25 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как нарисовать русскую красавицу поэтапно. Описание картины Васнецова В.М

Содержание

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Русские красавицы»

Ольга Тарасова
Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Русские красавицы»

Цели: познакомить с образом русской женщины в народном творчестве; раскрыть понятия «русская красавица» (представление о лице, умении держать и одеваться, глубоко переживать горе и радость); учить изображать женский образ, правильно передавать пропорции лица, подчеркивать размером, цветом главное в рисунке; воспитывать национальный характер; развивать творческую самостоятельность.

Материал: репродукции картин И. Аргунова «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме», В. Тропинина «Пряха», Д. Левицкого «Портрет А. Д. Левицкой», А. Венецианова «На пашне. Весна», «Жница»; отрывок из поэмы Н. Некрасова «Мороз, красный нос» (Есть женщины в русских селеньях.); схемы построения лица с вырезанными и расписанными заготовками деталей лица; лист бумаги формата А3; акварель; гуашь; пастель; палитры; кисти.

Педагог. У каждого народа свое понимание женской красоты. У нас всегда большое значение придавали лицу как выражению души и характера. Заглянуть в лицо человека – значит заглянуть в его душу. Надо отдать дань глубокого уважения русским художникам, которые сумели тонко и проникновенно рассказать о прекрасных русских женщинах. Давайте посмотрим некоторые из этих картин.

Педагог демонстрирует репродукцию картины И. Аргунова «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме».

Вглядитесь в портрет крестьянки. Она как бы излучает ровное и мягкое сияние, свет у нее в душе. В этом портрете художник стремится выразить народное понимание красоты. МЫ ничего не знаем об этой крестьянке, кто она, как сложилась ее судьба. Но всмотритесь внимательно в её облик. Что вы можете сказать о ней? Можно ли применить к этому образу выражение «русская красавица» и, если можно, почему?

Дети. У крестьянки приветливое, ласковое, доброе лицо. Она словно улыбается. Крестьянка в праздничных одеждах.

Педагог. А вы знаете, о чем может рассказать кокошник на ее голове?

Кокошник носили замужние женщины на Руси. С открытой головой ходили только девушки. Поэтому сорвать с женщины головной убор считалось серьезным оскорблением. Отсюда-то и пошло выражение «опростоволоситься», что значит – опозориться. Женщина, на которую вы смотрите, конечно же, чья-то жена, ласковая, нежная мать. МЫ не знаем ее имени, но по сей день она восхищает нас своей самобытной красотой, спокойствием и благородством.

Педагог демонстрирует галерею женских образов, созданных кистью А. Венецианова, В. Тропинина, Д. Левицкого.

Прекрасны лицом и сердцем русские женщины: девушки, жены, сестры, матери.

Работали крестьянки, не разгибая спины. Но праздничные одежды они делали, вкладывая в них настоящий талант художника.

Люди верили, что красота – добрая, оберегающая сила, поэтому женщину стремились украшать, а красоте женского костюма всегда уделялось особое внимание.

Педагог. Ребята, только что вы были внимательными зрителями, а сейчас мы побудем с вами в роли художников и попробуем создать образы русских красавиц. Представьте свою маму или сестру в старинной одежде.

Сначала давайте вспомним приемы и этапы работы с краской.

Подумайте, как вы расположите голову на листе бумаги. Если будете рисовать кокошник, то для этого потребуется особенно много места.

Педагог показывает, как рисовать вначале голову, соединить с высокой шеей, покатой линией плеч.

Сейчас мы с вами докажем, что красота достигается прежде всего через гармоничные детали и точность пропорций лица.

Будет ли красиво, если мы нашей красавице нарисуем крупный нос, широкий рот-скобку, больше уши?

Заранее вырезанные и расписанные заготовки педагог прикрепляет к нарисованному заранее лицу.

Прикрепляем теперь гармоничные детали, но глаза поднимаем высоко на лоб, нос опускаем низко, губы у самого подбородка. В чем дело? Почему лицо получается безобразным? Оказывается, и гармоничные детали не способны создать красоту лица, если они не на месте. Не забудьте, что у красавицы должен быть высокий лоб, небольшой рот, не уменьшайте расстояния между глазами. А самое главное, постарайтесь передать взгляд и вспомните о ее светлом образе, о сказочно нарядных украшениях.

Дети работают самостоятельно. Педагог при необходимости осуществляет индивидуальную помощь для решения изобразительной задачи.

В конце занятия проводятся выставка детских рисунков и их обсуждение.

«Осенний лес». Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе Рисования. Тема: «Осенний лес». (подготовительная группа) Цель: обобщить и систематизировать знании детей об осени (ранняя, золотая, поздняя).

Педагогический проект в средней группе «Русские красавицы — матрешки» Педагогический проект в средней группе «Русские красавицы – матрешки» Автор: воспитатель Жук Ольга Геннадьевна. МБОУ школа.

«Бальзамин». Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе Конспект рисования в подготовительной группе Тема: Рисование с натуры «Бальзамин». Цель: совершенствовать умения детей в определении формы.

Конспект занятия по рисованию «Русская изба» в подготовительной группе Автор: Трошина Е. С., воспитатель ГБОУ «Школа №1392 им. Д. В. Рябинкина» г. Москва, ДО (корп. №7) Тема: «Русская изба» Цели: 1) Познакомить.

Читать еще:  Айседора дункан сообщение. Айседора Дункан: гибельный алый шарф

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Перелетные птицы» Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе на тему: «Перелетные птицы» П/с: расширить представления детей о перелётных птицах,.

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Винни-Пух» Задачи: 1. Учить рисовать образ сказочного персонажа – медвежонка, передавать в рисунке его характерные особенности: круглая голова, овальной.

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Осенние листья» Задачи: Учить детей рисовать осенние листья, передавая форму и окраску. Совершенствовать изобразительную технику (смешивать акварельные.

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Осенний натюрморт» Задачи: учить рисовать натюрморт, используя силуэт вазы, наклеенный на тонированный лист бумаги, группировать предметы, учитывая цвет, размер;.

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Веточка мимозы» Цель: Учить рисовать детей ветку мимозы, используя ватные палочки. Задачи: Образовательные: -совершенствовать умение рисовать мелком широкие.

Конспект занятия кружка по музыке в подготовительной к школе группе «Русские народные инструменты» Конспект занятия кружка в подготовительной к школе группе «Русские народные инструменты» Задачи: 1. Познакомить с русскими народными музыкальными.

Иван-царевич на Сером волке. Описание картины

Краткая биография В.М. Васнецова

Виктор Михайлович Васнецов родился в 3 [15] мая 1848 года в Вятской губернии (ныне Киров) в семье священника. Учился в духовном училище, а затем и в духовной семинарии. С согласия отца покинул семинарию до её окончания и отправился в Санкт-Петербург, чтобы поступить в Императорскую Академию художеств. Васнецов выезжал за границу после окончания Академии, однако выставлять свои работы начал с 1869 года. Участвовал в экспозициях передвижников и был участником мамонтовского кружка (объедение русской интеллигенции, основанное в Риме, но получившее развитие в усадьбе мецената С.И. Мамонтова в Абрамцево).

Васнецов был членом Академии художеств, имел множество наград и привилегий, принимал участие в создании Общества возрождения художественной Руси (организация, знакомящая русский народ со своим коренным древним творчеством).

Наиболее известен Васнецов своими картинами былинно-исторической тематики: «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880), «Алёнушка» (1881), «Витязь на распутье» (1882), «Богатыри» (1881–1898), «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897).

Одна из любимейших народом картин — «Иван-царевич на Сером Волке» (1889). Сказка, всем знакомая с детства, буквально оживает на полотне Васнецова.

История создания картины В.Васнецова «Иван-царевич и Серый Волк»

Все художники по-разному готовятся к созданию своих творений. Одни долго вынашивают в голове идею, намечают план, готовят сотни эскизов — и только затем приступают к работе. Другие же действуют под влиянием чувств, интуитивно. Картина «Иван-царевич и Серый Волк» была написана согласно второму варианту.

В 1889 году Васнецов был поглощён работой во Владимирском соборе в Киеве (роспись собора заняла у художника десять лет!). Внезапно родилась идея картины, основанной на русской народной сказке про Ивана-царевича и Серого Волка. Для написания этой картины пришлось на время приостановить работу в киевском соборе — и, как результат, теперь весь мир может наслаждаться прекрасным полотном, воплощающим в себе все искренние человеческие чувства и русскую народную культуру.

Герои-беглецы

Центральные персонажи народной сказки Иван-царевич, Елена Прекрасная и Серый Волк изображены на полотне рукой мастера. Трое героев спасаются от погони, мчась на встречу судьбе через непролазный и дремучий лес.

Иван-царевич крепко обнимает Елену Прекрасную и с тревогой следит, не догоняют ли их преследователи. Его наряд ярко свидетельствует о высоком положении юноши — дорогой кафтан, красная шапка, отороченная мехом, чёрные перчатки с узором и красные сапоги с рисунком. За спиной у Царевича виден меч в ножнах — доказательство того, что молодой человек будет до последней капли крови биться за своё счастье.

В объятиях Ивана-царевича на Сером Волке едет Елена Прекрасная. Выражение лица её печально и сосредоточенно. Она опасается за свою жизнь и жизнь любимого, боится, что не удастся им убежать от своих врагов. Её руки спокойно ( и даже безвольно) лежат на коленях, демонстрируя полную отдачу своей судьбы во власть Ивана-Царевича. Она доверяет юноше, но сердце её ещё не спокойно, ведь погоня совсем рядом.

Длинные волосы Елены Прекрасной волнами ниспадают ей на плечи и развеваются по ветру от быстрой скачки. На девушке прелестное платье небесного цвета с отделкой золотом. На ножках Елены красуются золотые сапожки, а на голове — богатая шапочка с драгоценными каменьями. Нитка жемчуга украшает шею беглянки. «Моделью» образа Елены Прекрасной стала племянница художника — Наталья Мамонтова.

Главный помощник влюблённой пары изображён уставшим, но отчаянно борющимся за счастье молодых. Серый Волк бежит с колоссальной скоростью, спасаясь от погони — мощные лапы напряжены, видны все сухожилия и мускулы. Уши прижаты к голове, а язык вываливается из пасти — зверю нелегко нести на себе беглецов и стремительно нестись вперёд.

Роль пейзажа в картине «Иван-царевич на Сером Волке»

Вся природа на картине отражает опасное положение героев, страх за будущее, тревожность от происходящего и испытания, выпавшего на их долю.

Под лапами Волка пролегает болото, по бокам — вековые деревья, покрытые мхом, ель и нехоженая тропка. Кажется, что сгинут сказочные герои в этой непроглядной тьме, заплутает Серый Волк и настигнет беглецов погоня.

Но есть в пейзаже на картине и светлые стороны, доказывающие, что всё у молодых будет хорошо. Дерево в цвету и болотные кувшинки символизируют надежду, новую жизнь, счастье и любовь. Яблоня, с чьих плодов и началась история героев, своими бархатно-воздушными цветками чудесным образом «перекликается» с одеянием Елены Прекрасной, добавляя нежность картине. Благодаря сочетанию дремучего леса и цветущего дерева, могучего волка и маленьких водяных лилий, суровой тревоги Ивана-царевича и спокойной нежности Елены Прекрасной полотно словно светится изнутри, обладает истинным волшебством и дарует веру в чудо.

Читать еще:  Словарь для репа. Эдлибы: Почему и о чём кричат современные рэперы

«Путь к свету»

Мастерство Виктора Васнецова заставляет героев картины оживать перед нашими взглядами. Беглецы запечатлены в момент движения, «выхвачены» из стремительного бега. Кажется, ещё немного — и Серый Волк выпрыгнет с полотна и убежит, продолжая нести молодых людей.

В картину «Иван-царевич на Сером Волке» необходимо всматриваться, любоваться. Это не просто изображение любимых героев,знакомых с детства, а настоящая песнь русским сказаниям и былинам, отражение борьбы добра со злом и тернистый путь к счастливому будущему. Известное полотно Виктора Васнецова выставляется в Государственной Третьяковской галерее. В любой момент можно посетить картинную галерею и насладиться этой картиной и другими творениями гениального художника.

Самые известные картины Васнецова Виктора Михайловича

Русское искусство — это настоящий кладезь талантов и гениев своего дела — будь то архитектура, классическая музыка, балет или живопись. Сегодня мы остановим свой взор на творчестве великого русского живописца, иконописца и иллюстратора сказочных сюжетов — Васнецове Викторе Михайловиче.

Немного о художнике…

Родился будущий художник в маленькой деревушке под названием Лопьял в Вятской губернии в 1848 году. С детства художник видел зеленые луга и красивые, небесно-голубые озера, густой, почти волшебный лес и огромные поля желтой пшеницы, все эти волшебные пейзажи впоследствии он изобразил на своих полотнах. Заметили ли вы, что у этого живописца очень много изображений сказочных сюжетов? Это говорит о том, что Виктор Михайлович всю жизнь верил в чудеса, и любил сказки. А теперь давайте отправимся в путешествие по сказочным (и не только) сюжетам великого художника.

«Книжная лавочка» (1876)

В этой работе художник показывает нам, что в те времена необразованному крестьянину не чуждо было интересоваться литературой и наукой. Мы видим, что у книжной лавки собралось много народа, который с неподдельным интересом рассматривает книги и образа, которыми увешана лавка. А рабочий с топором на спине даже решает купить один из образов. Даже старец с внуком выбирают книгу мальцу для общего развития и, так сказать, познания науки. Таким образом Васнецов возвышает русский народ, говорит о его душевности, умению развиваться и постигать что-то новое, неизведанное, словно веря в свой народ, как идола.

«С квартиры на квартиру» (1876)

Как по мне, пожалуй, в коллекции художника эта картина является самой печальной и пессимистической. Автор любил сказки, но и видел все, что его окружает в реальности, поэтому старался через свои картины обратить на это внимание властей. Сюжет картины достаточно красноречив. Здесь мы видим, как, немолодая пара ищет не такого дорогостоящего убежища, потеряв свое уютное жилье по каким-то причинам. Серый снег и скромное убранство людей делает этот сюжет еще более удручающим и трагичным. За их спинами зимний Санкт-Петербург. О самых красивых парках Северной Столицы у most-beauty.ru есть интересная статья!

«Царь Иван Васильевич Грозный» (1879)

Благодаря данному историческому портрету Васнецова, мы именно таким себе и представляем этого первого, очень мудрого и очень грозного владыку Всея Руси — Ивана Васильевича Грозного. Портрет получился очень глубоким, живым, проникновенным и исторически достоверным, ведь историки и искусствоведы подтвердили, что наряд царя выполнен с педантичной точностью того времени. В этом и весь Васнецов, он всегда рисовал исторически точные картины, ничего не додумывая, что нельзя сказать о его сказочных сюжетах. Вот тут-то он давал ход своей бурной фантазии.

«После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880)

Эту историческую битву мы знаем еще со школьной скамьи благодаря «Повести временных лет» и Нестору Летописцу, который записал исторический ход тех древних событий в своей летописи, слух о которых дошел и до нас. Любитель русской живописи и фольклора Виктор Васнецов не смог обойти эту тему, ведь защищая свою территорию и честь, богатыри не боялись ни мощного врага грозного войска половского, ни смерти, что не может не восхищать современного человека. Именно смерть является главным сюжетом картины. Автор возвышает ее в глазах зрителя тем самым говоря о том, что умереть, защищая свою Родину, детей и жен — это настоящая честь и гордость.

«Ковер-самолет» (1880)

Все мы в детстве мечтали попасть в сказку, прокатиться на ковре-самолете, да отведать лакомый кусочек из скатерти-самобранки. Ведь в этом волшебном мире сбываются все заветные желания, чего не скажешь о суровой реальности, где часто всё так мрачно и непредсказуемо. Именно эту мысль хотел донести нам, художник, когда создавал свою очередную сказочную картину под названием «Ковер-самолет». На красивом ковре-самолете над рекою летит Иван-богатырь, да не один, а с жар-птицей, подаренной ему Бабой Ягой. Он спокоен и уверен в себе, ждут его новые приключения, а ведь в сказке по-другому нельзя.

«Алёнушка» (1881)

Самое интересное это то, что изначально Васнецов написал картину об обычной деревенской девушке по имени Аленушка, которую он увидел однажды и решил изобразить у озера в Ахтырке. Ее печаль и боль так ошарашила мастера кисти, что он запомнил ее и написал. А люди уже сами отнесли этот сюжет к сказке думая о том, что это сестрица Аленушка печалится о своем братце Иванушке, лежащем на дне озера.

«Крещение Князя Владимира» (1893)

Это историческое событие в становлении современной России, а тогда еще Киевской Руси, автор пропустить просто не смог. Ведь с крещением князя Владимира на наших землях появилось и закрепилось христианство. Тема религии очень близка автору работы, ведь его отец был священнослужителем. Царь решил первым принять крещение и показать своим подданным пример. Этот момент крещения и запечатлел Виктор Васнецов, разумеется перед этим он много читал и проштудировал летопись «Повесть временных лет». Хотя, когда смотришь на полотно, кажется, что он лично присутствовал на этом таинстве — так правдоподобно и живо все нарисовано.

Читать еще:  Каким известным приемам сатирического изображения. Сатирическое произведение

«Палата царя Берендея» (1885)

Эти царские хоромы Вам ничего не напоминают? Да-да, очень похоже на искусный терем царя Гвидона в знаменитой «Сказке о царе Салтане» Александра Сергеевича Пушкина. Дело в том, что Виктор Васнецов был еще очень умелым, талантливым декоратором и после очередной работы над декорациями ему в голову пришла эта картина. Его работа вышла очень яркой и красочной. А еще она очень хорошо рассказывает о развитии зодчества в Киевской Руси.

«Иван-царевич на Сером Волке» (1889)

Сюжет этой картины знаком каждому ребенку, ведь это один из эпизодов русской народной сказки «Иван царевич и серый волк», в котором Иван царевич и Елена Прекрасная верхом на волке спасаются от погони. Мастер кисти обожал русский народный фольклор. Особенно сказки, поэтому картин с изображением сказочных сюжетов у него очень много, и именно его сказочные иллюстрации вошли во многие литературные издания.

«Песнь радости и печали» (Сирин и Алконост) 1896

Очень часто художник обращался к древнеславянской языческой тематике, которой интересовался и, по-моему, даже в нее верил. Вот к ней и относится это замечательное творение. Из давних времен мы знаем о двух силах, вечно противостоящих друг другу, и имя им: добро (Алконост) и зло (Сирин). Именно их изобразил автор на своем полотне в виде двух красивых и немного мистических полуптиц с человеческими головами разной окраски, белая — это добро, а черная — зло. Они сидят на ветвях одного дерева и поют свои замечательные песни. Алконост утверждает о вечном Рае, а вот Сирин наоборот говорит, что Рай утрачен и всех ждет вечная тьма, а кому из них верить каждый выбирает сам. А я все же соглашусь с белой птицей, Рай — он таки существует…

«Богатыри» (1898)

Я помню эту историческую и как мне раньше казалось сказочную картину с детства, ведь она висела в прихожей моей бабули и думаю еще в огромном количестве домов и квартир. Кто же не знает легендарных богатырей русских: Илью Муромца, Алешку Поповича и Добрыню, которые на своих скакунах верных выехали в поле осмотреть свои владения, и поглядеть нет ли рядом врага нечестивого, и не нуждается ли люд добрый в их помощи. Очень красивая картина, которую Васнецов писал целых двадцать лет, а в данное время ее можно увидеть в Москве в Третьяковской галерее.

«Снегурочка» (1899)

Картина Виктора Васнецова «Снегурочка», несмотря на внешнюю зимнюю суровость, пронизана сказочным теплом и волшебством. Невольно вспоминаешь рождественские вечера и бабушкины сказки у камина. На полотне изображена Снегурочка, робко бредущая по ночному лесу. Она кажется испуганной и осторожной. Деревья и все, на что ни глянь, усеяны белоснежным снегом. Лес таинственный и молчаливый. Что ждет ее впереди она не знает, но недоброе предчувствие отображается на ее лице. Сказочный сюжет таит в себе вполне реалистичный подтекст — ощущение неизбежной беды. Но остается надеяться, что и эта сказка с добрым концом.

«Гусляры» (1899)

На этом полотне мы видим трех мужей в белых рубахах, сидящих на лавке где-то в тереме, поющих песни и искусно перебирающих свои гусли. Здесь автор рассказывает и показывает нам историю русской музыки, ведь гусляров очень любили и уважали в древней Руси. Васнецов любил свою Родину и свой народ, и по этой причине в каждой работе пытался показать всю необъятную, безграничную красоту, и самобытность русской культуры, а также тяжелую жизнь простых крестьян.

«Прощание Олега с конем» (1899)

Эта работа создана как иллюстрация к известному нам по школьной программе стиху Пушкина. Узнав от волхва о том, что смерть ему принесет верный конь Олег решает с ним расстаться, именно это горькое прощание родных душ изобразил Васнецов. Очень трогательное и душевное зрелище — воин в кольчуге и с мечем на боку прильнул к коню со слезами на глазах, а конь белогривый, словно чувствуя разлуку, нагнул свою голову и загрустил вместе с хозяином. Как всегда, картины Васнецова очень красочны, глубоки и точны. Смотреть на них — одно удовольствие.

К слову, на нашем сайте most-beauty.ru Вы можете посмотреть на фото самых красивых пород лошадей в мире.

«Царевна-лягушка» (1918)

На картине этой изображена никто иная, как сама Василиса Премудрая. Она же и есть заколдованная царевна-лягушка, которая демонстрирует батюшке-царю свои волшебные возможности. Эта чудесная картина является иллюстрацией к сказке А.С. Пушкина «Царевна-лягушка» и выполнена она очень умело. Глядя на это изображение, все мы знаем, что произойдет дальше. Прекрасная девушка в изумрудном платье, извиваясь в танце, махнет левой рукой и сотворит озеро, а когда взмахнет правой, на озере появятся два прелестных белых лебедя. Жаль, что мы не видим лицо Василисы, а только ее грациозный стан и шикарные густые волосы, но по лицам гусляров и их подтанцовывающим движениям можно понять, что они восхищаются ее красотой. На картине также изображен быт, яства и музыкальные инструменты, характерные данному периоду.

В заключение

Виктор Михайлович Васнецов один из самых любимых моих русских художников, думаю и не только. Наверное, потому, что его картины известны мне с детства, ведь очень много он рисовал сказочных сюжетов. Благодаря ему русская живопись обрела новый виток и это — иллюстрация. Качественная, красивая и очень сказочная. Художник каким-то волшебным образом заставляет зрителя оказаться среди его сюжетов и проникнуться теми давними событиями.

Источники:

http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-po-risovaniyu-v-podgotovitelnoi-grupe-ruskie-krasavicy.html
http://rosuchebnik.ru/material/ivan-tsarevich-na-serom-volke-opisanie-kartiny/
http://most-beauty.ru/drugoe/samye-izvestnye-kartiny-vasnetsova.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector