18 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какой грех булгаков считает самым страшным. Самый страшный порок современности

Проблема трусости в романе Мастер и Маргарита

Любой человек обладает множеством пороков. Эти пороки писатели старались раскрывать через призму своих героев и их жизнь. Благодаря примеру литературных героев, читатель мог видеть себя со стороны и бороться с данной отрицательной чертой характера. И вот, Булгаков не исключение. Он раскрывает проблему трусости в своем знаменитом романе Мастер и Маргарита. Как раз сегодня мы и обратимся к его знаменитой работе и в сочинении по произведению Мастер и Маргарита проследим проблему трусости, которую писатель считал самым страшным пороком.

Трусость в романе Мастер и Маргарита

Одной из главных работ Булгакова является роман Мастер и Маргарита, где раскрываются нравственные проблемы, проблема истинной любви, добро и зло, верность и предательство. Затронул автор и тему пороков, где среди всех человеческих негативных характеристик выделяет трусость. Каждый человек может бояться и иметь страх перед чем-то, но именно трусость губительна. Она не позволяет признавать ошибки, поражает личностное Я, делая человека простым индивидом, но не личностью.

Именно трусость является страшным пороком, и данная проблема хорошо видна в Мастере и Маргарите на примере персонажей. Например, Мастера нельзя назвать героем, он не боец, он не смог идти до конца. Отказавшись от своей рукописи, Мастер показал свою трусость, он позволил себя сломать. В отличие от Иешуа, что проявил смелость и духовную силу, Мастер оказался противоположностью.

Трусость проявляет и Понтий Пилат, который имея власть, трусит. Он боится потерять авторитет, он попросту сломлен народными массами. Не смог настоять на истине, не спас человека, в чьей вине сомневался, отступился от моральных принципов за что и поплатился.

Трусость самый страшный порок

Писатель называет самым страшным пороком — трусость и очень трудно с ним не согласиться. Почему? Все потому, что именно это позорное качество человечества толкает людей на преступления. Именно она управляет действиями предателей, трусостью руководствуются и те, кто часто льстит своему руководству. Именно трус идет на вранье, а все потому, что он боится. Боится признать вину и боится сказать правду. А нужно быть выше своих пороков. Как сказал один философ, после храбрости, нет ничего прекрасней, чем признание в трусости. Я с этим высказыванием также полностью согласен.

Трусость — худший из пороков

…и трусость, несомненно, один из самых страшных пороков. Так говорил Иешуа Га-Ноцри. Нет, философ, я тебе возражаю: это самый страшный порок.

(c) М.А. Булгаков, «Мастер и Маргарита»

Но почему? Почему страх, или, по-научному, инстинкт самосохранения, по мнению Булгакова (и не только), — самый страшный порок? Ведь, на первый взгляд, он выполняет функцию защиты устойчивого существования особи вида от всевозможных опасностей, исходящих как из внешней среды, так и из внутреннего мира.

Читать еще:  Наталия орейро биография личная жизнь дети. Биография натальи орейро

Всё это справедливо до тех пор, пока живая особь не становится на путь к Человечности. Т.е. если психика индивида подчинена диктату инстинктов (животное), культуры (зомби), либо индивид самопревозносится в своём интеллекте (демон), страх — неотъемлемое, «невыкручиваемое» его свойство.

Но если индивид встал на путь к Человечности (что и должно происходить с человечеством по замыслу Создателя), страх для него — первое, что должно быть устранено из алгоритмики функционирования психики. Почему? Потому, что Человеком можно назвать только того, кто реализовывает свой познавательно-творческий потенциал, проявляет свободу воли (не путать с силой воли), и, в свою очередь, воля и познавательно-творческий потенциал его подчинены диктатуре совести. Страх же полностью блокирует/парализует все эти 3 компоненты. Есть все основания полагать, что, в оригинале (до цензурирования Откровения), первой заповедью, данной Моисею, была «Не бойся».

Но чтобы устранить страх, сначала необходимо разобраться, из-за чего он возникает. Если предельно обобщить, есть всего 2 причины страха:

  • незнание «поля деятельности»,
  • привязанность к чему-либо.

Именно поэтому, Человек остаётся Человеком только до тех пор, пока постигает новые знания. В идеале, он должеть делать это на протяжении всей своей сознательной жизни.

С привязанностями немного сложнее. Все мы являемся «продуктами системы», культура которой целесообразно сформирована в т.ч. и для того, чтобы формировать в нас множество разного рода зависимостей. Таким образом, наша самооценка во многом, если не полностью, зависит от чего-то вне нас (например, от того, что о нас говорят и думают другие люди). Первым шагом освобождения тут будет перенос зависимости от других людей на, например, своё дело, т.е. необходимо всё больше ассоциировать свою самооценку с тем, что мы реально можем контролировать и что от нас зависит. В идеале, в конечном итоге Человек должен полностью избавиться от любого рода зависимостей и ассоциировать себя и свою самооценку со своей душой, как частичкой Бога. Тогда страху места не будет.

В итоге, если Человек идёт по жизни, действуя по совести, постоянно и осознанно ведёт искренний и сокровенный диалог с Богом, постигает новые знания, соблюдая Человеческую этику их применения, тогда страх ему неведом, ибо:

Читать еще:  Достоевский белые ночи настенька. Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи

«Вседержитель безошибочен: всё, что ни делается, — делается к лучшему; всё, что свершилось и свершается, — свершилось и свершается наилучшим возможным образом при той реальной нравственности и производных из неё намерениях и этике, носителями которых являются индивиды, в совокупности составляющие общество; Вседержитель велик и всемогущ, и милость Его безгранична.»

«дурное настроение, эмоциональная подавленность, раздражённость или откровенные озлобленность и злорадство — знаки того, что необходимо выявить что-то в своей деятельности, в намерениях на будущее, в своём отношении к происходящему — такое, что необходимо переосмыслить; но выявлять и переосмыслять что-либо конкретное можно только после того, как будет возобновлено ладное Жизни единство эмоционального и смыслового строя психической деятельности.»

Михаил Булгаков: “Трусость самый страшный порок”. Мысли вслух.

Сегодня, 15.05.2011 – отмечается 120-летие со дня рождения писателя. По ТВ (может быть даже по нескольким каналам) обязательно покажут фильм “Собачье сердце” снятый по одноименному роману режиссером Владимиром Бортко. Этот фильм на себе вытащили актеры Евгений Евстигнеев и Борис Плотников, а так бы это была очередная неудача Бортко. Как же он потом изуродовал роман “Мастер и Маргарита” в своем сериале.
Будут сегодня на ТВ передачи, посвященные юбилейной дате, и многое, из того что покажут, будет даже честные честным и искренним. По лентам новостей видно, что о круглой дате помнят многие.
Вот к примеру:

.
Не скажу, что прочитал всего Булгакова, но все же. Первое, что попалось на глаза, это было как раз, “Собачье Сердце” в журнале “Дружба народов”. После, в моих руках оказалась книга “Дьяволиада” – сборник повестей и рассказов.
Дальше был роман “Мастер и Маргарита”– прочел его за две суток. После еще несколько раз перечитывал. Не “проглатывал”, а, именно, читал, всякий раз думая, будто что-то упустил.

В апреля 2011 года на большой экран вышел Фильм “Мастер и Маргарита”. снятый режиссером Юрием Карой 17 лет назад. Фильм был показан в сокращенном варианте, но даже этого хватило, чтобы понять, что это на несколько порядков выше, того, что на ваял тот же Бортко. По крайней мери, у Кары в фильме видна душа романа, пусть даже “спецэффекты” выглядят архаичными.

Напомню те, кто забыл, а кто не знает – повторю:
“Это не первая экранизация романа, показанная широкой публике.
В 1972 году вышел итало-югославский фильм
“Мастер и Маргарита” режиссера Александра Петровича, где в роли Мастера снимался Уго Тоньяцци, а Маргариту играла Мимзи Фармер.
В том же (1972) году, польский режиссер Анжей Вайда снял фильм
“Пилат и другие”.
В 1990 году (1988 год) – режиссер Мачек Войтышко снял на польском ТВ 7-ми серийную экранизацию романа, где роль Маргариты исполняла Анна Дымна.
В 2005 году венгерский режиссер Иболя Фекете снял короткометражный фильм “Мастер и Маргарита” – о похождениях Воланда и его свиты – длительностью в 26 минут.
Почти все эти экранизации шли по отечественному ТВ.
Кроме фильма Иболя Маркете.
Кроме того есть еще телеспектакль “Мастер и Маргарита” (1996 год), поставленный режиссером Сергеем Десницким.
И недавно узнал, что в 2010 году снята первая часть анимационного фильма “Мастер и Маргарита” израильским режиссером Терентием Аслабя
.

Здесь, в начале “письма” я не зря привел цитату “о трусости, как о самом страшном пороке”. Конечно же утверждение спорное. Можно найти пороки и грехи кратно опаснее. Но.
Нужна была особая смелость и безрассудность, чтобы в те далекие годы (даты написания 1929 -1940 гг.) написать такое. Во все времена нужны Люди, способные говорить и писать Правду.
“. О ком? — заговорил Воланд, перестав смеяться. — Вот теперь? Это потрясающе! И вы не могли найти другой темы? . “

Читать еще:  История развития и виды техник гравировки на металле. Виды и техники гравюры

У меня складывается впечатлении, что если бы сегодня этот роман не прошел бы цензуру. Если к примеру в него поместить описание того, что твориться в России в наши дни. Если бы сегодня Воланд со своей свитой вдруг вновь посетил Москву. Наврняка он наткнулся бы на какого-нибудь политолога от “партии власти”, который, в силу своего невежества стал бы затевать спор, на тему выше его понимания. После бы “Аннушка Чапман” разлила масло, и .
Вот только, нужны Люди способные не бояться, чтобы объяснить окружающим сколь низко пала современная элита – политики, олигархи. шоу-биз и прочие.

Вряд ли такой роман дошел до читателей. если кто-либо захотел сегодня написать и издать .
Да и писателей уровня Михаила Афанасьевича Булгакова сейчас “днем с огнем – не сыскать”.
Но хотя бы нужно наедятся, что трусость не станет препятствием для большого числа обычных людей, чтобы говорить и писать Правду.

Источники:

https://sochinyshka.ru/problema-trusosti-v-romane-master-i-margarita.html
https://marianpopovych.com/trusost-hudshij-iz-porokov/
https://andronnik-a.livejournal.com/184263.html

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Для любых предложений по сайту: [email protected]