9 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

История развития и виды техник гравировки на металле. Виды и техники гравюры

История и техника гравюры

Гравюра представляет собой искусство графики, которое включает разнообразные способы обработки досок и получения с нее оттисков. Необычайная красота подобных изделий привлекает внимание, а разнообразное техническое исполнение поражает многогранностью.

На протяжении всей истории гравюры сформировались несколько ее видов. Это и выпуклая, углубленная, плоская, а также цветная гравюра.

История и техника выпуклой гравюры

Один из видов гравюры – ксилография или выпуклая гравюра известна с древних времен. Восточные страны могут похвастаться самым ранним оттиском на бумаге. 868 год – вот дата его изготовления. А в Европе выпуклая гравюра появляется только в начале XV века. 1418 годом датирована первая найденная на западе ксилография.

Почти до XIX века выпуклая гравюра была обрезной или, как еще ее называют, продольной. Для этого бралась плоская доска продольного распила, предварительно отполированная.

Потом ее загрунтовывали, и только затем на нее наносился рисунок. Поле этого нанесенные линии отрезались острыми предметами, а затем дерево удалялось специальным долотом. При этом углубления были не более 5 мм.

Краска накладывалась на ту часть доски, где она оказывалась выпуклой. Потом на нее клали бумажный лист, равномерно придавливая. Именно таким путем изображение с деревянной доски оказывалось на бумаге. При изготовлении обрезной гравюры получается совокупность линий черного цвета и контрастных пятен. Именно такое сочетание с белой бумагой придает гравюре особую декоративность.

В конце XVIII века в Англии Томас Бьюик предложил новый способ изготовления выпуклой гравюры.

Появилась поперечная или торцовая ксилография. При этом доска могла выпиливаться не вдоль, а поперек ствола. В отличие от обрезной, для торцовой гравюры используют более твердые породы деревьев, такие как бук и пальма.

Потом доску режут особым резцом под названием штихель. Именно его след и дает в оттиске белую линию. Теперь появились варианты тонов. Такая ксилография стала давать большое количество оттисков хорошего качества.

В XIX веке в ксилографии стали использоваться не только рисунки, но и целые произведения. Это делалось при помощи параллельных, а иногда и однотипных штрихов, передавался тон картины, а также изображались свет и тень. Гравюра, основанная на подборке тонов, не стала отдельным видом искусства. Она носила скорее ремесленный характер, могла использоваться как метод репродукции.

Историческое развитие углубленной гравюры

Кроме выпуклой гравюры, еще существует и углубленная техника создания подобных шедевров удивительного искусства. Для этого берется металлическая пластина. Как правило, это либо медь, либо цинк, либо железо или латунь. Потом на нее наносятся углубления в виде рисунка с помощью линий и точек. Краска вбивается в такие углубления, потом доску покрывают влажной бумагой. После указанных действий данная заготовка прокатывается под давлением между валиками станка для печати.

Углубленная гравюра имеет свои разновидности. Резцовая техника появилась еще в начале XV века. 1446 годом датирована первая найденная гравюра, исполненная в такой технике.

В те времена рисунок врезался в металлическую доску резцом из стали. При этом он имел квадратное сечение и ромбовидный срез. Такая техника позволяет использовать только чистые линии.

Для такого вида технологии создания гравюры характерно применение усилия с тем, чтобы в конечном итоге получить точную, законченную форму изображения.

Эпоха Возрождения ознаменовалась появлением шедевров данного вида искусства. Стали известны мастера гравюры, а именно А.Дюрер, А.Мантенья и другие.

Еще один вид углубленной гравюры – это офорт. Такая техника появилась на свет в начале шестнадцатого столетия. Первая гравюра – офорт датирована 1513 годом. Металл покрывался специальным лаком, а рисунок процарапывался иглой на лаке. Затем доску опускали в кислоту, вследствие чего на металле проявлялся рисунок.

Еще известна и пунктирная техника создания углубленной гравюры. XVIII век ознаменовался появлением нового способа создания шедевра такого искусства. Рисунок состоял из сгущенных, а также разреженных точек. Потом изображение наносилось на металлическую доску, которая предварительно была покрыта лаком, с помощью специальных игл и рулеток. Затем доску протравливали. Таким путем рождалась пунктирная гравюра.

Читать еще:  Осоргин рассказ пенсне читать. Михаил Андреевич Осоргин «Пенсне

Кроме указных выше техник, во Франции появилась гравюра, изготовленная для воспроизведения тонового рисунка с помощью туши. Назвалась такая технология акватинта. Позже стали применять сильную кислоту, что послужило появлению нового способа создания гравюры – лавис. Также в XVII веке еще и в черной манере стали изготавливать углубленную гравюру.

Плоская гравюра и ее развитие на протяжении времен

Разнообразие техники гравюры дополнилось еще одним видом. Плоская гравюра получила название литографии. Она появилась в Германии еще в 1796 году. Изобретателем литографии по праву считают А.Зенфельдера. Оказывается, некоторые породы известняка не оставляют на своей поверхности краску, если протравить их слабой кислотой. Именно такая способность камня была взята за основу изготовления литографии

Сначала все начиналось с того, что пластина из указного выше материала сглаживалась, потом полировалась. Затем при помощи специального карандаша или кисти на поверхность этой пластины наносился рисунок литографской тушью.

Смесь гуммиарабика и кислоты является той средой, в которой протравливали каменную поверхность с рисунком. После такого процесса места, на которых нанесено изображение, легко принимали краску для печати. Чистые поверхности попросту ее отталкивают. Краску наносили на доску, а потом печатали на бумаге с помощью станка.

Особенность литографии заключается в легкости нанесения рисунка на камень. Однако мастерство человека, который занимается изготовлением плоской гравюры неоспоримо. Ведь только мастер своего дела может создать подвижную линию, способен равномерно свести тон. И в результате таких действий появляется шедевр литографии.

Рождение цветной гравюры

Как и все предыдущие способы изготовления гравюры, цветная имеет свою историю и технологию. Она может изготавливаться двумя способами. В одном случае на доску накладывают разноцветную краску, после чего доска печатается. Каждый оттиск не похож друг на друга. А вот при другом способе для каждого цвета используется отдельная доска, которая проходит обработку в нужных местах. После того, как на все доски нанесены все цвета, они печатаются друг за другом на бумаге.

Разновидностей цветной гравюры достаточно много. И одна из них – это кьяроскуро, которая получила свое развитие в XVI веке. Ксилография является основой производства таких гравюр.

Для указанной техники было характерно нанесение красок на отдельные доски. Кроме того, даже рисунки делились на части, которые и наносились на отдельную поверхность. Мастером-первопроходцем в такой технике можно считать Уго ди Карпи, который проживал в то время в Италии. Он печатал свои шедевры с трех досок, используя при этом разные цвета.

Уже в XVII веке цветная гравюра появляется на Дальнем Востоке. Япония стала именно той страной, где подобное искусство получило свое развитие. Признанными мастерами стали Харунобу, Хокусай, Сяраку и другие. Японская гравюра оказало непосредственное воздействие и на искусство западных мастеров. Граверы всего мира признали творчество японских профессионалов в области создания цветной гравюры.

Комментарии

Для того, чтобы добавлять комментарии, необходимо зарегистрироваться

История развития и виды техник гравировки на металле

Гравюра на металле как вид искусства возникла в эпоху Возрождения. Множество знаменитых художников работало в технике гравюры. Известны работы не только на пластинах, но и на кинжалах, мечах, браслетах. Существует множество техник, каждая из них имеет свою эстетику и язык.

Сегодня гравюра на металле переживает второе рождение. Благодаря использованию новых технологий можно по заказу сделать ни на что похожий шедевр.

Гравюра на металле

История и техники

В гравюре легче приживались новые жанры и веяния, чем в живописи, поэтому многие художники Возрождения охотно обращались к этому виду искусства. Свои работы можно было растиражировать в сотнях экземпляров, они становились доступны широким слоям населения. К тому же гравюры приносили неплохой доход.

Первые гравюры несли сугубо практическую цель: с их помощью печатали изображения святых и игральные карты.

Самой первой возникла резцовая гравюра. Она требовала усилий со стороны художника. Штихелем (резцом) мастер создавал штрихи, преодолевая сопротивление металла. Характеризуется чеканностью и одновременно экспрессией фигур. В этой технике работал Альбрехт Дюрер. Три его произведения «Рыцарь, смерть и дьявол», «Святой Иероним в келье» и «Меланхолия» считаются шедеврами граверного искусства и до сих пор вызывают споры искусствоведов.

Офорт

Был изобретён в XVI веке. Этот метод мало похож на работу штихелем. Художнику не приходится прилагать так много усилий. Игла в офорте с лёгкостью царапает плёнку, что обеспечивает плавность, лёгкость линий. Офорт имеет схожесть с рисунком, тогда как резец скорее ассоциируется со скульптурным барельефом.

В этой технике выполнялись пейзажи, портреты, наброски. В жанре офорта работал Ван Дейк — он создал портреты современников. Известны работы учеников Рубенса-Снайдерса и Йорданса. Ряд шедевров создал Рембрандт.

Читать еще:  Сообщение на тему: «Страницы всемирной истории. Начало истории человечества

Расцвет гравюра на металле в жанре офорта пережила во Франции в ХVIII веке. Франсуа Буше был не только художником, но и выдающимся офортистом в жанре рококо. Известны серии мастера с изображением интимных, уличных сценок, жизни народов Востока. Ряд гравюр он сделал по рисункам Ватто. Работы Буше — это изящество, изысканность и свобода композиции.

В России в жанре офорта работало не так много мастеров. Расцвет этого жанра пришёлся на XIX век. Иван Шишкин, Андрей Сомов, Тарас Шевченко работали в этой технике.

Гравюра на мече

Акватинта — разновидность офорта — позволяет создавать гравюры с тональностями большего диапазона. Очень много для развития этого жанра сделал Франциско Гойя. Он известен как изобретатель системы приёмов в этой технике. Акватинта остаётся одной из самых сложных техник и в наше время. Она требует наличия мастерской и ряда инструментов.

Другие методики

  1. Меццо-тинто — еще один вид гравюры на металле — позволяет получить особую глубину и бархатистость тонов. Эту технику также используют для получения цветной печати. Технику изобрели в XVII столетии. В ней работали художник Иоганн Пихлер, Джон Фарбер и выдающийся художник XX ст. Мауриц Корнелиус Эшер.
  2. Сухая игла, в отличие от офорта, не требует гравировки и травления. Штрихи наносятся не только стальным, но и алмазным резцом. Мягкость и необычность оттиску придаёт барба — борозда с заусенцами. В этой технике работали Рембрандт и Дюрер (наряду с другими жанрами гравюры). Многие художники ХХ столетия занимались техникой сухой иглы: Макс Бекман, Милтон Эйвери, Дэвид Милн и др.
  3. Медерит — гравюра на металле, получившая известность в Белоруси XVII-XVIII веках. Металл вытравливался азотной кислотой. Медерит использовался в картографии и книгоиздательстве.
  4. Известно ещё несколько техник, например, мягкий лак, лавис, резерваж. Некоторые художники работают в смешанной технике, что позволяет создать свой неповторимый стиль.

Гравюра продолжает привлекать художников и в наше время. Сегодня распространены лазерная, электромеханическая гравировки. Существует ряд мастерских, которые специализируются на выполнении работ в этой технике.

Дизайн интерьера и архитектура

Дизайн интерьера, ремонт и отделка своими руками.

Офорт

Офорт представляет собой своеобразный вид гравировки на металле и техники станковой глубокопечатной графики. В процессе изготовления гравюр поверхность металлических пластин протравливается кислотами.

Название этого способа — офорт — происходит от слов » eau forte», что в переводе с французского означает » сильная» или » крепкая вода» — так называлась в те времена азотная кислота.

История изобретения офорта

Гравирование по металлу в традиционной манере занимало массу времени. Для того,чтобы сделать одну страницу, мастеру требовалось несколько недель, а то и месяцев. Вот почему художники — граверы все время искали способы упрощения техники для облегчения этого трудного дела.

Первые образцы офортов датируются 1501 — 1507 годами. Их автором стал Даниэль Хопфер. Спустя несколько лет гравер из Швейцарии Урс Граф сделал несколько офортов, и именно его впоследствии стали считать родоначальником данной техники.

В 1515 — 1518 годах Альбрехт Дюрер, владевший искусством офорта в совершенстве, создал шесть известных рисунков на металлических досках, одним из которых является изображение пушки на фоне живописной природы.

Альбрехт Дюрер » Пейзаж с пушкой». Офорт на меди ( 1518 год).

Техника офорта

Основой техники изготовления офорта является нанесение на пластину из металла специального лака, который выдерживает воздействие кислот. Сверху лака с помощью остро отточенных инструментов мастер процарапывает изображение гравюры.

После этой процедуры металлическая пластинка обрабатывается кислотой, которая вытравливает рисунок на металле. Далее остатки лака счищаются с поверхности пластины.

Делать это было значительно легче, чем резать глубокие штрихи штихелем. Затем по краям пластины делали невысокий бортик из воска, чтобы получи лось корытце. В него наливали крепкий раствор азотной кислоты. Там, где игла соскребала с металла лак, кислота протравливала штрихи рисунка. Затем форму отчищали и печатали обычным способом.

В процессе печатания иллюстрации краска наносится на пластину, и задерживается исключительно в протравленных углублениях. На бумаге же остается яркий, точный оттиск — и именно поэтому офорт является видом глубокой печати.

Валерант Вайлант. Гравюра в технике меццо — тинто.

Известные мастера офорта

Искусство изготовления металлических гравюр в технике офорта возникло еще в начале XVI века. Многие известные художники — живописцы работали в технике офорта. Среди них можно назвать следующих:

  • Альбрехт Дюрер

Альбрехт Дюрер » Адам и Ева» . Гравюра ( 1504 год).

Жак Калло. Офорт из серии » Цыгане» ( 1621 год).

  • Харменс Рембрандт

Рембрандт » Проповедь Христа». Офорт, сухая игла, резец ( 1648 год).

  • Франсиско Гойя

Франсиско Гойя » Мрачное предчувствие того, что должно произойти» . Офорт из серии » Бедствия войны» ( 1808 — 1814 годы).

  • Сальватор Роза
Читать еще:  Букмекерские вилки — что о них нужно знать. Минусы и плюсы вилок

Сальватор Роза » Пейзаж с философами».

Г. Ф. Захаров » Яуза». Линогравюра ( 1962 год).

Е. П. Чемесов » Автопортрет». Офорт, сухая игла, резец ( 1764 -1765 годы),

  • Теофиль Стейнлен

Теофиль Александр Стейнлен . Иллюстрации книге » Рисунки без слов о кошках». Офорт ( 1898 год).

В. В. Матэ » Портрет И. И. Шишкина». Офорт

Кете Кольвиц » На штурм». Офорт из серии » Крестьянская война» ( 1903 год).

  • Елизавета Краснушкина

Е. З. Краснушкина » Крестьянка прощается с солдатом». Бумага, офорт (1886 год).

Георгий Верейский » Горы». Офорт, сухая игла.

  • Дмитрий Митрохин

Дмитрий Митрохин. Книжная графика, ксилография.

  • Джорджо Моранди

Джорджо Моранди » Кофейник». Офорт.

В. М. Звонцов » Ранней весной». Офорт, мягкий лак ( 1962 год)

И. И. Шишкин » Пески». Бумага, офорт ( 1886 год).

  • Сальвадор Дали

Сальвадор Дали » Пять бессмертных испанцев» ( 1966 год)

  • Юрий Яковенко

Юрий Яковенко Иллюстрация к книге » Дикая охота короля Стаха».

  • Борис Французов

Борис Французов. Офорт

  • Дмитрий Плавинский

Дмитрий Плавинский. » Заброшенная церковь» Офорт ( 1975 год).

  • Вильгельм Лейбль

Вильгельм Лейбль » Портрет матери Гертруды Лейбль» . Офорт ( 1879 год).

  • Жан Клод Ришар

Жан Клод Ришар » Вид парка на Вилле Мадама под Римом». Офорт, акватинта ( 1765 год).

Этими способами нанесения рисунка на металлическую поверхность продолжают пользоваться многие художники и по сей день. Изображения, выполненные в технике офорта, отличаются изяществом и особенной стилистикой, которая так ценится многими поклонниками офорта. Картины некоторых современных художников, выполненные в технике офорта, станут настоящим украшением абстрактного интерьера .

Хорст Янсен. Офорт

Различные манеры и приемы офорта

Техника офорта характеризуется значительной сложностью и разнообразием изобразительных приемов и манер. Так, среди самых известных и распространенных офортных манер можно назвать следующие:

  • Травленный штрих — одна из основных техник выполнения офорта, которая заключается в нанесении изображения на металлическую поверхность путем травления кислотами. Характеризуется богатством средств художественной выразительности.

Офорт » Грифы». Травленый штрих.

  • Акватинта — оттиск гравюры в этой манере напоминает рисунок акварельными красками, потому что изображение получается несколько размытым и пастельным.

В. М. Мымрин » Суздаль». Офорт, акватинта.

  • Резерваж — данная манера офорта появилась в результате соединения приема акватинты и травленного штриха. В манере резерважа рисунок наносят кистью на обезжиренную поверхность доски, причем, движения кисти характеризуются широкими свободными мазками и подвижными штрихами пера.

Алексей Зуев » Жигули. Молодецкий курган». Резерваж

  • Лавис — приемы лависа и акватинты тесно переплетаются из — за похожести этих техник. Манера лависа предполагает нанесение на металлическую пластинку канифоли, которую затем расплавляют, а уже после выполняется рисунок кистью, смоченной в кислоте.

А. Щелоков » Яблоня». Офорт, акватинта, лавис.

  • Мягкий лак — техника офорта, в которой грунт сначала смешивают с жиром, благодаря чему материал приобретает мягкость и легко отделяется от основы. Далее загрунтованная форма покрывается зернистой бумагой, а далее на нее наносится рисунок твердым карандашом.

Юрий Куликов » Судакская крепость» . Офорт, мягкий лак ( 1979 год).

  • Сухая игла — еще одна техника гравировки, в процессе которой изображение наносится путем процарапывания отдельных штрихов на металле. В этом случае травление кислотами не используется. Полученное изображение является формой глубокой печати.

Уильям Странга » Лудильщики». Офорт, сухая игла ( 1882 год)

  • Меццо — тинто — так называемая » черная манера» офорта. Главным отличием данного приема является выглаживание светлых мест на зерненной доске. Изображение создается с помощью правильной подобранной градации светлых участков на темном фоне.

Офорт в технике меццо — тинто

  • Карандашная манера — представляет собой разновидность пунктирной манеры создания углубленного изображения на металле, которая имитирует рисунок карандашом или углем. Характерные для данной техники эффекты достигаются путем нанесения пятен или штрихов, наносимых на заранее загрунтованную пластину, которая впоследствии подвергается травлению.

Офорт, смешанная техника, карандашная манера

  • Пунктирная манера — вид углубленной гравюры на металлической пластине из меди. Изображение создается мелкими углублениями в виде точек и штрихов, которые наносятся за заранее загрунтованную пластину, позже подвергающуюся травлению.

Офорт, пунктирная манера.

  • Резцовая гравюра — представляет собой древнейший вид гравировки на металле. Рисунок наносится на поверхность медной доски резцами — штихелями с заостренным концом. После этого поверхность доски тщательно очищают шабером — гладилкой, убирая все лишние стружки. Далее углубления заполняют краской и равномерно распределяют ее, прокатывая валиком. Затем удаляют краску в гладких поверхностей, и делают оттиск. Так получается качественное изображение в технике глубокой печати.

Лука Лейденский » Лот с дочерьми». Резцовая гравюра на меди ( 1530 год).

Источники:

http://gelomarket.ru/Istoriya_i_tehnika_gravyury.htm
http://dedpodaril.com/interesno/gravyura-na-metalle.html
http://design-fly.ru/iskusstvo/ofort.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector