0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Извлечение камня глупости картина босха. Извлечение камня безумия

Извлечение камня глупости картина босха. Извлечение камня безумия

2605 дн. с момента
La campanella в программе «Непобедимый Дон Кихот»

Извлечение камня глупости

Ещё один достаточно популярный сюжет Средневековья — удаление камня глупости.
В Средние века и некоторое время позже, существовало поверье о том, что глупость и другие умственные отклонения связаны с тем, что в человеческой голове есть какие-то лишние камни, наросты(оттуда голландское выражение «иметь камень в голове» — «быть глупым, безумным, с головой не на месте»). И если их удалить, то человек сразу же поумнеет. Действительно, были шарлатаны, которые занимались такими операциями, – сами или с ассистентами, они бродили от города к городу и обманывали простодушных.
Этот сюжет прослеживается в голландских гравюрах, живописи и литературе вплоть до XVII в.

Наверное, самая известная картина на этот сюжет — «Извлечение камня глупости» или «Операция глупости» Иеронима Босха.
Это одна из самых ранних работ художника, дошедшая до нас. Она еще не слишком совершенна в живописном отношении, но смысловая сторона выражена и разработана очень подробно, и мысли художника переданы в высшей степени четко.

Картина «Извлечение камня» написана в форме тондо (тондо — это круглая по форме картина (сокращение от итал. rotondo – круглый). Такая форма картин была особенно популярна в ренессансной Италии, в частности, во Флоренции). У Босха, а потом и у Брейгеля (видимо, не без влияния Босха), мы не раз встречается этот формат. В работах итальянских художников от Боттичелли до Рафаэля тондо — это символ идела, поскольку круг на плоскости, а шар в пространстве,согасно учению Платона, есть самая идеальная фигура. Но в Северном Возрождении, и у Босха в первую очередь, круг имеет другой смысл — это знак всеобщности, всемирности. Когда нидерландский художник заключает какую-то композицию в круг, мы сразу должны принять к сведению, что этим он подчеркивает, что перед нами не единичный случай, а аллегория всего рода человеческого.

В «Извлечении камня глупости» посреди унылого, однообразного пейзажа разместилась, непонятно как оказавшаяся здесь, компания из четырех человек. Рядом со столиком в кресле сидит седовласый простак, над которым производит какое-то действо шарлатан в длинной хламиде. Шарлатанство по Босху — неотъемлемый, обязательный спутник человеческой глупости. Образы шарлатанов у него встречаются весьма часто, особенно в раннем творчестве.

Орнаментальная надпись на чёрном фоне гласит: «Мастер, удали камень. Меня зовут Любберт Дас». Любберт — обезличенное имя, во времена Босха оно означало слабоумного.

Итак, простаку по имени Любберт делает «операцию глупости» шарлатан, но из разреза вопреки ожиданиям извлекается не камень, а цветок, ещё один цветок лежит на столе. Установлено, что это тюльпаны, а в средневековой символике тюльпан подразумевал глупую доверчивость и/или обман (почему не известно, но в старых сонниках зафиксировано именно такое значение этого цветка).

Смысл операции сводился к тому, чтобы, сделав такой надрез, околдовать над ним и, спрятав в руку какой-то твердый кусок, потом показать его пациенту. На голове у шарлатана изображена перевернутая воронка – знак хитрости, обмана — предмет, изспользуемый не по назначению. У Босха мы часто будем видеть такого рода символы – вещь, которая находится не на своем месте или используется не так, как ей положено, как знак некой противоестественности. На голове монахини-бегинки, которая присутствует здесь как спутница шарлатана, лежит книга – еще один знак лжемудрости (книга, положенная на голову женщине, понималась как «руководство» для жуликов и обманщиков). Знание помещено не внутри, а снаружи. По другой версии закрытая книга на голове монахини и воронка хирурга соответственно символизируют, что знание бесполезно, когда имеешь дело с глупостью, и что врачевание подобного рода — шарлатанство.
Если присмотреться, то в пейзаже, среди коричневато-рыжих равнин, появляется изображение виселицы как знака неизбежной расплаты, может быть, не на этом свете, но в каком-то отдаленном будущем. Виселица, колесо как инструмент пытки и казни, на фонах у Босха встречаются очень часто, потом эти мотивы будут присутствовать и у Брейгеля, она символизирует зло этого мира.

Читать еще:  Примеры опыта и ошибок в русской литературе. В.Г.Распутин «Прощание с Матёрой»

Картина «Извлечение камня» по-видимому имела успех и после неё появилась масса других картин с таким же сюжетом.

B. Removing the rocks in the head-1550-1599


Jan Sanders van Hemessen_1554-1560

Извлечение камня безумия

Питер Гюйс. Извлечение камня безумия. Ок. 1545.

Интересный факт: в Средневековье причиной человеческой глупости, слабоумия или безумия считались камни, образовавшиеся в голове. Однако изображение хирургических операций по извлечению оных камней можно встретить исключительно на картинах нидерландских художников, причем сюжет этот оставался популярным вплоть до XVII века.

Извлечение камня. Картина неизвестного мастера, XVII век. Ранее приписывалась Франсу Халсу.

Известно, что трепанации черепа проводились ещё в каменном веке и лишь некоторые из них носили ритуальный характер. Археологические находки доказывают, что большинство трепанаций осуществлялось с лечебными целями. А первое подробное описание данного хирургического вмешательства сделал древнегреческий врач Гиппократ.

Вообще хирургия в древности была на высоте, а врачи Месопотамии, Древнего Египта, Персии, Индии и Китая делали успехи в сложнейших хирургических операциях. Хотя, конечно, наивысшего расцвета медицина достигла в Древней Греции.

К сожалению, в средневековой Европе хирургия подверглась ужасающей деградации, и лишь с началом эпохи Возрождения европейские врачеватели стали изучать и применять медицинские знания древних цивилизаций.

Можно лишь предположить, что извлечение камней глупости, проводившееся, понятное дело, шарлатанами, было следствием неверно истолкованных древнегреческих или арабских рукописей, описывающих хирургические операции на черепе.

Иероним Босх. Извлечение камня глупости. 1475—1480. Первая картина в истории живописи, посвященная данной операции. Фрагмент.

Ян ван Хемессен. Извлечение камней глупости. 1545—1550.

Марцеллус Кофферманс (копия с картины Босха). Извлечение камней из головы. Фрагмент. 1550-1599.

Питер Брейгель-старший. Вырезание камня безумия, или Операция на голове. Ок. 1550. (Копия, оригинал утерян).

Питер Кваст (Pieter Jansz Quast). Операция по извлечению камня. Около 1630.

Ян Стен. Шарлатан извлекает камень безумия. Ок. 1650 – 1660.

Загадки шедевра: Извлечение камня глупости Иеронима Босха

Считается, что картина «Извлечение камня глупости» была написана самим Иеронимом Босхом или как минимум в его мастерской маслом на дереве в последней четверти XV века. Её обычно относят к его раннему творчеству. Надпись золотой краской готическим шрифтом гласит: « Мастер, удали камень. Меня зовут Лубберт Дас » (вверху и внизу картины). Лубберт — имя нарицательное, обозначающее слабоумного (обозначало — «балда», «лопух», «олух»).

Читать еще:  Как нарисовать на лице новый год. Идеи макияжа на Новый год парню и ребенку

Во времена средневековья было поверье, по которому у сумасшедших или очень глупых людей был камень глупости в голове и если его удалить, то можно излечить оперируемого. Даже существовало выражение: «Он знает не больше глупых камней».

Но почему-то вместо камней на картине мы видим извлекаемыми цветы: два цветка — на столе, уже вероятно удалённые, а третий — торчащим из головы пациента. Считается, что это намёк на то, что врач — шарлатан. Он удаляет нечто иное, чем «камень глупости».

Исследователь творчества Босха Баск считал, что удаляемые цветы — это тюльпаны. Объяснялось это тем, что тюльпан означал глупую доверчивость. Через сто лет после смерти художника в Нидерландах произойдёт бум цен на тюльпаны с последующим обрушением цен. Многие разорятся в результате лопнувшего тюльпанного «пузыря» . Однако тюльпаны во времена Босха ещё не встречались в Голландии, а были завезены позднее. Остаётся загадкой, что за цветок был изображён и вкладывал ли какой-то смысл в выбор цветка художник.

В качестве пациента мы видим хорошо одетого, дородного мужчину, снявшего верхнюю одежду и привязанного к креслу. Однако кошель и кинжал он оставил при себе.

И это указывает, что оперируемый — достаточно богатый господин, чтобы возбудить корыстолюбие у шарлатана. То, что кинжал, видимо, проткнул кошель, символизирует аферу.

Врач одет почему-то в перевёрнутую воронку, а не в биретту или квадратную академическую шапочку — знак учёных и студентов. В картинах Босха неоднократно встречается перевёрнутая воронка, одетая на голову или человека или демона.

Обычно перевёрнутую воронку в качестве головного убора трактуют как атрибут ложной мудрости и шарлатанства. Также есть точка зрения, что воронка — это отсыл к алхимии. Не оспаривая это, я бы всё же обратил внимание как в средневековье могли изображать еврейский головной убор — шляпу. Например, в кодексе Бодмера, на картинке ниже, иудеи в характерных головных уборах. Похоже на воронку? При чём носить отличную от христиан одежду иудеи должны были по решению католического собора 13 века. Подобные изображения мы встретим и в иных миниатюрах. Также следует отметить, что в средневековье иудеи широко практиковали врачевание, хотя и часто запрещенное по отношению к христианам, но практикуемое.

Пустой кувшин на поясе у врача указывает на неутолимое, безграничное корыстолюбие.

Французский философ Поль-Мишель Фуко писал:

«вспомним знаменитого босховского врача, еще большего безумца, чем тот, кого он хочет излечить, – всей его лжеучёности хватило лишь на то, чтобы облачиться в худшие обноски безумия, бросающегося в глаза всякому, кроме него самого.» (цитата из Фуко М. История безумия в классическую эпоху/Пер. с фр. И.Стаф , 1997.)

Читать еще:  Смотреть ре зеро 25 серия. Ре-Зеро: Жизнь в альтернативном другом мире с нуля

Если мы обратимся к пейзажу на заднем фоне, то увидим город.

Вероятно, это родной город художника — Хертогенбос . Еще не на одной картине Босха мы можем встретить этот город. Также мы видим виселицу и колесо для пыток — явное указание на наказание и неминуемую смерть за обман. Возможно — это напоминание не только о «земном» суде, но и «высшем» — божьем.

На голове женщины, смотрящей на операцию — закрытая книга. Если предположить, что книга — это Библия, то в закрытом виде она символизирует Страшный суд.

Есть мнение. что закрытая книга символизирует глупость и является аллегорией на суеверия и невежество духовенства того времени. Дон Скемер (Don C. Skemer) считает, что это сатира на фламандский обычай носить амулеты из книг и писаний. Есть версия, что воронка на голове у врача и закрытая книга на голове у монахини говорят нам, что знание бесполезно, когда имеешь дело с глупостью. А может быть, что женщина — ведьма с книгой заклинаний!?

Монах то ли увещевает врача, то ли отпускает грехи, то ли отвлекает внимание оперируемого.

Кувшин в руках у монаха вероятно с вином. Если монах участвует в операции, то — это средство, чтобы забыть о боли. Вино может указывать и на пьянство монаха. Как правило кувшин рассматривается негативно.

Традиционно картина трактуется как антиклерикальная аллегория, где монах с монашкой убедили несчастного на бесполезную операцию у шарлатана. Они в сговоре против несчастного.

И тогда кошель у женщины указывает и на её материальный интерес в афере, что она толкнула Лубберта Даса на операцию.

Однако я склонен полагать, что монах и женщина противопоставлены операции. Тогда мы видим обратившегося наивного глупца, но монах как бы противостоит врачу-шарлатану, еще и иудею по моей версии трактования здесь воронки. Известно негативное видение многими христианами иудаизма, в т.ч. католиками позднего средневековья. А Иероним Босх не просто был верующим христианином, обличающим пороки своего времени. Великий художник состоял в католическом «Братстве Богоматери», существующем до сих пор. Было, что он нёс некоторые общественные обязанности в оном.

Не услышана проповедь монаха-пьяницы. Женщина молчаливо, возможно из-за невежества, печально смотрит на безумие операции. Но они всё еще причастны к небесному, к истинной вере. Об этом говорит круглый стол цвета неба. У многих народов круг указывает на небо, а тут еще и голубой цвет — как самый верх небес вверху картины. И стол сам по себе символизирует и Небо, но и единство Церкви. И опираются на стол и женщина и монах. Но отринул богатый бюргер слово истинной веры и попал в руки шарлатана-еретика.

Если вам повезет оказаться в мадридском музее Прадо, то вы сможете увидеть » Извлечение камня глупости » в оригинале, о чём и я мечтаю.

автор статьи Лямшин Илья Николаевич

Источники:

http://www.sites.google.com/site/sonkincerdak/iskusstvo/zivopis/ieronim-bosh/izvlecenie-kamna-gluposti
http://cameralabs.org/8630-izvlechenie-kamnya-bezumiya
http://zen.yandex.ru/media/id/5b12db793dceb77c728469d2/5b15b1cf77d0e6b3a92abe8d

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector