16 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как называют чувашей. Вирьял (чувашские марийцы или марийские чуваши)

Произошли ли чуваши от марийцев

Откуда появились чуваши, доподлинно неизвестно, их история, как и история других народностей уходит корнями в тёмные века, когда народы переселялись с континента на континент, возникали и падали могучие империи.

У каждого народа есть свои истории о прохождении от великих предков, которые маститые ученые называют фолк-стори. Такие истории всегда были и будут не только у чувашей, но и у татар и у русских.

Фантазии или реальность

Высказывания об исключительности истории чувашского народа появились в начале XX века, после становления нового строя; время требовало, чтобы чуваши не оставались в стороне. Переосмысливая прошлое, некоторые историки начали говорить о том, что именно чуваши первыми заселили регион Волги и Камы, и что именно они и только они стояли у истоков образования Волжской Булгарии.

Другие высказывали гипотезы о том, что чуваши — не тюрки, а выходцы из Центральной Азии, их предки — не кто иные, как шумеры. Толчок к появлению такой идеи дал советский лингвист Николай Марра, который считал, что самоназвание народа «чаваш» весьма близко соотносится с названием «шумар», «шумер».

Теорию Николая Марра продолжил наш современник Геннадий Егоров, который в своих книгах отслеживает происхождение чувашей от шумеров. По его мнению, основанному на схожести слов чувашского и шумерского языков, начиная с XI века и до III века до н. э. некоторые группы шумеров через Средиземноморье и Анатолию, добрались до территории современной Румынии, где продолжали писать клинописью, а вторая группа была вытеснена в Азию, затем на Кавказ, ушла на север и заселила долины рек Камы и Волги; сюда же пришли потомки шумеров из Румынии.

Опираясь на лингвистку, Егоров доказывает, что язык шумеров – это чувашский язык, который за тысячелетия почти не изменился и не имеет никакого отношения к тюрскому языку. По его теории, высокоразвитые шумеры пришли на север, одаривая местные народы высокой культурой, и создали гомогенное государство Булгарию, которая процветала вплоть до татаро-монгольского нашествия.

Он такой не один

Егоров не один считает свой народ потомками шумеров, представители других этносов тоже претендуют на такую роль, например, ближайшие соседи чувашей – татары. Правда, они совершенно не отрицают, что их язык имеет тюрское происхождение, и основывают свою гипотезу тоже на схожести слов.

На том же самом основывает происхождение тюрских народов Средней Азии от шумеров казахский писатель Олжас Сулейменов — он нашел не менее шестидесяти слов в шумерском языке, которые схожи с тюрскими. Например «ада» означает отец, а «уд» — дерево, слово «ере» — похоже на тюрское слово «муж» и так далее. От этой схожести слов Сулейменов приходит к выводу, что шумерский и тюрский языки могут иметь общие корни.

При этом никто не отрицает, что какая-то часть шумеров действительно могла уйти в Среднюю Азию из-за вторжения в Месопотамию врагов, и это подтверждают находки шумерского воинского шлема на холме Кара-Тепе близ Термеза в Узбекистане, который датируется IV веком до н.э. и другие археологические артефакты.

Мнение антропологов

Антропологи считают, что примерно у 10% чувашей доминируют черты монголоидной расы, а треть из этих 10% — почти чистые монголоиды, около 64% народа представляют собой смешанный монголоидно-европеодный тип, а остальные чуваши – европеоиды.

Как считают ученые из Оксфорда, чуваши действительно имеют в предках какой-то очень древний народ из Восточной Азии, но при этом у них есть сильная примесь европейкой крови домонгольского периода. Причем, смешивание это произошло в I тысячелетии, то есть связать это можно даже с гуннами.

Согласно последним исследованиям генетиков, потомков шумеров можно выявить по трем гаплогруппам: профессор Анатолий Клёсов считает, что маркером шумеров являются гаплогруппы R1b или R1b1a2, а другие генетики — что потомков шумер можно найти по гаплогруппе J2. Согласно исследованиям ученых, у чувашей гаплогруппа R1b встречается только у 3,8%, а гаплогруппа J2 не встречается вовсе.

Читать еще:  Рисовать что скажут. Что означают каракули, которые мы неосознанно рисуем

Официальная наука считает гипотезу происхождения чувашей от шумеров фантазиями, и связывает этногенез народа с тюрками, вышедшими из Азии, которые ассимилировали местное финно-угорское население.

Есть интересные результаты исследований генетической связи чувашей и марийцев. Московские генетики в 1997 году обнаружили у этих народов одинаковое генетическое заболевание гипотрехоз – врожденное облысение. Оно связано с мутацией участка гена LIPH на третьей хромосоме.

Гипотрихоз бывает у одного чувашского ребенка на 1300 детей и у одного марийского младенца на 2700 детей. Ученые считают, что общие предки этих народов сумели выжить после татаро-монгольского нашествия и дали начало чувашам и марийцам; по стечению обстоятельств, именно они и были носителями гипотрихоза. Это открытие говорит и о том, что и марийцы, и чуваши до середины века XX века почти не смешивались с другими народами.

Кроме теории тюрского происхождения, существуют гипотезы о происхождении чувашей от хазаров, древних аваров и гуннов.

Марийцами до начала 18 в. часто называли чувашей

Факт, вынесенный в заголовок, известный, но повторить, считаю, будет нелишним. Вот по этому поводу несколько выдержек из кн. В. Ф. Макарова “По следам болгар, сувар и чувашей” (книжка довольно сумбурная и страдающая самоповторами). Основное (для меня): в русских и зарубежных источниках конца XV – начала XVIII вв. “нагорные черемисы”, “горные люди”, “горные черемиса” и проч. – это не обязательно черемисы (а то и вовсе не черемисы), а – чуваши.

Макаров, В. Ф. По следам болгар, сувар и чувашей (Историко-этнографический обзор). – Чебоксары: «Новое время», 2013 – 308 с.

. в исторических документах собственно предки чувашей и выступали под разными этнонимами. С IX-X вв. они известны как «булгары» и «сувары», с X в. – «волжские булгары, а в русских и зарубежных источниках конца XV – начала XVIII вв. – «нагорные черемисы», «горные люди» [Горная сторона – правобережная сторона Волги в пределах Казанского ханства (XVI-XVII вв.). Народом, живущим на «Горной стороне» – «горные люди», «горные черемиса», «нагорные племена», – «нагорные татары» – являлись чувашами]. (С. 16)

Молчание Нестора о чувашах, тогда как он упоминает о черемисах, нельзя принимать за полное доказательство, что их не было тогда на здешней земле. Скорее должно допустить, что у него и чуваши скрывались под именем черемисов . (Артемьев А.И. Предисловие к книге. Список населенных мест по сведениям 1859г. Казанская губерния. Сп.б., 1856. с.53). (С. 17)

Во многих источниках вплоть до начала XVIII в. чувашей именовали только «нагорными черемисами» или «черемисскими татарами», – однако они сами себя никогда так не называли. «Черемисами (çармăс) чуваши называли не себя, а марийцев. Также и казанских татар чуваши однозначно знали как «татар», а не «булгар» или как-то иначе. И хотя термином «суас/сувас» марийцы обозначают как татар, так и чувашей, однако в качестве самоназвания он закрепился в исторической памяти только чувашей (в форме чăваш). (С. 18)

«Несмотря на то, что булгарская аристократия во главе с самим царем сохранила традиции кочевого быта, булгары в лесостепи интенсивно переходили к комплексному земледельческо-скотоводческому хозяйству, так что Ибн-Русте писал уже о том, что булгары – земледельческий народ, возделывают пшеницу, ячмень, просо и другие культуры. Этому переходу способствовали контакты с местными земледельческими поволжско-финскими племенами – мордвой и марийцами-черемисами, которых хазарский царь Иосиф упомянул в числе своих данников. Археологические материалы обнаруживают синтез культур булгарской и финно-угорских на одних и тех же памятниках Волжско-Камской Булгарии. (Петрухин В.Я., Раевский Д.С. Очерки истории народов России с древности и раннем средневековье. М., 2004. с.230; История татар с древнейших времен. В 7 томах. Т.I. Казань, 2002. с.185-218). (С. 101)

До начала XVI в. землю восточнее рек Ветлуги и Суры, занятую чувашами, знали как «черемисскую» (марийскую). (. ).

Читать еще:  Сравнительная характеристика Катерины и Варвары (по пьесе А. Островского «Гроза»)

Полное заселение чувашами северной половины Современной Чувашии произошло в XIII-XIV вв., а до этого времени здесь численно преобладали предки марийцев – т.е. настоящие «черемиссы». (Димитриев В.Д. Чувашия в эпоху феодализма. Чебоксары, 1986. с.13). Но даже и после того, как всю территорию нынешней Чувашии заняли чуваши, частично ассимилировав, частично вытеснению марийцев из ее северо-восточных районов, русские летописцы и чиновники на протяжении XVI-XVII вв. по традиции продолжали называть население, жившее восточнее нижней Суры, одновременно или «нагорными черемисами», или «черемисскими татарами», или же просто «черемисами», хотя собственно горные марийцы занимали уже лишь небольшие владения восточнее устья этой реки. Князь А.М. Курбский, описывая поход русских войск на Казань в 1552г., записал так: «Егда же переплавшиася Суру реку, тогда ичеремиса горная, а по их чуваша зовомые, язык (т.е. народ) особливый, начаша встречати по пятисто и по тысяще их…» (Курбский А.М. История о великом князе Московском. Сп.б., 1913. с.18). Как видно, чуваши еще во времена первых упоминаний о них называли себя именно «чувашами», а не «черемисами». «Черемисами» (чув. çармăс) они однозначно именовали своих соседей – марийцев. (С. 124)

Участники этого похода князь А.М. Курбский так пишет о встречах горными людьми войск Ивана IV: «Егода ж переплавишаяся Суру реку, тогда и Черемиса горная, а по их Чуваша зовомые, язык (то есть народ) особливый начаша встречати по пяти сот и по тысяще их аки бы радующеся цареву пришествию: понеже в их земле поставлен оный предреченный город на Свияге». (Курбский А.М. История о великом князе Московском. Сп.б., 1913. с.18). (С. 140)

Заслуги чувашей, марийцев и мордвы в борьбе против Казанского ханства отмечаются и в русских преданиях. Например, А.И. Свечиным, возглавлявшим комиссию Сената по ревизии корабельных лесов и изучению причин разорения государственных крестьян Среднего Поволжья в 1763-1765гг. в г. Васильсурске записано такое предание: «…Когда царь и великий князь Иоанн Васильевич с многочисленным войском шестовал под Казань, тогда на сем месте, покоряясь, нагорная черемиса, мордва и чуваша с великим почтением его встретили и, быв у присяги, ходили под Казань, за что в знак его милости пожалованы были серебряным ковшом с орлом и [получили также] его царское седло, лук с колчаном, наполненным стрелами, кои и поныне у них хранятся». (ЦГАДА, ф.248, д.3419, п.839об.). (С. 141)

В книге исследователя и этнографа Карла Фукса «Краткая история Казани», изданной в типографии Казанского университета в 1817г., в примечании 48, есть такие строки: «Около 1469г. сделана была перепись земель хана Ибрагима (Казанский хан) «со всею землею своею Камскою и Сыплинскую и с Костяцкою и из Беловолжскою и вотяцкою и Башкирскою». Ник. VI. II. К жителям нагорной стороны (горныя люди) причислены (С. 248) Чуваши, Черемисса, Мордва, Можары, Торханы. Сузд. IV. 234. Царст. кн. 772». (С. 249)

В русских летописях чуваши долгое время отождествлялись с черемисами-марийцами, обитателями прибрежных областей Волги, которые были лучше известны русским. В русских летописях чуваши отождествлялись с черемисами и позже. По мнению М.Н. Тихомирова в «Повести временных лет», в «Слове о погибели русской земли» и в других поздних источниках под черемисами, жившими по соседству с русскими, надо понимать чувашей». (Тихомирнов М.Н. Присоединение Чувашии к России // Материалы по истории Чувашской АССР. Т.I. с.108). (. ) Сами же чуваши никогда не отождествляли себя черемисами, которых они называли черемисы (çармăссем). Князь А.М. Курбский впервые разъяснил, что горные черемисы – это чуваши: «Егда же пе(с. 249)реплавшиася Суру реку, – писал он, – тогда и Черемиса горняя, а по их Чуваша зовимые, язык особливый,начата встречати по пятисот и по тысяще их, аки бы радующеся цареву пришествию» (Курбский А.М. История о великом князе Московском. с.18). (С. 249-250)

Читать еще:  Правила приема в военные вузы россии. В какое военное училище поступить

Финно-угорские народы: особенности и история. Марийцы.

Изучение взаимодействия финно-угорских народов, по моему мнению – интересная тема, поэтому не будем терять времени на долгие вступления. Огромное количество материала взято у В. В. Напольских, специалиста по финно-угорским народам.

Республика Марий Эл находится в составе Приволжского федерального округа России. В ней живут примерно 300 тысяч марийцев, то есть 1/2 народа.

Этнографы выделяют 3 группы марийцев: это горные, луговые и восточные. Самоназвание — marij (у луговых), marə (горных), mari (восточных) как ни странно происходит из иранских языков: ср. авестийский – mairya «молодой человек, юноша, член воинского союза», древнеперсидский – marīka «дружинник, стражник, член воинского союза», пехлеви – meräg «муж, молодой человек». Соседние народы называли марийцев черемисами (*čermis), вероятно от чувашского (тюркский язык) śarməs.
Наиболее вероятным у уралистов считается предположение о связи его с тюркским корнем *čer‑ «сражаться, воевать» (чув. śar «войско, армия»

Еще один интересный факт: марийцев часто называют “последними язычниками Европы”. Христианство и ислам не смогли изжить из традиционные верования. По данным социологических опросов начала 1990‑х годов около 27 % марийцев в Республике Марий Эл придерживаются православия, 8 % – марийского язычества, 21 % – двоеверцы.
⠀⠀Уже в 15-16 веках русские источники отличают черемису горную (под этим названием имеются в виду как горные марийцы, так и чуваши) и луговую. Это связано не только с уже оформившимися отличиями между двумя субэтническими группами марийцев: жители горной стороны всё чаще и теснее контактируют с русскими, луговые находятся под властью Казанских ханов.

⠀⠀Установление русской государственной власти в 1570-80-х , сопровождавшееся навязыванием христианства, вызвало несколько марийских восстаний. После их поражения началось массовое переселение на восток, в основном на территории современной Башкирии. Именно так, в 17-18 веках сложились восточные марийцы, диалекты которых ближе к диалектам луговых марийцев. На территории Башкортостана сегодня проживает более 100 тысяч марийцев (2002).

⠀⠀Сами марийцы делят себя на группы по наиболее характерным женским головным уборам: sorokan marij – носящие сороку (северо-запад и север Марий Эл, Кировская область, тоншаевские марийцы), šəmakšan marij – носящие остроконечный шымакш, šarpan-našmakan marij — носящие головное полотенце шарпан

Стоит сказать, что лапти – заимствование из русского костюма.

На момент революции 1917 уже оформились две литературные языковые нормы: горномарийский и лугово-восточный марийский языки; в 1926 году существование двух равноправных литературных языков было официально закреплено. В 1936-м появилась своя автономия. Само слово “Эл” в названии республики созвучно тюркскому “ель” – земля, страна, территория.

Имена: По марийскому обычаю имя мужчины употребляется с именем отца, которое ставится на первое место. Актанай Паймас (Паймас Актанаевич), Янгул Сибатор (Сибатор Янгулович), Яныгит Паймет (Паймет Яныгитович). Горные марийцы, вошедшие в христианскую культуру ранее луговых, имеют традицию называть детей по христианскому имени, но именами необычными, отличными от окружающих русских христиан, например, Евстолия Гурьевна, Капитолина Фаддеевна, Фелицита Варсонофьевна. Женские имена традиционно употреблялись только до замужества женщины. После замужества женщину называли по мужу: Эркай вате (жена Эркая)
Имена давали языческие жрецы – карты. Слово заимствовано из тюрского булгарского языка, с которого оно переводится как «старик». Существуют и собственно марийские названия: кугыза («старик»), юктуч («жрец»), арвуй.

На гербе республики изображен воинственный медведь.

О генетике марийцев пишет Сергей Козлов: Аутосомные родственники марийцев известны – по моим исследованиям, в первую очередь это чуваши, и в меньшей степени – казанские татары. По мужской линии – Y-хромосоме данные следующие: 61 % марийцев принадлежит к гаплогруппе N (больший процент только у удмуртов – 67% и сходный в Финляндии, затем коми, вся Прибалтика [30-40%] и чуваши 28%). У марийцев часты ветви N3a1 (найдена у удмуртов) и варианты N2a (найдена у вепсов)

Источники:

https://cyrillitsa.ru/narody/83969-proizoshli-li-chuvashi-ot-mariycev.html
https://7×7-journal.ru/posts/2016/10/21/marijcami-do-nachala-18-v-chasto-nazyvali-chuvashej
https://pikabu.ru/story/finnougorskie_narodyi_osobennosti_i_istoriya_mariytsyi_5477885

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Для любых предложений по сайту: [email protected]