которые сумели уподобиться Творцу.

Смысл названия книги Идиот

На первый взгляд название книги носит оскорбительны, пренебрежительный характер. Идиот — человек недалекого ума, невысоких умственных способностей, отличающийся от других людей. Однако, в данном романе оскорбительный статус главного героя, князя Мышкина, становится зеркалом для его окружения, в котором отражается вся грязь и душевную скупость. Идиот оказывается юродивым — человеком с чистыми помыслами, наивной верой в добро и любовь, который становится в оппозицию царящим вокруг лицемерию и жестокости.

Содержание книги Идиот

В романе повествуется о судьбе князя Мышкина, который, возвратившись в Россию после четырех лет жизни в Швейцарии, становится участником трагической драмы: на родине он сталкивается и с любовью, и с предательством, перед ним впервые с разных сторон раскрывается человеческая душа в ее земном страдании. Искушения, которые преследуют людей: алчность, гордыня, обольщение, убийство — все проносится перед глазами ранимого и кроткого князя, чуткого к чужой боли и беде. Вынужденный стать свидетелем ряда страшных событий, Мышкин все больше теряется в окружающей его реальности. Безумие обретает свою настоящую форму: князь, столкнувшись с грязью, обманом и жестоким убийством, теряет рассудок.

Читать еще:  «Единственная точка зрения создает стереотипы. Что такое "точка зрения"

Смысл книги Идиот

Основной смысл данного романа заключается в идее, которую Достоевский пронес через все творчество: подлинный разум требует от человека не хитрости, не денег и не славы, а искренности, кротости и настоящей жертвенной любви к близким. Безумие — это ни что иное, как результат падения человеческого духа, отсутствие совести и любви. И безумцев в мире гораздо больше, чем нормальных людей. Здесь же прослеживается и библейский мотив, в словах автора можно прочесть и призыв Иисуса отречься от мира, ибо настоящая жизнь на земле невозможна из-за грехопадения и нежелания человека каяться в содеянном.

Смысл финала произведения Идиот

Переход от состояния душевного здоровья в безумие, которое пережил князь Мышкин, можно трактовать по-разному. Возможно, это стало его смертью: он навсегда «выпал» из окружающей его жизни, она стала безразлична и недоступна для него. С другой стороны, эта жизнь и привела его к безумию, а само безумие стало для князя спасением. Больше нет ни зла, ни боли, ни обмана, ни смерти. Катарсис, играющий важную роль во всех произведениях Достоевского, в «Идиоте» является тем проблеском надежды, которая еще остается у человека в казалось бы полностью трагичной ситуации.

«Идиот» — это вечное размышление о чистоте и грязи, о справедливости и бесчестии, о цене и важности земной жизни и человеческой души. Автор произведения каждым словом говорит читателям: в жизни все имеет свою цену, только человеческая душа бесценна, поэтому и оберегать ее нужно как самое дорогое сокровище, несмотря на все трудности и земные искушения.

Проблематика и идейный смысл романа Ф.М. Достоевского «Идиот». Проблема положительного героя

Роман «Идиот», над которым писатель трудился в Швейцарии и Италии, был опубликован в 1868 году. Прошло два года после написания «Преступления и наказания», но писатель по-прежнему пытался изобразить своего современника в его крайних, необычных жизненных ситуациях и состояниях. Только образ преступника, пришедшего, в конце концов, к Богу. Уступает здесь место человеку-идеалу, уже несущему в себе Бога, но гибнущему (по крайней мере, как полноценная личность) в мире алчности и неверия. Если Раскольников мыслит себя «человеком и богом», то главный герой нового романа Лев Мышкин, по замыслу писателя, таковым является. Главная мысль романа – изобразить положительно прекрасного человека. Труднее этого нет ничего на свете, и особенно теперь. Все писатели, не только наши, но даже все европейские, кто брался за изображение прекрасного человека, всегда пасовали.

Потому что задача – безмерная. На свете есть только одно положительно прекрасное лицо – Христос. На первый взгляд идея романа кажется парадоксальной: в «идиоте», «дурачке», «юродивом» изобразить «вполне прекрасного человека».

Но не следует забывать, что в русской религиозной традиции слабоумные, как и юродивые, добровольно принявшие вид безумцев, виделись угодными Богу, блаженными, считалось, что их устами говорят высшие силы. В черновиках к роману автор и называл своего героя «князь Христос», а в самом тексте настойчиво звучат мотивы Второго Пришествия. Первые страницы произведения подготавливают необычность Льва Николаевича Мышкина. Оксюмороном (сочетанием несочетаемого) звучат имя и фамилия; авторская характеристика внешности скорее похожа на иконописный портрет, чем на облик человека в плоти.

Он является из швейцарского «далека» в Россию, из собственной болезни в больное, одержимое социальными недугами петербургское общество. Петербург нового романа Достоевского иной, нежели Петербург, ведь автор реалистически воссоздает специфическую социальную среду – столичный «полусвет». Это мир циничных дельцов, мир приспособившихся к требованиям буржуазной эпохи аристократов-помещиков, таких, как владелец поместий и фабрик генерал Епанчин или член торговых компаний и акционерных обществ. Это мир чиновников-карьеристов, вроде «нетерпеливого нищего» Иволгина, мир купцов-миллионеров, каковым является Парфен Рогожин. Это их семьи: жены, матери, дети; это их содержанки и слуги. Их особняки, квартиры и дачи.

В эту среду на правах родственника Епанчиных и является Лев Николаевич Мышкин, потомок обедневшего княжеского рода (однако в ходе действия автор наделяет героя неожиданным состоянием – солидным наследством). Он рано осиротел, был чрезвычайно слаб здоровьем, испытал заброшенность, одиночество.

Рос в Швейцарии, в недалеком соседстве с крестьянами и детьми. В нем самом много детского: кротость, искренность, незлобивость, даже ребяческая неловкость (вспомним хотя бы эпизод с разбитой «китайской вазой»); и в этом очевидна сознательная идейная установка христианского писателя, ведь в Евангелии говорится об особой близости детей Царствию Небесному.

Воспитывался Мышкин, по всей видимости, последователем французского философа и писателя Руссо, создавшего теорию формирования «естественного», близкого природе человека и написавшего ряд романов на тему воспитания.

Мышкин близок героям Руссо своей непосредственностью и душевной гармонией. Явственна в характере героя еще одна литературная параллель – с образом Дон Кихота, наиболее почитаемого Достоевским в мировой литературе героя. Как и Дон, Кихот, Мышкин поражает всех своей наивной верой в добро, справедливость и красоту.

Он страстно выступает против смертной казни, уверяя, что «убийство по приговору несоразмерно ужаснее, чем убийство разбойничье». Он чуток к любому чужому горю и деятелен в своем сочувствии. Так, в Швейцарии сумел объединить детей состраданием к тяжелобольной, презираемой всеми девушке – «падшей» Мари и сделать остаток жизни обреченной на смерть почти счастливым. Умиротворение пытается внести в душу еще одного смертельно больного – изверившегося, озлобившегося и отчаявшегося Ипполита Терентьева: «Пройдите мимо нас и простите нам наше счастье».

Читать еще:  Русское лото анонсы будущих. Анонсы тиражей государственной жилищной лотереи

Но прежде всего, по замыслу писателя, испытать на себе ощутимое положительное влияние Мышкина должны были главные герои романа: Настасья Филипповна, Парфен Рогожин и Аглая Епанчина. Отношения Мышкина и Настасьи Филипповны освещены легендарно-мифологическим сюжетом (избавление Христом грешницы Марии Магдалины от одержимости бесами). Полное имя героини – Анастасия – в греческом означает «воскресшая»; фамилия Барашковая вызывает ассоциации с невинной искупительной жертвой. Особые художественные приемы использует автор, подчеркивая значимость образа, готовя восприятие героини Мышкиным: это разговор в поезде Лебедева и Рогожина о блистательной петербургской «камелии» (от названияромана А. Дюма-сына «Дама с камелиями», где в мелодраматическом, «романтизированном» ключе изображается судьба парижской куртизанки); это поразившее князя портретное изображение женщины, изобилующее, в его восприятии, прямыми психологическими деталями: глаза глубокие, лоб задумчивый, выражение лица страстное и как бы высокомерное. Особые художественные приемы использует автор, подчеркивая значимость образа, готовя восприятие героини Мышкиным: это разговор в поезде Лебедева и Рогожина о блистательной петербургской «камелии» (от названияромана А. Дюма-сына «Дама с камелиями», где в мелодраматическом, «романтизированном» ключе изображается судьба парижской куртизанки); это поразившее князя портретное изображение женщины, изобилующее, в его восприятии, прямыми психологическими деталями: глаза глубокие, лоб задумчивый, выражение лица страстное и как бы высокомерное.

Поруганная честь, чувство собственной порочности и вины сочетаются в этой женщине с сознанием внутренней чистоты и превосходства, непомерная гордость – с глубоким страданием. Не по своей воле она стала содержанкой Афанасия Ивановича Тоцкого, который цинично считал себя «благодетелем» в прошлом одинокой беспомощной девочки.

Решив жениться на одной из дочерей Епанчина, он «пристраивает» Настасью Филипповну, выдавая замуж за Галю Иволгина с хорошим приданым. На собственном дне рождения разыгрывает эксцентрическую сцену Настасья Филипповна.

Предлагает Гане и всем собравшимся «господам» вытащить из пылающего камина брошенную ею пачку со ста тысячами рублей – выкуп Рогожина за ее благосклонность. Этот эпизод – один из сильнейших в романе. В нем проявляются и характеры основных «претендентов» на Настасью Филипповну: не выдержав раздвоения (в нем борются жадность и остатки достоинства), падает в обморок. Одержимый страстью, собственник по натуре, Рогожин увозит героиню. Ее «благодетели» недоумевают по поводу нелепых, с их точки зрения, претензий женщины на подлинное счастье, чистую любовь. По существу, только Мышкин глубоко понимает ее затаенную мечту о нравственном обновлении. Он «с первого взгляда поверил» в ее невинность, в нем говорят сострадание и жалость: «Не могу я лица Настасьи Филипповны выносить». Считаясь женихом Епанчиной и переживая по отношению к ней чувство влюбленности, он все же в момент решающего свидания с обеими женщинами, устроенного ей, бессознательно выбирает Настасью Филипповну.

Нерациональный, импульсивный порыв Мышкина подтверждает существо глубинных оснований его личности, реализует осмысленное жизненное кредо героя. Метания героя между двумя женщинами, со времен «Униженных и оскорбленных» ставшие устойчивой чертой художественного метода писателя, в «Идиоте» свидетельствуют не о двойной натуре Мышкина, а, скорее, о ее безмерной отзывчивости. На важнейшие вопросы человеческой жизни в «Идиоте» нет однозначного ответа, но есть свет надежды. Кроме «положительно прекрасного человека», в романе живут и по-своему, как могут, служат добру Вера Лебедева, Коля Иволгин. Коля – первый представитель «русских мальчиков». Так в мире романов Достоевского называются молодые люди, ищущие идеала, справедливости и всемирной гармонии. Это Аркадий Долгорукий – герой. Так в мире романов Достоевского называются молодые люди, ищущие идеала, справедливости и всемирной гармонии. Это Аркадий Долгорукий – герой.

Верой в Россию преисполнена проповедь общественно-исторических взглядов писателя, вложенная в уста вдохновленного Мышкина. «Кто почвы под собой не имеет, тот и Бога не имеет».

И пусть он обращается к лицемерной, озабоченной лишь собственными хищническими интересами высшей знати на одном из вечеров у Епанчиных, пусть обманывается в ней!Достоевский – художник и мыслитель – обращает патетические слова. Кажется, не только в социальной, нравственной, но и в метафизической (то есть общефилософской) сфере терпят фиаско идеи, проповедуемые центральным персонажем.

Примиренным с самими основами бытия умирает Ипполит Терентьев – идеологический противник Мышкина в романе. Подобно подпольному человеку, жаждущему веры, он не принимает её из-за разрушающей силы природы. На важнейшие вопросы человеческой жизни в романе нет однозначного ответа, но есть свет надежды. Кроме положительно прекрасного человека, в романе живут и по-своему, как могут, служат добру Вера Лебедева, Коля Иволгин.

Коля – первый представитель русских мальчиков. Так в мире романов Достоевского называются молодые люди, ищущие идеала, справедливости и всемирной гармонии – это Аркадий.

Также, конечно, Алеша Карамазов о судьбоносных для человечества взаимоотношениях России и Европы не только к героям романа, но и к современному читателю, к потомку. Проповедуя идею, он считает, что безбожный, или католический, Запад, порожденные им социализм или буржуазность должны быть побеждены «только мыслью, русским Богом и Христом». Публицистическое начало, идейная тенденциозность – отличительные

признаки метода всех «поздних» романов Достоевского. «Бесы» (1870-1871) в наибольшей мере воплотили в себе эти качества и получили емкое жанровое определение – роман – памфлет.

Название романа навеяно одноименным стихотворением Пушкина и библейской притчей о вселившихся в свиней бесах. Название романа навеяно одноименным стихотворением Пушкина и библейской притчей о вселившихся в свиней бесах.

Источники:

http://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/dostoevskij/analiz-idiot
http://kakoy-smysl.ru/meaning-book/smysl-proizvedeniya-idiot-fyodor-dostoevskij/
http://megaobuchalka.ru/2/23622.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector