Из чего делали краски в средневековье. Чем и как рисовал первобытный человек
История красок
В общем, краски можно определить, как совокупность веществ, предназначенных для изменения цвета предмета. В жизни человека краски встречаются на каждом шагу, будь то свой дом или дачный посёлок. Даже не задумываясь о том, мы видим результат «деятельности» краски везде: от живописных картин, написанных великими художниками, до крашеных фасадов домов и заборов. Любой из нас, немного задумавшись, может назвать больше десяти наименований красок, использующихся в разных сферах жизни.
Возникновение красок
Роль краски сложно переоценить. Без ярких цветов мир и предметы были бы очень скучными и унылыми. Недаром человек старается подражать природе, создавая чистые и сочные оттенки. Краски известны человечеству с первобытных времён.
Первобытные времена
Яркие минералы притягивали взор наших далёких предков.
Именно тогда человек догадался растирать такие вещества в порошок и, добавляя некоторые элементы, получать первые в истории краски. Цветная глина также шла в ход. Чем больше развивались люди, тем больше становилась потребность запечатлеть и передать свои знания. Сначала для этого использовались стены пещер и скал, а также самые примитивные краски. Считается, что самым древним из обнаруженных наскальных рисунков уже более 17 тысяч лет! При этом живопись доисторических людей довольно хорошо сохранилась.
В основном первые краски изготавливались из железистого природного минералы охры. Название имеет греческие корни.
Для светлых оттенков использовали чистое вещество, для получения более тёмных добавляли в смесь чёрный древесный уголь. Все твёрдые вещества растирались вручную между двумя плоскими камнями. Далее непосредственно краску замешивали на животных жирах. Такие краски хорошо ложились на камень и долго не высыхали из-за особенности взаимодействия жира с воздухом. Получаемое покрытие, как уже было сказано ранее, было очень прочным и стойким к разрушительным воздействиям окружающей среды и времени.
Для наскальной росписи использовалась преимущественно жёлтая охра. Красноватые оттенки оставляли для ритуальных рисунков на телах умерших жителей племени.
Предположительно, именно эти обряды дали современное название минералу красный железняк – гематит, с греческого языка переводимого как «кровь». Красный цвет придаёт минералу безводная окись железа.
Появление красок
Древний Египет
Шло время, и человечество открывало для себя новые виды и способы производства красок. Примерно пять тысяч лет назад появилась киноварь – ртутный минерал, придающей краске алый цвет. Наибольшую популярность киноварь завоевала у древних ассирийцев, китайцев, египтян, а также в древней Руси.
Египтяне на заре расцвета своей цивилизации открыли секрет изготовления пурпурной (фиолетово-красной) краски. Из особого вида улиток выделяли секрецию, которую потом добавляли в стандартный состав красящих веществ.
Для создания белой краски с древнейших времён люди использовали известь, которая является конечным продуктом сжигания известняковых минералов, устриц, мела и мрамора. Такая краска была одной из самых дешёвых и простых в изготовлении. Кроме того, белая известь может поспорить с охрой в вопросе древности рецепта.
Египетские гробницы и пирамиды фараонов перенесли из времён расцвета египетской цивилизации удивительно красивый и чистый оттенок – ляпис-лазурь, натуральный ультрамарин. Даже спустя несколько тысяч лет рисунки не потеряли своей яркости и не потускнели. Основным красящим пигментом в такой краске является порошок минерала под названием лазурит. В Древнем Египте лазурит был очень дорог. Чаще всего бесценную краску применяли для изображения священного символа египтян – жука-скарабея.
Надо сказать, что с древнейших времён методы производства краски не претерпели значительных изменений. Твёрдые вещества также перетирают в порошок, правда, используя при этом специальные установки. Вместо натуральных жиров сейчас используют полимерные вещества. А вот для получения тёмных оттенков всё так же применяют сажу, но уже очищенную современными способами.
Древний Китай
Китайской цивилизации принадлежит пальма первенства в создании бумаги. Здесь же, за Великой Китайской стеной, появились лёгкие акварельные краски. В их состав, помимо красящих веществ и масел, входят мёд, глицерин и сахар. Для создания картин из акварельных красок нужна подходящая основа. Холсты, древесина, камни и другие традиционные предметы, на которые наносятся краски, не могут быть использованы для этой цели: акварель не ляжет на них хорошо. Поэтому при рисовании акварельными красками применяют только бумагу. Это объясняет факт появления таких красок именно в Китае, который является прародителем бумажного производства.
Средние века
Средневековье подарило миру масляные краски. Их преимуществом стали большая стойкость и надёжность, а также сравнительно малое время высыхания. Основой для таких красок служат натуральные растительные масла: ореховое, маковое, льняное и другие.
Во времена Средневековья люди научились накладывать масляные краски именно тонкими слоями. Получившаяся картина приобретала за счёт этого глубину и объем. Улучшалась и цветопередача.
Однако далеко не все мастера средневековой живописи создавали свои краски на основе растительных жиров. Кто-то замешивал красящие вещества на яичном белке, кто-то – на казеине, являющимся одной из производных молока.
Из-за уникальных особенностей производства разных красок не обошлось без исторических казусов. «Тайная вечеря», созданная знаменитым средневековым мастером Леонардо да Винчи, начала разрушаться ещё при жизни художника. Это произошло потому, что масляные краски на основе растительных жиров были смешаны с красками на основе разведённого в воде яичного белка. Химическая реакция, возникшая при этом, помешала надёжности покрытия и сохранности картины.
Натуральные компоненты вкупе с ручным производством делали краски довольно дорогим материалом. Особенно это касалось натуральной ляпис-лазури. Минерал лазурит, используемый при изготовлении ультрамариновой краски, импортировали в Европу из стран Ближнего Востока. Минерал был очень редким и, соответственно, дорогим. Художники применяли ляпис-лазурь только тогда, когда заказчик произведения заранее оплачивал краски.
Новые открытия
Ситуация начала меняться в начале 18 века. Немецкий химик по фамилии Дисбах занимался улучшение качества красной краски. Но однажды учёный получил вместо ожидаемого алого цвета краску оттенка, очень близкого к ультрамариновому. Это открытие можно считать революцией в производстве красок.
Новую краску назвали «берлинской лазурью». Её стоимость была в разы ниже, нежели у натуральной ультрамариновой краски. Неудивительно, что берлинская лазурь быстро завоевала популярность у художников того времени.
Век спустя во Франции появилась «кобальтовая синька» – краска, получившаяся ещё более чистой и яркой, чем берлинская лазурь. По внешним качествам кобальтовая синька оказалась ещё ближе к натуральной ляпис-лазури.
Вершиной деятельности учёных и исследователей в этой области стало изобретение абсолютного аналога натуральному ультрамарину. Новая краска, которую получили во Франции почти четверть века спустя после кобальтовой синьки, получила название «французский ультрамарин». Теперь чистые синие цвета стали доступны всем художникам.
Однако существовало одно немаловажное обстоятельство, которое значительно понижало популярность искусственных красок. Компоненты, используемые в их составе, нередко были вредны или даже смертельно опасны для здоровья человека.
Как было выяснено в 70-х годах 19-го века, особенно большую угрозу представляла изумрудно-зелёная краска. В её состав входили уксус, мышьяк и окись меди – действительно, страшная смесь. Существует легенда, что на самом деле бывший император Наполеон Бонапарт умер, отравившись парами мышьяка. Ведь стены в его доме, находящемся на острове Святой Елены, где Бонапарт пребывал в ссылке, были покрыты именно зелёной краской.
Массовое производство
Как уже известно, краски использовались ещё пещерными людьми при создании наскальных рисунков. Однако массовое производство красок было начато менее двух веков назад. Раньше все краски изготовляли вручную: растирали в порошок минералы, смешивали их со связующими веществами. Такие краски не хранились долго. Уже спустя сутки они становились непригодными для использования.
На заре развития лакокрасочной промышленности в продаже были и готовые к непосредственному использованию краски, и сырьё для их ручного изготовления, так как многие люди придерживались консервативных взглядов и делали краски «по-старинке». Но с развитием промышленности и новых технологий готовые краски постепенно вытеснили ручное производство.
С развитием лакокрасочной промышленности краски становились всё лучше и безопаснее для использования.
Многие вредные вещества – например, мышьяк и свинец, входившие в состав киновари и красного сурика соответственно – были заменены на менее опасные синтетические компоненты.
Неорганические вещества придают краске устойчивость к разрушению, а также помогают сохранить яркость цвета за счёт постоянного состава, что немаловажно при производстве краски в промышленных масштабах.
Однако в последнее время возвращается спрос на натуральные краски. Скорее всего, это связано с их экологичностью и безопасностью благодаря входящим в состав природным компонентам. Переход на экологически чистые технологии обусловлен общей экологической ситуацией на планете.
материалы по теме
Колеровка краски
Несмотря на огромный выбор различных оттенков краски, которые в настоящее время предлагают производители, придирчивому потребителю не всегда удается подобрать то, что нужно. В таком случае вы можете создать для себя желаемый оттенок самостоятельно м наслаждаться выбранным цветом.
История лакокрасочной промышленности
Многие из нас, чтобы улучшить внешний вид жилого помещения, или автомобиля, да и просто, потерявшего свой блеск предмета, пользуются разнообразными лаками и красками. Эти средства помогают существенно сократить расходы, ведь банка краски стоит дешевле, чем новый дверной косяк, например. Банка лака или краски стала незаменимым предметом в нашем хозяйстве.
Витражные краски
Так часто, разглядывая картины гениальных художников, у многих начинают «чесаться руки». Хочется самому создать гениальный шедевр живописи, пусть и в масштабе своей семьи. Душа требует красоты, а руки – холста и кисти.
История красок
До настоящего времени сохранились рисунки первобытных художников на стенах пещер и скал. А какая же краска была десятки тысяч лет назад? Как возникли нынешние краски и их разновидности? Давайте узнаем историю красок, ведь они играют большую роль в нашей жизни. Только представьте, каким серым и унылым был бы наш мир без ярких цветов.
Древние охотники считали, чтобы добыть на охоте мамонта или оленя, надо их нарисовать. Причем рисовать нужно так, чтобы изображение не исчезло, не стерлось. И древние художники высекали острыми камнями очертания рисунка, а потом в эти борозды втирали глину, перемешанную с жиром. Так появилась самая первая краска – глина, ведь она бывает разных оттенков (красная, желтая, белая). Лучше всего красочные рисунки сохранились в пещерах и дошли до наших дней. Самому древнейшему пещерному рисунку насчитывается 17 тыс. лет!
Разноцветные минералы ярких оттенков привлекали древних людей своей красотой. И человек придумал растереть их в порошок при помощи камней и добавить в него жир для прочности и стойкости краски.
Первыми минеральными красками были:
- охра – глина с примесью железа, бывает желтого, коричневого, красноватого цветов;
- лазурит – матовый минерал от синего до голубовато-серого цвета;
- киноварь – ртутный минерал алой расцветки;
- сурик – красный или бурый железняк, дает оранжевый, красный, коричневый цвет;
- уголь – для получения черной краски.
Такие минеральные краски долго сохли на поверхности камней, но зато и сохранились на тысячелетия!
По мере развития человека его требования к краскам увеличивались. Людям хотелось получать более стойкие и яркие цвета для разукрашивания оружия, кожаных щитов, а позже и тканей. Для окрашивания материи научились применять растения:
- желтый цвет давали ольховая кора, молочай;
- коричневый – скорлупа грецких орехов, луковая шелуха, дубовая кора;
- красную краску давали ягоды.
Растения выдерживались в воде сутки, затем ее нагревали и процеживали, после чего ткань кипятили в полученной краске, полоскали и сушили. Иногда для получения более яркого цвета требовалось повторить процесс не раз, но зато цвета потом не выгорали со временем. Одним словом, у любой краски есть своя история.
С течением времени люди находили все новые виды и способы получения красок. В Древнем Египте изобрели пурпурную краску, она знаменита тем, что багряную одежду могли носить только очень богатые люди. Пурпур стоил очень дорого, поскольку очень сложно добывалась – из раковин улиток-багрянок, и на получение одного грамма краски уходило 10 тыс. раковин.
В гробницах и пирамидах Египта встречается удивительно красивая ляпис-лазурь, по прошествии времени не потерявшая своей яркости. Красящий пигмент в этой краске – лазурит, тоже весьма дорогой минерал по тем временам и применялся для изображения священного символа Египта жука-скарабея.
Для получения белой краски использовали известь, она была недорогой и простой в приготовлении.
Красивейший оттенок синей краски – индиго по возрасту даже старше пурпура. Судя по названию, она происходит из Индии и ее приготовление долго было секретом, хотя индигофера красильная росла во многих странах.
В Китае возникла первая акварель. В ее составе кроме красящих пигментов был мед, глицерин, сахар. Акварельные краски хорошо ложатся только на бумагу, поэтому неудивительно их появление в стране-создателе бумаги.
В средние века придумали стойкие и быстросохнущие масляные краски на основе растительных масел. В Средневековье также делали краски на основе яичного белка и казеина (получают из молока).
История кармина весьма любопытна – его делают из крошечных тропических насекомых “кошенили”. Вероятно их нужно было собрать очень много даже для одной красильни.
В те далекие времена краски добывались тяжело, и стоимость у них была очень высока. Почему же сейчас красок много и они недорогие? Здесь помогла химия, сейчас краски делают из каменноугольной смолы и иных веществ. Благодаря исследованиям выяснилось, что в каменном угле находятся все цвета природы.
В начале XVIII столетия немецкий химик экспериментировал с улучшением красной краски, и каково было его удивление, когда вместо алого цвета получился ультрамариновый! Этот случай стал революционным в получении красок. Краске дали название “берлинская лазурь”, и стоила она на порядок дешевле натуральной ультрамариновой краски, благодаря чему быстро стала известной в среде художников.
Через 100 лет во Франции открыли “кобальтовую синьку”, она по своему качеству стала еще больше схожей с ляпис-лазурью. А еще через 25 лет французы открыли “французский ультрамарин” и синий цвет доступен по цене любому художнику.
Но в те времена признание искусственных красок стояло под угрозой, поскольку компоненты (мышьяк, свинец) их состава были вредными и даже опасными для человека.
Производство краски в больших объемах стало вестись менее двухсот лет назад. Раньше краски делали руками и хранились они мало, то с развитием промышленности и технологий появились готовые к использованию краски. По мере развития лакокрасочного производства краски улучшались, и становились все более безопасными – ядовитые вещества заменялись на синтетические компоненты.
Искусственные компоненты придают краске стойкость к разрушению и сохраняют их яркость. Но сейчас растет спрос на натуральные краски, что связано с их безвредностью и экологичностью.
Сейчас нам доступны гуашь, акварельные, акриловые и масляные краски.
Акварель – краска на водной основе, ею рисуют только лишь на бумаге.
Гуашь – вид водорастворимой краски с добавлением белил. Рисуют ею на белой и цветной бумаге, после высыхания становится матовой.
Акриловые краски популярны у профессионалов, ими рисуют на стекле, бумаге, ткани, металле, дереве.
Для работы с масляными красками потребуются кисти, мольберт, холст и растворитель. Рисуют ими на картоне, дереве, холсте.
От древних красок остались лишь красивые названия и интересные истории. А современные отличаются доступностью, стойкостью, яркостью и безопасностью. Вот такая длинная и увлекательная история от древности до наших дней у привычных нам красок!
Как и чем рисовали люди от первобытности до средневековья
Друзья, откуда и как все началось?
Может, когда древний человек увидел свой отпечаток ноги на песке?
Или, когда провел пальцем по земле, понял что получается след от пальца?
А может, когда наши предки научились управлять «огненным зверем» (огнем), проведя сгоревшим концом палки по камню?
В любом случае понятно, что человек всегда был любопытен и даже наши предки, оставляя примитивные рисунки на скалах и камнях, хотели передать друг другу свои ощущения.
Рисунки в пещерах
Исследуя рисунки древних людей, очевидно, что в процессе эволюции, совершенствовались и их рисунки, переходя от примитивности к более сложным изображениям людей и зверей.
Известно, что археологи нашли на территории Африки, в пещере Сибуду, наскальные рисунки, сделанные древними людьми еще 49 тысяч лет назад! Рисунки были нарисованы охрой, смешанной с молоком. Первобытные люди применяли охру еще и раньше, около 250 тысяч лет назад, но наличия молока в краске обнаружено не было.
Эта находка была странна тем, что древние люди, жившие 49 тысяч лет назад, еще не имели домашний скот, а значит, добывали молоко, охотясь на зверя. По мимо охры , наши предки использовали для рисунков уголь или обожженные корни , истолченные в порошок, известняк .
Всем известные росписи Древнего Египта популярны больше всего. История Древнеегипетской цивилизации насчитывает около 40 веков! Эта цивилизация достигла больших высот в архитектуре, писании папирусов, а также графических рисунков и других изображений.
Росписи Древнего Египта
Существование Древнего Египта началось 3000 лет до н. э. и закончилось IV –VII вв. нашей эры.
Египтяне любили украшать росписью почти все: гробницы, храмы, саркофаги, разные домашние мелочи и посуду, статуи. Для красок использовали: известняк (белый), сажа (черный), железная руда (желтый и красный), медная руда (синий и зеленый).
Живопись древнего Египта была осмысленной, изображая людей, например, умерших, оказывая им услуги в загробной жизни.
Они верили в загробную жизнь и считали, что жизнь всего лишь промежуток к другой, более интересной жизни. Поэтому после смерти, умершего прославляли в изображениях.
Не менее увлекательные античные рисунки и фрески других цивилизаций – Древнего Рима и Древней Греции.
Греко-римская античность началась в VII веке до нашей эры и закончилась VI веке нашей эры. Делать росписи стен по сырой штукатурке римляне подсмотрели у древних греков.
Так, например, для красок, цветные минералы смешивались с белком яйца и животным клеем . А после высыхания такую фреску покрывали растопленным воском .
Но вот древние греки знали куда лучший способ сохранения ярких красок. В штукатурке, которую они использовали, содержалась известь и при высыхании она образовывала прозрачную, тонкую пленку из кальция. Вот именно эта пленка и делала фреску долговечной!
Настенные фрески древней Греции дошли до наших дней, спустя тысячелетия, прекрасно сохранившись в таком же ярком и насыщенном цвете, как при их создании.
Настенные росписи древней Греции
Раньше фреской называли живописные работы по сырой штукатурке. Но в наше время, любая настенная роспись может называться фреской, в не зависимости от техники ее исполнения.
Вообще же настенные росписи или фрески относятся к монументальной живописи. И ко мне это имеет прямое отношение. Именно альфрейная живопись, то есть настенная роспись является моей основной специализацией, которую я изучила в частной школе на юге Франции.
Посмотреть мои работы вы сможете в разделе >>>Галерея моих работ >>Прочитать о тайнах масляных красок можно здесь ИСТОРИЯ ЖИВОПИСИ
Источники:
https://lkmprom.ru/analitika/istoriya-vozniknoveniya-krasok/
https://www.istmira.com/drugoe-razlichnye-temy/17615-istorija-krasok.html
https://www.viktoria-latka.com/kak-i-chem-risovali-lyudi-ot-pervobytnosti-do-srednevekovya/