Из истории танго: страстный танец, рожденный в аргентинских притонах.
Из истории танго: страстный танец, рожденный в аргентинских притонах.
Из истории танго: страстный танец, рожденный в аргентинских притонах
Борхес был уверен, что “без сумерек и ночей Буэнос-Айреса создать настоящее танго невозможно”. Аргентинский прозаик восторгался этим темпераментным танцем, который по праву считается одним из символов его родины. История танго хранит множество секретов. Мало кто знает, что у танца – “африканские” корни, впервые его начали исполнять в портовых притонах и тавернах эмигранты-европейцы, обучаясь движениям у местных сутенеров, и нередко бывало, что оба партнера в паре оказывались… мужчинами.
Африканская вариация танго
Танго – один из самых экспрессивных танцев, каждое движение в нем пронизано страстью, и зачастую его сравнивают то со схваткой, то с любовным поединком. Название “танго”, по мнению исследователей, – это вариация “тамбо”, названия африканского барабана, звуки которого сопровождали ритуальные пляски. В единый музыкальный рисунок тангисты переплели звуки испанской хабанеры, андалузского фанданго и креольской милонги. Итальянцы наделили танец страстью и меланхолией, испанцы дополнили ритмами фламенко, а лучшими исполнительницами женской партии стали, конечно же, темпераментные красавицы из Восточной Европы.
Танго в исполнении мужских пар
Однако танго – это не всегда загадочное переплетение мужского и женского. Случаи, когда в пару вставали двое мужчин, были нередки на заре рождения танго. Часто кавалеры, ожидая свою очередь в домах свиданий, тренировались в разучивании движений, а уже после, уверенные в своем мастерстве, решались исполнить танец с обольстительной партнершей. Иногда мужчины-танцоры превращали исполнение танго в настоящее состязание за благосклонность прекрасной дамы, и, к сожалению, известны случаи, когда эти танцевальные дуэли заканчивались трагически: удар ножа мог оборвать звучание музыки.
Бар в районе Ла-Бока, где исполняют танго
Куклы, изображающие танцовщиц-куртизанок, красуются из окон разноцветных аргентинских домов
Даже туристы могут почувствовать себя в роли танцоров танго
В начале 20 века танго добирается и до Старого Света. Его танцуют в аристократических салонах Англии, Испании и России, и постепенно отношение к нему меняется даже на родине в Аргентине, хотя кое-где в ночных кабаре все еще можно было увидеть настоящее танго. В прошлом веке танго пережило и годы забвения, и периоды, когда им увлекались повсеместно. Сегодня академический танец во многом изменился, он стал более показательным, атлетическим, но в то же время частично утратил тот натянутый нерв, который чувствовался в движениях эмигрантов, матросов и каторжан.
Из истории танго: страстный танец, рожденный в аргентинских притонах.
Войти
Из истории танго: страстный танец, рожденный в аргентинских притонах
Борхес был уверен, что “без сумерек и ночей Буэнос-Айреса создать настоящее танго невозможно”. Аргентинский прозаик восторгался этим темпераментным танцем, который по праву считается одним из символов его родины. История танго хранит множество секретов. Мало кто знает, что у танца – “африканские” корни, впервые его начали исполнять в портовых притонах и тавернах эмигранты-европейцы, обучаясь движениям у местных сутенеров, и нередко бывало, что оба партнера в паре оказывались… мужчинами.
Танго – один из самых экспрессивных танцев, каждое движение в нем пронизано страстью, и зачастую его сравнивают то со схваткой, то с любовным поединком. Название “танго”, по мнению исследователей, – это вариация “тамбо”, названия африканского барабана, звуки которого сопровождали ритуальные пляски. В единый музыкальный рисунок тангисты переплели звуки испанской хабанеры, андалузского фанданго и креольской милонги. Итальянцы наделили танец страстью и меланхолией, испанцы дополнили ритмами фламенко, а лучшими исполнительницами женской партии стали, конечно же, темпераментные красавицы из Восточной Европы.
Однако танго – это не всегда загадочное переплетение мужского и женского. Случаи, когда в пару вставали двое мужчин, были нередки на заре рождения танго. Часто кавалеры, ожидая свою очередь в домах свиданий, тренировались в разучивании движений, а уже после, уверенные в своем мастерстве, решались исполнить танец с обольстительной партнершей. Иногда мужчины-танцоры превращали исполнение танго в настоящее состязание за благосклонность прекрасной дамы, и, к сожалению, известны случаи, когда эти танцевальные дуэли заканчивались трагически: удар ножа мог оборвать звучание музыки.
В начале 20 века танго добирается и до Старого Света. Его танцуют в аристократических салонах Англии, Испании и России, и постепенно отношение к нему меняется даже на родине в Аргентине, хотя кое-где в ночных кабаре все еще можно было увидеть настоящее танго. В прошлом веке танго пережило и годы забвения, и периоды, когда им увлекались повсеместно. Сегодня академический танец во многом изменился, он стал более показательным, атлетическим, но в то же время частично утратил тот натянутый нерв, который чувствовался в движениях эмигрантов, матросов и каторжан.
Все о танго. Роль мужчин в истории аргентинского танго
Зарождение аргентинского танго
В конце 19-го века в Аргентине стал спонтанно возникать народный танец «танго» на основе слияния других народных танцев. Есть версия, что словом tango свои дискотеки в то время называли негры, работавшие на плантациях. По-видимому свой вклад внесли и солдаты аргентинской армии, чьи казармы в конце 19-го века находились на окраине Буэнос-Айреса.
В начале 20-го века происходил бурный наплыв иммигрантов в Аргентину, особенно в Буэнос-Айрес. Люди из разных европейских стран привнесли свои культурные, музыкальные, танцевальные традиции. Иммигрантами, в основном, были мужчины, которые приехали на заработки. Это привело к тому, что в Буэнос-Айрсе в начале 20-го века приходилось 20 мужчин на одну женщину. В таких условиях мужчинам было, наверное, непросто конкурировать за женщину. Плюс к этому иммигранты были выходцами разных стран и культур, говорили на разных языках. У мужчин-иммигрантов, по-видимому, была тоска по далекой Родине, по семьям которые они оставили в Европе. Мужчины хотели не только секса, но и человеческого тепла, общения. Поэтому в Буэнос-Айресе появились не только бордели, но и аргентинское танго.
По-видимому, роль мужчин в создании аргентинского танго была основной – его создавали европейские мужчины-иммигранты, портовые рабочие и солдаты Буэнос-Айреса.
Так аргентинское танго трансформировалось и оформилось в период 1910-1920-х годов. Тогда же оно было импортировано в Европу, где приобрело заметную популярность в свете. Ввиду его эротического оттенка оно было запрещено в Европе, и вернулось в Аргентину. Так аргентинское танго получило уже второе европейское влияние.
Танец мачо и проститутки?
Современный нам историк аргентинского танго Юрий Алексеев считает, что танго в начале 20-го века было достоянием среднего класса. Об этом по его мнению свидетельствуют недешевые цены тех времен на проигрыватели и на пластинки танго, сопоставимые с зарплатой среднего класса. По-видимому, танго было именно танцем для среднего класса, и не стоит его сравнивать с канканом борделей.
Теперь мы достоверно не можем знать, но похоже, что миф про то что танго – это «танец мачо и проститутки» придумали сами аргентинцы в 1980-х годах для того чтобы продать европейцам свои танго-шоу.
С другой стороны, вполне возможно, что мужчины не случайно в начале 20-го века оттачивали свое мастерство танца, чтобы при конкуренции в соотношении 20 мужчин к одной женщине использовать танго как способ соблазнить женщину. Может быть, и так было.
Мифы обычно придумывают те, кому это выгодно. Поэтому менеджер танго-шоу призывает нас посмотреть на «страстный и откровенный танец аргентинский борделей!». Мужчина-тангеро шепчет на ухо начинающей партнерше: «Отдайся мне в танце, ведь это танец проституток…». Женщина-тангера говорит: «хороший партнер – тот кто обнимает ее так, словно она – любовь всей его жизни, а не одной ночи». Но свой танец Вы выбираете сами. Танго бывает и про страсть, и про дружеские отношения, и даже “про погоду”. Каким будет Ваше танго – это Ваш выбор!
Один из немногих фильмов тех лет (1933), в котором мы можем видеть как выглядело танго и как преподносилось. На 7-й минуте видим неторопливое танго в приличном местном клубе, а на 8-й минуте – настоящая поножовщина:
“Золотой век” танго
В 1920-1930 годах оно стало активно развиваться в Аргентине. Оформляется стиль «танго-милонгеро» (tango milonguero).
Одно из немногих сохранившихся видео – во фрагменте из этого фильма 1933-го года видно как танцевали мастера танго тех лет “Эль Качафас” и Карменсита Кальдерон:
В 1930-1940 в Буэнос-Айресе возникают многие оркестры танго, активно развивается танго-музыка, это время называют «золотой век танго». Возникает стиль «танго-салон» (tango salon) – его танцуют в салонах (кафе), где не так уж много места между столиками, поэтому используют близкое объятие. Война 1939-1945 не повлияла сильно на Аргентину, где в это время продолжается развитие танго-культуры.
Иконой танго становится певец танго Карлос Гардель. Благодаря его голосу и его танго-песням весь аргентинский народ полюбил танго и танго приобрело бешеную популярность у аргентинцев. На этом видео мы видим как он танцует, и может быть, глядя этот фрагмент, мы можем понять, почему танцевание танго это “прогулка вдвоем”:
Стоит заметить, что танго-песни были лирическими и в основном про влюбленного мужчину – неудачника в любви. Так что они нашли широкий отклик в сердце аргентинского народа, и по-видимому, особенно у женщин. Непохоже, чтобы в те времена танго считаля танцем гангстеров или мачо, каким оно стало преподноситься в 80-х годах в шоу.
Забвение
Однако в 50-х годах в Аргентине происходит военный переворот, после чего начинаются гонения на танго уже в самой Аргентине. В это время был уничтожен архив музыкальных записей. Молодежь потеряла интерес к освоению этого танца, нарушилась преемственность поколений в обучении танцу.
Товар и его экспорт
В начале 80-х военная хунта была свергнута и танго снова становится популярным после 30-летнего подполья. В 80-х годах создаются известные нам сейчас танцевальные шоу, танго выходит на большую сцену и объезжает весь мир. Теперь у европейцев складывается впечатление об этом танце по шоу. Танго у нас ассоциируется со сценическим танцеванием. В 80-х годах шоу с названием “аргентинское танго” стало товаром и начало успешно продаваться на экспорт – в Европу и США:
Хотя «старые милонгерос» в 30-40-х годах танцевали совсем иначе – то было социальное танго.
Танго-ренессанс
В 90-х годах немного осталось «старых милонгерос», помнящих и умеющих танцевать “аутентичное” аргентинское танго и новое поколение молодежи начинает заново осваивать этот танец, собирая по обрывкам информацию от стариков. Кроме того, новое поколение танцоров начинает собственные изыскания в технике танца, а новое поколение музыкантов создает новое музыкальное направление, и так возникает стиль «танго-нуэво» (tango nuevo – новое танго):
В настоящее время танго существует как социальный танец, который танцуют на милонгах, и сценическое танго, которое мы видим на сцене, в шоу и в голливудских фильмах. Современная нам эпоха считается «танго-ренессансом», этот танец приобретает сейчас у европейцев все большую популярность.
Источники:
https://subscribe.ru/group/obo-vsyom-ponemnogu/10643079/
https://grimnir74.livejournal.com/12361169.html
https://www.tango-bez-pravil.ru/tango-istoria.html