Известные произведения искусства, посвященные детям . Вазы династии Цин
Вазы династии Мин
расскажите друзьям
о «Легендах»
Самым изящным подарком Китая человечеству, без сомнения, является фарфор. Неслучайно слова Китай и фарфор обозначаются в английском языке одним словом — “china”.
История фарфора исчисляется тысячелетиями, но подлинного расцвета фарфоровое производство достигло в эпоху правления династии Мин (1368-1644). Китайские императоры не только заботились о фарфоровых заводах, но даже лично контролировали качество росписи.
Китайцы говорили, что фарфор должен быть голубым, как небо, звонким, как гонг, прозрачным, как стекло, и тонким, как бумага. Этим высоким критериям полностью отвечали вазы династии Мин — подлинные произведения искусства. Их высочайшая художественная ценность проявляется, прежде всего, в невероятном равновесии соотношения качества фарфора, совершенства формы и красоты рисунка. Каждая ваза абсолютно уникальна, над ее созданием более года трудились около 80 мастеров.
Характерная черта сосудов эпохи Мин — способ украшения подглазурным кобальтом, имеющим синий цвет. Вазы, относящиеся к раннему минскому периоду, имеют светлый серо-голубой оттенок и украшены цветочным или растительным орнаментом синего цвета.
Технология изготовления была очень сложной и хранилась в тайне; за ее разглашение можно было лишиться жизни. На заготовку вазы, сделанную из специальной глины — каолина, наносили цветовой пигмент и роспись. Затем вазу покрывали многослойной глазурью (слои различались по прозрачности), придающей изделию особый блеск. После этого вазы обжигали в специальной печи без доступа кислорода при очень высокой температуре – примерно 1300 °C. Именно при такой температуре глина становилась прозрачной и водонепроницаемой, а серая краска становилась ярко-голубой.
Вазы династии Мин обладают удивительной особенностью — они выглядят почти прозрачными; сквозь тончайшие стенки можно увидеть ноготок пальца. Удивительный секрет, как средневековым умельцам удавалось достигать такой степени прозрачности, не раскрыт и сегодня.
С XV в. китайские мастера начали использовать наряду с кобальтом красную краску, а с XVI в. наступила эра полихромной росписи, сочетающая подглазурный кобальт и яркие эмалевые краски. Сложнейшая технология двойного обжига включала нанесение кобальтовой краски, высокотемпературный обжиг, наложение надглазурных красок — эмалей желтого, зеленого, фиолетового и красного цветов и повторный обжиг.
Подлинное восхищение вызывает многообразие тематики росписи. Основными мотивами считались цветы и различные животные — рыбы, лани, драконы, львы, олени. Мастера росписи использовали при создании композиций изображения людей, детей. Все рисунки имели благожелательный смысл и были глубоко символичными. Так, пионы означали пожелание богатства и процветания, лотос означал благородство, дракон олицетворял власть и силу, аисты — долголетие. Изображение играющих малышей несло пожелание многочисленных, образованных сыновей.
Одну вазу расписывало несколько художников, так как в Китае существовала специализация мастеров росписи. Орнаменты на вазах отличает изящество и чистота линий, гармония пропорций, сочность красок, насыщенность сюжета.
В XVI веке благодаря португальским купцам и мореплавателям фарфор попал в Европу. Его стоимость была невероятно высока, неслучайно его называли «белое золото» и дарили особам королевской крови. Экспорт фарфора достиг небывалого размаха. С этого времени термин «минская ваза» становится синонимом китайского фарфора для большинства европейцев.
В наше время вазы династии Мин хранятся в основном в частных коллекциях. Цена их, как и в средние века, невероятно высока. В 2010 г. одна из ваз была продана на аукционе за 83 миллиона долларов.
Сегодня вазы династии Мин — это классика, выдержавшая испытание веками.
Китайское искусство периода, предшествовавшего эпохе Цин
Нефритовое кольцо с двумя драконами и зернистым узором, период Враждующих царств (475 г. до н. э. – 221 г. до н. э). Фото: Mountain at Shanghai Museum via Creative Commons
Когда Майкл Басс, вице-президент фирмы Christies («Кристиз» — Лондонская аукционная фирма) организовал в 2000 году отдел китайской керамики и произведений искусства, приблизительно 80% коллекционеров в комнатах продаж были американцами.
«Затем в 2005 и 2006 годах начался приток покупателей не с запада, а из большого Китая», — сказал Басс. — За прошедшие три года 40-60% покупателей — китайцы. Они диктуют характер продаж».
Эти китайские покупатели, зацикленные на императорской керамике династий Цин и Мин, превосходят по количеству западных покупателей. Они избегают более старых работ, по-видимому, считая позорным владеть предметами, которые были захоронены вместе с мёртвыми.
Но за последние шесть–семь лет даже китайцы занялись коллекционированием более ранних художественных работ, согласно Бассу. Теперь они также интересуются глиняной посудой династии Тан, архаичными изделиями из бронзы и древними нефритами — те же самые категории, которые традиционно привлекли западных покупателей.
«Теперь рынок действительно широк, — сказал Басс. — И интерес проявляется ко всем этим категориям».
Всё же не следует говорить, что рынок полностью повернулся к более ранним династиям. Коллекционеры и дилеры продают на аукционе то, что, как они думают, принесёт им доход.
На большинстве главных аукционов китайского искусства в последние годы объекты династии Цин часто составляют приблизительно половину лотов. Хотя интерес к керамике Мин и Цин, как ожидают, не остынет в ближайшее время, «нефриты и изделия из бронзы уже поднялись в цене», сказал Басс.
Это может означать, что другие сегменты из более ранних китайских работ скоро также повысятся в цене, и в центре внимания могут оказаться американские коллекционеры, которые продолжают собирать более ранние работы.
«Множество американцев все ещё ищет раннюю керамику — это “скачущая Танская лошадь”, “симпатичная дама” времён династии Тан или произведения искусства династии Хань», — сказал Басс.
И для них текущие цены привлекательны. Подавляющее большинство ранних нефритов и керамики оценено менее чем 20000$, со многими качественными поправками — всего в несколько тысяч долларов.
Очевиден побочный инвестиционный стимул: огромная история искусства Китая может многое предложить. Каждая династия принесла с собой различный образ жизни, новые стили костюмов и отличающуюся культуру, которая проявляется как индивидуальный аромат в искусстве этой эпохи.
Китайская культура насчитывает история в 5000 лет, и династии Мин и Цин вместе занимали отрезок времени только в 544 года из тех лет. Находки более раннего периода, предшествующего двум последним династиям, представляют большой интерес для культурных и любознательных людей.
Китайское искусство по периодам
Неолитический период (3000–1500 годы до н. э.)
Художественные работы этого периода, которые мы сейчас имеем, главным образом состоят из нефритов и керамики. Они действительно имеют отличительную особенность от работ того времени, когда китайская цивилизация была горсткой племён.
Глиняная керамика была часто окрашена красно-чёрными большими круглыми абстрактными и геометрическими фигурами. Предполагается применение кистей, которые будут использоваться повсюду в течение долгой истории Китая, согласно записям из работ Mets Heilbrunn Timeline of Art History («Хронология истории искусств» Музея «Метрополитен»).
Из всех аспектов неолитической культуры Met Museum (Музей «Метрополитен») называет изделия из нефрита «самым длительным вкладом в китайскую цивилизацию».
Нефрит является таким твёрдым веществом, что он не поддаётся резке, но шлифуется при помощи песка кварца или граната. Замечательно, что неолитические ремесленники работали по нему в больших объёмах, несмотря на такой трудоёмкий процесс.
Основываясь на открытии нефритовых погребальных изделий, учёные поясняют, что эти культуры ценили нефрит из-за его способности, как они верили, сохранять мёртвых.
Династии Шан и Чжоу (1523–256 годы до н. э.)
Бронзовые сосуды — основные произведения искусства эпохи этих династий, которые мы имеем сегодня. Совершенное качество поверхностных деталей на изделиях из бронзы поразительно. Анималистские формы и мотивы, включая культовый образ taotie (голодное животное), широко использовались на сосудах этого периода.
Уникальный бронзовый сосуд для вина, период ранней династии Западная Чжоу, 10 век до н. э. Стоимость $200000–300000. Лот 8 из аукциона Sothebys (Лондонская аукционная фирма «Сотби») «Великолепные ритуальные изделия из бронзы». Фото: Sothebys
Эти сосуды имели динамические формы, которые сначала делались по образцу керамических форм и постепенно развились, став более сложными с развитием технологии. Они использовались для ритуальной пищи и винных жертвоприношений.
Династия Цинь (221–206 годы до н. э.)
Династия Цинь считается первой династией Китая, объединившей страну. Знаменитые «Терракотовые воины», найденные в огромной могиле первого императора, являются свидетельством передового художественного производства. Тела воинов были изготовлены конвейерным способом, но ни одно лицо не походит на другое.
Статуи терракотовых воинов, похороненных вместе с императором Цинь — первым императором Китая, 210–209 годы до н. э., экспонировались в Музее открытий на Таймс-Сквере в 2012 г. Фото: Benjamin Chasteen/The Epoch Times
Поскольку эпоха существования этой династии была короткой и беспокойной, большинство художественных работ этого периода идентифицированы как принадлежащие предыдущей или последующей династиям.
Династия Хань (206 год до н. э. – 220 год нашей эры)
Большинство китайцев сегодня считают себя «ханьцами», потому что во время династии Хань действительно сформировалась китайская культурная идентичность. Империя раскинулась от Великой стены до Южно-Китайского моря.
Терракотовая служанка, период династии Западная Хань (206 г. до н. э. – 220 г. н. э.), Музей Cernuschi, Париж. Фото: Guillaume Jacquet via Creative Commons
В течение периода Хань были изобретены бумага и глазурованная керамика, процветала литература и дипломатия с Западом.
Керамические фигурки, сосуды и другие предметы в форме животных и башен — главные художественные работы, уцелевшие от этой династии.
Шесть династий (220–586 годы н. э.)
Несмотря на политическую нестабильность и постоянные войны (почему и было шесть династий во время этого периода), процветали Буддизм и Даосизм, а также поэзия, благодаря изобретению деревянного печатного станка.
Выделяется керамика этого периода, особенно изделия из зеленоватого и зеленовато-серого фарфора династии Цзинь.
Сосуд Хуньпин с буддийскими фигурами династии Западная Цзинь. Из периода «Шесть династий». Фото: WikiCommons
Династия Суй (581–618 годы н. э.)Династия Суй славится своей прекрасной белой глиняной керамикой, выполненной в простых формах и обожжённой с прозрачной глазурью. Процветала буддийская скульптура, которая испытывала большое влияние индийского стиля.
Династия Тан (618–906 годы н. э.)
Династия Тан расценена как вершина китайской цивилизации. Великий шёлковый путь принёс различные влияния от иностранных государств, и все формы художественного выражения — живопись, литература, ваяние и керамика достигли беспрецедентного уровня утончённости.
Пара великолепных керамических лошадей, покрытых глазурью Sancai (трёхцветной), период династии Тан; чёрная лошадь: 27 x 30 дюймов, чалая лошадь: 26 ѕ x 30 дюймов. Оценка по запросу. Из предстоящей продажи коллекции прекрасной китайской керамики и произведений искусства Sothebys. Фото: Sothebys
Один из наиболее культовых типов танских художественных работ — раскрашенная керамическая лошадь или верблюд. Часто встречаются работы, где реалистично выглядящее животное находится в сопровождении западного конюха или всадника.Пять династий (907–960 годы н. э.)
Хорошие времена династии Тан закончились вместе с ослаблением императорского контроля. Но художники периода Пяти династий далее развили технику использования ценившегося белого фарфора. Пейзажная живопись получила мифическое направление благодаря новому стилю, отражающему даосское восприятие природы, который станет признаком живописи династии Сун.
Династия Сун (960–1279 годы н. э.)
Первая половина эпохи этой династии была мирной, вторая же половина полна переворотами. Художественные работы этого периода наполнены покоем. Пейзажи вызывают у зрителя сдержанные эмоции. Сюжетная сторона керамики Сун приближалась к житейской. Работы имели простые линии, особенно те, которые обжигались в печи Цычжоу в Северном Китае.
Чрезвычайно редкий «Цычжоу» — зелёная глазурованная расписанная ваза династии Северная Сун. Высота вазы 9 3/4 дюйма. Оценена в $650000–850000. Лот 81 из коллекции прекрасной китайской керамики и произведений искусства на предстоящем аукционе Sothebys. Фото: Sothebys
Династия Юань (1271–1368 годы н. э.)
Очень редкая сине-белая шлифованная ваза в виде бутылки «юйхучуньпин». Высота вазы 11 5/8 дюймов. Оценена в $ $30000–50000. Лот 1302 из коллекции прекрасной китайской керамики и произведений искусства, продажа от Christies. Фото: Christies
Это была монгольская династия — первый раз, когда Китаем управляла иностранная держава.
Коренные китайские и кочевые монгольские особенности в искусстве смешались, и появились работы, имеющие мотивы животных, смелую живописную манеру и динамические формы. При дворе использовались сюжеты тантрического Буддизма, также проявляющегося в производстве мандал и скульптур языческих божеств в классических монгольских формах.
Династия Мин (1368–1644 годы н. э.)
Стремясь восстановить первенство китайской культурной специфики, некоторые художники обратились к древним формам в своих керамических художественных изделиях и скульптуре. Всё же в ранний период династии Мин декоративное искусство проявляло черты «богатого эклектического наследства монгольской династии Юань», как сказано в эссе Heilbrunn Timeline of Art History (Хронология истории искусств) Музея «Метрополитен».
Редкая сине-белая курильница-треножник. Династия Мин, период «Ваньли». Высота 8 дюймов. Оценка $40000-60000. Лот 301 из коллекции прекрасной китайской керамики и произведений искусства, предстоящая продажа в Sothebys. Фото: Sothebys
Особенно замечательны сине-белые и раскрашенные изделия и эмаль.
Династия Цин (1644–1912 годы н. э.)
Последняя китайская династия Цин управлялась маньчжурами, а не этническими ханьцами.
Искусство и культура процветали при императорах Канси и Цзиньлуне.
Редкая пара раздельных эмалированных, позолоченных бронзовых восьмиугольных курильниц. Период «Цяньлун» (1736–1795 гг. н. э.). Оценена в $120000-180000. Лот 1631 из коллекции прекрасной китайской керамики и произведений искусства, продажа от Christies. Фото: Christies
Тщательно продуманные, многоцветные композиции появились на разрисованном иллюстрированном фарфоре и картинах. Мастерство изготовления нефритовых изделий достигло новой высоты в некоторых умных и изящно выполненных работах.
В конечном счёте западный спрос на эти культурные и коммерческие изделия привёл к крушению династии.
ТОП-5 самых дорогих ваз в мире
Самые дорогие вазы в мире — это настоящие произведения искусства. Некоторые экземпляры выполнены из высококлассного фарфора, другие украшены фантастически красивыми орнаментами, а третьи поражают своими размерами. О самых дорогих вазах в мире, их характеристиках и ценах расскажем в этой статье.
Уникальная ваза с рыбками эпохи императора Цяньлуна
40-сантиметровый сосуд 17 века разрисован восхитительным сложным узором — верхняя часть украшена цветочным орнаментом, а посередине изображены рыбы, которые символизировали успех в государственных делах.
Шедевр был найден на чердаке скромными британцами. Тогда они ещё не подозревали, что находка окажется самой дорогой китайской вазой, когда-либо проданной с торгов. Изначально аукционный дом Бейнбриджс предложил им за шедевр 65 514 377 рублей. Но когда ваза попала на торги, дело приняло совершенно иной оборот.
Антикварная ваза в 2010 году была приобретена китайским коллекционером чуть более чем за 4 млрд. рублей. Однако коллекционер так и не оплатил покупку и после 2 лет ожидания, пара решила снова выставить вазу на торги. Поэтому самая дорогая ваза в мире была продана дважды, но это не лишило её особого статуса.
Ваза была продана за
Ваза династии Цин с фазанами
Эта китайская фарфоровая ваза с изображением пары фазанов считается редчайшим достоянием эпохи династии Цин. Миниатюрная хрупкая ваза в высоту всего 16,5 см.
Изначально это был комплект из 4 ваз, которые сделали специально для императора. Расписывали шедевры в мастерской при Пекинском императорском дворце. Известно, что:
- одна ваза из комплекта бесследно пропала;
- вторая украшает коллекцию Тяньцзинского музея;
- третья является частью коллекции европейского собирателя древностей;
- четвертая пополнила коллекцию Вильяма Чака из Гонконга.
Ваза была продана за
Ваза династии Минь
Китайские мастера этой эпохи начали использовать полихромную роспись и сложнейшую технологию двойного обжига. Основными мотивами были изображения цветов, животных и людей. Над одной вазой работало несколько художников, создавая потрясающие орнаменты.
Одним из примеров уникальной росписи той эпохи считается знаменитая ваза династии Минь, обладателем которой был император Хонг-ву. Её приобрёл на аукционе владелец казино из Лас-Вегаса в 2006 году и передал шедевр в дар музею в Макау.
Ваза была продана за
Напольные парные вазы (подарок от Николая Первого)
Это один из ярчайших примеров работы русских умельцев времён правления Николая Первого. Напольные вазы из фарфора были подарены императором его дочери — княгине Ольге. Выполненные из фарфора, они были изготовлены специально по заказу монарха мастерами Императорского фарфорового завода.
Отличительные особенности ваз:
- высота 1,5 м;
- украшены копиями с шедевров Яна ван Лоо.
Вазы были выставлены на публичные торги впервые на аукционе Сотбис в рамках коллекции «Сокровища: наследие аристократии». Проданы вазы за сумму, превышающую предположительные оценки.
Вазы были проданы за
Ваза эпохи династии Сун
В 2007 году вазу совершенно случайно на рынке старых вещей приобрел рядовой американец. Досталась она ему всего за 3 доллара. Несколько лет она пылилась на полке, пока счастливый обладатель не выяснил, что это подлинный шедевр, стоящий больших денег.
Ваза была изготовлена почти 10 веков назад в Китае в эпоху династии Сун. Именно в этот период изготовление китайского фарфора достигло своего пика, в эту эпоху были созданы по-настоящему уникальные вещи.
Характерные черты вазы:
- выполнена из высококачественного фарфора;
- зауженная к низу;
- имеется необычный орнамент в форме лепестков.
Шедевр декоративно-прикладного искусства был выставлен на продажу на аукционе Сотбис. Начальная цена — 12 665 780 рублей, но ваза была продана за баснословные деньги. Артефакт приобрел коллекционер из Лондона.
Ваза была продана за
Самые дорогие вазы в мире поражают своей стоимостью, красотой и роскошью. Дорогостоящие шедевры могут позволить себе лишь единицы и эти произведения искусства украшают известнейшие коллекции.
Источники:
https://the-legends.ru/articles/406/vazy-dinastii-min/
https://epochtimes.ru/content/view/79177/86/
https://homebrewheaven.com/samaja-dorogaja-vaza/