160 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Карты проппа в коррекционной работе. Карты проппа в детском саду

ДЕТСТВО-ГИД

DETSTVO-GID — сайт для родителей и педагогов

Рубрики

Свежие комментарии

  • admin к записи Темы по самообразованию: музыкальное развитие дошкольников
  • Лариса к записи Темы по самообразованию: музыкальное развитие дошкольников
  • admin к записи Современные требования к физкультурному занятию
  • Наталья к записи Современные требования к физкультурному занятию
  • admin к записи Современные требования к физкультурному занятию
  • Популярные записи

    Страницы

    Методика работы с картами В.Я. Проппа

    Методика работы с картами Владимира Яковлевича Проппа известна давно. Но свою актуальность она не потеряла и в настоящее время. Задачи, которые решаются при помощи данной методики полностью соответствуют положениям и требованиям ФГОС ДО:

    — формируется умение продумывать замысел, следовать ему в сочинении, выбирать тему, интересный сюжет, героев;

    — карты развивают внимание, восприятие, фантазию, воображение, обогащают эмоциональную сферу, активизируют устную связную речь;

    — карты развивают активность личности, не оставляя ребенка равнодушным к сказочному сюжету.

    Фольклорист Владимир Яковлевич Пропп подробно изучал сказки народов мира, анализировал сотни сюжетов и выделил 31 постоянную функцию, без которых не обходится ни одно сказочное произведение. Не обязательно, что они все вместе будут присутствовать в сказке, иногда нарушается их последовательность, но идея, содержание сказки при этом не страдают.

    Дж. Родари сократил число этих функций до 20:

    1. запрет или предписание; 2. нарушение; 3. вредительство; 4. отъезд героя; 5. задача; 6. встреча с дарителем; 7. волшебные дары; 8. появление героя; 9. сверхъестественные свойства антигероя; 10. борьба; 11. победа; 12. возвращение домой; 13. прибытие домой; 14. ложный герой; 15. трудные испытания; 16. ликвидация беды; 17. узнавание героя; 18. изобличение ложного героя; 19. наказание ложного героя; 20. Свадьба или счастливый конец.

    Вот некоторые примеры: запрет выступает в роли сильнейшего мотива и заставляет спорить с существующим авторитетом. В сказке «Крошечка — Хаврошечка» корова говорит: «Не ешь моего мяса, косточки мои собери, в платочек завяжи, в саду их рассади, каждое утро водой поливай». В данном случае Хаврошечка не нарушила запрет. А в «Гуси-лебеди» — родители запретили выходить из дома. Аленушка не послушалась. Происходит нарушение правил. Вредительство совершает недоброжелатель главного героя (гуси-лебеди). Жар-птица ворует золотые яблоки («Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и сером волке».

    Кстати, все детективы (фильмы и книги) можно разложить по данным функциям достаточно легко.

    Методика

    Перечисленные 20 функций необходимо нарисовать и изготовить в виде карт. На каждой карте придумывается любое символическое изображение. Не забывайте, что знакомство со сказочными функциями предполагает накопление большого набора сказочных образов, персонажей, знание многих сказок и секреты построения волшебных сказок (структуру).

    Присказка. Зачин (Приглашение в сказку).

    Уже сама присказка настраивает слушателей на особый лад, переносит их в сказочный мир. Присказки звучат знаменательно, многообещающе. Роль присказки сходна с ролью былинного запева и большей частью не связана с сюжетом сказки. Цель — подготовить аудиторию к слушанию сказки, заинтересовать. Воспитатель может начать так:

    1. Вы хотите сказочку? Сказочка — это вязочка, сплетена она из лунного света, перевязана солнечным лучом, а обвита облачным поясом.
    2. За далекими полями, за глубокими морями, за высокими горами, средь лазоревых полян, в некотором царстве, небесном государстве жили-были…
    3. В некотором царстве, в некотором государстве…или в тридевятом царстве, тридесятом государстве…

    Концовка

    Концовка, как и присказка, ограничивает (отделяет) сказку от реальной жизни и возвращает слушателей к реальной действительности. Варианты концовок:

    1. Устроили пир на весь мир, я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попадало.
    2. Вот вам сказка, а мне бубликов связка.
    3. Тут и сказке конец, а кто слушал — молодец.

    Присказка и концовка составляют обрамление, в которое сказочник включает повествование.

    Сказка обычно насыщена традиционными, так называемыми, сказочными формулами: речевыми клише, ритмическими присловьями, которые характеризуют разные действия и описания персонажей, постоянными эпитетами и т.д.:

    1. Царь начал пиры пировать, гостей созывать.
    2. Избушка, избушка! Стань по-старому, как мать поставила — к лесу задом, ко мне передом.
    3. Сделался такой молодец — ни вздумать, ни взгадать, ни пером описать.
    4. Конь бежит, земля дрожит, из ушей пламя пышет.
    5. Меч-кладенец, Василиса-прекрасная, скатерть-самобранка и т.д.

    Необходимо объяснить детям, что сказка начинается с какого-то необычайного события, где главную роль играет волшебное существо. Рано или поздно герой сказки сталкивается со злыми силами или с большими трудностями, препятствиями, затем преодолевает их. Трудные задания герой, как правило, выполняет при помощи волшебных предметов или существ.

    Когда у детей будет в запасе знание многих волшебных сказок, можно провести несколько тематических занятий или игр-заданий, викторин на тему: «Сказочные герои (героини)», Сказочные чудовища», «Волшебные помощники», «Волшебные превращения». «Путешествие по тридевятому царству (определяется место действия в сказках)», «Сказочная цифра 3 (прием троекратных повторений)», «В гостях у сестер-присказок, братьев-зачинов, подружек-концовок» желательно с использованием произведений живописи, музыки как дополнительных средств воздействия на ребенка.

    Подготовительные игры-задания, которые можно включить в образовательную деятельность:

    Чудеса в решете. В процессе этой игры выявляют происходящие в сказках различные чудеса: как и с помощью чего осуществляются превращения, волшебство. Уточняют волшебные слова, предметы и их действие.

    — Кто на свете злее всех (добрее всех)? Выявление злых и коварных героев (добрых), описание их облика, характера, образа жизни, привычек, жилища. Затем анализируют, может ли существовать сказка без таких героев, какова их роль в развитии сюжете. Для кого эти персонажи являются добрыми, для кого злыми и почему (наверное для Кощея Баба-Яга очень даже добрая женщина и верный друг).

    Заветные слова. В процессе этой игры ребята делают попытку вычленить самые действенные, значимые слова (волшебные, приговоры).

    — Что в дороге пригодиться? На основе анализа волшебных сказочных предметов, которые помогают преодолеть врага (скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, аленький цветочек и т.д.), придумывают новые предметы-помощники. Волшебным может стать самый заурядный предмет (ручка, ботинок), а может быть он начнет выполнять не свойственные ему функции — котелок как гнездо, сумка, зеркало.

    — Что общего. Игра предполагает сравнительный анализ различных сюжетов с точки зрения сходства и различия («Теремок» и «Варежка», «Морозко» и «Госпожа метелица»)

    Работу по сочинению сказок можно разделить на два этапа:

    1 этап — непосредственное ознакомление с функциями волшебной сказки.

    Начать занятие можно так: «На лесной полянке в небольшой резной избушке живут сказочные действия. Живут они очень дружно, помогают друг дружке сказки сочинять. Давайте-ка познакомимся с ними»

    Педагог может взять не все 20, а наиболее часто встречающиеся в сказках. Например: герой покидает дом, запрет, нарушение запрета, трудная задача, волшебное средство, помощь, герой спасается от преследования, борьба, враг побежден, счастливый конец.

    Читать еще:  Что почитать из русских классиков. Самые известные русские писатели и их произведения

    Читаете сказку, затем «раскладываете» ее по функциям. Позднее дети сами находят обозначенную функцию словесно, выкладывают карточки с функциями.

    По мере накопления опыта работы с картами и с функциями детям можно предложить задания:

    • найти знакомые «волшебные карты» в новой, только что прочитанной сказке;
    • самостоятельно определить отсутствие знакомой карты;
    • выставить карты в том порядке, в котором они заданы сюжетом новой сказки;
    • найти ошибку в расположении карт по сюжету новой сказки.

    На материале сказочных текстов провести упражнения на формирование образности речи. Они делают процесс восприятия более глубоким, заостряют внимание на языковом материале, заставляют задумываться о значении используемых в тексте слов и выражений.

    Например, Баба Яга — скажи по-другому. Или: Как говорили раньше? (Конь златогривый, меч булатный, утро вечера мудренее и т.д.). Похвали Бабу Ягу.

    На 2 этапе проводится обучение сочинению собственных сказок при помощи «волшебных карт».

    Детям предлагается набор из 5-6 карт. Они могут придумывать вдвоем, втроем (так проще справиться со сложным заданием). Сочиняя группами, ребенок может заметить неточность в рассказе товарища (речевые, логические ошибки), самому быть внимательным при сочинении.

    Например, задание — сочинить сказку «Про елочку». Предложено 5 карт — отлучка, запрет, нарушение запрета, волшебное средство, счастливый конец. Можно дать карты по порядку, а можно предложить самим подумать, как их расположить.

    Или — придумать сказку о Бабе-Яге и Кощее. Условие: они добрые и помогают людям. Какая волшебная карта будет главной («помощь»), какие карты могли бы сделать сказку более интересной, полной приключений и неожиданностей (запрет, нарушение запрета, трудная задача, счастливый конец)?

    С детьми оговариваются следующие положения:

    • кто будет главным героем;
    • кто будет мешать герою;
    • кто будет помогать решать ему трудную задачу (волшебные помощники, другие герои);
    • придумать название к сказке;
    • какие зачины и концовки будут использованы;
    • придумывание сказочных слов и выражений;
    • присутствие главных и второстепенных героев, встречи, поступки героев, их нравственные характеристики.

    Количество игровых приемов и ситуаций зависит от вашей фантазии. Можно предложить игровые приемы:

    у знакомой сказки пропадают карты. Например, «Никита Кожемяка» — пропали «герой вступает в борьбу», «враг побежден». Дети должны проанализировать последствия отсутствия определенных функций по сюжету;

    — или предлагаете карту «Трудная задача» и задаете вопрос: «Какая карта может быть следующей? Почему?»

    Игровые приемы по работе со сказкой можно посмотреть и в этой статье.

    Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлении, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.

    Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта.

    Консультация для воспитателей «Карты Проппа»
    методическая разработка по развитию речи на тему

    Консультация для воспитателей «Карты Проппа»

    Выступление на методическом объединении.

    Тема: «Карты Проппа».

    Что за чудо, что за прелесть эти сказки! В волшебный мир сказок ребёнок попадает в самом раннем детстве. По мнению психологов, знакомство со сказкой помогает ребёнку легче понять и принять окружающую действительность. Язык сказок понятен малышу. Жизненно важная информация усваивается сама по себе, без наставлений, незаметно. Приобщаясь к сказке, ребёнок приобретает новый для себя вид психической активности – умение мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, а это – основа для любой творческой деятельности. Через сказку легче всего объяснить ребёнку первые и главные понятия нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо». Понятия о доброте предстаёт в сказке не в виде законов и правил, а в виде образов сильных и храбрых героев, в виде доброй волшебницы или феи, всегда готовой прийти на помощь. Правильное прочтение и понимание сказки являются хорошим залогом того, что ребенок будет развиваться духовно, интеллектуально, и нравственные понятия закрепятся в реальной жизни и во взаимоотношениях с близкими людьми. Задача родителей и педагогов дошкольной организации, попытаться подогреть интерес ребенка к сказкам, помочь анализировать и понимать прочитанное, ну, и, конечно же, запоминать. Но вместе с тем ребенок – существо активное от природы, он любит не только слушать сказки, но и действовать, творить, опираясь на них. Помогут в этом карты Проппа. Учитывая, что для ребенка – дошкольника наиболее значимыми являются игра, а также продуктивные виды деятельности: рисование, конструирование, литературно-художественная деятельность и другие, логичным и закономерным будет соединить основные направления развития дошкольника: игру, продуктивные виды деятельности и оперирование знаковыми системами, их использование в собственной деятельности. Здесь то и призваны помочь карты Проппа. Карты Проппа позволяют изучить огромное количество сказок, стимулировать, обогащать и развивать связную речь, что способствует успешному обучению в школе.

    Сказка, как и любая система, состоит из частей. Большой знаток и любитель сказок, ученый – фольклорист Владимир Яковлевич Пропп сравнил между собой волшебные сказки разных народов и увидел, что все они похожи друг на друга, несмотря на то, что очень разные. В каждой из них есть обязательные части, из которых строится сюжет сказки. В. Я. Пропп назвал их функциями. Проанализировав структуру народной сказки, Владимир Яковлевич Пропп сформулировал следующие три принципа:

    1. «Постоянными, устойчивыми элементами сказки служат функции действующих лиц, независимо от того, кем и как они выполняются».

    2. «Число функций, известных волшебной сказке, ограниченно».

    3. «Последовательность функций всегда одинакова».

    Разумеется, не во всех сказках наличествуют все функции; последовательность функций может и нарушаться, возможны перескоки, добавления, синтез, однако это не противоречит основному ходу повествования. (т. е. победа не может быть раньше борьбы).

    В. Я. Пропп выделил 31 постоянную функцию. В своей работе «Грамматика Фантазии» Д. Родари сократил их количество до 20. Последовательность их может варьироваться и не в каждой сказке они могут содержаться в полном объеме. Д. Родари отмечал, что преимущество карт очевидно, т. к каждая карта– целый срез сказочного мира; каждая карта находит отклик во внутреннем мире ребенка. Карты Проппа, как конструктор, из деталей которого можно сложить сказку. Сказочных ситуаций или функций 20:

    1. Запрет. 2. Нарушение запрета 3. Вредительство 4. Герой, героиня 5. Отъезд героя 6. Задача 7. Встреча с дарителем 8. Волшебные дары или волшебное средство 9. Появление героя или помощников 10. Встреча с вредителем

    11. Борьба 12. Победа 13. Прибытие домой 14. Ложный герой 15. Трудные испытания 16. Ликвидация беды 17. Узнавание героя 18. Изобличение ложного героя 19. Наказание ложного героя 20. Свадьба или счастливый конец.

    Опыт работы с картами Проппа показал, что желательно ввести ещё одну постоянную функцию – зачин (жили – были, в некотором царстве и т. д., это помогает детям настроиться на пересказ или сочинение сказки.

    Читать еще:  Как нарисовать аниме девушка и парень целуются. Чувства героев друг к другу

    Рассмотрим карты Проппа на примере сказки «Красная шапочка»: зачин, главная героиня, запрет, встреча с вредителем, нарушение запрета, вредительство, появление помощников, борьба, победа, счастливый конец.

    Прежде чем приступить к непосредственному пересказу или сочинению сказок по картам Проппа, следует организовать подготовительные игры, в процессе которых ребята познакомятся и освоят все сказочные функции:

    «Чудеса в решете» — как и с помощью чего осуществляются превращения, волшебство (волшебное слово, палочка и другие предметы, и их действия);

    «Кто на свете всех добрее или злее?». Выявление добрых или злых и коварных сказочных героев, описание их внешнего облика, характера, образа жизни, привычек, жилища.

    «Заветные слова» — попытка вычленить самые действенные, значимые слова в сказке (волшебные слова, сказочные приговоры).

    «Что в дороге пригодится?» (скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, аленький цветочек, меч-кладенец и т. д.). Придумывание новых предметов-помощников.

    «Что общего?» — сравнительный анализ различных сказок с точки зрения сходства и различия между ними («Теремок» и «Рукавичка»; «Мороз Иванович» и «Госпожа Метелица»).

    «Волшебные имена». Выяснение причин, почему дали именно такое имя герою (Золушка, Баба-Яга, Красная Шапочка и т. д.).

    На основе приведённых выше 20 функций, дети, совместно с педагогами или родителями, сами придумывают условные обозначения функций сказки и создают карты. Но для каждой группы детей необходимо создавать свои карты, так как работать по чужим карточкам непродуктивно. Отличие карт Проппа от мнемотаблиц, знаков и символов, которыми пользуются при составлении пересказов в том, что при работе со знаково-символической функцией у детей развивается только механическая память, а при работе с картами Проппа, дети сами находят ассоциации и придумывают символ. Следовательно, у них развивается воображение и активизируется творческое мышление. Наш опыт подсказывает, что дети не только легко пересказывают любые сказки с помощью карт Проппа, но и очень активно выступают в роли сочинителя сказок. Например, легко придумали новую линию в сказках: злой герой потому злой, что ему никто не дарит подарков. И волшебные дары в своей сказке дети подарили злому герою, чтобы он стал добрее. Следовательно, карты Проппа также оказывают влияние и на нравственное воспитание детей. Сочинение сказки, а потом выступление перед другими детьми требует от детей определённого мужества, преодоления себя, что способствует развитию волевых качеств.

    Опыт работы с картами Проппа показал, что дети очень быстро и легко запоминают названия функций по картам, работают активно и эти занятия им нравятся, что так же не может не отражаться и на внутреннем психологическом состоянии ребёнка.

    Но ребята любят также тасовать карты и придумывать свои правила; например, строить рассказ на вытащенных наугад трех картах, или начать сочинять с конца, или поделить колоду пополам и действовать двумя группами, соревнуясь, у кого рассказ получится занимательнее. Бывает, что на мысль о сказке наводит и одна-единственная карта. Так, карты с изображением «волшебных даров» оказалось достаточно одной девочке, чтобы придумать сказку о волшебной кисточке, которая сама рисует.

    Преимущества работы с картами Проппа очевидны: каждая из них — целый срез сказочного мира, каждая функция находит отклик во внутреннем мире ребёнка. Например, карту «Запрет», ребёнок ассоциирует с запретами в своей жизни, но есть в запрете и положительные стороны – он знакомит малыша с целым сводом правил поведения – что можно делать, а что нельзя.

    В известном смысле, игра с картами помогает ребенку разобраться и в себе самом. Карты всегда рядом, под рукой, многократно апробированные, а потому и легко применимые.

    Карты Проппа (из опыта работы)

    гульшат сагитова
    Карты Проппа (из опыта работы)

    Свой мастер класс мне хотелось бы начать со слов Д. Родари «Сказки злые и добрые могут помочь воспитать ум. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир, может одарить его воображение и научить, критически воспринимать окружающее»

    Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким.

    Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми,нерешительными ; затрудняется их общение с другими людьми (взрослыми и сверстниками,

    снижается познавательная активность. Это происходит потому, что ребенок с различными речевыми проблемами становиться «сложным» собеседником; ему трудно быть понятым другими. Поэтому всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, а значит, и на формировании личности в целом.

    Работая в старшей группе, я сталкивалась с тем, что многим детям пересказ доступен только с помощью наводящих вопросов, а при составлении рассказов по картинкам чаще отмечается склонность к перечислению отдельных предметов или действий, с трудом прослеживается сюжетная линия. Для большинства детей непосильна задача выложить последовательность из четырех сюжетных картинок и составить по ним рассказ, пересказать знакомую сказку.

    К сожалению, современные родители редко рассказывают сказки детям. Гораздо проще включить аудиодиск, посадить чадо смотреть телевизор или играть в компьютерную игру. Это экономит время и силы родителей. В результате — многие современные дети практически не знакомы со сказкой, не знают даже «Репку», «Колобка», не слышали про «Теремок», «Рукавичку» и «Красную Шапочку».

    Педагоги, работающие с детьми старшего дошкольного возраста, часто затрудняются в выборе приемов, методов и форм работы по развитию детского словотворчества. Для составления творческого рассказа с детьми дошкольного возраста целесообразнее всего использовать модели. Поэтому с этой целью мною была разработана методика обучения детей пересказу русских народных сказок с помощью карт Проппа.

    Многим, кто интересуется сказками, известно имя Владимира Проппа. Профессор Пропп занимался изучением русских народных сказок. Результаты его исследований опубликованы в книге «Морфология сказки». Изучая сюжет сказок, и взаимоотношение героев сказки фольклорист, Владимир Яковлевич Пропп, выделил 31 постоянную функцию. В своей работе «Грамматика Фантазии» Дж. Родари сократил их количество до 20. Последовательность их может варьироваться и не в каждой сказке они могут содержаться в полном объеме. Сказочных ситуаций или функций 20:

    Встреча с дарителем

    Волшебные дары или волшебное средство

    Вредитель или антигерой

    Изобличение ложного героя

    Наказание ложного героя

    Свадьба или счастливый конец.

    Также ученый выделил семь типов действующих лиц по их функциям: вредитель (антагонист, даритель, чудесный помощник, похищенный герой (искомый предмет, отправитель, герой, ложный герой. Со всеми этими персонажами старший дошкольник встречается в сказке, поэтому знает их особенности.

    Читать еще:  Рисунки черным маркером на бумаге поэтапно. Или собственные ногти

    Карты, которые придумал Владимир Яковлевич Пропп это своеобразные схемы, по которым дети узнают те события и эпизоды сказки, которые символически изображены на этих картах. Дети создают из них различные комбинации, согласно сюжету сказки.

    Представленные в схемах функции являются обобщенными действиями, понятиями. Используются для глубокого анализа сказочных повествований, восприятия традиционных способов построения сказки и организации сюжета в ней, тем самым способствуют развитию творческого, креативного мышления.

    Результаты последних психолого-педагогических исследований показали, что дошкольнику полезнее предлагать не только иллюстрацию, но также необходимо показывать различные направления: абстрактные, комичные, схематичные, реалистические и т. д. Весь этот материал оказывает значительную помощь в развитии словесного творчества детей, т. к. наглядность и четкость их исполнения позволяет удерживать в памяти большое количество информации и гибче моделировать сюжет. Это позволяет в дальнейшем автору сказки при сочинении собственного повествования абстрагироваться от конкретного поступка, героя, ситуации.

    Рассмотрим карты Проппа на примере сказки «Гуси-лебеди» (запрет, нарушение запрета, отъезд героя, задача, волшебные дары, сверхъестественные свойства антигероя, борьба, победа, возвращение домой, наказание ложного героя, счастливый конец).

    Работу с картами Проппа можно построить следующим образом:

    На первом этапе знакомлю детей с жанром литературного произведения – сказкой; выявляем ее отличие от других жанров и вычленяем структуру сказки – ее композицию.

    Присказка. Зачин (приглашение в сказку) настраивает слушателей на особый лад, переносит в сказочный мир. Ее цель – подготовить аудиторию к слушанию сказки, заинтересовать (За далекими полями, за глубокими морями; В некотором царстве, в небесном государстве жили-были).

    Повествование – насыщена событиями и так называемыми сказочными формулами: речевыми клише, ритмическими присловьями, которые характеризуют разные действия и описания персонажей (Сделался такой молодец – ни вздумать, ни взгадать, ни пером описать; Избушка, избушка встань к лесу задом, а ко мне – передом и т. д.).

    Концовка, как и присказка, ограничивает сказку от реальной жизни и возвращает к реальной действительности: (Устроили пир на весь мир, и я там был мед сладкий пил, по усам текло, а в рот не попало; Вот вам сказка, а мне бубликов связка).

    На втором этапе проводятся «подготовительные игры».

    «Чудеса в решете» – выявление различных чудес, как и с помощью чего осуществляется превращение, волшебство.

    «Волшебные слова» или сказочные приговоры, несущие основную смысловую нагрузку.

    «Что в дороге пригодится» – основные волшебные средства сказки (скатерть-самобранка, аленький цветочек).

    «Узнай героя» – выявление позитивных и негативных черт характера героев.

    «Что общего» – сравнительный анализ сказок с точки зрения сходства и различий между ними.

    «Четвертый лишний» – определение лишнего предмета.

    «Решение сказочных задач».

    «Бюро находок» – найден золотой инкубатор для золотых яиц; утеряна трехворотниковая кольчуга и т. д.

    «Сказочный словарь» – придумайте новое небывалое слово и по возможности объясните его или нарисуйте: сапоги-скороходы, ковер-самолет, шапка-невидимка.

    На третьем этапе – непосредственное ознакомление с функциями волшебной сказки. Читаем сказку и «выкладываем» ее по функциям или сопровождаем картами Проппа (схематическими изображениями). По мере накопления опыта можно предложить задания или игры:

    – выставить карты по ходу сюжета

    – найти «знакомые» карты в только что прочитанной сказке

    – найти ошибку в расположении карт по сюжету сказки

    – определить отсутствие знакомой карты

    – отделить лишнюю карту

    На четвертом этапе предлагается пересказать сказку, опираясь на карты Проппа. Для этого нужно выделить узловые моменты сказки, выстраиваются схемы по сюжету сказки и пробуем рассказать по картам Проппа.

    На пятом этапе происходит сочинение собственных сказок – предлагается набор из 5-6 карт, заранее оговаривается кто будет главным героем, кто или что будет мешать герою, какие волшебные средства будут у героя, какой будет зачин и концовка, какие сказочные слова будут в сказке.

    Карты Проппа оказывают неоценимую помощь в сенсорном развитии детей, так как их воздействие распространяется на все органы чувств, включая тактильные анализаторы. Ребенок выступает не просто в роли пассивного наблюдателя, слушателя, а является энергетическим центром творческой деятельности, создателем оригинальных литературных произведений.

    Карты Проппа позволяют стимулировать и развивать связную речь, обогащают речь детей, позволяют изучить огромное количество сказок, что способствует успешному обучению в школе.

    Результат работы с картами Проппа:

    – умение определять жанр произведения;

    – запоминать последовательность событий;

    – выделять основное содержание сказки ;

    – выстраивать схему содержания, опираясь на карты Проппа;

    – уверенно манипулировать картами.

    Материалы из опыта работы «Формирование новой философии работы с семьёй» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4 муниципального образования Щербиновский район село Ейское.

    Карты Проппа как средство творческого рассказывания для детей с ОНР «Карты Проппа как средство творческого рассказывания для детей с ОНР» Почему же так важно развитие связной речи детей дошкольного возраста?.

    Из опыта работы Физическая культура как процесс творческого преобразования двигательного опыта ребенка. Физическая культура как процесс творческого преобразования двигательного опыта ребенка. Развитие двигательной активности детей должно протекать.

    Из опыта работы «Способы и направления поддержки детской инициативы в практике работы подготовительной группы» Выступление на педагогическом совете «Педагогические условия создания проблемных ситуаций в совместной деятельности педагога и ребёнка».

    Поиграем в карты Проппа. Развитие связной речи дошкольников через ознакомление со сказкой Мастер-класс «Развитие связной речи дошкольников через ознакомление со сказкой» Воспитатель старшей разновозрастной группы: Смирнова М. А.

    Презентация опыта работы педагога-психолога «Немного о себе и опыте работы» Презентация опыта работы педагога-психолога”Немного о себе и опыте работы” муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения.

    Система поэтапной работы по звукопроизношению с детьми при сложной дислалии (из опыта работы) ЦЕЛЬ Развитие и воспитание чистой, выразительно правильной речи у детей с ОНР 5-7лет. ЗАДАЧИ: *последовательно, поэтапно устранять нарушения.

    Сообщение из опыта работы. Организация работы «Клуба молодой семьи» Организация работы “Клуба молодой семьи” – как одна из форм взаимодействия детского сада с родителями. Вообще я работаю над темой: ” Сенсорное.

    Традиционные и нетрадиционные формы работы учителя-логопеда с родителями (из опыта работы) Воспитание ребёнка начинается с самого рождения. С этого же момента и даже раньше его должна окружать и родительская любовь. Но родители.

    Выступление на педсовете из опыта работы в рамках месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы Очень важно начать прививать ребенку любовь к Родине, стране, своему народу с раннего детства. Ведь патриотизм – одна из важнейших составляющих.

    Источники:

    https://detstvogid.ru/metodika-rabotyi-s-kartami-v-ya-proppa/.html
    https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2018/10/21/konsultatsiya-dlya-vospitateley-karty-proppa
    https://www.maam.ru/detskijsad/karty-propa-iz-opyta-raboty.html

    голоса
    Рейтинг статьи
  • Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов:

    Для любых предложений по сайту: [email protected]