Как называются авторские пояснения в пьесе. Задание по литературе
Как называются авторские пояснения в пьесе. Задание по литературе
В текст пьесы введены авторские пояснения к речи персонажей (« Кабанов (вздыхая в сторону). Ах ты, Господи!»). Как они называются?
Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания 1–9.
Кабанова, Кабанов, Катерина и Варвара
Кабанова. Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала.
Кабанов. Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!
Кабанова. Не очень-то нынче старших уважают.
Варвара (про себя). Не уважишь тебя, как же!
Кабанов . Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг.
Кабанова . Поверила бы я тебе, мой друг, кабы своими глазами не видала да своими ушами не слыхала, каково теперь стало почтение родителям от детей-то! Хоть бы то-то помнили, сколько матери болезней от детей переносят.
Кабанов . Я, маменька.
Кабанова . Если родительница что когда и обидное, по вашей гордости, скажет, так, я думаю, можно бы перенести! А! как ты думаешь?
Кабанов . Да когда же я, маменька, не переносил от вас?
Кабанова . Мать стара, глупа; ну, а вы, молодые люди, умные, не должны с нас, дураков, и взыскивать.
Кабанов (вздыхая, в сторону). Ах ты, господи! (Матери.)
Да смеем ли мы, маменька, подумать!
Кабанова. Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то, все думают добру научить. Ну, а это нынче не нравится. И пойдут детки-то по людям славить, что мать ворчунья, что мать проходу не дает, со свету сживает. А, сохрани господи, каким-нибудь словом снохе не угодить, ну и пошел разговор, что свекровь заела совсем.
Кабанов. Нешто, маменька, кто говорит про вас?
Кабанова. Не слыхала, мой друг, не слыхала, лгать не хочу. Уж кабы я слышала, я бы с тобой, мой милый, тогда не так заговорила. (Вздыхает.) Ох, грех тяжкий! Вот долго ли согрешить-то! Разговор близкий сердцу пойдет, ну и согрешишь, рассердишься. Нет, мой друг, говори что хочешь про меня. Никому не закажешь говорить; в глаза не посмеют, так за глаза станут.
Кабанов. Да отсохни язык.
Кабанова. Полно, полно, не божись! Грех! Я уж давно вижу, что тебе жена милее матери. С тех пор как женился, я уж от тебя прежней любви не вижу.
Кабанов. В чем же вы, маменька, это видите?
Кабанова. Да во всем, мой друг! Мать чего глазами не увидит, так у нее сердце вещун, она сердцем может чувствовать. Аль жена тебя, что ли, отводит от меня, уж не знаю.
Кабанов. Да нет, маменька! что вы, помилуйте.
А. Н. Островский «Гроза»
Назовите литературное направление, в русле которого развивалось творчество А. Н. Островского и принципы которого отражены в пьесе «Гроза».
Реализм — от латинского realis — вещественный. Основной чертой реализма принято считать правдивое изображение действительности. Определение, данное Ф. Энгельсом: «. реализм предполагает, помимо правдивости деталей, правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах».
Укажите авторское определение жанра пьесы А. Н. Островского «Гроза».
Островский считал «Грозу» драмой. В драме изображается напряженная борьба героев и острый, преимущественно, социальный конфликт.
Установите соответствие между персонажами, фигурирующими или упоминающимися в данном фрагменте, и их репликами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
1) «Отчего люди не летают!»
2) «А по-моему: делай что хочешь, только бы шито да крыто было».
3) «Молодость-то что значит! Смешно смотреть-то даже на них!»
4) «Что смеётесь! Не радуйтесь. Все в огне гореть будете неугасимом. Все в смоле кипеть будете неутолимой!»
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А) Кабаниха — 3) «Молодость-то что значит! Смешно смотреть-то даже на них!»;
Б) Катерина — 1) «Отчего люди не летают!»;
В) Варвара −2) «А по-моему: делай что хочешь, только бы шито да крыто было».
Назовите художественный приём, основанный на нарушении прямого порядка слов в предложении («Поверила бы я тебе, мой друг».).
Инверсия — неправильный, не общепринятый порядок слов.
Как называется вопрос, в котором содержится скрытое утверждение («Кабанов. Да когда же я, маменька, не переносил от вас?»)?
Риторический вопрос — вопрос, не требующий ответа.
Приведённый фрагмент представляет собой разговор Кабановой с сыном. Каким термином обозначают обмен репликами между персонажами?
Диалог — литературная или театральная форма устного или письменного обмена высказываниями (репликами) в разговоре между двумя и более людьми. Верным будет также ответ «полилог».
Ответ: диалог или полилог.
Какие черты характера Тихона Кабанова проявляются в данном фрагменте пьесы А. Н. Островского «Гроза»?
Островский неслучайно дал своему герою говорящее имя, которое его характеризует как человека тихого, не имеющего собственного мнения. Вся жизнь и поступки Тихона подчинены его деспотичной матери Кабанихе. Тихон боится шагу ступить без одобрения матери, боится поперек слово сказать. Тихон — человек безвольный и слабый, безропотно переносит все издевательства со стороны матери: «Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!» Он во всем ей повинуется: «Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг». Тихон Кабанов — натура бесхребетная и слабая. Виной тому тирания его родной матери: с детства его воля жестко подавлялась, поэтому Тихон не пытается жить своим умом и иметь собственные взгляды на жизнь.
В каких произведениях отечественных писателей отображён конфликт между представителями разных поколений и в чём эти произведения можно сопоставить с пьесой А. Н. Островского «Гроза»?
В драме А. Н. Островского «Гроза» домострой постепенно рушится нежеланием «детей» подчиняться самодурству старшего поколения. Главная героиня Катерина не вписывается в порядки «тёмного царства». Не смотря на учтивость и внешнее подчинение Кабановой, Катерина не хочет и не может жить так, как заведено в Калинове: ложью, обманом, подчиняясь безраздельной власти самодуров. Именно этим и вызван протест Катерины, бросающей вызов «тёмному царству».
Конфликт «отцов и детей» показан Грибоедовым на страницах комедии «Горе от ума». Чацкий, олицетворяющий собой зарождающееся новое поколение просвещенных дворян, желающий жизнь отдать на пользу Отечеству, противостоит застоявшемуся обществу Фамусова, в котором царит невежество, мракобесие, праздность и чинопоклонство.
Герои И. С. Тургенева: Николай Петрович и Павел Петрович Кирсановы — представители либерально настроенного дворянства, некогда считавшегося прогрессивным, но постепенно теряющего свои позиции пред новым зарождающимся разночинством. Они оба принадлежат к лагерю «отцов», противопоставленному в романе «детям», представителем которых выступает нигилист Базаров. Для него, человека дела, принципы «отцов» пустое, не нужное никому излишество, тормозящее прогресс.
Таким образом, проблема «отцов и детей» традиционно в русской классической литературе выходит за бытовые рамки, становясь конфликтом социальным, а порой и политическим.
Авторские пояснения в пьесе называются ремарками. Дадим определение.
Ремарка — это пояснения, которыми драматург предваряет или сопровождает ход действия в пьесе. ремарки могут пояснять возраст, внешний облик, одежду действующих лиц, а также их душевное состояние, поведение, движения, жесты, интонации. В ремарках, предпосылаемых акту, сцене, эпизоду, дается обозначение, иногда описание места действия, обстановки.
ЕГЭ по литературе: проверяем себя
Начало цикла см. в № 7
С сентября «Литература» в каждом номере будет печатать материалы для подготовки к ЕГЭ. Среди ваших выпускников обязательно найдутся те, кому придётся сдавать Единый экзамен по литературе. Между тем грамотных пособий для подготовки не хватает, их рекомендации часто противоречат друг другу и заводят учителей и учеников в тупик. Наряду с материалами современными имеют хождение устаревшие. Подчас и по официальным каналам в регионы рассылаются срезовые варианты экзамена, весьма отличающиеся от демоверсии, вывешенной на сайте ФИПИ. В этих условиях, вне зависимости от нашего отношения к сути ЕГЭ по литературе, считаем необходимым помочь всем, кто в этом нуждается, практическими материалами. Следите за нашими публикациями. Для удобства и своевременного получения полной информации полезно оформить подписку: на сайте «Литературы» материалы для подготовки к ЕГЭ открываться не будут.
ЧАСТЬ 1
Лука (задумчиво, Бубнову). Вот… ты говоришь — правда. Она, правда-то, — не всегда по недугу человеку… не всегда правдой душу вылечишь… Был примерно такой случай: знал я одного человека, который в праведную землю верил…
Бубнов. Во что-о?
Лука. В праведную землю. Должна, говорил, быть на свете праведная земля… в той, дескать, земле — особые люди населяют… хорошие люди! друг дружку они уважают, друг дружке — завсяко-просто — помогают… и всё у них складно-хорошо! И вот человек всё собирался идти… праведную землю эту искать. Был он бедный, жил — плохо… и, когда приходилось ему так уж трудно, что хоть ложись да помирай, — духа он не терял, а всё, бывало, усмехался только да высказывал: “Ничего! потерплю! Ещё несколько — пожду… а потом — брошу всю эту жизнь и — уйду в праведную землю…” Одна у него радость была — земля эта…
Пепел. Ну? Пошёл?
Бубнов. Куда? Хо-хо!
Лука. И вот в это место — в Сибири дело-то было — прислали ссыльного, учёного… с книгами, с планами он учёный-то, и со всякими штуками… Человек и говорит учёному: “Покажи ты мне, сделай милость, где лежит праведная земля и как туда дорога?” Сейчас это учёный книг раскрыл, планы разложил… глядел-глядел — нет нигде праведной земли! Всё верно, все земли показаны, а праведной — нет.
Пепел. Ну? Нету?
Наташа. Погоди ты… ну, дедушка?
Лука. Человек — не верит… Должна, говорит, быть… ищи лучше! А то, говорит, книги и планы твои — ни к чему, если праведной земли нет… Учёный — в обиду. Мои, говорит, планы самые верные, а праведной земли вовсе нигде нет. Ну, тут и человек рассердился — как так? Жил-жил, терпел-терпел и всё верил — есть! а по планам выходит — нету! Грабёж. И говорит он учёному: “Ах ты… сволочь эдакой! Подлец ты, а не учёный…” Да в ухо ему — раз! Да ещё. (Помолчав.) А после того пошёл домой и — удавился.
(Все молчат. Лука, улыбаясь, смотрит на Пепла и Наташу.)
Пепел (негромко). Ч-чорт те возьми… история — невесёлая…
Наташа. Не стерпел обмана…
Бубнов (угрюмо). Всё — сказки…
Пепел. Н-да… вот те и праведная земля… не оказалось, значит…
Наташа. Жалко… человека-то…
Бубнов. Всё — выдумки… тоже! Хо-хо! Праведная земля! Туда же! Хо-хо-хо!
При выполнении заданий В1–В7 запишите ваш ответ в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов. Каждую букву пишите в отдельной клеточке разборчиво. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек.
В1 К какому роду литературы относится пьеса «На дне»?
В2 О чём спорят герои пьесы «На дне»? (Ответ дайте в именительном падеже.)
В3 Реплики Луки, рассказывающего о праведной земле, большие по объёму. Как называются такие развёрнутые высказывания одного персонажа в литературном произведении?
В4 В структуре фрагмента есть авторские пояснения к тексту пьесы и репликам героев, стоящие в скобках. Каким термином их обозначают?
В5 В эпизоде можно увидеть, как по-разному реагируют герои на рассказ Луки о праведной земле, что подчёркивает разницу в их взглядах и жизненных принципах. Как в драматическом произведении называют острое столкновение характеров и обстоятельств, положенное в основу сценического действия?
В6 Праведная земля — это условный, иносказательный образ пьесы, имеющий множество значений и обладающий значительной смысловой ёмкостью. Как называется такой образ в литературоведении?
В7 К какому жанру можно отнести рассказ о праведной земле, если для него характерно иносказание, поучительный смысл, значимость заключённой в нём идеи, небольшой объём?
Для выполнения заданий С1–С2 используйте бланк ответов № 2.
Запишите сначала номер задания, а затем дайте связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений.
С1 Какие черты романтизма и реализма есть в рассказе о праведной земле и пьесе «На дне» в целом?
С2 Какие идейные и композиционные переклички с русской литературой XIX века можно найти в рассказе Луки о праведной земле?
Авторская позиция. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Художественные средства. Речевая характеристика героя
Тема – события, по задумке автора, составляющие базу его произведения. Говоря иначе, тема – то, о чем повествует нам автор.
Идея – это главная мысль и эмоциональный элемент, идея включает в себя смысл. Её не всегда просто понять, иногда нужно прочесть текст не один раз, тщательно анализируя информацию.
Проблематика – сумма проблем. Небольшие проблемы часто конкретизируют центральную проблему или быть полностью самостоятельными.
Проблема – это ничто иное, как главный авторский вопрос, он может быть:
- Философским
- Национально-историческим
- Социально-политическим
- Нравственно-этическим.
Сюжет – вот то, на что опираются в повседневной жизни, рекомендуя рассказ или роман. Это событийное его наполнение. Сюжет выявляет характеры, иногда проливает свет на позицию автора по отношению к пространству, времени, явлениям.
Композиция – способ построения литературного произведения. Композиционное построение – скелет текста, оно необходимо для развернутого воплощения идеи и решения проблем.
Сюжетная и несюжетная композиция делится на:
- композиция сюжета
- группировка центральных персонажей
- расстановка второстепенных лиц
- манера повествования (от первого/третьего лица, в эпистолярном жанре и др.)
- речевые особенности
- композиция несюжетных элементов
Эпиграф – важное для понимания идеи краткое изречение перед началом текста. Автор часто выбирает несколько фраз, четверостишие из известных произведений.
Антитеза – прием противопоставления, намеренное использование антонимов: небо и земля, как черное и белое.
СТАДИИ РАЗВИТИЯ ДЕЙСТВИЯ
Служит входом в текст. В начале читатель узнает отправную точку повествования, предпосылки будущих конфликтов.
Автор очерчивает круг лиц, первоначально двигающих сюжет, возможно, дает отсылки в прошлое. Экспозиция не всегда бывает прямой, то есть не всегда с нее начинается история может быть и задержанная экспозиция в середине или почти в конце.
Ключевое событие или цепочка явлений, знаменующих начало действия. Появляется конфликт или прямые к нему предпосылки.
Пик в развитии действия. Сменяется спадом напряжения.
Исход, финальная стадия повествования. Происходит решение конфликтов тем или иным способом.
Финал. Сюжет практически закончился. Герои становятся статичными изображениями. Писатель рассказывает о будущем героев.
Лирическое отступление, упомянутое выше, – это распространенный прием, используемый автором для возможности выразить личное субъективное мнение. Этот авторский голос не всегда напрямую связан с текущими событиями в книге, но не выходит за рамки идеи и темы.
Конфликт – острые противоречия, формирующие ход сюжета. Вся мировая и русская литература объединяется общими типами конфликта:
- между главными героями
- между главным героем и второстепенными персонажами
- между героем и обществом
- конфликт героя с самим собой
Этот человек незримо присутствует в книге, но не принадлежит числу героев. Например, Максим Максимович отлично знает Печорина.
Когда автор-повествователь становится Рассказчиком, то он наделяет себя характером, манерами и привычками.
Иногда есть соблазн слить автора и рассказчика в одну персону. Как видно из таблиц, этого делать не стоит.
Источники:
https://lit-ege.sdamgia.ru/problem?id=3649
https://lit.1sept.ru/article.php?ID=200900816
https://bingoschool.ru/manual/26/