10 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Исторические типы этнических общностей. Народ — общность судьбы

Этническая общность. Этнос. Народ. Нация

Этническая общность — это группа людей, которые связаны между собой общим происхождением и длительным совместным существованием.

В процессе долгой совместной жизнедеятельности людей в рамках каждой группы вырабатывались общие и устойчивые признаки, отличающие одну группу от другой. К числу таких признаков относятся язык, особенности бытовой культуры, складывающиеся обычаи и традиции того или иного народа или этноса (в различных языках и в научной литературе термины «народ» и «этнос» употребляются как синонимы). Эти признаки воспроизводятся в этническом самосознании народа, в котором он осознает свое единство, прежде всего — общность своего происхождения и тем самым свое этническое родство.

В то же время он отличает себя от других народов, которым свойственны свое происхождение, свой язык и своя культура. Этническое самосознание народа рано или поздно проявляется во всем его самосознании, в котором фиксируются его происхождение, унаследованные традиции, понимание им своего места среди других народов.

Типы этнических общностей

К наиболее древним этническим общностям относятся племена, жизнь и деятельность которых были основаны на родовых и социальных связях. Каждое племя обладало признаками этнической общности: они отличались друг от друга своим происхождением, языком, сложившимися обычаями и традициями, материальной и духовной культурой — от примитивной до относительно высокоразвитой. У каждого племени формировалось свое этническое самосознание. Оно обладало этнонимом (названием). Племена — это форма организации первобытно­общинного строя, который в различные исторические эпохи существовал на разных континентах земли. Существуют они и в настоящее время в некоторых частях азиатского, американского, африканского и австралийского континентов.

С разложением первобытно — общинного строя распадались и племена. С переходом к цивилизации, при которой на первый план вышли не родовые, а социальные связи между людьми, племя уступило место другому типу этнической общности, — народу. Все народы как этнические общности на стадии цивилизации (будь то народы Древней Греции и Древнего Рима, Индии или Китая, а в более поздние периоды — народы Франции, Германии или России) всегда отличались и отличаются поныне своими особыми социально-этническими признаками, в том числе особенностями своего происхождения, языка, культуры, этнического самосознания и т.д.

В отличие от племен народы достигали в эпоху цивилизации несравненно большей социально-этнической консолидации и более высокого (на несколько порядков, как фиксируют этнографы, историки, лингвисты и другие специалисты) развития своего языка, материальной и духовной культуры. Именно в это время начали складываться национальные характеры многих народов, что нашло свое выражение в их национальном сознании и самосознании. Другими словами, племена сменились формирующимися древними народами — нациями, достигшими своего расцвета в последующие исторические эпохи.

Формирование наций, начавшееся с разложения родоплеменного строя, завершилось с развитием машинного производства и капиталистического рынка, связавшего все районы и области той или иной страны в единый экономический организм. Интенсификация экономического общения неизбежно активизировала политическое и культурное общение людей, что вело к консолидации их как наций, расцвету культуры и национального характера.

Такой подход несколько расходится с тем подходом к проблеме развития исторических общностей людей, согласно которому первобытнообщинные племена развивались в народности, а последние — в нации. При этом народности и нации наделялись. По сути одними и теми же признаками, а различались между собой по степени развития данных признаков, подчеркивалось, что со временем народности становятся нациями.

Подобный, как выяснилось, во многом искусственный критерий разграничения наций и народностей не получил сколько-нибудь доказательного научного обоснования. Остается неясным, какую этническую общность, будь то, например, киргизы, чеченцы, якуты, можно считать нацией, а какую — народностью и как определить момент перерастания народности в нацию.

Один из известных отечественных этнографов М.В. Крюков небезосновательно утверждает, что, например, Ленин — употреблял термины «нация», «национальность», «народность», «народ» в качестве синонимов и что противопоставление наций и народностей было введено Сталиным в 1921 г. в тезисах «Об очередных задачах партии в национальном вопросе». По мнению Крюкова, это было «теоретически несостоятельным и практически вредным», ибо искусственно порождало новые межэтнические противоречия, связанные с тем, что не все этнические общности считали справедливым произвольное отнесение одних из них к нациям, а других — к народностям. Как и многие другие этнографы, Крюков, еще несколько лет назад предлагал вернуться к употреблению словосочетания «народы Советского Союза», подобно тому, как это обозначено в известной «Декларации прав народов России». В том и другом случаях термин «народы» заменяет термины «нации» и «народности», различие между которыми чисто условное.

Нация. В отечественной и зарубежной литературе можно встретить множество суждений о нациях как этнических общностях, сформировавшихся задолго до капитализма. Так, французский ученый Ж.Э. Ренан (1823-1892) считал, что нации существовали еще в начале Средних веков, «начиная с конца Римской империи или, лучше, со времени разложения империи Карла Великого…».

Что же такое нация? Отвечая на этот вопрос, Ренан справедливо утверждал, что нацию нельзя сводить к той или иной расе. Раса указывает «на родство по крови», а нации могут складываться в процессе совместной жизни и «перемешивания» представителей разных рас. «Самые большие страны — Англия, Франция, Италия — это те, в которых кровь наиболее перемешана». Именно данное обстоятельство характеризует нации этих стран. Поистине нет нации, все представители которой относились бы только к одной расе.

В нациях сочетаются природные и социальные свойства. Во всяком случае, нации нельзя сводить исключительно к природным явлениям, как это делают некоторые ученые. Даже если допустить, что одним из существенных признаков нации является общность ее происхождения от каких-то предков, то и в этом случае следует иметь в виду, что нация отнюдь не сводится к данному признаку. В качестве других ее признаков Ренан, а также немецкий историк К. Каутский (1854-1938) и другие исследователи называют общность языка, территории, экономической жизни, которая, по утверждению К. Каутского, стала складываться еще в XIV в., т.е. в Средние века, и завершилась при капитализме.

Одним из признаков нации Ренан называет общность интересов входящих в нее людей. Общность интересов обусловливается, по Ренану, общими условиями жизни, общностью истории и судьбы и представляет собой могущественный фактор становления и развития нации. Со временем формируется более или менее богатый духовный мир нации, объединяющий всех ее представителей. «Нация — это душа», — заявляет Э. Ренан.

Духовные признаки нации отмечают многие мыслители. Так, французский социолог и социальный психолог Г. Лебон (1841-1931) исходил из того, что «каждый народ обладает душевным строем столь же устойчивым, как и его анатомические способности». Из этого «душевного строя» проистекают чувства народа, его мысли, верования, искусство, а также различного рода учреждения, регулирующие его общественную жизнь. Лебон говорил о «душе народа» и о том, что «только она… сохраняет нацию». Душа народа — это его нравы, чувства, идеи, способы мышления. Когда портятся нравы, нации исчезают, утверждал Лебон. При этом он ссылался на пример Древнего Рима. Римляне, по его словам, имели очень сильный идеал.

Этот идеал — величие Рима — абсолютно господствовал над всеми душами; и каждый гражданин готов был пожертвовать для него своей семьей, своим состоянием и своей жизнью.

В этом была сила Рима. Впоследствии на первый план вышли стремление к роскоши, разврат, что ослабило нацию. «Когда варвары явились у его (Рима. — Лат.) ворот, его душа уже была мертва».

Читать еще:  Описание картины исаака левитана весна большая вода. Картина Левитана «Весна

Идею «души народа» как «души нации» поддерживал и развивал немецкий психолог и философ Вильгельм Вундт (1832-1920). Он справедливо утверждал: чтобы понять душу народа, надо знать его историю. Полезными, по его словам, будут знания по этнологии, искусству, науке, религии, языку и обычаям.

