Как научиться играть на ударных с нуля. Постановка рук и координации движений
Как научиться играть на ударных с нуля. Постановка рук и координации движений
Если вы еще не догадались, то читать эти обозначения следует так:
ПР = правая рука
ЛР = левая рука
ПН = правая нога
ЛН = левая нога
Применение пятнадцати шагов
Для примера применим метод 15-ти шагов к базовому упражнению на четырехстороннюю координацию (см. начало статьи). Итак, правая нога играет четверти, левая – восьмые, левая рука – восьмые триоли, правая рука – шестнадцатые. Вот как к этому упражнению применяют метод 15-ти шагов:
Чтобы эта “матрица” из 15 строк сработала эффективно, нужно тренироваться по каждой строчке непрерывно до тех пор, пока она не будет выходить легко. Только после этого следует переходить к следующей строчке. Путем тренировки всех 15-ти комбинаций вы без особого труда должны подчинить себе любую партию ударных, требующую четырехсторонней координации.
Попробуйте применить метод 15-ти шагов к первой же проблемной партии, которая вам попадется, и вы увидите, насколько этот метод действительно эффективен.
Еще я настоятельно рекомендую для дальнейшего изучения координации следующие книги: Advanced Techniques for the Modern Drummer by Jim Chapin, 4-Way Coordination by Marvin Dalgren и Extreme Interdependence by Marco Minnemann.
Четырехсторонняя координация? Легко!
Как тренироваться перед тем, как сесть за барабаны
Каждый (нормальный) барабанщик должен иметь хорошую четырехстороннюю координацию. Не зависимо от того, вы профессионал с некоторыми проблемами либо вы только учитесь играть, самые эффективные упражнения на координацию не имеют ничего общего с ударной установкой.
Лишь некоторые из нас оказались счастливчиками, родившись амбидекстрами, то есть владеющими одинаково хорошо обеими руками. Большинство из нас праворукие и правоногие или, реже, леворукие и левоногие. Некоторые из нас праворукие, но левоногие, и наоборот. Но в любом случае, к каким бы конечностям вы ни были предрасположены, амбидекстрии не так уж и трудно научиться – при помощи нескольких простых приемов. Следующие упражнения можно выполнять где угодно, и барабаны для них не нужны.
Всего лишь вести себя неестественно
Если вы от рождения правша, пользуйтесь левой рукой, а если левша – правой. Для чего? Практически для всего, что вы обычно делаете своей “основной” рукой. “Слабой” рукой я бы не рекомендовал, разве что, бриться или фехтовать холодным оружием. Начните с простого и безопасного: открывайте двери, кушайте яблоко, очистите банан “слабой” рукой. Играйте в карты, держа колоду “не в той” руке. Попробуйте также писáть “слабой” рукой, но не ожидайте, что кто-нибудь сможет это прочесть (по крайней мере, поначалу). Попробуйте бросать теннисный мячик “слабой” рукой, играть ею в орлянку, в теннис или кегельбан (только не на деньги :).
Переучите свой мозг
Не теряйте присутствия духа, когда пытаетесь воспользоваться “слабой” рукой вместо “сильной”. Для любой руки развитие хорошей координации занимает время. Если вы тренируетесь регулярно, вы должны почувствовать разницу через пару недель. Чем больше практики, тем легче становится. Контуры между вашим мозгом и мускулами “сильной” руки формировались, начиная с вашего раннего детства. Теперь вам нужно только переучить мозг, развивая новые контуры нервных сигналов между мозгом и “слабой” рукой.
Не забудьте про ноги
Развивая “слабую” руку, не пренебрегайте и “слабой” ногой. Тренируйтесь, ударяя по футбольному мячу “слабой” ногой или прыгая на ней (кстати, помимо роста как барабанщика, вы вырастете и в плане боевых искусств). Если вы обычно надеваете туфли с правой ноги, начните надевать с левой. Не рекомендую делать ничего опасного вроде вождения автомобиля с использованием “слабой” ноги, но стоит вам только подумать, и вы найдете тысячу вполне безопасных занятий, которые можно превратить в тренировки. И снова – не теряйте присутствия духа. Переучивание мозга занимает время.
Готовы к барабанам?
Чем больше вы тренируетесь, переучивая свой мозг при помощи упражнений, описанных выше, тем легче вам будет развить четырехстороннюю координацию на ударной установке. Далее вы найдете несколько полезных приемов и упражнений по координации для ударной установки.
