28 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как составить план рассказа. Советы и рекомендации, поэтапное описание, пример

Как составить план рассказа. Советы и рекомендации, поэтапное описание, пример

В процессе обучения школьникам предстоит выполнить немало заданий, среди которых – подготовка собственного устного рассказа на заданную учителем тематику. Например, это может быть небольшой текст о домашнем питомце или пересказ классического произведения. Чтобы все получилось как надо, следует знать, как составить план рассказа, что обязательно в него включить. Наш материал поможет разобраться.

Что это такое

План – это совокупность структурных элементов, которые будут присутствовать в самом повествовании, при этом чем более развернутый и подробный перечень составлен, тем проще становится соединить элементы воедино и воссоздать связный подробный текст. В школе предстоит составить немало подобных «списков»: подробных и кратких, цитатных и тезисных, при кажущейся сложности эта форма работы очень полезна, поскольку способствует детальной проработке и запоминанию материала.

Порядок работы

Рассмотрим, как составить план рассказа (2 класс), чтобы в нем нашли отражение все требуемые учителем элементы. Выделяется несколько этапов работы:

  • Прочитать само произведение.
  • Определить его основную идею, о чем говорится в тексте. Какие события описываются автором, чем начинается и чем заканчивается текст.
  • Разделить текст на смысловые части (позднее будет приведен пример). Каждая из них должна быть законченной по смыслу.
  • В выделенных частях обозначить самое главное, основные действия персонажей.
  • Повторное чтение каждого из фрагментов, придумывание ему подзаголовка и главных (ключевых) слов. Их не должно быть очень много, вполне достаточно выписать собственные имена и 2-3 важнейших существительных или прилагательных.
  • Подробный пересказ.

Такова последовательность работы, позволяющая ответить на вопрос, как правильно составить план рассказа. Далее приведем конкретный пример, разберем текст из программы второго класса Л. Н. Толстого «Лев и собачка».

В Лондоне показывали диких зверей и за смотренье брали деньгами или собаками и кошками на корм диким зверям.

Одному человеку захотелось поглядеть зверей: он ухватил на улице собачонку и принес ее в зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съеденье.

Собачонка поджала хвост и прижалась в угол клетки. Лев подошел к ней и понюхал ее.

Собачонка легла на спину, подняла лапки и стала, махать хвостиком.

Лев тронул ее лапой и перевернул.

Собачка вскочила и стала перед львом на задние лапки.

Лев смотрел на собачку, поворачивал голову со стороны на сторону и не трогал ее.

Когда хозяин бросил льву мяса, лев оторвал кусок и оставил собачке.

Вечером, когда лев лег спать, собачка легла подле него и положила свою голову ему на лапу.

С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал ее, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней.

Один раз барин пришел в зверинец и узнал свою собачку; он сказал, что собачка его собственная, и попросил хозяина зверинца отдать ему. Хозяин хотел отдать, но, как только стали звать собачку, чтобы взять ее из клетки, лев ощетинился и зарычал.

Так прожили лев и собачка целый год в одной клетке.

Через год собачка заболела и издохла. Лев перестал есть, а все нюхал, лизал собачку и трогал ее лапой.

Когда он понял, что она умерла, он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол.

Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лег подле мертвой собачки и затих. Хозяин хотел унести мертвую собачку, но лев никого не подпускал к ней.

Хозяин думал, что лев забудет свое горе, если ему дать другую собаку, и пустил к нему в клетку живую собаку; но лев тотчас разорвал ее на куски. Потом он обнял своими лапами мертвую собачку и так лежал пять дней.

На шестой день лев умер.

Определение темы

Прочитав небольшой текст, следует определить его тему, то есть сказать, о чем говорится в произведении. Это несложно – в рассказе Толстого речь идет о льве и маленькой собачке, их удивительной дружбе. Автор с нескрываемым сочувствием описывает преданность льва своему неожиданному другу.

Далее следует выявить, чем начинается и чем заканчивается текст:

  • Начало – барин ради шутки решает бросить свою маленькую собачку в клетку с хищником. Но неожиданно для всех лев не разодрал несчастную, а проявил сочувствие, потом – искренне привязался к ней.
  • Конец – смерть обоих животных.

Поэтому при пересказе важно добиться того, чтобы начинать со встречи, а заканчивать гибелью героев.

Выделение смысловых частей

Рассматривая, как составить план рассказа, следует выделить в тексте несколько фрагментов, каждый из которых представляет собой законченное повествование. Текст еще раз перечитывают, карандашом отмечают, где закончилась одна мысль автора и началась другая. Определить конец каждой смысловой части можно также по появлению новых героев или по началу нового действия.

В рассказе «Лев и собачка» выделим следующие фрагменты:

  1. Вступление – особенности зоопарков описываемого времени (плата взималась животными, которые шли на корм хищникам).
  2. Человек захотел посмотреть на диких животных и принес свою собачку.
  3. Животное бросили в клетку льва.
  4. Хищник пожалел беднягу.
  5. Неожиданная дружба льва и собаки.
  6. Хозяин пытается вернуть питомца. Грозное недовольство хищника.
  7. Через год собачка заболела и умерла.
  8. Лев отказался от пищи, горевал, не принял другую собаку, которую дал ему владелец и вскоре умер.

Таким образом, получилось 8 частей, каждая из которых закончена по смыслу. После разделения текста следует внимательно перечитать каждую часть и подумать, нет ли необходимости выделить еще какой-либо «кусочек».

Подзаголовки

Рассматривая, как составить план рассказа, мы подошли к следующему этапу работы – емко озаглавить каждый из выделенных ранее фрагментов. Следует стремиться к тому, чтобы содержание изложить 2-4 словами. В нашем случае получаются такие заголовки:

  1. Жизнь лондонского зоопарка.
  2. Жестокий хозяин.
  3. Опасная встреча.
  4. Хищник добрее людей.
  5. Странная дружба.
  6. Сильный защищает слабого.
  7. Болезнь и смерть собачки.
  8. Отчаяние и гибель льва.

Также получилось 8 подзаголовков, каждый из которых представляет собой пункт плана. Используя его, можно без проблем пересказать текст, поскольку все основные события, которые описал Толстой, в нем представлены.

Сложный план

Иногда задание усложняется, например, структура может быть не простой, а развернутой. Рассмотрим, как составить план рассказа в этом случае. Сначала также выделяются смысловые части, однако одну или две из них следует еще более дробно разделить. В тексте «Лев и собачка» можно более детально проработать части 3 и 8. При составлении плана пересказа эти фрагменты в свою очередь могут быть подразделены так:

3. Опасная встреча.

  • 3.1 Поведение собачки (сжалась в угол, боится, замахала хвостиком).
  • 3.2 Реакция хищника (понюхал, потрогал, дал мяса).

8. Отчаяние и гибель льва.

  • 8.1 Хищник понял, что его собачка умерла.
  • 8.2 Отказ от пищи, муки и терзания.
  • 8.3 Реакция на чужого песика.
  • 8.4 Смерть.

Такой развернутый план, конечно, требует более тщательного составления, однако и пересказывать по нему значительно проще.

Основные ошибки

Рассмотрев, как составить план рассказа о животном, проанализируем основные ошибки, которые могут допускать школьники. Их несколько:

  • Выделение очень большого или, напротив, очень малого количества смысловых частей.
  • Нарушение логики, перестановка частей местами.
  • Отсутствие необходимых компонентов: вступления, кульминации и развязки.
  • Неправильный подбор заголовков к пунктам. Надо так называть части текста, чтобы, читая название, сразу удавалось вспомнить, о чем говорится в данном фрагменте.
Читать еще:  Рисуем лягушку. Лягушка-квакушка: рисуем с мамой Как нарисовать лягушку по инструкции

Избежать этих ошибок поможет грамотная и вдумчивая работа над текстом, его неоднократное перечитывание с карандашом в руках. Конечно, второй класс – это лишь вторая ступень начальной школы. Времени на то, чтобы научиться анализировать произведение, у детей будет вполне достаточно, но чем раньше начать, тем лучше будет результат на ЕГЭ. Поэтому работе над составлением плана текста должно уделяться особое внимание, она помогает выделять главное и отсеивать малозначительные детали, тренирует мышление, логику и память.

Мы рассмотрели, как составить план рассказа (2 класс), из каких этапов должна состоять работа. Если что-то не получается с первого раза, не стоит унывать, надо упорно работать, тогда и результат не заставит себя долго ждать.

Как составить план рассказа. Советы и рекомендации, поэтапное описание, пример

В процессе обучения школьникам предстоит выполнить немало заданий, среди которых – подготовка собственного устного рассказа на заданную учителем тематику. Например, это может быть небольшой текст о домашнем питомце или пересказ классического произведения. Чтобы все получилось как надо, следует знать, как составить план рассказа, что обязательно в него включить. Наш материал поможет разобраться.

Что это такое

План – это совокупность структурных элементов, которые будут присутствовать в самом повествовании, при этом чем более развернутый и подробный перечень составлен, тем проще становится соединить элементы воедино и воссоздать связный подробный текст. В школе предстоит составить немало подобных «списков»: подробных и кратких, цитатных и тезисных, при кажущейся сложности эта форма работы очень полезна, поскольку способствует детальной проработке и запоминанию материала.

Порядок работы

Рассмотрим, как составить план рассказа (2 класс), чтобы в нем нашли отражение все требуемые учителем элементы. Выделяется несколько этапов работы:

  • Прочитать само произведение.
  • Определить его основную идею, о чем говорится в тексте. Какие события описываются автором, чем начинается и чем заканчивается текст.
  • Разделить текст на смысловые части (позднее будет приведен пример). Каждая из них должна быть законченной по смыслу.
  • В выделенных частях обозначить самое главное, основные действия персонажей.
  • Повторное чтение каждого из фрагментов, придумывание ему подзаголовка и главных (ключевых) слов. Их не должно быть очень много, вполне достаточно выписать собственные имена и 2-3 важнейших существительных или прилагательных.
  • Подробный пересказ.

Такова последовательность работы, позволяющая ответить на вопрос, как правильно составить план рассказа. Далее приведем конкретный пример, разберем текст из программы второго класса Л. Н. Толстого «Лев и собачка».

В Лондоне показывали диких зверей и за смотренье брали деньгами или собаками и кошками на корм диким зверям.

Одному человеку захотелось поглядеть зверей: он ухватил на улице собачонку и принес ее в зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съеденье.

Собачонка поджала хвост и прижалась в угол клетки. Лев подошел к ней и понюхал ее.

Собачонка легла на спину, подняла лапки и стала, махать хвостиком.

Лев тронул ее лапой и перевернул.

Собачка вскочила и стала перед львом на задние лапки.

Лев смотрел на собачку, поворачивал голову со стороны на сторону и не трогал ее.

Когда хозяин бросил льву мяса, лев оторвал кусок и оставил собачке.

Вечером, когда лев лег спать, собачка легла подле него и положила свою голову ему на лапу.

С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал ее, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней.

Один раз барин пришел в зверинец и узнал свою собачку; он сказал, что собачка его собственная, и попросил хозяина зверинца отдать ему. Хозяин хотел отдать, но, как только стали звать собачку, чтобы взять ее из клетки, лев ощетинился и зарычал.

Так прожили лев и собачка целый год в одной клетке.

Через год собачка заболела и издохла. Лев перестал есть, а все нюхал, лизал собачку и трогал ее лапой.

Когда он понял, что она умерла, он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол.

Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лег подле мертвой собачки и затих. Хозяин хотел унести мертвую собачку, но лев никого не подпускал к ней.

Хозяин думал, что лев забудет свое горе, если ему дать другую собаку, и пустил к нему в клетку живую собаку; но лев тотчас разорвал ее на куски. Потом он обнял своими лапами мертвую собачку и так лежал пять дней.

На шестой день лев умер.

Определение темы

Прочитав небольшой текст, следует определить его тему, то есть сказать, о чем говорится в произведении. Это несложно – в рассказе Толстого речь идет о льве и маленькой собачке, их удивительной дружбе. Автор с нескрываемым сочувствием описывает преданность льва своему неожиданному другу.

Далее следует выявить, чем начинается и чем заканчивается текст:

  • Начало – барин ради шутки решает бросить свою маленькую собачку в клетку с хищником. Но неожиданно для всех лев не разодрал несчастную, а проявил сочувствие, потом – искренне привязался к ней.
  • Конец – смерть обоих животных.

Поэтому при пересказе важно добиться того, чтобы начинать со встречи, а заканчивать гибелью героев.

Выделение смысловых частей

Рассматривая, как составить план рассказа, следует выделить в тексте несколько фрагментов, каждый из которых представляет собой законченное повествование. Текст еще раз перечитывают, карандашом отмечают, где закончилась одна мысль автора и началась другая. Определить конец каждой смысловой части можно также по появлению новых героев или по началу нового действия.

В рассказе «Лев и собачка» выделим следующие фрагменты:

  1. Вступление – особенности зоопарков описываемого времени (плата взималась животными, которые шли на корм хищникам).
  2. Человек захотел посмотреть на диких животных и принес свою собачку.
  3. Животное бросили в клетку льва.
  4. Хищник пожалел беднягу.
  5. Неожиданная дружба льва и собаки.
  6. Хозяин пытается вернуть питомца. Грозное недовольство хищника.
  7. Через год собачка заболела и умерла.
  8. Лев отказался от пищи, горевал, не принял другую собаку, которую дал ему владелец и вскоре умер.

Таким образом, получилось 8 частей, каждая из которых закончена по смыслу. После разделения текста следует внимательно перечитать каждую часть и подумать, нет ли необходимости выделить еще какой-либо «кусочек».

Подзаголовки

Рассматривая, как составить план рассказа, мы подошли к следующему этапу работы – емко озаглавить каждый из выделенных ранее фрагментов. Следует стремиться к тому, чтобы содержание изложить 2-4 словами. В нашем случае получаются такие заголовки:

  1. Жизнь лондонского зоопарка.
  2. Жестокий хозяин.
  3. Опасная встреча.
  4. Хищник добрее людей.
  5. Странная дружба.
  6. Сильный защищает слабого.
  7. Болезнь и смерть собачки.
  8. Отчаяние и гибель льва.

Также получилось 8 подзаголовков, каждый из которых представляет собой пункт плана. Используя его, можно без проблем пересказать текст, поскольку все основные события, которые описал Толстой, в нем представлены.

Читать еще:  Сравнение кроманьонца и современного человека. Общие сведенья о кроманьонцах

Сложный план

Иногда задание усложняется, например, структура может быть не простой, а развернутой. Рассмотрим, как составить план рассказа в этом случае. Сначала также выделяются смысловые части, однако одну или две из них следует еще более дробно разделить. В тексте «Лев и собачка» можно более детально проработать части 3 и 8. При составлении плана пересказа эти фрагменты в свою очередь могут быть подразделены так:

3. Опасная встреча.

  • 3.1 Поведение собачки (сжалась в угол, боится, замахала хвостиком).
  • 3.2 Реакция хищника (понюхал, потрогал, дал мяса).

8. Отчаяние и гибель льва.

  • 8.1 Хищник понял, что его собачка умерла.
  • 8.2 Отказ от пищи, муки и терзания.
  • 8.3 Реакция на чужого песика.
  • 8.4 Смерть.

Такой развернутый план, конечно, требует более тщательного составления, однако и пересказывать по нему значительно проще.

Основные ошибки

Рассмотрев, как составить план рассказа о животном, проанализируем основные ошибки, которые могут допускать школьники. Их несколько:

  • Выделение очень большого или, напротив, очень малого количества смысловых частей.
  • Нарушение логики, перестановка частей местами.
  • Отсутствие необходимых компонентов: вступления, кульминации и развязки.
  • Неправильный подбор заголовков к пунктам. Надо так называть части текста, чтобы, читая название, сразу удавалось вспомнить, о чем говорится в данном фрагменте.

Избежать этих ошибок поможет грамотная и вдумчивая работа над текстом, его неоднократное перечитывание с карандашом в руках. Конечно, второй класс – это лишь вторая ступень начальной школы. Времени на то, чтобы научиться анализировать произведение, у детей будет вполне достаточно, но чем раньше начать, тем лучше будет результат на ЕГЭ. Поэтому работе над составлением плана текста должно уделяться особое внимание, она помогает выделять главное и отсеивать малозначительные детали, тренирует мышление, логику и память.

Мы рассмотрели, как составить план рассказа (2 класс), из каких этапов должна состоять работа. Если что-то не получается с первого раза, не стоит унывать, надо упорно работать, тогда и результат не заставит себя долго ждать.

Как написать рассказ: идеи, план и подсказки в помощь новичкам

Хочу написать рассказ, но понятия не имею, с чего начать. Это обычная проблема новичка – никак не подступиться к первым литературным опытам без волшебного пенделя.

Чтобы откопать вдохновение и побороть страх белого листа, попробуем найти идею для вашего первого рассказа, составить план и написать историю, которую будет не стыдно выставить на суд публики.

О чем можно написать рассказ

Говорят, авторы делятся на две категории. Одни неплохо пишут, но поиск идей для сюжетов стоит им титанических трудов. Другие пишут отвратительно, зато гениальных задумок у них на 30 томов собрания недописанных сочинений. Есть и третья группа – счастливчики, у которых и идей тьма, и навык художественного письма имеется.

Сначала постараемся помочь безыдейным найти тему для сюжета.

Заведите уже блокнот для заметок

Записывайте туда наблюдения за знакомыми и незнакомыми людьми, спонтанные идеи и вообще любые глупости, которые приходят в голову. Совет банальный, но работает.

Главное, не забывать регулярно перечитывать свои наброски и стараться развивать сюжеты на основе более или менее оригинальных задумок.

Читайте СМИ, историческую литературу, дневники

Журналисты и историки поставляют писателям тонны материала. Ищите то, что вызывает у вас эмоциональный отклик и связано с личным опытом.

Прямо сейчас пролистайте новостную ленту. Там точно найдется жизненный анекдот, про который можно написать рассказ.

Используйте изображения

Вот вам картинка.

Вот это сюжетный поворот.

Попробуйте написать любой рассказ на основе этого изображения. Подумайте, что здесь произошло, кто главный герой, какую цель ему можно придумать, и что будет ему мешать? Чем закончится его история?

Не подошло это изображение – найдите другое, которое сразу зацепит. Благо, дело это нынче быстрое и бесплатное. За 15 минут отыщете, про что можно написать рассказ по картинкам или даже детскому рисунку.

Совет четвертый (почти рекламный)

Есть книжка «642 идеи, о чем еще написать» – сборник заданий для развития писательских навыков. Некоторые задачки можно использовать как основу идей для первых рассказов. Остается только развить их в полноценные сюжеты.

Если идея уже есть…

Порой одной удачной мысли или образа достаточно, чтобы воображение закипело, и в голове, как из ниоткуда, стали всплывать целые фразы и даже абзацы. Будто кто-то диктует вам готовый текст.

Если удалось поймать такую волну, не держите все в себе – поделитесь этим потоком сознания с бумагой или ноутбуком.

Рассчитываете, что у вас сразу получится добротный рассказ? Зря! Есть вероятность, что вы даже не сумеете довести историю до логического завершения и зайдете в тупик где-то на полпути. Но у вас появится черновик.

Перечитайте его и оцените замысел – оригинален ли он, интересен ли? Есть желание продолжить работу над этим сюжетом или ну его в топку?

Вы также сумеете понять, чего не хватает вашей истории. Может, надо устроить себе ликбез, поискать дополнительные материалы и изучить выбранную тему?

Не всем подойдет метод спонтанного творческого письма, но в противовес предварительному планированию всего рассказа от начала до финала у него есть одно преимущество.

У хорошей истории должен быть неожиданный поворот или финал – сюрприз, без которого читатель будет разочарован. Придумать нечто оригинальное путем титанического умственного усилия почти невозможно. Зато спонтанное творческое письмо помогает найти необычное решение без напряжения мысли. Удается не всегда, но пробовать стоит.

Что главное в рассказе

Когда новички пристают к опытным авторам с вопросом: как написать рассказ – обычно все сводится к тому, что они не понимают, с чего начать. И тут выручит правильная подготовка. Она поможет сформировать крепкий сюжет и стимулирует воображение.

Чтобы проделать подготовительную работу, ответьте на несколько вопросов.

На какую тему вы хотите написать рассказ?

Теоретически можно обойтись и без нее, но есть риск, что по завершении работы вы сами зададитесь вопросом: а зачем я все это писал? История получится бессмысленной. Заметите это не только вы, но и читатель.

Тема хороша, если она находит эмоциональный отклик и хоть как-то связана с вашим личным опытом. Иначе выйдет сплошная фальшь.

Не пытайтесь объять необъятное – тему надо подбирать достаточно узкую, чтобы удалось раскрыть ее в небольшом рассказе. Например, не просто любовь, а неразделенное чувство поэтически настроенного юноши к меркантильной особе.

Кто ваш герой?

Главному персонажу понадобится:

  • имя и/или прозвище, возраст;
  • описание внешности, манеры одеваться, 1-3 примечательные черты;
  • профессия, работа, семейное и финансовое положение;
  • характер, основные модели поведения, склонности, ценности и жизненные приоритеты;
  • цель. Она может быть глобальной – цель всей жизни, например, быстрые деньги. Другой вариант – ситуативная цель, продиктованная обстоятельствами, которые вы описываете в рассказе.

Это очень упрощенная модель главного героя. Многие авторы готовят детальное описание персонажа и его предыстории, хотя большая его часть не находит отражения в рассказе.

Главное здесь добиться двух целей. Первая – отчетливо представить себе своего героя и ход его мыслей в рамках сюжета вашей истории. Вторая – вызвать симпатию и сочувствие читателей к персонажу.

В чем суть конфликта?

У вашего персонажа есть цель, но по какой-то причине он не может ее достичь, не приложив для этого больших усилий. В этом и заключается конфликт.

Читать еще:  Что такое зига в контакте. "Зига" - что это такое и откуда возник жест

Например, у рыбака из повести «Старик и море» есть цель – побороть свое невезение и принести большой улов. Его противником здесь становится сама природа. Это один из вариантов конфликта.

Помимо стихии, человек еще может вступить в неравный бой с судьбой или случаем, с другим человеком или с самим собой.

Последний вариант самый интересный, но и качественно реализовать его непросто. Нужно поставить героя в ситуацию, когда ему придется делать тяжелый выбор между двумя сильными мотивами.

Например, оказать помощь другим людям или позаботиться о своем спасении, обрести желанное богатство или выручить друга из большой передряги.

Где и когда происходит действие?

Это будет современная Москва или древние Фивы? Чикаго в 30-е годы или космическая станция в 2247-м?

Можно взять реальное место и время или все выдумать, но автор должен отчетливо представлять задний план истории, чтобы без грубых ляпов и анахронизмов показать его читателю.

Как составить план рассказа

В самом простом виде повествование развивается линейно – вы описываете события в их временной последовательности. Это решение не всегда лучшее, но самое простое для начинающего автора.

Всю историю можно разбить на 5 частей:

  1. Экспозиция. Здесь нужно познакомить читателя с героем в его привычной среде и показать задний план.
  2. Завязка. Тут происходит событие, которое порождает конфликт и заставляет героя шевелить булками, то есть активно действовать.
  3. Развитие событий или квест. Персонаж локомотивом прет к своей цели, попутно снося все препятствия, не жалея лба своего. Хорошо бы подложить ему знатную свинью – неожиданный поворот, который сильно усложнит положение героя и сделает его цель почти недостижимой.
  4. Кульминация. В этой части рассказа напряжение нужно довести до пика. Герой уже не может уклониться от последнего действия, которое приведет к разрешению конфликта. Например, схватиться с главным врагом, назвать имя убийцы или признаться, что старинную вазу расколошматил именно он.
  5. Развязка. Наконец-то читатель узнает, чем все закончилось, то есть как герой вышел из конфликта. Здесь персонаж или достигает своей цели, или терпит поражение. В отдельных случаях он обретает нечто более значимое, чем то, к чему он изначально стремился. Прям как в фильме «День сурка».

Используйте этот план, чтобы составить перечень событий вашей истории. Для наглядности можно нарисовать временную ось и расположить на ней ключевые моменты сюжета в их последовательности.

По мере продвижения по сюжетной линии напряжение должно нарастать

Сделали? Рано радуетесь – на этом планирование не заканчивается. Всю эту историю еще нужно разбить на сцены. Каждая из них развивается по тому же принципу, что и весь рассказ – от экспозиции до развязки.

Что должно быть в сцене:

  • задний план – краткое описание места действия;
  • не менее двух персонажей, даже если вторым участником сцены выступает внутренний голос героя, и ему для этого необязательно быть шизофреником;
  • события, меняющие положение главного персонажа;
  • усложнение основного конфликта.

Сцены нужно логично связать между собой. Важно, чтобы по содержанию они не повторяли, а дополняли друг друга. Можно добавить авторские отступления, воспоминания героя, описания событий, которые произошли раньше.

Вангуем, что сейчас у читателя костью поперек горла встал вопрос: а обязательно составлять план? Одни писатели считают, что это строго необходимо. Другие делают только общий набросок или вообще ограничиваются проработкой героя и конфликта и начинают писать, не зная, куда их заведет история.

Многим новичкам второй вариант покажется более удобным, но не пренебрегайте планированием только потому, что вам лень.

Если продумать весь сюжет и каждую сцену сразу не удалось (хотя вы очень старались!), попробуйте написать историю экспромтом.

Возможно, она получится удачной и потребует только небольших доработок. В ином случае вы хотя бы получите черновик, а на его основе подготовить план будет легче.

С чего начать писать рассказ

С начала! Но это необязательно. Когда воображение уже рисует яркую сцену кульминации, глупо принуждать себя начинать работу с экспозиции. Пишите, как пишется.

Помните только одно: все события и связи между ними должны быть понятными и правдоподобными. Когда в наличии есть только эффектная концовка и нет никакого плана, появляется соблазн схалтурить. Почти наверняка вы попытаетесь искусственно подогнать предшествующие события под уже придуманный финал. Они получатся притянутыми за уши, а читатель точно это заметит и не простит.

Вы написали рассказ – что дальше

Отложите готовый текст и перечитайте его через недельку. Не удивляйтесь, если он покажется вам полной фигней, хотя поначалу вы были твердо убеждены, что создали шедевр мировой литературы.

Самые неудачные рукописи тоже не пропадут. Сгодятся на растопку.

Станут заметны ошибки, слабые и скучные моменты, лишние фразы и даже целые сцены. Не исключено, что вы заснете, не дочитав и до середины.

Теперь вычеркните все ненужное и решите, что надо доработать:

  • герой получился плоским, унылым, да и вообще мерзким типом;
  • в начале рассказа есть все, кроме самого главного – интриги;
  • тема истории не раскрыта, а конфликт получился слабым и неинтересным;
  • кульминации не хватает накала, или она вообще проходит незамеченной;
  • действия главного персонажа неестественны и надуманы;
  • события неправдоподобны, непонятны или просто скучны;
  • недостает мелких деталей.

Будьте беспощадным критиком и заносите найденные проколы в черный список, а потом сделайте работу над ошибками и начните все с чистого листа.

Некоторые авторы переписывают произведения по 10-15 раз. Необязательно совершать такие трудовые подвиги, но если вам лень дорабатывать свои рассказы, лучше бросайте это гиблое дело и займитесь чем-нибудь полезным. Елку посадите, маме позвоните.

И, кстати, чтоб вы знали: Хемингуэй переписывал финал романа «Прощай, оружие!» 47 раз…

Финальная шлифовка

Остался последний рывок.

Итоговую версию рассказа надо отредактировать:

  • вычеркнуть предложения и даже целые абзацы, которые не имеют существенного значения для повествования;
  • сократить все, что можно сократить без потери смысла, образности и эмоциональной составляющей текста;
  • добиться предельной точности в каждой фразе и даже слове путем подбора синонимов и изменения расположения слов в предложениях;
  • найти и исправить опечатки, пунктуационные и грамматические ошибки.

Прочитали рассказ на 10 раз и как будто нашли каждую мелкую погрешность? Не обольщайтесь – там почти точно есть еще 1-2 обидные опечатки, которые вы в упор не видите. Исправит их либо корректор, но за деньги, либо первые читатели бесплатно, но с укором и обвинениями в неграмотности.

Если рискнете представить плоды своего творчества широкой и незнакомой публике, заранее готовьте самолюбие к беспощадному унижению.

Конструктивную критику человека, который знает на своем опыте, как написать рассказ самому, можно распознать по нейтральности тона и точности замечаний. Она полезна и заслуживает внимания. Все остальное, включая восторги экзальтированных особо, пропускайте мимо глаз и ушей.

А чтобы получить больше советов о том, про что и как писать, смотрите мастер-класс Донцовой «Коммерческий успех писателя».

Источники:

https://autogear.ru/article/377/509/kak-sostavit-plan-rasskaza-sovetyi-i-rekomendatsii-poetapnoe-opisanie-primer/
https://fb.ru/article/377509/kak-sostavit-plan-rasskaza-sovetyi-i-rekomendatsii-poetapnoe-opisanie-primer
https://dreamclass.ru/blog/kak-napisat-rasskaz-idiei-plan-i-podskazki-v-pomoshch-novichkam/

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Для любых предложений по сайту: [email protected]