6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какие произведения искусства есть в пушкинский музей. Инженер Шухов

От корзины до башни: путь инженера Шухова

Музей архитектуры анонсировал выставку соавтора Киевского вокзала и ГМИИ им. А.С.Пушкина как «крупнейший показ творчества Шухова за последние 25 лет»

Аджигольский маяк системы инженера В.Г. Шухова под Херсоном. Фото: Фонд «Шуховская башня»

Талантливейший русский инженер Владимир Шухов (1853–1939) был автором многих изобретений, его вклад в развитие отечественной промышленности огромен, но и в культуру значителен. Музей архитектуры анонсировал его выставку как «крупнейший показ творчества Шухова за последние двадцать пять лет». И материала для такого показа собрано из музеев и архивов достаточно — на семь залов анфилады особняка на Воздвиженке.

Самое известное его сооружение — Шуховская башня на Шаболовке, московская достопримечательность и памятник русского авангарда. Она по многим параметрам символ своего времени: от гиперболоидной формы, изобретенной Шуховым и отвечающей идеалам функционализма, до обстоятельств строительства (была задумана выше Эйфелевой, построена почти вдвое ниже — 160 м, но все равно была самой высокой в стране; металл был использован плохого качества, во время строительства в 1921 году случилось обрушение, за что Шухов был обвинен в саботаже и приговорен к расстрелу, но по окончании работ прощен.

Опоры линии электропередачи НИГРЭС на Оке системы инженера В.Г. Шухова. На переднем плане трехсекционные, на заднем плане пятисекционные. 1929. Фото: Архив РАН

Впервые примененные Шуховым гиперболоидные конструкции и сетчатые перекрытия — центральный сюжет выставки. Гиперболоидные конструкции, идею которых инженеру подсказали плетеные корзины, показаны в развитии — от первой башни на Всероссийской художественно-промышленной выставке 1896 года в Нижнем Новгороде до радиобашни на Шаболовке, а всего их по шуховским проектам было создано 40. Сводчатые конструкции подробно рассмотрены на примере цеха металлургического завода в Выксе (работа 1897 года).

Отдельная тема — вклад Шухова в развитие российской нефтяной промышленности. В 1897 году он руководил строительством первого в стране нефтепровода от места добычи до Баку. Придумал цилиндрические резервуары для хранения нефти, впервые разработал установку для крекинга. Стальные нефтеналивные баржи тоже его изобретение.

Фрай Отто. Эскиз мембранных конструкций, 1967. Фото: Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева

В экспозицию включены также проектные материалы, чертежи, макеты, фотографии. Кое-что показано впервые.

собенность конструкций Шухова — их эстетичность. «Что красиво смотрится, то прочно», — говорил он. Функционализм, требующий слияния формы и функции, у истоков которого стоял Шухов, развивается до наших дней — этому развитию посвящен заключительный раздел выставки. Он демонстрирует пространственные конструкции и сводчатые перекрытия в современной архитектуре. «Шухов. Формула архитектуры» — международный проект, в нем приняли участие немецкие и швейцарская институции.

Читать еще:  Артем Каменистый.Серия:Исчадие техно. Исчадия техно Каменистый исчадия техно fb2

Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева
Шухов. Формула архитектуры
22 октября – 19 января 2020

Владимир Шухов. Гений Архитектуры. В День рождения (14 фото)

Шуховская башня

Одним из высших достижений инженерного искусства в мире безоговорочно признана Шуховская радиобашня. Изящная гиперболоидная конструкция была смонтирована в 1922 году. Она стала новаторской для своего времени и самой высокой на башней в России – 148,3 метра. Самому Шухову она чуть не принесла смерть – за аварию при подъеме 4 секций башни инженер был приговорен к расстрелу с отсрочкой до завершения строительства. Правда, в итоге башня подарила Шухову вечную славу и признание. “Шуховская башня” стала кульминацией в разработке ученым его легендарных стальных сетчатых оболочек.

Правда, сейчас полюбоваться на чудо инженерной мысли можно лишь со стороны: территория башни закрыта для туристов. Да и состояние башни на протяжении десятилетия вызывает серьезную обеспокоенность специалистов в области охраны памятников архитектуры. В 2011 году дело сдвинулось с мертвой точки и из федерального бюджета были выделены средства на проектирование и реконструкцию объекта.

Дебаркадер Киевского вокзала

Киевский вокзал является памятником архитектуры и инженерного искусства. Шухов разработал для вокзала перекрытия залов и проект уникального дебаркадера. Выполненное из стекла и металла огромное перекрытие железнодорожных платформ, несмотря на свои габариты (вес конструкций превышает 1,25 тысячи тонн), выглядит, как и все “шуховское” прозрачным и невесомым. Хитросплетение тонких металлических балок создает ажурный рисунок, а стекло пропускает дневной свет. Под этот стеклянный купол ежедневно приходят поезда на Киевский вокзал без малого сто лет. Длина конструкции составляет 321 метр, ширина пролёта 47,9 метров, а высота – 28 метров.

Однако, стоит помнить, что во время реконструкции Киевского вокзала в 2004 году дебаркадер по сути заменили на новый. Исторический облик арочных конструкций полностью сохранили, но выполнили их уже из современных материалов: антикоррозийной стали и сверхпрочного стекла.

Читать еще:  Древесина для музыкальных инструментов. Арт-проект "тайны музыкальных инструментов"

Пушкинский музей на Волхонке

Музей изобразительных искусство имени А.С. Пушкина наравне со своими коллекциями сохраняет произведение инженерного искусства – верхние световые фонари, запроектированные Шуховым.

Здание музея строилось в начале ХХ века по последнему слову строительной техники. Шухов стал одним из архитекторов, которые принимали участие в разработке проекта. Для нового музея Шухов спроектировал первые в мире трехуровневые светопрозрачные металло-стеклянные перекрытия, которые теперь являются бесценным музейным экспонатом, на которые приходят полюбоваться.

Известный мировой архитектор Норман Фостер, который называет русского инженера своим кумиром в архитектуре, спроектировал новые здания Пушкинского музея, вдохновившись именно “шуховскими” перекрытиями.

ГУМ и Петровский пассаж

Еще одним шедевром стеклянных перекрытий Шухова можно в любой день полюбоваться в ГУМе на Красной площади. Арочные стальные фермы с остеклением перекрывают 16-метровые галереи магазина. “Верхние торговые ряды” – прежнее название ГУМа – открылись в 1893 году.

А в 1906 был достроен Петровский пассаж – магазин похожего типа: длинные ряды с магазинами и кафе, где приятно не только совершать покупки, но и просто прогуляться. Арочные перекрытия из стекла и металла для естественного освещения галерей опять же сделал Шухов.

Бахметьевский гараж

Будучи уже именитым архитектором и видным ученым, Шухов не раз совместно работал с тогда еще молодым архитектором Константином Мельниковым. Изобретательные находки Мельникова требовали новаторских инженерных решений.

Самое интересное из совместных творений двух мастеров – Бахметьевский гараж на улице Образцова. Мельников придумал уникальную геометрическую форму гаража в виде параллелограмма, а Шухов спроектировал перекрытия для столь необычного строения. Металлические конструкции гаража стали одной из последних крупных работ великого инженера.

Памятник промышленной архитектуры – Московский газовый завод, бывший завод газгольдеров Букье и Гольдсмита в Нижнем Сусальном переулке – также строился при участии Шухова. Для сохранившихся по сей день газгольдеров и заводских корпусов инженер спроектировал перекрытия.

Промышленные здания строились во второй половине XIX века. Сегодня площади завода сдаются арендаторам и вмещают художественные галереи, дизайн-студии, магазины. Поэтому прийти и посмотреть на шуховское наследие можно в любое время.

moscow_walks

Прогулки по Москве

Сообщество проекта moscowwalks.ru

13 июня исполняется 100 лет со дня открытия Пушкинского музея (ГМИИ им.А.С.Пушкина – бывшего Музея Изящных Искусств имени Императора Александра III). Первые в мире трёх-уровневые светопрозрачные металло-стеклянные перекрытия для Пушкинского музея и все инженерные системы спроектировал великий инженер и архитектор Владимир Григорьевич Шухов. В Москве до сих пор нет музея одного из самых известных в мире отечественных инженеров и архитекторов. Шуховские перекрытия Пушкинского музея сами по себе уже являются уникальным раритетеом и музейным экспонатом и восхищают многих, включая знаменитого британского архитектора Лорда Нормана Фостера.

Читать еще:  Итальянские зодчие, которые работали в России . Итальянские архитекторы в россии

Под Шуховскими перекрытиями над залами ГМИИ им.А.С.Пушкина гигантское пустующее пространство. А сами залы сейчас освещаются не естественным светом, а электрическими светильниками расположенными над нижним ярусом шуховских перекрытий – см. видео. Поэтому в пустующем пространстве между верхним и средним ярусом металло-стеклянных и перекрытий ГМИИ им.А.С.Пушкина можно создать уникальный музей Владимира Григорьевича Шухова и современного воплощения его гениальных идей. Для картин и скульптур по первым ярусом стёкол крыши ГМИИ температурный режим губительный, а для металлических макетов архитектурных шедевров В.Г.Шухова и его нынеших последователей (Лорда Нормана Фостера, Максимилиана Фуксаса, Поля Андре, Фрая Отто, Френка Гери и других ) вполне комфортный!

“Музей инженера Шухова

Президент Фонда «Шуховская башня», правнук знаменитого российского инженера, изобретателя и ученого Владимира Григорьевича Шухова – Владимир Шухов сообщил «Московской перспективе», что ведет переговоры с руководством ГМИИ им. А.С. Пушкина о создании в музее на Волхонке отдела инженерного наследия.

«В центре Помпиду в Париже проходила выставка «Инженерное искусство» (кстати, именно изображение Шуховской, а не Эйфелевой башни использовалось на логотипе выставки). Это натолкнуло меня на мысль предложить создать постоянный музей инженерного искусства, которого нигде в мире нет, – поделился планами господин Шухов. – В идеале такой раздел мог бы разместиться прямо под уникальными светопрозрачными перекрытиями, которые Владимир Григорьевич спроектировал для главного здания Пушкинского музея». Другой вариант размещения – в «пятилистнике» британского архитектора Нормана Фостера, который хотят построить вблизи основного здания ГМИИ, если этот проект устоит в противостоянии с градозащитной и архитектурной критикой проекта развития музея.”
Андрей Мирошкин
«Московская перспектива»

Лорд Норман Фостер о Шуховских перекрытиях ГМИИ им.А.С.Пушкина:

В.Ф.Шухов о телебашне и музее своего прадеда академика В.Г.Шухова:

Экскурсия по Шуховским перекрытиям Пушкинского музея – ГМИИ:

Источники:

https://www.theartnewspaper.ru/posts/7440/
https://m.fishki.net/2056553-vladimir-shuhov-genij-arhitektury-v-den-rozhdenija.html
https://moscow-walks.livejournal.com/1161209.html

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Для любых предложений по сайту: [email protected]