Какие бывают декорации в театре. Как правильно создать макет театральной декорации
Виды и особенности театральных декораций
Для того, чтобы постановка была успешной, важно не только правильно подобрать актеров. Атмосферу на сцене создают также декорации. Можно сказать, что декорациям столько же лет, сколько и театральному искусству, потому что даже при первых постановка использовали различный реквизит.
Жесткие и мягкие декорации
Декорации бывают двух видов:
Жесткие конструкции условно делят на плоские и объемные, однако на самом деле разновидностей намного больше. Декорации могут быть обыгрываемыми и использоваться актерами во время выступления. Например, различные лестницы, заборы, столы могут использоваться во время постановки. Не обыгрываемые декорации просто служат статичным фоном и создают атмосферу, антураж.
Жесткие декорации производят в основном из дерева и дюралюминия. Для деревянных конструкций выбирают недорогую, но прочную древесину хвойных пород. В некоторых случаях при производстве декораций уместно использовать легкие металлы.
Мягкие декорации выпускают из тканей, они могут быть гладкими, драпированными, живописными или содержать аппликации. Бархат, холст и тюль – самые популярные материалы на сцене. Также сегодня для производства изделий используют синтетику и нетканые материалы. Они практичны и создают нужный эффект.
Существует множество способов создания театральных декораций, они разрабатывались веками. Сегодня в сценографии не создается ничего принципиально нового – все уже было придумано заранее. Однако в искусстве декорирования появляются новые материалы и технологии.
Декорации на сцене, как правило, многослойные. Это не только фон позади актеров, но и весь необходимый инвентарь. К декорациям относят даже занавес и кулисы.
Требования к инвентарю
Качественные декорации соответствуют нескольким важным требованиям. Важно, чтобы их можно было легко собрать и разобрать без потери свойств материалов. Существуют сложные в изготовлении изделия, однако в идеале декорации должны быть просты в производстве. Тогда при поломке изделие можно будет быстро восстановить.
Декорации нужно хранить, и желательно, чтобы они не занимали слишком много места. Поэтому среди важных качеств конструкций – портативность и мобильность. Также декорации должны быть легкими и прочными. Это не всегда возможно при производстве жесткого реквизита. Однако мягкие декорации соответствуют этим требованиям на 100%. Чтобы сделать их еще легче, для декораций стали использовать современные материалы.
Декорации используются на сцене в течение многих лет. Кроме того, их могут временно размещать на складе и даже перевозить в другие города. Поэтому к изделиям предъявляются такие строгие требования.
Если конструкция не отличается практичностью, то ее эксплуатация потребует регулярных расходов. Декорации придется ремонтировать, разбирать, заказывать перевозку в особых условиях. Не исключено, что такой инвентарь в театрах используют, но в редких случаях, когда альтернативы нет.
Практичные декорации не требуют лишних затрат и не теряют своих свойств в течение многих лет. В некоторых случаях при производстве изделия стоит переплатить и заказать конструкцию из более дорогих материалов, если это продлит срок его службы. Однако с появлением синтетики и нетканых материалов театры могут уже не переплачивать при изготовлении декораций.
Как создают декорации
Декорации создают по предварительному эскизу. Эскизы делают, детально прорабатывая каждую из сцен. При этом учитывают все детали. Главная декорация в сценах – фон, после нее идут предметы для антуража, окружающие участников действа. Сценограф начинает работать с готовыми эскизами, он создает предварительный макет. Макет – еще не декорация, это только модель.
Создав макет, можно определить, насколько точно определен размер изделия. В некоторых случаях приходится вносить коррективы. Именно поэтому декорации создают только после изготовления пробного макета. Рисунок на конструкцию наносит художник, за действиями которого следит режиссер.
После подготовки макета изделие отправляется в специализированный цех, где производят декорации. Здесь создают конечный товар – изделие, которое будет украшать сцену. Макет, который отправляют для производства, обычно является уменьшенной копией декорации. Перед мастерами стоит задача воспроизвести конструкцию в увеличенном размере. Мягкие театральные декорации порой создавать не легче, чем твердые – все зависит от особенностей изделия. Некоторые декорации имеют множество сложных элементов.
Художник-декоратор в театре. Изготовление декораций для сцены
Зачем люди ходят в театр? Чтобы насладиться замечательной актерской игрой, интересным сюжетом спектакля и… восхитительными декорациями. А вы хоть раз задумывались, кто их создает и какого труда это стоит?
Художники-декораторы в театре трудятся не покладая рук, чтобы перевести замысел художника-постановщика с плоских рисунков-эскизов на объемные декорации. Из этой статьи вы узнаете о профессии художника-декоратора.
История профессии
Декораторы появились еще в древнем мире. Это связанно с потребностями высшего общества – служителей культа, правителей – окружить себя богатым изысканным интерьером, изготовленным из уникальных и дорогих материалов, который бы поразил воображение послов иностранных делегаций.
Профессия художника-декоратора стара так же, как и театр. Она прошла долгий путь становления и развития. Театральные декорации изначально были примитивны и грубы. Сейчас же представители профессии создают все для высокохудожественного оформления сцены.
Кратко о профессии
Название этой профессии произошло от английского слова decorate, что в переводе означает «украшать».
Декораторы – это специалисты по декорированию помещений и театральные художники, которые, основываясь на эскизах других художников, пишут декорации для спектаклей. Одна из их главных задач – изготовление декораций, которые создадут неповторимый облик сцены, который отразит не только вкусы режиссера, но и дух спектакля.
Художник-декоратор является своего рода архитектором сцены. Ему необходимо понимать ее устройство снаружи и изнутри. Художнику необходимо знать, как собственноручно изготовить декорации для сцены, чтобы контролировать процесс работы и следить за грамотным воплощением творческого замысла.
Театральные художники тесно взаимодействуют с режиссером: они должны всегда учитывать творческий замысел и реализовывать его задумку. Однако пассивного воплощения недостаточно. Если художник-декоратор обладает достаточным опытом и талантом, он может обогатить и расширить режиссерскую идею. Объединяя усилия, можно достичь невероятных результатов.
Обязанности
В обязанности художника-декоратора входит руководство работниками в мастерской театра, а также личное выполнение наиболее сложных живописных работ. Кроме того, художник-декоратор принимает участие в приеме эскизов и макетов декораций к спектаклям и контролирует художественное состояние декораций к спектаклям текущего репертуара. Он осуществляет руководство по восстановлению, если театральные декорации пришли в негодность. Работает над сохранением их первоначального стиля и колорита. Декорации для сцены нередко требуют множества различных материалов, учет которым также ведут художники-декораторы.
Массовость и уникальность профессии
Нередко художник-декоратор приравнивается к подобным специалистам, профессии которых связаны с творчеством, например, к дизайнерам. Однако это совсем не верно. Деятельность художника-декоратора направлена на изготовление декораций для сцены, которые будут способствовать воссозданию атмосферы произведения и помогать игре актеров, тогда как дизайнерская работа направлена на массовое производство.
Профессию театрального художника-декоратора нельзя отнести к массовым. Нередко в одном театре на протяжении десятилетий работает один и тот же специалист.
В крупном городе, где функционирует множество театров, молодому специалисту вполне возможно найти место в цехе декораций и благодаря упорству и творческой индивидуальности стать руководителем мастерской.
Художник-декоратор должен.
- Уметь рисовать и творчески мыслить.
- Знать основы композиции, рисунка и живописи.
- Понимать законы цветоведения и психологию цвета.
- Помнить историю стилей и искусств.
- Знать традиции оформления интерьеров, как современные, так и исторические, этнические.
- Учитывать особенности визуального восприятия зрителя.
- Ориентироваться в рынке современных материалов декора.
- Понимать устройство и оборудование сцены, ее характеристики.
Личные качества
Личные качества, которыми должен обладать художник-декоратор:
- Умение анализировать.
- Креативность, находчивость и изобретательность.
- Гибкость мышления и любознательность.
- Развитое пространственное воображение.
- Художественные способности.
- Исполнительность и ответственность.
- Внимательность и аккуратность.
Образование: где получить профессию?
Профессию художника-декоратора можно получить в средних специальных художественных училищах, архитектурно-художественных академиях. Совершенствовать свое профессиональное мастерство можно на различных семинарах, курсах и мастер-классах.
Как работает художник-декоратор?
Итак, с чего начинается работа театрального художника-декоратора? Как и у любого режиссера и актера – с чтения сценария, ведь декорации в дальнейшем проектируются именно на его основе.
Художнику-декоратору необходимо понять идейный посыл произведения, познакомиться с действующими лицами, проникнуться исторической эпохой, в которой происходит действие, а также прочувствовать его ритм, динамику и переплетение сюжета. Здесь и начинается работа: художник-декоратор представляет спектакль так, будто он уже идет на сцене. Воображение на этом этапе является очень важной частью, так как оно работает на уточнение замысла будущей постановки.
Первое условие дальнейшей грамотной работы театрального художника – это ясное представление о постановке и возможном характере ее художественного решения. Далее происходит обсуждение концепции с режиссером. В большинстве случаев взаимодействие этих двух людей определяет успех спектакля.
После обсуждения с режиссером происходит разработка эскизов и макетов будущего оформления сцены, а также продумывание художественного оформления в целом. Здесь необходимо помнить, что сцена – это не просто часть зала, которую необходимо заставить. Это пространство для актерской игры, которое наполнено своими эмоциями и обладает своей выразительной силой. Художник создает макет декораций, формируя «стиль спектакля», прорабатывая оформление.
Далее, согласовывая макет с режиссером и внося поправки, художник-декоратор приступает непосредственно к созданию декораций. Это период кропотливый работы над деталями, подбором необходимого материала, текстуры и оттенка.
Цветовое решение сцены не должно быть само по себе: оно согласовывается с режиссером, художниками по костюмам и художниками по свету. Кроме того, каждое произведение мировой классики требует своей цветовой палитры.
На первый взгляд может показаться, что в работе театрального художника-декоратора слишком много мелочей, однако именно из них складывается целостный образ всего спектакля. Именно они помогают зрителю войти в атмосферу постановки, а актерам – в их роли.
«Работать для актера» – одна из главных заповедей художника-декоратора. Художественное оформление постановки работает на то, чтобы актеры строили пластику своего персонажа, находили наиболее выгодный участок сцены на каждый момент действия спектакля.
Цвета прожекторов, которые можно увидеть в процессе постановки, могут быть самыми разнообразными. Краски электрического освещения должны грамотно вливаться в общую канву художественного оформления спектакля.
Все это время мы говорили о театральном художнике-декораторе. Но не менее важна эта профессия и в музыкальном театре, и в цирке. Красочное и яркое представление на арене создается не без участия художника. В создании любых спектаклей, постановок и концертов нельзя обойтись без помощи художника-декоратора.
Театр
Материалы к занятию
Как придумать целый мир
Придумать декорации для спектакля по любой из пьес школьной программы
Пояснение для класса: Мы привыкли считать, что декорации в театре — это оформление спектакля. И что чаще всего декорации — это минимально необходимая мебель на сцене. Это совсем не так. Сегодня на нескольких примерах мы убедимся, что декорации могут быть важнейшим элементом спектакля и что роль художника в театре не менее важна, чем роль режиссера и даже актера.
1. Давайте придумаем, как бы мы оформили спектакли по произведениям русской классики
Вы наверняка читали пьесу Николая Гоголя «Женитьба» (если ученики не читали пьесу, то желательно прочитать ее к занятию или посмотреть фильм по пьесе). Это комедия. По сюжету сразу несколько незадачливых женихов приезжают к одной еще более незадачливой невесте. Невеста должна выбрать будущего мужа. Всем ужасно неловко, все друг друга стесняются или чувствуют себя крайне неуверенно. Но очень хотят произвести впечатление на невесту!
Действие происходит зимой. Место действия — дом невесты и ее мамы. Давайте придумаем, что нам пригодилось бы на сцене, если бы мы ставили спектакль по этой пьесе.
Варианты ответов: кресло, стулья, зеркало, часы, шкаф.
Действительно, всё это могло бы быть в комнате, где встретились персонажи Гоголя. Вы молодцы. Всё, что вы назвали, запросто может поместиться на театральной сцене и может помочь разыграть историю актерам более увлекательно.
Давайте теперь посмотрим, какие декорации придумали к спектаклю по этой же пьесе в одном из самых знаменитых театров России — Александринском театре в Санкт-Петербурге.
Режиссер Валерий Фокин и художник Александр Боровский построили на сцене настоящий каток. Смотрите, как он помогает передать общее ощущение неуверенности персонажей. И в то же время позволяет каждому произвести впечатление на окружающих.
Не всегда в театре разыгрывают пьесы. К примеру, возьмем повесть Антона Чехова «Черный монах». Это история про философа, который приехал в деревню отдохнуть. И вдруг его стали посещать видения, к нему стал являться некий Черный монах, призрак или привидение. Философ подружился с Черным монахом, стал вести с ним философские беседы и вскоре сошел с ума и умер. Действие происходит в обычном деревенском доме и в его окрестностях — на природе. Давайте придумаем, что бы нам пригодилось для этой истории на сцене. Как передать мистическую атмосферу повести?
Варианты ответов: деревья, кусты, луна, свет.
Правильно! Всё это нам может пригодиться. Нам нужно, с одной стороны, показать обычный спокойный домик в деревне, а с другой — передать напряженное состояние главного героя. Давайте посмотрим, как с этой задачей справились в Московском театре юного зрителя.
Спектакль «Черный монах» поставили режиссер Кама Гинкас и художник Сергей Бархин. Спектакль игрался прямо среди зрителей на балконе. Это самая дальняя от сцены часть зрительного зала, куда обычно продаются самые недорогие билеты. Партер при этом был пуст, и сама сцена пуста, свет был в зале выключен, темно. Зрители сидели на этом балконе, а артисты играли не на сцене, а прямо перед зрителями, то есть прямо на том же самом балконе, на специально построенном маленьком помосте. А за спинами актеров темнела огромная пустота. Так режиссер и художник передали мистическую атмосферу повести. Главный герой живет обычной жизнью, но чувствует у себя за спиной огромную бесконечную неизвестность. Именно из этой пустоты время от времени появляется Черный монах и в ней же исчезает, буквально спрыгивая с балкона в пустоту.
2. Посмотрите, как художники сами ставят спектакли
Режиссеры придумывают спектакли вместе с художниками. Но бывает так, что художники решают стать режиссерами и начинают ставить спектакли самостоятельно. Вот что из этого получается:
Театральный художник Дмитрий Крымов поставил спектакль «Демон. Вид сверху», в котором играют художники. Вернее сказать, не играют, а рисуют. Художники рисуют на расстеленной на полу бумаге, а зрители смотрят на происходящее сверху. Так устроен этот зал театра «Школа драматического искусства»: зрители помещаются на нескольких ярусах по кругу и, свесив голову вниз, смотрят, как на полу возникают удивительные образы.
Например, оказывается, если разбросать желтые резиновые перчатки и подрисовать несколько линий, получится букет цветов. И оказывается, наблюдать за тем, как один образ сменяется другим, так увлекательно, что можно обойтись и без пьесы, и без повести, вообще без какой бы то ни было истории, которую можно пересказать или записать на бумаге.
Художники нередко превращаются в театральных режиссеров. Они-то и становятся знаменитыми выдумщиками собственных миров. Один из таких художников-режиссеров — Роберт Уилсон — знаменит тем, что придумывает для своих спектаклей и партитуру художественного света, и грим, и костюмы для всех актеров, и, конечно, декорации.
В таких спектаклях декорации, свет, грим и костюмы становятся не второстепенными элементами спектакля, а столь же важными, как сюжет и актерская игра. Часто даже более важными. Когда Роберта Уилсона спрашивают: «Какой смысл вы вкладываете в свои спектакли, о чем они?», режиссер отвечает вопросом на вопрос: «А какой смысл в пении птиц? Какой смысл в закате солнца?».
3. Посмотрите, как видеоэкраны способны заменить любые декорации
Вы уже знаете, что декорации — это не только мебель и ширмы. И что декорации могут быть какими угодно и из чего угодно. Более того, декорации — это только часть художественного мира спектакля. Всё в целом — вместе с художественным светом, со всеми предметами и декорациями на сцене, всё, что придумал художник для спектакля, называют одним словом — сценография. Художник, работающий в театре, называется сценографом, и его задача — не оформить спектакль, а сочинить его мир.
Мир, в котором мы с вами живем, трудно представить без высоких технологий. Без плазменных экранов, искусственного интеллекта, смартфонов, интернета и социальных сетей. И театр XXI века представить без технологий так же трудно.
Огромные экраны, мощные динамики, всевозможные лазеры и спецэффекты давно стали привычными элементами оформления спектаклей в современном театре. Посмотрите, как специально разработанный куб-трансформер, состоящий из видеопанелей, полностью стал миром для одной пьесы и одного актера. Спектакль «Гамлет | Коллаж» канадского режиссера Робера Лепажа идет в московском Театре наций, актер Евгений Миронов играет в этом спектакле все роли. А куб-трансформер превращается то в одно место действия шекспировской трагедии, то в другое.
4. Посмотрите, как окружающий мир может быть декорацией сам по себе
В пьесе Шекспира «Гамлет» есть знаменитые слова: «Весь мир — театр, а люди в нем — актеры». Похожая фраза встречала зрителей на входе в шекспировский театр «Глобус»: «Totus Mundus Agit Histrionem» — «Весь мир лицедействует».
Представим, что окружающий нас мир — действительно один большой театр. Всё, что нас окружает, — это специально созданные декорации. А все мы непрерывно участвуем в одном большом спектакле. Именно так предложили зрителям посмотреть на современный мир создатели спектакля «Remote X» («Ремоут Икс»), который проходит в разных городах мира. В России спектакль был поставлен в Москве, Санкт-Петербурге и Перми. Зрители встречаются в городе, надевают наушники и отправляются на прогулку по городу. А компьютерный голос комментирует всё, что зрители видят по пути: людей, машины, здания, пешеходные переходы, площади — как если бы всё это было специально построено художниками, отрепетировано актерами и поставлено режиссером. Таким образом декорациями становятся улицы города.
5. Домашнее задание. Выберите любое произведение из школьной программы и придумайте для него сценографическое решение
Учитывая полученные сегодня знания, придумайте сценографическое решение для любого из литературных произведений школьной программы. Представьте, что вам предстоит поучаствовать в постановке спектакля по той или иной пьесе, тому или иному рассказу, роману или стихотворению. Ваша задача — придумать пространство для этого спектакля. Как оно будет устроено, из чего сконструировано и почему именно так, а не иначе. На следующем занятии вы можете просто рассказать о своей идее, можете представить перед классом макет или нарисовать на бумаге схематическое изображение. И рассказать, как в этом пространстве будет разыгрываться спектакль.
Выполненное задание может быть оформлено в виде презентации на компьютере или серии набросков. Посмотрите, какие эскизы к декорациям спектакля «Победа над Солнцем» нарисовал в 1913 году Казимир Малевич. Кстати, именно в этих эскизах можно встретить прообраз его будущей знаменитой на весь мир картины «Черный квадрат». Вы можете сопроводить свою презентацию любыми изображениями, которые помогут вам показать, на что должно быть похоже то, что вы задумали. Или, как Роберт Уилсон, который буквально рисует все свои спектакли, прежде чем приступить к репетициям, вы можете создать несколько раскадровок наподобие комикса, иллюстрирующих то, как ваше сценическое пространство может меняться во времени.
Критерии оценки задания
Идеи художественного оформления спектакля можно оценить в соответствии с общей концепцией, предложенной учеником. Хорошим результатом можно считать концептуально целостное решение. То есть такое, которое предлагает исходный принцип всего художественного оформления, идея которого исходит из выбранного учеником материала. Кроме того, хорошим результатом может считаться использование или комбинирование предложенных в уроке подходов к сценографическому решению.
Дополнительные материалы
Эти видеоролики помогут вам в общении с классом. Каждый отвечает на возможный вопрос класса или иллюстрирует какую-то проблему.
1. Как технически устроены театральные сцены?
Театральная машинерия — целая наука. Театральные сцены в хорошо известном нам виде возникли более четырехсот лет назад. И с тех самых пор непрерывно совершенствуются технологически. Благодаря механизмам, расположенным под сценой, над сценой, за сценой и по бокам, сегодня возможны самые немыслимые трансформации декораций в спектаклях. Но в основе своей принципы театральной машинерии были заложены в XVIII веке. Посмотрите, как выглядят механизмы старейшего в Европе деревянного театра изнутри. Это Дроттнингхольмский оперный театр в Стокгольме.
2. А можно обойтись в театре вообще без декораций?
Можно. Самый распространенный театральный жанр, не требующий никаких декораций — стендап. Артист выходит к микрофону, и состоятельность его выступления зависит исключительно от его артистического дарования. На театральных сценах существует своя разновидность стендапа, она называется словом «сторителлинг». Задача артиста — выйти к публике и своими словами захватывающе рассказать историю. Вот фрагмент сторителлинга про Ивана Царевича, женившегося на лягушке:
3. А может быть театр только из декораций и вообще без актеров?
И такое тоже бывает! Самый знаменитый пример — спектакль немецкого режиссера и композитора Хайнера Гёббельса «Вещь Штифтера». В этом спектакле сцена наполнена предметами, перемещающимися едва заметно механически и под музыку. Звучат подвешенные боком и наполовину разобранные механические пианино. По полу стелется дым, плавно меняется освещение. Посмотрите фрагмент этого спектакля.
Источники:
https://www.svet-teatr.ru/articles/vidy-i-osobennosti-teatralnyh-dekoratsiy.html
https://fb.ru/article/275349/hudojnik-dekorator-v-teatre-izgotovlenie-dekoratsiy-dlya-stsenyi
https://education.yandex.ru/culture/theatre/intermediate/