История создания петр 1 алексей толстой кратко. Алексей Николаевич Толстой
АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ (1883 – 1945) История создания романа «Пётр Первый»
АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ (1883 – 1945)
История создания романа «Пётр Первый»
Воссоздать время, представляющее важнейший «узел русской жизни» – такую цель ставит в своём историческом романе А.Толстой. Интерес писателя к петровской эпохе отразился в ряде его ранних произведений: «Наваждение», «День Петра», в 1928 году создаёт историческую пьесу «На дыбе». Приступив к работе над романом, в 1929 году Толстой продолжает этот труд до последних дней своей жизни, роман публиковался в Журнале «Новый мир» с 1929 по 1945год. Весьма обширный исторический материал, исследованный писателем, лёг в основу романа: подлинные документы петровской эпохи, труды историков, мемуары современников Петра – русских и иностранцев,- дневники, письма, дипломатические донесения и судебные отчёты; изучение таких исторических реалий, как архитектура, костюмы, интерьеры, портреты, гравюры, картины, планы конца 17 – начала 18 века. Это помогло воссоздать обстановку далёкой исторической эпохи. Широко использовал писатель и разнообразный фольклорный материал: исторические песни, анекдоты, байки; несомненный отпечаток наложило УНТ. Работе над языком он придавал исключительное значение. Писатель много раз говорил, что никак не мог начать работу над романом, пока не проник в тайны языка описываемой эпохи. Он старался выбирать наиболее типичные для языка 17 – 18веков слова и выражения, старался выбрать те обороты речи, которые несли аромат и колорит страны. Писатель кропотливо работал над каждым портретом, эпизодом, оборотом речи, даже эпитетом.
Композиция и сюжет романа.
«Первое десятилетие 18 века – удивительная картина взрыва творческих сил, энергии, предприимчивости. Европа, ждавшая совсем не того, в изумлении и страхе глядит на возникающую Россию…» – такой видится писателю эпоха, изображаемая в «Петре»
Действие романа разворачивается в необозримом географическом пространстве: от Балтийского моря до Урала; из России оно переносится в европейские столицы и города. «Вместе с Петром и птенцами гнезда Петрова» читатель побывает при дворе шведского короля Карла 12 и польского короля Августа, турецкого султана; увидит поля сражений и морские походы, военные лагеря и неприступные крепости; крестьянскую избу, топящуюся по-чёрному, раскольничий скит; роскошный меншиковский дворец и богатое купчиное подворье.
Романное время охватывает целую эпоху, ограниченную рамками деятельности центрального героя – Петра, которого писатель показывает на протяжении 25 лет. Первоначально толстой предполагал довести повествование до Полтавской битвы, но смерь писателя остановила работу над рукописью, и роман завершается победой русских войск под Нарвой. Историческая судьба главного героя определила композицию романа. В первом томе автор рисует детство и раннюю молодость Петра. Исторически это очерчивается возвращением Петра из первого заграничного путешествия и событиями стрелецкого бунта. Во втором томе воссоздаётся первый период преобразований Петра, включающий в себя начало Северной войны и основание Петербурга. Третья книга написана в последний период творчества и осталась незавершённой. Толстой утверждал, что «третья книга – самая главная часть романа», т.к. она относится к наиболее интересному периоду жизни героя… 6 глав развёртывают перед нами богатое содержание. В повествовании обозначаются новые горизонты, проступают новые сюжетные линии… Гораздо большую завершённость и яркость приобретает образ Петра. Основу содержания 3 книги составляют темы крепнущей военной мощи России и культурного подъёма общества, победы нового в патриархальном укладе старой Руси. Три книги, составляющие роман, связаны воедино и развитием сюжета – постепенное становление нового русского государства и личности Петра – и общими для всех трёх книг героями. Личная судьба царя – реформатора крепко спаяна в романе с исторической судьбой России. Чутко улавливая назревавшую потребность коренных изменений жизни Российского государства, царь начинает действовать решительно. Толстой показывает, как сама эпоха выбирает Петра, как исторические обстоятельства формируют те качества его личности, которые помогают ему пробудить Россию от вековой спячки, вывести её на новый этап развития, когда уже не призраки торговых кораблей, а настоящий российский флот выходит в море, и русские закрепляются на Балтийском побережье, где начинается строительство города – крепости. Таким образом, композиция романа связана с главной творческой задачей писателя – показать становление личности в эпохе. Этой художественной задаче подчинены все компоненты произведения. Особенно значительно сопоставление образа Петра и Василия Галицына. Просвещённый мечтатель Голицын так же, как Пётр, осознаёт необходимость решительного общественного и государственного преобразования России, но личная слабость, пассивность, нерешительность приводят его в лагерь реакционных сил. В систематическом противопоставлении Голицыну и Софье писатель рисует Петра в развитии, в неуклонном движении его личности вперёд. Пётр постоянно , но ненавязчиво противопоставляется королю Августу, грубому и ограниченному солдафону – Карлу, твердокаменному коменданту Нарвы – Горну, а также ближайшим сподвижникам – Францу Лефорту и Александру Меншикову. Писатель сумел оценить историческое место своего героя, правдиво изобразить масштабы его деятельности, дать художественное исследование целой эпохи. Из множества эпизодов и картин складывается достоверный художественный мир, в центре которого царь – преобразователь и его деятельность. Противоречивый образ государя становится связующим звеном всех событий и судеб в романе.
Краткое содержание «Петр Первый»
О произведении
Роман «Петр Первый» Толстого был написан в 1945 году. В историческом произведении описывается жизнь русского царя Петра, начиная с детства и вплоть до первых побед в войне со Швецией за выход к Балтийскому морю. Дописать книгу Алексею Толстому помешала смерть.
Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Петр Первый» по главам. Пересказ книги пригодится для подготовки к уроку литературы, а также для читательского дневника.
Главные герои
Петр 1 – русский царь, великий реформатор, навсегда изменивший историю государства российского.
Другие персонажи
Александр Меншиков (Алексашка) – соратник царя, его верный друг, впоследствии ставший князем.
Алексей Бровкин – лучший друг Алексашки.
Франц Лефорт – генерал, друг и наставник молодого Петра.
Софья Алексеевна – царевна, сестра Петра, мечтавшая о власти.
Василий Голицын – князь, любовник Софьи, ее помощник в заговорах и бунтах.
Анна Монс – немка, возлюбленная Петра.
Евдокия Лопухина – законная жена Петра, подарившая ему наследника.
Краткое содержание
Книга первая
Главы 1-3
В конце XVII века после смерти русского царя Федора Алексеевича началась борьба за власть. Стрельцы, подстрекаемые царевной Софьей и ее любовником, князем Василием Голицыным, подняли бунт. « Пошумели стрельцы. Истребили бояр », а после вернулась мирная жизнь. Так в Москве стало два царя – малолетние Иван Алексеевич и Петр Алексеевич, которыми руководила Софья.
Тем временем в деревне, в семье Бровкиных подрастал Алешка. Однажды отец взял его с собой в Москву, но там Алешка потерял упряжь, и, испугавшись наказания, сбежал. Он познакомился со своим ровесником, Алексашкой Меншиковым, с которым начал самостоятельную жизнь. Друзья « жили хотя и впроголодь, но весело »: ловили рыбу и певчих птиц, « воровали из огородов ягоды и овощи ». Однажды, во время ловли рыбы, Алексашка Меншиков встретил мальчика в « зеленом не русском кафтанчике ». Это был юный Петр, которому Алексашка показал мудреный фокус, протащив иголку с ниткой через щеку. Петру так понравилась эта забава, что он « побежал к дворцу, должно быть, учить бояр протаскивать иголки ».
Петр очень любил играть, и « мог сутки без сна, без еды играть во что ни попало, было б шумно, весело, потешно ». Он собрал потешное войско, служба в котором была для придворных настоящей каторгой. Петр часто бывал в Немецкой слободе, где свел дружбу с капитаном Францем Лефортом, в услужении которого к тому времени был Алексашка Меншиков.
Петр влюбился в очаровательную Анхен, дочь зажиточного немецкого виноторговца Монса. На именинах у Лефорта Петр встретил Алексашку, с которым сдружился, и приблизил к себе, назначив на должность постельничего. Паренек зарекомендовал себя ловким и верным слугой. Он не позабыл о своем друге Алешке Бровкине, и попросил царя назначит того барабанщиком в потешное войско.
Чтобы остепенить Петрушу, у его матери был простой план – женить его на Евдокии Лопухиной.
Главы 4-7
Был организован новый стрелецкий бунт в пользу Софьи, но Петру и его близким удалось укрыться за стенами Троицкого монастыря. Когда мятеж удалось погасить, стрелецких главарей подвергли страшным пыткам, и после казнили. Князя Голицына с семьей отправили в вечную ссылку, а « Софью, без особого шума, ночью перевезли из Кремля в Новодевичий монастырь ».
Благодаря своей верности Петру « Лефорт становился большим человеком ». Он во многом помогал Петру, давал ценные советы, в которых тот так нуждался. На одном из приемов молодой царь вновь встретил Анну Монс, и признался ей в любви. Об этой связи стало известно беременной Евдокии, которая решила извести проклятую разлучницу. Вскоре у Петра родился наследник, Алексей Петрович.
