Извлечение камня глупости худ и босх. Иероним Босх «Извлечение камня глупости
LiveInternetLiveInternet
–Рубрики
- Авиация (132)
- Астрономические явления (17)
- Атмосферные конвективные явления (13)
- Атмосферные оптические явления (30)
- Атмосферные электрические явления (10)
- Бабочки (18)
- ВАТИКАН (23)
- Владимир Джанибеков (8)
- Водолей (20)
- Вокруг Солнечной системы (74)
- Вопрос-Ответ (1985)
- Габсбурги (15)
- Гаремы (7)
- Далёкий космос (105)
- Дальние страны (905)
- ДИНАСТИИ (32)
- Дорога – это жизнь (39)
- Животные (479)
- Загадки истории (445)
- ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ИМЕНА (775)
- Замки и Дворцы (27)
- ЗАПОВЕДНИКИ (13)
- ЗДОРОВЬЕ (254)
- Земля (135)
- ЗЕРКАЛО (5)
- Искусство (547)
- Истории любви (151)
- ИСТОРИЯ (1748)
- История одного стихотворения (2034)
- История одной картины (1029)
- Книги для детей (252)
- Краса ветвей зависит от корней (29)
- КУЛЬТУРА (212)
- Легенды и мифы (139)
- ЛИТЕРАТУРА (203)
- ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГЕРОИ (159)
- ЛИЦА ИСТОРИИ (496)
- ЛИЦА РАЗВЕДКИ (145)
- ЛЮДИ (410)
- Люди-легенды (120)
- МАЯКИ (9)
- Микеланджело Буонарроти (25)
- Микробиология: ВИРУСЫ и БАКТЕРИИ (24)
- МИКРОмир (16)
- Мода (43)
- Москва (71)
- Музеи (119)
- Наполеон Бонапарт (58)
- Насекомые (86)
- НАУКА (425)
- Облака (13)
- Оружие (23)
- ОТКРЫТИЯ и ИЗОБРЕТЕНИЯ (232)
- ПАРАЗИТЫ (23)
- Первые среди равных (181)
- ПЛАНЕТАРИЙ (78)
- Поэзия (729)
- Праздники (37)
- Притчи (34)
- Проза (446)
- Прошлое и настоящее Ташкента (195)
- Психология (79)
- Птицы (181)
- Растения (85)
- Рекорды (19)
- РОЗА ВЕТРОВ (22)
- Романовы (99)
- Россия (999)
- Сады и парки (34)
- Самарканд – столица Тамерлана (22)
- Санкт-Петербург (107)
- Символы (136)
- Скульпторы (34)
- СЛОВАРЬ (35)
- Соборы и Мечети (65)
- СПИРАЛЬ ВРЕМЕНИ (23)
- Судьбы человеческие (1329)
- ТАЙНЫ и ЗАГАДКИ (326)
- Ташкент (18)
- Узбекистан (193)
- Фарфор (8)
- ФЕНОМЕН (167)
- Фотографии (427)
- ФОТОГРАФЫ и их фотографии (185)
- Фра Беато Анджелико (13)
- ХУДОЖНИКИ (725)
- ЦВЕТЫ (40)
- ЧАЙ (21)
- ЧЕЛОВЕК и ПРИРОДА (42)
- ЧТОБЫ ПОМНИЛИ (688)
- ЭКСПЕДИЦИИ и НАХОДКИ (287)
- ЭПОХА СССР (219)
- ЮСУПОВЫ (21)
–Поиск по дневнику
–Подписка по e-mail
–Интересы
–Постоянные читатели
–Сообщества
–Статистика
Иероним Босх. Извлечение камней глупости
Одна из самых ранних работ Иеронима Босха, дошедшая до нас, именуется «Извлечение камня глупости», где мы снова возвращаемся к мотиву глупости. Она еще не слишком совершенна в живописном отношении. Не вполне правильный анатомически, несколько суховатый рисунок; довольно монохромный, рыжеватый колорит; бедно разработанный ландшафт в глубине. Но смысловая сторона выражена и разработана очень подробно, и мысли художника переданы в высшей степени четко.
Иероним Босх. Извлечение камней глупости
Прежде всего, давайте обратим внимание на сам формат тондо. У Босха, а потом и у Брейгеля (видимо, не без влияния Босха), мы не раз будем встречать этот формат. Мы отмечали гармонию итальянских тондо от Филиппо Липпи и Боттичелли до Рафаэля.
Но если у итальянских художников круглый формат – это символ идеала, поскольку круг на плоскости, а шар в пространстве, согласно учению Платона, есть самая идеальная фигура, – то в Северном Возрождении, у Босха в том числе, и в первую очередь, круг имеет другой смысл – это знак всеобщности, всемирности.
Когда нидерландский художник заключает какую-то композицию в круг, мы сразу должны принять к сведению, что этим он подчеркивает, что перед нами не единичный случай, а аллегория всего рода человеческого.
Текст здесь, однако, связан со сценой: посреди унылого, однообразного пейзажа разместилась, непонятно как оказавшаяся здесь, компания из четырех человек.
Рядом со столиком в кресле сидит седовласый простак, над которым производят какое-то действо. В Средние века и некоторое время позже, существовало поверье о том, что глупость и другие умственные отклонения связаны с тем, что в человеческой голове есть какие-то лишние камни, наросты. И если их удалить, то человек сразу же поумнеет. Действительно, были шарлатаны, которые занимались такими операциями, – сами или с ассистентами, они бродили от города к городу и обманывали простодушных. Золотая надпись, которая является трудной для чтения современного читателя, расшифровывается: ”Meester snijt de keye ras /Myne name is lubbert das” – Мастер, удалите быстро камни. / Меня зовут Lubbert.
Надписи в подобном стиле можно быть найти на гербах этого периода.
В Средневековье выражением “у него камень в голове”, пользовались, чтобы сказать, что кто-то глупец (дурак). Так что Лабберт хочет быть вылеченным от глупости как можно скорее.
Шарлатанство по Босху – неотъемлемый, обязательный спутник человеческой глупости. Образы шарлатанов у него встречаются весьма часто, особенно в раннем творчестве.
Итак, шарлатан в длинной хламиде делает простаку, которого, судя по надписи, зовут Любберт, – довольно распространенное и поэтому обезличенное имя в Нидерландах, – надрез на коже головы.
И из этой маленькой ранки вырастает тюльпан, как лежащий на столе, который часто символизирует обман.
В 1956 г. были попытки объяснить связь между камнем и цветком, обращаясь к старым словарям. Установлено, что слово “tulpe” имеет коннотацию (связь) с глупостью, гвоздики — связаны со словом “keyken” (немного камня). Возможно, Босх обратился к символам, чтобы изобразить цветы вместо камней.
Смысл операции сводился к тому, чтобы, сделав такой надрез, поколдовать над ним и, спрятав в руку какой-то твердый кусок, потом показать его пациенту.
На голове у шарлатана изображена перевернутая воронка – знак хитрости, мошенничества, обмана – предмет, изспользуемый не по назначению.
У Босха мы часто будем видеть такого рода символы – вещь, которая находится не на своем месте или используется не так, как ей положено, как знак некой противоестественности.
На голове монахини-бегинки, которая присутствует здесь как спутница шарлатана, лежит книга – еще один знак лжемудрости. Знание помещено не внутри, а снаружи.
Нужно сказать, что иногда трудно свыкнуться с образным и символическим мышлением той эпохи, ведь во времена Босха и Брейгеля даже очки часто воспринимались и культурно осмыслялись не как знак несовершенства зрения, а как символ несовершенства человеческой натуры, как знак лжи и обмана, не естественное, а искусственное зрение. Человеку не хватает проницательности, и поэтому он пользуется «костылями» для глаз.
Тут же изображен монах, который произносит какую-то зажигательную речь, держа в руках кувшин с вином— знак ненасытности, жадности.
У Босха часто встречаются фигуры монахов в негативных, иногда очень острых, полупристойных ситуациях, и не только монахов, но и духовенства. Это нисколько не свидетельствует об антирелигиозности мастера, наоборот, – это сатира, бичующая дурных пастырей, плохих монахов, плохих священников.
Никто никогда не отрицал, что среди служителей церкви есть и такие. Босх и Брейгель вслед за ним, не щадят в этом случае иерархов, начиная от папы и кончая епископами и клиром – настоятелями, священниками, последними служками и причетниками в храме.
Если присмотреться, то в пейзаже, среди коричневато-рыжих равнин, появляется изображение виселицы как знака неизбежной расплаты, может быть, не на этом свете, но в каком-то отдаленном будущем. Виселица, колесо как инструмент пытки и казни, на фонах у Босха встречаются очень часто, потом эти мотивы будут присутствовать и у Брейгеля.
В. М. Клеваев. Лекции по истории искусства. Киев, “Факт”, 2007
Еру́н Анто́нисон ван А́кен (более известный как Иеро́ним Босх (около 1450—1516) — нидерландский художник, один из крупнейших мастеров Северного Возрождения, считается одним из самых загадочных живописцев в истории западного искусства.
Извлечение камня глупости худ и босх. Иероним Босх «Извлечение камня глупости
2606 дн. с момента
La campanella в программе “Непобедимый Дон Кихот”
Извлечение камня глупости
Ещё один достаточно популярный сюжет Средневековья – удаление камня глупости.
В Средние века и некоторое время позже, существовало поверье о том, что глупость и другие умственные отклонения связаны с тем, что в человеческой голове есть какие-то лишние камни, наросты(оттуда голландское выражение «иметь камень в голове» – «быть глупым, безумным, с головой не на месте»). И если их удалить, то человек сразу же поумнеет. Действительно, были шарлатаны, которые занимались такими операциями, – сами или с ассистентами, они бродили от города к городу и обманывали простодушных.
Этот сюжет прослеживается в голландских гравюрах, живописи и литературе вплоть до XVII в.
Наверное, самая известная картина на этот сюжет – «Извлечение камня глупости» или «Операция глупости» Иеронима Босха.
Это одна из самых ранних работ художника, дошедшая до нас. Она еще не слишком совершенна в живописном отношении, но смысловая сторона выражена и разработана очень подробно, и мысли художника переданы в высшей степени четко.
Картина “Извлечение камня” написана в форме тондо (тондо – это круглая по форме картина (сокращение от итал. rotondo – круглый). Такая форма картин была особенно популярна в ренессансной Италии, в частности, во Флоренции). У Босха, а потом и у Брейгеля (видимо, не без влияния Босха), мы не раз встречается этот формат. В работах итальянских художников от Боттичелли до Рафаэля тондо – это символ идела, поскольку круг на плоскости, а шар в пространстве,согасно учению Платона, есть самая идеальная фигура. Но в Северном Возрождении, и у Босха в первую очередь, круг имеет другой смысл – это знак всеобщности, всемирности. Когда нидерландский художник заключает какую-то композицию в круг, мы сразу должны принять к сведению, что этим он подчеркивает, что перед нами не единичный случай, а аллегория всего рода человеческого.
В «Извлечении камня глупости» посреди унылого, однообразного пейзажа разместилась, непонятно как оказавшаяся здесь, компания из четырех человек. Рядом со столиком в кресле сидит седовласый простак, над которым производит какое-то действо шарлатан в длинной хламиде. Шарлатанство по Босху – неотъемлемый, обязательный спутник человеческой глупости. Образы шарлатанов у него встречаются весьма часто, особенно в раннем творчестве.
Орнаментальная надпись на чёрном фоне гласит: “Мастер, удали камень. Меня зовут Любберт Дас”. Любберт – обезличенное имя, во времена Босха оно означало слабоумного.
Итак, простаку по имени Любберт делает “операцию глупости” шарлатан, но из разреза вопреки ожиданиям извлекается не камень, а цветок, ещё один цветок лежит на столе. Установлено, что это тюльпаны, а в средневековой символике тюльпан подразумевал глупую доверчивость и/или обман (почему не известно, но в старых сонниках зафиксировано именно такое значение этого цветка).
Смысл операции сводился к тому, чтобы, сделав такой надрез, околдовать над ним и, спрятав в руку какой-то твердый кусок, потом показать его пациенту. На голове у шарлатана изображена перевернутая воронка – знак хитрости, обмана – предмет, изспользуемый не по назначению. У Босха мы часто будем видеть такого рода символы – вещь, которая находится не на своем месте или используется не так, как ей положено, как знак некой противоестественности. На голове монахини-бегинки, которая присутствует здесь как спутница шарлатана, лежит книга – еще один знак лжемудрости (книга, положенная на голову женщине, понималась как «руководство» для жуликов и обманщиков). Знание помещено не внутри, а снаружи. По другой версии закрытая книга на голове монахини и воронка хирурга соответственно символизируют, что знание бесполезно, когда имеешь дело с глупостью, и что врачевание подобного рода — шарлатанство.
Если присмотреться, то в пейзаже, среди коричневато-рыжих равнин, появляется изображение виселицы как знака неизбежной расплаты, может быть, не на этом свете, но в каком-то отдаленном будущем. Виселица, колесо как инструмент пытки и казни, на фонах у Босха встречаются очень часто, потом эти мотивы будут присутствовать и у Брейгеля, она символизирует зло этого мира.
Картина “Извлечение камня” по-видимому имела успех и после неё появилась масса других картин с таким же сюжетом.
B. Removing the rocks in the head-1550-1599
Jan Sanders van Hemessen_1554-1560
Избавление от глупости по Иерониму Босху
Существует голландское выражение: ” иметь камень в голове”, что означает “быть глупым, безумным, с головой не на месте”. Оно-то и послужило мотивом для создания картины “Извлечение камня глупости” , которую написал нидерландский художник, один из крупнейших мастеров периода Северного Возрождения, Иероним Босх .
Это одна из самых ранних картин великого мастера, дошедшая до нас. Точной даты создания не известно. Исследователи предполагают, что написана она в период 1475—1480 годов, когда художнику было менее 30 лет.
Надо отметить, что Босх не был открывателем этой темы. Тема извлечения камня из головы – популярный сюжет в картинах нидерландских художников XV – XVII веков. Смысл этого действия в том, что хирург якобы излечивает пациента от глупости, удаляя из его головы камень. Понятно, что в те времена медицина не была на том уровне, когда операции по трепанации черепа проходили на высоком уровне. Поэтому такое действие – не что иное, как шарлатанство.
Так что картина Босха “Извлечение камня глупости” – сатирическое произведение, высмеивающее предрассудки.
Картина имеет круглую форму, которая включена в темную рамку, что придает картине мрачность. И хотя по рамке нанесены орнамент и буквы золотого цвета, это не отвлекает зрителя от центральной части картины.
А нанесенные на рамку буквы интересны. Это текст, который в переводе на русский язык, звучит примерно так: ” Мастер, удали камень. Меня зовут Лубберт Дас”. Надпись, надо сказать, многозначительная. Известно, что в средневековой Голландии “Лубберт” было именем нарицательным, обозначающим слабоумного.
В центре картины изображены четыре персонажа.
Сам Лубберт, сидящий на деревянном стуле, доктор, копающийся у него в голове, монах, то ли успокаивающий оперируемого, то ли дающий советы доктору, и женщина, внимательно наблюдающая за ходом операции.
Каждый персонаж многозначителен и, скажем так, не совсем обычен. Конечно, сейчас трудно точно объяснить, что хотел сказать художник. Но предположений по этому поводу много, и они разные.
Например, непонятная воронка на голове доктора.
Перевёрнутую воронку, надетую на голову хирурга, объясняют как намёк на рассеянность учёного мужа. Но можно её интерпретировать и как символ обмана – в перевернутую воронку воду не льют. Или, как писал Мишель Фуко в своей “Истории безумия”: “Знаменитый доктор Босха гораздо более безумный, чем пациент, которого он пытается вылечить, и его ложное знание не более чем раскрывает наихудшие излишки безумия, сразу очевидные для всех, кроме него самого”.
Кувшин в руках священника вполне может намекать, что вся дурость от избыточного применения спиртного.
А его советы, что он дает доктору только вредят, чем помогают. Ведь каждый должен заниматься своим делом.
Про изображенную справа женщину тоже можно много рассуждать.
Некоторые исследователи предполагают, что это жена несчастного. На поясе у нее висит кошель. Значит, она главная в доме. Да к тому же постоянно обманывающая мужа. Книгу, положенную на голову женщине, можно понимать как «руководство» для жуликов и обманщиков. Не менее вероятна версия и того, что все беды дурачка от книг. Как тут не вспомнить “Горе от ума”.
Мне кажется, что великие картины тем и хороши, что каждый может увидеть в них что-то свое.
А глупостью в картине пропитано все. Начать с того, что сложнейшая операция проводится под открытым небом. Во-вторых, интересен предмет, который доктор извлекает из головы пациента. Это не камень глупости, о котором шла речь вначале. Это цветок.
И, причем, не просто цветок, а тюльпан. А в средневековой символике, без которой не обходятся картины того периода, тюльпан подразумевал глупую доверчивость.
А еще мне кажется важным (хотя тут все важно) предмет, на который сразу и не обращаешь внимание. Это виселица.
Виселица – смерть. Не она ли только может исправить глупость?
Источники:
https://www.liveinternet.ru/users/stewardess0202/post375468485/
https://www.sites.google.com/site/sonkincerdak/iskusstvo/zivopis/ieronim-bosh/izvlecenie-kamna-gluposti
https://zen.yandex.com/media/s_snegova/izbavlenie-ot-gluposti-po-ieronimu-boshu-5cd3fc014add4700b416232b?from=feed&rid=2621092346.338.1557940940190.93095&integration=site_desktop&place=layout