7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как определить художественные приемы. Художественные средства выразительности речи

Средства речевой выразительности в русском языке.

Средства речевой выразительности – это один из важнейших факторов, благодаря которому русский язык славится своим богатством и красотой, которая не раз была воспета в стихах и бессмертных произведениях русских классиков-литераторов. По сей день русский язык является одним из наиболее сложных для изучения. Этому способствует огромное количество средств выразительности, которые присутствуют в нашем языке, делают его богатым и многогранным. На сегодняшний день нет чёткой классификации средств выразительности, но всё же можно выделить два условных вида: стилистические фигуры и тропы.

Стилистические фигуры – это речевые обороты, которые использует автор для того, чтобы достигнуть максимальной выразительности, а значит, лучше донести до читателя или слушателя необходимую информацию или смысл, а также придать тексту эмоциональную и художественную окраску. К стилистическим фигурам относятся такие средства выразительности, как антитеза, параллелизм, анафора, градация, инверсия, эпифора и другие.

Тропы – это речевые обороты или слова, которые используются автором в непрямом, иносказательном значении. Эти средства художественной выразительности – неотъемлемая часть любого художественного произведения. К тропам относятся метафоры, гиперболы, литоты, синекдохи, метонимии и пр.

Наиболее часто встречающиеся средства выразительности.

Как мы уже говорили, существует очень большое количество средств лексической выразительности в русском языке, поэтому в данной статье рассмотрим те из них, которые чаще всего можно встретить не только в литературных произведениях, но и в повседневной жизни каждого из нас.

  1. Гипербола (греч. hyperbole – преувеличение) – это вид тропа, основой которого является преувеличение. Благодаря использованию гиперболы усиливается значение и производится нужное впечатление на слушателя, собеседника или читателя. Например: море слез; океан любви.
  2. Метафора (греч. metaphora – перенесение) – одно из важнейших средств речевой выразительности. Этот троп характеризуется переносом характеристик одного предмета, существа или явления на другой. Этот троп похож на сравнение, но слова «словно», «как будто», «как» опускаются, но каждый понимает, что они подразумеваются : подмоченная репутация; светящиеся глаза; бурлящие эмоции.
  3. Эпитет (греч. epitheton – приложение) – это определение, придающее самым обыденным вещам, предметам и явлениям художественный окрас. Примеры эпитетов: лето золотое; струящиеся волосы; волнистый туман.

ВАЖНО. Не каждое прилагательное является эпитетом. Если прилагательное указывает на четкие характеристики существительного и не несет никакой художественной нагрузки, то оно не является эпитетом: зеленая трава; мокрый асфальт; яркое солнце.

  • Антитеза (греч. antithesis – противопоставление, противоречие) – еще одно средство выразительности, которое используется для усиления драматизма и характеризуется резким противопоставлением явлений или понятий. Очень часто антитезу можно встретить в стихах: «Ты богат, я очень беден; ты прозаик, я поэт…» (А.С. Пушкин).
  • Сравнение – стилистическая фигура, название которой говорит само за себя: при сравнении один предмет сопоставляется с другим. Есть несколько способов, которыми может быть представлено сравнение:

    — речевым оборотом, в котором присутствуют союзы «будто», «словно», «как», «подобно» (Кожа ее рук была грубой, как подошва сапога).

    — придаточным предложением (На город опустилась ночь и в считанные секунды все стихло, как будто и не было той оживленности на площадях и улицах всего час назад).

  • Фразеологизмы – средство лексической выразительности речи, которое, в отличие от других, не может быть использовано автором индивидуально, так как это, прежде всего, устойчивое словосочетание или оборот, свойственный только русскому языку (ни рыба, ни мясо; дурака валять; как кот наплакал).
  • Олицетворение – это троп, которому свойственно наделение человеческими свойствами неодушевленных предметов и явлений (И лес ожилзаговорили деревья, запел ветер в верхушках елей).
  • Кроме вышеперечисленных, существуют следующие средства выразительности, которые мы рассмотрим в следующей статье:

    • Аллегория
    • Анафора
    • Градация
    • Инверсия
    • Аллитерация
    • Ассонанс
    • Лексический повтор
    • Ирония
    • Метонимия
    • Оксюморон
    • Многосоюзие
    • Литота
    • Сарказм
    • Эллипсис
    • Эпифора и др.

    Средства выразительности в стихотворении. Что такое средства выразительности речи?

    Тема нашей статьи – средства выразительности в стихотворении. Что это такое, мы расскажем ниже. В качестве примера анализа и для закрепления материала читателю предлагается обратить внимание на стихотворение Ф. Тютчева «Листья» и прекрасные поэтические строки Пушкина «Зимнее утро».

    Что такое средства выразительности?

    Средство выразительности речи – это комплекс звуковых (фонетических), синтаксических, лексических или фразеологических элементов, используемых для достижения лучшего эффекта от высказанного, привлечения внимания, подчеркивания некоторых аспектов в речи.

    • Звуковые (фонетические) средства. Сюда относится использование определенных звуков, что периодически повторяются, придавая особое звучание. Такие способы часто использовали поэты-символисты. Например, всем известное стихотворение Константина Бальмонта «Камыши» завораживает шипящими звуками, что создают эффект шума камышей.
    • Синтаксические. Это особенности построения предложений. Например, у В. Маяковского – краткие, хлесткие фразы, что сразу же заостряют внимание на теме.
    • Фразеологические. Сюда относится применение автором фразеологических оборотов или так называемых крылатых выражений — афоризмов.
    • Лексические и семантические: связанные со словом и его значением.
    • Тропы. Наиболее часто присущи они именно художественной речи. Это метафоры и метонимии, гиперболы.

    Средства выразительности в стихотворении

    Прежде чем перейти к стихотворению и изучению его средств выразительности, стоит обратить внимание на стиль данного жанра. Как мы уже говорили выше, средства выразительности для каждого жанра используются свои. Наиболее часто данные способы подчеркивания авторского замысла встречаются в художественном стиле. Поэзия – это однозначно художественный жанр (за некоторыми очень редкими исключениями), поэтому средства выразительности в стихотворении применяются для того, чтобы читатель мог воспринять больше информации, лучше понять автора. Писателям-прозаикам форма и стиль позволяют не быть стесненными в размерах их произведений, тогда как поэтам сложнее вместить в сравнительно недолгие строки свои чувства и мысли, видение и понимание.

    Наиболее часто применяемые приемы выразительности в поэзии

    Средства художественной выразительности в стихотворении достаточно разнообразны. Они не являются достоянием конкретного автора, так как создавались и совершенствовались десятилетиями. Но вот на конкретных примерах и по излюбленным средствам иногда узнать автора становится очень легко. Поэзия Сергея Есенина, к примеру, всегда наполнена красивыми эпитетами и удивительными метафорами. Если знающему его стиль человеку зачитать неизвестное стихотворение, скорее всего, автора он назовет без заминки.

    Средства выразительности в стихотворении:

    • Аллегория. Суть ее в выражении объекта или черты характера через определенный образ. Например, волк в сказках и баснях – всегда аллегорический символ жестокости, свирепости, своеволия.
    • Гипербола и литота. Проще говоря, художественное преувеличение и преуменьшение.
    • Антитеза. Способ выразительности, который достигается при помощи сопоставления или размещения рядом двух и больше контрастных понятий. У А. С. Пушкина, например, о буре говорится: «То, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя».
    • Анафора. Это одинаковое начало нескольких строк, как в гениальном стихотворении Константина Симонова «Жди меня».
    • Аллитерация. Употребление согласных звуков конкретного звукового ряда, как в «Камышах» Бальмонта, шипящие звуки, чередующиеся друг с другом, создают мистическое присутствие шума растений ночью.
    • Метафора. Переносное значение слова, обоснованное на одном или нескольких признаках. «Изба-старуха» у Есенина, например. Хлипкая избушка сравнивается со старухой в силу преклонного возраста обеих.
    • Метонимия. Одно слово вместо другого, или часть вместо целого.
    • Олицетворение. Прием, когда неживому предмету приписываются свойства живого.
    • Сравнение и эпитет. Первое – когда один предмет сравнивают с другим для лучшего эффекта передачи информации. Второй многим известен по урокам литературы и являет собой художественное определение.

    Средства выразительности в стихотворении «Листья» Тютчева

    Чтобы лучше закрепить тему, мы рассмотрим конкретные стихотворения и на их примере постараемся разобраться, что являют собой приемы выразительности.

    Эта поэтическая попытка писателя понять смысл жизни, оплакать ее скоротечность – настоящий шедевр пейзажной лирики. Она – это как бы монолог листьев, что грустят о своей судьбе и так незаметно пролетевшем лете.

