Как нарисовать сливу карандашом поэтапно для начинающих. Китайская живопись го хуа
Китайская живопись Гохуа
Китайская живопись обозначается термином Гохуа 国画, что буквально обозначает «живопись [нашей] страны».
Гу Кайчжи. Наставница поучает придворных дам
Китайская живопись появилась в глубокой древности, и дата ее возникновения, благодаря новым археологическим находкам, отодвигается все дальше вглубь веков. Китайская живопись гохуа с точки зрения европейца довольно необычна и даже загадочна. Она разительно отличается от европейской живописи. Причем это различие присутствует буквально во всем, в материалах, технике исполнения и в инструментах.
Традиционная живопись Китая символична и иносказательна. Если мы привыкли рассматривать картины европейских мастеров, то работы китайских мастеров надо читать и понимать. Тем более, что в Китае живопись и каллиграфия очень близки. В Китае любой художник это каллиграф, а любой каллиграф это художник. И там, и там используется одинаковый линейный способ письма, одинаковые материалы и инструменты: кисть, мягкая пористая бумага из бамбукового или конопляного волокна, тушь и минеральные и растительные краски типа акварели.
Рыбак. Китай, ок. 1350. Тушь, бумага. Художник – У Чжэнь (1280–1354). Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Отличительные черты китайской живописи от европейской это то, что здесь не используются объемы, формы, перспектива в привычном для нас понимании, игра теней, не соблюдение пропорций, да и цвета здесь не такие выразительные. Традиционная китайская живопись это в основном монохром и рисунки создаются с помощью линейного рисунка. Еще одно важное отличие китайской живописи от европейской это то, что китайские мастера все свои картины пишут без предварительных эскизов.
Старые деревья, ровная даль. Китай, ок. 1080. Художник – Го Си (ок. 1020–1090). Тушь, цветные краски, шелк. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Интересно то, что в китайской живописи отсутствует натюрморт, по крайней мере, в привычном для нас понимании. Неподвижные предметы с точки зрения китайцев оторваны от действительности и мертвы. В картине обязательно должна присутствовать динамика жизни и времени. Если художник изображал камни или фрукты, то рядом с камнем всегда присутствовало растение, причем фрукты всегда изображаются на ветке.
Лошадь «Молния в ночи». Фрагмент. Китай, ок. 750. Тушь, бумага. Длина живописного поля – 34 см, ширина – 30.8 см. Приписывается художнику Хань Гану (ок. 706–783). Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Мастера живописи в Китае используют кисти разных размеров, от очень тонких, до очень толстых. Штрих может быть легким, как осенний лист, или мощным, как тигр. Для китайской живописи характерно лаконичность, ясная композиция, а также выразительные и ритмичные контуры и конечно же плоскостное исполнение без светотеней. Ещё одной необычной особенностью является пометка картин печатью мастера, которая заменяет личную подпись.
Творения замечательных китайских художников зачастую содержат в себе глубокую философскую концепцию. Китайский художник и теоретик живописи V века Се Хэ в своем трактате «Заметки о категориях старинной живописи» («Гухуа пиньлу») сформулировал шесть законов живописи, шесть основных художественных принципов, которые должны принять к сведению мастера.Так вот первый принцип это «одухотворенный ритм живого движения». То есть, прежде всего, важно передать сущность увиденного, а не внешнее сходство.
Изысканное собрание в абрикосовом саду. Фрагмент. Китай, ок. 1437. Художник – Се Хуань (1377–1452). Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Жанры в китайской живописи это, прежде всего пейзаж (горы и водоемы), а так же изображение цветов и птиц, портрет и анималистический жанр.
Китайские художники стремились передать сущность предметов. Поэтому им были чужды натурализм, стремление к внешнему сходству. Они старались передать лирическое переживание, настроение, возникающее от общения с природой, призывая слиться с ней, постигнуть ее тайны.
Зяблики и бамбук. Китай, XII в. Художник – император Хуэй-цзун (1082–1135). Тушь, цветные краски, шелк. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Стили китайской живописи
В традиционной китайской живописи существует два стиля это гунби и се-и.
Гунби
Гунби — «техника прилежной кисти», «техника тонкой кисти». В отличие от се-и техника гунби предполагает реалистичность и высокую детализацию предмета, прописывание мелких деталей.
Весеннее утро в Ханьском дворце. Фрагмент. XVI в. Художник – Цю Ин (ок. 1494–1552). Музей императорского дворца, Тайбэй
Именно в этом стиле работали художники, оформлявшие росписью интерьеры дворцовых покоев императорских семей и знати. Скажем больше, художники, работавшие на службе у императора, просто обязаны были владеть стилем гунби.
Особенности присущие стилю гунби:
- Детализация предмета, контурная техника
- Усиление контраста путем послойного наложения цвета
- Изысканное изображение предметов
Самые известные художники стиля гунби:
Ян Либянь (ок. 600-673) — известный художник династии Тан. Больше всего любил изображать сюжеты из даосских и буддистских притч.
Чжан Сюань (713-755) — теоретик и историк живописиЧжан Яньюань(IXв.) охарактеризовал его лишь одним предложением: «Чжан Сюань любил рисовать женщин и детей».При жизни не пользовался большой известностью. Но имя мастера часто упоминалось в позднейших дискуссиях о танской живописи
Чжоу Фан (ок. 730-800) — китайский художник периодаТан. Мастер ушёл далеко в своём стиле, посвятил своё искусство портретированию богатых и знатных людей.
Гу Хучжон (937-975)
Император Хуэй Чжун (1082-1135)
Тан Инь (1470-1524)
Цю Ин (1494-1552) — не был придворным художником, это самородок, который добился художественных достижений упорным трудом.
Чэнь Хуншоу (1598-1652) — поэт, художник, каллиграф. Его работы отличались экзотичностью, легкостью и свободным стилем.
Стиль китайской живописи се-и (寫意) это передача идеи и чувств художника. Этот стиль предполагает свободную манеру письма. Здесь главное не внешнее сходство, а свое особое видение, душевное настроение мастера, сущность объекта. Именно здесь художник творит под влиянием сиюминутного настроения, по наитию. Копировать такие картины очень трудно, скорее не возможно.
В этом стиле нет четких линий, нет детализации. Стилю Се-и присущи широкие, свободные мазки широкой кистью. Недаром этот стиль называют «грубая кисть».
Картины писались тушью в черно-белых тонах и не выглядели так нарядно как произведения в стиле гунби, но зато они более искренни. В более позднем периоде китайской живописи преобладали произведения мастеров, работавших в стиле се-и.
Один из самых известных художников традиционной китайской живописи мастер Чжан Дацянь говорил, что се-и это передача духа предмета и его внутренней сущности.
Китайская живопись в настоящее время
В наши дни живопись гохуа значительно расширила свой диапазон и вышла за узкие рамки традиционных тематик, следуя новому времени. Современные мастера художественной кисти наполняют свои полотна, исполненные в стиле гохуа, новым смыслом, живым духом современности.
Колоссальные изменения в политической системе Китая в конце двадцатого столетия, привели грандиозным переменам и в культурной жизни. Новое поколение китайских художников, свободно мыслящих и критически смотрящих на вещи, создало новую китайскую живопись. Благодаря смелым экспериментам с разными стилями, сблизились два мира искусств — Западный и Восточный.
Китайская традиционная живопись является огромным вкладом в художественную культуру всего человечества.
Традиционная китайская живопись в России
Сравнительно недавно в России никто толком и не знал ничего о китайской живописи. Зато сейчас множество людей с увлечением занимаются этим видом искусства. Живопись Гохуа подкупает своим «дружелюбием» к новичкам, своей простотой в освоении, своей необычностью и конечно своей таинственностью и загадочностью. Особенно легко освоение китайской живописи дается детям. Для них это очень интересный и увлекательный процесс.
Сегодня в нашей стране есть много замечательных, известных мастеров китайской живописи, которые прочно стоят на одной ступеньке с китайскими художниками.
Как нарисовать пион поэтапно в стиле китайской живописи гохуа се-и. Видео
Здесь сразу четыре моих любимейших урока о том, как научиться рисовать пионы в стиле китайской живописи пошагово.
В первом уроке известный китайский художник Цюй Циньгуо (崔庆国) рассказывает о том, как нарисовать бутоны, полураскрывшиеся цветки пиона. Кроме того он показывает как нарисовать ножку и цветоложе, то есть как обрамить бутоны и цветы.
Во втором видео вы увидите как нарисовать роскошные пионы гохуа, причем разных оттенков — голубого, белого и красного.
Ну а в третьем видео мы научимся рисовать тычинки и пестик.
В четвертом же вы сможете научиться рисовать листья пионов в разных вариациях. Таким образом у вас будет полный набор знаний и умений, чтобы нарисовать красивые пионы в стиле китайской живописи стиля се-и.
Учимся рисовать бутоны пиона
Как нарисовать цветы пиона
Рисуем тычинки и пестики
Финальный аккорд — учимся рисовать листья пиона в стиле китайской живописи
Вам также могут быть интересны эти статьи:
Комментарии к записи Как нарисовать пион поэтапно в стиле китайской живописи гохуа се-и. Видео отключены
Китайская живопись: Урок. Слива Мэй
Приглашаем всех в страну чудес — Китай. Теперь и мы приобщимся к великой китайской культуре с помощью Андрея Щербакова, преподавателя живописи у-син.
На уроке мы будем рисовать крайне известный и глубокий символ дальневосточной живописи — цветущую ветку сливы Мэй. Мы окунемся в мир китайских гор, прочувствуем первозданную чистоту природы, силу и стойкость всего живого. Зарядимся энергией любви и красоты, и станем совершенней.
Розовые цветы, выглядывающие из-под снега, выглядят для нас экзотично. Это символ весны и рождения всего живого. По легенде, под сливовым деревом родился философ Лао-Цзы. Много стихов сложено о прекрасной сливе Мэй, много картин написано. Стилю изображения сливы Мэй сегодня более 1000 лет.
Итак, рисуем сливу Мэй — символ чистоты и стойкости, великой тяги к жизни.
Сюжет этот не простой, но и не сложный. В любом случае — лучше подготовиться к занятию, для чего следует изучить следующие материалы.
Давайте пропитаемся эстетикой образа — немного о символике и поэтике образа: https://usinart.ru/sliva-mej-pod-snegom/
Материалы к занятию:
— Тушь китайская чёрная (или гуашь чёрная сажа газовая)
-Красная краска всех доступным Вам оттенков можно и гуашь и акварель и т.д.
-Бумага. Можно брать любую акварельную и даже обычную для принтера. Желательно брать бумагу писчую. Берите много бумаги. Если есть китайская бумага сюань, то вообще хорошо.
-Кисти – лучше китайские из волка, но если нет, то тогда белочка тоже подойдёт.
Стоимость записи:
300 рублей
Запись урока придет к Вам на почту. Если вы не видите ссылку, посмотрите папку «Спам» и прочие папки Вашей почты. В случае любых проблем, вопросов пишите на адрес risuy.info@gmail.com
Примечание: урок состоялся 12 декабря 2014 года
Материалы для изучения перед уроком
Можно рисовать сливу Мэй и без кистей.
А теперь давайте просмотрим несколько видео уроков Щербакова Андрея о том как рисовать сливу Мэй. Это нас подготовит к семинару.
Часть 1. Как рисовать цветы Сливы Мэй
Часть 2. Веточка сливы Мэй
Часть 3. Цветы и ветки сливы Мэй
Часть 4. Слива Мэй целиком
Часть 5. Слива Мэй под снегом
Часть 6. Как рисовать сливу мэй со светилом
А теперь — музыка!
Слева включение, справа громкость.
Партнер мероприятия — магазин товаров для художников АРТ-КВАРТАЛ
Поделиться “Китайская живопись: Урок. Слива Мэй”
Источники:
https://dveimperii.ru/articles/kitaiskaya-zhivopis-gohua
https://magic-orient.ru/kak-narisovat-pion-poetapno-v-stile-kitayskoy-zhivopisi-gohua-se-i-video/
https://risuy.info/archives/2510