Интересные события средневековья. За полосатую одежду могли и убить
10 исторических фактов из жизни в Средневековье, о которых не пишут в учебниках
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
1. Осквернение могил
В средневековой Европе было осквернено 40 процентов захоронений. Раньше в этом обвиняли только кладбищенских грабителей и расхитителей могил. Однако, обнаруженные недавно два кладбища показали, что, возможно, подобное делали обычные жители поселений. Австрийское кладбище Брунн-ам-Гебирге содержало 42 могилы времен Лангобардов, германского племени VI века.
Все они, кроме одной, были перекопаны, причем черепа из могил удаляли, или напротив — добавляли «лишние». Большинство костей были изъяты из могил с помощью какого-то инструмента. Мотив подобного неясен, но племя, возможно, пыталось воспрепятствовать появлению нежити. Также возможно, что Лангобарды хотели «обзавестись» памятью о своих потерянных близких. Это может быть причиной того, что более трети черепов пропали без вести.
На английском кладбище «Винналл II» (VII – VIII века) скелеты были связаны, обезглавлены, или у них были скручены суставы. Первоначально считалось, что это был какой-то странный похоронный обряд. Однако появляется все больше доказательств того, что подобные манипуляции происходили гораздо позже похорон, возможно, потому, что местные жители считали, что может появиться нежить.
2. Доказательства брака
Выйти замуж в средневековой Англии было легче, чем сварить суп. Все, что было нужно, это мужчина, женщина, и их устное согласие на брак. Если девочке было менее 12 лет, а мальчику менее 14 лет, то их семьи не давали согласия. Но при этом для бракосочетания не требовались ни церковь, ни священник.
Люди часто заключали браки прямо там, где достигли соглашения, будь то местный паб или постель (половые отношения автоматически приводили к браку). Но с этим была связана одна сложность. Если что-то пошло не так, а брак заключался тет-а-тет, но фактически было невозможно его доказать.
По этой причине супружеские клятвы постепенно начали приносить в присутствии священника. Развод мог произойти только в том случае, если союз не был законным. К основным причинам относились наличие брака с предыдущим партнером, родственные связи (учитывались даже далекие предки) или брак с нехристианином.
3. Мужчин лечили от бесплодия
В древнем мире обычным при бездетном браке обычно в этом винили жену. Предполагалось, что подобное имело место и в средневековой Англии. Но исследователи нашли факты, доказывающие противоположное. С XIII века мужчин также начали считать виновными в отсутствии детей, а медицинские книги того времени обсуждали мужские репродуктивные проблемы и бесплодие.
В книгах также содержится несколько странных советов для определения того, какой партнер бесплоден, и того, какое лечение следует использовать: обоим нужно было помочиться в отдельные кастрюли, полные отрубей, запечатать их на девять дней, а затем проверять наличие в них червей. Если в лечении нуждался муж, то ему рекомендовали принимать в течение трех дней высушенные яички свиней с вином. При этом всем жена могла развестись с мужем, если он был импотентом.
4. Проблемные ученики
В Северной Европе у родителей была привычка отправлять подростков из дома, отдавая их в ученичество, которое длилось десять лет. Так семья избавлялась от «рта, который нужно было кормить», а хозяин получал дешевую рабочую силу. Сохранившиеся письма, написанные подростками, показывают, что подобный опыт зачастую был травматичным для них.
Некоторые историки считают, что молодых людей отсылали из дома, потому что они были непослушными, а их родители полагали, что обучение окажет положительный эффект. Возможно, мастера знали о подобных трудностях, поскольку многие из них подписывали контракт, согласно которого подростки, взятые на обучение, должны были себя вести «подобающим образом».
Тем не менее, ученики получили плохую славу. Находясь вдали от своих семей, они возмущались своей жизнью, а связь с другими проблемными подростками вскоре привела к появлению банд. Подростки часто играли в азартные игры и посещали бордели. В Германии, Франции и Швейцарии они разгоняли карнавалы, вызывали массовые беспорядки и однажды даже заставили город платить выкуп.
На улицах Лондона постоянно происходили бурные битвы между различными гильдиями, а в 1517 году банды учеников разграбили город. Вполне вероятно, что к хулиганству приводило разочарования. Несмотря на все годы тяжкого обучения, многие понимали, что это не гарантия будущей работы.
5. Старики времён Средневековья
В ранней средневековой Англии человек считался пожилым в возрасте 50 лет. Британские ученые считали эту эпоху «золотым веком» для людей преклонного возраста. Считалось, что общество почитает их за мудрость и опыт. Это было не совсем так. По-видимому, не было даже такого понятия: позволить кому-то наслаждаться выходом на пенсию.
Пожилые люди должны были доказать свою ценность. В обмен на уважение общество ожидало, что пожилые члены будут продолжать вносить свой вклад в жизнь, особенно воины, священники и лидеры. Солдаты все еще сражались, а рабочие все еще работали. Средневековые авторы неоднозначно писали о старении.
Некоторые соглашались с тем, что пожилые люди духовно выше их, а другие унижали их, называя «столетними детьми». Сама старость же называлась «предвкушением ада». Другое заблуждение состоит в том, что в старости все были немощными и умирали, не достигая преклонного возраста. Некоторые люди все еще жили хорошо и в 80-90 лет.
6. Смерть каждый день
В средние века не все погибали от повсеместного насилия и войн. Люди также гибли от насилия в семьях, несчастных случаев и слишком обильных утех. В 2015 году исследователи просмотрели записи средневековых коронеров Уорикшира, Лондона и Бедфордшира. Результаты предоставили уникальный взгляд на повседневную жизнь и опасности в этих графствах.
К примеру, реальной была смерть от. свиньи. В 1322 году двухмесячная Йоханна де Ирланде умерла в своей кроватке после того, как свиноматка укусила ее за голову. Другая свинья убила человека в 1394 году. Коровы также были ответственны за гибель нескольких людей. По словам коронеров, наибольшее количество случайных смертей происходило из-за утопления. Люди тонули в канавах, колодцах и реках. Нередкими были убийства на бытовой почве.
7. Этот жестокий Лондон
Что касается кровопролития, никто не хотел перевозить семью в Лондон. Это было самое жестокое место в Англии. Археологи проверили 399 черепов, датируемых 1050 – 1550 годами, из шести лондонских кладбищ для людей всех классов. Почти семь процентов из них показали признаки подозрительных физических травм. Среди них большинство были людьми в возрасте от 26 до 35 лет.
Уровень насилия в Лондоне был вдвое больше, чем в любой другой стране, а кладбища показали, что мужчины рабочего класса постоянно сталкивались с агрессией. Записи коронеров показали, что неестественно большое количество убийств происходило в воскресенье вечером, когда большинство людей низшего класса проводили свое время в тавернах. Вполне вероятно, что часто случались пьяные споры с фатальными результатами.
8. Предпочтения в чтении
В XV-XVI веках религия проникла во все сферы жизни людей. Особенно популярными были молитвенные книги. Используя технику, которая определяет оттенки на поверхности бумаги, искусствоведы поняли, что чем грязнее была страница, тем больше читателей привлекало ее содержание. Понять, какими были предпочтения в чтении помогли молитвенные книги.
В одной рукописи была указана молитва, посвященная святому Себастьяну, которая, как говорят, была способна победить чуму. Другие молитвы о личном спасении также получили больше внимания, чем те, которые предназначались для спасения другого человека. Эти молитвенные книги читались ежедневно.
9. Свежевание кошек
В 2017 году исследование показало, что промышленность кошачьего меха также распространилась на Испанию. Эта средневековая практика была широко распространена и для нее использовали как домашних, так и диких кошек. Эль Борделлье был фермерским сообществом 1000 лет назад.
В этом месте сделали множество средневековых находок, среди которых были ямы для хранения урожая. Но в некоторых из этих ям нашли кости животных, причем около 900 их них принадлежали кошкам. Все кошачьи кости были свалены в одну яму. Всем животным было от девяти до двадцати месяцев, что является лучшим возрастом для того, чтобы получить большую, безупречную шкуру.
10. Смертельная полосатая одежда
Одежда в полоску становится модной каждые несколько лет, но в те дни нарядный костюм мог привести к смерти человека. В 1310 году французский сапожник решил носить полосатую одежду в течение дня. Он был приговорен к смертной казни за свое решение. Этот человек был частью духовенства города, которая сочла, что полосы принадлежат дьяволу. Благочестивым горожанам тоже пришлось избегать ношения полосатой одежды любой ценой.
Документация XII и XIII веков показывает, что власти строго придерживались этой позиции. Это считалось одеянием изгоев общества, проституток, палачей, прокаженных, еретиков и, по некоторым причинам, клоунов. Это необъяснимая ненависть к полоскам до сих пор остается загадкой, и нет даже ни одной теории, которая могла бы адекватно объяснить это. Какова бы ни была причина, к XVIII веку странное отвращение кануло в лету.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
События эпохи Средневековья, которые не укладываются в нашей голове (9 фото)
Что происходило в мире в Средние века? Мы знаем, что там была чума, охота на ведьм и отсутствие гигиены. Допустим, некоторые слышали еще и про странных женщин в озерах, раздающих непобедимые мечи бравым воинам (хотя это уже из области не совсем исторической). Но в Средневековье были и другие странные события, о которых сейчас пойдет речь.
Посмертный приговор
В 897 году новый папа Стефан VI приказал выкопать своего предшественника, папу Формоза из могилы. На этом он не остановился и подверг труп Формоза полноценному суду. Во время заседания Стефан буквально кричал на труп, припоминая ему все прошлые преступления (папе Формозу, а не трупу, конечно). Некоторые считают, что сделано это было с целью отвлечь внимание от его собственных злодеяний, другие — что он просто сошел с ума.
В любом случае папа Формоз посмертно был признан виновным, его лишили папского звания, отрезали ему пальцы на правой руке и сбросили тело в реку Тибр. Некоторые сообщали, что многострадальный труп впоследствии всплыл и начал творить чудеса. Стефан же в итоге попал в тюрьму и был таинственным образом задушен, а кем — неизвестно.
Суды над животными
Невероятно, но факт: животных считали морально ответственными за такие преступления, как нападение и убийство. Их начали судить за это с 824 года и перестали лишь в 18 веке. Животные, которых признавали виновными, подвергались казни через сожжение или повешение. В некоторых случаях им предписывалось покинуть город навсегда.
В 16 веке Бартоломи Шассен прославился в громком процессе, где он выступал адвокатом стаи крыс, судившихся за массовое вторжение в город. Часто судебной тяжбе подвергались свиньи, например, стадо свиней, убивших человека в 1379 году (казнены было лишь трое из них, очевидно, в качестве назидания для прочих). Всего в истории не менее двухсот животных были казнены за различные преступления.
Евреи в Деггендорфе
По официальной версии, евреи в городке Деггендорфе попытались украсть из церкви хлеб для причащения, чтобы осквернить его. Но потом перед ними предстали Иисус и Дева Мария, а христиане отняли у евреев хлеб и вернули его в церковь. А вот другая версия гласит, что в 1338 году произошел неурожай, и христиане выдумали историю про хлеб, что оправдать дальнейшие события.
А случилось следующее: горожане устроили массовую резню всех евреев. Более того, избиение в Деггендорфе вылилось в массовые убийства и в близлежащих городах, пока церковь не остановила этот беспредел.
Детский Крестовый поход
Все слышали о Крестовых походах — серии войн, предпринятых католической церковью, чтобы вернуть христианам Святую землю. Но мало кому известно, что в ту же эпоху был предпринят детский Крестовый поход.
12-летнему Стефану было видение Иисуса, который сказал ему пойти и сражаться. Мальчик начал искать сторонников, дойдя даже до короля Франции Филиппа, прося его о поддержке. Тот разумно посоветовал Стефану отправляться домой. Но ему все же удалось набрать соратников: тысячи детей откликнулись на его призыв, и все они направились в Святые земли. Доподлинно неизвестно, что произошло, но вернулись домой из них немногие: часть детей погибла во время кораблекрушения. Считается, что корабли, нанятые ими, потерпели крушение, и подобравшие их мореплаватели отвезли незадачливых крестоносцев в Египет и Рим.
Случаи каннибализма
Разумеется, мысль о том, чтобы съесть кого-то, не слишком правильная. Но неизвестно, что было бы, окажись мы в ситуации, где это — единственный способ выжить. Поэтому, отбросив предубеждения, познакомимся с некоторыми известными случаями каннибализма.
В 1098 году крестоносцы вырезали солдат, защищавших мусульманский город Маарра. Сам город был взят в осаду. Была зима, запасы истощились, силы тоже были на исходе. В результате крестоносцы сварили и съели тела большинства своих убитых противников.
Каннибализм часто случается во время голода, когда люди тысячами умирают от истощения. Среди стран, где эти происшествия нередко имели место в Средние века, можно назвать Ирландию, Англию, Китай и Египет.
Средневековый футбол
Оказывается, подобие этой любимой миллионами игры зародилось в Средние века. Суть игры была примитивной: ударить по мячу так, чтобы он достиг определенной цели. Единственное правило — никого не убивать в процессе игры. В остальном — делай что хочешь. Такие уж времена. Есть любопытная версия, согласно которой, первым «мячом» была голова некоего датского принца, который на своем горьком опыте узнал, что англичан так легко не захватить.
Власти страны не поощряли игру, предлагая горожанам заняться чем-то полезным вроде стрельбы из лука. Некоторые короли пытались и вовсе ее запретить, но ничего из этого не вышло: людям нравился футбол со всеми его синяками, ранами и случайными смертями.
Отлучение от церкви и десятины
Церковь любила облагать население налогами, которые верующие и добропорядочные люди старались исправно платить. Чаще всего налог составлял десятую часть заработанного и назывался десятина. Принимали его в виде денег или товаров. Бедные люди обычно платили десятину зерном, семенами, продуктами и даже скотом.
Однако если выплатить налог не удавалось, то неплательщиков приговаривали к отлучению от церкви. Стоит отметить, что отлучением наказывали обычно за такие преступления, как ересь и адюльтер. Неуплата десятины приравнивалась именно к таким деяниям. Отлученным объявлялся своеобразный бойкот, что вело к изоляции, голоду и смерти, так как они не могли даже найти себе работу.
«Бог своих узнает»
Еще несколько слов о Крестовых походах — но в этот раз в ином формате. В 1209 году папа Иннокентий третий объявил Крестовый поход… во Францию.
Причина была следующая: на юге Франции сформировалось новое религиозное течение — катары. Они придерживались христианских воззрений, но с некоторыми вариациями, например, они верили, что бог имеет двойственную природу, сочетающую в себе добро и зло. Кроме того, они считали странным поклоняться объекту, которым был убит господь — кресту.
Разумеется, христианская церковь не могла простить такого посягательства на свои догмы, и рыцари отправились на юг Франции. Когда военачальнику Симону де Монфору солдаты сказали, что не знают, кто из населения атакованного региона относится к еретикам, то он ответил: «Убейте всех. Бог своих узнает». Тысячи людей погибли.
Изгнание евреев из Англии
После нормандского завоевания Англии в 1066 году в страну были приглашены евреи. Правящая верхушка страны установила обширные деловые связи с израильским народом, и те неплохо разбогатели. Однако это совершенно не нравилось простому населению, чья бедность лишь возрастала с каждым днем.
Наконец, в 1290 году был издан королевский указ, по которому все евреи были насильно высланы из страны. Беднягам приписали длинный список злодеяний, включая проведение кровавых жертвоприношений. Въезд в страну им был открыт вновь лишь в 1655 году, да только кто же после такого захочет возвращаться?
Охота на кошек
Черные кошки неспроста ассоциируются с чем-то мистическим и зловещим. Начало такому отношению было положено папой Георгием IX, который однажды объявил, что в черных кошках воплощается сам дьявол, когда ведьмы его призывают. Папа весьма подробно описал проводимые ритуалы, включая заклинания, которыми необходимо призывать Сатану (ироничные люди даже могут удивиться, откуда ему так хорошо это было известно). В общем, на кошек была объявлена охота, не уступающая преследованиям ведьм. В некоторые частях Европы это привело чуть ли не к полному их исчезновению.
Видео и Средневековье
500 лет в плену у Зеленых рукавов
Многие из вас знают эту мелодию. Те, кто не знает, наверняка скажут, что слышали ее раньше, только вот не помнят, где.
Greensleeves (Зеленые рукава) — английская народная песня, родившаяся аж в начале 16 века. Эта простая и трогательная мелодия вот уже на протяжении пяти столетий вызывает в душе людей самые теплые чувства, щемящую ностальгию по давно ушедшим временам. Через эту музыку очень легко прочувствовать средневековую Англию 16 века.
Но история появления этой песни столь же туманна, как и сама Англия.
В песне поется о любви к девушке в платье с зелеными рукавами. И на данный момент нет абсолютно никаких сведений, кто является автором этой песни, и кем была та незнакомка. По одной из версий, зеленый цвет рукавов в те годы был признаком куртизанок. Возможно, кто-то очень страдал от любви к доступной девушке.
Еще одна красивая легенда (или НЕкрасивая, решайте сами) гласит, что песню сочинил английский король Генрих VIII, посвятив ее Анне Болейн, которую он добивался 7 лет, и наконец, женившись на ней, стал ждать наследника. Но Анна сначала родила девочку, чем очень расстроила короля. Следующим ребенком был мальчик, но он родился мертвым. Трудно сказать, что там между ними произошло, но после этого Анне по приказу Генриха отрубили голову.
Сейчас в сети можно встретить информацию, что автором Greensleeves являлся. Моцарт. Кто знает музыку Моцарта – поймет. Где Моцарт и где Зеленые рукава! С таким же успехом можно вещать, что Greensleeves сочинил Санта Клаус.
Интересно, что за 500 лет Зеленые рукава вовсе не стали историческим анахронизмом. Мелодия стала популярной сразу после своего появления и по сей день не отпускает музыкантов и слушателей. На этот мотив людьми создано огромное количество интерпритаций, обработок, ремиксов, как музыкальных, так и стихотворных. Их очень много. Десятки только за последние 20 лет. Приведу лишь малую часть.
В 1865 году Вильям Чаттертон Дикс на музыку Зеленых рукавов написал новый текст (религиозный) “Что за дитя?”. И Зеленые рукава стали рождественским гимном, исполняемым в соборах и храмах. Сейчас известный мотив частенько звучит со словами “What Child Is This?”.
Си́ссель Хюрхьебё (лучше просто Сиссель)— норвежская исполнительница (2008):
Jordi Savall совместно с Rolf Lisveland, альбом “Остинато”, инструментальная версия Зеленых рукавов в традициях аутентичного исполнительства (2001):
Jethro Tull — альбом «The Jethro Tull Christmas Album» – еще одна интересная переработка (2003):
Джазовая бработка Greg Yasinitsky. Он представил Зеленые рукава как джаз-вальс (2019):
Владимир Вавилов в 1970 году использовал Зеленые рукава в своей пластинке “Лютневая музыка XVI – XVII веков” как всем известную старинную композицию, пытаясь дать жизнь своим сочинениям под чужими именами Прием кукушки
Напоследок легкая и красивая композиция от композитора Джованни Марради из альбома “Come Back To Me” (1995):
Имя Розы и дым костров
Кто-нибудь знает, что такое медиевист? Вот и я не знал пока не прочитал этот роман, ведь он написан историком-медиевистом. Медиевист, как оказалось, – это специалист по истории средних веков и это значит, что автор поселяет своих героев не просто в пустой несуществующий мир типа Марвела или Толкиена, а в реальный мир с реальными историческими персонажами и событиями. Действие разворачивается в 14 веке в пучине борьбы за власть Людовика и Папы Иоанна. Роман интересен не только событиями, происходящими непосредственно с главными героями, а ещё колоритом и политической жизнью той эпохи.
Религиозная жизнь представлялась самым главным течением Европы – это католической верой и Папой Римским. Религия тогда была основой политики и имела огромное влияние на жизнь всех людей. Неискушённый историей человек конечно подумает, что католики были едины в своём толковании и в борьбе против еретиков. Но среди самих католиков шли горячие споры и битвы за истину толкования священного писания. И так как Папа Римский мог единственно правильно толковать библию, то все течения, которые вступали в конфликт с ним уничтожались и назывались еретиками. Однако различные монашеские ордена не переставали выступать на стороне тех или иных политических фигур добавляя им веса. Так и в книге разворачивается противостояние ордена францисканцев (миноритов) с доминиканцами. Орден доминиканцев под руководством папы защищал права на частную собственность, но францисканцы были несогласны с этим. Они говорили, что Христос был беден и не мог поддерживать частную собственность – на фоне этого разворачивается конфликт мнений. На самом же деле, это была борьба за влияние Папы Римского и императора Людовика, францисканцы своим толкованием ограничивали влияние церкви на жизнь мирскую и тем самым расширяли права императора. А так как папа Иоанн имел в своём составе инквизиторов, то у него было непреодолимое желание поскорей расправиться уже с этими еретиками. Представитель францисканцев не принял приглашение папы для замирения так как понял, что его скорее всего в резиденции папы ждёт яркий костёр в его честь, но его это не радовало и поэтому он назначил встречу в нейтральном монастыре бенедиктинцев. А папа, который не хотел считаться с мнениями отступников послал туда, как выразился главный герой, «главного молота еретиков». В общем договариваться с еретиками, ограничивающими власть Папы, никто не собирался, что и случилось.
Католическая церковь предстаёт нам в виде папы Иоанна и «молота еретиков» инквизитора Бернарда Ги. Автор хорошо характеризует папу как ловкача, который хитро пролез на тёплое место: «сорока-воровка, еврейский ростовщик, в Авиньоне заключает больше сделок чем во Флоренции» «всякий раз, когда я заходил к нему в покои там было полно банкиров, менял на столах было навалено золото». Папа отгрохал себе резиденцию и живёт в своё удовольствие объясняя это своей верой, также он создал распятье где Христос одной рукой держится за кошель – типа разрешает церкви тратить свои деньги на благо веры! «Молот еретиков» Бернард Ги тоже не бельмеса не понимал в религии, толковании священного писания и был далёк от всего этого, зато обладал всеми качествами хорошего детектива и беспринципного борца против еретиков, то есть против тех, кто против богатств папы. По сути встреча в этом монастыре должна была защитить богатства и влияние Папы от нападения монахов францисканцев, защищавших бедность и простой народ.
А что простой народ? А простой народ был на грани выживания, питался объедками монастыря и был готов на всё ради еды. Монахи жили очень хорошо, а поселенья которые располагались возле монастыря беднели от церковной десятины и выживали с трудом. Простой необразованный народ автор называет – простецами, которых пытаются использовать каждый в своих целях. Множество всевозможных идеологических течений организовывались и пытались защитить интересы простого народа, попадали в еретики и заканчивали там свою историю. Так самым большим течением было течение Дольчина – они грабили и убивали богатых аббатов и делил всё между бедными и имели большую славу и поддержку народа пока папа не снарядил туда крестовый поход и не разбил их. Ибо на каждого Дольчина у церкви есть свой инквизитор и защитник веры Бернард Ги. А простецы не понимают почему же они так плохо живут хотя церковь обещает им защиту господа и достойное существование.
Знание сила! И вокруг знаний библиотеки закручивается главная интрига детективного сюжета. Библиотека представлена в виде лабиринта секреты которого знают только посвящённые. Однако, аббат – глава монастыря и его библиотекарь тоже были не очень-то учёные люди, попавшие на эти места скорей за счёт хитрости и лести, чем по заслугам и даже они не были посвящены во все тайны библиотеки, а управлял ими тот, кто имел тайные знания. Ибо знания опаснейшая вещь – нельзя открывать научные тайны любому, так как некоторые способны дурно использовано их. А некоторые знания могут разрушить религиозные догмы и нанести урон церкви – вот вокруг этих знаний и закручивается интрига. Поэтому Хорхе – главной «теневой» управляющий монастыря, не хочет давать книгу Аристотеля, которая противопоставляет серьёзности церковного учения шутки и остроумия для познания истин: «У Аристотеля говорится о шутках и словесных играх как о средстве наилучшего познания истин и что, следовательно, смех не может быть дурным делом, если способствует откровению истин». Хорхе считает, что это неминуемо приведёт к краху религиозной машины, но как мы видим в современном мире Аристотель в свободном доступе, а простецов и религии меньше не стало.
Источники:
https://kulturologia.ru/blogs/220118/37552/
https://nlo-mir.ru/civilizacia/sobytija-jepohi-srednevekovja.html
https://pikabu.ru/tag/%D0%92%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE,%D0%A1%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C%D0%B5/hot