5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какой из художественных приемов в былинах. Художественный прием данной былины

Разработка урока по литературе «Художественные особенности былины» (6-й класс) с приложением (презентация)

Разделы: Литература

Класс: 6

Цели:

    повторить, закрепить и углубить знания учащихся о былине как эпическом жанре устного народного творчества, выявить особенности изображения былинного героя; описания его подвигов; формировать представление о роли художественных изобразительно-выразительных средств в произведении;
  • развивать кругозор учащихся, навыки выразительного чтения былины, анализа художественного текста;
  • осуществлять нравственное воспитание учащихся средствами былины.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация, сигнальные карты красного и синего цветов.

I. Постановка цели и задач урока

II. Беседа — актуализация знаний

  • Что такое былина? (Cлайд №2. Презентация)
  • Чем былина отличается от сказки?
  • Как связана былина с реальными историческими событиями? (Cлайд №3)
  • Кто является персонажами былины? (Cлайд №4)
  • Аукцион. Назвать былины, в которых встречаются Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич?
  • Что вы знаете об особенностях былины? (Cлайды №5-9)

(Композиционную основу многих былин составляет антитеза (противопоставление):

  • “Илья Муромец и Калин-царь”;
  • “Алёша Попович и Тугарин”;
  • “Добрыня Никитич и Змей!

Слово “былина” образовано от слова “быль”, другое название былины – старина.

  • Что такое речитатив?

III. Проверка домашнего задания.

Художественный или краткий пересказы отрывков или выразительное чтение отрывков из прочитанных дома былин учащимися.

По ходу — вопросы учителя:

  • О чем былина? Понравилась вам?
  • Кто из героев запомнился? Почему?
  • Какие герои вступают в противоборство?

IV. Особенности изображения былинного героя.

1. Беседа (слайд 10)

  • Как обычно называют былинных героев?
  • Назовите одежду богатыря, его вооружение, опишите богатырского коня.
  • Кто быстрее снарядит богатыря для свершения ратных подвигов?
  • Аукцион “Кто больше?” (Назвать подвиги былинных героев) (вернуться к слайду №4)
  • За что и с кем сражаются богатыри?

2. Викторина “Узнай героя”

1) Из того ли из города из Мурома,
Из того села да Карачарова
Выезжал дородный добрый молодец.
Он стоял заутреню во Муроме.
Ай к обеденке поспеть хотел он во стольный Киев-град.

(Илья Муромец, “Илья Муромец и Соловей разбойник”)

2) Да схватил татарина он за ноги,
Так стал татарином помахивать,
Стал он бить татар татарином –
И от него татары стали бегати.

(Илья Муромец, “Илья Муромец и Калин-царь”)

3) А … своей матушки не слушался.
Как он едет далече во чисто поле,
А на тую гору Сорочинскую,
Потоптал он младыих змеенышей,
Ай повыручил он полонов да русских

(Добрыня Никитич, “Добрыня и Змеевич”)

4) Прошла та ночь осенняя.
Ото сна … пробуждается,
Встает рано-ранёшенько,
Утренней зарёй умывается,
Белою ширинкой утирается,
На Восток он, …, богу молится.

(Алеша Попович, “Алеша Попович и Тугарин Змеевич”)

5) В вышину он трёх сажён,
Промежу плечей – косая сажень,
Промежу глаз – калена стрела,
Конь под ним как лютый зверь

(Тугарин Змеевич, “Алеша Попович и Тугарин змей” )

V. Углубление знаний учащихся о художественных особенностях былины, в том числе в изображении былинного героя. Просмотр презентации, выполнение по ходу её заданий (слайды 11-21)

В композиции (построении) былины выделяют следующие компоненты:

  • зачин;
  • завязка действия;
  • развитие действия;
  • кульминация;
  • развязкаю

В зачине указывается, откуда выезжает богатырь, место действия, или рассказывается о рождении богатыря, об обретении им силы

Из того ли из города из Муромля,
Из того ли да с села Карачирова
Выезжал дородный добрый молодец.
Он стоял заутреню во Муроме
Ай к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град.

Повествование в былине ведётся неторопливо, величаво. В развёртывании сюжета обязательно присутствуют разнообразные и многочисленные повторения. Замедленность действия достигается путём утроения эпизодов, повторения общих мест, речей героев.

В поэтический стиль былины включались повторения слов. А вы помните, какие это слова? Давайте поищем их в тексте былины. (Черным-черно, много-множество, крепко-накрепко,скорым-скоро). Найдите также и слова-синонимы (злодей-разбойник, путь-дорога, драться-ратиться, дани-пошлины).

Важная особенность былины: изображение множественного в единичном обобщённом (синекдоха). Былины переносили качество массы на одно лицо: изображали не всю древнерусскую дружину, а отдельных войнов-богатырей, побеждающих несметные полчища врагов. Вражеская сила также могла изображаться в единичных фантастических образах (Идолище, Соловей-разбойник, Тугарин).

Гипербола – главный художественный приём в былине.

Гиперболы использовались для изображения (силы богатыря, устрашающего крика врага, необычайной битвы; а также для развенчания врагов.

Эпитеты и сравнения – важные художественно-изобразительные средства в былине. Давайте поищем с вами в тексте эпитеты и сравнения и определим их роль в былине. (Эпитеты чистое поле, добрый конь, палица булатная, стрела калёная, палаты белокаменные, делают речь выразительной, помогают воспринимать предметы, изображённые в былине более зримыми и весомыми; сравнения: Тугарин почернел, как осення ночь, Алёша Попович стал, как светел месяц передают психическое состояние героев).

VI. Обобщение

  • Назовите художественные особенности былины.
  • Для чего они используются в былине?
  • Любого ли героя былины можно назвать богатырём?
  • Кто такие богатыри?
  • Читать еще:  Недоросль описание 1 из героев кратко. Суть и смысл комедии «Недоросль

    Итак, в основе былины лежит рассказ о подвиге богатыря. Былина имеет особую устойчивую форму построения (композицию). Каждая былина имеет зачин и концовку. В ней есть повторы и общие места. За счёт них повествование ведётся неторопливо, размеренно, торжественно, напевно. Постоянные эпитеты и сравнения делают язык былины особенно выразительным. Возможности былинных герое преувеличены. Традиционно при создании былинных образов используются синекдоха и гипербола.

    Слайд №22 (демонстрация репродукции с картины В.Васнецрова “Три богатыря”?

    Почему урок заканчивается демонстрацией этой картины?

    Поднимите красные карточки те, кто из вас считает, что вы могли бы предупредить героев о том, что или кого им предстоит встретить на своём пути?

    Похвалить учащихся за хорошее знание былин. Самому активному участнику урока вручить диплом “Лучший знаток былин”.

    VIII. Домашнее задание

    На выбор учащихся:

    1. Изобразить любимого былинного героя во время его ратного подвига. Подписать рисунок строками из былины.
    2. Составить кроссворд или викторину по теме “Былины”.

    Какой из художественных приемов в былинах. Художественный прием данной былины

    ПРИЕМЫ БЫЛИННОГО ТВОРЧЕСТВА

    Приемы былинного творчества — двоякого рода: часть этих приемов однородна с приемами, употребляемыми в устной лирике, другая часть представляет особенность только былевого творчества.
    С точки зрения анимистического мировоззрения природа — общество живых людей. Это общество интересуется делами людей, радуется их удачам. Когда рождается могучий богатырь, природа откликается на это событие необыкновенными явлениями: при рождении Вольки-Волха «подрожала сыра земля, стряслося славно царство Индейское, а и сине море сколебалося. Рыба пошла в морскую глубину, птица полетела высоко в небеса, туры да олени за горы пошли, зайцы, лисицы по чащицам, а волки, медведи по ельникам, соболи, куницы по островам». Когда богатырь спит, прохлаждается и над собой невзгодушки не чует, конь будит его и человеческим языком предостерегает. При нашествии Килина-царя Днепр перестает течь по старому: посредине его видна струичка кровавая. Днепр перестает течь по старому и в былинах о Сухмане, когда явилась сила татарская: вода с песком в нем помутилась; днем сила мостит на Днепре мосты калиновые, а ночью Днепр из повыроет.

    В связи с анимистическим мировоззрением находится вера в судьбу, в предопределение. Илье предсказано, что ему смерть на бою не писана, и он этому верит; Святогору предсказано было, что он женится на девушке, которая тридцать лет в гноище лежала, и это предсказание исполняется.

    Иногда предстоящая человеку судьба открывается в вещем сне. Царь Турецкой земли (Индейской) беседует со своей царицей Панталовной: «Ай же ты, царица Панталовна! А ты знаешь ли про то, ведаешь? На Руси то трава растет не по-старому, цветы цветут не по-прежнему. А видно Вольги живого нет. «. Отвечает ему царица: «Ай же ты, царь Турец-сантал! А я знаю про то, ведаю: на Руси трава все растет по-старому, цветы-то цветут по-прежнему. А ночесь спалось, во снях виделось: быв спод восточныя спод сторонушки налетала птица малая пташица, а спод западной спод сторонушки налетала птица черный ворон; слеталися они в чистом поле, промежду собой подиралися; малая птица пташица черного ворона повыклевала и по перышку она повыщипывала, а на ветер все повыпускала. То есть Вольга сударь Буслаевич, а что черный ворон — Турец-Сантал». Сон исполняется: Вольга завоевывает Турецкую землю и убивает Турец-сантала.
    В связи с анимистическим мировоззрением находится и вера в силу заговоров. В былинах о Добрыне и Марине изображается, как Марина заговаривает следы Добрынюшкины. Илья Муромецв былинах о Калине-царе пускает к своему крестному батюшке стрелу, заговорив ее предварительно. Иван Годинович, привязанный к сырому дубу, молит, чтобы стрела, которую татарин-соперник собирался пустить в малых голубей, пала не на воду и не на землю, а воротилась татарину во белу грудь; по словам Ивана Годиновича и случается.

    Анимистическое мировоззрение породило один из важнейших приемов устного творчества, общий для общенародной лирики и княжеско-дружинного эпоса, именно параллелизм в различных его видах.

    ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ.
    Примеры: «Закатилось красное солнышко за горушки высокие, за моря широкие, рассаждалися звезды частые по светлу небу, — нарождался Вольга сударь Буслаевич на свяой Руси», «Тут заря зарумянилась, белые облака закудрявились, — выезжает на поле на зеленое Дюк Степанович на добром коне».

    ПАРАЛЛЕЛИЗМ ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ
    Примеры: «Не пыль в поле пылится, не туман с моря подымается, не грозная туча накатается, не из той тучи молонья сверкает, — подымалась силушка зла-неверная Калина-царя, Тугарина», «Да и не дождь дождит, да и то не гром гремит, а и не гром гремит, да шум велик идет, — налетела на молодого Добрынюшку змея», «Не сырой дуб к земле клонится, не бумажные листочки расстилаются, — расстилается сын перед батюшкой», «Не заюшко в чистом поле выскакивал, не горностаюшка выплясывал, — выезжал там добрый молодец Михайло Потык сын Иванович».

    СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ
    Примеры: «Царь Афромеевич чистые поля туром проскакал, темные леса соболем пробежал, быстрые реки соколом перелетал», «Тугарин почернел, как осенняя ночь, Алеша Попович стал, как светел месяц», «У него голова, как сена копна, у него глаза, как пивны ковши», «А и конь ли под ним как бы лютый зверь, он сам на коне, как ясен сокол».

    Приемы былевого тврчества сходны с соответствующими приемами устной лирики в употреблении эпитетов, тавтологий и повторений.

    Читать еще:  Творчество ф м достоевского кратко самое главное. Ф.М.Достоевский

    Примеры: «матушка святая Русь», «стольный Киев-град», «Владимир стольно-киевский, славный, ласковый князь, красное солнышко; эпитеты Ильи: «старый казак», » старая старейшина», «стар — матер человек»; «тихий Дон, Дунай», «смелый, славный Алеша», «молодой Добрыня»; эпитеты Калина: «царь», «злодей», «безбожный», «вор», «змей»; Идолище — «поганое», «проклятое», «великое», «жидовское»; татарин «поганый»; Тугарин «молодой», «богатырь удалый», «собака»; богатыри «славные», «сильные», «могучие», «святорусские», «удаленький добрый молодец», «удача добрый молодец»; «седелышко черкасское», «подпруги шелковые»; «тугой лук разрывчатый», «калена стрела», «тетива шелковая»; «дорога прямоезжая», «славное раздольице чисто поле»; «сырой дуб, кряковистый, матер»; «подворотенки дорог рыбий зуб», «крылечко крутое переное», «окошечко косящатое», «кирпичен пол», «гусельки яровчаты».
    Некоторые эпитеты до такой степени связаны с определяемым словом, что иногда употребляются с нашей точки зрения неуместно. Например: Калин-царь, отправляя своего посла в Киев, говорит ему : «Ай же ты поганый татарищо. Снеси-ка ты писемышко ко князю Владимиру». Явившись в Киев, посол Калина-царя говорит Владимиру: «Очищай-ко ты все улички стрелецкие, все великие дворы да княженецкие, по всему то городу по Киеву; а по всем то переулкам княженецким наставь сладких хмельных напиточек, чтобы стояли бочка о бочку, близко по близку; чтобы было у чего стоять собак царю Калину со своими войсками со великими в твоем во городе во Киеве»; эпитет «ласкаовый» применяется к Владимиру и тогда, когда Владимир приказывает посадит Илью в глубокий погреб и поморить смертью голодной.

    ТАВТОЛОГИИ
    Примеры: «рать сила великая», «талан-участь», «без бою, без драки-кроволития, «там на тую пору, на то времячко», «сослужи-тко эту служобку великую», «еще спит Илья да и не пробудится», «а не мало дело-то, великое», «прямой дорогой, не окольноей».

    ПОВТОРЕНИЯ
    Примеры: «там повыправьте-тко дани-выходы за двенадцать лет да с половиною», «кто бы нам сказал про старое, про бывалое, про того Илью про Муромца», «калика эта старая, эта калика да седатая, седатая калика да плешатая».
    Иногда в былинах повторяются целые строфы («эпические повторений»). Так, в одной былине о Михаиле Потоке, где рассказывается о поручениях, даваемых Владимиром трем богатырям — Илье, Добрыне и Потоку, каждый богатырь в ответ Владимиру целиком повторяет данное поручение: «Ах ты, солнышко Владимир стольно-киевский, — отвечает Илья: отправляй-ко ты меня да в большу землю, в большу ту землю да в Камену орду; там повыправлю да дани-выходы за двенадцать лет да за тринадцать лет, за тринадцать лет да с половиною». Также отвечает Добрыня и Поток.

    Сходясь в основных приемах творчества с общенародной устной лирикой, былины имеют и свои особенности. К последним относятся:

    СТЕРЕОТИПНЫЕ ОПИСАНИЯ И КАРТИНЫ
    Былинные певцы-поэты выработали ряд описаний и картин того или другого предмета или действия. Эти описания и картины сделались постоянными, стереотипными для определенных предметов и действий. Вот примеры некоторых описаний и картин:

      Cедлание коня богатырем: «Он добра коня заседлывает, на коня накладает потничек, потничек то он кладет шелковенький, а на потничек — подпотничек, на потничек седелышко черкасское, черкасское седелышко недержано, подтягивал двенадцать тугих подпругов, тринадцатый для-ради крепости, чтобы в чистом поле конь спод седла не выскочил, добра молодца в поле не выронил; а стремяночки подкладывал булатные, пряжечки то красна золота, да не для красы-угожества, ради крепости все богатырскоей: шелковы подпруги тянутся — не рвутся, да булат железо гнется — не ломается, пряжечки то красна золота, они мокнут да не ржавеют. И садится на добра коня: видели добра молодца сядучи, да не видели удалого поедучи».

    Скачка богатыря: «Скакал он выше леса стоячего, чуть пониже облака ходячего, с горы на гору перескакивал, реки-озера перескакивал, широки-раздолья промеж ног пущал».

    Ловкость молодца в чистом поле: «А кидает он палицу булатную под облако под ходячее; одной рукой подхватывает, как пером лебединым поигрывает».

    Стреляние из лука: «Вынимал он из налучна тугой лук, из колчана вынимал калену стрелу, и берет он тугой лук в руку левую, калену стрелу во правую, накладывает стрелочку каленую на тетивочку шелковую; натянул он тугой лук за ухо, калену стрелу семи четвертей: заскрипели полосы булатные, и завыли рога у туга лука, спела тетивочка шелковая, полетела стрелочка каленая».

    Приезд богатыря: Богатырь «привязывает добра коня у того ли столба точеного, у того кольца золоченого, заходит в палаты белокаменны, крест кладет да по писаному, поклон ведет да по ученому, бьет челом да поклоняется на все на четыре на стороны (такому-то) в особицу».

    Вопросы неизвестоному приезжему богатырю:«Ты откудова, удалый добрый молодец, ты коей земли, коей орды, коего отца, матери, как тебя по имени зовут, нарекают по изотчине»?

  • Похвальба на пиру:«Все то на пиру напивалися, все на честном наедалися, все на пиру порасхвастались: иной хвастает городами с пригородами, иной хвастает золотой казной, иной хвастает добрым конем, разумный хвалится родной матушкой, безумный хвастает молодой женой».
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    Заключение былины состоит обыкновенно из двух-трех стихов, в которых, выражается значение данной былины или ее общее впечатление, или провозглашается богатырю слава. Примеры: «Это — первая поездка Ильи Муромца, а по тыих мест поедка да кончается», «Синему морю да на тишину, всем добрым же людям на послушание», «Только той Соловнику славу поют, а Ильина-то слава не минуется, отныне-то век по веку поют его Ильюшенку».

    Читать еще:  Что такое интеллигенция. Интеллигенция и интеллектуалы в различных странах

    Определение былин: что особенного в этом исконно русском жанре фольклора

    Что такое былина? Это один из самых распространенных жанров устного народного творчества, представляющий собой сказание о каком-либо знаменательном событии или повествующий о жизни персонажа. Нередко эти стихотворные произведения отличаются настолько захватывающим сюжетом, что их с интересом читают и современные люди. Познакомимся с особенностями жанра и основными художественными приемами.

    Былина — что это?

    Определение былины может быть сформулировано следующим образом: это песня, восхваляющая русских князей, богатырей, славу русского оружия. Сюжет произведения носит откровенно патриотичный характер, силы зла в конечном итоге оказываются поверженными, добро торжествует. Исследователи полагали, что в этих песнях находят отражение вполне конкретные исторические события, имевшие место в реальном прошлом, но переплетенные между собой в народном сознании.

    Сам термин был введен в теорию литературы Иваном Сахаровым в 30-е годы 19 века, до этого жанр именовался как «старина».

    Особенности жанра

    Рассмотрев определение былины, выделим ряд особенностей этого жанра русского фольклора:

    • Наличие сюжета.
    • Главный герой или герои вступают в поединок с силами зла. Чаще всего повествует о князьях, богатырях, прочих защитниках земли русской, готовых прийти на помощь в трудную минуту.
    • Написана тоническим стихом, число ударений от 2 до 4. А количество слогов в строках могло быть различным.
    • Все события излагаются последовательно, уделяется особое внимание описанию места действия, деталям.
    • У текстов нет конкретного авторства, каждый из них писался несколькими людьми и передавался из уст в уста, от одного поколения к другому. Каждый рассказчик мог добавить в содержание что-то свое, а какие-то детали, напротив, позабыть. Вот почему известно примерно 40 сюжетов русских народных былин, а самих текстов – более тысячи.
    • Исполнять такие песни было доверено специально подготовленным сказителям.

    Эти характерные черты помогут отличить былину от песен, сказаний и других жанров устного народного творчества.

    Специфика построения

    Что такое былина, мы уже рассмотрели. Узнать эту фольклорную песню поможет и специфика ее построения. Так, каждый текст включает в свой состав три основные части, которые представлены в таблице.

    Особенности и назначение

    Это вступление, нацеленное на привлечение внимания слушателя

    Описание основного события произведения. Представляет собой авторское изложение сюжета

    Завершающая часть, торжество добра над силами зла

    Каждая былина выстраивалась в соответствии с данной структурой. Жанр отличает изобилие подробностей, описание природы, проработка характеров персонажей.

    Главные герои

    В определении былины очень важен еще один признак – главные герои. Чаще всего это богатыри, обладающие невиданной силой, мужественные и справедливые. Они готовы бросить вызов столь же могучему противнику и стоять на защите бедных и слабых до самой смерти. К числу самых популярных персонажей известных русских былин следует отнести Добрыню Никитича, Илью Муромца, Алешу Поповича. В каждом образе русский народ стремился представить черты идеального защитника и помощника. Многие герои имели богатырских коней себе под стать, таких же бесстрашных и могучих.

    Не менее колоритны и отрицательные персонажи русских народных былин. Так, Соловей-разбойник – это обладатель невиданной силы, его оружие – громкий свист, от звука которого обычные воины падали замертво. И лишь богатырь Илья Муромец сумел одолеть его в честном бою. Огнедышащий многоголовый Змей Горыныч стал противником Добрыни Никитича и погиб от его руки. Алеше Поповичу пришлось сразиться с Тугарином Змеевичем, злым богатырем, в образе которого нашел отражение страх русских крестьян перед набегами кочевников.

    Популярные художественные приемы

    Определение былины дает лишь общее представление о жанре, более детально разобраться в вопросе поможет анализ оригинальных художественных приемов, которые использовали древние сказители.

    Напевное звучание создается не рифмами, а музыкальным стихом и созвучиями. Особый колорит придается использованием необычных сравнений, красочных эпитетов, старинной лексики. Для того чтобы представить богатыря в наилучшем свете, а его противника – равным ему, сильным и могущественным, древние сказители использовали прием гиперболы – преувеличения.

    Чтобы привлечь внимание к какой-то важной детали или событию, нередко обращались к троекратному повтору. Этот прием используется не в одном тексте, нередко одни и те же речевые обороты переходят из былины в былину, создавая целостную эпическую картину.

    Богаты эти фольклорные произведения и словами с уменьшительно-ласкательными суффиксами, которые помогают рассказчику выразить свое отношение к происходящему: Илюшенька, Микулушка Селянинович, Добрынюшка – эти формы свидетельствуют о том, что сказитель испытывает искреннюю любовь и сочувствие к персонажам.

    Классификация

    Былины в русской литературе в зависимости от места действия относятся к одному из двух циклов: новгородские и киевские. Некоторые исследователи выделяют и более поздний пласт – общерусские тексты.

    Классифицировать произведения можно и по их содержанию. Так, в литературоведении выделяются такие циклы:

    • Об Алеше Поповиче.
    • Об Илье Муромце.
    • О Добрыне Никитиче.
    • О русских богатырях («Садко», «Микула и Вольга Селянинович», «Василий Буслаев», «Соловей Будимирович» и другие).

    Определение былин и описание их особенностей позволяет сделать вывод о том, что в этих произведениях фольклора особое значение имело каждое слово. Тексты передавались из уст в уста, поэтому нет ничего удивительного в использовании постоянных эпитетов, троекратных повторов – так их было проще запомнить. Былины оказали ключевое влияние не только на развитие литературы, но и на историческую науку как источник знаний о жизни и быте ушедших в прошлое времен.

    Источники:

    http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/599118/
    http://www.russianplanet.ru/filolog/ruslit/byliny.htm
    http://www.syl.ru/article/347357/opredelenie-byilin-chto-osobennogo-v-etom-iskonno-russkom-janre-folklora

    Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов:

    Adblock
    detector
    ×
    ×