Австрийский социолог и политик Отто Бауэр указывал на естественные и культурные признаки нации. Он писал, что нация как «естественная общность» исходит из «физически обусловленной наследственности, посредством которой детям передаются свойства родителей». Однако главными отличительными признаками нации Бауэр считал ее язык и культуру. «Общность происхождения без культурной общности всегда образует только расу и никогда не создает нации», — утверждал он. Национальное сознание трактуется им как осознание того факта, что люди сходятся между собой «в обладании известными культурными ценностями», а также в направлении их воли, что и составляет особенности их национального характера. Теоретически национальное сознание есть осознание того, что я и мои соплеменники суть продукты одной и той же истории.

Развивая весьма актуальную сегодня теорию национально-культурной автономии, Бауэр видел основную задачу в том, чтобы «сделать национальную культуру… достоянием всего народа и таким, единственно возможном образом сплотить всех членов нации в национально-культурную общность».

Обобщая сказанное, можно утверждать, что нация — это особая историческая общность людей, характеризующаяся общностью ее происхождения, языка, территории, экономического уклада, а также психического склада и культуры, проявляющихся в общности ее этнического сознания и самосознания.

Национальное в любых своих проявлениях связано с уникальными этническими характеристиками нации. Эта связь может быть выражена в большей или меньшей степени, но она всегда имеет место. Так, экономические или политические отношения приобретают национальное содержание ровно настолько, насколько они связаны с решением этнических проблем жизни народов — наций. За этими пределами они могут оказаться социально-классовыми или какими-то другими отношениями, но не национальными. Национальный характер они приобретают тогда, когда их социальное содержание органически соединяется с этническим, «переплавлено» с ним.

В дальнейшем будем употреблять термины «этнос», «народ», «нация» как синонимы, т.е. равнозначные по смыслу, скажем русский народ, есть русский этнос и русская нация. Объем и значение данных явлений и выражающих их понятий и терминов, по сути, одинаковы. То же относится к украинскому, казахскому, грузинскому или же французскому и немецкому народам (этносам, нациям), соответствующим понятиям и терминам. В настоящее время многие ученые, в том числе весьма известные, демонстрируют именно такой подход к данному; вопросу. Как тождественные употребляет понятия «этнос» и «народ» Л.Н. Гумилев. В.А. Тишков, известный ученый-этнограф, предлагает вместо понятий «народность» и «нация» употреблять одно понятие — «народ».

Понятие национальность обозначает этнические Признаки не только целых наций, компактно проживающих на определенных территориях, но и всех ее представителей, где бы они ни жили, в том числе на территориях других народов и государств. [2 С. 69]

Этнические общности

Этносы – это большие социальные группы (племя, народность, нация), представляющие собой устойчивые

межпоколенные общности людей, объединенные общей исторической судьбой, общими традициями и культурой, особенностями быта, единством территории и языка. В единый этнический организм, скажем нацию, людей объединяет древнее происхождение от общего предка, но также общность исторической судьбы, общие традиции, культура, особенности быта. Список общих черт этноса можно продолжить, добавив два очень важных: общность территории и общность языка.

У этноса двойственная природа: биологическая и социальная. В отличие от него классы, сословия и профессии – чисто исторические и социальные группы. Этим этнос выделяется среди множества социальных групп, образующих социальный состав населения. Если профессию или класс вы можете выбрать добровольно, то национальность не выбирают, ее наследуют.

Этносы существуют как устойчивые межпоколенные общности людей. Теперь мы имеем два признака этноса: быть кровнородственной группой и межпоколенной общностью. Первый признак целиком биологический, второй уже с серьезной примесью социальных факторов. Результаты жизни каждого поколения подобно культурным слоям откладываются в языке. Овладевая родным языком, каждое новое поколение в то же время присваивает нормы, традиции, ценности предшествовавших поколений.

Долгое проживание на одной территории накладывает неизгладимый отпечаток па миросозерцание, образ жизни, хозяйственный уклад, манеру общения. Оседлых народов на планете большинство. Хотя есть исключения – народы- скитальцы: цыгане всю жизнь бродят по земному шару, пересекая государственные границы и исторически сложившиеся рубежи. Но, общаясь с разными народами, они, тем не менее, сохранили свою самобытность, их легко отличить от других этносов.

Таким образом, для того чтобы назвать этносом ту или иную группу людей, необходимо выполнение следующих условий:

  • 1) кровное родство – единство происхождения от общего предка;
  • 2) устойчивая межпоколенная преемственность;
  • 3) единство территории;
  • 4) единство языка;
  • 5) общность исторической судьбы;
  • 6) общая культура и традиции;
  • 7) общее самосознание (этническая идентификация).

Таковы необходимые признаки, которые правильно именовать этнообразующими факторами. К дополнительным признакам относят: а) политически оформленные представления о родине (государственность); б) чувство отличительности, т.е. осознание членами группы своей принадлежности к данной группе.

Под этносом, который имеет свою территорию, название, язык, культуру, самосознание, понимают только такие крупные общности, как племя, народность и нацию. Малые кровнородственные общности: семья, клан, род – относятся к протоэтносам. С собственно этносами их связывает очень многое: происхождение от единого предка и формирующаяся на этой основе межпоколенная связь людей, общая территория (родина), совместное ведение хозяйственной или экономической деятельности, общность история и культуры. Все протоэтносы немногочисленны, у них нет самостоятельной культуры, а главное – они входят в состав более крупного целого: вначале в состав племени, а затем народности и нации.

На протяжении истории каждый этнос претерпевает весьма значительные изменения: он начинается с расширенной семьи, впоследствии семьи объединяются в кровнородственные союзы, роды и племена. Семья – это наименьшая кровнородственная группа людей, связанных единством происхождения (бабушка, дедушка, отец, мать, дети). Несколько семей, вступивших в союз, образуют род. В свою очередь, роды объединяются в кланы – группы кровных родственников, носящих имя предполагаемого предка. Клан сохраняет общую собственность на землю, кровную месть, круговую поруку. Несколько кланов, объединившись, составляют племя.

По продолжительности существования индивидуальная семья или род редко насчитывает более сотни лет, в то время как этносы живут тысячи лет. За период существования этноса меняются эпохи, возникают и распадаются государства, сами этносы перемещаются по территории планеты. Они возникают, погибают, распадаются, объединяются, из них выделяются части, которые со временем превращаются в новый этнос.

Хотя эволюционная линия этноса начинается с семьи, к этносу в строгом смысле слова ученые относят только большие социальные группы. Специалисты выделяют три исторические формы (типы) этноса: 1) племя; 2) народность; 3) нацию. К этносам причисляют только их.

Племя – это исторически первая ступенька формирования этноса. Племя включало значительное число родов и кланов. Они обладали собственным языком или диалектом, территорией, формальной организацией (вождь, племенной совет), общими церемониями. Их численность доходила до десятков тысяч человек. Этот тип этнической организации свойственен родовому строю и просуществовал вплоть до его распада. В племенной общности зарождаются основные признаки этноса: территория, язык, самосознание. Племя обладает общими особенностями культуры, воплощенными в сложных и неповторимых ритуалах и обрядах, а также общими особенностями психологии и поведения.

Народность – этническая общность, занимающая на лестнице общественного развития место между племенами и нацией. Народности возникают в эпоху рабовладения и представляют собой языковую, территориальную, экономическую и культурную общность. По численности народность превышает племя, а кровнородственные связи уже не являются здесь единственным фундаментом групповой солидарности. Решающую роль в превращении союза племен в народность играет государство. Оно объединяет обширные территории, устанавливая более тесную связь между людьми и этническими группами. Чаще всего в народность консолидируются близкородственные племена, нередко сюда включаются также неродственные этнические группы.

Читать еще:  Урок fashion-иллюстрации. Рисуем фигуру девушки для fashion-эскиза

Например, древнерусская народность сформировалась во второй половине I тысячелетия из близкородственных восточнославянских племен. Однако уже на раннем этапе в нее были вовлечены также неславянские этносы: финно-угорские, балтские, тюркские. Решающую роль сыграло образование государства – Киевской Руси.

Народности – достаточно неустойчивые этнические образования. В эпоху феодализма они распадаются на мелкие части, из которых постепенно формируются новые этносы.

Такая судьба постигла древнерусскую народность, распавшуюся в XII в. на отдельные части, из которых впоследствии сформировались три самостоятельных этноса – русские, украинцы и белорусы. Феодальная раздробленность присуща также европейским народам. В Европе средневековые государства постоянно распадались, объединяясь уже в Новое время.

Нация – высший исторический тип этноса. Это сообщество, отличающееся от других не физическими чертами, а особенностями культуры или образом жизни. Нация возникает в период преодоления феодальной разобщенности и зарождения капитализма, когда складываются общества, достигшие высокой степени политической организации, имеющие внутренний рынок и единый хозяйственный уклад, собственную литературу и искусство. Нации более многочисленны, чем народности, они насчитывают десятки и сотни миллионов человек. На почве единой территории, языка и экономики образуется единый национальный характер и психический склад. Возникает очень сильное чувство солидарности со своей нацией. Национально-патриотические и национально-освободительные движения, межнациональные войны и конфликты свидетельствуют о том, что нация сформировалась и готова побороться за свой суверенитет. Представители одной нации уже не имеют общего предка и общего происхождения. У них не обязательно должны быть общий язык и религия, а объединяющая их национальность сформировалась благодаря общей истории и культуре.

Россия – одно из самых многонациональных государств мира. Ее населяют свыше 100 больших и малых народов, различных по происхождению, языку, культуре, особенностям быта, но тесно связанных общностью исторических судеб. 22 народа, насчитывающие более 1 млн человек каждый, образуют 96,3% всего населения страны. Еще 30 народов численностью от 100 тыс. до 1 млн человек каждый составляют вместе 3,4% всего населения. На долю остальных нескольких десятков народов приходится только 0,4% населения страны. Россия – прежде всего славянское государство (доля славян свыше 85%). Это самое крупное славянское государство мира.

Чтобы дать полный перечень характерных особенностей нации, надо присоединить к списку признаков этноса следующие черты:

  • 1) устойчивая государственность;
  • 2) общность экономической жизни;
  • 3) развитая социальная структура.

Сравнивая два перечня черт – этноса и нации, мы можем подметить такую закономерность: по мере того как этнос проходит эволюцию от племени и народности к нации, в нем убывают биологические черты и нарастают социально-политические. Решающим для формирования наций называют XX век. Теперь понятия этноса и нации употребляются как более или менее равноправные. Подавляющее большинство этносов и наций не являются субъектами международного права и не входят в состав ООН. Однако и те общности, которые не обладают статусом государственных организаций и государственного представительства, называют себя по большей части нациями, их политические лидеры усматривают в отказе от этого термина определенное ущемление прав соответствующего народа.

Диаспора (греч. diaspora – рассеяние) – это устойчивая совокупность людей единого этнического происхождения, живущая в иноэтническом окружении за пределами своей исторической родины (или вне ареала расселения своего народа) и имеющая социальные институты, которые позволяет диаспоре функционировать длительное время, оставаясь при этом относительно самодостаточным организмом (рис. 6.4). Диаспора образуется за счет добровольного переселения (миграции), насильственного выселения, угрозы геноцида и иных социальных факторов.

Примером ненасильственного формирования диаспоры выступает русский этнос. Ни одному народу на свете не удалось изгнать русских с исторической родины – России. Зато русские добровольно и большими партиями покидали ее начиная с XVII века. Сегодня в дальнем зарубежье насчитывается более 4 млн русских, в ближнем зарубежье, по разным оценкам, от 25 до 40 млн. Русские общины существовали раньше и существуют до сих пор в США, Канаде, Бразилии, Франции, Германии, Чехии и других странах.

Основные функции диаспоры: поддержание, развитие и укрепление духовной культуры своего народа; культивирование национальных традиций и обычаев; поддержание культурных связей со своей исторической родиной; пропаганда национальной литературы и искусства; распростра-

Рис. 6.4. Территориальный треугольник диаспоры

нение и поддержание родного языка. Анализ показывает, что 60–70% диаспор ориентированы на решение именно этих проблем [1] .

Различают диаспоры компактного (в одном месте) и дисперсного (разбросаны по всей территории страны) проживания. К примеру, утратили свою государственность и живут дисперсно цыгане, ассирийцы, уйгуры.

Способностью создавать диаспору обладает не каждый этнос, а только этнос, устойчивый к ассимиляции. Поскольку диаспоры, полностью или частично живущие изолированно от господствующей культуры, стремятся сохранить свою самобытность, главным средством для этого выступает родной язык, увезенный с исторической родины. Он выполняет коммуникативную и солидаризирующую функцию.

  • [1] См.: Тощенко Ж. Т., Чаптыкова Т. И. Диаспора как объект социологического исследования // Социс. 1996. № 12. С. 33–42.

Этнические общности

Этносы – это большие социальные группы (племя, народность, нация), представляющие собой устойчивые

межпоколенные общности людей, объединенные общей исторической судьбой, общими традициями и культурой, особенностями быта, единством территории и языка. В единый этнический организм, скажем нацию, людей объединяет древнее происхождение от общего предка, но также общность исторической судьбы, общие традиции, культура, особенности быта. Список общих черт этноса можно продолжить, добавив два очень важных: общность территории и общность языка.

У этноса двойственная природа: биологическая и социальная. В отличие от него классы, сословия и профессии – чисто исторические и социальные группы. Этим этнос выделяется среди множества социальных групп, образующих социальный состав населения. Если профессию или класс вы можете выбрать добровольно, то национальность не выбирают, ее наследуют.

Этносы существуют как устойчивые межпоколенные общности людей. Теперь мы имеем два признака этноса: быть кровнородственной группой и межпоколенной общностью. Первый признак целиком биологический, второй уже с серьезной примесью социальных факторов. Результаты жизни каждого поколения подобно культурным слоям откладываются в языке. Овладевая родным языком, каждое новое поколение в то же время присваивает нормы, традиции, ценности предшествовавших поколений.

Долгое проживание на одной территории накладывает неизгладимый отпечаток па миросозерцание, образ жизни, хозяйственный уклад, манеру общения. Оседлых народов на планете большинство. Хотя есть исключения – народы- скитальцы: цыгане всю жизнь бродят по земному шару, пересекая государственные границы и исторически сложившиеся рубежи. Но, общаясь с разными народами, они, тем не менее, сохранили свою самобытность, их легко отличить от других этносов.

Таким образом, для того чтобы назвать этносом ту или иную группу людей, необходимо выполнение следующих условий:

  • 1) кровное родство – единство происхождения от общего предка;
  • 2) устойчивая межпоколенная преемственность;
  • 3) единство территории;
  • 4) единство языка;
  • 5) общность исторической судьбы;
  • 6) общая культура и традиции;
  • 7) общее самосознание (этническая идентификация).

Таковы необходимые признаки, которые правильно именовать этнообразующими факторами. К дополнительным признакам относят: а) политически оформленные представления о родине (государственность); б) чувство отличительности, т.е. осознание членами группы своей принадлежности к данной группе.

Под этносом, который имеет свою территорию, название, язык, культуру, самосознание, понимают только такие крупные общности, как племя, народность и нацию. Малые кровнородственные общности: семья, клан, род – относятся к протоэтносам. С собственно этносами их связывает очень многое: происхождение от единого предка и формирующаяся на этой основе межпоколенная связь людей, общая территория (родина), совместное ведение хозяйственной или экономической деятельности, общность история и культуры. Все протоэтносы немногочисленны, у них нет самостоятельной культуры, а главное – они входят в состав более крупного целого: вначале в состав племени, а затем народности и нации.

Читать еще:  Автоматизация производственных процессов (конспект). Автоматизация процессов

На протяжении истории каждый этнос претерпевает весьма значительные изменения: он начинается с расширенной семьи, впоследствии семьи объединяются в кровнородственные союзы, роды и племена. Семья – это наименьшая кровнородственная группа людей, связанных единством происхождения (бабушка, дедушка, отец, мать, дети). Несколько семей, вступивших в союз, образуют род. В свою очередь, роды объединяются в кланы – группы кровных родственников, носящих имя предполагаемого предка. Клан сохраняет общую собственность на землю, кровную месть, круговую поруку. Несколько кланов, объединившись, составляют племя.

По продолжительности существования индивидуальная семья или род редко насчитывает более сотни лет, в то время как этносы живут тысячи лет. За период существования этноса меняются эпохи, возникают и распадаются государства, сами этносы перемещаются по территории планеты. Они возникают, погибают, распадаются, объединяются, из них выделяются части, которые со временем превращаются в новый этнос.

Хотя эволюционная линия этноса начинается с семьи, к этносу в строгом смысле слова ученые относят только большие социальные группы. Специалисты выделяют три исторические формы (типы) этноса: 1) племя; 2) народность; 3) нацию. К этносам причисляют только их.

Племя – это исторически первая ступенька формирования этноса. Племя включало значительное число родов и кланов. Они обладали собственным языком или диалектом, территорией, формальной организацией (вождь, племенной совет), общими церемониями. Их численность доходила до десятков тысяч человек. Этот тип этнической организации свойственен родовому строю и просуществовал вплоть до его распада. В племенной общности зарождаются основные признаки этноса: территория, язык, самосознание. Племя обладает общими особенностями культуры, воплощенными в сложных и неповторимых ритуалах и обрядах, а также общими особенностями психологии и поведения.

Народность – этническая общность, занимающая на лестнице общественного развития место между племенами и нацией. Народности возникают в эпоху рабовладения и представляют собой языковую, территориальную, экономическую и культурную общность. По численности народность превышает племя, а кровнородственные связи уже не являются здесь единственным фундаментом групповой солидарности. Решающую роль в превращении союза племен в народность играет государство. Оно объединяет обширные территории, устанавливая более тесную связь между людьми и этническими группами. Чаще всего в народность консолидируются близкородственные племена, нередко сюда включаются также неродственные этнические группы.

Например, древнерусская народность сформировалась во второй половине I тысячелетия из близкородственных восточнославянских племен. Однако уже на раннем этапе в нее были вовлечены также неславянские этносы: финно-угорские, балтские, тюркские. Решающую роль сыграло образование государства – Киевской Руси.

Народности – достаточно неустойчивые этнические образования. В эпоху феодализма они распадаются на мелкие части, из которых постепенно формируются новые этносы.

Такая судьба постигла древнерусскую народность, распавшуюся в XII в. на отдельные части, из которых впоследствии сформировались три самостоятельных этноса – русские, украинцы и белорусы. Феодальная раздробленность присуща также европейским народам. В Европе средневековые государства постоянно распадались, объединяясь уже в Новое время.

Нация – высший исторический тип этноса. Это сообщество, отличающееся от других не физическими чертами, а особенностями культуры или образом жизни. Нация возникает в период преодоления феодальной разобщенности и зарождения капитализма, когда складываются общества, достигшие высокой степени политической организации, имеющие внутренний рынок и единый хозяйственный уклад, собственную литературу и искусство. Нации более многочисленны, чем народности, они насчитывают десятки и сотни миллионов человек. На почве единой территории, языка и экономики образуется единый национальный характер и психический склад. Возникает очень сильное чувство солидарности со своей нацией. Национально-патриотические и национально-освободительные движения, межнациональные войны и конфликты свидетельствуют о том, что нация сформировалась и готова побороться за свой суверенитет. Представители одной нации уже не имеют общего предка и общего происхождения. У них не обязательно должны быть общий язык и религия, а объединяющая их национальность сформировалась благодаря общей истории и культуре.

Россия – одно из самых многонациональных государств мира. Ее населяют свыше 100 больших и малых народов, различных по происхождению, языку, культуре, особенностям быта, но тесно связанных общностью исторических судеб. 22 народа, насчитывающие более 1 млн человек каждый, образуют 96,3% всего населения страны. Еще 30 народов численностью от 100 тыс. до 1 млн человек каждый составляют вместе 3,4% всего населения. На долю остальных нескольких десятков народов приходится только 0,4% населения страны. Россия – прежде всего славянское государство (доля славян свыше 85%). Это самое крупное славянское государство мира.

Чтобы дать полный перечень характерных особенностей нации, надо присоединить к списку признаков этноса следующие черты:

  • 1) устойчивая государственность;
  • 2) общность экономической жизни;
  • 3) развитая социальная структура.

Сравнивая два перечня черт – этноса и нации, мы можем подметить такую закономерность: по мере того как этнос проходит эволюцию от племени и народности к нации, в нем убывают биологические черты и нарастают социально-политические. Решающим для формирования наций называют XX век. Теперь понятия этноса и нации употребляются как более или менее равноправные. Подавляющее большинство этносов и наций не являются субъектами международного права и не входят в состав ООН. Однако и те общности, которые не обладают статусом государственных организаций и государственного представительства, называют себя по большей части нациями, их политические лидеры усматривают в отказе от этого термина определенное ущемление прав соответствующего народа.

Диаспора (греч. diaspora – рассеяние) – это устойчивая совокупность людей единого этнического происхождения, живущая в иноэтническом окружении за пределами своей исторической родины (или вне ареала расселения своего народа) и имеющая социальные институты, которые позволяет диаспоре функционировать длительное время, оставаясь при этом относительно самодостаточным организмом (рис. 6.4). Диаспора образуется за счет добровольного переселения (миграции), насильственного выселения, угрозы геноцида и иных социальных факторов.

Примером ненасильственного формирования диаспоры выступает русский этнос. Ни одному народу на свете не удалось изгнать русских с исторической родины – России. Зато русские добровольно и большими партиями покидали ее начиная с XVII века. Сегодня в дальнем зарубежье насчитывается более 4 млн русских, в ближнем зарубежье, по разным оценкам, от 25 до 40 млн. Русские общины существовали раньше и существуют до сих пор в США, Канаде, Бразилии, Франции, Германии, Чехии и других странах.

Основные функции диаспоры: поддержание, развитие и укрепление духовной культуры своего народа; культивирование национальных традиций и обычаев; поддержание культурных связей со своей исторической родиной; пропаганда национальной литературы и искусства; распростра-

Рис. 6.4. Территориальный треугольник диаспоры

нение и поддержание родного языка. Анализ показывает, что 60–70% диаспор ориентированы на решение именно этих проблем [1] .

Различают диаспоры компактного (в одном месте) и дисперсного (разбросаны по всей территории страны) проживания. К примеру, утратили свою государственность и живут дисперсно цыгане, ассирийцы, уйгуры.

Способностью создавать диаспору обладает не каждый этнос, а только этнос, устойчивый к ассимиляции. Поскольку диаспоры, полностью или частично живущие изолированно от господствующей культуры, стремятся сохранить свою самобытность, главным средством для этого выступает родной язык, увезенный с исторической родины. Он выполняет коммуникативную и солидаризирующую функцию.

  • [1] См.: Тощенко Ж. Т., Чаптыкова Т. И. Диаспора как объект социологического исследования // Социс. 1996. № 12. С. 33–42.

Источники:

http://m.studwood.ru/778461/sotsiologiya/etnicheskaya_obschnost_etnos_narod_natsiya
http://studme.org/74341/sotsiologiya/etnicheskie_obschnosti
http://studme.org/74341/sotsiologiya/etnicheskie_obschnosti

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector