Какой художественный прием используется в былинах. Художественные особенности былин
Определение былин: что особенного в этом исконно русском жанре фольклора
Что такое былина? Это один из самых распространенных жанров устного народного творчества, представляющий собой сказание о каком-либо знаменательном событии или повествующий о жизни персонажа. Нередко эти стихотворные произведения отличаются настолько захватывающим сюжетом, что их с интересом читают и современные люди. Познакомимся с особенностями жанра и основными художественными приемами.
Былина – что это?
Определение былины может быть сформулировано следующим образом: это песня, восхваляющая русских князей, богатырей, славу русского оружия. Сюжет произведения носит откровенно патриотичный характер, силы зла в конечном итоге оказываются поверженными, добро торжествует. Исследователи полагали, что в этих песнях находят отражение вполне конкретные исторические события, имевшие место в реальном прошлом, но переплетенные между собой в народном сознании.
Сам термин был введен в теорию литературы Иваном Сахаровым в 30-е годы 19 века, до этого жанр именовался как «старина».
Особенности жанра
Рассмотрев определение былины, выделим ряд особенностей этого жанра русского фольклора:
- Наличие сюжета.
- Главный герой или герои вступают в поединок с силами зла. Чаще всего повествует о князьях, богатырях, прочих защитниках земли русской, готовых прийти на помощь в трудную минуту.
- Написана тоническим стихом, число ударений от 2 до 4. А количество слогов в строках могло быть различным.
- Все события излагаются последовательно, уделяется особое внимание описанию места действия, деталям.
- У текстов нет конкретного авторства, каждый из них писался несколькими людьми и передавался из уст в уста, от одного поколения к другому. Каждый рассказчик мог добавить в содержание что-то свое, а какие-то детали, напротив, позабыть. Вот почему известно примерно 40 сюжетов русских народных былин, а самих текстов – более тысячи.
- Исполнять такие песни было доверено специально подготовленным сказителям.
Эти характерные черты помогут отличить былину от песен, сказаний и других жанров устного народного творчества.
Специфика построения
Что такое былина, мы уже рассмотрели. Узнать эту фольклорную песню поможет и специфика ее построения. Так, каждый текст включает в свой состав три основные части, которые представлены в таблице.
Особенности и назначение
Это вступление, нацеленное на привлечение внимания слушателя
Описание основного события произведения. Представляет собой авторское изложение сюжета
Завершающая часть, торжество добра над силами зла
Каждая былина выстраивалась в соответствии с данной структурой. Жанр отличает изобилие подробностей, описание природы, проработка характеров персонажей.
Главные герои
В определении былины очень важен еще один признак – главные герои. Чаще всего это богатыри, обладающие невиданной силой, мужественные и справедливые. Они готовы бросить вызов столь же могучему противнику и стоять на защите бедных и слабых до самой смерти. К числу самых популярных персонажей известных русских былин следует отнести Добрыню Никитича, Илью Муромца, Алешу Поповича. В каждом образе русский народ стремился представить черты идеального защитника и помощника. Многие герои имели богатырских коней себе под стать, таких же бесстрашных и могучих.
Не менее колоритны и отрицательные персонажи русских народных былин. Так, Соловей-разбойник – это обладатель невиданной силы, его оружие – громкий свист, от звука которого обычные воины падали замертво. И лишь богатырь Илья Муромец сумел одолеть его в честном бою. Огнедышащий многоголовый Змей Горыныч стал противником Добрыни Никитича и погиб от его руки. Алеше Поповичу пришлось сразиться с Тугарином Змеевичем, злым богатырем, в образе которого нашел отражение страх русских крестьян перед набегами кочевников.
Популярные художественные приемы
Определение былины дает лишь общее представление о жанре, более детально разобраться в вопросе поможет анализ оригинальных художественных приемов, которые использовали древние сказители.
Напевное звучание создается не рифмами, а музыкальным стихом и созвучиями. Особый колорит придается использованием необычных сравнений, красочных эпитетов, старинной лексики. Для того чтобы представить богатыря в наилучшем свете, а его противника – равным ему, сильным и могущественным, древние сказители использовали прием гиперболы – преувеличения.
Чтобы привлечь внимание к какой-то важной детали или событию, нередко обращались к троекратному повтору. Этот прием используется не в одном тексте, нередко одни и те же речевые обороты переходят из былины в былину, создавая целостную эпическую картину.
Богаты эти фольклорные произведения и словами с уменьшительно-ласкательными суффиксами, которые помогают рассказчику выразить свое отношение к происходящему: Илюшенька, Микулушка Селянинович, Добрынюшка – эти формы свидетельствуют о том, что сказитель испытывает искреннюю любовь и сочувствие к персонажам.
Классификация
Былины в русской литературе в зависимости от места действия относятся к одному из двух циклов: новгородские и киевские. Некоторые исследователи выделяют и более поздний пласт – общерусские тексты.
Классифицировать произведения можно и по их содержанию. Так, в литературоведении выделяются такие циклы:
- Об Алеше Поповиче.
- Об Илье Муромце.
- О Добрыне Никитиче.
- О русских богатырях («Садко», «Микула и Вольга Селянинович», «Василий Буслаев», «Соловей Будимирович» и другие).
Определение былин и описание их особенностей позволяет сделать вывод о том, что в этих произведениях фольклора особое значение имело каждое слово. Тексты передавались из уст в уста, поэтому нет ничего удивительного в использовании постоянных эпитетов, троекратных повторов – так их было проще запомнить. Былины оказали ключевое влияние не только на развитие литературы, но и на историческую науку как источник знаний о жизни и быте ушедших в прошлое времен.
Какой художественный прием используется в былинах. Художественные особенности былин
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ БЫЛИН
Былины строятся по определённому плану.
Большинство былин начинается зачином. В нём обычно говорится о месте действия или о том, куда и откуда поехал богатырь (см. первые шесть строк былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»).
События в былинах излагаются в строгом порядке, последовательно. Повествование ведётся медленно, не спеша. Так как бюлины жили в устной передаче, исполнитель их сказывал сосредоточить внимание слушателей на особенно важных, по его мнению, местах. Для этого в былинах широко применяются повторения, обычно троекратные. Так, в былине об Илье Муромце и Соловье-разбойнике трижды повторяется описание силы Соловья-разбойника.
Чтобы придать напевность былине, сделать изложение её более выразительным, музыкальным, часто в былинах повторяются отдельные слова.
Прямоезжая дорожка заколодела,
Заколодела дорожка, замуравела.
Во стольном во городе во Киеве,
У ласкового у князя у Владимира.
Повторения встречаются не только в тексте одной и той же былины. В разных былинах одинаково описываются сходные действия, явления, например седлание богатырского коня, пир у князя Владимира, вражеская сила, бой богатырей с врагами и пр.
Такие сходные описания, встречающиеся в разных былинах (и в сказках), называются общими местами.
Иногда былины заканчиваются особой концовкой – заключением из всего содержания былины:
То старина, то и дёянье,
т. е. так было в старину, это – быль.
Главный герой былин – русский богатырь. Чтобы ярче представить силу богатыря, применяется приём гиперболы (преувеличения). Например, вот как описывается бой богатыря с вражеской силой. Если богатырь махнёт правой рукой, среди вражеского стана образуется улица, левой – переулок. Палица (меч) богатыря весит сорок или даже девяносто пудов.
Если богатырь заснёт, то «богатырский сон на двенадцать дён» (дней). Под стать богатырю и его конь: «первый скок коня – на много вёрст, а второй скок – и найти нельзя». Чтобы подчеркнуть силу русского богатыря, гиперболически изображается его враг. Несметные силы врага «серому волку . дня не обскакать, чёрному ворону в день не облететь».
В былинах, как и вообще в произведениях устной народной поэзии, каждое слово точно и выразительно. В течение веков народные певцы и поэты совершенствовали язык своих поэтических произведений, добиваясь наиболее точного и яркого, выразительного раскрытия через слово самых существенных качеств героев и их поступков. Так, очень богаты и разнообразны в устной поэзии эпитеты – красочные определения, указывающие наиболее существенный признак людей, предметов, явлений жизни.
Часто одни и те же эпитеты постоянно характеризуют тех или иных героев, предметы, явления жизни, природы и т. д. Поэтому их называют постоянными эпитетами. В былинах, например, встречаются такие постоянные эпитеты: дородный добрый молодец, сила великая, славный стольный Киев-град, тугой лук, тетивочка шелковая, стрелочки калёные.
Часто в былинах применяются сравнения:
Нагнано-то силушки черным-черно,
Черным-черно, как черна ворона.
Щукой-рыбою ходить Вольгё во синих морях,
Птицей-соколом летать Вольгё под оболоки,
Волком рыскать во чистых полях.
Употребляются отрицательные сравнения:
Не сырой дуб к земле клонится,
Не бумажные листочки расстилаются,
Поклоняется сын перед батюшкой.
Желая подчеркнуть какой-либо оттенок смысла слова, важный, по мнению народного певца, для понимания повествования, сказители былин широко применяют синонимы: «Стал Вольга растеть-матереть»; «А орать да пахать да крестьяновати,»; «Тут Илье за беду стало, за великую досаду показалось. »
Важную роль в языке былин играют существительные с уменьшительными и ласкательными суффиксами. Они выражают народную оценку героев былин. Богатыри часто называются ласкательными именами: Илюшенька, Добрынюшка Никитич, Микулушка Селянинович и т. п. Суффиксы ласкательного значения применяются и в словах, обозначающих предметы, принадлежащие богатырю. У него «стрелочки калёные», «седёлышко», «уздечки», «войлочки», «потнички» и т. д.
Былина произносится нараспев. Подчиняясь напеву, сказитель ставит ударения на определённых словах, а другие слова при этом, не имея ударений, как бы сливаются в одно слово («матьсыраземля», «полечистое»). В связи с этим иногда слово имеет различные ударения в одной и той же. былине («Соловей- Соловей», «молодой», «молодый», «молодый»).
В древней устной народной поэзии есть былины, рассказывающие о мирной, трудовой жизни русского народа. Это былины бытовые. Важнейшая из них – былина о Вольгё и Микуле. В ней прославляется народный труд. В Илье Муромце народ воспел крестьянина-воина, богатыря – защитника родины. В образе Микулы он прославил крестьянина-хлебопашца, богатыря – кормильца страны. – ВОЛЬГА И МИКУЛА
Анализ былин. “Вольга и Микула Селянинович”, “Илья Муромец и Соловей-разбойник”
Былины составляют одно из самых замечательных явлений русской народной словесности; по эпическому спокойствию, богатству подробностей, живости колорита, отчетливости характеров изображаемых лиц, разнообразию мифических, исторических и бытовых элементов они не уступают античному эпосу. На уроке вы познакомитесь с содержанием и художественным своеобразием былин «Вольга и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Соловей-разбойник».
Конспект
Существует два цикла былин:
В Киевском цикле действие происходит в Киеве, при князе Владимире. И основной темой этих произведений является защита русских земель от кочевников. Главными героями киевских былин являются три богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович.
Новгородский цикл былин представляет собой произведения, действия которых происходят в Новгороде или близ него. Основной тематикой является торговля, плавание в другие страны и социально-бытовые темы.
Анализ былины «Вольга и Микула Селянинович»
Рис. 1. Иллюстрация к былине «Вольга и Микула Селянинович». Худож. Билибин И. Я.
Мысль о тяжелом труде землепашца подчеркнута сравнением двух образов: Микулы Селяниновича и князя Вольги. Князь Вольга, способный превращаться в птицу-сокола, щуку-рыбу и серого волка, действительно слабее Микулы Селяниновича. Уважение к Микуле подчеркнуто даже в самом назывании былины. Прочитав былину, невольно задаешься вопросом: чему же посвящена данная былина? Безусловно, тяжелому крестьянскому труду.
Кто главный ее герой? Конечно, Микула. В силе с ним не может сравниться даже целая хоробрая дружинушка князя Вольги.
За что же проникся уважением Вольга Святославович к Микуле?За работоспособность, справедливость и за учтивые слова. После рассказа пахаря о разбойниках, которые поджидают Вольгу на пути, тот понял, что одному ему с мужиками не справиться. За труд, за справедливость и уважение мужики прозвали Микулу Микулой Селяниновичем.
А как же одет пахарь? Одет он не для крестьянской работы, а как знатный и богатый боярин. Кафтан у него из черного бархата, сапожки – зелен сафьян, а это одежда действительно очень знатных и богатых людей:
Вот шилом пяты, носы востры,
Вот под пяту-пяту воробей пролетит,
Около носа хоть яйцо прокати.
Высокий тонкий каблук, как шило, и высоко загнутый носок. Праздничная деревенская одежда вполне естественна. Дело все в том, что пахота, покос, жатва – это действительно праздничная, торжественная пора. На собственном опыте об этом знали создатели былин. Потому-то крестьянину и уважение особое, и труд землепашца выше воинского.
Во многих вариантах былина заканчивается тем, что Вольга, изумившись мощью коня пахаря, знакомится с ними. Есть варианты, где отправляются Вольга и Микула вместе в города, жалованные Микуле. А есть варианты, где Микула спасает Вольгу от смерти, и в дальнейшем князь делает его своим наместником.
Анализ былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник».
Рис. 2. Иллюстрация к былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (Источник)
Главный герой – Илья Муромец, крестьянский сын, потому и одежда на нем самая обыкновенная: русская рубашка, штаны и сапоги. 33 года пролежал он на печи, ни о чем не думая. А сила богатырская пробудилась в нем вместе с желанием постоять за русскую землю-матушку.
Автор подчёркивает силу, мощь и отвагу святорусского богатыря Ильи Муромца. В сцене победы Ильи Муромца над Соловьем-разбойником, безусловно, есть и сказочные черты. Во-первых, это разговор Ильи Муромца с конем. Конечно, сказочными элементами можно назвать и троекратные повторения, сказочные обращения и сказочные эпитеты.
А вот истинно по-былинному звучат следующие слова: «с горы на гору стал перескакивать», «травы-муравы все уплетались, лазаревы цветочки осыпались». Перед нами не что иное, как средство художественной выразительности гипербола.
Широко используются как в былинах, так и в сказках слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами:травушка, дороженька, стремечко.
Вспомните последние строчки поэмы «Руслан и Людмила» А. С. Пушкина:
Дела давно минувших дней,
Преданья старины глубокой.
Действительно, реальные события, которые происходили давным-давно, во времена Киевской Руси, и именно тогда из песен и легенд создатели былин сложили свои песни.
Написаны былины особенным торжественным стихом. К ним имелось музыкальное сопровождение. Особенный художественный прием, который использовался в былинах, это, безусловно, гипербола.
Список рекомендованной литературы
- Дидактические материалы по литературе 7 класс. Автор – Коровина В.Я. – 2008 год
- Домашняя работа по литературе за 7 класс (Коровина). Автор – Тищенко О.А. – 2012 год
- Уроки литературы в 7 классе. Автор – Кутейникова Н.Е. – 2009 год
- Учебник по литературе 7 класс. Часть 1. Автор – Коровина В.Я. – 2012 год
- Учебник по литературе 7 класс. Часть 2. Автор – Коровина В.Я. – 2009 год
- Учебник-хрестоматия по литературе 7 класс. Авторы: Ладыгин М.Б., Зайцева О.Н. – 2012 год
- Учебник-хрестоматия по литературе 7 класс. Часть 1. Автор – Курдюмова Т.Ф. – 2011 год
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет
- ФЭБ: Словарь литературных терминов (Источник).
- Словари. Литературные термины и понятия (Источник).
- Толковый словарь русского языка (Источник).
- Все о русских былинах (Источник).
- Русь былинная. Сборник мультфильмов (Источник).
Рекомендованное домашнее задание:
- Прочитайте былину «Вольга и Микула Селянинович». Найдите в ней примеры гиперболы, слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, постоянные эпитеты.
- Прочитайте былину «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Найдите в ней примеры гиперболы, слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, постоянные эпитеты.
Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.
Источники:
https://www.syl.ru/article/347357/opredelenie-byilin-chto-osobennogo-v-etom-iskonno-russkom-janre-folklora
https://russkay-literatura.ru/literatura/4-xudozhestvennye-osobennosti-bylin.html
https://interneturok.ru/lesson/literatura/7-klass/ustnoe-narodnoe-tvorchestvo/analiz-bylin-volga-i-mikula-selyaninovich-ilya-muromets-i-solovey-razboynik?konspekt