Какая завязка в комедии горе от ума. Комедия Грибоедова «Горе от ума
Ключевые сцены в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Комическое и сатирическое начало в пьесе
Цели урока:
- расширить знания о комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»;
- научиться анализировать список действующих лиц;
- проанализировать ключевые действия комедии;
- выявить особенности конфликта, раскрыть основные этапы сюжета комедии.
- развивать умение доказательно обосновывать свою точку зрения;
- формировать умение взаимодействовать в коллективе.
Оборудование: текст пьесы А.С. Грибоедова «Горе от ума» у каждого ученика на парте.
– Здравствуйте, ребята! На прошлом уроке мы говорили о личности Александра Сергеевича Грибоедова, его необычайных талантах и выдающихся способностях, о судьбе этого человека. Апогеем литературной деятельности Грибоедова стала пьеса в стихах «Горе от ума», о которой и пойдёт речь сегодня.
Итак, для начала вспомним определение драмы.
Драма – один из основных видов литературы, наряду с эпосом и лирикой, предназначенный для постановки на сцене.
Грибоедов стал создателем одной из самых величайших драм всех времен.
Давайте же прикоснемся к этому величию, попробуем составить собственное мнение о пьесе и ее героях.
Нам необходимо понять, в какой исторический период происходит действие комедии. Это нетрудно определить, проанализировав исторические события, обсуждаемые персонажами пьесы. Итак, война с Наполеоном уже закончена, но еще свежа в памяти героев. Прусский король Фридрих-Вильгельм побывал в Москве. Известно, что этот визит состоялся в 1816 г. Герои обсуждают обвинение трех профессоров Педагогического института в «призвании к покушению на законную власть», их изгнание из вуза произошло в 1821 г. Закончена комедия в 1824. Следовательно, время действия – первая половина 20х гг XIX века.
Открываем афишу. На что мы в первую очередь обращаем внимание? (Название, перечень действующих лиц и место действия)
Прочитайте афишу комедии. Подумайте, что в её содержании напоминает элементы классицизма? (Единство места, «говорящие» имена)
Мы сказали о говорящих именах. О чём же они нам говорят? Прокомментируем.
Павел Афанасьевич Фамусов, управляющий в казенном месте – лат. fama – «молва» или англ. Famous – «знаменитый». Государственный служащий, занимающий довольно высокое положение.
Софья Павловна, его дочь – Софиями часто называют положительных героинь, мудрость (вспомним «Недоросль» Фонвизина)
Алексей Степанович Молчалин, секретарь Фамусова, живущий у него в доме – молчалив, «враг дерзости», «на цыпочках и небогат словами», «дойдет до степеней известных – ведь нынче любят бессловесных».
Александр Андреевич Чацкий – изначально Чадский (в чаду, Чаадаев); неоднозначная многогранная личность, чей характер не выразишь в одном слове; существует мнение, что имя Александр автор дал, чтобы подчеркнуть некоторую схожесть с собой. Сам Грибоедов говорил, что в его пьесе «двадцать пять глупцов на одного здравомыслящего человека», коим он считал Чацкого.
Фамилия «Чацкий» несет в себе зашифрованный намек на имя одного из интереснейших людей той эпохи: Петра Яковлевича Чаадаева. Дело в том, что в черновых вариантах «Горя от ума» Грибоедов писал имя героя иначе, чем в окончательном: «Чадский». Фамилию же Чаадаева тоже нередко произносили и писали с одним «а»: «Чадаев». Именно так, к примеру, обращался к нему Пушкин в стихотворении «С морского берега Тавриды»: «Чадаев, помнишь ли былое. »
Чаадаев участвовал в Отечественной войне 1812 года, в заграничном антинаполеоновском походе. В 1814 году он вступил в масонскую ложу, а в 1821 внезапно прервал блестящую военную карьеру и дал согласие вступить в тайное общество. С 1823 по 1826 годы Чаадаев путешествовал по Европе, постигал новейшие философские учения, познакомился с Шеллингом и другими мыслителями. После возвращения в Россию в 1828-30 годах написал и издал историко-философский трактат: «Философические письма».
Взгляды, идеи, суждения – словом, сама система мировоззрения тридцатишестилетнего философа оказалась настолько неприемлема для николаевской России, что автора «Философических писем» постигла небывалое и страшное наказание: высочайшим (то есть лично императорским) указом он был объявлен сумасшедшим.
Полковник Скалозуб, Сергей Сергеевич – часто неадекватно реагирует на слова героев, «скалозубит».
Наталья Дмитриевна, молодая дама, Платон Михайлович, муж ее, – Горичи – не первом месте женщина (!), Платон Михайлович – друг и единомышленник Чацкого, но невольник, находится под давлением жены и общества – «горе».
Князь Тугоуховский и Княгиня, жена его, с шестью дочерями – опять много женщин, на самом деле плохо слышат, мотив глухоты.
Хрюмины – фамилия говорит сама за себя – параллель со свиньями.
Репетилов – (от фр. Repeter – «повторять») – несет образ псевдооппозиционера. Не имея своего мнения, Репетилов повторяет чужие мысли и выражения. Его автор противопоставляет Чацкому, как внутренне пустого человека, примеряющего на себе «чужие взгляды и мысли».
§ Попробуйте по названию комедии и афише определить ее ключевые темы.
При чтении драматического произведения очень важно уметь выделять отдельные сцены, следить за общим развитием действия.
Сколько ключевых сцен примерно можно выделить в комедии «Горе от ума»? Какие это сцены?
15 ключевых сцен:
1 – события в доме Фамусова утром в день приезда Чацкого глазами Лизы;
2 – приезд Чацкого в дом Фамусова;
3 – утренние события и их развитие глазами Фамусова;
4 – первое столкновение Чацкого с Фамусовым;
5 – сцена со Скалозубом;
6 – размышления Чацкого о холодности Софьи;
7 – обморок Софьи, объяснение Молчалина в любви Лизе;
8 – объяснение Софьи и Чацкого;
9 – словесный поединок Чацкого и Молчалина;
10 – гости в доме Фамусова, зарождение сплетни о сумасшествии Чацкого;
11 – распространение сплетни;
12 – «схватка» Чацкого со своими противниками;
13 – разъезд гостей с бала;
14 – столкновение Чацкого с Репетиловым;
15 – отъезд Чацкого из дома Фамусова.
А теперь вспомните основные компоненты сюжета драматического произведения. Завязка – развитие действия – кульминация – развязка.
Какую сцену в комедии «Горе от ума» можно считать завязкой? Приезд Чацкого, так как завязываются основные конфликты – любовный и общественный. Кульминацией? Последняя сцена (непосредственно перед развязкой — финальным монологом и отъездом Чацкого), в которой выясняется притворство Молчалина по отношению к Софье и Чацкий узнает, что слухам о своем сумасшествии он обязан Софье. Развязка? Отъезд Чацкого, его сильнейшее разочарование.
Даже краткое содержание выделенных сцен позволяет сказать, что в основе произведения лежат минимум 2 интриги. Какие? (Любовная – Чацкий любит Софью, она любит Молчалина, и общественная – столкновение Чацкого и фамусовского общества).
Первая такая сцена – приезд Александра Андреевича Чацкого в дом Фамусовых. “Чуть свет – уж на ногах! И я у ваших ног!” – так приветствует он Софью Павловну, дочь Фамусова, в которую был влюблен в детство.
Собственно, ради встречи с этой девушкой он и возвращает из-за границы, так спеша попасть в гости. Чацкий еще не знает, что за три года разлуки чувства Софьи к нему остыли, и теперь она увлечена Молчалиным, секретарем своего отца.
Однако Чацкий, приехав к Фамусовым, не ограничивается попытками любовных объяснений с Софьей. За годы, проведенные за границей, он воспринял множество либеральных идей, которые казались бунтарскими в России начала XIX века, особенно для людей, большая часть жизни которых прошла еще в екатерининскую эпоху, когда процветал фаворитизм. Чацкий начинает критиковать образ мысли старшего поколения.
Поэтому следующие ключевые сцены этой комедии – спор Чацкого с Фамусовым о “веке нынешнем и веке минувшем”, когда оба они произносят свои знаменитые монологи: Чацкий вопрошает “А судьи кто. “, недоумевая, на чей авторитет так ссылается Фамусов. Он считает, что герои XVIII века вовсе не достойны такого восхищения.
Фамусов же, в свою очередь, указывает, что “Смотрели бы, как делали отцы!” – по его мнению, поведение фаворитов екатерининской эпохи было единственно верным, прислуживать власти похвально.
Следующей ключевой сценой комедии является сцена бала в доме Фамусовых, на которых приезжает много близких хозяину дома людей. Это общество, живущее по правилам екатерининской эпохи, показывается очень сатирически – подчеркивается, что Горич под каблуком у своей жены, старуха Хлёстова даже не считает свою арапку-служанку человеком, а нелепый Репетилов на самом деле ничего собою не представляет.
Чацкий, будучи либералом, не понимает таких людей. Особенно задевает его принятая в обществе галломания – подражание всему французскому. Он вступает в образ “проповедника на балу” и произносит целый монолог (“В той комнате незначащая встреча. “), суть которого сводится к тому, что многие крестьяне в России считают своих господ едва ли не иностранцами, ведь в тех не осталось почти ничего исконно русского.
Однако публике, собравшейся на балу, вовсе не интересно слушать его рассуждения, все предпочитают танцевать.
Последним же ключевым эпизодом стоит назвать развязку комедии. Когда Чацкий и Фамусов застают Софью на тайном свидании с Молчалиным, в жизни всех героев происходит крутой поворот: Софью отец собирает отослать из Москвы “в деревню, к тетке, в глушь, в Саратов”, ее служанку Лизу хочет также отправить в село “за курами ходить”.
А Чацкий в шоке от такого поворота событий – он никак не мог представить себе, что любимая им Софья может увлечься нищим услужливым секретарем Молчалиным, могла предпочесть его самому Чацкому.
После такого открытия ему нечего делать в этом доме. В финальном монологе (“Не образумлюсь, виноват. “) он признает, что его приезд и поведение, возможно, были ошибкой с самого начала. И покидает дом Фамусовых – “Карету мне, карету!”.
Ключевые сцены «Горе от ума»
Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» является классицистическим произведением, следовательно, в ней соблюдены многие жанровые законы комедии. Однако не все, т.к. на творчество Грибоедова в то времясильно влиял романтизм. (История создания комедии «Горе от ума»).
Комическое и сатирическое начала в пьесе
Во-первых, в этом произведении автор не соблюдает одно из “трех единств” комедии – единство действия. В «Горе от ума» сталкиваются два конфликта, любовный и социальный. Также нарушается требование пяти актов – здесь нет развязки комедии, поскольку не понятно, за кого в итоге выйдет замуж Софья.
Однако другие законы комедии соблюдены. Например, используются герои-маски: госпожа-Софья, отец-Фамусов, субретка-Лиза и три жениха – Молчалин, Чацкий и Скалозуб. Присутствуют обязательные для комедии говорящие фамилии. Но, тем не менее, и здесь есть отступления от канонов комедии.
Во-первых, субретку-Лизу вовсе не волнует выбор ее госпожи-Софьи, служанка живет своей жизнью. Во-вторых, сама госпожа должна симпатизировать “положительному” жениху, а Софья влюблена в отрицательного – Молчалина. В-третьих, в комедии отсутствует герой-резонер.
Многие критики считают «Горе от ума» произведением не комическим, а сатирическим. Поэтому в нем по-своему значим и принципиален каждый эпизод. Можно выделить те сцены, которые являются своего рода вехами сюжета.
Ключевые сцены «Горе от ума»
Первая такая сцена – приезд Александра Андреевича Чацкого в дом Фамусовых. “Чуть свет – уж на ногах! И я у ваших ног!” – так приветствует он Софью Павловну, дочь Фамусова, в которую был влюблен в детство.
Собственно, ради встречи с этой девушкой он и возвращает из-за границы, так спеша попасть в гости. Чацкий еще не знает, что за три года разлуки чувства Софьи к нему остыли, и теперь она увлечена Молчалиным, секретарем своего отца.
Однако Чацкий, приехав к Фамусовым, не ограничивается попытками любовных объяснений с Софьей. За годы, проведенные за границей, он воспринял множество либеральных идей, которые казались бунтарскими в России начала XIX века, особенно для людей, большая часть жизни которых прошла еще в екатерининскую эпоху, когда процветал фаворитизм. Чацкий начинает критиковать образ мысли старшего поколения.
Поэтому следующие ключевые сцены этой комедии – спор Чацкого с Фамусовым о “веке нынешнем и веке минувшем”, когда оба они произносят свои знаменитые монологи: Чацкий вопрошает “А судьи кто. “, недоумевая, на чей авторитет так ссылается Фамусов. Он считает, что герои XVIII века вовсе не достойны такого восхищения.
Фамусов же, в свою очередь, указывает, что “Смотрели бы, как делали отцы!” – по его мнению, поведение фаворитов екатерининской эпохи было единственно верным, прислуживать власти похвально.
Следующей ключевой сценой комедии является сцена бала в доме Фамусовых, на которых приезжает много близких хозяину дома людей. Это общество, живущее по правилам екатерининской эпохи, показывается очень сатирически – подчеркивается, что Горич под каблуком у своей жены, старуха Хлёстова даже не считает свою арапку-служанку человеком, а нелепый Репетилов на самом деле ничего собою не представляет.
Чацкий, будучи либералом, не понимает таких людей. Особенно задевает его принятая в обществе галломания – подражание всему французскому. Он вступает в образ “проповедника на балу” и произносит целый монолог (“В той комнате незначащая встреча. “), суть которого сводится к тому, что многие крестьяне в России считают своих господ едва ли не иностранцами, ведь в тех не осталось почти ничего исконно русского.
Однако публике, собравшейся на балу, вовсе не интересно слушать его рассуждения, все предпочитают танцевать.
Последним же ключевым эпизодом стоит назвать развязку комедии. Когда Чацкий и Фамусов застают Софью на тайном свидании с Молчалиным, в жизни всех героев происходит крутой поворот: Софью отец собирает отослать из Москвы “в деревню, к тетке, в глушь, в Саратов”, ее служанку Лизу хочет также отправить в село “за курами ходить”.
А Чацкий в шоке от такого поворота событий – он никак не мог представить себе, что любимая им Софья может увлечься нищим услужливым секретарем Молчалиным, могла предпочесть его самому Чацкому.
После такого открытия ему нечего делать в этом доме. В финальном монологе (“Не образумлюсь, виноват. “) он признает, что его приезд и поведение, возможно, были ошибкой с самого начала. И покидает дом Фамусовых – “Карету мне, карету!”.
Жанр “Горе от ума”. Комедия в стихах А. С. Грибоедова. Афоризмы из “Горе от ума”
Комедия Грибоедова «Горе от ума» известна нам еще с детских лет, так как она уже давно включена в школьную программу. В этой статье мы более подробно поговорим о жанре произведения, его основных темах и идее, рассмотрим сюжет, образы главных героев, а также приведем несколько самых популярных афоризмов.
О произведении
Жанр («Горе от ума») рассмотрим ниже, а пока поговорим об истории создания. Известно, что Грибоедов начал писать пьесу в 1821 году. В эти годы писатель служил в Тифлисе, но тем не менее находил время для работы. В 1823 г. Грибоедов вернулся в Москву, где и завершил работу над комедией. Здесь он впервые прочитал произведение в кругу друзей.
Но опубликована пьеса была уже после смерти драматурга. Цензура не позволяла издать произведение до 1833 года, и помогло только личное разрешение царя.
Довольно непросто определить каков его жанр. «Горе от ума» – произведение новаторское и нарушает многие канонические принципы классицизма. Как и любая традиционная пьеса, «Горе от ума» в своей основе имеет любовную интригу, но главным оказывается общественный конфликт, развивающийся параллельно. К тому же пьеса объединяет бытовую комедию, комедию характеров и общественную сатиру, что недопустимо для классицизма.
Также возникают сомнения и относительно того, можно ли назвать произведение комедией, как охарактеризовал его автор. Ведь главный персонаж совсем нетипичен и не вызывает смеха. С другой стороны, присутствуют все признаки заявленного жанра – сатирические персонажи и ситуации.
В итоге современные критики назвали произведение высокой комедией, поскольку Грибоедов поднимает в нем серьезные общественные и нравственные проблемы. А изменения, внесенные в жанр автором, обуславливаются тем, что для реализации замысла требовалось больше возможностей, чем позволяла классическая традиция.
Что нового?
Жанр («Горе от ума») не зря считается новаторским. Начнем с того, что автор нарушил в произведении единства действия. То есть вместо одного конфликта, как было принято в классицизме, Грибоедов изображает два – социальный и любовный. Также в классической комедии порок неизбежно побеждается добродетелью, но здесь и этого не происходит. Чацкий оказывается в меньшинстве и вынужден бежать.
Также по-другому изображает персонажей Грибоедов. Они не делятся на отрицательных и положительных, и наделены более реалистическими чертами: у них есть как нелицеприятные, так и позитивные качества. Например, Софья переживает личную драму, несмотря на то, что ее сложно назвать отрицательным персонажем. Девушка искренне была влюблена в Молчалина.
Из всего вышесказанного можно заключить, что своеобразие произведения состоит в том, что оно включает в себя несколько жанров, из которых ведущим является общественная комедия.
Смысл названия
При анализе пьесы невозможно не раскрыть смысл названия. «Горе от ума» – заглавие, которые помогает читателю понять основную тему, которую хотел раскрыть автор. А именно, он акцентировал внимание именно на категории ума. Начнем с того, что название отсылает нас к русской народной пословице, где описывается столкновение умного и глупого, оканчивающееся победой последнего. Таким образом, еще не прочитав текст, мы уже можем предсказать развязку.
Этот конфликт глупости и ума всегда был важен для классицизма. Но Грибоедов переосмыслил его. Не зря у современников сразу же возник вопрос: а кто же в комедии умен? Критики сходятся во мнении, что наделены этим качеством двое – Молчалин и Чацкий. Однако первому он помогает жить, а второго губит. Дело в том, что перед нами два типа ума. У Молчалина – умеренный, житейский, а у Чацкого пылкий и неприспособленный к реалиям. Таким образом, смысл названия («Горе от ума») обретает несколько другое значение. Мы видим, что несчастья приносит не просто разум, но ум определенного типа.
Краткое содержание: первое и второе действия
Главный герой произведения – Александр Андреевич Чацкий, дворянин, который после трехлетнего путешествия возвращается к своей возлюбленной Софье. Таким образом, сначала мы видим обычный любовный сюжет.
«Горе от ума» начинается с пробуждения Лизоньки, которая не выспалась из-за ночных встреч Софьи и Молчалина ведь она должна была сохранить свидание в тайне. В этот же день девушка вспоминает о своем давнем увлечении Чацким, называя его умным и незаурядным человеком. Однако это все было лишь детским увлечением, к тому же он обидел ее своим неожиданным отъездом. В этот момент докладывают о возращении Чацкого.
Молодой человек рад встрече и намеревается жениться на Софье, но та встречает его очень холодно. Фамусов также не хочет отдавать свою дочь за дворянина без высокого чина. Разгорается спор о «старых» и «новых» людях.
Постепенно Чацкий начинает подозревать, что у Софьи есть другой возлюбленный. Он становится холоден, за что обвиняется девушкой в бесчувственности.
Оставшись наедине с Лизой, Молчалин заигрывая с ней.
Третье и четвертое действие: кульминация и развязка
Комедия Грибоедова «Горе от ума» не дает читателю идеального героя: даже Чацкий изображается несовершенным человеком со своими недостатками.
Итак, главный персонаж не может понять, кто же мил Софье. Молчалина он не может считать кандидатом, так как он «жалчайшее создание», неспособное на пылкие чувства и самоотверженность. Когда же выясняется, что именно он стал избранников Софьи, Чацкий разочаровывается в возлюбленной.
Главный герой произносит обличительный монолог о современном обществе. В это же время в свете распространяется слух, пущенный Софьей, о том, что Чацкий безумен. В итоге герой вынужден бежать из Москвы.
«Горе от ума»: персонажи
Сначала перечислим главных героев комедии.
- Начнем, разумеется, с Александра Чацкого. Он с детства знал Софью и был в нее влюблен. Но за 3 года до начала действий комедии отправился путешествовать. Именно с его возращением связано начало пьесы и завязка всех конфликтов. Чацкий противопоставляет себя обществу со всей пылкостью юности. Но в итоге он терпит поражение и ему приходится бежать из дома, знакомого с детства.
- Софья Фамусова – девушка 17 лет, которая выросла без матери и была воспитана отцом. Она беззаветно влюблена в Молчалина и готова защищать того до последнего. Софья не глупа, также Грибоедов наделил ее смелостью и способностью противостоять мнению окружающих.
- Алексей Молчалин – служит секретарем у Фамусова и живет в его доме. Он весьма осторожен и осмотрителен, помнит о своем низком происхождении. Молчалин знает, что Софья его любит. Он не отвечает взаимностью и готов притворяться ради хорошего отношения со своим работодателем.
- И, наконец, Фамусов Павел Афанасьевич – отец Софьи, служащий управляющим в казенном доме. Для него важны две вещи – чин и мнение света. Он очень боится просвещения и образованных людей.
Второстепенные герои
Есть и другие действующие лица в пьесе «Горе от ума». Персонажи второго плана, можно сказать, делятся на две группы – это представители местного света и слуги. Первые являются отражением общественных веяний. По ним можно судить, что творится в умах представителей высшего общества. Грибоедов изображает их недалекими, закостенелыми, глупыми консерваторами. К их числу относятся Скалозуб, Тугоуховский, Хрюмины, Горичи, а также Фамусов, глава дома. Жанр («Горе от ума») предполагает наличие комического начала, которое и воплотилось в этом обществе.
Слуги не занимают столь значительного места. Они, как принято в русской литературе, отражают характер народа. Среди этой группы выделяются двое – Лизонька, служанка Софьи, помогающая ей тайно видеться с Молчалиным, и Петрушка, исполняющий роль насмешника.
Темы произведения
В пьесе далеко не одна тема. «Горе от ума» имеет обширную проблематику. Грибоедову удалось коснуться практически всех проблем своего времени. Именно поэтому пьеса долгое время была под цензурным запретом. Итак, перечислим основные темы комедии: образование и воспитание дворян, жестокость помещиков, крепостное право, бессмысленная бюрократия, погоня за чинами, борьба «старого» и «нового», аракчеевщина, французомания, либерализм, любовь ко всему иностранному. Также писатель обращается к таким извечным темам, как любовь, брак, семья, отношения между женщиной и мужчиной и пр.
Афоризмы из «Горе от ума»
Цитаты из пьесы давно полюбились читателям и «ушли в народ». Сейчас мы не всегда может даже понять, что это слова из произведения Грибоедова, настолько мы привыкли к этим выражениям.
Приведем самые известные:
- «И дым Отечества нам сладок и приятен!».
- «Счастливые часов не наблюдают».
- «Чуть свет уж на ногах! И я у ваших ног».
- «Карету мне, карету!».
Афоризмы из «Горе от ума» пользуются такой популярностью благодаря своей меткости и удивительной злободневности, которая сохранилась и сегодня.
Источники:
https://studopedia.ru/11_233007_klyuchevie-stseni-v-komedii-a-s-griboedova-gore-ot-uma-komicheskoe-i-satiricheskoe-nachalo-v-pese.html
https://www.nado5.ru/e-book/klyuchevye-sceny-komedii
https://www.syl.ru/article/291732/janr-gore-ot-uma-komediya-v-stihah-a-s-griboedova-aforizmyi-iz-gore-ot-uma