Побывав в Архангельске, Петр не на шутку увлекся кораблестроением. Ему было стыдно перед иностранцами за отсталость своей державы, и он терялся в догадках, « какими силами растолкать людей, продрать им глаза ». Он начала проводить реформы, которым упорно противилось дворянство, духовенство и стрельцы – уж слишком быстрыми и жесткими были вводимые царем перемены.
Выбрав пятьдесят лучших московских дворян, Петр отправил их в Европу « учиться математике, фортификации, кораблестроению и прочим наукам ». Вскоре царь сам отправился в Германию, Голландию, Англию. Он восхищался укладом жизни европейцев, и мечтал воссоздать его и в России.
Воспользовавшись отсутствием царя, Софья вновь стала подстрекать стрельцов на бунт. Однако он был вовремя подавлен, а по возвращению Петра в Москве начались пытки и казни. « Кончалась византийская Русь », уступая место новой эпохе.
Книга вторая
Главы 1-2
Царицу Евдокию Федоровну отправили « в Суздаль, в монастырь, навечно — слезы лить », а ее место заняла Анна Монс. Умер Франц Лефорт, но дело его не угасло. В Воронеже закладывались новые корабли, и вскоре у Петра был внушительный флот. Царь отправил корабли в Крым, затем на Босфор, неприятно удивив турков мощной силой.
Формировалась регулярная армия, в которую « многие прибывали добровольно, от скудного жития ». Петр ввел новый календарь, согласно которому летоисчисление начиналось от Рождества Христова, « и в знак того доброго начинания и нового столетнего века в веселии друг друга поздравлять с новым годом ».
Главы 3-5
Петр заключил мир с турками, и в 1700 году отправил войска на шведов. Молодой шведский король Карл XII с легкостью разбил русские войска под Нарвой. Заняв Лифляндию и Польшу, он намеревался углубиться в Московию, но генералы его отговорили. О мире с Карлом не могло быть и речи.
Петр направил все силы на завоевание Невы. После продолжительного боя была взята крепость, получившая название Шлиссельбург. Петр узнал об измене Анны Монс, и отдалил ее от себя. Верный Меншиков быстро нашел сердечную замену царю – ею стала пленная девушка Катерина, которой суждено было стать царицей Екатериной I.
На Неве начали строительство крепости с шестью бастионами – « крепость придумано было назвать Питербурх ».
Книга третья
Главы 1-6
К устью Нарвы подошли шведские корабли. Петр бросил все свои силы туда, и русские « войска обложили Нарву подковой, упираясь в реку выше и ниже города ». Защитник крепости генерал Горн не желал сдавать ее, и жители очень страдали от этого. По совету Меншикова царь применил военную хитрость. Четыре полка переоделись в шведское платье и выкрасили пушки в цвет шведского флага. Маневр удался ив ходе « машкерадного боя » была взята Нарва. Петр назначил губернатором города верного Меншикова, и дал ему ровно « час остановить кровопролитие и грабеж ». Упрямца Горна он велел увести в тюрьму « через весь город, дабы увидел печальное дело рук своих ».
Заключение
В произведении описывается жизнь Петра I, становление его как личности и как мудрого и решительного правителя большой державы. На его долю выпадает немало суровых испытаний, с которыми он достойно справляется.
После ознакомления с кратким пересказом «Петр Первый» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.
Тест по роману
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
Анализ романа «Петр Первый» (А. Толстой)
Автор: Guru · 22.08.2018
Люди должны знать историю своей страны, чтобы в будущем знать, как поступать в том или ином случае. Алексей Толстой, вдохновившись эпохой Петра 1, решил показать нам все тонкости и трудности петровской эпохи. Как известно, он вложил в работу почти 10 лет своей жизни и потратил множество часов, чтобы изучить в точности эпоху преобразований и изменений в нашей стране.
История создания
Алексея Николаевича Толстого очень интересовала судьба императора Петра 1, более двадцати лет писатель изучал биографию и исторические факты из жизни правителя. Этот случай можно назвать одним из тех, когда творчество автора, в попытках передать характер эпохи и личности, граничит с научной исторической литературой.
Изначально произведение задумывалось как роман-эпопея, который бы позволил при своем объеме показать все позиции и смену мыслей человека советского. Писателю это в полной мере удалось, ведь через образ Петра проглядывает личность покровителя и почитателя Толстого – И. В. Сталина. В своем романе Толстой хотел показать ценность преобразований того времени, он описывает, как мудрость правителя определяет дальнейшее развитие государства. Но читателю совсем нетрудно уловить связь между тем временем и новой советской эпохой, где народу также нелегко измениться к лучшему, где люди не хотят принимать необходимость перемен. В такой ситуации стране нужен жестокий, но сильный и дальновидный руководитель, которого автор видел и в Петре Первом, и в генеральном секретаре партии КПСС.
Жанр, направление
“Петр Первый” — исторический роман, включает в себя элементы романа становления и героического повествования. Также можно найти черты биографического романа.
Направление – реализм. Автор воспроизводил быт и нравы, основываясь на исторических хрониках. Он писал только то, что было на самом деле.
В первой книге перед нами предстает Петр-преобразователь. Личность, еще до конца сформировавшаяся, но стремившаяся к становлению на истинный и правильный путь. Автор показывает нам царя как человека, близкого к своему народу, способного понять все проблемы и постараться найти их решение.
- Первый том показывает нам еще совсем маленького Петра, напуганного грядущими трудностями правления. С этого момента начинается наше знакомство со становлением будущего царя, способного изменить судьбу своей страны. Мы можем наблюдать как маленький правитель учится справляться с дворцовыми интригами, предательствами, переживает первые неудачи, учится исправлять свои ошибки и решать сложные, даже, казалось бы, неразрешимые проблемы.
Главные герои
Есть и другие герои романа, которые не менее важны для сюжета, но описать каждого нет возможности, у нас же не статья-эпопея. Но если Вам кого-то не хватило, смело пишите об это в комментариях, добавим.
Темы и проблемы
- Основная тема — патриотизм. Автор показывает, что наша земля богата различными природными залежами, но они растрачиваются впустую. Таким образом, в нашей стране есть потенциал, но он либо не используется, либо используется неправильно. Это может изменить только сильный и волевой человек, по мнению писателя. Каждый из нас ради своей родины, ради своего будущего должен стать таким человеком.
Главная мысль
Основная идея романа заключается в том, что большой стране нужен дальновидный, целеустремленный и решительный лидер, который силой своей воли направит страну вперед. Без сильной и твердой руки невозможно эффективное управление. Без нее элита никогда не согласится менять хоть что-либо, ведь ей и так хорошо живется, а народ из страха перемен или невежества будет плавно погружаться в застой. Таким образом, настоящий лидер – это жесткий и непреклонный человек, который обязан идти на жертвы, чтобы творить историю.
С этим посылом можно не согласиться, он очень спорный. Автор, который вернулся из эмиграции и (благодаря протекции Горького) устроился при враждебном ему режиме, мог выполнять политический заказ, смысл которого в том, чтобы оправдать жестокую диктатуру Сталина, прикрывая репрессии исторической необходимостью.
Чему учит?
Изменения, приносящие пользу, нужны всегда. Жизнь не может стоять на месте, особенно в таком большом государстве, как наша страна. Но хоть сколько-нибудь значимые преобразования не могут свершиться сами собой, без нашей готовности к ним. Книга учит людей брать ответственность за будущее страны в свои руки и смотреть в будущее.
Нередко сами люди тормозят прогресс, и их действительно приходится подталкивать сверху, таково прямое назначение правительства. Но и сам человек должен идти навстречу позитивным переменам, должен развиваться и адаптироваться в современности, а не стоять на месте и упираться в то, что уже есть. Тогда и подталкивать никого не придется.
Критика
Современники высоко оценили произведение «Петр Первый» и сожалели, что автор не закончил его до конца. Например, Корней Чуковский писал, что перед смертью воображение автора стало граничить с ясновидением. Судя по его воспоминаниям, Толстой планировал написать историческую литературную эпопею, посвященную эпохе дворцовых переворотов и правлению Ивана Грозного. Все это было бы продолжением истории, уже написанной им.
И. Эренбург указывал на то, что работа Толстого была похожа на творчество Достоевского. Сам автор не знал, что сделают герои, они оживали в его голове и делали то, что сами считали нужным. Никогда эти писатели не знали, чем кончится та или иная книга.
В. Инбер вспоминал, что Толстой был удивительно цельной натурой и героя выбрал себе под стать. Он также любил Россию, как и первый ее император.
Ю. Олеша отмечал подлинность прозы коллеги по перу. Он часто представлял то, что написано в романе, и строки оживали в его голове. Текст мастерки описывал все то, что хотел сказать литератор.
В. Лидин говорил, что в Толстом он ценит, прежде всего, народность. Его царь – как будто человек из народа, живущий интересами простых людей. Автор виртуозно передал русский дух, уделив внимание живой русской речи, которая украшает текст и передает тончайшие оттенки смыслов.
Л. Коган описывал подробности бесед с писателем, тот считал, что переломным моментом в русской истории является полтавская битва, именно там царь и народ соединились в едином порыве.
Г. Уланова полагала, что Толстой жил в душах своих героев, как будто бы сам переживал их эмоции, будто бы видел историю своими глазами.
Источники:
https://textarchive.ru/c-2588555.html
https://obrazovaka.ru/books/tolstoy-aleksey/petr-pervyy
https://literaguru.ru/analiz-romana-petr-pervyj-a-tolstoj/