Упражнения для ударной установки
Посмотрите на первое упражнение в таблице. Если вы не в состоянии сыграть его, примените метод 15-ти шагов, который я объяснил выше. Это поможет решить проблемы четырехсторонней координации.
Как вы уже заметили, упражнения записаны знакомыми вам буквами R (правая рука или нога) и L (левая рука или нога). Во время тренировок играйте все упражнения так, чтобы каждая нота соответствовала четверти при размере 4/4. Таким образом, в каждом упражнении получаем четыре такта.
Как научиться играть на ударных с нуля. Постановка рук и координации движений
Постановка игрового аппарата
Необходимым условием успешного обучения игре на ударной установке является преодоление излишнего мышечного напряжения. Учитывая комплексный характер технических задач (техника игры руками, техника ног, взаимодействие рук и ног), вопросы постановки игрового аппарата необходимо рассмотреть более подробно.
Существует ёмкое определение техники – это скорость плюс аккуратность игры. Обучение каждого барабанщика, с целью достижения этих качеств, начинается с освоения базовых элементов техники, в которые входят:
Надо отметить, что для достижения лучших результатов в отработке техники необходимо проконсультироваться у опытного педагога. Также, в плане постановки рук, можно порекомендовать видеошколы Дейва Вейкла «Back To Basics», «Evolution».
Рассмотрим вкратце вышеперечисленные элементы техники.
В настоящее время в мировой и отечественной практике используются два вида постановки рук:Фотографии 3 и 4 демонстрируют правильный вариант постановки. Обратите внимание, палочка зажата между большим указательным и средним пальцами, образующими точку опоры («замок»), и оставшиеся два пальца не сжимают палочку, а лишь поддерживают ее снизу.
Место на палочке, в котором нужно её держать большим и указательным пальцами, определяется так: возьмите палочку этими пальцами, затем уберите большой палец и дайте ударной части палочки свободно упасть на барабан. Затем повторите эту процедуру, перемещая захват по палочке. Наиболее «живой» отскок укажет вам нужное место для «замка». Следует заметить, что эта точка не совпадает с центром равновесия палочки.Между большим и указательным пальцами должно быть небольшое расстояние (фото 5). Не нужно прижимать большой палец к ладони.
Подушечки среднего и безымянного пальцев (а в большинстве случаев и мизинца) не должны отрываться от палочки. Исключение составляют упражнения, играющиеся только «в замке».
Параллельная постановка рук подробно рассмотрена в многочисленных школах и учебных пособиях, изданных как у нас в стране, так и за рубежом. В связи с этим, считаю целесообразным, подробнее остановиться на основных моментах, связанных с параллельной постановкой.
традиционная, классическая постановка, (фото 1) берет свое начало от военных оркестров. Характерной чертой ее является специфическое положение левой руки, связанное с наклонным положением малого барабана; параллельная постановка рук, (фото 2) получила широкое распространение в наше время. Отличительной чертой этого способа игры является принцип одинакового (параллельного) удерживания барабанных палочек как правой, так и левой рукой. На мой взгляд, параллельная постановка рук имеет ряд преимуществ. Во-первых, унифицируется способ игры как на звуковысотных ударных инструментах (ксилофоне, вибрафоне, литаврах и др.), так и на установке. Во-вторых, целый ряд приемов игры на большом комплекте ударной установки удобнее исполнять в параллельной постановке рук. Многие выдающиеся барабанщики в одинаковой степени владеют и той и другой постановкой рук, что существенно расширяет их исполнительские возможности.
Следует заметить, что эта точка не совпадает с центром равновесия палочки.Между большим и указательным пальцами должно быть небольшое расстояние (фото 5). Не нужно прижимать большой палец к ладони.
Подушечки среднего и безымянного пальцев (а в большинстве случаев и мизинца) не должны отрываться от палочки. Исключение составляют упражнения, играющиеся только «в замке».
Параллельная постановка рук подробно рассмотрена в многочисленных школах и учебных пособиях, изданных как у нас в стране, так и за рубежом. В связи с этим, считаю целесообразным, подробнее остановиться на основных моментах, связанных с параллельной постановкой.
Палочка может двигаться гораздо быстрее;
Легко достигается естественный отскок;
Пальцы, поддерживающие палочку, активно участвуют в ударе, контролируют скорость и амплитуду движения палочки; Мышцы запястья практически не устают.
