Как выглядит чувашия. Уникальный язык и необычное происхождение чувашей
Чуваши: Поволжские потомки Аттилы и носители утраченного языка
Чуваши – воистину удивительный народ. Будучи одним из самых многочисленных народов России, они, тем не менее, имеют весьма необычную историю, происхождение и язык, что заслуживает того, чтобы уделить несколько минут прочтению посвященной им статьи.
Происхождение чувашей и как они выглядят?
Как и с большинством других тюркских народов, антропологический облик чувашей неоднороден. Большая их часть являются европеоидами, небольшой процент имеет монголоидные признаки, и лишь немногие являются чистыми монголоидами.
В свете того, что среди тюркских народов есть как чисто европеоидные, так и чисто монголоидные народы, точно утверждать, каким был изначальный облик тюрок, и кто просто перешел на тюркские языке пока что невозможно.
Можно только утверждать, что чуваши относятся к числу наиболее древних тюркских нардов. Некоторые исследователи и вовсе считают этот народ самым древним из них.
Где живут чуваши, и сколько их?
Чуваши проживают в основном на территории России, причем около двух третей этой нации проживает в Чувашии. Общее количество чувашей составляет около 1,5 млн. человек, что делает этот народ пятым по численности в России.
Язык чувашей
Чувашский язык относится к тюркским, однако с ним не все так просто. В двух словах: существовал некогда пратюркский язык, откуда со временем стали выделяться отдельные тюркские языки. Предположительно, первым выделился чувашский и некоторые другие, похожие на него, но уже ставшие мертвыми языками.
Но дело в том, что этот тюркский язык так сильно отличается от других тюркских языков, что некоторые лингвисты, считают, что он просто имеет общее с тюркскими языками алтайское происхождение, но тюркским не является. В любом случае большая часть чувашей, являются носителями этого уникального языка.
Краткая история чувашей
Древняя история предков чувашей теряется во глубине веков, и плохо реконструируется, ввиду специфики этого народа и отсутствия письменных свидетельств. Известно, что они входили в Булгарское царство (не путать с Болгарией).
Со временем они откочевали на север, не желая принимать ислам. Во многом это стало архетипической чертой народа, поскольку не соглашаться с тем, что ему навязывают «сверху», они не желали и позднее. Далее чуваши ассимилировали значительное количество соседних русских и казанских татар.
Сами чуваши были частью Казанского ханства, но занимали в нем довольно независимую позицию, ограничиваясь выплатой дани и не более. Когда Иван Грозный взял Казань, чуваши стали подданными русского царя, однако и после этого настаивали на своих правах.
Они участвовали во множестве восстаний, и смогли выжить несмотря ни на что. После чуваши вошли в состав СССР, а теперь являются частью Российской Федерации.
Религия и традиции чувашей
Основными занятиями чувашей издавна (в зависимости от местности) были земледелие, скотоводство и ремесла, в которых они достигли очень высокого мастерства. Особенно они отличились в обработке металлов и изготовлении оружия.
Во всяком случае, они многие века назад освоили производство самозатачивающихся орудий труда и войны. Во многом это, помноженное на активное участие чувашей в антиправительственных восстаниях, и заставило царское правительство запретить чувашам заниматься кузнечным ремеслом в XVII–XIX веках.
Чуваши еще в древности подвергались попыткам христианизировать их или исламизировать. В конце концов это удалось, и сейчас большая часть исповедует христианство. Некоторые исповедуют ислам суннитского толка, однако сохранились и язычники, причем не только в смешанном, но и в чистом виде. Даже несмотря на усердную христианизацию, в XIX веке были целые чувашские языческие деревни.
Само чувашское язычество тоже сильно отличается от язычества других тюрок, но зато обнаруживает много общих черт с язычеством соседних народов, например, марийцев. И снова у ученых нет четкого мнения, что именно оно собой представляет.
Некоторые говорят о выраженном монотеизме традиционной чувашской религии, некоторые отрицают это. Но, как бы там ни было, но и сегодня среди чувашей достаточно таких, кто приносит жертвы древним богам.
Если Вам понравилась статья, ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал Экватор . Оставайтесь с нами, друзья! Впереди ждёт много интересного!
Как выглядит чувашия. Уникальный язык и необычное происхождение чувашей
Чуваши: уникальный язык и необычное происхождение
По численности – пятый народ в России
По данным переписи 2010 года, на территории страны проживает 1 млн. 435 тысяч чувашей. В Тульской области насчитывается 1085 представители этой национальности.
Основная часть чувашей проживает в Чувашской Республике, которая входит в Приволжский федеральный округ. Столица Чувашии Чебоксары.
Происхождение, история и своеобразный язык чувашей считаются весьма древними. По мнению ученых, корни этого народа обнаруживаются в древнейших этносах Алтая, Китая, Средней Азии. Ближайшими предками чувашей считаются булгары, племена которых населяли обширную территорию от Причерноморья до Урала. После разгрома государства Волжская Булгария (14 век) и падения Казани часть чувашей обосновалась в лесных краях между реками Сура, Свияга, Волга и Кама, смешавшись там с финно-угорскими племенами. В XVI веке чуваши вошли в состав России, а в начале XX века получили автономию.
Чувашский язык относится к булгарской группе тюркской языковой семьи и представляет собой единственно живой язык этой группы, и поэтому уникален. В чувашском языке выделяют верховой (“окающий”) и низовой (“укающий”) диалект. На основе последнего сформировался литературный язык.
Ведущую роль в традиционном хозяйстве чувашей издавна играло пашенное земледелие. Они возделывали рожь, полбу, овес, ячмень, гречиху, просо, горох, коноплю, лен. Было развито огородничество, сажали лук, капусту, морковь, брюкву, репу. С середины 19 века стал распространяться картофель. Чуваши издавна славились умением возделывать хмель, который продавали и соседним народам.
На втором месте по значимости находилось животноводство – разводили крупный и мелкий рогатый скот, лошадей, свиней, домашнюю птицу. Занимались также охотой, рыболовством, бортничеством.
Из кустарных промыслов в основном были распространены деревообрабатывающие: колесный, бондарный, столярный. Существовали плотничьи, портняжьи и другие артели. Из ремесел были развиты гончарное дело, лозоплетение, резьба по дереву. Резьбой украшали утварь (особенно пивные ковши), мебель, столбы ворот, карнизы, наличники.
Чувашские женщины занимались изготовлением холста, крашением ткани, шитьем одежды для всех членов семьи. Одежду украшали вышивкой, бисером и монетами. Чувашская вышивка 17-19 веков считается одной из вершин народной культуры, отличается символичностью, разнообразием форм, сдержанной красочностью, высоким художественным вкусом мастериц, точностью исполнения. Особенность чувашской вышивки – на обеих сторонах ткани одинаковый рисунок. Сегодня современные изделия с использованием традиций национальной вышивки изготовляются на предприятиях объединения “Паха тёрё” (Чудесная вышивка).
Религия и верования: два в одном
До присоединения к Русскому государству чуваши были язычниками. В язычестве их существовала система многобожия с верховным богом Турă, а также анимизм — вера в одушевлённость природных объектов. Боги делились на добрых и злых. Каждому занятию людей покровительствовал свой бог. Языческий религиозный культ был неразрывно связан с циклом земледельческих работ, с культом предков. Чуваши чаще других народов поминали умерших родственников, так как все неприятности и болезни они приписывали гневу покойников.
Вера чувашского народа имеет много общего с традиционными верованиями марийцев, а также с другими народами Поволжья. В ней довольно заметно влияние ислама, а также христианства.
В XVIII веке чуваши подверглись христианизации. Когда их начали (с середины 18 века) обращать в христианство, русские священнослужители вынуждены были согласиться с теми праздниками, которые существовали у древних чувашей: их начали подгонять к православным праздникам. Так, Сурхури подогнали под Рождество, Сăварни под Масленицу, Мăнкун под Пасху, Симёк под Троицу и так далее. Но все-таки полностью искоренить языческие представления не удалось. И сегодня многие свои традиционные праздники чуваши отмечают, сопровождая их как христианскими, так и языческими обрядами. Кстати, чуваши – самый многочисленный тюркский народ, большинство которого исповедует православие (есть немногочисленные группы чувашей-мусульман и некрещенных чувашей).
А в целом в формировании и регулировании морально-этических норм у чувашей всегда большую роль играли не столько религиозные нормы, сколько общественное мнение: «Что на деревне скажут» (Ял мён калать). Чуваши с особым почтением относились к умению достойно вести себя в обществе. Осуждали нескромное поведение, сквернословие, пьянство, воровство. Особое требование в этих вопросах предъявлялось молодежи. Из поколения в поколение чуваши учили: «Не срами имени чуваша» (Чăваш ятне ан зёрт).
Сообщение о народе чуваши. Уникальный язык и необычное происхождение чувашей
В этом утверждении есть доля правды. Любая смена этнонима связана с генетическим дрейфом народа. Сегодняшние чуваши это не только сувары, это и булгары – потомки гуннов (вунногуры и т.п.), это и очувашенные марийцы (вирьял) и обломки различных наций влившихся в сферу чувашской культуры. Генетики признали, что средненизовые чуваши близки генетически ранним тюркам, то есть гуннам. Но как быть с остальной массой чувашей? Сегодня антропологическая школа Чувашии уничтожена, но именно антропологи утверждали: «чуваши на 98% европеоиды; марийцы, мордва на 82%, а татары и башкиры на 60%». Если чуваши тюрки, то почему такая большая разница в показателях европеоидности по отношению к тюркам (татарам и башкирам)?
Просматривая фильм о чувашах-тюрках, возникают следующие мысли:
– в фильме постулируется мысль, что тюрки это не антропологическое, а культурное сообщество, этим объясняется разница в антропологии чувашей и других тюркских народов. Но в таком случае, чем объяснить мощную культурную разницу между чувашами и тюркскими народами: в религии, искусстве, укладе? Кроме того, исторически тюрки происходят от вполне конкретного предка – гуннского племени тюкюе (тюгю), значит, все-таки, антропология является ключевым показателем единства тюркского сообщества.
– В фильме показаны ритуалы вокруг абашевских курганов. С точки зрения археологии, абашевцы не являются предками чувашей. Правда с точки зрения отношения чувашей к курганам, как к «Улăп тапри», подобные съемки возможны, только обрядов возле таких мест чуваши не производили, разве что только в тех случаях, когда на холме находилась киреметь.
– Во время обрядов пиво в огонь не плескали. Пиво, как и приношения, оставлялись на культовом месте. В огонь приносят жертвы марийцы.
– В фильме рассказывается о развитом хмелеводстве в Чувашии, но все должны понимать, ни о каком промышленном земледелии в республике после правления бывшего Главы администрации Чувашии говорить уже не приходится. Стоило бы сказать, что при каждом деревенском подворье раньше была своя пивоварня. Все русские названия, связанные с пивоварением булгаро-чувашские: хмель, солод, сусло и т.п.
– Обряд “ниме” (взаимопомощь) обычно проводился при строительстве дома или при полевых работах и был связан с личным участием в работе. При прежнем Главе администрации Чувашии этот обряд был низведен до уровня «добровольно-принудительных» денежных поборов. Не понятна связь между обрядом «ниме» и осенними посиделками «кĕр сари».
– Исторически, дрожжи в пиво стали пускать в позднее время, в период спаивания нации.
– Предполагают что пиво общетюркский напиток. Судя по названию «сăра» у чувашей и алтайцев, так действительно может показаться, однако, кто же на кого повлиял? Известно, что пивоварение зародилось в Месопотамии в 5 тысячелетии до н.э., а не на Дальнем Востоке. Назовите хоть один тюркский народ, где так же широко было развито пивоварение?
– Если чуваши тюркоязычные, то почему основные слова народа не вписываются в тюркскую лексику: например: хевель (“солнце” чув.) – гелиос (греческий). Почему тюрки кочевники, а чуваши древнейшие земледельцы? (Д.Ф. Мадуров. Тип уклада чувашского народа и его роль в экосистеме Волжско-Камского края // Экологический вестник Чувашской республики. – Чебоксары: 2000. – вып. 20. Д.Ф. Мадуров. Выверка уклада чувашей на примере артефактов культуры // От истории природы к истории общества: прошлое в настоящем и будущем: Приложение к вестнику Российского философского общества. Материалы научной конференции. М.: 2000. – ч.1) Почему все тюрки поклонялись Тенгрихану, а у чувашей нет следов этого культа. Чуваши поклоняются Тура. Это имя бога переднеазиатского происхождения. Подробнее об этом в статье (Д.Ф. Мадуров. Переднеазиатско-чувашские культурные параллели. С.360-382 // Научно-педагогическое наследство В.Ф. Каховского и проблемы истории и археологии. Материалы научно-практической конференции. 19-20 декабря 2006 г. Книга 2. – Чебоксары, ЧГИГН, 2009).
– Слушая чувашскую песню в фильме, невольно вспомнил украинскую «На моем пидвирье выросла береза, Дайте ж нам горилки хей хо, дайте ж нам горилки хей хо. На моем пидвирье выросла береза». Так кто же у кого эту песню списал?
– Жаль что в фильме мало представлены серебряные украшения чувашей. Ужасно выглядят вышивки с цветочками вышитыми анилиновыми нитками. Верх пошлости, эта традиция появилась в 50-е годы, в период культивирования отрицания национальной культуры и подражания русской. Женщина в девичьем головном уборе просто смотрится смешно, также нелепо выглядит сочетание очков и этнографического костюма.
– В фильме утверждается, что принявшие ислам чуваши стали называться татарами. В этой фразе проглядывает смысл о родстве тюркоязычных чувашей и татар. Следует отдавать себе отчет, что эти процессы происходили в период татарского господства в регионе и их максимального культурного влияния. Точно такие же процессы происходят и сегодня, и с этой точки зрения большая часть православного русскоязычного населения тоже может указать на свои чувашские (булгаро-суварские корни). В то же время и в чувашской среде присутствуют следы генетической подпитки со стороны соседствующих народов.
– С удивлением узнаю, что чувашский язык существует и будет существовать благодаря переводу на него Библии. Вообще-то священные писания на «гуннском языке» вышли в свет еще в 530 году, но это ни коим образом не сказалось на сохранности языка и самих переводах. Конечно, мы можем только поблагодарить Российский Институт перевода Библии за очередной крупный (по нашим меркам) финансовый вклад. Вспомним, что на грант Английского Библейского общества миссионер-просветитель И.Я. Яковлев построил Чувашскую Симбирскую школу. Только основной целью этой мисси было отнюдь не развитие национальной культуры чувашей, а чисто миссионерские задачи, не даром по воспоминаниям учащихся Симбирской школы, в ней запрещалось петь народные чувашские песни. А с точки зрения Православной (ортодоксальной) церкви даже народный костюм является «языческим», о чем в своих пропагандистских статьях уже писала газета «Чебоксарские новости». Так что, получается, что нам подсунули очередной «троян» («троянского коня»).
После просмотра фильма появляется ощущение, что этот фильм создавался, чтобы еще больше разделить наш народ, либо его создавали некомпетентные в этих вопросах люди.
Источники
Основные источники сведений по чувашской мифологии и религии – это записи таких ученых, как В. А. Сбоев , В. К. Магницкий , Н. И. Золотницкий и др. Важным источником информации о традиционных верованиях чувашей стала изданная в 1908 г. книга венгерского исследователя Д. Месароша «Памятники старой чувашской веры».
Язычество сохранилось в своей неприкосновенности только очень спорадически. Языческое селение это редкостное явление. Вопреки этому мне прошлым летом удалось длительное время побывать в одной такой исконно языческой местности И в других краях, где сейчас уже исповедуют христианскую веру, жива память о языческой эпохе в основном в устах стариков, которые сами лет 40-50 тому назад тоже приносили жертвы древним чувашским богам.
В конце XX в. большой массив чувашских мифов был обработан при составлении чувашского эпоса Улып .
Сотворение мира
По преданиям, мир создан богом Турă , «но сейчас никто уже не знает, как он создал его». Сначала на земле были только один язык и одна вера. Затем на земле появилось 77 разных народов, 77 разных языков и 77 разных вер.
Структура мира
«Чувашский мир» (рис. Владимира Галошева)
Для чувашского язычества характерно многоярусное представление о мире. Мир состоял из трех частей и семи слоёв: трёхслойный верхний мир, однослойный наш мир и трёхслойный нижний мир.
В чувашской структуре мироздания прослеживается общетюркское деление на надземные и подземные ярусы. В одном из небесных ярусов живёт главный пирешти Кебе, которых передает молитвы людей богу Турă , обитающему в самом верхнем ярусе. В надземных ярусах находятся и светила – луна ниже, солнце выше.
Первый надземный ярус находится между землей и облаками. Раньше верхняя граница находилась гораздо ниже («на высоте крыши ветряных мельниц» ), но облака поднялись выше, когда люди стали хуже. В противовес подземным ярусам, поверхность земли – мир людей – называется «верхним миром»(Çỹлти çанталăк ). По форме земля четырёхугольная, в заговорах часто упоминается «четырехугольный светлый мир» (Тăват кĕтеслĕ çут çанталăк ).
Земля была квадратной. На ней жили разные народы. Чуваши верили, что их народ живёт в середине земли. Священное дерево, древо жизни, которому чуваши поклонялись, поддерживало небосвод посередине. С четырёх сторон, по краям земного квадрата, небосвод поддерживали четыре столба: золотой, серебряный, медный, каменный. На верхушке столбов располагались гнезда, в них по три яйца, на яйцах – утки.
Боги и духи
О количестве богов существует несколько мнений. По одному мнению бог один – Верховный бог (Ҫӳлти Турă), а остальные только прислуживают ему и являются духами. Другие считают чувашскую веру многобожьей.
- Албаста – злое существо в виде женщины с четырьмя грудями
- Арзюри – дух, хозяин леса, леший
- Вубар – злой дух, насылал болезни, нападал на спящего человека
- Вите хуси – хозяин хлева
- Вудаш – злой дух, обитающий в воде
- Ийе – дух, обитающий в банях , мельницах, заброшенных домах, хлевах и т. д.
- Ирих – божество-хранитель домашнего очага; дух, способный насылать на людей болезни
- Келе – злой дух.
- Вупкан – злой дух, насылающий болезни, невидимый или в виде собаки.
- Хэрле щыр – добрый дух, живущий в небесах
- Эсрель – дух смерти
Мифические существа
Герои
Ырамась
Мифические места
- гора Арамази, к которой был прикован праотец чувашей Улып.
- гора Аратан – гора подземного мира. Одноименная гора находится в Шемуршинском районе на территории национального парка «Чаваш Вармане ».
- ырсамай (киреметь) Валем Хузя. Государственная киреметь серебряных булгар в столице булгар Пюлере (Биляр).
- Сетле-кюль – согласно ряду мифов, молочное озеро, на берегах которого живут потомки последнего казанского хана.
Взаимосвязь с другими религиями
Мифология и религия чувашей унаследовали много черт от общетюркских верований . Тем не менее, они ушли от общего корня гораздо дальше, чем верования других тюркских народов . Монотеистический характер чувашской веры иногда объясняется сильным влиянием ислама . Исламскими (арабскими и персидскими) по происхождению являются многие религиозные термины. Традиции ислама сказались на молельных, погребальных и др. обычаях чувашей. Позднее чувашская вера испытала не менее сильное влияние со стороны христианства . В наши дни среди чувашей, проживающих в сельской местности, достаточно сильно распространен религиозный синкретизм , где христианские традиции тесно переплетены с “языческими” (древнечувашской религией).
Источники:
https://zen.yandex.ru/media/id/5cab1be02fe23f00aff4d9d1/5cdcd3475dc69400b2776ff4
https://selnow.ru/news/chuvashi-unikalnyy-yazyk-i-neobychnoe-pr/
https://cifra05.ru/health/soobshchenie-o-narode-chuvashi-unikalnyi-yazyk-i-neobychnoe-proishozhdenie.html