    Здесь множество средств выразительности. Это и олицетворение (листья говорят, размышляют, автор представляет их читателю живыми существами), и антитеза (листья противопоставляют себя хвое), и сравнение («иголками ежа» они называют иголки сосен). Здесь же мы можем увидеть и приемы аллитерации (звуки «ж», «ч», «ш»).

    Игра с временными формами глаголов помогает автору достигнуть эффекта динамики, движения. Благодаря этому приему читатель практически ощущает быстротечность времени и движения листьев. Ну и как любое стихотворение, «Листья» не обошлось без использования эпитетов. Их здесь очень много, они красочные и живые.

    Обратите внимание на размер стихотворения. Всего в четырех небольших строках поэт использует множество средств выразительности и поднимает несколько философских вопросов. Всегда будьте внимательны при чтении поэзии, и будете приятно удивлены тем, как много всего говорит нам автор.

    Стихотворение «Зимнее утро»

    Средства выразительности стихотворения «Зимнее утро» радуют своим разнообразием. Это произведение – образец лучшей пейзажной лирики.

    Приемы, которые А.С. Пушкин использует для достижения особого настроения – это в первую очередь антитеза. Противопоставление мрачного вчера и прекрасного сегодня выделяет обе картины природы – холодной снежной бури и прекрасного утра – в отдельные полотна. Читатель будто видит и шум вьюги, и ослепительный снег.

    Особые положительные эпитеты «прелестный», «великолепный», «чудесный» подчеркивают настроение автора и передают его нам. Присутствует в поэзии также олицетворение. Вьюга здесь «злится», а мгла по хмурому небу «носилась».

    В заключение

    Средство выразительности речи не просто украшают и дополняют речь, они делают ее живой, художественной. Они – будто яркие краски, которыми художник оживляет свою картину. Их цель – подчеркнуть и обратить внимание, усилить впечатление, возможно, даже удивить. Поэтому, читая поэзию, не спешите, вдумайтесь, что хочет донести автор. Пропуская скрытые между строк мысли великих художников слова, вы много теряете.

    Средства художественной выразительности

    Средства художественной выразительности – приемы, которые используются для украшения речи. Чаще всего их можно встретить в поэзии и прозе, стилистические приемы со времен Древней Греции активно используются ораторами. Они делают авторские образы яркими и запоминающимися.

    Передача эмоций особенно актуальна для письменного художественного слова, поскольку здесь автор не может манипулировать интонациями и жестами. Использование специальных приемов помогает автору создавать образность в произведении, в результате чего его становится интереснее читать. Герои становятся более эмоциональными, яркими и многогранными.

    Отсутствие системности и единого подхода к изучению средств художественной выразительности приводит к размыванию границ между категориями. В результате их сложно отличить друг от друга, один прием можно легко принять за другой. Тем не менее, средства художественной выразительности обычно бывают:

    • Фонетическими – чаще всего встречаются в поэзии и помогают с помощью повторения определенных звуков создать нужный ритм и сделать стихотворение благозвучным.
    • Лексическими – оперируют смыслом слов.
    • Синтаксическими – авторы воздействуют на читателей с помощью особой структуры предложений.

    Условно средства художественной выразительности делятся на стилистические фигуры и тропы.

    Фонетические средства художественной выразительности

    Благозвучие произведения определяется соотношением гласных и согласных звуков. Чтобы речь стало приятнее читать, количество гласных звуков должно быть примерно равно согласным. Автор может сознательно подбирать слова, которые удачно сочетаются между собой. Кроме этого, существуют выразительные средства, помогающие добиться нужного эффекта:

    Аллитерация – повторение одного и того же согласного звука в словах, которые находятся рядом. В английском языке популярна разновидность аллитерации, когда все слова в произведении начинаются с одного и того же согласного. Иногда это делают с именем и фамилией героя.

    Нева вздувалась и ревела,
    Котлом клокоча и клубясь…

    Ассонанс – то же самое, что аллитерация, только повторяются гласные звуки, на которые приходятся ударения.

    Тиха украинская ночь.

    Прозрачно небо. Звезды блещут.

    Своей дремоты превозмочь не хочет воздух.

    Ономатопея – звукоподражание. Используются различные звуки для имитации звуков природы. Чаще всего используют шипящие для передачи шуршания, а также согласные «г» и «р» для имитации шума и грохота.

    Свищет ветер, серебряный ветер
    В шёлковом шелесте снежного шума.
    С. Есенин.

    Лексические средства выразительности

    К лексическим средствам выразительности относятся некоторые тропы, а также лексический повтор, перифраз, оксюморон и другие. Разберем наиболее часто встречаемые приемы подробнее:

    • Метафора – слова употребляются по принципу наличия какого-либо общего признака. Волосы похожи на серебро – серебряные волосы.
    • Метонимия – используются смежные значения. Несмотря на то, что кипит вода в чайнике, мы говорим, что кипит чайник.
    • Синекдоха – прием, который часто относят к метонимии. Используются частные признаки предмета или явления вместо общих и наоборот. Вот пример использования у Пушкина:

    Все флаги в гости будут к нам.

    Под флагами подразумеваются страны.

    • Эпитет – яркое определение, вносящее дополнительные краски. Часто встречаются в народном творчестве в виде словосочетаний «красна девица» и «добрый молодец».
    • Перифраз – предмет или явление не называются, а описываются. Верблюд – корабль пустыни.
    • Олицетворение – неодушевленные предметы получают признаки одушевленных. Буря начинает надвигаться, лес просыпаться и так далее.
    • Ирония – слова используются в переносном значении. В предложении присутствует скрытый смысл, который является основным. Под хоромами может подразумеваться маленькая комнатушка.
    • Сарказм – намеренно усиленная ирония, скрытый смысл сразу бросается в глаза.
    • Аллегория – создается образ для описания предметов или явлений (ад – царство Аида).
    • Гипербола – намеренное преувеличение.

    Мириады карет валятся с мостов.

    • Пафос – достигается с помощью чрезмерной драматизации высказывания.

    Существуют другие лексические средства выразительности. Ввиду отсутствия четкой классификации тропов, привести исчерпывающую классификацию невозможно.

    Синтаксические выразительные средства

    К синтаксическим средствам выразительности относятся некоторые стилистические фигуры, такие как:

    Блажен, кто смолоду был молод,
    Блажен, кто вовремя созрел…

    • Эпифора – повторы в конце строки.

    Дуновения вешней поры хороши,
    Музыкальных созвучий хоры хороши,
    Пенье птиц и ручей у горы хороши…
    Но лишь с милой все эти дары хороши!

    • Антитеза – противопоставление.

    Скрежещут над парком трамваи,
    Скрипит под машинами мост,
    Истошно кричат попугаи,
    Поджав перламутровый хвост.

    • Инверсия – использование необычного порядка слов. Наша Таня плачет громко – упор делается на громкость плача.
    • Градация – создание определенного ощущения с помощью нарастания или ослабевания используемых синонимов.

    Он волновался, тревожился, сходил с ума. Ручьи, реки, озера, океаны слез.

    • Многосоюзие – повторение одних и тех же союзов.

    Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду.

    • Бессоюзие – сознательный отказ от союзов.

    Ночь, улица, фонарь, аптека,
    Бессмысленный и тусклый свет.

    • Умолчание – пропуски в тексте в расчете на догадку читателя.
    • Парцелляция – дробление текста на составные части, чаще всего используется для усиления.

    Хотя страшился он сказать,
    Нетрудно было б отгадать,
    Когда б… но сердце, чем моложе,
    Тем боязливее, тем строже…

    • Фигуры – риторическое восклицание, вопрос или обращение. Используются для воздействия на читателя.
    • Оценочная лексика – автор самостоятельно дает оценку предмету или явлению. Экспрессивная лексика – благодаря использованию эмоционально окрашенных слов, автор показывает свое отношение к предметам и явлениям.

    Лицо – морда – лик.

    Алмаз шлифуется алмазом,
    Строка шлифуется строкой.

    Статья была Вам полезна?

    Поставьте оценку — поддержите проект!

    (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

    Источники:

    http://www.calc.ru/Sredstva-Rechevoy-Vyrazitelnosti-V-Russkom-Yazyke.html
    http://fb.ru/article/235727/sredstva-vyirazitelnosti-v-stihotvorenii-chto-takoe-sredstva-vyirazitelnosti-rechi
    http://androfon.ru/russkiy-yazyik/sredstva-hudozhestvennoy-vyirazitelnosti

    Читать еще:  Где родился астрид линдгрен в какой стране. Другие достижения писательницы
    Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов:
    Adblock
    detector