3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как создается театральная декорация? Изготовление и производство декораций.

Виды и особенности театральных декораций

Для того, чтобы постановка была успешной, важно не только правильно подобрать актеров. Атмосферу на сцене создают также декорации. Можно сказать, что декорациям столько же лет, сколько и театральному искусству, потому что даже при первых постановка использовали различный реквизит.

Жесткие и мягкие декорации

Декорации бывают двух видов:

Жесткие конструкции условно делят на плоские и объемные, однако на самом деле разновидностей намного больше. Декорации могут быть обыгрываемыми и использоваться актерами во время выступления. Например, различные лестницы, заборы, столы могут использоваться во время постановки. Не обыгрываемые декорации просто служат статичным фоном и создают атмосферу, антураж.

Жесткие декорации производят в основном из дерева и дюралюминия. Для деревянных конструкций выбирают недорогую, но прочную древесину хвойных пород. В некоторых случаях при производстве декораций уместно использовать легкие металлы.

Мягкие декорации выпускают из тканей, они могут быть гладкими, драпированными, живописными или содержать аппликации. Бархат, холст и тюль — самые популярные материалы на сцене. Также сегодня для производства изделий используют синтетику и нетканые материалы. Они практичны и создают нужный эффект.

Существует множество способов создания театральных декораций, они разрабатывались веками. Сегодня в сценографии не создается ничего принципиально нового — все уже было придумано заранее. Однако в искусстве декорирования появляются новые материалы и технологии.

Декорации на сцене, как правило, многослойные. Это не только фон позади актеров, но и весь необходимый инвентарь. К декорациям относят даже занавес и кулисы.

Требования к инвентарю

Качественные декорации соответствуют нескольким важным требованиям. Важно, чтобы их можно было легко собрать и разобрать без потери свойств материалов. Существуют сложные в изготовлении изделия, однако в идеале декорации должны быть просты в производстве. Тогда при поломке изделие можно будет быстро восстановить.

Декорации нужно хранить, и желательно, чтобы они не занимали слишком много места. Поэтому среди важных качеств конструкций — портативность и мобильность. Также декорации должны быть легкими и прочными. Это не всегда возможно при производстве жесткого реквизита. Однако мягкие декорации соответствуют этим требованиям на 100%. Чтобы сделать их еще легче, для декораций стали использовать современные материалы.

Декорации используются на сцене в течение многих лет. Кроме того, их могут временно размещать на складе и даже перевозить в другие города. Поэтому к изделиям предъявляются такие строгие требования.

Если конструкция не отличается практичностью, то ее эксплуатация потребует регулярных расходов. Декорации придется ремонтировать, разбирать, заказывать перевозку в особых условиях. Не исключено, что такой инвентарь в театрах используют, но в редких случаях, когда альтернативы нет.

Практичные декорации не требуют лишних затрат и не теряют своих свойств в течение многих лет. В некоторых случаях при производстве изделия стоит переплатить и заказать конструкцию из более дорогих материалов, если это продлит срок его службы. Однако с появлением синтетики и нетканых материалов театры могут уже не переплачивать при изготовлении декораций.

Как создают декорации

Декорации создают по предварительному эскизу. Эскизы делают, детально прорабатывая каждую из сцен. При этом учитывают все детали. Главная декорация в сценах — фон, после нее идут предметы для антуража, окружающие участников действа. Сценограф начинает работать с готовыми эскизами, он создает предварительный макет. Макет — еще не декорация, это только модель.

Создав макет, можно определить, насколько точно определен размер изделия. В некоторых случаях приходится вносить коррективы. Именно поэтому декорации создают только после изготовления пробного макета. Рисунок на конструкцию наносит художник, за действиями которого следит режиссер.

Читать еще:  Умение печорина разбираться в людях. Григорий Печорин из романа М

После подготовки макета изделие отправляется в специализированный цех, где производят декорации. Здесь создают конечный товар — изделие, которое будет украшать сцену. Макет, который отправляют для производства, обычно является уменьшенной копией декорации. Перед мастерами стоит задача воспроизвести конструкцию в увеличенном размере. Мягкие театральные декорации порой создавать не легче, чем твердые — все зависит от особенностей изделия. Некоторые декорации имеют множество сложных элементов.

Как создается театральная декорация? Изготовление и производство декораций.

В обществе существует ошибочное мнение о том, что с появлением кинотеатров, классический театр давно умер. Но, на самом деле, интерес к классической живой игре никуда не пропал, а, наоборот, обрел новое дыхание. Аудиторию своих поклонников нашли, как современные фильмы в кино, так и классические постановки в театре. Поэтому театральное искусство продолжает жить и развиваться. Билеты на премьерные показы иногда нереально купить и за два месяца заранее. Театр нельзя не любить, ведь в нм впечатляет абсолютно все. Игра актеров, декорации, постановки, звуковое сопровождение, особое освещение и сам зал создают нужную атмосферу на следующие два часа. Именно такого эффекта пытается добиться каждый продюсер постановок. Но, чтобы реально иметь возможность достичь такого эффекта, перед создателем постановки всегда предстоит многоэтапный непростой процесс ее создания. Все начинается с подбора актеров и проведения многочисленных кастингов. Когда общая картина происходящего продумана, наступает момент воплощения ее в жизнь. Практически нет таких картин, где бы минимально не использовались декорации. Даже стул на сцене во время монолога — это специальных антураж. Длительное и тщательное изготовление театральных декораций чаще всего дает свой ожидаемый результат.

Эффект от правильно подобраных декораций

Декорации дают возможность увидеть идею автора полностью. Какой бы не была гениальной идея автора, в любом случае декорации ставлять завершающую точку в создании финального образа. Основная задача декораций в любой постановке состоит в следующем:

1. Создание правильной атмосферы.

2. Дополнение и разбавление сюжета постановки.

3. Помощь артисту в погружение в атмосферу сюжета.

Актер на сцене сможет проще перевоплатиться в своего персонажа, находясь в обстановке в соответствии задумке автора.

За любой пьесой интереснее наблюдать, если она разбавлена тематическиими качественными декорацииями. Сочетание хорошей игры актеров, талантливой режессуры и впечатляющих декораций — это залог успешного спектакля. Главное, правильно подобрать антураж, чтобы полностью передать идею автора и его задумку. Также важно чтобы актерам было удобно играть в таких условиях, а сами декорации не могли им навредить. Их также необходимо подбирать исходя из параметров и особенностей сцены, где и будет происходить театральное действие. Хорошие декорации — это возможность увидеть и ощутить то, что именно хотел сказать автор.

Кто и как создает декорации для театра

Андрей Корнеев — доказательство того, что высокое искусство не чуждо брутальным инженерам. Бросив работу у станка, он направил накопленный на заводе опыт на благо культуры, а затем и вовсе подался в театральное закулисье.

Андрей Корнеев — доказательство того, что высокое искусство не чуждо брутальным инженерам. Бросив работу у станка, он направил накопленный на заводе опыт на благо культуры, а затем и вовсе подался в театральное закулисье.
Мы встретились с Андреем в стенах Самарского академического театра драмы и узнали, как он стал заниматься изготовлением металлических декораций, какой постановке посвятил четыре года гибки и резки, а также почему детали декораций называют в честь Волги.

От станка в шоу-бизнес

Металл-карьера Андрея стартует в 1991 году: тогда он после армии устроился на один из самарских заводов. В рядах разнорабочих долго стоять не пришлось: вскоре после трудоустройства Корнеев, механик по образованию, дорос до начальника инструментального отдела предприятия. Так же быстро закончилась история с заводом: на работе Андрей познакомился с будущим директором компании, занимавшейся прокатом звукового и светового оборудования.


«Еще до армии я крутил дискотеки, весь был в музыке — работа оказалась мне близка».

Читать еще:  Определенный порядок регулирующий проведение совещания. Правила проведения совещаний

Так Корнеева затянуло в шоубизнес: будучи главным инженером фирмы, он обеспечивал техподдержку мероприятий, среди которых, например, концерт Scorpions.

«После монтажа я даже не захотел идти на сам концерт — настолько все это намозолило глаза. Куда приятнее было после купить диск и посмотреть это же выступление на домашнем экране».

Еще во время работы на концертных площадках Корнеев стал получать индивидуальные заказы. Одним из сторонних клиентов стал Самарский академический театр драмы.

Тайны за сценой

Первый совместный спектакль «драмы» и Корнеева — классическая постановка «Леди Макбет», премьера которой состоялась в 2012 году. Шекспировскую сагу к числу своих декораторских побед он не относит и не связывает с ней самых ярких воспоминаний. Тем не менее, вместе с «Макбет» Андрей начал узнавать, как работает театральное закулисье.


«Как таковых эскизов к спектаклю у меня не было. Только фотографии постановщика, который раньше делал этот же проект где-то в Прибалтике. Особенностью конструкции было то, что к ней нужно было прикрепить насос и канистру с некоей жидкостью, имитирующей стекающую по зеркалу кровь. Я спросил у театральных монтажников, какую краску они будут заливать. Мне объяснили, что любая краска „убьет“ зеркала, а кровь в театре заменяют молоком, которую „красят“ красными фонарями, то есть просто подсвечивают».

Американская классика

Сразу после окончания работы над «Леди Макбет» Корнеев приступил к «Побегу из Шоушенка». Труд занял четыре года.


«Это очень масштабные декорации: помимо мелких деталей вроде тележки для белья в прачечной, мы изготовили пять планов тюремной решетки. Не обошлось и без неприятных сюрпризов. Решетки размером 16 на 8 метров подъемный механизм театра оказался просто не в состоянии осилить. Пришлось дорабатывать подъемники. Но для меня главное другое. Еще до премьеры я знал всю сценографию, несколько раз видел фильм, читал книгу.

И не смотря на это до последнего был заворожен действием на сцене».

Металлические деревья и клетка для попугаев-гигантов

За время подготовки к премьере «Побега» Корнеев соорудил для драмтеатра декорации еще к пяти спектаклям. Среди них, например, патриотическая постановка «Завтра была война», вышедшая в 2015 году. Самым интересным из металлических элементов ее сценографии Андрей считает деревья (!): природу на сцене воссоздали путем сваривания труб разного диаметра и длины. На изогнутые «стволы и ветки деревьев» намотали ткань, придав структуру древесной коры и покрасили в коричневый цвет.
Спектакль «Русский водевиль» стартовал сразу после «Шоушенка». Для него Корнеев изготовил всего одну деталь — зато с историей.


«Театр заказал у меня клетку для попугая. Я посмотрел на эскиз и предложил пойти и купить похожую на местном рынке. Как оказалось, ребята уже пытались найти что-то подобное, но не нашли клетку таких размеров: по сюжету, актер играет попугая. Клетка стоит на бочке, бочка скрывает актера, а в клетке получается как бы «попугай». Дальше смех: я не успокоился, пошел на рынок и попал к тем же продавцам, задал им вопрос про ту же клетку. Они аж кричали: «Чего вас так подперло-то? Неделю назад искали такую же махину, что у вас за попугаи такие?»

Всесильные декорации

Десятым по счету спектаклем, который оформил для «драмы» Корнеев, стала «История лошади», или «Холстомер», поставленный в 2016 году. Наряду с «Побегом из Шоушенка», Андрей считает его одним из самых трудоемких и интересных своих проектов. На спектакле зрители видят лишь зеркальные стены, за которыми скрываются сложные металлические конструкции. Однако флагманами сценографии Андрей считает не их, а хореографические станки.


«Вся эта большая страшная машина — ничто по сравнению с маленькими станками, которые обыгрываются со всех сторон. Когда мы их проектировали, в макете изначально не было сдерживающих косынок — их мы добавили, когда начали собирать декорации. Эти хлюпенькие станки, как оказалось, должны выдерживать огромные нагрузки — с ними что только не делают, даже бегают по ним».

Работа в цеху

Первые декорации Корнеев делал у себя в гараже, имея сварочный аппарат и монтажную пилу. Следующие заказы потребовали более масштабного подхода. Помогли наработанные связи и партнеры, которым он благодарен.
Сейчас декорации изготавливает целая команда профессионалов: сварщики, сборщики, бригада по лазерной резке, гибщики. Корнеев занимается контролем процесса, выступая начальником производства, или, как говорят в шоу-бизнесе, продакшн-менеджера, однако никогда не чурается и чисто рабочих моментов.

Читать еще:  Святая анна леонардо да винчи. Святая анна с мадонной и младенцем христом и барашком


«Я руковожу всем, что касается металла. Получаю эскизы, предлагаю варианты решения, обсуждаю их с декораторами, согласовываю с художником постановки технические моменты. Далее — работа в конструкторском бюро: вместе с конструктором мы, опираясь на техзадание, начинаем рисовать наброски. От руки ничего не делается: у самой мелкой железки есть свой чертеж. После сдачи проекта начинается производство. Я сам часто иду „в дело“ — все-таки слесарь четвертого разряда, тоже многое могу».

Непосредственно работу «руками» Корнеев предпочитает поручать профессионалам, для которых резка и гибка — нормальное дело, они профи. В цеху при этом — ничего сверхъестественного.


«Ленточная пила по металлу советского образца, три сварочных аппарата, два станка лазерной резки, два гибочных станка — вот и все оборудование. Но с теми технологиями, которые мы применяем, можно решать большие вопросы. Например, у нас есть сверлильный станок, но мы его не используем — режем лазером».

Театральная столярка

При необходимости к металлическим частям сценографии присоединяются деревянные: для этого у самарского драматического есть собственная столярная мастерская. Ее полностью укомплектовали оборудованием марки JET, которое заказали в магазине Кувалда.ру: ленточной пилой, фрезерым станком, циркулярной и торцовочной пилой.


«Раньше здесь стояли допотопные станки 1930-1950-х годов. Теперь о них напоминает только старый токарный станок. Кое-как от них избавились и поставили нормальные, стало куда проще: раньше, к примеру, опилки после циркулярки валялись по всему цеху, теперь их собирает специальный пылесос».

Монтаж

Последний этап перед монтажом — сборка и демонстрация результата театральным заказчикам.

«Когда все собирается в кучу, начинается один большой кайф, сплошная эйфория. Особенно, когда дело касается масштабных спектаклей. Одно дело — мелкие проекты: на ферме попрыгал, все сошлось. Другое — видеть, как оживают огромные конструкции».

Случаются, правда, и эксцессы. Например, поволноваться Корнеева заставила сборка декораций к спектаклю «Варвары».


«На этапе премонтажа мы собирали огромный квадрат семь на семь метров. При сборке мы неправильно прочитали чертеж, не туда приложили „плечо“, конструкция в результате просто не поместилась на полу огромного зала. Мы рвали волосы: неделя до премьеры, а у нас такая страшная ошибка. Разобрались быстро, но и поволновались знатно».

Первый монтаж декораций к «Шоушенку» шел восемь часов: все составляющие приезжают в театр «по одиночке», рабочие начинают монтаж с нуля — прикручивают мелкие узлы и кронштейны, соединяют лестничные ступеньки. В дальнейшем за кулисами хранятся уже «полуфабрикаты», а сроки сборки сокращаются вдвое. При этом у САТД своя технология: положение деталей здесь не делят на право и лево и не маркируют цифрами, а определяют по отношению к Волге и улице Фрунзе — отсюда обозначения вроде «Ф-зад» или «В-центр».

Металлическая бричка для Чацкого

В отличие от концерта Scorpions, спектакли Корнеев все же посещает, причем с огромным удовольствием.


«Эмоции же после просмотра — просто через край. К своему стыду, я был только на последних трех постановках. Очень хотел попасть на „Леди Макбет“, получил пригласительный, но тут подвел опыт шоубиза: все концерты начинаются в семь, а спектакли в театре — в шесть. Когда я это понял, ехать уже не было смысла. До сих пор жалею».

Сегодня Андрей уже расширяет свою сферу театрального влияния. После премьеры «Побега из Шоушенка» его услугами заинтересовался еще один театр — «СамАрт». Постановку «Горе от ума» в самарском ТЮЗе Корнеев называет самым сложным своим театральным заказом. Чего только стоит съезжающая по рельсам и разваливающаяся на ходу карета.

Текст: Любовь Саранина. Фото: Артем Голяков

Источники:

http://www.svet-teatr.ru/articles/vidy-i-osobennosti-teatralnyh-dekoratsiy.html
http://russian7.ru/post/commercial/2019/11/20/uslugi-izgotovleniya-dekoraciy-dlya-te/
http://www.kuvalda.ru/blog/articles/zolotye_ruky/kto-i-kak-sozdaet-dekoracii-dlya-teatra.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector