Историк н м карамзин краткая биография. Таков истинный патриотизм
Биография Карамзина
Содержание
- Юность
- Военная служба
- Ранняя литературная деятельность
- Путешествие в Европу
- Зрелое творчество. «История государства Российского»
Бонус
- Другие варианты биографии
- Интересные факты
- Тест по биографии
Юность
Карамзин Николай Михайлович родился 12 декабря (1 декабря) 1766 года в Симбирске (сейчас Ульяновск) в дворянской семье. Начальное образование будущий литератор получил дома. Вскоре отец отдал его в симбирский дворянский пансион, а в 1778 году – в частный пансион Москвы. Параллельно Карамзин занимался активным изучением языков, посещал лекции в Московском университете.
Военная служба
В 1781 году Николай Михайлович, по настоянию отца, поступил на военную службу в Преображенский полк. В 1783 году литератор дебютировал в печати с произведением «Деревянная нога». В 1784 году краткая биография Карамзина как военного окончилась, и он ушел в отставку в чине поручика.
Ранняя литературная деятельность
В 1785 году Карамзин, биография которого резко поменяла свое направление, переезжает из родного Симбирска в Москву. Здесь литератор знакомится с Н. И. Новиковым и семьей Плещеевых. Увлекшись масонством, Николай Михайлович вступает в московский масонский кружок, где начинает тесно общаться с И. С. Гамалеей, А. М. Кутузовым. В это же время Карамзин участвует в издании первого детского журнала в России – «Детское чтение для сердца и разума».
В 1787 году Николай Михайлович опубликовал перевод трагедии Шекспира «Юлий Цезарь», в 1788 году – перевод трагедии Лессинга «Эмилия Галотти». В 1789 году в «Детском чтении…» вышло первое оригинальное произведение писателя – «Евгений и Юлия».
Путешествие в Европу
В 1789 – 1790 годах Карамзин путешествовал по Европе. Писатель посетил Германию, Англию, Францию, Швейцарию, познакомился со многими известными личностями той эпохи – Ш.Бонне, И. Кантом, Ж. Ф. Мармонтелем, И. Г. Гердером, И. К. Лафатером, присутствовал на выступлениях М. Робеспьера, О. Г. Мирабо. Во время путешествия Николай Михайлович создал знаменитые «Письма русского путешественника», которые были изданы в 1791-1792 годах и принесли писателю широкую литературную известность.
Зрелое творчество. «История государства Российского»
По возвращению в Москву Карамзин продолжает заниматься литературной деятельностью, пишет художественные произведения, критические статьи и заметки. В 1791 году Николай Михайлович приступает к изданию литературного «Московского Журнала», в котором впервые опубликовал повести «Бедная Лиза», «Наталья, боярская дочь». Вскоре Карамзин выпустил несколько сентименталистских альманахов – «Аглая», «Аониды», «Пантеон иностранной словесности», «Мои безделки». В 1802 году публикуется повесть «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода».
В 1803 году император Александр I даровал Карамзину звание историографа, литератору были открыты все библиотеки и архивы.
До последнего дня жизни Николай Михайлович работал над самым главным своим трудом – «Историей государства Российского». Книга охватывает события от древнейших времен до Смутного времени и включает 12 томов. Первые восемь томов вышли в 1818 году, следующие три были опубликованы в 1821 – 1824 годах. Последняя часть «Истории…» увидела свет после смерти Карамзина.
Умер Николай Михайлович Карамзин 22 мая (3 июня) 1826 года в Санкт-Петербурге. Похоронен литератор на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.
Другие варианты биографии
- Вариант 2 более сжатая для доклада или сообщения в классе
Интересные факты
- Проза и поэзия Карамзина во многом повлияли на развитие русского литературного языка, писатель первым начал использовать неологизмы, варваризмы, отошел от церковной лексики.
- Карамзин был дважды женат. Первая жена, Е. И. Протасова, была сестрой А. И. Плещеевой. Вторая жена, Е. А. Колыванова, была внебрачной дочерью князя А. И. Вяземского.
- Повесть «Бедная Лиза» Карамзина является наиболее ярким примером русского сентиментализма и изучается школьниками в 9 классе.
- Карамзин был первым, кто открыл известный литературный памятник – труд Афанасия Никитина «Хождение за три моря».
Тест по биографии
Попробуйте ответить на вопросы теста по краткой биографии Карамзина:
Историк н м карамзин краткая биография. Таков истинный патриотизм
ВОЕННОЕ ПРАВО
Юридические консультации. Судебная практика. Вопросы, ответы и комментарии.
АРМИЯ РОССИИ
СМИ “Обозник”. История армии, тыла ВС РФ. Права и обязанности военнослужащих
Новые комментарии
О главном
Идеи патриотического воспитания в публицистике Н.М. Карамзина начала XIX в.
В статье представлены идеи патриотического воспитания Н. М. Карамзина, содержащиеся в его публицистических произведениях начала XIX в. : идея необходимости защиты самобытности России; идея воспитания гражданина в семье. Раскрыто общее понимание патриотизма в публицистике Н.М. Карамзина, из которого могут быть выведены соответствующие идеи патриотического воспитания и которое может служить методологической основой для выявления патриотических идей в литературных произведениях.
Автор обосновывает актуальность идей патриотического воспитания Н.М. Карамзина в современном российском обществе.
Ключевые слова и фразы : патриотическое воспитание; общее понимание патриотизма; методологическая основа; защита самобытности России; воспитание в семье; гражданские качества Николай Михайлович Карамзин (1766 1826) – великий русский историк, писатель и публицист.
Его деятельность протекала в сложную историческую эпоху конца XVIII – начала XIX в., когда в Европе были широко распространены революционные настроения, а в России безраздельно господствовали самодержавие и крепостное право. В своём идейном развитии Н. М. Карамзин прошёл путь от сентиментального республиканизма до этического монархизма [3; 5; 6]. Начало 1800 х гг. в идейном развитии Н.М. Карамзина характеризуется переходом к этическому монархизму. Мыслитель разочаровался в идеях Французской революции и стал обосновывать необходимость с охранения существующего порядка.
Революция, «грозившая ниспровергнуть все правительства, утвердила их» [2, с. 269]. «Мы увидели, что гражданский порядок священ даже в самых местных или случайных нед остатках своих… что самое турецкое правление лучше анархии, которая всегда бывает следствием госуда рственных потрясений» [Там же, с. 268]. Важной задачей Н. М. Карамзин считает недопущение в России с обытий, подобных французским. В дальнейшем он обосновывает решающую роль самодержавия и личности монарха в истории России. «Самодержавие основало и воскресило Россию», «с переменою государственного устава её она гибла и должна была погибнуть, составленная из частей столь многих и разных, из коих всякая имеет свои особенные гражданские пользы» [1, с. 515], – писал он императору Александру I в 1811 г.
Таким образом, самодержавие, по мысли Н. М. Карамзина, является институтом, сохраняющим русскую самобытность, ограждающим её от чуждого иноземного влияния. И потому гражданин, патриот России должен защищать этот общественный институт (при этом понимание многоаспектной сущности самодержавия в трудах Н. М. Карамзина и актуальность этого понимания в наше время являются предметом отдельного исследования).
В данной статье автор обращает внимание на то, что обоснование роли самодержавия в истории нашей родины проявляется как форма для выражения идеи необходимости защиты самобытности России). В исследованиях последних лет отмечается, что патриотизм, как понимал его Н. М. Карамзин, предста вляет собой не только важнейший принцип гражданственности как политической позиции, но и нравственное состояние личности [5, с. 8]. Это говорит об актуальности применения его идей в педагогической практике.
Самодержавие ушло в небытие, но осталась Россия, остались её граждане, которые должны обладать опр еделёнными личностными качествами, чтобы отстоять самобытность нашей страны и не дать ей раствориться в пучине мировых потрясений. В публицистических статьях «О любви к Отечеству и народной гордости» (1802) и «Приятные виды, наде жды и желания настоящего времени» (1802), которые стали объектом настоящего исследования, Н. М. Карамзин развивает идеи патриотического воспитания (выявление которых представляет собой цель данной статьи), относящиеся, прежде всего, к дворянству, считавшемуся им главной опорой самодержавия, а вместе с ним – и опорой России.
Что касается крестьянства, то в его воспитании главную роль должны были сыграть до бродетельные, правильно воспитанные помещики и духовенство [2, с. 292 294]. Основны м носителем гражданских качеств в российском обществе Н. М. Карамзин считал дворянство, из среды которого выходило подавляющее большинство высшего военного и гражданского чиновничества России той эпохи. Между тем, состояние нравов дворянства вызывало серьё зные опасения мыслителя. Он видел , что многие дворяне, заимствуя иностранные обычаи, ведут развратную светскую жизнь, проматывают имения своих предков, проигрывают в карты целые деревни вместе с их жителями и, в конце концов, остаются нищими, с разбухшими долгами на шее и детьми, которых нужно кормить и воспитывать.
Против такого состояния и направлена идея воспитания гражданина в семье, развиваемая Н. М. Карамзиным в статье «Приятные виды, надежды и желания настоящего времени». Он спрашивает: «Что мешает родителям заниматься детьми?». И отвечает: «По большей части светская рассеянность, действие полупр освещения в людях и в государствах. Европеец, презирая его невежество, от скуки бежит из дому – играть в карты!
Дни летят, и он доволен; но с ними летит и жизнь – старость с болезнию приходит к нам в гости, и мы невольным образом должны наконец поселиться дома. Новые привычки тягостны накануне смерти!» [Там же, с. 274 275]. Воспитание детей даёт гораздо больше счастья, чем указанные плоды « полупр освещения». И о нём нужно задумываться заранее. «Сколь не равное право на любовь и благодарность детей имеют два отца, из которых один сам воспитал их, а другой только нанимал учителей!
Будет время, когда сия любовь и благодарность составят для нас главное удовольствие в жизни: подумаем об нём заранее. » [Там же, с. 275]. Как актуально звучат эти мысли сегодня, когда большое число молодых семейных пар стремятся «пожить для себя», не желают иметь детей, а бездумно следуют навязанным извне стереотипам «общества п отребления», пр едаваясь пьянству, азартным играм и участию в бессмысленных и бесконечных развлекательных мероприятиях и, в конце концов, приходят к нравственному опустошению.
А их дети, если таковые всё таки появляются, следуют дурному примеру таких родителей, что приводит к падению уровня нравственности в российском обществе. Кроме того, воспитание – это «долг гражданина, обязанного в семействе своём образовать достойных сынов отечества» [Там же]. Воспитание дома, в кругу семьи, требует также участия детей в хозяйственной жизни, а от родителей – бережливости и уважения к труду. Укоряя дворян современников, Карамзин писал: «Я послал бы всех роскошных людей на несколько времени в деревню, быть свидетелями трудных сельских работ и видеть, чего стоит каждый рубль крестьянину» [Там же, с. 276]. Общее понимание патриотизма Н. М. Карамзин изложил в статье «О любви к Отечеству и народной гордости», впервые опубликованной в No 4 «Вестника Европы» за 1802 г. Он писал: «Любовь к отечеству может быть физическая, моральная и политическая» [Там же, с. 280].
Первая возникает у человека от рождения. Она присуща людям всех времён и народов. Это любовь к месту рождения и воспитания человека. «В свете нет ничего милее жизни; она есть первое счастие, – а начало всякого благополуч ия имеет для нашего воображ ения какую то особенную прелесть» [Там же]. Поэтому любовь к родным местам не зависит от самого хара ктера этих мест: будь то суровая природа севера или иссушающий зной юга. Под моральной любовью Н. М. Карамзин понимает любовь к людям, с которыми вместе рос и воспитывался человек, любовь к с огражданам.
«Душа их сообразуется с нашею; делается некоторым её зеркалом; служит предметом или сре дством наших нравственных удовольствий и обращается в предмет склонности для сердца» [Там же, с. 281]. С возрастом эта любовь усиливается, «ибо время утверждает привычку». Наконец, политическая любовь к Родине – это способность совершать поступки на благо родной земли с осознанием их смысла и чувства долга. «Патриотизм есть любовь ко благу и славе отечества и желание способствовать им во всех отношениях.
Он требует рассуждения – и потому не все люди имеют его» [Там же, с. 282]. Любовь к Родине Н. М. Карамзин выводит из стремления человека к счастью. «Любовь к собственному благу производит в нас любовь к отечеству, а личное самолюбие – гордость народную, которая служит опорою патриотизма» [Там же]. Стремление к счастью как двигатель человеческих поступков – одна из основных теоретических посылок, х арактерных для философии Просвещения, сильное влияние которой испытал и Н. М. Карамзин. Н. М. Карамзин справедливо предостерегает против некритического заимствования чужих нравов и об ычаев. «Патриот спешит присвоить отечеству благодетельное и нужное, но отвергает рабские подража ния в безделках, оскорбительные для народной гордости» [Там же, с. 287]. Иностранцы должны удивляться п орядку в наших мыслях и действиях, а не хвастовству и мотовству.
Изложенное выше общее понимание патриотизма Н. М. Карамзиным мо жет быть успешно использовано в качестве методологическо й основы для формулирования идей патриотического воспитания, а также для выя вления патриотических идей в том или ином литературном произведении, особенно в произведениях современн иков Н. М. Карамзина, взгляды которых на патриотизм были во многом схожими с взглядами этого историка [4]. Таким образом, в публицистических произведениях Н. М. Карамзина начала XIX в. содержатся идеи патриотического воспитания, которые не утратили актуальности и по сей день.
Это, прежде всего, идея необходимости защиты самобытности России, которая проявилась в форме обоснования роли самодержавия в истории нашей родины, а также идея воспитания гражданина в семье. Кроме того, в статье «О любви к Отечеству и народной гордости» изложено общее понимание патриотизма Н. М. Карамзиным, которое может быть использовано в качестве методологической основы для формулирования идей патриотического восп итания. Актуальность идей патриотического воспитания Н. М. Карамзина в современном российском обществе определяется тем, что сегодня, как никогда ранее, оно подвержено вредным иноземным влияниям, в связи с чем существует угроза потери национальной самобытности, а с ней и государственности России. Помочь преодолеть этот тяжёлый исторический период и призваны идеи Н. М. Карамзина.
1. Карамзин Н. М. Записка «О древней и новой России» // Карамзин Н. М. История государства Российского: в 12 ти т. Тула: Приок. кн. изд во, 1990. Т. XXII . 589 с.
2. Карамзин Н. М. Избранные сочинения: в 2 х т. М. – Л.: Художественная литература, 1964. Т. 2. 592 с.
3. Кислягина Л. А. Формирование общественно политических взглядов Н. М. Карамзина (1785 1803). М.: МГУ, 1976. 200 с.
4. Кондратьев Ю. В. Патриотическое содержание «Дневника партизанских действий» Д. В. Давыдова в све те взглядов А. Н. Радищева и Н. М. Карамзина // Отечественная война 1812 года и российская провинция в событиях, человеческих судьбах и музейных коллекциях: материалы XX Всероссийской научной конференции. Малоярославец, 2013. С. 79 98.
5. Кувшинова Н. В. Нрав ственные основания мировоззренческих идей Н. М. Карамзина: автореф. дисс. … к. филос. н. Шуя, 2009. 23 с . 6. Лотман Ю. М. Сотворение Карамзина. М .: Книга , 1987. 336 с
Кондратьев Юрий Викторович
Калужский государственный университет имени К. Э. Циолковского
Карамзин Н. М. Первый русский историк
“История Государства Российского” есть не только создание великого писателя, но и подвиг честного человека.
Оказывается, у меня есть Отечество!
Первые восемь томов “Истории Государства Российского” вышли все разом в 1818 году. Рассказывают, что, захлопнув восьмой, последний том, Федор Толстой по прозванию Американец воскликнул: “Оказывается, у меня есть Отечество!” И он был не один. Тысячи людей подумали, и главное, почувствовали вот это самое. Зачитывались “Историей” все — студенты, чиновники, дворяне, даже светские дамы. Читали в Москве и Петербурге, читали в провинции: далекий Иркутск один закупил 400 экземпляров. Ведь это так важно для всякого, знать, что оно у него есть, Отечество. Эту уверенность дал людям России Николай Михайлович Карамзин.
В те времена, в начале XIX века, древняя вековечная Россия вдруг оказалась молодой, начинающей. Вот-вот вступила она в большой мир. Все рождалось заново: армия и флот, заводы и мануфактуры, науки и литература. И могло показаться, что никакой истории у страны нет — разве было что-нибудь до Петра, кроме темных веков отсталости и варварства? Есть ли у нас история? “Есть”, — ответил Карамзин.
О детстве и юности Карамзина мы знаем совсем немного — не сохранилось ни дневников, ни писем от родственников, ни юношеских сочинений. Знаем, что родился Николай Михайлович 1 декабря 1766 года неподалеку от Симбирска. В ту пору это глушь невероятная, настоящий медвежий угол. Когда мальчику исполнилось 11 или 12 лет, его отец, отставной капитан, отвез сына в Москву, в пансион при университетской гимназии. Здесь Карамзин пробыл некоторое время, а потом поступил на действительную военную службу — это в 15 лет! Преподаватели пророчили ему не то что Московский — Лейпцигский университет, да как-то не получилось.
Исключительная образованность Карамзина — его личная заслуга.
Военная служба не пошла — хотелось писать: сочинять, переводить. И вот в 17 лет Николай Михайлович уже отставной поручик. Впереди целая жизнь. Чему посвятить ее? Литературе, исключительно литературе — решает Карамзин.
А какая она была, русская литература XVIII века? Тоже молодая, начинающая. Карамзин пишет другу: “Я лишен удовольствия читать много на родном языке. Мы еще бедны писателями. У нас есть несколько поэтов, заслуживающих быть читанными”. Конечно, писатели уже есть, и не кое-кто, а Ломоносов, Фонвизин, Державин, но значительных имен не более десятка. Неужто талантов мало? Нет, они есть, но дело стало за языком: не приспособился пока русский язык передавать новые мысли, новые чувства, описывать новые предметы.
Карамзин делает установку на живую разговорную речь образованных людей. Он пишет не ученые трактаты, а путевые заметки (“Записки русского путешественника”), повести (“Остров Борнгольм”, “Бедная Лиза”), стихи, статьи, переводит с французского и немецкого.
Наконец, решается выпускать журнал. Он назывался просто: “Московский журнал”. Известный драматург и литератор Я. Б. Княжнин взял в руки первый номер и воскликнул: “У нас не было такой прозы!”
Успех “Московского журнала” был грандиозный — целых 300 подписчиков. По тем временам очень большая цифра. Вот как мала еще не только пишущая, читающая Россия!
Работает Карамзин невероятно много. Сотрудничает и в первом русском детском журнале. Назывался он “Детское чтение для сердца и разума”. Только ДЛЯ этого журнала Карамзин каждую неделю писал по два Десятка страниц.
Карамзин для своего времени — писатель номер один.
И вдруг Карамзин берется за гигантский труд — составить родную русскую историю. 31 октября 1803 года вышел указ Царя Александра I о назначении Н. М. Карамзина историографом с жалованием 2 тысячи рублей в год. Теперь на всю оставшуюся жизнь — историк. Но так, видно, было надо.
Летописи, указы, судебники
Теперь — писать. Но для этого нужно собирать материал. Начались поиски. Карамзин буквально прочесывает все архивы и книжные собрания Синода, Эрмитажа, Академии наук, Публичной библиотеки, Московского университета, Александро-Невской и Троице-Сергиевой лавры. По его просьбе ищут в монастырях, в архивах Оксфорда, Парижа, Венеции, Праги и Копенгагена. И сколько всего нашлось!
Остромирово Евангелие 1056 — 1057 года (это и поныне древнейшая из датированных русских книг), Ипатьевская, Троицкая летописи. Судебник Ивана Грозного, произведение древнерусской литературы “Моление Даниила Заточника” и много чего еще.
Говорят, обнаружив новую летопись — Волынскую, Карамзин несколько ночей не спал от радости. Друзья смеялись, что он стал просто несносным — только и разговоров, что об истории.
Какой она будет?
Материалы собираются, но как взяться за текст, как написать такую книгу, которую прочтет и самый простой человек, но от которой и академик не поморщится? Как сделать, чтобы было интересно, художественно, и в то же время научно? И вот эти тома. Каждый делится на две части: в первой — подробный, написанный большим мастером, рассказ — это для простого читателя; во второй — обстоятельные примечания, ссылки на источники — это для историков.
Таков истинный патриотизм
Карамзин пишет брату: “История не роман: ложь всегда может красива, а истина в своем одеянии нравится только некоторым умам”. Так о чем же писать? Подробно излагать славные страницы прошлого, а темные лишь перелистывать? Может быть, именно так должен поступать историк-патриот? Нет, решает Карамзин — патриотизм только не за счет искажения истории. Он ничего не добавляет, ничего не выдумывает, не превозносит победы и не преуменьшает поражения.
Случайно сохранились черновики VII-ro тома: мы видим, как Карамзин работал над каждой фразой своей “Истории”. Вот он пишет о Василии III: “в сношениях с Литвою Василий . готовый всегда к миролюбию. ” Все не то, не правда. Историк перечеркивает написанное и выводит: “В сношениях с Литвою Василий изъявлял на словах миролюбие, стараясь вредить ей тайно или явно”. Таково беспристрастие историка, таков истинный патриотизм. Любовь к своему, но не ненависть к чужому.
Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка Колумбом
Пишется древняя история России, а вокруг делается современная: наполеоновские вонйы, битва при Аустерлице, Тильзитский мир, Отечественная война 12-го года, пожар Москвы. В 1815 году русские войска вступают в Париж. В 1818 выходят из печати первые 8 томов “Истории Государства Российского”. Тираж — страшюе дело! — 3 тысячи экземпляров. И все раскупили в 25 дней. Неслыхано! А ведь цена немалая: 50 рублей.
Последний том останавливался на середине правления Ивана IV, Грозного.
Все бросились читать. Мнения разделились.
Одни говорили — якобинец!
Еще и раньше попечитель Московского университета Голенищев-Кутузов подал министру народного просвещения некоторый, мягко говоря, документ, где обстоятельно доказывал, что “сочинения Карамзина исполнены вольнодумнического и якобинского яда”. “Не орден бы ему надо дать, давно пора бы его запереть”.
За что же так? Прежде всего — за независимость суждений. Это не всем нравится.
Есть мнение, что Николай Михайлович ни разу в жизни не покривил душой.
— Монархист! — восклицали другие, молодые люди, будущие декабристы.
Да, главный герой “Истории” Карамзина — российское самодержавие. Плохих государей автор порицает, хороших ставит в пример. А благоденствие для России видит в просвещенном, мудром монархе. То есть нужен “добрый царь”. Карамзин не верит в революцию, тем более в скорую. Итак, перед нами действительно монархист.
И в то же время, декабрист Николай Тургенев вспомнит впоследствии, как Карамзин “пролил слезы”, узнав о смерти Робеспьера, героя Французской революции. А вот что пишет сам Николай Михайлович другу: “Не требую ни конституции, ни представителей, но чувством останусь республиканцем, и притом верным подданным царя русского: вот противоречие, но только мнимое”.
Отчего же он тогда не с декабристами? Карамзин считал, что время России еще не настало, народ не созрел для республики.
Девятый том еще не вышел из печати, а уже поползли слухи, что он запрещен. Начинался он так: “Приступаем к описанию ужасной перемены в душе царя и в судьбе царства”. Итак, продолжается рассказ об Иване Грозном.
Прежние историки не решались открыто описывать это царствование. Не удивительно. Вот, например,покорение Москвой вольного Новгорода. Карамзин-историк, правда, напоминает нам, что объединение русских земель было необходимо, но Карамзин-художник дает яркую картину того,как именно совершалось покорение вольного северного города:
“Судили Иоанн и сын его таким образом: ежедневно представляли им от пятисот до тысячи новгородцев; били их, мучали, жгли каким-то составом огненным, привязывали головою или ногами к саням, влекли на берег Волхова, где сия река не мерзнет зимою, и бросали с моста в воду целыми семействами, жен с мужьями, матерей с грудными младенцами. Ратники московские ездили на лодках по Волхову с кольями, баграми и секирами: кто из вверженных в воду всплывал, того кололи, рассекали на части. Сии убийства продолжались пять недель и заключались грабежом общим”.
И так почти на каждой странице — казни, убийства, сожжение пленных при известии о гибели царского любимца злодея Малюты Скуратова, приказ уничтожить слона, отказавшегося опуститься на колени перед царем. и так далее.
Вспомните, ведь пишет человек, убежденный, что самодержавие необходимо в России.
Да, Карамзин был монархистом, но на процессе декабристы ссылались на “Историю Государства Российского” как на один из источников “вредных” мыслей.
Он не хотел, чтобы его книга стала источником вредных мыслей. Он хотел говорить правду. Так уж получилось, что правда, им написанная, оказалась “вредной” для самодержавия.
И вот 14 декабря 1825 года. Получив известие о восстании (для Карамзина это, конечно, мятеж), историк идет на улицу. Он был в Париже 1790-го, был в Москве 1812-го, в 1825 он идет по направлению к Сенатской площади. “Видел ужасные лица, слышал ужасные слова, камней пять-шесть упало к моим ногам”.
Карамзин, конечно, против восстания. Но сколько среди мятежников своих — братья Муравьевы, Николай Тургенев Бестужев, Кюхельбекер (он переводил “Историю” на немецкий).
Через несколько дней Карамзин о декабристах скажет так: “Заблуждения и преступления этих молодых людей суть заблуждения и преступления нашего века”.
После восстания Карамзин смертельно заболевает — простудился 14 декабря. В глазах современников он был еще одной жертвой этого дня. Но умирает не только от простуды — рухнуло представление о мире, утеряна вера в будущее, а на престол взошел новый царь, очень далекий от идеального образа просвещенного монарха.
Писать Карамзин больше не мог. Последнее, что успел сделать, — вместе с Жуковским уговорил царя вернуть из ссылки Пушкина.
Николай Михайлович умер 22 мая 1826 года.
А XII том замер на междуцарствии 1611 — 1612 года. И вот последние слова последнего тома — о маленькой российской крепости: “Орешек не сдавался”.
С тех пор прошло более чем полтора столетия. Нынешние историки знают о древней России куда больше, чем Карамзин, — сколько всего найдено: документы, археологические находки, берестяные грамоты, наконец. Но книга Карамзина — история-летопись — единственная в своем роде и больше такой не будет.
Зачем она нам сейчас? Об этом хорошо сказал в свое время Бестужев-Рюмин: “Высокое нравственное чувство делает до сих пор эту книгу наиболее удобною для воспитания любви к России и к добру”.
Е. Перехвальская. Карамзин Н. М. Первый русский историк.
Источники:
https://obrazovaka.ru/alpha/k/karamzin-nikolaj-mixajlovich-karamzin-nikolai-mikhailovich
https://www.oboznik.ru/?p=45869
https://zinref.ru/000_uchebniki/02800_literatur/005_lekcii_literat_02/1588.htm