6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Иероним босх извлечение камня глупости. Средневековая трепанация

LiveInternetLiveInternet

Фотоальбом

Рубрики

  • фото (2126)
  • Интересное в мире (1478)
  • города и страны (1395)
  • интересные факты (1026)
  • искусство (1007)
  • животные (964)
  • живопись (910)
  • Здоровье (765)
  • Здоровье, красота, косметика (229)
  • Народные рецепты (108)
  • Природный лекарь, лекарственные растения (85)
  • Магия-здоровью (34)
  • гомеопатия (12)
  • Путешествия (678)
  • История (604)
  • природа (572)
  • цитаты, афоризмы (527)
  • легенды, сказки (40)
  • притчи (29)
  • Люди, биографии (526)
  • Кулинария (348)
  • Выпечка (65)
  • Мясо, птица (63)
  • заготовки (49)
  • овощи (33)
  • напитки (32)
  • десерт (24)
  • Салаты (19)
  • супы (10)
  • советы (2)
  • рыба (2)
  • Приусадебный участок, дача, огород (312)
  • Полезные советы дачникам (244)
  • Полезные советы (312)
  • Компьютер (180)
  • музыка (264)
  • видео (253)
  • юмор (244)
  • Позитив (212)
  • психология (206)
  • Оформление дневника (193)
  • Рамочки (81)
  • Красивые картинки, открытки, анимашки (53)
  • праздник (176)
  • поэзия (156)
  • Любовь (154)
  • Духовное (153)
  • Разные полезности (150)
  • непознанное (137)
  • Вязание (137)
  • Вязание спицами (73)
  • вязание крючком (35)
  • Славяне, русичи (135)
  • Дети (131)
  • версии, гипотезы (109)
  • Умелые-очумелые ручки (89)
  • растения (77)
  • Астрология (64)
  • книги (55)
  • развлекалки (51)
  • фильмы (50)
  • цветы (42)
  • шитье (42)
  • календарь (38)
  • мода (37)
  • фотошоп (30)
  • Магия (30)
  • Проза (29)
  • Технологии (26)
  • Медицина (22)
  • энциклопедии (17)
  • Приметы (16)
  • Комнатные цветы (16)
  • тест (14)
  • вышивка (14)
  • развлекалки (12)
  • Политика (10)
  • хобби (8)
  • фен-шуй (7)
  • Журналы (4)
  • Приправы (3)

Цитатник

Для блогов — Информеры праздников, курсов валют на каждый день + лунный календарь ухода за растен.

Для Вашего дневника от мастеров BEST of GALLERY

Украшения из бисера от Шерри Серафини Невинная детская забава, плетение из бисера, вполне.

Коллекция украшений Марджори Пост (продолжение) Коллекция украшений Марджори Пост .

Коллекция украшений Марджори Пост Маджори всю свою жизнь занималась коллекционированием пр.

Видео

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Средневековая трепанация. «Извлечение камня глупости» Иеронима Босха

Многие работы Питера Брейгеля Старшего, как мы знаем, являются своего рода дидактической сатирой, обличающей человеческие пороки, но его предшественнику, Еруну Антонисону ван Акену, более известному как Иероним Босх, такой взгляд на мир свойственен не меньше. Об этом нидерландском художнике известно очень мало, но ни на что непохожий язык его картин говорит сам за себя.


В работах Босха ярко проявляется связь с местным колоритом: фольклором, лубком, представлениями, дававшимися на ярмарках. Например, до наших дней дошла веселая история о Лубберте из Реймбуха, которого обманули, и он решил, что нужно произвести «операцию головных камней». В Средние века многие люди верили, что скудоумие и ограниченность возникают из-за особых камней, появляющихся в голове, и чтобы резко поумнеть, их нужно просто-напросто удалить.

Именно поэтому о недалеких людях говорили, что «они знают не больше глупых камней» или что «у них камень в голове», что означало отнюдь не затаенную злобу, а походило на русские «без царя в голове», «каша (тараканы) в голове», «котелок не варит» или даже «моча в голову ударила». В общем расхлебывали эту «кашу» в Голландии с помощью трепанации. И хотя такие операции с лечебными целями проводились еще в каменном веке, но медицина средневековья сильно им уступала.

Читать еще:  Невероятные факты о чем вы не знали. Вы счастливее, когда чем-то заняты

По городам Нидерландов бродили не только нищие слепые и музыканты, но и бродячие аптекари, готовившие микстуры и торговавшие ядами. Еще античные авторы противопоставляли профессиональных врачей этим шарлатанам, чей социальный статус был так же низок, как у бродяг и публичных женщин. Они-то и спасали от глупости и лишних денег подобных Лубберту простачков. Больного привязывали к стулу, рассекали кожу, после чего с ловкостью фокусника доставали припасенный заранее камень, выдавая его за камень, извлеченный из разреза. В общем работали не хуже современных филиппинских хилеров. Этот сюжет был широко распространен в средневековом фольклоре, к 15 веку перекочевав в литературу и изобразительное искусство и сохранившись вплоть до 17 столетия.

Картина «Извлечение камня глупости» считалась написанной Босхом, но последние несколько лет голландские исследователи оспаривают авторство, приписывая его ученикам и последователям. К сожалению, вопрос подлинности вообще часто встает в наши дни. Так, в середине ноября 2017 года на аукционе был продан единственный Леонардо, находившийся не в музее, а в частном собрании, и его подлинность до сих пор вызывает множество споров. Тем не менее, работа «ушла» за 450 миллионов долларов, и это самое дорогое полотно, реализованное в ходе аукционных торгов. На данный момент не существует экспертизы, которая может дать однозначный ответ, а реставрации и поновления только осложняют дело, поэтому в музее Прадо, где хранится работа Босха, с выводами голландских коллег не согласились.

Рисунок здесь несколько небрежен, но и пейзаж, и частые в мире Босха «вещи не на своем месте» легко узнаваемы. Художник изображает деревенского простака в белой рубахе и красных штанах, привязанного к стулу, за которым расположился врачеватель со скальпелем в руках, а напротив, облокотившись на стол, стоят монах с серебряным кувшином в руках и монахиня. Сама сцена вписана в тондо (от итал. rotondo – «круг»). По Платону круг является идеальной фигурой, именно поэтому его так любили итальянцы эпохи Ренессанса. Но суровые художники Северного Возрождения пошли по другому пути, сделав круг символом общих бед и проблематик.

Тондо, в свою очередь, располагается в прямоугольнике, где на черном фоне причудливые виньетки и золотые буквы: «Мастер, быстро удалите камни. Меня зовут Лубберт Дас». Это имя было широко распространено и вместе с тем приравнивалось по своему значению к «простофиле», напоминая героя русских сказок Ивана-дурака. Правда, часто это становилось и прозвищем тех, кто был ленив и толст. В общем этого толстого Лубберта и спасает от глупости врач, на голове которого красуется перевернутая воронка. Этот предмет, использующийся не по назначению, считается символом обмана. Похожее решение художник использует и в изображении монахини, на голове которой лежит закрытая Библия, олицетворяя поверхность знания. Ее компаньон, монах, держит кувшин для вина, — с его помощью Босх обличает пьянство. Над головой лже-лекаря легко различить виселицу и шест с колесом для колесования, — по мнению художника обманщиков настигнет расплата.


Но самым интересным является тот самый «камень глупости»: на картине он представлен в образе цветочных бутонов, один из которых шарлатан достает из головы пациента, а второй уже лежит на столе, свидетельствуя о востребованности врача-обманщика. Многие исследователи принимают цветок за тюльпан: в сонниках того времени он означал неправду. Кроме того, луковицы тюльпанов были страшно дороги, и это может быть намеком на шальные деньги, доставшиеся врачу. Но для тех, кто любит погорячее, есть и другая версия. Цветок, похожий на нимфею (кувшинку), считается олицетворением сексуального желания. Так что шарлатан не только избавляет клиента от глупости, но и спасает от похоти, возвращая на праведный путь, то есть по сути кастрирует, на что указывает и имя нашего героя. Некоторые искусствоведы переводят Лубберт Дас как «кастрированный барсук», так как глагол lubben означает «кастрировать», а барсук (das по-голландски), как и герой фольклора, ленив и любит поспать. Сумка, проткнутая ножом, идет в копилку «горячей» трактовки.

Читать еще:  Певица зара новый роман. Сергей Матвиенко: биография, семья и личная жизнь


Два слова про заказчика: им был незаконнорожденный сын Филиппа III Доброго, герцога Бургундии, Антуан, Великий бастард Бургундский. Его отец основал рыцарский орден Золотого руна, и золотые виньетки по кромке тондо напоминают не только герб самого бастарда, но и знак ордена. От отца Антуан унаследовал не только «мужество, доблесть, и благоразумие, и некоторые прочие добродетели, и хорошие привычки», но и темперамент: члены ордена осудили его за внебрачные связи. Так что, может быть, герой картины действительно призван был напоминать о благочестии и воздержании.
Сюжет с извлечением камня возникал еще не раз в творчестве голландских художников, но цветы в голове нашел только Босх, за что ему большое искусствоведческое спасибо: есть где сломать пару-тройку копий.

«Камни безумия»: шокирующие примеры средневекового врачевательства на полотнах голландских мастеров

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Исторические факты из жизни людей эпохи Средневековья порой поражают современного обывателя своей глупостью и примитивностью. Так, существует серия картин, которые отображают методы лечения тогдашними врачевателями человеческого безумия. На каждом из полотен изображен процесс трепанации черепа, откуда достается «корень всего зла» — камень безумия.

К слову сказать, в древности хирургия была развита в таких государствах, как Древний Египет, Месопотамия, Индия, Древняя Греция. Но с наступлением эпохи Средневековья, практически все знания по медицине забылись, а человеческое сознание деградировало. Лишь в эпоху Возрождения медики обратились к старинным трактатам. Но и здесь они порой неправильно все истолковывали. Через картины голландских художников 15 века современные люди могут узнать, как проходило врачевательство того времени.
Камни безумия, как источник человеческих недугов, это по большей части выдумки шарлатанов. Однако, чем бессовестнее ложь, тем легче в нее верится.

Самое раннее полотно, посвященное сюжету извлечения камня безумия, написано Иеронимом Босхом и датируется 1475-1480 гг. На картине можно заметить несколько подсказок, свидетельствующих об абсурдности происходящего. Перевернутая воронка вместо колпака у доктора отображает его недалекость, женщина с книгой на голове символизирует науку, применяемую не по назначению. Вместо крови из головы пациента торчит тюльпан, который является олицетворением прибыли врача в его шарлатанских делах или же подтверждает пословицу «луковица тюльпана в голове», что означает, у человека «не все дома».

В картинах других голландских мастеров также можно встретить сюжеты «камня безумия». Подобная тематика была популярна вплоть до 17 века, что свидетельствует о том, что «извлечение» камня безумия практиковалось несколько столетий.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Иероним босх извлечение камня глупости. Средневековая трепанация

2605 дн. с момента
La campanella в программе «Непобедимый Дон Кихот»

Извлечение камня глупости

Ещё один достаточно популярный сюжет Средневековья — удаление камня глупости.
В Средние века и некоторое время позже, существовало поверье о том, что глупость и другие умственные отклонения связаны с тем, что в человеческой голове есть какие-то лишние камни, наросты(оттуда голландское выражение «иметь камень в голове» — «быть глупым, безумным, с головой не на месте»). И если их удалить, то человек сразу же поумнеет. Действительно, были шарлатаны, которые занимались такими операциями, – сами или с ассистентами, они бродили от города к городу и обманывали простодушных.
Этот сюжет прослеживается в голландских гравюрах, живописи и литературе вплоть до XVII в.

Читать еще:  От православия к просвещению. Как Казанский собор стал историческим музеем

Наверное, самая известная картина на этот сюжет — «Извлечение камня глупости» или «Операция глупости» Иеронима Босха.
Это одна из самых ранних работ художника, дошедшая до нас. Она еще не слишком совершенна в живописном отношении, но смысловая сторона выражена и разработана очень подробно, и мысли художника переданы в высшей степени четко.

Картина «Извлечение камня» написана в форме тондо (тондо — это круглая по форме картина (сокращение от итал. rotondo – круглый). Такая форма картин была особенно популярна в ренессансной Италии, в частности, во Флоренции). У Босха, а потом и у Брейгеля (видимо, не без влияния Босха), мы не раз встречается этот формат. В работах итальянских художников от Боттичелли до Рафаэля тондо — это символ идела, поскольку круг на плоскости, а шар в пространстве,согасно учению Платона, есть самая идеальная фигура. Но в Северном Возрождении, и у Босха в первую очередь, круг имеет другой смысл — это знак всеобщности, всемирности. Когда нидерландский художник заключает какую-то композицию в круг, мы сразу должны принять к сведению, что этим он подчеркивает, что перед нами не единичный случай, а аллегория всего рода человеческого.

В «Извлечении камня глупости» посреди унылого, однообразного пейзажа разместилась, непонятно как оказавшаяся здесь, компания из четырех человек. Рядом со столиком в кресле сидит седовласый простак, над которым производит какое-то действо шарлатан в длинной хламиде. Шарлатанство по Босху — неотъемлемый, обязательный спутник человеческой глупости. Образы шарлатанов у него встречаются весьма часто, особенно в раннем творчестве.

Орнаментальная надпись на чёрном фоне гласит: «Мастер, удали камень. Меня зовут Любберт Дас». Любберт — обезличенное имя, во времена Босха оно означало слабоумного.

Итак, простаку по имени Любберт делает «операцию глупости» шарлатан, но из разреза вопреки ожиданиям извлекается не камень, а цветок, ещё один цветок лежит на столе. Установлено, что это тюльпаны, а в средневековой символике тюльпан подразумевал глупую доверчивость и/или обман (почему не известно, но в старых сонниках зафиксировано именно такое значение этого цветка).

Смысл операции сводился к тому, чтобы, сделав такой надрез, околдовать над ним и, спрятав в руку какой-то твердый кусок, потом показать его пациенту. На голове у шарлатана изображена перевернутая воронка – знак хитрости, обмана — предмет, изспользуемый не по назначению. У Босха мы часто будем видеть такого рода символы – вещь, которая находится не на своем месте или используется не так, как ей положено, как знак некой противоестественности. На голове монахини-бегинки, которая присутствует здесь как спутница шарлатана, лежит книга – еще один знак лжемудрости (книга, положенная на голову женщине, понималась как «руководство» для жуликов и обманщиков). Знание помещено не внутри, а снаружи. По другой версии закрытая книга на голове монахини и воронка хирурга соответственно символизируют, что знание бесполезно, когда имеешь дело с глупостью, и что врачевание подобного рода — шарлатанство.
Если присмотреться, то в пейзаже, среди коричневато-рыжих равнин, появляется изображение виселицы как знака неизбежной расплаты, может быть, не на этом свете, но в каком-то отдаленном будущем. Виселица, колесо как инструмент пытки и казни, на фонах у Босха встречаются очень часто, потом эти мотивы будут присутствовать и у Брейгеля, она символизирует зло этого мира.

Картина «Извлечение камня» по-видимому имела успех и после неё появилась масса других картин с таким же сюжетом.

B. Removing the rocks in the head-1550-1599


Jan Sanders van Hemessen_1554-1560

Источники:

http://www.liveinternet.ru/users/babeta-liza/post443715450/
http://kulturologia.ru/blogs/030715/25137/
http://www.sites.google.com/site/sonkincerdak/iskusstvo/zivopis/ieronim-bosh/izvlecenie-kamna-gluposti

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector