18 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Капитан выбрался на открытое место и увидел. Александр гриналые паруса

Книга Алые паруса, страница 1. Автор книги Александр Грин

Онлайн книга «Алые паруса»

Нине Николаевне Грин подносит и посвящает Автор

Пбг, 23 ноября 1922 г.

Лонгрен, матрос «Ориона», крепкого трехсоттонного брига, на котором он прослужил десять лет и к которому был привязан сильнее, чем иной сын к родной матери, должен был, наконец, покинуть службу.

Это произошло так. В одно из его редких возвращений домой, он не увидел, как всегда еще издали, на пороге дома свою жену Мери, всплескивающую руками, а затем бегущую навстречу до потери дыхания. Вместо нее, у детской кроватки – нового предмета в маленьком доме Лонгрена – стояла взволнованная соседка.

– Три месяца я ходила за нею, старик, – сказала она, – посмотри на свою дочь.

Мертвея, Лонгрен наклонился и увидел восьмимесячное существо, сосредоточенно взиравшее на его длинную бороду, затем сел, потупился и стал крутить ус. Ус был мокрый, как от дождя.

– Когда умерла Мери? – спросил он.

Женщина рассказала печальную историю, перебивая рассказ умильным гульканием девочке и уверениями, что Мери в раю. Когда Лонгрен узнал подробности, рай показался ему немного светлее дровяного сарая, и он подумал, что огонь простой лампы – будь теперь они все вместе, втроем – был бы для ушедшей в неведомую страну женщины незаменимой отрадой.

Месяца три назад хозяйственные дела молодой матери были совсем плохи. Из денег, оставленных Лонгреном, добрая половина ушла на лечение после трудных родов, на заботы о здоровье новорожденной; наконец, потеря небольшой, но необходимой для жизни суммы заставила Мери попросить в долг денег у Меннерса. Меннерс держал трактир, лавку и считался состоятельным человеком.

Мери пошла к нему в шесть часов вечера. Около семи рассказчица встретила ее на дороге к Лиссу. Заплаканная и расстроенная Мери сказала, что идет в город заложить обручальное кольцо. Она прибавила, что Меннерс соглашался дать денег, но требовал за это любви. Мери ничего не добилась.

– У нас в доме нет даже крошки съестного, – сказала она соседке. – Я схожу в город, и мы с девочкой перебьемся как-нибудь до возвращения мужа.

В этот вечер была холодная, ветреная погода; рассказчица напрасно уговаривала молодую женщину не ходить в Лисе к ночи. «Ты промокнешь, Мери, накрапывает дождь, а ветер, того и гляди, принесет ливень».

Взад и вперед от приморской деревни в город составляло не менее трех часов скорой ходьбы, но Мери не послушалась советов рассказчицы. «Довольно мне колоть вам глаза, – сказала она, – и так уж нет почти ни одной семьи, где я не взяла бы в долг хлеба, чаю или муки. Заложу колечко, и кончено». Она сходила, вернулась, а на другой день слегла в жару и бреду; непогода и вечерняя изморось сразила ее двухсторонним воспалением легких, как сказал городской врач, вызванный добросердной рассказчицей. Через неделю на двуспальной кровати Лонгрена осталось пустое место, а соседка переселилась в его дом нянчить и кормить девочку. Ей, одинокой вдове, это было не трудно. К тому же, – прибавила она, – без такого несмышленыша скучно.

Лонгрен поехал в город, взял расчет, простился с товарищами и стал растить маленькую Ассоль. Пока девочка не научилась твердо ходить, вдова жила у матроса, заменяя сиротке мать, но лишь только Ассоль перестала падать, занося ножку через порог, Лонгрен решительно объявил, что теперь он будет сам все делать для девочки, и, поблагодарив вдову за деятельное сочувствие, зажил одинокой жизнью вдовца, сосредоточив все помыслы, надежды, любовь и воспоминания на маленьком существе.

Десять лет скитальческой жизни оставили в его руках очень немного денег. Он стал работать. Скоро в городских магазинах появились его игрушки – искусно сделанные маленькие модели лодок, катеров, однопалубных и двухпалубных парусников, крейсеров, пароходов – словом, того, что он близко знал, что, в силу характера работы, отчасти заменяло ему грохот портовой жизни и живописный труд плаваний. Этим способом Лонгрен добывал столько, чтобы жить в рамках умеренной экономии. Малообщительный по натуре, он, после смерти жены, стал еще замкнутее и нелюдимее. По праздникам его иногда видели в трактире, но он никогда не присаживался, а торопливо выпивал за стойкой стакан водки и уходил, коротко бросая по сторонам «да», «нет», «здравствуйте», «прощай», «помаленьку» – на все обращения и кивки соседей. Гостей он не выносил, тихо спроваживая их не силой, но такими намеками и вымышленными обстоятельствами, что посетителю не оставалось ничего иного, как выдумать причину, не позволяющую сидеть дольше.

Сам он тоже не посещал никого; таким образом меж ним и земляками легло холодное отчуждение, и будь работа Лонгрена – игрушки – менее независима от дел деревни, ему пришлось бы ощутительнее испытать на себе последствия таких отношений. Товары и съестные припасы он закупал в городе – Меннерс не мог бы похвастаться даже коробкой спичек, купленной у него Лонгреном. Он делал также сам всю домашнюю работу и терпеливо проходил несвойственное мужчине сложное искусство ращения девочки.

Читать еще:  Ритуалы разных стран и народов. Обычаи и традиции: самые жесткие примеры

Ассоль было уже пять лет, и отец начинал все мягче и мягче улыбаться, посматривая на ее нервное, доброе личико, когда, сидя у него на коленях, она трудилась над тайной застегнутого жилета или забавно напевала матросские песни – дикие ревостишия. В передаче детским голосом и не везде с буквой «р» эти песенки производили впечатление танцующего медведя, украшенного голубой ленточкой. В это время произошло событие, тень которого, павшая на отца, укрыла и дочь.

Была весна, ранняя и суровая, как зима, но в другом роде. Недели на три припал к холодной земле резкий береговой норд.

Рыбачьи лодки, повытащенные на берег, образовали на белом песке длинный ряд темных килей, напоминающих хребты громадных рыб. Никто не отваживался заняться промыслом в такую погоду. На единственной улице деревушки редко можно было увидеть человека, покинувшего дом; холодный вихрь, несшийся с береговых холмов в пустоту горизонта, делал «открытый воздух» суровой пыткой. Все трубы Каперны дымились с утра до вечера, трепля дым по крутым крышам.

Но эти дни норда выманивали Лонгрена из его маленького теплого дома чаще, чем солнце, забрасывающее в ясную погоду море и Каперну покрывалами воздушного золота. Лонгрен выходил на мостик, настланный по длинным рядам свай, где, на самом конце этого дощатого мола, подолгу курил раздуваемую ветром трубку, смотря, как обнаженное у берегов дно дымилось седой пеной, еле поспевающей за валами, грохочущий бег которых к черному, штормовому горизонту наполнял пространство стадами фантастических гривастых существ, несущихся в разнузданном свирепом отчаянии к далекому утешению. Стоны и шумы, завывающая пальба огромных взлетов воды и, казалось, видимая струя ветра, полосующего окрестность, – так силен был его ровный пробег, – давали измученной душе Лонгрена ту притупленность, оглушенность, которая, низводя горе к смутной печали, равна действием глубокому сну.

Викторина по феерии А.Грина «Алые паруса»
материал по литературе (7 класс) по теме

Викторина по феерии Александра Грина «Алые паруса» (вопросы и ответы)

Скачать:

Предварительный просмотр:

Тема урока : «В ожидании чуда…( По произведению А.Грина «Алые паруса».

Цели урока : 1 . Диагностика прочтения произведения.

2. Развитие устной речи учащихся.

3. Обучение умению давать точный и исчерпывающий ответ на

4. Развитие умения выделять главное, систематизировать и

Тип урока : урок-викторина.

  1. Организационный момент.
  2. Викторина по прочитанному произведению.
  3. Подведение итогов урока.
  4. Д/З.

Когда мы открываем такую книгу, как «Алые паруса» Александра Грина, мы прикасаемся к очень популярному произведению. Андрей Богословский написал оперу «Алые паруса», многие поэты писали стихи по мотивам книги Грина, а стихотворение Сергея Норовчатова так и называется «Алые паруса». Великолепна и экранизация , она также очень популярна. И дело , конечно, не только в игре замечательных актеров : Василия Ланового, Анастасии Вертинской. «Алые паруса» обладают очарованием, присущим не всякому произведению искусства.

  1. Как А.Грин определил жанр своего произведения? ( феерия )
  2. Как звали жену Лонгрена? (Мери )
  3. Где развиваются события повести ? ( На берегу моря, в Каперне )
  4. «В этот вечер была холодная, ветреная погода…» А что случилось в этот вечер? (продрогла и заболела Мери пошла в Лисс, заложила кольцо и раздобыла немного денег. Она помокла. )
  5. «Десять лет скитальческой жизни оставили в его руках немного денег..» О ком речь ? ( О Лонгрене ).
  6. «Он стал работать…» Чем занялся Лонгрен? ( «Скоро в городских магазинах появились его игрушки…»
  7. «Она также просила тебя!» Чьи это слова? К кому они обращены?( Лонгрен говорит Меннерсу )
  8. «…разве они умеют любить ? Надо уметь любить, а этого-то они не могут.» О ком так говорит герой ? ( О жителях Каперны .) На чей вопрос он отвечает? (Вопрос Ассоль ). Какой это был вопрос? (Почему нас не любят ?)
  9. Что было любимым развлечением Ассоль? ( Забраться на колени к отцу и слушать рассказы его о людях и о жизни.)
  10. Седые кудри, серая блуза, синие брюки. Высокие сапоги, трость и сумка…Кто это? ( Эгль, известный собиратель песен, легенд, преданий и сказок.)
  11. Чей портрет перед нами : « Стиранное много раз ситцевое платье…, худенькие загорелые ноги, темные густые волосы, забранные в кружевную косынку… Каждая черта.. выразительно легка и чиста…» ( Ассоль)
  12. «Не знаю, сколько лет пройдет… Однажды утром…» Кто предсказал будущее Ассоль? ( Эгль).
  13. А что же произойдет однажды утром ? ( «… в морской дали под солнцем сверкнет алый парус. Сияющая громада алых парусов белого корабля двинется, рассекая волны, прямо к тебе…»)
  14. Почему, как вы думаете, рассказ о жизни Ассоль ведется параллельно жизнеописанию Грея ? ( Автор готовит читателя к мысли о том, что судьбы этих героев переплелись не случайно.)
  15. «Отец и мать Грея были надменные невольники своего положения…» Чем отличался от них Артур Грей ? (Живой душой.)
  16. Почему Грей испортил картину, изображавшую распятие ? («Я не могу допустить, чтобы при мне торчали из рук гвозди и текла кровь. Я этого не хочу.»)
  17. Какой эпизод сделал друзьями Грея и служанку Бетси? ( Бетси обварила руку, а Грей специально ошпарил себе руку, чтобы почувствовать , как больно девушке .)
  18. Какую роль сыграл Грей в судьбе Бетси ? ( Он дал ей денег, чтобы она могла выйти замуж за любимого человека.)
  19. С кем играл в детстве Артур Грей ? ( Один)
  20. «Грей несколько раз приходил посмотреть на эту картину….» А что было изображено на картине? ( Корабль )
  21. Продолжите фразу : « Осенью, на пятнадцатом году жизни, Артур Грей ….» ( «… тайно покинул дом…»)
  22. Продолжите фразу : «Капитан»Ансельма»…заранее торжествовал, представляя, как месяца через два Грей скажет ему…» ( Я хочу к маме …)
  23. «Победа на твоей стороне, плут». Чьи это слова ? К кому они обращены ? (Капитана Гопа, к Грею).
  24. Кто молился такими словами : «О плавающих, путешествующих, болеющих, страдающих и плененных…» (Мать Грея.)
  25. Как назывался новый корабль Грея ?( «Секрет»)
  26. «Капитан выбрался на открытое место…и увидел здесь…» А что же увидел капитан Грей ? ( Спящую Ассоль).
  27. Кто рассказал Грею историю Ассоль? ( Меннерс ,длинный молодой парень…)
  28. «С тех пор так ее и зовут…» А как звали Ассоль в Каперне? ( Ассоль Корабельная .)
  29. Продолжите фразу : « …В ней две девушки, две Ассоль, перемешанных в замечательной прекрасной неправильности. Одна была дочь матроса…, другая -….» «…живое стихотворение .»
  30. Кто истинные друзья Ассоль ? ( Это крупные старые деревья)
  31. «Чья это шутка ?Чья шутка?» О чем спрашивает Ассоль? Как на ее пальце появилось кольцо? ( Грей одел ей кольцо, пока она спала.)
  32. «Он рдел, как улыбка, прелестью духовного отражения»… О чем речь ? (О алом шелке, купленном Греем.)
  33. Сколько метров алой материи купил Грей ? ( Две тысячи метров .)
  34. Продолжите фразу, которую сказала Ассоль угольщику : «…ты, наверное, когда наваливаешь углем корзину, то думаешь ,что…» («.. она зацветет.»)
  35. Завершите предложение : « благодаря ей я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы …» («…делать так называемые чудеса своими руками.»)
  36. Продолжите фразу : « Когда для человека главное – получать дражайший пятак, легко дать этот пятак, но, когда душа таит зерно пламенного растения – чуда, сделай ему это чудо…» ( «Новая душа будет у него и новая у тебя».)
  37. «Счастье сидело в ней пушистым котенком…» Когда счастье поселилось в сердце Ассоль? ( Когда она увидела Грея.)
  38. О чем попросила Ассоль Грея, как только оказалась на корабле ? («Ты возьмешь к нам моего Лонгрена?»)
  39. Как Летика назвал Ассоль ? (Лучшим грузом , лучшим призом «Секрета»)
  40. Последняя фраза повести : «Циммер…сидел …и думал о …». Произнесите последнее слово книги А.Грина .( «…о счастье.»)
Читать еще:  Абсолютная и относительная истина. Что такое истина? Примеры относительной истины

Подведение итогов урока.

Домашнее задание : прочитать рассказ Л.Андреева «Кусака».

Капитан выбрался на открытое место и увидел. Александр гриналые паруса

Бегущая по волнам

© Паустовский К. Г., наследники, предисловие, 1939

© Высоцкий В. П., наследники, иллюстрации, 1965

© Власов В. А., наследники, иллюстрации, 1945, 1957

© Оформление серии. ОАО «Издательство „Детская литература“», 2014

Жизнь Александра Грина

Писатель Грин – Александр Степанович Гриневский – умер в июле 1932 года в Старом Крыму – маленьком городе, заросшем вековыми ореховыми деревьями.

Грин прожил тяжелую жизнь. Все в ней, как нарочно, сложилось так, чтобы сделать из Грина преступника или злого обывателя. Было непонятно, как этот угрюмый человек, не запятнав, пронес через мучительное существование дар могучего воображения, чистоту чувств и застенчивую улыбку.

Биография Грина – беспощадный приговор дореволюционному строю человеческих отношений. Старая Россия наградила Грина жестоко: она отняла у него еще с детских лет любовь к действительности. Окружающее было страшным, жизнь – невыносимой. Она была похожа на дикий самосуд. Грин выжил, но недоверие к действительности осталось у него на всю жизнь. Он всегда пытался уйти от нее, считая, что лучше жить неуловимыми снами, чем «дрянью и мусором» каждого дня.

Грин начал писать и создал в своих книгах мир веселых и смелых людей, прекрасную землю, полную душистых зарослей и солнца, – землю, не нанесенную на карту, и удивительные события, кружащие голову, как глоток вина.

«Я всегда замечал, – пишет Максим Горький в книге „Мои университеты“, – что людям нравятся интересные рассказы только потому, что позволяют им забыть на час времени тяжелую, но привычную жизнь».

Эти слова целиком относятся к Грину.

Русская жизнь была ограничена для него обывательской Вяткой, грязной ремесленной школой, ночлежными домами, непосильным трудом, тюрьмой и хроническим голодом. Но где-то за чертой серого горизонта сверкали страны, созданные из света, морских ветров и цветущих трав. Там жили люди, коричневые от солнца, – золотоискатели, охотники, художники, неунывающие бродяги, самоотверженные женщины, веселые и нежные, как дети, но прежде всего – моряки.

Жить без веры в то, что такие страны цветут и шумят где-то на океанских островах, было для Грина слишком тяжело, порой невыносимо.

Пришла революция. Ею было поколеблено многое, что угнетало Грина: звериный строй прошлых человеческих отношений, эксплуатация, отщепенство – все, что заставляло Грина бежать от жизни в область сновидений и книг.

Читать еще:  Проверка лотерейных билетов ваше лото. Что можно выиграть в белорусских лотереях

Грин искренне радовался ее приходу, но прекрасные дали нового будущего, вызванного к жизни революцией, были еще неясно видны, а Грин принадлежал к людям, страдающим вечным нетерпением.

Революция пришла не в праздничном уборе, а пришла как запыленный боец, как хирург. Она вспахала тысячелетние пласты затхлого быта.

Светлое будущее казалось Грину очень далеким, а он хотел осязать его сейчас, немедленно. Он хотел дышать чистым воздухом будущих городов, шумных от листвы и детского смеха, входить в дома людей будущего, участвовать вместе с ними в заманчивых экспедициях, жить рядом с ними осмысленной и веселой жизнью.

Действительность не могла дать этого Грину тотчас же. Только воображение могло перенести его в желанную обстановку, в круг самых необыкновенных событий и людей.

Это вечное, почти детское нетерпение, желание сейчас же увидеть конечный результат великих событий, сознание, что до этого еще далеко, что перестройка жизни – дело длительное, все это вызывало у Грина досаду.

Раньше он был нетерпим в своем отрицании действительности, сейчас он был нетерпим в своей требовательности к людям, создавшим новое общество. Он не замечал стремительного хода событий и думал, что они идут невыносимо медленно.

Если бы социалистический строй расцвел, как в сказке, за одну ночь, то Грин пришел бы в восторг. Но ждать он не умел и не хотел. Ожидание нагоняло на него скуку и разрушало поэтический строй его ощущений.

Может быть, в этом и заключалась причина малопонятной для нас отчужденности Грина от времени.

Грин умер на пороге социалистического общества, не зная, в какое время умирает. Он умер слишком рано.

Смерть застала его в самом начале душевного перелома. Грин начал прислушиваться и присматриваться к действительности. Если бы не смерть, то, может быть, он вошел бы в ряды нашей литературы как один из наиболее своеобразных писателей, органически сливших реализм со свободным и смелым воображением.

Отец Грина – участник Польского восстания 1863 года – был сослан в Вятку, работал там счетоводом в больнице, спился и умер в нищете.

Сын Александр – будущий писатель – рос мечтательным, нетерпеливым и рассеянным мальчиком. Он увлекался множеством вещей, но ничего не доводил до конца. Учился он плохо, но запоем читал Майн Рида, Жюля Верна, Густава Эмара и Жаколио.

«Слова „Ориноко“, „Миссисипи“, „Суматра“ звучали для меня как музыка», – говорил потом об этом времени Грин.

Теперешней молодежи трудно понять, как неотразимо действовали эти писатели на ребят, выросших в прежней русской глуши. «Чтобы понять это, – говорит Грин в своей автобиографии, – надо знать провинциальный быт того времени, быт глухого города. Лучше всего передает эту обстановку напряженной мнительности, ложного самолюбия и стыда рассказ Чехова „Моя жизнь“. Когда я читал этот рассказ, я как бы полностью читал о Вятке».

С восьми лет Грин начал думать о путешествиях. Жажду путешествия он сохранил до самой смерти. Каждое путешествие, даже самое незначительное, вызывало у него глубокое волнение.

Грин с малых лет обладал очень точным воображением. Когда он стал писателем, то представлял себе те несуществующие страны, где происходило действие его рассказов, не как туманные пейзажи, а как хорошо изученные, сотни раз исхоженные места.

Он мог бы нарисовать подробную карту этих мест, мог отметить каждый поворот дороги и характер растительности, каждый изгиб реки и расположение домов, мог, наконец, перечислить все корабли, стоящие в несуществующих гаванях, со всеми их морскими особенностями и свойствами беспечной и жизнерадостной корабельной команды.

Вот пример такого точного несуществующего пейзажа. В рассказе «Колония Ланфиер» Грин пишет:

«На севере неподвижным зеленым стадом темнел лес, огибая до горизонта цепь меловых скал, испещренных расселинами и пятнами худосочных кустарников.

На востоке, за озером, вилась белая нитка дороги, ведущей за город. По краям ее кое-где торчали деревья, казавшиеся крошечными, как побеги салата.

На западе, облегая изрытую оврагами и холмами равнину, простиралась синяя, сверкающая белыми искрами гладь океана.

А к югу, из центра отлогой воронки, где пестрели дома и фермы, окруженные неряшливо рассаженной зеленью, тянулись косые четырехугольники плантаций и вспаханных полей колонии Ланфиер».

С ранних лет Грин устал от безрадостного существования.

Дома мальчика постоянно били, даже больная, измученная домашней работой мать с каким-то странным удовольствием дразнила сына песенкой:

«Я мучился, слыша это, – говорил Грин, – потому что песня относилась ко мне, предрекая мое будущее».

С большим трудом отец отдал Грина в реальное училище.

Из училища Грина исключили за невинные стихи о своем классном наставнике.

Отец жестоко избил его, а потом несколько дней обивал пороги у директора училища, унижался, ходил к губернатору, просил, чтобы сына не исключали, но ничего не помогло.

Отец пытался устроить Грина в гимназию, но его туда не приняли. Город уже выдал маленькому мальчику неписаный «волчий билет». Пришлось отдать Грина в городское училище.

Источники:

http://loveread.me/read_book.php?id=2335&p=10
http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2011/11/06/viktorina-po-feerii-agrina-alye-parusa
http://www.litmir.me/br/?b=586975&p=13

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector