Какой клавишный инструмент был особенно близок гайдну. Йозеф Гайдн
Композитор Франц Йозеф Гайдн — основатель классического инструментального жанра
Композитора Франца Йозефа Гайдна называют родоначальником современного оркестра, «отцом симфонии», основателем классического инструментального жанра.
Франц Йозеф Гайдн
Композитора Франца Йозефа Гайдна (Franz Joseph Haydn) называют родоначальником современного оркестра, «отцом симфонии», основателем классического инструментального жанра.
Родился Гайдн в 1732 году. Его отец был каретным мастером, мать служила кухаркой. Дом в местечке Рорау на берегу реки Лейты, где маленький Йозеф провёл детские годы, сохранился до сегодняшнего дня.
Дети ремесленника Матиаса Гайдна очень любили музыку. Франц Йозеф был одарённым ребёнком – ему с рождения был дан звонкий мелодичный голос и абсолютный слух; у него было отличное чувство ритма. Мальчик пел в местном церковном хоре и сам пытался освоить игру на скрипке и клавикордах. Как это всегда случается у подростков — у юного Гайдна в переходном возрасте пропал голос. Он сразу же был уволен из хора.
Франц Йозеф Гайдн
Восемь лет юноша зарабатывал частными уроками музыки, постоянно совершенствовался с помощью самостоятельных занятий и пробовал сочинять произведения.
Жизнь свела Йозефа с венским комиком, популярным актёром — Иоганном Йозефом Курцем. Это была удача. Курц заказал у Гайдна музыку для собственного либретто оперы «Кривой бес». Комическое произведение было успешным — два года оно шло на театральной сцене. Однако критики поспешили обвинить молодого композитора в легкомыслии и «шутовстве». (Этот штамп позже неоднократно переносился ретроградами и на другие произведения композитора.)
Франц Йозеф Гайдн
Знакомство с композитором Никола Антонио Порпорой многое дало Гайдну в плане творческого мастерства. Он прислуживал знаменитому маэстро, был на его уроках аккомпаниатором и постепенно учился сам. Под крышей дома, на холодном чердаке Йозеф Гайдн пытался сочинять музыку на стареньких клавикордах. В его произведениях было заметно влияние творчества прославленных композиторов и народной музыки: венгерских, чешских, тирольских мотивов.
Памятник Гайдну в Будапеште (1959)
В 1750 году Франц Йозеф Гайдн сочинил мессу фа-мажор, а в 1755 году написал первый струнный квартет. С этого времени наступил перелом в судьбе композитора. Йозеф получил неожиданную материальную поддержку от помещика Карла Фюрнберга. Меценат рекомендовал молодого композитора графу из Чехии — Йозефу Францу Морцину – венскому аристократу. До 1760 года Гайдн служил у Морцина капельмейстером, имел стол, кров и жалованье, мог всерьёз заниматься музыкой.
С 1759 года Гайдном было создано четыре симфонии. В это время молодой композитор женился – вышло это экспромтом, неожиданно для него самого. Тем не менее, брак с 32-летней Анной Алоизией Келлер был заключён. Гайдну было всего 28, Анну он никогда не любил.
20 шиллингов, 1982, Автрия, Гайдн
После женитьбы Йозеф потерял место у Морцина и остался без заработка. Ему вновь повезло – он получил приглашение от влиятельного князя Павла Эстергази, который смог оценить его талант.
Тридцать лет Гайдн прослужил в должности дирижера. Его обязанностью было руководство оркестром и управление хоровой капеллой. По требованию князя композитор сочинял оперы, симфонии, инструментальные пьесы. Он мог писать музыку и слушать её тут же в живом исполнении. За период службы у Эстергази он создал множество произведений – только симфоний в те годы было написано сто четыре!
Симфонические концепции Гайдна были непритязательными, простыми и органичными для обычного слушателя. Сказочник Гофман однажды назвал сочинения Гайдна «выражением по-детски радостной души».
Мастерство композитора достигло совершенства. Имя Гайдна было известно многим за пределами Австрии — его знали в Англии и Франции, в России. Однако знаменитый маэстро не имел права исполнять или продавать произведения без согласия Эстергази. Выражаясь сегодняшним языком – князю принадлежали «авторские права» на всё творчество Гайдна. Даже дальние поездки без ведома «хозяина» Гайдну были запрещены.
Однажды, находясь в Вене, Гайдн познакомился с Моцартом. Два гениальных музыканта много беседовали и вместе исполняли квартеты. К сожалению, у австрийского композитора немного было таких возможностей.
Была у Йозефа и возлюбленная — певица Луиджа, мавританка из Неаполя – обаятельная, но корыстная женщина.
Уйти со службы и стать независимым композитор не мог. В 1791 году старый князь Эстергази скончался. Гайдну было 60 лет. Наследник князя распустил капеллу, а капельмейстеру назначил пенсию, чтобы ему не приходилось зарабатывать на жизнь. Наконец-то Франц Йозеф Гайдн стал свободным человеком! Он отправился в морское путешествие, дважды посетил Англию. В эти годы уже немолодой композитор написал множество произведений – среди них двенадцать «Лондонских симфоний», оратории «Времена года» и «Сотворение мира». Произведение «Времена года» стало апофеозом его творческого пути.
Масштабные музыкальные работы давались стареющему композитору нелегко, но он был счастлив. Оратории стали пиком творчества Гайдна – больше он не написал ничего. Последние годы композитор прожил в маленьком уединённом домике на окраине Вены. Его посещали поклонники – он любил беседовать с ними, вспоминая свою молодость, полную творческих поисков и лишений.
Надгробие Гайдна в Вене
Гайдн скончался в своём доме в 1809 году. Вначале маэстро похоронили на Хундстурмерском кладбище. С 1820 года его останки перенесены в храм города Эйзенштадт.
Саркофаг, где захоронены останки Гайдна
Как я экономлю на отелях?
Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru. Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.
Тесты и кроссворды по теме “Жизнь и творчество Й. Гайдна”
Жизнь и творчество Й. Гайдна
Тест № 1
Творчество Й. Гайдна относится к эпохе Венского…
а) романтизма
б) классицизма
в) барокко
Какой композитор является представителем той же эпохи, что и Й. Гайдн?
а) Бах
б) Шопен
в) Бетховен
Какой композитор не является венским классиком?
а) Гайдн
б) Гендель
в) Моцарт
Какой жанр является ведущим в творчестве Й. Гайдна?
а) симфония
б) опера
в) сюита
К какому из перечисленных музыкальных жанров не обращался Й. Гайдн?
а) опера
б) квартет
в) балет
г) музыкальная комедия
Й. Гайдн в детстве пел в церковном хоре и выучился играть на…
а) скрипке
б) органе
в) флейте
Отец Й. Гайдна был…
а) музыкантом-любителем
б) профессиональным музыкантом
в) далёким от музыки человеком
г) простым ремесленником
От кого Й. Гайдн получал ценные профессиональные указания
а) А. Сальери
б) Н. Порпора
в) И.С. Бах
Й. Гайдн был известен в Вене как…
а) композитор
б) импровизатор
в) органист
г) учитель музыки
В каком году была сочинена Первая симфония Й. Гайдна?
а) 1759
б) 1760
в) 1761
Й. Гайдн служил у князя Эстергази в качестве…
а) хориста
б) капельдинера
в) капельмейстера
К симфониям Й. Гайдна не относится:
а) «Прощальная»
б) «Пасторальная»
в) «Сюрприз»
В какой стране дважды побывал Й. Гайдн в 90-е годы XVIII века?
а) Америка
б) Англия
в) Италия
Й. Гайдн выступал в Англии с исполнением своих произведений в качестве…
а) певца
б) дирижёра
в) клавириста
К ораториям Й. Гайдна не относятся…
а) «Мессия»
б) «Сотворение мира»
в) «Времена года»
г) «Страсти по Матфею»
Какая симфония принадлежит Й. Гайдну?
а) «Героическая»
б) «Классическая»
в) «Школьный учитель»
Й. Гайдн использовал треугольник, тарелки и барабан в симфонии…
а) «Военная»
б) «Сюрприз»
в) «Часы»
Танец, вошедший в четырёхчастный симфонический цикл Й. Гайдна в качестве III части:
а) вальс
б) полонез
в) менуэт
Духовой инструмент, не вошедший в классический состав оркестра Й. Гайдна:
а) валторна
б) саксофон
в) труба
Когда родился Людвиг ван Бетховен, Й. Гайдну было:
а) 38 лет
б) 40 лет
в) 24 года
С каким из композиторов не довелось лично встретиться Й. Гайдну?
а) с Моцартом
б) с Бетховеном
в) с Бахом
г) с Никколо Порпора
Игрой на каком инструменте владел Й. Гайдн?
а) на виолончели
б) на клавире
в) на органе
Как называется его музыкальная комедия?
а) «Школьный учитель»
б) «Свадьба Фигаро»
в) «Новый хромой бес»
Какой музыкальный жанр имел второстепенное значение у композиторов-классиков?
а) соната
б) песня
в) квартет
Экспозиция, разработка, реприза являются основными разделами формы…
а) рондо
б) тема с вариациями
в) сонатной формы
г) трёхчастной формы
Сколько лет прожил Й. Гайдн?
а) 77 лет
б) 57 лет
в) 65 лет
Количество частей в классическом сонатном цикле Й. Гайдна
а) 4 части
б) 3 части
в) 2 части
Состав исполнителей в симфониях Й. Гайдна
а) 5 инструментов
б) солирующий инструмент с оркестром
в) оркестр
Звучанием какого ударного инструмента начинается I часть 11-й из 12-ти «Лондонских симфоний» Й. Гайдна?
а) литавры
б) большой барабан
в) тарелки
Основным жанром клавирной музыки Й. Гайдна является:
а) прелюдия
б) соната
в) фуга
Гайдн – основоположник жанра:
Как называлась симфония, в которой музыканты по одному уходят со сцены?
Обычно Гайдна считают композитором XVIII века, но он прожил несколько лет и в XIX веке. Сколько именно лет?
а) 12 лондонских симфоний
б) 6 французских сюит
в) 6 английских сюит
г) 12 русских квартетов
«Сотворение мира» и «Времена года» написаны Гайдном в жанре
б) цикла фортепианных пьес
Сколько симфоний было написано Гайдном?
Б о льшую часть своей жизни Гайдн провел именно в этом городе, работая руководителем капеллы
8. Встречался ли Гайдн с Моцартом?
9. Встречался ли Гайдн с Бетховеном?
10. Писал ли Гайдн оперы?
Реши кроссворд № 1 по теме «Жизнь и творчество Й. Гайдна»
По горизонтали:
Жанр, чьим «отцом» называют Гайдна
… венского кафедрального собора св. Стефана, где прошли детские годы Гайдна
Деревня – родина Гайдна
Произведение для фортепиано из трёх частей
Князь, которому Гайдн служил большую часть жизни
Крупное произведение для солистов, хора и оркестра, предназначенное не для сценического, а для концертного исполнения
Граф, у которого Гайдн служил руководителем капеллы в 1759–1761 годах
Симфония Гайдна, «отучившая» слушателей спать во время исполнения медленных частей
Раздел формы рондо между повторами рефрена
Третья часть симфонии, «танец королей и король танцев»
Название стиля и направления в искусстве XVII–XVIII веков, произошедшее от латинского classicus.
Реши кроссворд № 2
1.Симфония Гайдна, во время исполнения которой уходят музыканты.
2.Итальянский композитор и педагог, которому Гайдн прислуживал в обмен на полезные музыкальные советы.
3.Музыкальная форма – классический сонатно-симфонический …
Столица Австрии, давшая название классической школе.
Музыкальная форма, название которой произошло от французского слова «круг»
Венский классик, младший современник и друг Гайдна
Имя великого композитора – … Йозеф Гайдн
Английский город, в котором Гайдну присвоена почётная степень доктора музыки
Партия, открывающая экспозицию классической сонатной формы
Раздел рондо, название которого произошло от французского слова «припев»
Приём исполнения на литаврах, давший название одной из симфоний Гайдна.
Впиши правильный ответ
1.Коллектив, в котором Гайдн учился пению
2. Традиционный темп первой части классической симфонии
3.Высокий деревянный духовой инструмент симфонического оркестра
4.Старинный клавишный музыкальный инструмент,
5. Низкий струнный инструмент симфонического оркестра
6. Медный духовой инструмент симфонического оркестра
7.Композитор-классик, современник Гайдна
8. Количество частей в классической симфонии
9.Должность, которую Гайдн занимал на протяжении 30 лет
10.Город, в котором сформировалась школа композиторов, создавших прототип классической симфонии
11. Раздел, открывающий 1 часть симфонии Гайдна №103
12.Общепринятое название темы в сонатной форме
13. Название основной темы в форме рондо
14. Количество частей в классической сонате
15.Темп первой части сонаты Гайдна ми минор
16.Третий раздел сонатной формы
17.Количество “Лондонских симфоний”, сочиненных Гайдном
18. С этим композитором Гайдн познакомился в конце жизни и стал его учителем
19.Князь, у которого Гайдн служил с 1761 г.
20. Страна, куда отправился Гайдн после освобождения от
21. Музыка этого композитора произвела на Гайдна в Англии большое впечатление
22. Симфония, способствовавшая возвращению слуг князя, у которого служил Гайдн, из загородной резиденции в Эйзенштадт
- Гатиятуллина Руфия Ильдусовна
- Написать
- 8388
- 15.09.2016
Номер материала: ДБ-195026
- 14.09.2016
- 380
- 14.09.2016
- 1263
- 14.09.2016
- 598
- 14.09.2016
- 639
- 14.09.2016
- 474
- 14.09.2016
- 355
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Йозеф Гайдн
Йозефу Гайдну судьбой была отпущена долгая жизнь – композитор скончался в возрасте 77 лет, но не только поэтому его творческое наследие столь обширно: одних только симфоний им написано более ста.
Родился будущий композитор в деревне Рорау, расположенной во владениях графов Гаррахов в Нижней Австрии. Есть в биографии композитора и своеобразная тайна: в своих произведениях он охотно цитировал хорватские народные мелодии, а в местности, где он родился, представители этого народа живут и сейчас, жили и тогда – наряду с венграми и чехами… не исключено (хотя и не доказано), что у «отца симфонии» могли быть славянские корни.
Маттиас Гайдн – отец Йозефа – был каретным мастером, но в семье увлекались любительским музицированием, что позволило родителям заметить музыкальные способности мальчика. Для обучения хоровому пению, игре на скрипке и клавесине его отправили к родным в Хайнбург-на-Дунае. Здесь на талантливого мальчика обратил внимание директор капеллы Венского собора, и восьмилетний Йозеф отправился в Вену, где несколько лет работал певчим. Нередко он исполнял соло, ведь Йозеф обладал прекрасным дискантом, но только это в нем и ценили: композиции его никто не учил, а когда у юноши начал ломаться голос, его попросту выбросили на улицу.
Влача полуголодное существование, зарабатывая гроши частными уроками и игрой на скрипке в бродячем ансамбле, молодой человек вопреки обстоятельствам совершенствовал свое композиторское мастерство. Он изучает клавирную музыку Филиппа Эммануила Баха, вникает в музыкально-теоретические труды немецких авторов. За уроки композиции, которые давал ему Никола Порпора, Гайдн был не в состоянии платить и вместо платы отрабатывал их в качестве аккомпаниатора на уроках пения и даже слуги.
Удача улыбнулась Гайдну в 1759 г. – он стал дирижером придворной капеллы графа Морцина. На службе у этого аристократа Гайдн написал свои первые симфонии и квартеты. Правда, капельмейстером Морцина он пробыл недолго – в 1761 г. граф свою капеллу распустил, но за это время на композитора успел обратить внимание другой аристократ – венгерский князь Эстергази. Он принял Гайдна на должность вице-капельмейстера, а в 1766 г. – капельмейстера. На этой должности он обязан был руководить оркестром, сочинять музыку и даже заниматься постановкой опер.
Возможно, положение придворного капельмейстера сыграло определенную роль в том, какое огромное наследие оставил Гайдн – нередко по распоряжению князя Эстергази композитору приходилось за один день не только написать симфонию, но и разучить ее с придворным оркестром. И все же главное объяснение столь высокой продуктивности кроется в том «методе», который описал однажды сам Йозеф Гайдн: каждое утро, сотворив молитву, он принимался за сочинение музыки, а если у него не получалось, он снова молился – и снова работал… поистине, это был «ремесленник» в самом лучшем, самом высоком смысле этого слова – человек, вся жизнь которого прошла в неустанном труде… Быть может, он научился этому у своего отца – каретного мастера?
В историю музыки Гайдн вошел как «отец симфонии». Этот жанр существовал и раньше, но именно в творчестве Гайдна сонатно-симфонический цикл стал таким, каким мы знаем его сейчас – три части в сонате и четыре в симфонии, в каждой из которых присутствует нечто такое, чего нет в других… Квинтэссенция мышления классицизма с его культом разума и меры. Эта схема оказалась настолько удачной, что она не рухнула ни под напором страстей романтизма, ни в бурях ХХ века – она изменялась, представала в новом качестве, но всегда сохранялась – и этим мы обязаны Йозефу Гайдну.
Поначалу произведения Гайдна, написанные на службе у Эстергази, считались собственностью этого аристократического семейства, но в 1779 г. контракт был изменен, и композитор получил право продавать издателям свои партитуры. Это способствовало международной известности композитора.
При дворе Эстергази Гайдн прослужил около тридцати лет. В 1790 г. князь умер, его сын распустил оркестр, но по завещанию князя композитор получил пожизненную пенсию. Благодаря этому Гайдн смог отправиться за границу, чего он прежде не мог себе позволить. Дважды композитор побывал в Лондоне, где его музыка пользовалась большим успехом. Впервые за много лет композитор получил возможность работать с большими оркестрами и выступать в больших залах перед широкой публикой, а не перед узким кругом аристократов. Двенадцать симфоний композитора, написанные в это время и известные как Лондонские симфонии, стали вершиной его симфонического творчества.
Исключительная работоспособность позволила Гайдну удивить мир в 67 лет. В этом возрасте, когда люди уже неохотно берутся за что-то новое, композитор создал произведение в жанре, к которому прежде обратился только один раз и без особого успеха – ораторию «Сотворение мира», которую критик Александр Серов впоследствии назвал «гигантским созданием». Два года спустя последовал новый шедевр в ораториальном жанре – «Времена года». Оратории стали «эффектной точкой» творческого пути Гайдна. В последние годы жизни он уже не создавал музыки. Композитор ушел из жизни в 1809 г. – вскоре после нападения наполеоновских войск на Вену.
По словам самого композитора, более всего в нелегкой жизни и неустанном труде его поддерживало осознание того, что его труд послужит людям «источником, из которого обремененная бедами, утомленная душа будет черпать успокоение и бодрость». С этим нельзя не согласиться, слушая его сонаты, симфонии и оратории.
Источники:
https://venagid.ru/14523-kompozitor-franz-joseph-haydn-osnovatel-klassicheskogo-instrumentalnogo-zhanra
https://infourok.ru/testi-i-krossvordi-po-teme-zhizn-i-tvorchestvo-y-gaydna-1195303.html
https://musicseasons.org/jozef-gajdn/