Интеллигент определение. Самое простое определение интеллигентности
Что такое интеллигентность: определение, примеры. Образованный, культурный и интеллигентный человек
Многие ли люди нынешнего поколения задумываются о том, что такое интеллигентность? В чем она выражается и вообще нужна ли обществу? Были времена, когда это слово звучало как оскорбление, а бывало и наоборот – так величали группы людей, пытающихся вытянуть Россию из мрака невежества и тупости.
Этимология слова
«Интеллигентность» – слово, пришедшее из латыни. Intelligentia – познавательная сила, способность восприятия, которое, в свою очередь, произошло от латинского intellectus – понимание, мышление. Несмотря на латинское происхождение слова, понятие «интеллигент» считается исконно русским и в подавляющем большинстве случаев используется только на территории бывшего СССР и среди русскоязычных слоев населения.
Отцом термина «интеллигенция» считают русского писателя – либералиста Петра Бобрыкина (1836-1921), который многократно употреблял его в своих критических статьях, эссе и романах. Изначально так звались люди умственного труда: писатели, художники и учителя, инженеры и врачи. В те времена таких профессий было очень мало и люди группировались по общим интересам.
Кто же такой интеллигентный человек?
“Культурный и не ругающийся матом”, – скажут многие. Некоторые добавят: “Умный”. А потом еще прибавят что-нибудь об образованности, начитанности. Но разве все доктора наук и великие умы мира сего – интеллигенты?
В мире достаточно людей с огромным багажом знаний, прочитавших тысячи книг, полиглотов и истинных мастеров своего дела. Неужели это их автоматически делает причастными к интеллигенции, социальному пласту?
Самое простое определение интеллигентности
Один из величайших умов Серебряного века дал очень короткое, но емкое определение понятию интеллигентности: «Это высшая культура духа человека, направленная на сохранение достоинства ближнего».
Такая интеллигентность – что ежедневная работа, это постоянное самосовершенствование, результат громадного воспитательного процесса над собой, своей личностью, который в первую очередь взращивает в человеке умение быть внимательным и сопереживающим по отношению к другому живому существу. Интеллигент, даже если совершит бесчестный поступок под волей обстоятельств, будет от этого очень страдать и мучиться угрызениями совести. Он, скорее, поступит во вред себе, но не будет запятнан низкими вещами.
Общечеловеческие ценности, присущие интеллигенту
По результатам социального опроса, большинство людей указало на важность образования и хороших манер. Но великая Фаина Раневская говорила: «Лучше слыть хорошим, но ругающимся матом, чем воспитанной сволочью». Поэтому высшее образование и знание этикета еще не значит, что перед вами интеллигент старой закалки. Важнее наличие таких факторов:
- Сострадательность к чужой боли, неважно, человек это или животное.
- Патриотизм, выражающийся в поступках, а не криках на митингах с трибуны.
- Уважение к чужой собственности: поэтому истинный интеллигент всегда платит долги, но берет их крайне редко, в самых критических случаях.
- Вежливость, уступчивость и мягкость характера обязательны – они являются первой визитной карточкой интеллигенции. Тактичность стоит на верхней ступени их отношения к людям: он никогда не поставит в неудобное положение другого человека.
- Умение прощать.
- Отсутствие грубости по отношению к кому-либо: даже если нахал толкнет интеллигента – тот извинится первым за причиненное неудобство. Только не нужно путать это с трусостью: трус боится, а интеллигент уважает всех людей, какими они бы ни были.
- Отсутствие навязчивости: из уважения к посторонним они чаще молчат, чем откровенничают с кем попало.
- Чистосердечность и нежелание лгать: опять-таки из-за порядочности и любви к окружающим людям, но больше из уважения к себе.
- Интеллигент настолько уважает себя, что не позволит себе быть необразованным, непросвещенным.
- Тяга к прекрасному: дыра в полу или книга, брошенная в грязь, будоражат их душу сильнее, чем отсутствие ужина.
Из всего этого становится очевидно, что образованность и интеллигентность – это не родственные понятия, хотя и взаимодействующие. Интеллигент – это достаточно сложно структурированная личность, поэтому так и не любимая низшими слоями общества: на фоне тонко чувствующего мир эстета они чувствуют себя ущербными и ничего не понимающими, от этого и проявляется злоба, ведущая к насилию.
Современный интеллигент
Что такое интеллигентность в нынешнее время? Возможно ли вообще быть таким на арене тотальной деградации и отупения от средств массмедиа, социальных сетей и телевизионных шоу?
Все это так, но общечеловеческие ценности не меняются от эпохи к эпохе: в любые времена важны толерантность и уважение к другим, сострадание и умение поставить себя на место другого. Честь, внутренняя свобода и глубина души в совокупности с острым разумом и тягой к прекрасному всегда имели и будут иметь первостепенную значимость для эволюции. И нынешние интеллигенты мало чем отличаются от своих братьев по духу позапрошлого века, когда человек – это действительно звучало гордо. Они скромны, честны с собой и окружающими и обязательно добры от души, а не ради пиара. Наоборот, духовно развитый человек никогда не будет кичиться своими поступками, достижениями и действиями, но при этом будет стараться делать все возможное, чтобы стать хоть чуточку лучше, зная, что, изменяя себя, он меняет к лучшему весь окружающий мир.
Нужны ли интеллигенты современному обществу?
Образованность и интеллигентность сейчас – это такой же важный аспект, как глобальное потепление или жестокое обращение с животными. Жажда денег и всеобщего обожания настолько захватила общество, что скромные попытки отдельных индивидов поднять уровень человеческой осознанности напоминают мучительные потуги рожающей женщины, которая, несмотря на всю боль, свято верит в благополучный исход.
Необходимо верить, что интеллигентность – такая культура души. Это не количество знаний, а действия соответственно моральным принципам. Возможно, тогда наш погрязший в грязи искаженного ума мир будет спасен. Человечеству необходимы светлые душой личности, интеллигенты духа, которые будут пропагандировать чистоту отношений без меркантильной подоплеки, важность духовного роста и необходимость знаний как начальной базы для последующего развития.
Когда происходит формирование нравственных качеств?
Чтобы быть, а точнее, чувствовать себя интеллигентом и не тяготиться этим бременем, необходимо впитать в себя задатки еще с молоком матери, воспитываться в соответствующей среде и окружении, тогда высокоморальное поведение будет, как часть существа, как рука или глаз.
Именно по этой причине важно не просто воспитывать ребенка в нужном направлении, а и самому подавать наглядный пример рациональными поступками, правильными действиями, а не только словами.
ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ
Содержание:
Найдено 4 определения термина ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ
ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ
1) обостренное чувство социальной справедливости;
2) приобщенность к богатствам мировой и национальной культуры, усвоение общечеловеческих ценностей;
3) следование велениям совести, а не внешним императивам;
4) тактичность и личная порядочность, исключающая проявления нетерпимости и вражды в национальных взаимоотношениях, грубости в межличностных отношениях;
5) способность к состраданию;
6) идейная принципиальность в сочетании с терпимостью к инакомыслию. В ходе исторического развития произошла дивергенция понятий интеллигенции и интеллигентности. Под первым стала пониматься роль социальная, под вторым – особое качество, духовность личности. Это было обусловлено тем, что этико-психологические особенности, изначально присущие людям, принадлежащим лишь некоим сословиям и профессиям, со временем стали характерными и для представителей прочих слоев общества. Интеллигентность обычно приписывается лицам, имеющим формально понимаемую образованность. Но образованность не является ее необходимым, тем более – достаточным атрибутом: интеллигентность может быть присуща любому члену общества. Ныне закрепленность признаков интеллигентность за представителями некоих классов, “прослоек”, профессий, специальностей, за обладателями различных дипломов и аттестатов – не более чем стереотип обыденного сознания.
В сталинский и после сталинский период отечественной истории в массовом сознании культивировались представления об индивидуализме и социальной ненадежности интеллигенции как “прослойки” между рабочим классом и крестьянством, недооценивалось ее культурное значение. Поэтому интеллигентность фактически не выступала как социально желаемое качество и образец для подражания. В период господства командно-административной системы при показном расположении к интеллигенции она неизменно вызывала опасения и неприязнь у бюрократического аппарата, видевшего в ней общность, способную осмыслить и осудить деформации общественного развития.
В связи с перестройкой всех сфер общественной жизни начали было складываться возможности для превращения интеллигентности в общезначимую ценность для сознания ее в качестве необходимого условия развития личности и общества; однако последующий ход перестройки, поставил интеллигенцию в гораздо худшее – по крайней мере, с материальной позиции – положение, так что ей может грозить буквально голодное вымирание или перерождение в нечто отличное от интеллигенции. Характерное для интеллигентного человека чувство социальной справедливости противоречит ожидаемому властями согласию с любыми приказами и решениями. Свойственный интеллигентности интернационализм и сходные качества шовинизма вступает в противоречие с националистическими устремлениями. Ориентация носителей интеллигентности на общечеловеческие ценности противоположна стереотипам антагонизма и вражды.
ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ
Найдено 6 определений термина ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ
Интеллигентность
совокупность личностных качеств индивида, отвечающих социальным ожиданиям, предъявляемым передовой частью общества преимущественно к лицам, занятым умственным трудом и художественным творчеством, в более широком аспекте – к людям, считающимся носителями культуры.
ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ
совокупность личностных качеств индивида, отвечающих социальным ожиданиям, предъявляемым передовой частью общества преимущественно к лицам, занятым умственным трудом и художественным творчеством, в более широком аспекте – к людям, считающимся носителями культуры [80, c. 192].
ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ
от лат. intelligens — понимающий, мыслящий, знающий) — совокупность личностных качеств человека, свидетельствующих о высоком уровне развития его интеллекта, образованности и поведения. Интеллигентный человек настроен на приобщение к богатствам мировой культуры, на приоритет общечеловеческих ценностей во всех сферах деятельности общества, на реализацию высших идеалов в своей деятельности. В своих поступках он следует велению совести и чувству справедливости, способен к состраданию, порядочен и тактичен, терпим к инакомыслию, принципиален.
Интеллигентность
лат. – понимающий, мыслящий) – степень образованности и воспитанности человека, проявляющиеся как готовность к постоянной умственной деятельности, к освоению своей и иной культуры, как способность постоянно приобретать знания, понимать других людей. Интеллигентность есть высокая степень развития мышления, и особенно политического, этического, философского, обеспечивающего глобальность мировосприятия, способность быстро адаптироваться в инокультурной среде. Данное качество личности не несет в себе национальных особенностей, оно внеисторично и внекультурно, оно скорее космополитично. Чаще всего термин употребляется для обозначения этикетного качества человека, характеризующего его культуру общения.
ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ
свойство личности, выражающееся в настроенности на культуру, на разум, на понимание и ощущение ценности произведений культуры. И. проявляется во всех сферах деятельности человека – интеллектуальной, творческой, бытовой. И. означает умение человека воспринимать чужую культуру, желание выслушать и понять другого человека, терпимость к иному мнению, способность к сочувствию, состраданию. Интеллигентного человека отличают воспитанность, вежливость, тактичность, скромность и др. И. не обязательно свойственна людям, которых по роду их занятий, уровню полученного образования принято относить к интеллигенции. И. тесно связана с нравственностью и не совместима с агрессивностью, нетерпимостью, непримиримостью. И. не может возникнуть сама по себе, сформироваться в определенный период времени. Существует точка зрения, что необходим упорный нравственный опыт нескольких поколений, создающих традиции, которые позволят ребенку, юноше в полной мере впитать в себя дух И. Интеллигентность – по сути идеал воспитания. Вместе с тем на формирование И. влияет множество факторов: уровень социального развития и культуры общества, социальная среда, система воспитания в семье, образовательном учреждении и др.
ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ
свойство человека, выражающееся в настроенности на культуру, на разум, на понимание, в ощущении ценности и необходимости культуры. И. связана с пониманием явлений культуры как авторских законченных самоценных произведений, несводимых к проявлению нек-рых общих истин, законов, норм и т. п., с пониманием и острым ощущением важности этого особенного, ничем не заместимого авторского произведения. Поэтому И. неотделима от индивидуализма, т. е. от установки на индивидуальность. И. совсем не обязательно присуща только людям, занимающимся творчеством — интеллектуальным, в сфере культуры. Творческий потенциал не только однозначно не определяет И., но, как ни парадоксально это звучит, даже входит в противоречие с ней. Каждое творчество предполагает новаторство, разрушение традиции (преодоление ее), максималистское утверждение своей правды за счет других, нек-рый пафос. И. же всегда антипафосна, антиразрушительна, ориентирована на ценность культуры. Поэтому нек-рой огромной творческой силы писатели, ученые и т. п. не всегда интеллигентны. И. связана скорее с установкой на чужое творчество, на восприимчивость к чужой культуре, чем на созидание своей. Свойственные интеллигентным людям сострадательность, сочувствие, иногда трактуемые как слабость, вместе с тем составляют и их силу, к-рая заключается в способности не только говорить, но слушать и понимать др. человека. Это качество особенно важно в условиях стремит, темпа совр. жизни. Установка на понимание у интеллигента проявляется в разл. сферах его жизнедеятельности — интеллектуальной, творческой, бытовой. При встрече с др. людьми для него главным является не мгновенное действие, не эмоции, но прежде всего общение, желание понять собеседника. Интеллигентный человек видит в партнере не средство и не предмет для воздействия, но носителя иного, и этим как раз ценного, мнения, иной потенциально ценной культуры. И. не совместима с нетерпимостью и непримиримостью по отношению к др. людям.
И. нерасторжимо связана с нравственностью, понимаемой не как комплекс моральных качеств и не как следование общепринятым заповедям и нормам, но как познание ценностей особенного, другого, установка на понимание. Способность интеллигента к пониманию явлений культуры как самоценных произведений проявляется в уважении в себе и других индивидуальности, неповторимости личности, а не общих социальных, нац. и др. черт. И. внеклассова и вненациональна, она заставляет человека преодолевать в себе нац. и др. ограниченность. Стремление понять, ощутить ценность каждой личности делает интеллигента защитником слабых и отверженных, он способен выступать против большинства, становиться одиночкой, полагающимся на свой страх и риск. И., если она является определяющим свойством личности, может вызвать трагич. чувство постоянного ощущения границы, к-рую необходимо, но невозможно преодолеть — границы между собой и др. человеком, между «своей» и иной культурой. Интеллигент особенно остро чувствует, что эту черту нельзя перейти, не сливаясь с другим на пути к общей цели, не превращая друтого в средство достижения своих или обществ. целей. Чувство преграды возникает также в момент необходимости, но невозможности немедленного действия, к-рое у интеллигента задерживается размышлением, рефлексией. Не-к-рая нерешительность, сдержанность, робость, к-рые часто связываются с внеш. обликом и манерами интеллигентного человека, объясняются именно установкой на понимание, размышление, сдерживающих его эмоции и активность.
И. не может возникнуть сама по себе, сформироваться в определ. период времени.Существует мнение, что нужен упорный нравств. опыт неск. поколений, создающих традиции, к-рые позволят ребенку, юноше в полной мере впитать в себя дух истинной И. Интеллигентность — по сути идеал воспитания, к к-рому должно стремиться гуманное демокр. общество. Вместе с тем на формирование И. влияет множество факторов: уровень социального развития и культуры общества, социальная среда, системы воспитания.
Источники:
https://www.syl.ru/article/334188/chto-takoe-intelligentnost-opredelenie-primeryi-obrazovannyiy-kulturnyiy-i-intelligentnyiy-chelovek
https://vocabulary.ru/termin/intelligentnost.html
https://didacts.ru/termin/intelligentnost.html