Большой палец лежит на палочке параллельно ей, не «съезжая» вбок.
Барабанные палочки в обеих руках держатся совершенно одинаково, большим, указательным и средним пальцами, и являются как бы продолжением руки. При этом следует иметь в виду, что барабанная палочка фиксируется между первой и второй фалангами среднего пальца, слегка прижимается «подушечкой» большого пальца, а остальные пальцы в полусогнутом положении свободно располагаются вдоль палочки. Плечи и локти исполнителя находятся в свободном положении, не прижимаются к туловищу, но и не разводятся широко в стороны. Предплечье и кисть как бы образуют прямой угол по отношению к свободно висящему локтю. При игре необходимо обращать серьезное внимание на раскрепощенность движений, не допускать зажатости мышц. Следует также иметь в виду, что крупная техника и мощное звучание достигаются за счет большой амплитуды подъема рук (плечо, предплечье, кисть), а более мелкая техника и изящное звучание достигаются в основном, за счет кисти и пальцев.
Техника игры ногами на ударной установке (большой барабан, хай-хэт, 2 больших барабана, 2 хай-хэта) значительно усложнилась и разнообразилась с развитием новых жанровых направлений, таких, как рок, джаз-рок, фанк-рок и др. В связи с этим роль большого барабана и хай-хэта в контексте темброво-ритмической фактуры значительно возросла. Появились новые технические приемы игры ногами, такие как «пятка – носок», «качающаяся ступня», для исполнения которых требуется специальная подготовительная работа.
При игре на ударной установке необходимо, чтобы корпус исполнителя был прямым, свободным, без большой опоры на ноги.
Важно понимать, что занимаясь на ударной установке, прежде всего, тренируется мозг, а затем уже руки и ноги. Осознанной и вдохновенной ваша игра может стать только при активной работе сознания.
Настоятельно рекомендую всем учащимся записывать в специальный блокнот свои удачные мысли, а также исполнительские особенности выдающихся мастеров. Это поможет постепенно собрать «банк» идей, найти собственную концепцию игры, более углубленно изучить и познать бесконечный мир музыки.
Как научиться круто играть на барабанах с нуля?
Две главные составляющие музыки – это мелодия и ритм. За последний в “живых” группах отвечают барабанщики (или ударники). Барабаны и бас составляют ритм-секцию коллектива. В отличие от той же бас гитары, их отчетливо слышно в любом миксе. Без барабанов музыка звучит скучно и блекло – ритм придает песням динамику и выразительность.
Вместе с гитарой и басом, барабаны составляют классическое трио инструментов, без которых не обходится ни одна группа. Поэтому, количество желающих научиться игре на ударных предостаточно. Но позволить себе купить ударную установку могут не все. Виной тому их немалая стоимость и традиционная “любовь к музыке” соседей новоиспеченного ударника. Кроме того, учиться играть на ударных трудно, больно и сильно изматывает. При неправильном подходе, путь от зеленого новичка до властелина ритма займет годы. Поэтому разберемся, как быстро научиться играть на барабанах с нуля и без самих барабанов.
Знакомство с барабанами
Для начала нужно познакомиться с инструментом. Лучше сделать это лично: посидеть, потрогать, постучать. Но если такой возможности нет, то на первое время будет достаточно и заочного знакомства.
Когда новичок смотрит на ударную установку (она еще называется “кухня”), то видит две вещи: барабаны и тарелки. Это и есть главные элементы, из которых состоит барабанная установка.
Барабаны делят на три вида:
- Бас-бочка. По ней играют специальной колотушкой, которая приводится в движение педалью. Бочка нужна, чтобы издавать глухой низкий звук. Бас-бочка – это “бум”.
- Малый барабан. Еще он называется рабочим. Яркий и сочный “тыщ”, который слышно на записях – на его совести.
- Том-томы. Эти барабаны нужны для дополнительного заполнения и украшения ритмического рисунка. Классический вариант включает в себя три тома: два подвесных и один напольный.
Видов тарелок несравнимо больше. Но начинающему барабанщику достаточно знать о четырех: хай-хете, райде, крэше и сплэше. Главная тарелка – это хай-хет. Он представляет собой набор из двух тарелок, закрепленных на отдельной стойке с педалью. Хет выполняет роль метронома – по нему отстукивают основной ритм. Похожую роль играет и райд. А остальные тарелки нужны для расстановки акцентов.
Главная рекомендация новичку – постараться пощупать барабаны и тарелки самому. Так будет проще понять, что как звучит.
Постановка рук и координации движений
Парадоксально, но на первых порах барабаны новичку не понадобятся. Первостепенная задача ученика – поставить руки и развить координацию движений между конечностями. Для этих целей нужно регулярно выполнять базовые упражнения. Отработайте правильную посадку, отбивайте ритм по коленям или по пэду – специальной резиновой тарелке, которая имитирует малый барабан. Поможет тут следующее упражнение:
- Начните отбивать правой рукой простой ритм “четыре четверти”. Для этого просто считайте “раз-два-три-четыре” и делайте по удару на каждый счет.
- Затем начните отбивать восьмые ноты: “раз-и-два-и-три-и-четыре”. Удары так же идут на каждый счет.
- Добавьте удар левой рукой на каждую слабую долю. Слабые доли приходятся на “два” и “четыре”.
- Затем, добавьте удар по воображаемой бочке на каждую сильную долю. Сильные доли – “один” и “три”.
Упражняйтесь так до тех пор, пока движения не отработаются до автоматизма. Как только эту случится, можете принимать поздравления – вы освоили простейший ритмический рисунок. А это важный шаг на пути к званию современного Бадди Рича.
Выполнять такие упражнения на развитие чувства ритма и координации – критически важно для новичка. Они помогут заложить основы техники, которую потом предстоит оттачивать в занятиях на настоящей установке. Кроме того, знание основ поможет не потеряться в момент, когда вы наконец получите доступ к вожделенной “кухне”.
Кроме того, важно обзавестись метрономом и подходящими палочками. Насчет метронома вопросов не возникает, а вот выбору палочек можно посвятить отдельную статью. Тем не менее, осветим главные моменты:
Подберите палочки подходящего размера. Новичкам рекомендуют отталкиваться от размера 5А. Но это не правило, и если держать палочки другой длины и толщины удобнее – берите их.
Покупайте качественные изделия. Не экономьте – плохие палочки ограничивают в технике, быстро ломаются, а самые дешевые экземпляры станут причиной появления заноз.
Практика
Самый простой ответ на вопрос “как быстро научиться играть на барабанах с нуля” – пойти к преподавателю. Это решение сэкономит кучу времени и нервов. Грамотный преподаватель поможет новичку освоить азы техники, укажет на огрехи и ошибки.
Если к позаниматься с преподавателем не получится, нужно наладить правильный подход к занятиям. Речь здесь пойдет о практике на настоящей ударной установке, но эти рекомендации применимы и к занятиям с пэдом.
Играйте под метроном. Для ударника метроном незаменим. Как бы хорошо барабанщик не чувствовал ритм, риск “поплыть” при игре остается.
Посвящайте время отработке базовых элементов. Даже профессиональным музыкантам нужно возвращаться к азам. Следите за собой и за своей техникой. Огрехи в технике выливаются в зажатость, потерю скорости, усталость и ошибки в игре. Для прогресса важны и посадка, и хват палочек, и сила удара.
Разминка обязательна. Чтобы разогреть конечности, начинайте практическую сессию с отработке простых ритмов, вроде того, что разобран выше. Начинайте в комфортном темпе и постепенно ускоряйтесь. Кроме того, можно усложнять упражнение, добавляя удары по разным тарелкам или томам.
Развивайте координацию. При игре на ударных задействованы все конечности и важно добиться их независимости. Для этого добавьте к базовым упражнениям открытие и закрытие хай-хета левой ногой.
Не гонитесь за скоростью. Если в выбранном темпе играть не комфортно (чувствуется усталость или зажатость мышц), уменьшите темп метронома. С развитием техники скорость придет сама.
Как научиться играть на барабанах руками
Ударные инструменты не ограничиваются барабанными установками. Кроме самих барабанов, к ним относят и перкуссию. Это ударные инструменты, которые отличаются по конструкции от классических барабанов: дарбуки, джембе, бонго, тамбурины и другие. Ответ на вопрос, как научиться играть на таких барабанах руками один – играть. Принципы игры на перкуссионных инструментах такие же. Единственное отличие – звук извлекается не палочками, а руками и зависит от места, по которому бьет исполнитель.
Источники:
https://drummsbus.blogspot.com/2015/12/razvitie-koordinacii.html
https://drumschool.ru/lessons/lesson2/
https://msk.spbsht.ru/kak-nauchitsya-kruto-igrat-na-barabanakh-s-nulya